Главная Обратная связь

Дисциплины:






Сущность, строение и функции культуры



Понятие культуры является фундаментальным в цикле наук о человеке.

Под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях (В.С. Степин).

По определению Г.В.Ф. Гегеля, «культура – это созданная человеком «вторая природа»». Культура может быть понята как самообновляющееся в процессе человеческой деятельности бытие родового человека, то есть понятие «культуры» так или иначе выражает родовую специфику человеческой жизнедеятельности.

Культура обеспечивает общение и регуляцию поведения людей в обществе, таким образом, культура представляется явлением общественным, социальным, коллективным. Посредством ее осуществляется передача социального опыта от одного поколения людей к другому, то есть культуру можно рассматривать как форму хранения и передачи накопленного обществом знания в разнообразных сферах общественной жизни. Трансляция социально значимой информации происходит через освоение каждым человеческим поколением предметного мира, навыков, приемов и технологий, ценностных ориентиров, образцов поведения и пр. Кроме хранения социального опыта культура генерирует новые программы деятельности, поведения и общения, которые, реализуясь в человеческой активности, порождают изменения в жизни общества.

Именно в культуре осуществляется процесс осмысления мира обществом и отдельным человеком, то есть происходит смыслополагание тех или иных событий и явлений окружающей действительности.

В связи с этим культура предстает универсальным способом реализации человеческой личности и человечества в целом, а также продуктом их творчества. Поэтому в культуре происходит непрерывное взаимодействие двух взаимоисключающих и взаимодополняющих начал: традиционного (в основе которого повторение ранее сложившихся форм) и творческого (в основе которого созидание новых культурных форм).

Можно выделить следующие функции культуры.

1. Адаптивная (защитная): культура обеспечивает приспособление человека и общества к окружающей среде.

2. Гносеологическая (познавательная): культура содержит всю сумму человеческих знаний о мире и способов их использования на практике.

3. Информативная (трансляционная): культура является способом хранения и передачи социального опыта.

4. Коммуникативная: культура обеспечивает общение людей друг с другом (формирует условия и средства).

5. Нормативная (регулятивная): культура регулирует поведение как социальных групп, так и отдельных индивидов.

6. Интегративная: культура способствует объединению людей в государства, нации, общественные группы и т.п.



7. Социализирующая: культура осуществляет включение индивидов в общественную жизнь, способствует усвоению ими социального опыта, роли и т.д.

8. Гуманистическая (человекотворческая): посредством усвоения культурных стандартов происходит формирование человека как существа сверхбиологического, иначе говоря, только культура делает человека вполне человеком.

Культура реализуется в трех основных элементах:

1) опредмеченных продуктах материальной и духовной деятельности человека и общества;

2) субъектах – носителях и творцах культуры;

3) социальных институтах, посредством которых субъективная деятельность индивидов переводится в объективный план.

Российский культуролог Л.Н. Коган выделяет в строении культуры два взаимосвязанных блока:

¨ субстанциональный, включающий в себя всю сумму смыслов и значений, которые определяют содержание норм, ценностей, образов поведения в культуре;

¨ функциональный, обеспечивающий процесс функционирования, развертывания и движения культуры посредством традиций, обрядов, обычаев, ритуалов и пр.

В соответствии с концепцией российского ученого Э.В. Орловой в едином поле культуры выделяются два уровня культуры: специализированный и обыденный.

Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный и трансляционный. На кумулятивном уровне сосредоточивается, накапливается профессиональный социокультурный опыт, аккумулируются ценности социума. На этом уровне культура выступает как взаимосвязь элементов, каждый из которых есть следствие предрасположенности человека к определенной деятельности: хозяйственной, политической, правовой, философской, религиозной, научно-технической, художественной. Каждому из элементов кумулятивного уровня соответствует элемент культуры обыденного уровня. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, политической – нравы и обычаи, правовой – мораль, философии – обыденное мировоззрение, религии – суеверия и предрассудки, народные верования, научно-технической – практические технологии, художественной культуре – обыденная эстетика.

На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями. Трансляция осуществляется посредством образования, средств массовой коммуникации, социальных институтов.

 

 

 


Словарь терминов

Антропология культурная (греч. человек, учение) – научное направление, для которого характерно большее внимание к духовным образованьям, чем к материальным. В этом направлении выдвигаются на первый план проблемы развития культуры и механизмов ее передачи от поколения к поколению. Задачей данного направления является создание теории человека как творца и носителя культуры.

Аксиология (греч. ценность, учение) – раздел философии, изучающий природу ценностей.

Генезис (греч. происхождение, возникновение) – процесс образования и становления развивающегося явления.

Гносеология (греч. знание, учение) – раздел философии, изучающий проблемы познания.

Знак – материальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Институт социальный- устойчивая форма общественных отношений, которая посредством явно установленных норм и правил определяет характер совместной человеческой деятельности.

Метод (греч. путь) – способ достижения цели (в т.ч. познания).

Рационализм (лат. разумный) – философское направление, признающее основной познания и поведения людей разум.

Семиотика(греч. знак) – научная дисциплина, изучающая процесс возникновения и функционирования знаковых систем.

Текст (лат. ткань) – последовательность символов, образующих сообщение.

 

Задания, контрольные вопросы, вопросы для самопроверки

I. Объясните, в чем практическое значение культурологической науки. Приведите примеры.

II. Какие подходы к пониманию культуры можно обнаружить в следующих определениях: «Культура существует как конкретная социо-историческая тотальность человеческой деятельности» (В. Визгин), «Культура – система, выступающая мерой и способом формирования и развития сущностных сил человека в ходе его социальной деятельности» (Л. Коган).

III. В каких смыслах употребляется слово «культура» в следующих высказываниях:

- «поп-культура» – это не культура»,

- «обществу подавленному не нужна культура»,

- «сферами общественной жизни являются экономика, политика, культура».

IV. Объясните, какие смыслы вкладываются в словосочетание «культурный человек».

V. Выберите правильный ответ.

1. Первое научное определение культуры принадлежит:

а) Марку Тулию Цицерону,

б) И. Г. Гердеру,

в) Э. Б. Тайлору.

2. В Древней Греции словом «пайдейя» обозначали:

а) культуру,

б) воспитание,

в) науку о культуре.

3. Культурология является:

а) социальной наукой,

б) гуманитарным знаним,

в) интегративным знаним.

4. Кто из мыслителей использовал впервые слово «культура» во множественном числе:

а) Д. Вико,

б) И. Г. Гердер,

в) И. Кант.

5. В какую эпоху складывается представление о культуре как о продукте и процессе деятельности человека:

а) Античности,

б) Средневековья,

в) Возрождения.

6. Представители какой научной школы уподобляли культуру живому организму и предполагали, что культурные организмы совершенствуются от простых к более сложным:

а) эволюционизма,

б) диффузионализма,

в) функционализма.

7. Назовите авторов теории циклических культур:

а) Э.Б. Тайлор, Л.Г. Морган, Д.Д. Фрейзер;

б) Б. Малиновский, Р. Редклифф-Браун, Э. Дюркгейм;

в) Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

8. Основоположником какого направления в культурной антропологии считается К. Леви-Стросс:

а) функционального,

б) исторического,

в) структуралистического.

 

Список использованной литературы

1. Антология исследований культуры. СПб., 1997.

2. Белик А.А. Культурология. М., 1998.

3. Гуревич П.С. Культурология. М., 1999.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1997.

5. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

6. Культурология / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 1998.

7. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1995.

8. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

9. Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994.

10. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели. СПб., 1996.

11. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

 

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Освальд Шпенглер





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...