Главная Обратная связь

Дисциплины:






Антропологический материализм Фейербаха



Антропологический материализм Л. Фейербаха.Первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притомнаиболее совершенная - вечной природы.Материализм Фейербаха рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинствафранцузских материалистов, а человек как психофизическое единство, единстводуши и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает егоидеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде всегокак духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз исоставляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не можетбыть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности,которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом,толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид длянего - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено вразвитии человеческого рода.Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в быланастоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Религия как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек,который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности. То есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческойсущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха стало для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.Антропологический принцип Фейербаха в теории познаниявыражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. ПоФейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческогообщения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек,”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию егообъективного существования, а тем самым к признанию существования вообщевнешних вещей.Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникаетальтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать наместо иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу,есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

 





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...