Главная Обратная связь

Дисциплины:






Эволюционистская школа

 

Стремительно развивавшаяся наука Нового времени, направленная на исследование природы, ставила своей целью выявить объективные законы ее развития. Аналогичные попытки предпринимались и в отношении истории культуры в XIX в. этнографами представителями эволюционистской школы. Согласно их научной концепции, для общественного развития были характерны:

● идея психического становления человека и единообразия развития культур;

● однолинейность формирования культур – от простого к сложному;

● обязательность выделения стадий развития для всех обществ;

● идея общественного прогресса, когда эволюция доминирует над регрессом[1].

Английский ученый Эдуард Тэйлор (Тайлор) (1832–1917) – один из основоположников этнографии и антропологии, считается основателем эволюционистской теории развития культуры. Формирование его взглядов как ученого совпало с тем временем, когда в западной науке накопилось достаточное количество сведений о народах, находящихся на примитивной стадии развития, что впоследствии привело к возникновению эволюционистских теорий.

 

Фундаментальный труд Тэйлора «Первобытная культура» (1871) наиболее полно представляет эволюционистскую концепцию, в ходе изложения которой последовательно отстаивается идея прогрессивного развития культур. Исследуя различные культуры, автор приходит к мысли о том, что все они имеют общие закономерности становления, поэтапно проходя стадии от дикости к цивилизации, от примитивных форм к постоянно усложняющимся. Таким образом, он пришел к выводу, что, изучая примитивные культуры, можно восстановить модель развития человечества.

 

Тем не менее наряду с явным достоинством, в естественнонаучной концепции Тэйлора присутствует и существенный недостаток, заключающийся в том, что все явления культуры изучались вне связи друг с другом. Культура же в целом, по его мнению, представляла некую совокупность элементов, включающую знания, верования, искусства, орудия труда, технику и т.д. Потому у эволюционистов не сложилось единой картины поступательного развития человечества.

Наиболее пристальное внимание Тэйлор уделял религии – одному из самых ярких явлений культуры. В свое время он получил известность как автор анимистической теории[2], согласно которой анимизм стал первой верой после выделения человека из массы животных. С течением времени из идеи души развились более сложные представления, в том числе и мировые религии. Учение о душе стало основной частью религиозной философии. В процессе развития культуры оно подвергалось различным эволюционным изменениям. Тем не менее по мнению автора, понятие о душе во все времена оставалось неизменным. Пристальное внимание Тэйлора к первобытным представлениям о душе в дальнейшем сыграло важную роль в развитии гуманитарной мысли.



 

Одним из родоначальников эволюционизма справедливо считается и Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ, биолог, психолог и социолог.

 

Фундаментальный труд«Основы социологии» (1873). Научное открытие Г. Спенсера состоит в том, что он впервые применил принцип естественного отбора Ч. Дарвина к культурной эволюции.

 

◘ Главная идея работы – «общий закон эволюции», суть которого состоит в том, что всякое развитие начинается с увеличения числа различных элементов культуры. Чем больше составных частей в какой либо культуре, тем более развитой можно ее считать.

По мнению Спенсера, в ходе эволюции тесно взаимодействовали два процесса: дифференциации и интеграции[3]. Исходя из этого он сформулировал «общий закон эволюции», суть которого состоит в том, что всякое развитие начинается с увеличения числа различных элементов культуры. Этот рост в свою очередь приводит к их дифференциации, когда элементы начинают выполнять специфические функции. При этом чем больше составных частей в какой-либо культуре, тем более развитой можно ее считать. В процессе интеграции неизбежен отбор наиболее устойчивых структурных элементов. Так, например, человек постоянно вынужден приспосабливать свое поведение к определенным стереотипам, принятым в конкретном обществе. В итоге его поведение подчиняется законам естественного отбора, когда «полезные» обычаи должны выжить, а «вредные» прекратить свое существование. Следовательно, согласно воззрениям Спенсера, общественная жизнь в целом представляет не что иное как арену, на которой постоянно происходит борьба отдельных индивидов или целых групп за выживание. Успех выпадает на долю тех, кто сильнее или наиболее приспособлен.

Характерной чертой классического эволюционизма стала идея эволюционного неравенства рас. В работах Спенсера, в частности, нередко употребляются понятия «высшая» раса и «низшая» раса. Он одним из первых высказал предположение о том, что отсталые культуры были созданы людьми физически, умственно и морально неполноценными. Этот тезис впоследствии довольно удачно опровергли другие ученые.

Для культурологической науки работы Спенсера ценны еще и тем, что именно он ввел в употребление такие понятия, как «функция», «структура», «культурный институт». Открытие именно этих важнейших для культурологии элементов дало основание считать его предшественником функционализма.

 

Еще одним ярким представителем эволюционистской школы стал Льюис Генри Морган (1818–1881) – американский историк, этнограф и социолог, один из родоначальников антропологии, этнологии и культурологии. Свой классический труд «Древние общества» (1877) он посвятил исследованию вопросов возникновения семьи, собственности и родоплеменной организации. Тщательно изучив быт и обычаи индейцев, Морган пришел к идее рода как основной ячейке первобытного общества. Первобытный род он считал сложнейшим социокультурным институтом, который является продуктом высокоразвитого общества и выполняет важнейшие культурные функции. По представлению Моргана, род был изобретен интеллектуальными людьми в одном месте, а затем заимствован другими в силу его высокой эффективности. Кроме того, Морган стал одним из первых исследователей семьи как социокультурного института, в развитии которого выделил пять основных сменяющих друг друга форм:

1) кровнородственную – брачную общность между всеми лицами одного поколения;

2) пуналуальную семью – брак нескольких братьев с несколькими женщинами-неродственницами;

3) парную – непрочное и лишенное экономической основы соединение супругов;

4) промежуточную патриархальную семью с выраженной властью мужа;

5) моногамную – прочное соединение супругов с властью мужа как частного собственника[4].

Моргану принадлежит заслуга в попытке периодизации древней истории культуры, отправной точкой которой стал принцип «изобретения – открытия». Важнейшие изобретения, такие, как например, открытие огня, земледелие, скотоводство, изобретение железа и т.д. стали вехами в эволюции древнего общества и обозначили переход от одного типа культуры к другому.

 

Философия жизни

 

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1900) наряду с А. Шопенгауэром считается одним из основателей современной антирационалистической философии жизни. Он испытал сильное влияние метафизики искусства А. Шопенгауэра[5] и новых музыкальных идей Р. Вагнера[6], немаловажное значение в формировании его взглядов имела и теория борьбы за существование Ч. Дарвина. Произведения Ницше носили художественно-философский характер, за что часто подвергались критике и осуждению.

 

Основные работы Ницше: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Так говорил Заратустра» (1883–1884), «По ту сторону добра и зла» (1886). Программное произведение – «Воля к власти», но оно не было завершено при жизни автора. Накопленные материалы под названием «Воля к власти» (1889–1901) были изданы после смерти Ф. Ницше при содействии его сестры.

 

Согласно концепции Ницше, мир – это бытие в себе, которое бессмысленно и хаотично. Оно чуждо и непостижимо для человека и только в искусстве оно способно обрести краски и оттенки, придающие ему смысл. Человеческая жизнь является постоянной жестокой борьбой за существование, переполненной стрессами. Для того, чтобы выжить в таких условиях, человек должен чем-то ограждать себя от них. Такой мощной защитой, по мнению Ницше, должен стать мир искусства. Сам же человек исходя из воззрений философа является либо творцом, либо материалом для творчества. В соответствии с этим всех людей он разделил на три своеобразные категории. К первой отнес обладающих высоким интеллектом, т.е. наделенных «духовным преимуществом», ко второй – тех, достоинством которых является большая физическая сила и темперамент, и к третьей – не обладающих ни тем, ни другим, т.е. посредственных. В любом человеческом обществе большинство представляет третья категория, первых и вторых меньшинство. Тем не менее именно они и составляют элиту или высшую касту. Само по себе существование посредственности Ницше считал необходимым элементом для того, чтобы появились исключения, т.е. «посредственностью обусловлена культура в ее высоком развитии». Он являлся сторонником высокого аристократического искусства, которое призвано служить немногим избранным. Таким образом, элитарная теория искусства Ницше не оставляет никакого места народу в творческом процессе человеческой истории. Творцами истинной культуры может стать раса варваров, завоевателей и людей, которые обладают еще не надломленной силой воли и стремлением к власти.

Элитарное искусство Ницше представлял в виде противостояния дионисийского и аполлоновского начал. Аполлоновское – созерцательное и упорядочивающее начало, т.к. Аполлон символизирует стремление к гармонии и покою. Он является воплощением «божественной мудрости и красоты», которая одерживает победу над страданием. Дионисийское начало, в противоположность ему, чувственно и иррационально. Дионис представляет собой олицетворение стихии жизни и бурной природы. Таким образом, согласно теории Ницше, культура развивается, преодолевая противоборство двух начал. Подчинение Диониса Аполлону порождает трагедию. По мнению самого философа, именно трагическое мировосприятие, исходящее из этих двух начал, позволило эллинской культуре в свое время достигнуть небывалого подъема.

 

Основной мыслью, проходящей через все творчество Ницше, стала убежденность в том, что нравственные принципы не могут быть навязаны обществом, традицией, религией или воспитанием. Человек вправе сам осуществлять собственный выбор. Тех же, кто в большей степени доверяет не собственной природе, а социальным установкам, Ницше называл рабами.

 

Ф. Ницше был глубоко убежден, что современное ему мышление поражено нигилизмом[7], сущность которого состоит в обесценивании высших идеалов. В итоге это приводит к декадансу[8] и вырождению человечества, т.к. нигилизм ведет к потере смысла существования. В результате побеждает рационализм, господствующей становится мораль стадного человека и стремление к социальному равенству, что находит выражение в христианстве, социализме и т.д. Все это Ницше назвал «пассивным нигилизмом», которому противопоставил «активный нигилизм». Позже критики назвали это суждение «аристократическим цинизмом», суть которого заключалась в отрицании всех ранее принятых ценностей и утверждении новых – «воли к власти», морали «сверхчеловека» и др.

 

Неокантианство

 

– философское течение второй половины XIX – начала XX вв., возникшее в Германии и ставившее своей целью возрождение ключевых идейных и методологических установок И. Канта в новых культурно-исторических условиях. Центральный его лозунг сформулировал О. Либман в работе «Кант и эпигоны» («Kant und die Epigonen», 1865). Существенная часть философской программы неокантианцев заключалась в возрождении трансцендентального идеализма Канта[9], где особое внимание уделялось конструктивным функциям познающего разума. При этом изрядную долю критики они направляли против засилья позитивистской[10] методологии и материалистической метафизики[11].

 

► Неокантианство было представлено двумя крупными философскими школами − Марбургской и Фрейбургской (Баденской). Первая занималась преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук, а вторая − проблематикой ценностей и методологии наук гуманитарного цикла.

 

● Основоположник Марбургской школыГ. Коген (1842−1918), наиболее крупные представители в Германии – П. Наторп (1854−1924), Э. Кассирер (1874−1945), Х. Файхингер (1852−1933); в России сторонниками неокантианских идей были А.И. Введенский, С.И. Гессен, Б.В. Яковенко. В разное время влияние неокантианских идей Марбургской школы испытали Н. Гартман, Р. Кронер, Э. Гуссерль и др. Представители Марбургской школы образцом науки считали математику и математизированное естествознание. Их убеждения основывались на утверждении Канта о том, что «во всяком отдельном учении о природе собственно науки заключается лишь настолько, насколько содержится в ней математики». Коген считал математику основой всех точных наук, а ее фундаментальным началом − понятие числа.

 

Основные работы:

Г. Коген − «Теория опыта Канта», «Логика чистого познания», «Этика чистой воли», «Эстетика чистого чувства» (На русский язык работы Когена не переводились);

Э. Кассирер − «Познание и действительность», «Проблемы познания в философии и науке новейшего времени» в четырех томах;

Э. Гуссерль − «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», «Начало геометрии», «Картезианские размышления», «Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии» и др.

 

Вторая половина XIX − начало XX вв. − время, когда в естествознании обозначились новые объекты и задачи исследования, где законы ньютоновско-галилеевской механики переставали действовать и, следовательно, многие ее философские и методологические установки оказывались неэффективными. До середины XIX в. полагали, что в основе мироздания лежат законы механики Ньютона. Потому единственно возможной считалась евклидова геометрия пространства, на которой она основана. Но геометрический трактат Гаусса (1777−1855)«Общие исследования относительно кривых поверхностей» открыл новые перспективы исследования действительности. Кроме того, во второй половине XIX в. возник ряд теорий неевклидовой геометрии (Бойьяи (1802−1860), Риман (1826−1866), Лобачевский (1792−1856)) как непротиворечивых и стройных математических теорий. Выдвинутая Эйнштейном теория относительности установила фундаментальную взаимосвязь пространства и времени и существенную зависимость этого континуума от характера физических взаимодействий в различных типах систем.

Тесная взаимосвязь классической физики и позитивистской философии дала собственное переплетение идей, выразившихся в тезисах: 1) о доминировании эмпирии (опыта) в научном творчестве; 2) о том, что главная функция теоретических понятий в науке – объективное отражение сведений, полученных опытным путем. Но электромагнитная теория Максвелла показала, что огромную роль в развитии физики (особенно в организации экспериментальной деятельности) играет понятийный математический аппарат, когда эксперимент вначале тщательно просчитывается и только потом происходит его непосредственное воплощение.

Возникновение новых теорий в физике кардинально изменило представление об устройстве мироздания и т.п.

Таким образом, все изменения, происшедшие в науке во второй половине XIX − начале XX вв., привели к существенным изменениям общенаучной картины мира, что повлекло за собой необходимость ее философского осмысления и объяснения.

Неокантианцы Марбургской школы выдвинули ряд философских идей, которые можно назвать их несомненной заслугой:

1) любое теоретическое знание – плод умополагания ученого философа, который не может быть получен опытным путем, но благодаря абстрактным теоретическим построениям становятся возможными многие математические и физические процессы;

2) важную роль в познавательной деятельности играют логические и теоретические критерии истины, осуществление которых на практике зачастую невозможно. Так, например, теоретические модели летательных аппаратов появились задолго до реального воплощения этих идей в жизнь, когда даже сама мысль о них, являлась крамольной и т.п.;

3) большое значение в построении общественного бытия людей имеют этические идеи (этический социализм), когда «свобода, регулируется социальным идеалом»;

4) признание науки высшей формой духовной культуры человека (сциентизм).

 

Фрейбургская (Баденская) школа неокантианства связана с именами В. Виндельбанда (1948−1915) и Г. Риккерта (1863−1939). Ее философской прерогативой стала разработка методологии гуманитарных наук. Представители названной школы основное различие между естественными и гуманитарными науками видели не в предмете исследования, а в методе исторического познания.

 

Основные работы:

В. Виндельбанд− «История древней философии», «История новой философии» в двух томах, «О свободе воли», «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия», «Философия культуры и трансцендентальный идеализм», «Прилюдии» и др.;

Г. Риккерт − «Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания», «Границы естественнонаучного образования понятий», «Система философии», «Логика предиката и проблема онтологии» и др.

 

Вильгельм Виндельбанд, пытаясь преодолеть дуализм философии Канта субъективным путем (в характерном для неокантианства духе), устраняет из его учения понятие «вещь в себе». Философию он определял как «...критическую науку об общеобязательных ценностях», как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, и противопоставлял её опытным наукам, основанным на теоретических суждениях и эмпирических данных о сущем. Ценности Виндельбанд понимал как априорные, трансцендентальные, общезначимые.

Специфичность исторического познания он ставил в прямую зависимость от типа мышления, разделив его на законополагающее (номотетическое) и описывающее особенное (идиографическое). Номотетический тип мышления, направленный на поиск всеобщих закономерностей существования действительности (природа, понимаемая через универсальность своих законов), был характерен для естествознания. Идиографический, в свою очередь, рассматривал исторические факты, которые произошли однажды (исторические факты). Таким образом, два типа мышления позволяли с разных позиций исследовать один и тот же предмет. Впоследствии различие между двумя этими типами неокантианцами Фрайбургской школы было существенно усилено и доведено до взаимоисключения. При этом приоритет они отдавали идиографическому, т. е. изучению индивидуализированного (или исторического) познания. А так как история являлась возможной лишь в рамках существования культуры, то центральным вопросом в работе данной школы стало изучение теории ценностей.

Конечной целью исторического прогресса Виндельбанд признавал самоопределение человечества в соответствии с «этическим идеалом» и сводил социальные проблемы к этическим. Дуализм мира действительности и мира ценностей он назвал «священной тайной», которая обнаруживает ограниченность познавательных возможностей человека и провоцирует его обращение в сферу религиозных ценностей.

 

Генрих Риккерт – следующий крупный представитель неокантианства Фрайбургской школы. Вслед за Виндельбандом, у которого он учился, Риккерт занимался исследованиями особенности исторического знания как научной дисциплины, принципиально отличной от естественных наук. Существенное влияние Виндельбанда сказалось в ранних его работах.

В своей работе «Введение в трансцедентальную философию» он рассматривал предмет, на который направлено познание, как нечто трансцендентное, противостоящее сознанию, а следовательно, независимое от него. Подобно Канту, Риккерт считал такие объекты действительности «вещью-в-себе». Потому ученый, желая подвергнуть анализу эту действительность, должен создать систему суждений о ней. Кант в этой ситуации предложил систему категорий, основанную на понятии закономерности и всеобщности. Риккерт же полагал, что для исторического познания более значима ценностная уникальность анализируемого предмета.

Он критиковал современную ему аналитическую школу, развивавшую традиции позитивизма и исходившую из методологического единства естественных и гуманитарных наук. Представители этой школы считали, что объяснение исторического события заключается в видении его через закон, каждый же отдельный человек не играет значимой роли в истории. Риккерт придерживался противоположных позиций, отстаивая значимость человеческих поступков в историческом процессе и в его осознании. Человек не исполнитель внеличного закона, а свободный индивид, следовательно, для истории важны индивидуальность, уникальность и неповторимость. «…Исторический индивидуум имеет значение для всех, благодаря тому, чем он отличается от всех», – говорил Г. Риккерт в работе «Границы естественнонаучного образования понятий».

Неокантианство стало методологическим прологом многих, возникших в последствии философских, социологических и культурологических течений: феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, социологии знания и др.

 





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...