Главная Обратная связь

Дисциплины:






Количественные единицы измерения издательской продукции



Для планирования и учета издательской продукции разработа­на своя система измерительных величин. Ею пользуются при опре­делении количественных показателей выпуска, при тематическом и производственно-финансовом планировании, при планировании и учете себестоимости и номинала, при планировании штата основ­ных (производственных) категорий редакционно-издательских ра­ботников, при определении потребности в бумаге и переплетных материалах, расчетах с полиграфическими предприятиями и для учетных и статистических целей.

Единицы измерения издательской продукции по своему назначе­нию делятся на единицы измерения: 1) издательского ассортимента и тиража; 2) объема издания; 3) листажа издательской продукции.

Абсолютные величины. Количественная сторона издательской работы характеризуется следующими показателями: ассортимен­том выпуска изданий, объемом, тиражом и листажом изданий.

Под издательским ассортиментом понимается число изданий, вы­пущенных издательском за определенный период. В масштабах изда­тельского дела в целом под ассортиментом понимается общее число изданий, выпущенных всеми издательствами за определенный период.

Под изданием понимается произведение печати, полиграфичес­ки самостоятельно оформленное, прошедшее редакционно-изда- тельскую обработку, имеющее установленные выходные сведения и предназначенное для передачи содержащейся в нем информации (выходные сведения в издательской продукции — совокупность данных, характеризующих издание и предназначенных для его оформления, информирования потребителей, библиографической обработки и статистического учета).

Издания делятся на новые и повторные.

Новым изданием для каждого издательства считается такое из­дание, которое им выпускается впервые, или, если оно им ранее издавалось, выпускается в новой редакции либо в новом художе­ственно-техническом оформлении, отличающемся от прежнего.

Повторным изданием, или переизданием, считается выпуск ра­нее издававшегося произведения (кроме указанных выше случаев) с обязательным исчислением прошлого тиража. Если же название выходит единым тиражом одновременно в разных типографиях или разновременно в одной или в разных типографиях, то каждый та­кой выпуск именуется «издательским заводом». В этих случаях на­ряду с единым тиражом в выпускных данных указывают порядко­вые тысячи экземпляров отпечатанного выпуска (например, 150 001 — 250 ООО экз.).

Для характеристики выпускаемой литературы важна действи­тельная ее новизна, а не только новизна изданий с точки зрения издательского учета. Поэтому следует говорить о новых произве­дениях, впервые вышедших в свет, и о переизданиях.



Новые произведения делятся на оригинальные, если они впервые публикуются на том языке, на котором они созданы, и переводные.

Под экземпляром понимается каждая отдельная, самостоятельная единица данного издания — книги, брошюры, одного номера журнала.

Обычно все экземпляры одного и того же издания идентичны, иногда же часть тиража выпускается в ином оформлении, на луч­шей бумаге или в переплете. В этом случае такие части тиража не считаются отдельными изданиями.

Тиражом называется общее число экземпляров одного и того же издания.

Общим тиражом книг и брошюр для данного издательства счи­тается сумма тиражей всей книжной продукции, выпущенной им за определенный период.

Общий тираж выпуска книжной продукции РФ или субъекта федерации за определенный период составляется из суммы общих тиражей книги брошюр, выпущенных издательствами, находящи­мися на территории РФ или субъекта федерации.

Единицами измерения объема являются печатный, авторский и издательский (или учетно-издательский) листы.

Печатный лист — это единица измерения объема полиграфичес­ки оформленного издания. Различаются «физические» печатные листы и приведенные (условные). Физический печатный лист равен половине бумажного листа стандартных форматов или близких к ним. Так как стандартные бумажные листы отличаются друг от друга по площади, для определения общего объема издательской продукции пользуются условным показателем объема — печатным листом, при­веденным к формату 60x90 см, который служит учетной единицей.

За единицу измерения печатного листа принимается печатный лист формата 60x90 см, отпечатанный с одной стороны. Объемы пе­чатных произведений, отпечатанных на бумаге других стандартных форматов, приводятся к этой учетной единице посредством коэф­фициентов. Коэффициент определяет отношение площади одной стороны бумажного листа, на котором производилась печать, к пло­щади учетной единицы, равной 5400 см2

Издательства и полиграфические предприятия ведут учет печат­ной продукции в натуральном измерении: а) по отдельным форма­там бумаги, считая печатный лист равным половине бумажного ли­ста; б) по общему объему издательской продукции в приведенных учетных единицах в переводе на формат 60x90 см.

В выпускных данных по каждому виду издательской продукции указывают объем в условных печатных листах, т.е. приведенных к формату 60x90 см.

Изоиздания при односторонней печати учитывают и планиру­ют в бумажных листах.

Сумма объемов всех изданий в печатных листах, выпущенных издательством за определенный период, образует общий объем из­даний в печатных листах.

Так как емкость печатного листа, т.е. число знаков в листе, раз­лична в зависимости от формата бумажного листа и технического оформления издания, объем в печатных листах не может выражать фактического объема содержащегося в книге материала. Поэтому для определения действительного объема материала в книге пользу­ются другими измерителями. В качестве таких измерителей приня­ты авторский лист и издательский лист.

Авторский лист является единицей измерения объема литера­турного произведения автора.

Издательский, или учетно-издательский лист, — это единица измерения объема всего напечатанного в книге материала как со­зданного автором, так и помещенного в книге издательством.

Таким образом, объем печатного произведения, исчисленный в издательских листах, слагается из объемов: а) авторского текстово­го и иллюстрационного материала; б) прочего текстового материа­ла; в) неавторского графического материала.

К прочему текстовому материалу относятся: оглавление, эпиг­рафы, посвящение, редакционные примечания и предисловия, ан­нотации, текст, помещенный на титуле, обложке или переплете, авантитуле, а также выпускные данные, которые в сумме принима­ются за 1000 знаков, колонцифры, считая каждую за 0,5 строки, а с подвижным колонтитулом — за строку, и т.д.

Как авторский лист, так и издательский лист равен 40 тыс. пе­чатных знаков. Под печатным знаком понимаются видимые знаки (буквы, цифры, знаки препинания и др.) и пробелы между словами. Неполная концевая строка считается за полную. К издательскому листу приравнивается 700 строк стихотворного произведения. Объем графического материала подсчитывается по площади пря­моугольника, в который может быть вписан данный рисунок в го­товом издании; в объем, занимаемый графическим материалом, входят графические заставки и концовки. Пустые обороты во вкла­дах, вклейках и т.д. не учитываются. К одному издательскому листу приравниваются 3000 см2 площади графического материала.

Чтобы определить число издательских листов конкретного из­дания, надо общее число подсчитанных знаков всего напечатанно­го текстового материала (стихотворения подсчитываются отдель­но) разделить на 40 тыс. и прибавить к полученному результату объем графического и стихотворного материала, подсчитанный в издательских листах.

Издательский лист — также единица измерения объема работы издательских работников основных категорий: редакторов, техни­ческих редакторов и корректоров. Он является и калькуляционным измерителем себестоимости издательской продукции. В расчете на 1 изд. лист планируются отдельные издательские расходы, зависи­мые от объема изданий, устанавливаются номиналы книжных, нот­ных и изоизданий.

Сумма объемов в издательских листах всех изданий книг, выпу­щенных издательством за определенный период, называется общим объемом в издательских листах. Он характеризует объем редакци­онной работы издательства по выпуску продукции.

Представление о масштабе работы издательства дает также об­щий листаж выпущенной продукции.

Единица измерения листажа — лист-оттиск. Листаж данного издания определяется умножением его объема на тираж.

Сумма листажей изданий, выпущенных издательством за опре­деленный период, есть общий листаж, или издательская масса (об­щее число листов-оттисков), в печатных или издательских листах- оттисках.

По общему листажу в приведенных к формату 60x90 см печат­ных листах-оттисках издательство устанавливает количество бумаги (тоннаж), необходимое для выпуска изданий (исходя из средней массы 1 млн. листов-оттисков); по числу печатных листов-оттисков — определяет загрузку печатного и брошюровочного цехов типогра­фий, рассчитывается с типографиями за печатание изданий.

В расчете на 1 изд. лист-оттиск (единица издательского листа­жа) или на 100 изд. листов-оттисКов планируются издательские рас­ходы, зависимые от тиража, и рассчитывается общая себестоимость продукции.

Как говорилось выше, емкость печатного листа (число печат­ных знаков в нем) не представляет собой постоянной величины. Она зависит от формата полосы набора, кегля шрифта, от величины про­бельных мест в полосе набора и некоторых других факторов. По­этому в книге одного и того же печатного объема может быть боль­ше или меньше издательских листов.

Чтобы определить емкость печатного листа данной книги, надо объем ее в издательских листах умножить на 40 тыс. и разделить на число печатных листов книги.

Делением объема книги в издательских листах на ее объем в пе­чатных листах можно определить объем книги в издательских лис­тах, и наоборот.

Средние величины. Абсолютные величины не раскрывают со всей полнотой характера выпуска книжной продукции и тенден­ций в издательстве книг издательствами в РФ. На помощь приходят средние величины — средние объемы и средние тиражи. Они дают представление о состоянии с выпуском отдельных групп изданий и их развитии. Средние величины применяются в издательствах при планировании и анализе себестоимости, на полиграфических пред­приятиях — для расчета загрузки цехов.

Средние величины бывают среднеарифметическими и средне­взвешенными. Первые устанавливаются по ассортименту изданий, вторые — по издательской массе. К ассортиментным средним ве­личинам относятся средний объем и средний тираж издания, к сред­ним величинам по издательской массе — средний объем экземпля­ра книги и средний тираж одного листа.

Чтобы определить средний объем издания в печатных или изда­тельских листах, надо общий объем всех изданий — соответственно в печатных или издательских листах — разделить на число изданий.

Для определения среднего тиража одного издания нужно общий тираж всех изданий разделить на число изданий.

Чтобы получить средний тираж одного листа, нужно общий ли­стаж в печатных или издательских листах-оттисках разделить на соответствующий общий объем всех изданий.

Практическое значение имеют еще показатели средней емкос­ти печатного листа (емкость по ассортименту) и средней емкости печатного листа-оттиска.

Первый показатель выводится умножением общего объема ас­сортимента в издательских листах на 40 тыс. и делением получен­ного результата на общий печатный объем.

По средней емкости печатного листа (при условии предваритель­ного приведения форматов печатных листов всех изданий ассорти­мента к основному — 60x90 см) можно судить о степени экономич­ности оформления издания. Делением общего объема ассортимен­та в издательских листах на общий печатный объем получают сред­ний коэффициент емкости печатного листа. Им пользуются для перевода издательских объемов книг в печатные, и наоборот.

Среднюю емкость печатного листа-оттиска определяют, умно­жая общий издательский листаж на 40 тыс. и деля полученный ре­зультат на общий печатный листаж.

Средний коэффициент емкости печатного листа-оттиска исполь­зуется при планировании и анализе расходов на бумагу и тираж­ных расходов на типографские работы.

Средние величины могут быть выражены следующими соотно­шениями:

Единицей измерения цветной печати является краскопрогон. Краскопрогоном называется каждое соприкосновение листа с пе- чатной формой в процессе печатания; листопрогоном — каждый прогон листа в печатной машине независимо от того, сколько кра­сок получает лист за прогон. Для определения средней красочнос­ти изданий надо общее число краскопрогонов всех изданий разде­лить на число листопрогонов.

Краскопрогон именуется также краскооттиском.

Для определения объема одного экземпляра книжного издания в краскооттисках надо сложить число краскооттисков всех печат­ных листов текста издания, отпечатанных основной краской (обыч­но черной) и отпечатанных дополнительными (цветными) краска­ми (сверх основной), и число краскооттисков: вклеек, вкладок и на­кидок, обложки, суперобложки, напечатанного форзаца, наклеек на переплетную крышку типа 5, цельнобумажного покрытия для переплетной крышки типа 7. Для определения числа краскооттис­ков всего тиража издания надо общее число краскооттисков одно­го экземпляра издания умножить на тираж.

Объем издания определяется в условных краскооттисках, при­веденных к формату 60x90 см.

 

101. Планирование в издательстве: цели, виды планов.

Тематический план — основа издательской деятельности.

Содержание тематического плана

Тематический план состоит из перечня названий литературных и других печатных произведений, которые должны быть выпуще­ны за определенный период. Из всего многообразия возможных тем в план включают наиболее важные и актуальные.

В тематическом планировании выпуска изданий в наибольшей степени проявляется творческий и организаторский характер изда­тельской деятельности. Формируя тематические планы путем лите­ратурных заказов авторам, издательства тем самым активно влияют на создание новой литературы, на ее развитие и направленность. В то же время, освещая в новых литературных произведениях наибо­лее актуальные темы, они формируют интересы читателей.

В тематический план включается литература, отвечающая про­филю данного издательства — запросам и интересам того контин­гента читателей, который оно обслуживает.

Тематические планы типизированных издательств включают произведения, принадлежащие к одному какому-либо виду или типу литературы или рассчитанные на определенную категорию читателей.

Тематические планы типизированных издательств субъектов федерации предусматривают выпуск произведений специальной, отраслевой литературы, имеющих главным образом отношение к развитию народного хозяйства и культуры субъекта.

Тематические планы универсальных издательств включают про­изведения разных видов литературы, причем состав и характер ее определяются в зависимости от того, кого обслуживает издатель­ство: население всего субъекта федерации или определенную его часть, от национального состава коренного населения, от экономи­ческого профиля обслуживаемого им района (зоны).

Тематические планы универсальных издательств, обслуживаю­щих книгой население всего субъекта федерации, охватывают раз­ные виды литературы по содержанию, целевому и читательскому назначению. Большой объем в них занимают общественно-поли­тическая литература, произведения художественной литературы (классиков и современных писателей); особое внимание уделяется книгам по народному хозяйству субъекта; много места отводится производственной литературе, непосредственно имеющей отноше­ние к сельскому хозяйству и промышленности субъекта, книгам об экономике, о передовых методах труда и организации производства.

Областные издательства включают в свои тематические планы произведения, имеющие преимущественно местное значение: про­изведения общественно-политической, производственно-техничес­кой, сельскохозяйственной и художественной (в том числе для де­тей) литературы главным образом местных авторов. Областные издательства выпускают также научно-популярные брошюры и произведения краеведческого характера. В основном тематический план местных издательств включает произведения, направленные на подъем местной экономики и культуры, на освещение работы местных партийных органов и общественных организаций.Тематические планы типизированных и универсальных изда­тельств в субъектах федерации предусматривают выпуск ориги­нальных и переводных произведений в основном на языках корен­ного населения субъекта, а также на русском языке, в некоторых издательствах и на других языках.

Виды и структура тематических планов выпуска литературы

Тематическое планирование в издательствах предусматривает подготовку перспективного тематического плана выпуска литера­туры, плана редакционно-подготовительных работ и на их основе — годового тематического плана выпуска литературы издательства.

Перспективное тематическое планирование определяет глав­ные направления на 3 — 5 лет.

Перспективный тематический план издательства составляется по укрупненным тематическим разделам и подразделам литературы. В него включают работы, уже заказанные авторам, темы произведе­ний, к написанию которых издательство будет привлекать авторов, переиздания многотомных собраний сочинений, избранных сочине­ний художественной литературы, научные труды, справочные изда­ния, учебники, произведения художественной литературы, а также другие издания, требующие для своего создания, редактирования, полиграфического исполнения длительного времени.

В перспективном тематическом плане выпуска литературы ука­зывают фамилию автора (составителя, переводчика), название темы или произведения, язык издания, ориентировочный объем произ­ведения в авторских листах, тираж издания, число печатных лис- тов-оттисков, состояние работы на момент разработки плана и год издания. При отсутствии конкретных данных фамилия автора и название произведения не указываются.

На основе перспективного тематического плана издательства составляют внутрииздательский план редакционно-подготовитель- ных работ (сокращенно — план редподготовки). В него включают авторские предложения и намечаемые к выпуску издания по акту­альной проблематике согласно профилю издательства. Это те про­изведения, над которыми будет работать издательство в планируе­мом году, чтобы обеспечить выпуск их в основном году, следующем за планируемым.

Число изданий в плане редподготовки должно быть большим, чем в годовом тематическом плане выпуска литературы (до 130%). Объясняется это тем, что необходимо создать переходящий запас изданий на следующий год.

Определить нормальный объем плана редподготовки в издатель­ских листах помогает план движения портфелей (запасов литера­турного материала).

План редакционно-подготовительных работ составляется по трем разделам изданий: 1) книги и брошюры; 2) периодические из­дания; 3) изоиздания, нотные, картографические и другие печат­ные произведения. Первый раздел «Книги и брошюры» делится на три подраздела: а) собственные издания; б) совместные; в) заказ­ные издания. Подразделы формируются по целевому назначению изданий (научные, учебные, справочные и т.д.).

Совместные издания — это такие издания, которые подготавли­ваются к выпуску и выпускаются по взаимному соглашению двумя и более издательствами, причем соучастниками выпуска могут быть не только отечественные, но и зарубежные издательства. Текст в изданиях одинаковый. Право владения изданием устанавливается по договоренности.

Под заказным изданием понимается работа, выпускаемая изда­тельством по заказу другой организации по договору, причем за­казчик обеспечивает заказные издания бумагой и возмещает изда­тельству все фактические расходы, связанные с выпуском изданий, а также прибыль в договорном объеме. Издательство наряду с за­казчиком несет ответственность за идейное и научное содержание заказных изданий.

В необходимых случаях издательство по соглашению с заказчи­ком и книготорговой организацией может часть тиража заказного издания передать в установленном порядке для реализации через книготорговую сеть.

Заказные издания могут иметь оптовую цену.

Второй раздел плана — «Периодические издания» — включает издания с твердой периодичностью выпуска (журналы).

В плане редподготовки приводятся те же сведения (показатели) об изданиях, что и в перспективном плане и, кроме того, наряду с фамилией автора указывается его профессия, должность, место работы, ученая степень, звание, фамилия составителя или перевод­чика, дается краткая аннотация на каждое издание.

При формировании плана редподготовки необходимо учитывать экономические результаты по каждому запланированному изданию.

Годовой тематический план выпуска изданий формируется на основе плана редподготовки.

Годовой тематический план выпуска является основой текущей деятельности издательства. Он служит базой для планирования про­изводственно-хозяйственной деятельности издательства.

В него включают только те произведения, которые будут изда­ны в планируемом году.

Годовой тематический план выпуска состоит из тех же разделов и подразделов, что и план редподготовки: подразделы его также формируются по видам литературы. Сверх этого, в отдельных гра­фах показывается, является ли издание оригинальным или перевод­ным, наряду с печатным листажом каждого издания — число изда­тельских листов-оттисков, ориентировочный квартал выпуска из­дания, финансовый результат.

Оперативное планирование в издательстве

Задачи оперативного планирования

Основная задача оперативного планирования в издательстве — регулирование сроков выполнения плана выпуска изданий по те­матике и количественным показателям. Оперативное планирова­ние направлено на регулирование сроков выполнения планов по отдельным процессам и операциям редакционной работы и рабо­ты производственного отдела издательства, на выявление и устра­нение причин, мешающих планомерной работе, на корректирование хода работ для обеспечения выполнения в срок обязательств по договорам с полиграфическими предприятиями и книготорговыми организациями.

Для оперативного планирования необходимы четко налаженная организация учета работы и повседневный контроль за выполнением планов.

В результате учета работы и контроля за выполнением оперативных планов руководство издательства получает возможность вовремя выявлять нарушения в работе отдельных редакций и производственного отдела и принимать меры к восстановлению нормального положения.

Оперативное планирование должно быть тематическим и охватывать основные процессы создания книги, от заключения договора с автором до сдачи типографией тиража включительно.

Далее здесь написано про издательские портфели и их движение. ( вопрос № 102)

План выпуска и сдачи продукции

Основой для всех расчетов внутрииздательского плана являют­ся количественные показатели плана выпуска и сдачи продукции. Выпущенной продукцией считается продукция, первая партия ти­ража которой сдана книготорговой организации или другому заказ­чику. При этом в выполнении плана выпуска и сдачи засчитывает- ся по первой партии только число изданий и объем в издательских листах сданной продукции, а тираж и число листов-оттисков — по фактически сданному их количеству за отчетный период.

В плане выпуска и сдачи продукции показывают по ее видам и раз­делам литературы. Количественные показатели плана—число изданий, объем в издательских листах и тираж по каждой группе продукции — должны соответствовать итоговым данным тематического плана с уче­том журналов; число печатных листов-оттисков (приведенных к фор­мату 60x90 см) должно соответствовать листажу плана выпуска всех изданий издательства, утвержденного вышестоящей организацией.

В плане выделяются бесплатная продукция, а также переплеты. Это обусловлено тем, что план общеиздательской себестоимости рассчитывается отдельно на продукцию без переплета и на пере­плеты, а расчет номинала производится на товарную продукцию.

Наряду с абсолютными количественными показателями в плане приводятся средние величины: средний объект книг и брошюр в издательских листах, средний тираж издательского листа, коэффи­циент емкости печатного листа-оттиска формата 60x90 см. Эти ве­личины — контрольные и служат для анализа плана.

Важным требованием при составлении как плана выпуска и сда­чи продукции, так и других планов и расчетов внутрииздательского плана является единая для всех группировка издательской про­дукции. Вся продукция делится на издания:

1) собственные, с выде­лением важнейших их видов — учебной литературы, литературы на иностранных языках, альбомов, открыток и т.д.; 2) заказные. Внутри этих видов издания группируются:

а) книжная продукция — по разделам и видам литературы, при­нятом в тематическом плане, с подразделением на серии — издания, близкие по тематике, художественно-техническому оформлению и полиграфическому исполнению; такой группировкой достигается объединение однородных изданий и в экономическом отношении;

б) журналы — в данном плане они показываются раздельно по каждому наименованию;

в) изоиздания — по видам: альбомы, картины, плакаты, открыт­ки и др., — и внутри каждого вида — по сериям;

г) нотные издания — по соответствующим видам музыкальных произведений (учебники и пособия с нотами относятся к книгам).

План по труду

Состав плана по труду

Чтобы определить численность издательских работников, необ­ходимых для выполнения запланированного объема работ на год, а также общую сумму затрат на выплаты всем лицам, принимавшим участие в работе издательства, оно составляет план по труду.

План по труду включает следующие показатели: 1) численность работающих; 2) среднюю заработную плату; 3) фонд заработной платы списочного (штатного) и несписочного состава.

Расчет численности работающих

Штатных издательских работников можно разделить на три ка­тегории:

• первая — редакционные работники, которые принимают не­посредственное участие в работе над авторскими и издательскими оригиналами. К ним относятся: редакторы, технические и художе­ственные редакторы, корректоры, операторы, младшие редакторы;

• вторая — редакционные работники, выполняющие наряду с редакционными и производственными функции управленческие: заведующие редакциями, отделом художественного оформления, технической редакцией, корректорской, отделом подготовки ори­гиналов, участков подготовки оригинал-макетов, графическим от­делом, фотолабораторией, машбюро, выпускающие.

В издательской практике издательских работников этих двух категорий называют редакционно-производственными;

• третья категория — работники аппарата управления издатель­ства: руководство издательства (директор, главный редактор и его заместители, заместитель директора, главный художник), работ­ники бухгалтерии, планово-экономического отдела, отделов снаб­жения, кадров, рекламы и распространения, административно-хо­зяйственного и производственного (кроме вошедших в первые две категории).

Численность младшего обслуживающего персонала (уборщицы, гардеробщицы и др.) устанавливается исходя из специальных норм для каждой профессии.

Редакционно-производственные работники делятся, в свою очередь, на работников с нормированным трудом и ненормиро­ванным. К первым относятся: редакторы, технические редакто­ры, корректоры.

Количество основных редакционно-производственных работни­ков зависит от многих факторов: объема выпуска продукции в из­дательских листах, характера и сложности выпускаемых изданий, квалификации сотрудников, объема и содержания издательского портфеля, организации системы маркетинга и др.

Число штатных единиц редакторов, технических редакторов, корректоров определяется на каждый год делением общего числа учетно-издательских листов плана выпуска на соответствующие годовые нормативы загрузки этих работников (с учетом времени на отпуск).

Для издательства важно самостоятельно установить расчетные нормативы загрузки для своих редакторов, технических редакто­ров и корректоров исходя из сложности впускаемых изданий, ква­лификации и опыта работников.

Численность основных работников обычно составляет 70 — 80% от общего количества работающих в издательстве. Поэтому, опре­делив численность основных работников, можно прогнозировать численность административно-управленческих работников.

Многолетний опыт работы издательств показывает, что при всех обстоятельствах издательству необходимы следующие ключевые сотрудники: специалист по маркетингу, по производству (полигра­фист и электронщик), по ресурсам (бумаге и переплетным матери­алам), художник (дизайнер, оформитель) и, конечно, редактор, тех­нический редактор и корректор.

Перечисленные специалисты могут состоять в штате или выпол­нять свои обязанности по договору с издательством. Здесь нет ре­комендуемых сочетаний, все зависит от типа издательства и его за­дач, от возможностей специалистов, которые работают в штате, и от их универсальности. Но существует тенденция: чем сложнее вы­пускаемые издания, тем более необходим в издательстве редактор- универсал, художник-профессионал и хороший производственник.

Особенно следует отметить резко возросшую роль редактора в работе издательства, теперь от него зависит очень многое. Помимо традиционных обязанностей по «доработке» книги для печати он сейчас должен владеть основами маркетинга, разбираться в эконо­мике и хорошо чувствовать тематику.

Заработная плата издательских работников

Основная форма оплаты труда в издательствах — повременная. Заработная плата редакционно-издательских работников устанав­ливается в соответствии с должностными окладами, принятыми в издательстве. Размер должностных окладов в разных издательствах различен, более высокие оклады -— в коммерческих издательствах, более низкие — в государственных.

Издательствам предоставлено право устанавливать для определен­ных категорий работников (для технических редакторов, корректо­ров, операторов ПК и др.) сдельную форму оплаты. Издательства так­же могут устанавливать более высокие месячные оклады для высоко­квалифицированных работников (художников, фотографов и др.). Бо­лее высокую заработную плату получают специалисты, имеющие уче­ную степень, и работники, владеющие иностранными языками и по­вседневно применяющие эти умения в практической работе.

Помимо заработной платы в издательствах введена система пре­мирования издательских работников для усиления их заинтересо­ванности в повышении качества выпускаемых изданий.

Показатели, условия и размеры премирования регламентируют­ся издательством в специальном положении. Положение утверж­дает директор издательства по согласованию с профсоюзом орга­низации.

На основе организационной структуры издательства, в соответ­ствии со штатами редакционно-издательского персонала и схемы окладов издательство составляет штатное расписание.

Годовой фонд заработной платы определяют умножением ме­сячного фонда на 12 и коэффициент, учитывающий невыход на ра­боту по больничным листам. Расчет производится по формуле

ФЗП (год) = ФЗП(мес)*12*к,

где ФЗПгод — годовой фонд заработной платы, тыс. руб.; ФЗПмес — месячный фонд заработной платы, тыс. руб.; к — коэффициент, учи­тывающий невыход на работу по больничным листам (к = 0,97 — 0,98).

План потребности в бумаге и переплетных материалах

Расчет потребности в бумаге

Для выпуска печатной продукции издательство должно распо­лагать определенным количеством и ассортиментом бумаги и пе­реплетных материалов. Потребность в них рассчитывают, исходя из планов выпуска и сдачи продукции. При этом руководствуются планом художественно-технического оформления изданий или дан­ными «Типовой документации, регламентирующей производствен­ные взаимоотношения издательства и полиграфических предпри­ятий по выполнению тематического плана».

Потребность в бумаге рассчитывается по видам продукции, раз­делам литературы, изданиям или сериям, соответственно группи­ровке изданий, принятой в планах выпуска и сдачи продукции, но с большей детализацией: с разбивкой изданий внутри видов продук- ции и разделов литературы по сортам (наименованиям), номерам и по массе 1 м2 бумаги (отдельно листовая и ролевая). Расчет ведется раздельно —

а) на книги, изоиздания, ноты и другие издания;

б) на вклейки, вкладки и карты;

в) на обложку, суперобложку и форзац —

в печатных листах-оттисках, приведенных к формату 60x90 см, и в квадратных метрах или в тоннаже (обычно в тоннаже).

Потребность в бумаге определяется с учетом норм отходов бу­маги на технические нужды производства (наборного, печатного, переплетно-брошюровочного цехов).

Для определения потребности бумаги на вклейки, вкладки нуж­но установить, сколько раз каждая из них уместится в одном бу­мажном листе данного формата. Так, для двухполосной вклейки в 1/16 долю листа потребуется бумажных листов в 16 раз меньше тиража. На форзац издания того же формата потребуется бумаж­ных листов в 4 раза меньше (в книге — два форзаца). При расчете бумаги на обложку нужно учитывать толщину корешка книги, а на суперобложку — кроме того размеры клапанов.

Потребность в бумаге издательства планируют по-разному. Не­которые рассчитывают бумагу на каждое издание в отдельности, другие — по группам однородных изданий, по сериям в целом, ис­пользуя средние нормы расхода бумаги (с учетом отходов на нуж­ды производства) по отчету предыдущего года, если планируемые серийные издания резко не отличаются от прошлогодних, особен­но по тиражам.

Для определения массы бумаги подсчитанное число печатных листов-оттисков, включая отходы, умножают на норму расхода в тон­нах 1 млн. листов-оттисков бумаги данного формата и массы 1 м2.

Масса 1 млн. печатных листов-оттисков в тоннах (В) определя­ется по формуле

В = (МхП)/(2х10 ООО), где М — масса 1 м2 бумаги, г; Я — площадь 1 бум. листа, см2.

При составлении промфинплана расчет потребности в бумаге рекомендуется производить по укрупненным нормам расходования бумаги, утвержденным Госкомиздатом СССР. Они установлены с учетом норм отходов на технические нужды производства в тон­нах на 1 млн. печатных листов-оттисков формата 60x90 см.

В тех случаях, когда выпускаются издания, по которым расход бумаги не предусмотрен укрупненными нормами, или когда издательство составляет плановые калькуляции на каждое издание, а также на суперобложки, расход бумаги рассчитывается исходя из потребности на издание с учетом норм отходов на технические нуж­ды производства.

Расчет потребности в переплетных материалах

К переплетным материалам, учитываемым в промфинплане, относятся:

а) наклейки на крышки цельнобумажных и составных переплетов;

б) картон для крышек переплетов;

в) переплетные ткани (форзацы учитываются в расчетах потреб­ности в бумаге на издания без переплетов).

Расчет бумаги для наклеек на составные и цельнобумажные пе­реплеты производится исходя из числа переплетов, формата, наи­менования (сорта) и массы 1 м2 бумаги с учетом расхода бумаги на загибку и для цельнобумажных переплетов — толщины корешка — и из нормы расхода в листах или погонных метрах на 1000 книг. Потребность в бумаге на наклейки определяется в тоннах или в тысячах квадратных метров (с учетом отходов на технические нуж­ды производства).

Расчет потребности в картоне ведется раздельно по типам пере­плетных крышек, по марке и толщине картона и исходя из нормы расхода в листах на тысячу книг (с учетом отходов на технические нужды производства).

Потребность в картоне рассчитывается следующим образом. Сначала определяется число листов на планируемое число перепле­тов. Так как каждая переплетная крышка состоит из двух сторонок, число листов картона (К) равно числу переплетов (77), умноженно­му на два и деленному на число сторонок, выкраиваемых из одного листа данного формата (С):

К = (Пх2): С.

Для определения общей массы картона умножают полученное число листов картона данного размера на массу одного листа (в м2). Масса 1 м2 картона в граммах равна

b*g*10 000,

где в — объемная масса, г/см3; д — толщина картона, см.

Потребность в переплетных тканях рассчитывается е погонном метраже. Расчет ведется на 1000 переплетов отдельно для каждого вида переплетной ткани (коленкор, ледерин и т.д.), с учетом ее ши­рины, также по нормам расходования материалов на полиграфи­ческих предприятиях.

Нормы расходования переплетной ткани в погонных метрах для изготовления корешков составных переплетов и для цельноткане- вых переплетов зависят от толщины книжного блока, т.е. от числа тетрадей в блоке, а также от формата издания и ширины тканей.

При выборе форматов картона и ширины тканей исходят из формата издания. Наиболее экономичны такие форматы картона и такая ширина ткани, которые дают наименьшие отходы при рас­крое для изготовления крышек (папок).

Потребность в бумаге и переплетных материалах рассчитыва­ется по той же формуле, что и расходы на них.

Финансовый план издательства

Финансовый план разрабатывается на основе других разделов пла­на. В свою очередь, разработка финансового плана оказывает суще­ственное влияние на формирование плана себестоимости, использо­вание материальных и других ресурсов. При составлении финансово­го плана непременно должны учитываться имеющиеся резервы про­изводства, так как в нем устанавливаются задания по улучшению ис­пользования ресурсов, повышению рентабельности производства. Поэтому перед разработкой финансового плана необходимо всесто­ронне проанализировать имеющиеся отчетные и другие материалы по выполнению плана производства и реализации продукции.

Финансовое планирование может быть долгосрочным и теку­щим. Финансовые прогнозы показывают предполагаемый уровень развития издательства, определяют финансовые ориентиры пред­приятия и его потребности в капитале. Текущие финансовые пла­ны составляются на год с разбивкой по кварталам или по месяцам. Текущий план определяет годовой доход, размер прибыли, поря­док поступления денежных средств и порядок расходов. Для разра­ботки финансового плана, расчета финансовых показателей исполь­зуются различные методы: нормативный, расчетно-аналитический, метод оценки колебаний денежных потоков, балансовый.

Структура финансового плана

Финансовый план составляется в виде баланса доходов и расходов, который выражает в денежной форме результаты хозяйственно-фи­нансовой деятельности, взаимоотношения с бюджетом, банками и др. Финансовый план (баланс доходов и расходов) издательства состоит из четырех разделов: доходы и поступления средств, расходы и отчис­ления, кредитные взаимоотношения, взаимоотношения с бюджетом. Размер плановых доходов и расходов определяется на основе обосно­ванных расчетов, которые составляются по каждой статье баланса.

В разделе «Доходы и поступления средств» отражаются доход в виде прибыли, амортизационных отчислений, других внутренних доходов издательства, а также разного рода поступлений из внешних источни­ков. В составе прибыли основную часть занимает прибыль от реализа­ции товарной продукции. В общую балансовую прибыль предприя­тия входит прибыль от реализации прочей продукции и внереализа­ционные доходы (убытки). Планирование амортизационных отчисле­ний осуществляется по каждому виду или группе основных фондов, числящихся на балансе предприятия. Сумма амортизационных отчис­лений определяется умножением среднегодовой стоимости этих фон­дов на соответствующие нормы амортизационных отчислений.

В разделе «Расходы и отчисления средств» предусматриваются централизованные капитальные вложения, затраты на капитальный ремонт, расходы на прирост норматива собственных оборотных средств, убытки от эксплуатации жилищно-коммунального хозяй­ства, расходы на содержание зданий и сооружений, отчисления на образование фондов экономического стимулирования, расходы на НИОКР, подготовку кадров и премирование работников за созда­ние и внедрение новой техники, для оказания финансовой помо­щи, другие расходы и отчисления.

Примерное содержание разделов финансового плана можно представить следующими основными статьями доходов и расходов.

1. Доходы и поступления средств.

1.1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

1.2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).

1.3. Планируемые внереализационные доходы, в том числе:

• доходы от долевого участия в уставном капитале других пред­приятий;

• доходы, полученные от ценных бумаг;

• доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях;

• доходы от сдачи имущества в аренду.

1.4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов.

1.5. Поступления средств от других предприятий.

2. Расходы и отчисления средств.

2.1. Налоги, уплаченные из прибыли (по видам налогов).

2.2. Распределение чистой прибыли, в том числе:

• на накопление (по направлениям использования);

• на потребление (по направлениям использования).

2.3. Долгосрочное инвестирование (по формам инвестиций), в том числе:

• за счет амортизационных отчислений;

• за счет других источников финансирования (по видам источ­ников).

2.4. Прочие расходы.

Для обеспечения полной взаимосвязи статей финансового пла­на и определения окончательных взаимоотношений с государствен­ным бюджетом при завершении расчета баланса доходов и расхо­дов (в виде приложения к нему) составляется проверочная (шахмат­ная) таблица, в которой по горизонтали приводятся источники фи­нансирования (отраженные в подразделе «Доходы и поступления», а по вертикали — статьи расхода (из подраздела «Расходы и отчис­ления»), равнозначные в общей сумме по итогу.

Таким образом, в балансе доходов и расходов (финансовом пла­не) издательства практически находит отражение широкий комп­лекс финансовых отношений предприятия с государством, финан­сово-кредитной системой, с другими предприятиями и организаци­ями. Оттого, насколько экономически обоснован финансовый план и как он выполняется, во многом зависят положение издательства, его финансовая устойчивость, своевременность выполнения обя­зательств по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и дру­гим предусмотренным планом затратам.

 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...