Главная Обратная связь

Дисциплины:






Политико-правовое учение Платона



 

447 – 347 годы до н.э. – годы жизни Платона (настоящее имя – Аристокл). Сократ прозвал его Платоном (широкоплечий, большой). Большое влияние на его мировоззрение оказал учитель Сократ, который ничего не публиковал, но публично выступал и имел много учеников и последователей. Основной идеей Сократа было – познай себя. Сократ был противником демократии, он говорл, что демократия переродится в олигархию (что и произошло).

Смерть Сократа сильно повлияла на Платона и он отправился путешествовать. Во время путешествия Италии у Платона был конфликт с родственником местного тирана, в результате чего он был обращён в рабство. Тогда его друзья собрали 30 мин и выкупили его из плена. Деньги он по возвращении пытался вернуть, но их не взяли и тогда на них он купил рощу Академ, где 1000 лет существовала Платоновская академия.

До нас дошло 5 подлинных работ. «Государство», «Законы» - наиболее значимые для нас работы. Свои полит и философские взгляды он выражает в форме диалогов. Платон был объективным идеалистом – в основе развития лежит идея, которая составляет истинное бытие, особый мир, существующий отдельно от мира вещей. Истинное познание – познание мира идей, которое принадлежит лишь мудрецам и философам, толпе же не пристало быть философами. Правители должны быть философами и мудрецами. Культ правления мудрецов. Аристократии духа. Идеальное гос-во – это реализация идей в полисе. «Гос-во» впоследствии был назван первым коммунистическим трактатом – в ней он моделирует идеальное гос-во, за основу он берёт идею справедливости – справедливый человек и справедливое гос-во похожи между собой. Гос-во – это человек, но только большого размера. 3 начала человеческой души – разумное, яростное и вожделеющее схожи 3м началам в гос-ве – совещательное, защитное и деловое соответственно. Из этих 3х гос начал в гос-ве образуются 3 сословия: правители, воины, ремесленники. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела другого, то есть соответствующая иерархическая подчинённость этих начал во имя целого. Правители и воины управляют вожделеющим началом, по своей природе жаждущим богатства. Правильная организация сословий приводит к справедливости. Чтобы обосновать иерархию сословий придумывает миф, что, создавая людей, он каждому добавил золота, серебра, меди или железа. И лишь в случае, когда от золота родится серебро ,а от серебра родится медное или железное начало, возможен переход одного сословия в другое. Гос-во погибнет, если его будет охранять железный или медный страж (если власть будет осуществлять вожделеющее начало). Жизнь стражей строится на началах солидарности, общности, солидарности и коллективизма. Исключается частная собственность, вводится общность жён и детей – общий отказ от всех этих благ ради служения гос-ву. Спаривание мужчин и женщин, цель чего – рождение нового человека- стража, сочетающего физические и умственные качества (сторонник евгеники – совершенному гос-ву нужен совершенный человек, физ здоровье от родителей, духовное воспитание – от гос-ва). Родители и дети не должны знать друг друга. Каждый младший должен почитать старшего как возможного отца. Духовному воспитанию должно уделяться особое внимание, оно должно быть идеологически правильным, возможно введение цензуры на лит-ру, «поэты могут распространять не знание, а мнение». Особенно опасны наиболее талантливые поэты, Гомер не нужен («воины похожи на собак – лают на чужих и ласкаются к своим» – это сравнение Гомера может быть вредно юношам). Жизнь этих стражей проходит в сеситиях –общинах сотрапезников, в которых они получают всё необходимое от гос-ва – нет частнособственнических интересов, стражи занимаются только охраной гос-ва. Быт ремесленников Платона не очень волнует, он оставляет его на распоряжение гос-ва. Эта работа была названа первым коммунистическим трактатом.



Идеальное гос-во – правление мудрых, благородных. Данный тип гос устройства может быть двояко организован – монархия (правит один) и аристократия (правят много). Этому типу противопоставляет 4 формы правления, располагая их в порядке прогрессирующей порчи государственности. Одна из причин деформации правления мудрецов –частная собственность: обращение свободных в рабов, вместо разумного начала в гос-ве утверждается яростный дух (тимократия – критско-спартанское гос устройство). Тимократия основана на власти честолюбцев «там побоятся ставить мудрых людей на гос должности, потому что там уже нет простосердечных и прямых людей, есть люди смешанного типа, они будут склоняться в сторону тех, кто яростен духом, ведь это гос-во будет вечно воевать». Постоянные войны – типичная черта данной фп. В период войны происходит скопление большого богатства у частных лиц и устанавливается олигархия. Это строй основанный на гос цензе, у власти – богатые «если кормчих на кораблях назначать согласно имущественному цензу, а бедняка, будь он более способным, к управлению не допускать, то какое же это будет кораблевождение». «Дорвавшиеся до власти олигархи не являются правителями, они – растратчики готового, олигарх – человек стяжающий». Именно при олигархической фп у бедных зреет ненависть против богаты, поэтому олигархия – очень благоприятная почва для установления демократия. Демократия расценивается как «строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления, ибо равенство при демократии уравнивает равных и неравных».

Демократия объявляется свободой в неразбавленном виде из неё вырастает её противоположность – тирания. Тиран добивается власти как ставленник народа. Чтобы встретиться с Дионисием старшим Платон прибыл в Сиракуда, чтобы убедить первого смягчить режим правления «Задача правителя – сделать из подданных хороших людей». «Ничего не стоит справедливый суд, ибо справедливые судьи в тираническом гос-ве подобны портным, дело которых чинить порванное платье» (чинить огрехи тиранического правления). «Тиран –это самый боязливый на свете человек, потому что он должен трепетать даже перед бритвой цирюльника, боясь быть зарезанным». Характеристики тирании: беззаконие, уничтожение выдающихся людей, постоянное инспирирование нужды в предводителе на фоне постоянный войн, подозрение в вольных мыслях, очищение гос-ва от тех, кто мужественен, великодушен, разумен или богат. Это господство наихудшего, окружённого толпой негодяя.

Смена форм правления происходит по критерию изменения человеческой натуры. Последующая эволюция полит взглядов Платона происходит в работе «Законы»: действие происходит на острове Крит. Произведение в форме диалога 3 мудрецов об идеальном гос-ве. Платон сразу же оговаривает условия для создания идеального гос-ва: гос-во должно быть удалено от моря, так как там развита торговля, ведущая к богатству и развращающая нравы. В итоге эти люди не хотят трудиться. Лучше, чтобы гос-во было в гористой местности и люди должны трудиться. Число граждан должно быть строго определено: 5040. Число граждан должно быть строго ограничено, дети сверх нормы отдаются либо в бездетные семьи, либо излишек населения должен отправляться на новые острова. В гос-ве т.о., строгий контроль рождения. Граждане гос-ва должны хорошо знать друг друга. Эти 5040 жителей по жребию получают земельный участок и дом на праве владения, передаваемый по наследству одному из детей. По величине имущества люди делятся на 4 класса (контроль гос-ва за доходами граждан). Предусматривается закон о пределах бедности и богатства. В число 5040 не входят рабы и иностранцы. «Граждане будут снабжены достаточным кол-вом рабов». Принцип равенства – потребительское равенство. Система органов власти и управлдения: представительная демократия и непосредственная демократия. Во главе гос-ва стоит 37 правителей, избираемых путём многоступенчатых выборов. Избираются граждане, которые носят оружие или воевали. Срок пребывания во власти – не более 20 лет. Возраст – от 50 до 70 лет. Основная функция правителей – охрана закона. 360 членов – выборный совет (по 90 от каждого класса). Народное собрание – как орган непосредственной демократии, обязателен для 1 и 2 классов, для 3,4 – не обязательно. Институт докимасии- своеобразная проверка правомерности претендента на выборную должность. Кроме гос органов, упоминается о ночном собрании , состоящем из 10 мудрых правителей (экс-стражей), решающих судьбу гос-ва. «я вижу близкую гибель того гос-ва, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью, там же, где закон – владыка над правителями, а они –его рабы, я усматриваю спасение гос-ва и все те блага, которые могут даровать людям Боги». «истинные и справедливые законы – это определение разума. Законы устанавливаются ради общего блага всего гос-ва, а не какой-либо группы, захватившей власть. Если же речь идёт об интересах нескольких человек, то речь идёт не о гос устройстве, а только о внутренних распрях». Основная ставка – на суровые, детальные законы, регламентирующие публичную, частную жизнь, определяют распорядок дня и ночи. Большое внимание – идеологической обработке населения. Внушается идея о незыблемости установленных законов и порядках, о суровых загробных карах. Цель – внушение единомыслия граждан. Полицейское гос-во, где господствует полиция нравственности. Чувства единства и коллективизма на основе подчинения законов. Наказание – не только за совершённое преступление, но и за инакомыслие. Предлагается очищение гос-ва от неугодных, инакомыслящих. Идеал общего блага. Общего интереса как основа полит объединения.

Основные идеи: Мысль о частной собственности как о причине соц конфликтов. Чёткое представление форм правления и постоянный круговорот. Признание законности как важного атрибута гос-ва. Идеализация кастовости, аристократического правления. Регламентация всех сторон жизни общества.

Учеником Платона был Аристотель.

 

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ.

 

По мету рождения не был Афинянином. Родился в городе Стагир. После смерти отца он приехал в 17 лет в Афины, где учится, а затем преподаёт в Платоновской академии. Аристотель бил учителем Александра Македонского. Аристотель учредил своё учебное учреждение – ликей (лицей). В течении 12 лет он преподаёт в нем. Является не только последователем Платона, но и его критиком: «Это жеребёнок, лягающий родившую его кобылу».

Если Платон ставил целью исследование неких идей, то Аристотель строит своё учение на рациональном знании. Вместе со своими учениками он проанализировал 150 Конституций и проектов Конституций. Были составлены обзоры полит строя 158 гос-в. До нас дошло 28 подлинных его книг. 445 000 строк было написано Аристотелем.

Аристотель жил в 4 в. До н.э.

«Политика». «Афинская полития», «Этика». Так же как Платон, Аристотель анализирует понятие справедливости. Оно отождествляется для него с понятием добродетели. «справедливость заключается в отношении к другим людям. Справедливость вообще следует отличать от справедливости политической. Справедливость политическая – это то, что существует в полисе и является политическим правом». Право – это норма политического общения людей. Право – равенство, но не абсолютное, а относительное, поскольку люди не равны по своим достоинствам. Претении лучших по своим достоинствам людей на полит власть опираются, таким образом, на право. Право может существовать только в политических гос-вах, иначе говоря, в недеспотических. Право является частью условным, частью естественным. Основной критерий естественного права – оно существует само по себе, не зависит от признания. Условное право – первоначально могло быть без существенного различия, но раз оно определено, то это безразличие прекращается и уже есть различие, принести в жертву одну козу или двух баранов (положительное или позитивное право). Естественное право адекватно полит природе человека. «Человек – животное политическое». Закон, по мнению Аристотеля, должен соответствовать полит природе и праву. Отступление закона от права означает переход к деспотии и превращение закона в ср-во деспотии. Законодательство – это часть политики. Законы должны отражать своеобразие гос строя и стабилизировать систему гос отношений. Полит правление – это правление законов, а не людей. Нормальное развитие законов предполагает подготовленность людей к проявлению полит справедливости. Полит правление – это правление законов, а не людей. Нормальное развитие законов предполагает подготовленность людей к проявлению полит справедливости. Закон должен быть разумным, качественным и опираться на гос силу. Для хорошего воспитания нужны хорошие законы. 2 вида справедливости: равенство бывает числительные и пропорциональное, правда бывает двоякой: уравнивающей (действует по арифметической пропорции, действует в гражданских оборотах, обязательствах, иногда называется оборотной или мировой справедливостью) и распределяющей (по геометрическим пропорциям, воздавая каждому сообразно его заслугам, она должна господствовать в полит отношениях). Как считал Аристотель, основной принцип – наличие добродетели – только добродетельные могут участвовать в осуществлении власти. Если самые добродетельные люди будут настаивать на власти, можно будет возразить, что народ в своей сумме будет добродетельнее их. Нет превосходства, которое бы отвечало требованиям справедливости и могло бы служить основаниям для присвоения власти.

Полит справедливость возможна только между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному общению. Цель такого общения – получение полит удовлетворённости от такого общения. Полит справедливость – высоты общения, доступные лишь свободным людям.

Аристотель о гос-ве: гос-во –особая форма организации древнегреческого общества. «У варваров, рабов развита только одна форма общения – общение между рабом и рабыней». Он оправдывает рабство в силу природы. Рабство в силу закона возможно лишь в результате войны или охоты. Закон не может сделать насилие правом. Раб – часть собственности господина, общение раб-господин – вне полит сферы. Это общение в сфере собственности. Гос-во возникает в результате стремления людей к общению. Гос-во – это высшая цель общения, индивиду для общения недостаточно лишь семьи. Природа каждого объекта достигает наивысшего общения лишь в гос-ве. Гос-во предшествует индивиду, как целое – части.

Гос-во - об-во - индивид.

Критикует Платона за попытку сделать гос-во чрезмерно единым. Оно состоит из различных элементов. Критикует за отрицание частной собственности, семьи. Такие черты, по мнению Аристотеля приведут к гибели гос-ва. Гос-во должно состоять из этих необходимых эл-ов.

Общность имущества противоестественно природе человека. Человеку присуще более всего любить себя самого, в разумных рпеделах – это нормальное явление. Частна ясоб-ть – это следствие себялюбия. Это стимул к труду. Что выгодно гражданину должно быть выгодно и гос-ву. Общая же собственность противоестественна. Общий интерес – ничейный интерес. Когда нет общей собственности, то нет интереса к труду. Аристотель против и уравнивания имущества: «не всё делится на равные части». Идеал – наличие частной собственности через производство. Путём ростовщичества никаких новых ценностей не создаётся. Его идеал – личная собственность, служащая общественному благу.

Формы правления. Определение фп выявляется через понятие, кого считать гражданином. Гражданин – тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти. Гос-во – это достаточная для автономного существования общность граждан. Каждой фп соответствует своё понятие «гражданин», наделение того или иного круга лиц общностью гражданских прав. Критерий деления в зависимости от числа правящих: один, многие, большинство. В чьих интересах осуществляется власть6 личное или общее благо. Правильно – общая польза. О монархической фп6 очень неустойчива. Чтобы она стала правильной, от монарха требуются редкие кач-ва. Для осуществления аристократической фп требуется, чтобы люди были незаурядными. В монархии и аристократии существует опасность перерождения в олигархию и тиранию. При олигархии власть осущ-ся в личных целях. Демократия – это полное равенство, осущ власти большинства. Несколько типов демократии:

1. Богатые и бедные участвуют в осущ верховной власти

2. Участие в выборах осущ на основе большого имущ ценза, граждане неравны, одни участвуют в народных собраниях и голосуют, другие занимают гос должности

3. Правление без законов. Каждое своё решение народ возводит в закон – худший вид демократии. Беззаконие роднит этот вид демократией с тиранией и олигархией.

Наилучшая демократия - Умеренная цензовая демократия, основанная на примирении богатых и бедных на основе закона. Идеальная фп – полития (смешение олигархии и демократии без их недостатков). Фп, где хорошо развит средний класс. Наличие развитого среднего класса – противоядие от революции. Степень отклонения от полит справедливости – критерий политичности/не политичности.

Большой раздел посвящён теории гос переворотов. Основная причина гос переворотов –стремление к уравнивающей справедливости, к арифметическому равенству, без внимания на отличительные достоинства. Но смена полит строя не означает стабильности. Все правления, основанные на одном начале крайне неустойчивы. Лучше сочетать арифм и геометрич равенство (что-то поровну, а что-то в соответствии с заслугами). Демократия прочнее олигархии.

Причины революции при демократии: неистовство демагогов, заставляющих сговариваться между собой различные классы. Иногда демократия становится тиранией, если она не управляется должным образом. Многие тираны приходят на престол как вожди народа (Наполеон, Гитлер, Сталин). Противоядие от революции – умеренное правление. Олигархия по содержанию, демократия по форме. Демократия должна воздерживаться от посягательств на богатства пришедших к власти. Иногда причиной гос переворотов коренятся в человеческих страстях: алчность, честолюбие, зависть, корыстолюбие. Общественные должности при любой власти не должны быть средством обогащения. При монархии часто бывают заговоры против монарха, когда происходит произвол правителя, либо когда наследственная монархия попадает в недостойные руки.

Наихудшая форма правления – тирания, сопровождающаяся нравственным унижением подданных. Старание монарха держать народ в бедности, взаимное недоверие между родственниками, доносительство. Тирания – фп, где нравственные, материальные и физические страдания общества.

УМЕРЕННОСТЬ – ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ВЛАСТИ.

Любая чистая фп правит в интересах только одной части общества.

Учение Аристотеля сыграло большую роль в дальнейшем развитии полит учений. Фактически впервые Аристотель рассматривает полит-правовую жизнь гос-ва на основе опыта, на основе знания всех событий полит и исторических. Личность у него хоть и рассматривается как часть полиса, он первый, кто говорит о политической природе человека. Гражданин – это субъект права.

 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...