Главная Обратная связь

Дисциплины:






Политическая идеология Древнего Китая



 

Различия идеалогий Древних Индии и Китая: в Индии говорили о приоритете религ мифов, китайская правовая мысль отличается рационалистичностью. Особенность менталитета Китая – равнодушие к терминам и интерес ко всему, что осязаемо, видимо. Конфуций исходиз из знания менталитета древних китайцев.

До Конфуция существовали представления: поклонение земле (инь) и небу (янь) как матери и отцу, владыкой мира. Слияние неба и земли даёт начало всему сущему.

Учение Конфуция (Кунфу Цзы, но в 17 в. Христианские миссионеры познакомились с его учением, и имя латинизировалось) возникает в период политического упадка Китая. Период возникновения учения : 551 – 479 г. До н.э. Причина успеха – Конфуций новые идеи одел в старые, традиционные одежды (знакомые образы). Конфуций является символом Китая. Его идеология фактически тождественна религии. Судьбы конфуцианства интересна тем, что оно становится тотальной идеологией через 5 веков после смерти Конфуция.

В основе учения лежит культ нормативной этики, культ древности, мудрости древних и поэтому, отзываясь о своём учении (учение записывали ученики), он говорил: «Передаю, а не созидаю. Верю в древность и люблю её». Конфуций был очень озадачен существующей полит обстановкой (конгломерат различных го-св), поэтому его идеология способствовала объединению страны. Свой интеллект Конфуций приобрёл путём самообразования.

Вся жизнь китайцев того времени строились на соблюдении ритуала ли (правил достойного поведения). Данные правила позволяли человеку сохранить достоинство в любой ситуации. В центре учения Конфуция лежит Дао (высший путь, высший принцип правильного поведения). Для Конфуция Дао – в первую очередь Дао человеческое, это – мудрый и справедливый порядок, соблюдение образцовой нормы с ориентацией на идеализированную древность «когда в государстве нет Дао, стыдно быть богатым и знатным. Кто лишён справедливости, того следует учить». На первое место выступает человек, который созидает порядок в гос-ве и отвечает за него. «Пусть в Поднебесной нет достойного правителя, но всегда найдутся достойные люди» - задача – найти достойных людей, наделить их Дао и они будут достойны стать правителями. Это была новая идея, что из достойного человека можно подготовить достойного правителя. Принцип достойного правления – милитократии «ведь благие способности совершенного мужа подобны ветру, тогда как благие способности маленьких людей подобны траве, трава склоняется, когда дует ветер». Так Конфуций создаёт модель достойного правителя Дзюнь Дзи (благородный сын). Такой достойный правитель должен быть с чувством морального долга, с чувством ответственности, человек, думающий об ответственности. Человек, наделённый чувством Дао отстранён от житейских мелочей – требовательный к себе, беспристрастный, он сначала думает, а потом говорит, человек, который может хочет учиться изменяться к лучшему, он умеет использовать людей в соответствии с их возможностями. Факт аристократического происхождения отрицался, поскольку в обучении нет социальных различий. Ученики Конфуция мечтали о высокой должности, и Конфуций прямо говорил об этом, цели обучения, которые он заявлял богатство и престиж – вот к чему люди стремятся, бедность и убожество – вот что люди ненавидят. Поэтому, главная задача администрации – это воспитать, обучить, обогатить людей и сделать их лучше». Он и сам мечтал о высокой должности.



Лумбуй (беседы и высказывания) – основное произведение. Содержит рассуждения об искусстве администрации «Управлять – это значит поступать правильно. Это – когда ближние довольны, а дальних влечёт». «опирайтесь на помощников, прощай им мелкие повинности, привлекайте к службе добродетельных и способных». «не спеши с решениями, не перегружайся мелочами. Утонишь в мелочах – не сумеешь решить крупные проблемы». Гос-вом нужно управлять по принципу соответствию имён «Пусть государь будет государем, подданный подданным, отец отцом, сын сыном». Низы заботятся о верхах и наоборот. «если народ в достатке, то как может не хватать правителям. Если народу не хватает, то как может хватать правителям» - гос-во по Конфуцию – это большая семья, отец не отнимет у сына кусок хлеба. Основой гос-ва является плановая структура общества с естественным и неоспоримым правом старших по возрасту, положению, заслугам распоряжаться и руководить младшими, заботясь об их благосостоянии. Ибо в этом – процветание семьи, общества и гос-ва. Конфуций считал, что есть оптимальные средства управления семьёй, обществом и гос-вом: умелая администрация, разумная эконом политика, знания. Важнее всего – этика и мораль. Ритуал Ли – основа правосознания Китая. Они существовали до Конфуция, он их заново изложил и назвал основой правопорядка. Они дисциплинируют, организуют людей и делят их по рангам. Кто это понял, тому легко управлять. «Без Ли почтительность превращается в утомительность, осторожность в трусость, смелость в смуту, прямота в грубость». Соблюдение Ли – важнейшая заповедь для управляющих и управляемых. Их соблюдения начинается на уровне семьи (сяо – сыновняя почтительность) «непросто кормить родителей в старости – кормят и собак. Главное – почитать», то есть, соблюдать к родителям определённый ритуал. Дети лишь могут почтительно советовать родителям. Правила касались так же почитания старших. Культ предков в Китае был поднят как нигде. В культе предков он видел важный элемент управления людьми. Если существуют правильные отношения в семье, то и в государстве их будет нетрудно выстроить.

Принцип Жень – гуманности. Это – должное отношение к людям, это качество, данное не каждому. Это благодать, но это – и бремя. Чтобы достичь этого идеала нужно много преодолеть. «Если вы учтивы, к вам не будут относиться неуважительно. Если честны – вам будут верить. Если серьёзны – преуспеете. Если добры, то сумеете использовать услуги других». «Не делай того, чего не желаешь себе получить» - это и есть Жень. В гуманном обществе исчезнет ненависть в семье, исчезнет и в гос-ве. Он создал систему этического воспитания с выработкой высоких моральных качеств – в центре. Откровенная ставка Конфуция на честолюбивого гражданина на строгий внутренний самоконтроль, жёсткие материальные ограничения. Умелая пропаганда знания. «Учиться должны все». Знание – не самоцель, по Конфуцию, это лишь условие дальнейшего материального процветания. Он особое значение придавал вовремя сказанному слову, тому, которое ожидает народ, от которого зависит судьба целого народа. Чиновник может возразить своему правителю, если он считаете, что он не прав «не обманывайте его, возражайте ему».

После Конфуция – 100летняя эра легизма, а через 500 лет конфуцианство стало официальной идеологией Китая. Тогда в него вошли такие идеи: к моральной проповеди добавилась карательная функция гос-ва из теории легизма. Беспрекословное подчинение народа правителю, хотя при этом, правитель не считается самым мудрым. Уделялось большое значение облику самого правителя. Проводились конкурсные экзамены на должность чиновников. Право любого чиновника выставить своё мнение императору. Принцип формирования администрации из числа знающих. Только знающие составляют залог благосостояния в будущем.

Ли Цзи – книга, содержащая принципы ритуала Ли, как в этих ситуациях сохранить своё лицо и достоинство.

Конфуций исходил из того, что учиться должны все. В официальном конфуцианстве утверждается идея, что наличие образование – залог будущего материального успеха.

Конфуций умер на 73м году жизни, судьба конфуцианства оказалась удачной, через 5 веков более чем на 1000 лет становится основной идеологией Китая, подобной религии.

Во 2м веке до н.э. – возникает культ Конфуция.

Раннее конфуцианство было основано на моральной проповеди, официальное конфуцианство – смесь конфуцианства и легизма (сим – суровые наказания, фа – суровый закон, ли – моральные правила).

Культ Сяо с расписанными нормами поведения, культ предков, принцип милитократии (формирование правящей элиты, невзирая на происхождение, конкурсные экзамены для чиновников, право подачи жалобы на любого чиновника государю, принцип формирования администрации из числа знающих, верность бюрократав не правителю, а конфуцианским заповедям).

 

ТЕОРИЯ ДАОСИЗМА.

 

Основатель – Лао Дзы, современник Конфуция (6 век до нашей эры), Лао Дзы был необщительным, замкнутым, не стремился к публичной известности. Если Конфуций считал, что цель гос-ва – это общее благо, то он считал, что гос-ва служит наживе. Он работал хранителем архива в царстве Чжоу. Разочаровавшись в гос порядках он решил покинуть царство.

Книга о пути и славе – основной источник даосизма. Основная идея произведения – понятие Дао, понятие пути достойного, великого. То есть, правильного жизненного пути индивида, дао – источник всего существующего. В соответствии с принципом дао происходят все изменения в мире и человеку лишь нужно подчиняться ему. «Человек – часть природы и если он подчинён её, он счастлив». Всё придуманное людьми ведёт к несчастью, отделяет их от дао, цивилизация ведёт человека к гибели. «Гос-во должно быть маленьким, население малочисленным и если есть орудия труда, ими не следует даже пользоваться, люди не должны уходить до смерти из родных мест». Призыв к гармонии с природой. Ранняя анархистская теория: гос-во – это искусственная структура, как и богатство и знатность. Народ голодает от того, что власти берут слишком много налогов. Гос-ва ведут войны, так же противоречащие естественной природе человека. Полное уничтожение гос-ва приведёт к хаосу, поэтому гос-во нужно ограничить рамками общины. По поводу полит доблести государя и правителя: правитель должен как можно меньше вмешиваться в естественный ход жизни. Главный принцип мудрого правления – это недеяние. Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и уважать, ещё хуже те правители, которых народ боится и хуже те правители, которых народ презирает. Поэтому тот кто не заслуживает доверия пользуется доверием и народа, кто вдумчив в словах, тот успешно совершает дела и народ говорит, что он следует естественности». Данный принцип он распространяет на народ так же. Следует полностью довериться космическому закону Дао. Признание искусственного хар-ра гос-ва, насильственной природы гос-ва, полная аполитичность, децентрализация управления – основные черты анархизма.

 

ТЕОРИЯ ЛЕГИЗМА.

 

Термин «легио» - закон. Теория законности.

Основатель – Шан Ян. Автор многих знаменитых реформ в Китае. По его предложению было узаконено право частной собственности на землю. Составленные им проекты и указы вошли в книгу правителя области Шан. «Слабый народ – сильное гос-во» - усиление гос-ва за счёт ослабления народа. 400 – 338 год до нашей эры – годы жизни. Гос-во – это гигантская всеохватывающая машина принуждения. Гос-во – высший смысл деятельности людей. Гос-во возникало поэтапно. В начале люди любили своих и ненавидели чужих, затем мудрые ввели различия между мужчинами и женщинами, знатными и простолюдинами, создали имена и ранги чиновников. В наши дни народ распустился, ищет выгоду, это ведёт к упадку гос-ва. Чтобы укрепить гос-во, нужно добиться единообразия в мыслях, поступках людей, закрыть все боковые пути наживы и тем самым ликвидировать распущенность. В противном случае – гос-во погибнет. Выход из кризиса – решительное усиление централизованной администрации, введение жёстких соц регламентов. За исполнением этого должны следовать суровые законы (поэтому теория и называется теорией легизма). Закон должен быть универсальным, жёстким и обязательным для всех. Поэтому Шан Ян критикует Конфуция за его моральные нормы, он – сторонник закона ФА. Из 2х возможных ценностей управляемых – добродетельность и порочность, он выбирает порочность, поскольку если управлять людьми как порочными, то всегда утвердится порядок и страна достигнет могущества. Наказания должны быть суровыми, ранги знатности – только почётными, награды – незначительными, а наказания должны вселять трепет. То есть, умелое сочетание кнута и пряника с приоритетом к кнуту.

Шан Яну удалось заинтересовать Сяо Гуна – правителя, ему была предоставлена высокая должность. Шан Ян издаёт указ в первые же дни, чтобы показать, что законы действуют и работают: кто перенесёт бревно от северных ворот столицы к южным – получит вознаграждение. Но никто не откликнулся на это. Назавтра награду увеличили и тогда нашёлся такой человек и он получил свою награду, чем показал ,что законы действуют. Основная идея закона – введение жёсткого социального стандарта. Гос идеология исходила из того, что все второстепенные занятие, позволяющие извлечь частную выгоду, должны быть пресечены. 6 паразитов, ведущих к ослаблению страны: стремление беспечно жить на склоне лет, бездумная трата зерна, пристрастие к красивой одежде и еде, любовь к роскоши, пренебрежение своими обязанностями, стяжание. Шан Ян говорил об обязательном стремлении избегать этих пороков. Преследуя основную цель создания единомыслия – материальное стимулирование с точным расчётом (объявлены престижные занятия – земледелие как выгодное в материальном смысле и престижное – за земледельческий труд введены титулы и награды).

«Ибо наказания внушают страх и рождают силу. Где людей сурово карают за мелкие проступки, мелкие проступки исчезают, а тяжким преступлениям просто неоткуда взяться». Цель такого наказания – уважение к закону. Уважалось доносительство, донос избавлял от наказания за проступок, о котором он по долгу службы должен был знать.

После краха легистов на рубеже 2 века до н.э. устанавливается культ Конфуция.

Теория легизма имела продолжение в 20м веке – Мао Цзе Дун – административно-командный легизм.

 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...