Главная Обратная связь

Дисциплины:






АНТИЧНЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ



(общая характеристика)

 

Почему Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации? Ответ прост: потому что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации.

Причем история европейской культуры не представляет собой непрерывную нить, были и обрывы, но снова и снова эта нить восстанавливалась, возрождались идеи и образы античности. Основой многих отраслей современной науки являются труды древнегреческих ученых и философов. Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, в том числе "история", большинство женских и мужских имен и многое другое было рождено в Древней Греции. Всегда, начиная еще со времен Римской республики, не исключая и Средних веков, с особенной интенсивностью – в эпохи Возрождения и Просвещения греческая древность была своеобразным вызовом любой современности.

Характер любого народа формируется под влиянием природы, которой он окружен, и греки не были исключением.

Эгейское море, заключенное между Элладой с запада и Малой Азией с востока, является центром греческой культуры. По обеим сторонам расположились перед материком многочисленные острова: Эвбея с плодородными низменностями; Лесбос; Хиос, прославленный вином и мрамором; Самос; Родос. С юга замыкает греческий архипелаг самый значительный по площади остров Крит. Собственно Греция, самая южная часть Балканского полуострова, отделена от северных его областей горным хребтом.

Своей горной границей Греция была направлена на море, кроме того, вся ее береговая линия в связи с островами способствует мореплаванию как нигде в Европе.

Этот мир хребтов и долин способствовал полисной разобщенности. Единственным путем сообщения, связывавшим греков между собою, было море, оно же и разделяло Грецию на три главных части: Северную Грецию, Среднюю Грецию (или Эллада), Пелопоннес.

Конечно, этот фактор играл большую роль, и все же его недостаточно для того, чтобы объяснить "греческое чудо", как называют древнегреческую культуру.

В основе уникальности греческого культурного "чуда" можно назвать следующие факторы: частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жреческой касты, десакрализация политической и культурной жизни, возникновение греческого буквенного письма, идеал бескорыстного созерцания, исповедовавшийся людьми, которые занимались духовным производством. Именно эти факторы объясняют появление греческого типа культуры, переход от мифологического мышления к теоретической рефлексии (анализу, размышлению), расцвет искусства. Эти черты античной культуры обусловили ее уникальность. Слишком много успела наработать греческая культура за свою не столь уж продолжительную жизнь.



Для наглядности можно привести периодизацию истории Древней Греции:

- эгейский, или крито-микенский (III-II тыс. до н.э.);

- предполисный период (XI-X вв. до н.э.);

- архаический период (VIII-VI вв. до н.э.);

- классический период (V-IV вв. до н.э.);

- эллинистический период (вторая половина IV – середина I в. до н.э.).

Однако активизация политической жизни началась лишь в самом конце VII в. до н.э. После гражданских войн в Афинах в VI в. до н.э. произошли существенные изменения в обществе.

Это выразилось в окончательном оформлении рабовладельческих полисов в большей части Греции. Временем наибольшего подъема греческого полиса и высшего расцвета эллинской культуры был V в. до н.э.

Таким образом, всего лишь три поколения культурных деятелей, жизнь которых практически укладывалась в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образцы для подражания на тысячелетия вперед.

Отличительной особенностью античной культуры является ее пластичность, "телесный характер". Мир – "космос" понимался древними греками как одушевленное, прекрасное сферическое тело, населенное людьми и богами. Первые самые древние боги были ужасны, но по степени роста самосознания формирование мифической картины мира шло от уродства к красоте, от хаоса к порядку, от анимистических представлений к антропоморфным. Боги были наделены не только внешним обликом людей. Их жизнь на Олимпе была очень похожа на повседневную жизнь и идеалы греков. Боги были близки людям, ибо они сами – как бы облагороженные, "улучшенные" люди, существа, которые отличаются от людей лишь бессмертием. Они любят и ненавидят, как люди, ревнуют и плачут, смеются и страдают, и в этом, по мнению греков, проявлялась красота жизни.

Это мироощущение вело к принятию жизни во всех ее проявлениях, с ее добром и злом, уравновешивающими друг друга и образующими гармонию, как "все различное, противоположное образует тем самым не хаос, а прекраснейшую гармонию". Само слово "космос" означает мир, порядок. Чувство порядка и меры – одно из важнейших для античности. В стремлении к гармонии эллинами был создан канон, т.е. мера (соразмерность), отражающая определенную закономерность в создании правильного красивого – здания, статуи, драмы или песни.

Вообще стремление древних греков к идеалу, совершенству, гармонии, характерное для их мировосприятия, очень сильно повлияло на все стороны культуры, в том числе и на художественную. Чего бы не касалась рука древнегреческого мастера, будь то амфора, столик или какой-либо другой предмет быта, - все становилось предметом искусства, хотя и сохраняло свою бытовую функцию.

Пластичность – основа греческого миропонимания, поэтому эллины отдавали предпочтение именно пластическим видам искусства – архитектуре и скульптуре.

Объединяющим началом всего художественного творчества являлась его гуманистическая направленность, восприятие человека как главной эстетической ценности.

Считалось, что не среда, не быт, не внешние обстоятельства формируют человека, а наоборот, разумность человека, пластическая красота его тела, целесообразная общественная и политическая деятельность вносит в мир гармонию и красоту. Именно такой человек нашел воплощение в художественном творчестве. В образе человека греческим художником подмечены общие черты, так называемое "человеческое в человеке", т.е. его природа, телесная оболочка. Отсюда столь активный и разнообразный поиск соответствия человека как существа природного с миром вещей и миром идей (скульптуры Фидия, Мирона, Поликлета). Отсюда же первые скульпторы, показывающие обнаженное тело во всей его пластической красоте (скульпторы Праксителя). Поликлетом были определены и переданы в пластике совершеннейшие пропорции человеческого тела. Строгая ориентация греческой скульптуры на гармонию и равновесие позволила изобразить человека таким, каким он должен быть.

Свободный духом грек увидел идеал не только в скульптурном изображении, но и в собственном усовершенствовании: гармонии человеческого тела и духа, гармонии человека и окружающего мира. Ценностный характер античного мироощущения и миропонимания проявился в такой категории, которая органично соединила прекрасное и доброе – калокагатии. Расцвет античной культуры связан с возникновением и расцветом "единой, основной и исходной общественной формы античного мира" – полисом.

Полис приходит на смену родовому строго в VII веке до н.э. после крушения власти родовой земельной аристократии как новая общественная, политическая и экономическая структура. Полис или город-государство состоял из собственно города, который являлся центром государства, и примыкающей к городу территории, являющейся собственностью свободных граждан.

Но место полиса не ограничивалось столь узким пониманием как города с его территориальной, административной структурой, в греческом сознании это понятие имело более глубокое содержание.

Основным средством производства Греции была земля. И только владелец земли считался полноправным гражданином. Кровные родственники (владельца земли) составляли ядро семьи, но были и люди, зависящие от главы семьи, - периферия. Но не только это определяло автономию семьи. Это объединение несло и сакральное значение. У каждой общины было свое божество, покровитель и, следовательно, культ, что также обособляло ее в самостоятельное целое. Именно из таких групп, взаимодействующих друг с другом, и состоял полис.

Таким образом, люди, связанные общественными и культурными узами, составляли замкнутую общность, т.е. нельзя быть гражданином вне рамок коллектива, человек мог чувствовать себя полноценным только являясь частью общего. В то же время коллектив этот существовал не как подавляющее человека огромное государственное целое, а как интимное, близкое его окружение, как нечто свое, привычное.

Человек, являясь членом гражданской общины, жизнь которой регулировалась нормами, основанными на идее справедливости, был защищен от произвола.

Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. Поэтому высшая доблесть гражданина заключалась в защите своего полиса. С экономической жизнью полиса связана еще одна особенность. Экономика базировалась на земледелии, скотоводстве, виноградарстве. Основным принципом хозяйства была идея самообеспеченности, которую можно рассматривать как экономическую основу свободы.

Таким образом, полис осуществлял экономические, военные и политические функции.

Для полисного мировоззрения было характерно представление об особой связи города с богами. Полис, так же как и семейная община, находился под покровительством бога, соответственно и гражданин находился под покровительством бога, т.е. жизнь гражданина была защищена не только законами и установлениями полиса, но и охраняема богами. Поэтому жизнь вне рамок полиса была просто невозможна.

Опираясь на вышесказанное, можно определить основные черты полиса: земля как основа собственности; тяготение к натуральному хозяйству, возделываемому трудом "фамилии" и кормящему ее; община, семья, род - вообще принадлежность к целому как условие человеческой полноценности; гражданская община как наиболее естественная и совершенная форма такой целостности; острое ощущение различия между собственно общиной и не-общиной, гражданами и не-гражданами.

В соответствии с основными принципами полиса формируется полисная система ценностей. Полис воспринимался "как единственно естественная организация жизни, обусловленная самой структурой бытия". Полис – это та модель, которая лежит в основе представлений о мироздании, о космосе. Поэтому его изменение представлялось как упадок и гибель мироздания.

Невозможность существования человека вне коллектива ставит благополучие человека в зависимость от благополучия полиса. Частный интерес неотделим от общего, постоянное их взаимодействие было обеспечено властью народного собрания и строгими законами.

Мерило ценности человека – его служение государству, главное в человеке то, что объединяет его с согражданами, т.е. общественная личность, а не его неповторимая индивидуальность.

Полисный строй воспитал у греков особое мировоззрение. Он научил их ценить реальные способности и возможности человека – гражданина. Главное в жизни древних греков – ориентация на успех, что было равнозначно счастью. Счастлив тот, кто сильнее, умнее, красноречивее. Постепенно в греческом обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе (агональность).

Формирование этих представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер. Этот дух пронизывал почти все стороны жизни и деятельности древних греков, будь то публичное обсуждение законов или Олимпийские игры, театральные постановки или судебные тяжбы. У древних греков сами боги состязаются. Более того, согласно греческой мифологии, наблюдаемый миропорядок возник в результате победы Зевса над Кроном, а затем над титанами. В честь этой славной победы и были устроены состязания смертных людей на Олимпии.

Погоня греков за славой и обретением бессмертия в памяти поколений была одним из ярких проявлений их острого чувства "скоротечности" человеческой жизни и неуёмного желания преодолеть смерть.

Для древних греков славное имя было нетленным, непреходящим, ценное само по себе, оно не покупается и не продается, славное имя превосходит всякую материальную награду.

Таким образом, полис представлял собой замкнутую структуру не только в экономической, политической сферах жизни, но и в сфере морали, нравственности, норм поведения, поэтому полисная идеология ориентирована на сохранение этих традиций.

Однако идеальное соответствие полиса исходному уровню развития производительных сил приходит в противоречие с потребностями развития этих сил, с движением жизни. Обогащение жизни, распространение на этой основе досуга, искусства не укладывается в жесткие рамки полиса. Без развития нельзя жить, но оно же уничтожает ценности, придававшие жизни смысл.

Полис живет в постоянном нарушении живой нормы.

Исходя из этого, центральной проблемой античной культуры является соотношение идеала и жизни. Отличительная особенность античности состоит в том, что это противоречие не находят в себе разрешение. В повседневной реальности античное общество предстает перед нами как раздираемое глубочайшими противоречиями, знающее такие формы общественной вражды и розни, которые позднейшие эпохи даже не представляли себе. В пределах гражданского единства, как его изнанка, разворачивались и социальные антагонизмы верхов и низов, и борьба демократии с постоянно возникавшими олигархиями, и подозрительность по отношению к каждому, кто выделился и стал выше массы, хотя бы он даже выделился своими подвигами и самоотверженным служением полису.

Идеал полисного общежития с его нормами героизма, гармоничности развития, гражданской солидарности, консервативной морали и спокойного подчинения личности обществу оказывается трансформированным в особую сферу мифологизированного бытия. Она активно воздействовала на человеческую практику, утверждала в ней свои нормы, но никогда этой практикой не исчерпывалась.

В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии положили начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а "придворным" художником – последний великий скульптор классики Лисипп. Все это не помешало ему, захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции воздавали божеские почести. Это было симптомом поворота античного общества от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма – синтез, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры. В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мира сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии, к философии, которая занимается в первую очередь проблемами этики и счастья индивида. Это отражается в литературе и искусстве. Значение искусства эллинизма весьма велико, ибо оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока.

В эпоху эллинизма возникла Александрия – настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций. Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась "ученицей" классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация.

Культура Древнего Рима (III в. до н.э. – V в. н.э.) во многом базировалась на греческой. Обе культуры формировались на базе античной гражданской общины и основных ее ценностей. Служение общине было долгом и благом и эллина и римлянина. И греки, и римляне, будучи свободными, противопоставляли свободу рабству. И те, и другие не мыслили себя вне самой тесной связи гражданской общины с богами и полубогами, покровительствующими ей.

Вместе с тем между греками и римлянами имелись и серьезные различия. Наиболее яркой особенностью древнеримской культуры явилась высокая степень различия практической деятельности: военное дело, право, историческая наука, риторика, сатира, зрелища.

Так, у греков было славное прошлое (Троянская война), римлянам же надо было постоянно утверждать себя в настоящем. Войны во многом определили организацию, строй жизни и всю историю Рима. Различна и мифология Древней Греции и Древнего Рима. Греческие мифы – о богах и героях, римские – о самом Риме, его победах и славе. Главный римский миф об основателях города Ромуле и Реме. Мифы объясняли настоящее и давали руководство в будущих делах. Вся римская действительность с постоянными войнами делала наиболее ценимыми в обществе такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность. Особая роль в римском обществе принадлежала праву.

Римской культуре оказались присущи открытость, способность вбирать в себя культурные ценности других народов. Однако культурный синтез был бы не возможным без наличия точек соприкосновения различных культур. Это и обеспечило римской культуре ее удивительную жизнеспособность. Римская культура изначально складывалась как культура синтетическая. Все научные и философские идеи, мифология и искусство переосмысливались с позиций доминанты римского сознания: "Рим – центр мира". Еще до II в. до н.э. римская культура становится двуязычной. Греческий язык стал обычным в высшем обществе, это считается признаком образованности и хорошего тона; в то же время латинский язык передает все тонкости сложности эллинистической культурной и научной традиции.

Утилитарность появилась в различных сферах творческой деятельности. Рим славился искусством слова, ораторского мастерства. Марк Туллий Цицерон популяризировал среди римлян достижения греческой философии. Учась у греков, он вместе с тем упрекал их за увлечение умозрительными науками, в частности математикой, и считал правильным ограничить ее развитие "надобностями денежных расчетов и земельных межеваний".

Римской культуре не свойственен космизм греческой культуры. Человек в римской культуре – это, прежде всего, гражданин Рима, Римской империи. Человек как часть социума, общества обретает себя не как неразрывная часть природы, а как неразрывная часть установившейся политической системы. Он нацелен на карьеру, государственную деятельность, возвышение над другими. Поэтому и архитектурные формы не соизмеримы с человеком, их цель – поразить человека своим величием. Искусство Рима богато и разнообразно. Если греки стремились к созданию идеальных прекрасных образов граждан, то римляне передавали неповторимую индивидуальность своих моделей. В статуе в рост римляне решили другую проблему – образ делового человека, оратора, гражданина республики. Позы просты и естественны, жесты полны достоинства, в лицах нет идеализации. В период империи появились бесчисленные идеализированные статуи императоров. Скульптуры отличались героизацией образа, внешним пафосом. Основная черта науки в римском обществе – подход к знаниям не как к теории, а как к практической дисциплине. Это определило характер римского образования и науки. Особую роль в Древнем Риме играли исторические науки, биографическое творчество.

Внешнее величие Рима, обожествление императоров, подобно восточным владыкам, имело теневую сторону, весьма болезненную для самих римлян. Путь простого римлянина от "гражданина" к "подданному" был легче, чем аналогичный путь грека. Римляне психологически были более готовы к повиновению. Рим в эпоху императорского правления охватила волна междоусобных войн с целью захвата центральной власти. В империи, как ранее в эпоху эллинизма, росло чувство неуверенности в завтрашнем дне, ощущение зависимости от чужой (императорской) воли.

Идеальное равновесие античного мира постоянно разрушалось, но постоянно поддерживалось и, когда распад его определился окончательно, начался тот предсмертный кризис, который заполняет целую эпоху в истории Европы – переходное состояние от античности к средним векам. Переворот был связан с распространением христианства, но не сводился к нему. Христианство только усилило ощущение, что человек вообще не принадлежит полисному миру, что он оставлен наедине с чем-то всеобщим и абсолютным – историей, судьбой, богом. Единство человека и государства исчерпало себя – исчерпался ценностный смысл полисного принципа античного мира.

 

Задания и контрольные вопросы

1. Раскрыть значения следующих понятий и определений:

- агон (агональность),

- античность,

- калокагатия,

- космос,

- полис,

- пластичность,

- эллинизм,

- эллины.

2. Как повлияли ландшафт и природные условия на специфику культуры Древней Греции?

3. Какой смысл вкладывается в выражение "греческое чудо"?

4. Как соотносятся основные принципы полиса с представлениями древних греков о Космосе?

5. Доказать, что для древнего грека полис – образ мира.

6. Указать и объяснить причины кризиса полисной системы.

7. Доказать агональный характер античной культуры.

8. Древнюю Грецию называют колыбелью Европейской цивилизации. Каковы основания для подобного утверждения?

9. Заполнить таблицу:

 

  Позиции сопоставления Древняя Греция Древний Рим
1. Искусство    
2. Наука    
3. Мифология    
4. Природа человека и его статус в обществе    

Список использованной литературы

1. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995.

2. Бондраг-Левин А. Древнейшие цивилизации. М., 1994.

3. Кнабе Г.С. История. Быт. Античность // Быт и история в античности. М., 1998.

4. Кознова И.Е. Культурология. М., 1998.

5. Лосев А.Ф. Античная мифология. М., 1957.

6. Лурье С.Я. История Греции. СПб., 1993.

7. Поликарпов В.С. Курс лекций по культурологии. М., 1997.

8. Словарь античности. М., 1994.

 

 


КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

Средневековая культура Западной Европы – эпоха великих духовных и социокультурных завоеваний в истории всего человечества.

Средневековье по времени охватывает более тысячелетии (с V по XVII век). Термин "средние века" закрепился за данным периодом в связи с тем, что он занимает промежуточное место между Античностью и Новым временем. В то же время в культурологическом измерении позднее Средневековье – XIV-XVII вв. – это уже другой тип культуры – эпоха Возрождения и Реформации.

Средневековая культура отличается от многих предыдущих и последующих эпох особым напряжением духовной жизни как в сфере идеального, должного, так и в области реального, практического. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Поэтому мы сначала рассмотрим сами идеалы, к которым были устремлены многие усилия людей того времени, а затем отметим особенности отражения этих идеалов в реальной жизни.

Духовная жизнь Средневековья обычно описывается через господствующую в то время религию – христианство. Картина мира средневековой культуры определяется как богоцентрическая. Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог. Средневековая картина мира, религиозность данной культуры принципиально глубинно отличается от всех предыдущих, т.е. языческих культур. Бог в христианстве – Единый, Личностный и Духовный, т.е. абсолютно вне-материальный. Также Он наделяется множеством добродетельных качеств: Бог, Всеблагий, Бог есть Любовь, Бог – Абсолютное Добро.

Благодаря такому духовному и абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек. Человек – образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке – душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии – дар свободы воли человеку, т.е. право выбора между добром и злом, Богом и Дьяволом. Благодаря наличию темных сил, зла. Средневековую культуру часто называют дуалистичной (двойственной): на одном ее полюсе – Бог, ангелы, святые, на другом – Дьявол и его темное воинство (бесы, колдуны, еретики).

Трагедия человека состоит в том, что он может злоупотребить свободой воли. Так и случилось с первым человеком – Адамом. Он уклонился от запретов Бога в сторону соблазнов Дьявола. Этот процесс называется грехопадением. Грех – результат уклонения человека от Бога. Именно из-за греха в мир вошли страдания, воины, болезни и смерть.

По христианскому учению сам, своими силами человек вернуться к Богу не может. Для этого человеку нужен посредник – Спаситель. Спасителями в средневековой христианской картине мира выступают Христос и Его Церковь (католическая – в Западной Европе). Поэтому наряду с категорией греха большую роль в картине мира Средневековья занимает проблема спасения души каждого человека.

Таким образом, вся жизнь человека в средние века выстраивается между двумя точками отсчета – грехом и спасением. Для ухода от первого и достижения последнего человеку даются следующие условия: следование христианским заповедям, совершение добрых дел, уклонение от соблазнов, исповедание своих грехов, активная молитвенная и церковная жизнь не только для монахов, но и для мирян.

Общественный строй, который утвердился в Западной Европе в средние века, историки называют феодальным. Феод, от которого образовались слова "феодализм", "феодал", "феодальный", - это наименование земельного владения, пожалованного господином – сеньором (лат. "старшим") своему вассалу – подчиненному, человеку, обязующемуся за владение феодом выполнять службу, преимущественно рыцарскую, т.е. в полном вооружении и верхом на боевом коне.

Вассалы нуждались как в феодах, так и в сильных и знатных покровителях, а могущество сеньоров зависело, прежде всего, от числа преданных и боеспособных вассалов.

В целом, опираясь на христианские идеалы выстраивалась вся общественная и культурная жизнь. Более того, по образу и подобию небесной, духовной иерархии строилась и земная иерархия. Если первый вид иерархии (духовный) имеет вид мира подлинного бытия, как раз полной реализации идеалов христианства, то второй вид иерархии предстает в средневековой картине мира в качестве зеркального отражения в земной реальности небесного бытия.

Это придавало земной иерархии высший смысл: общественные отношения оказывались тем самым отражением, пусть бледным и несовершенным, иерархии, подчиненной Божьему Престолу, и тем самым приобретали религиозное оправдание. Люди разного правового положения, которые принадлежали к различным сословиям, образовывали определенные слои в христианской картине мира. Так, по аналогии с девятью чинами ангельского мира некоторые богословы делили общество на девять разрядов людей, начиная с королей и церковных и светских князей на вершине иерархии и кончая простонародьем в ее основании. Наиболее распространенным было тройственное деление общества: первое сословие – духовенство ("те, кто молятся за всех"), второе сословие – аристократия и военные, рыцарство ("те, кто воюют") и третье сословие – простолюдины, народ ("те, кто трудится") – крестьяне, горожане.

Каждое сословие имело собственное представление о христианских идеалах. И все же всех их объединяла фундаментальная ценность – служение, служение Богу и спасение своей души каждым на своем месте. На практике понимание этой ценности было столь своеобразным в каждом сословии, что достаточно далеко уводило от изначального, строго церковного понимания христианских заповедей. Так, католическая церковь зачастую помимо господства в духовной жизни претендовала на первенство в государственно-политической сфере. Церковь стремилась к строительству Града Божьего на Земле. Ярким примером этих притязаний явились крестовые походы – попытка мечом, силовым путем объединить и расширить христианский мир под властью папства. Когда же в позднее Средневековье все больше людей и народов стали отпадать от католической церкви, тогда последняя прибегла к репрессивным мерам защиты своих идеологических и политических взглядов – к инквизиции.

Другой пример чуть ли не антихристианского поведения в средневековой культуре связан с феноменом карнавала. Этот праздник возник в городах к концу Средневековья и знаменовал собою проводы зимы и встречу весны. На дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. Корни карнавальных шествий – в архаических оргиях, в празднествах типа древнеримских сатурналий, во время которых отменялись общепринятые правила, социальный порядок "переворачивался": господа прислуживали за трапезой рабам, рабы осваивали роль господ. И все это проходило в атмосфере безудержного веселья, неумолкающих шуток и шутовства. Богословы пытались примирить языческий характер карнавалов с существующим господством христианской религии: эти праздничные увеселения необходимы для того, считали католические богословы, чтобы глупость, которая является "второй природой человека", могла бы хоть раз в году свободно изжить себя.

Наиболее ярко и глубоко христианское мироощущение было передано в искусстве Средневековья. Главное внимание художники средних веков уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения Его сущности. Католический собор служил художественно-религиозным воплощением образа всего мироздания.

Раннее Средневековье – это период господства романского стиля. Романская архитектура воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его "горизонтальность", "заземленность".

С конца XIII в. ведущим становится готический стиль. За легкость и ажурность его называли застывшей, безмолвной музыкой, "симфонией в камне". В отличие от суровых монолитных, внушительных романских храмов и замков, готические соборы изукрашены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 метров. Шедевры этого стиля – соборы Парижской Богоматери, Реймский, Кельнский.

Таким образом, культура средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

1. Назовите две главные категории христианской картины мира:

а) Космос,

б) Бог,

в) грех,

г) полис.

2. Какая ценность объединяет все сословия культуры Средневековья:

а) мужество,

б) покорность,

в) служение,

г) слава.

3. Какие из указанных признаков присущи готическому стилю:

а) приземленность, массивность форм;

б) строгие геометрические пропорции;

в) декор, устремленность ввысь;

г) сооружение в виде пирамиды.

4. Почему Средневековье называется именно так:

а) культура находилась посередине Земли;

б) культура средних веков – это один из этапов эпохи Возрождения;

в) культура средних веков – промежуточная между Античностью и Новым временем,

г) культура средних веков – это эпоха Среднего Царства в Древнем Египте.


КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения (или по-французски Ренессанса) рассматривается исследователями как переход от средневековой культуры к Новому времени, от общества феодального - к буржуазному. Темпы развития ренессансной культуры в странах Западной Европы различны, приблизительны и хронологические границы - с конца XIII в. в Италии - до середины XVII в. в странах Северной Европы. Наивысшей точки своего развития эта культура достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским явлением.

Рождение нового мировоззрения произошло в крупных городах Италии, обеспечивавших международную торговлю между Европой и арабским Востоком. Средиземноморские пути, торговля, приток иностранцев, широкие культурные контакты, высокий уровень благосостояния создавали благоприятные возможности для накопления знаний, развития образования и формирования новой, светской элиты, которая скептически относилась ко многим догматам христианской идеологии, а еще более скептически - к самой папской курии (совокупность центральных учреждений папской власти), к высшим церковным иерархам, чье отнюдь не святое поведение не было секретом для образованных слоев итальянского общества.

Повышение интереса к знаниям, рост культурного уровня не могли не сопровождаться обращением к культурному наследию античности, поскольку и архитектура Италии, и скульптура, и сохранившиеся литературные произведения античных авторов были доступны и приковывали к себе внимание. Однако самоутверждение личности в эпоху Возрождения не отличалось вульгарно-материалистическим содержанием, а носило духовный характер. Решающее влияние здесь оказала христианская традиция. Время, в которое жили возрожденцы, заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя, но они не перестали быть людьми средневековья. Не потеряв веру в Бога, они лишь по-новому взглянули на самих себя. Изменение средневекового сознания накладывалось на пристальный интерес к античности, что и создавало уникальную и неповторимую культуру. Почему именно к античности? Дело в том, что новое мироощущение человека, определенный, возможно, наивный оптимизм мышления нуждались в мировоззренческой опоре, обосновании, чем и выступила классическая древность.

Но даже в Италии Возрождение не сводится к буквальному возрождению античности. Существовал более глубинный процесс, связанный с освобождением индивида от всех форм феодальной зависимости, что заставляло личность рассматривать себя как существо самоопределяющееся и самодостаточное. Поэтому одним из структурообразующих принципов ренессансной культуры становится антропоцентризм. Именно в рамках культуры Возрождения произошло всеобъемлющее открытие человека. Вместе с этим на первый план в утверждавшейся новой системе ценностей выдвигались идеи гуманизма (лат. humanus - человечный). Основы нового мировоззрения были заложены великим флорентийским поэтом Данте Алигьере (1265-1321), автором "Божественной комедии", заявившим, что из всех проявлений божественной мудрости именно человек является «величайшим чудом». Другой блестящий флорентиец Франческо Петрарка (1304-1374) в своих знаменитых сонетах воспел любовь к земной женщине как прекрасное, а не как греховное чувство. Петрарка первым из деятелей эпохи Возрождения, названных гуманистами, подверг резкой критике папскую курию, называя ее обителью злобы дикой, храмом ереси и школой заблуждений. Джованни Боккаччо (1313-1375 гг.) современник Петрарки, в своем сборнике новелл "Декамерон" в еще более острой форме проповедует права человека на счастье в этой жизни, которое он связывает с любовью, с чувственными радостями. Боккаччо утверждает, что любовь выше сословных перегородок, что благородство человека определяется не знатностью, а личной доблестью, что каждый человек волен и обязан бороться за свое счастье.

Подобные представления были близки молодой буржуазии, которой становился чужд трагизм мироощущения, пафос страдания и эстетизация нищеты. Росло уважение к живому человеку, который побеждает, принимая мир таким, каков он есть. Конечно, он помнит, что есть Бог, нужно соблюдать христианские заповеди, но в жизни следует полагаться прежде всего на самого себя. Выстраивалась новая иллюзия – человек это звучит гордо, казалось, что нет предела человеческим возможностям.

Тезис о том, что личные качества и воля делают человека хозяином судьбы, стал одним из краеугольных камней нового мировоззрения. Это была подлинная революция и по отношению к христианским традициям, и по отношению к античности, поскольку согласно античному мировоззрению человек был игрушкой в руках непостижимой судьбы, рока. Вера в возможности человека придавала мировоззрению Ренессанса не только гуманистический, но и индивидуалистический характер. Концепция индивидуализма в философии Ренессанса отражает те изменения в жизни человека, которые связаны с возникновением городской культуры, развитием ремесла, с переходом от натурального хозяйства к рыночным отношениям.

Таким образом, можно выделить следующие основные черты культуры Возрождения: особое отношение к античности - возрождение античных памятников искусства и античной философии, модификация средневековой христианской традиции, антропоцентризм, гуманизм, индивидуализм.

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. А что может лучше помочь человеку в познании мира, чем его собственные органы чувств. В эпоху итальянского возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию мира, что определило расцвет живописи и других форм пространственного искусства. Поэтому именно художники ближе всех подошли к решению мировоззренческих задач. Эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер - знаменитые художники и скульпторы Донателло (1386-1466), Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Рафаэль Санти (1483-1520).

Но существует другая тенденция развития ренессансной культуры - ощущение человеком трагичности своего существования. Причины ее в сложном взаимодействии наследия античности и христианства, что вело к раздвоению личности. Кровь людей уже была отравлена христианским сознанием греховности этого мира и христианской жаждой искупления. Великие художники эпохи одержимы идеей создания иного бытия, прорыва в трансцендентный мир. Возрожденец, ощущая в себе силы, подобные творцу, ставил задачи, заведомо не выполнимые в мире искусства. Опора художников на достижение эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к глубокой возрожденческой тоске, к трагическому мироощущению. Трагичность мироощущения усиливалась тем, что эпоха Возрождения совпала в Италии с периодом жестоких междоусобиц, войн. И гуманисты, которых прославляли во всем мире, вынуждены были служить тиранам.

Но гуманистическая культура Возрождения была исключительно элитарной. Она оказалась доступной только людям образованным и оставалась чуждой широким массам, сознание которых продолжало оставаться в плену средневекового миросознания. Семена, посеянные гуманистической культурой Возрождения, дали всходы позже, уже в Новое время. В то же время изменения в образе жизни, вызванные переходом от феодальных к товарно-денежным отношениям, затронули все европейское общество. Обретение человеком внутренней свободы привело к разрушению строгой аскетической морали Средневековья. Результатом стало всеобщее падение нравов, затронувшее не только мирян, но и духовенство.

Католическая церковь, обладая огромными богатствами и достигнув небывалой власти над странами Западной Европы, оказалась к концу XV в. в чрезвычайно печальном положении. Никакая другая церковь не имела дело с таким опасным искушением, как почти безграничная светская власть. Безраздельное господство во всех сферах жизни, абсолютная монополия на власть привели ее к внутреннему перерождению и нравственному разложению.

Проповедуя бедность и смирение, церковь непристойно богатела, наживаясь буквально на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала. Даже римский папа отнюдь не был образцом добродетели. Высшие церковные должности продавались и покупались. Монастыри, представлявшие собой места чистого духовного покаяния, смирения и служения Богу, превращались в вертепы разврата и порока. Фактически католическая церковь с ее центром в Риме вернулась к исходной точке противостояния первоначального христианства целиком разложившейся и коррумпированной столице Римской империи времен Калигулы.

В конце XIV-XV вв. в Европе наступил момент, похожий на закат Римской империи. При таком состоянии дел всякий христианин был просто обязан со всей решимостью выступить против официальной католической церкви, чем бы ему это не грозило. Поэтому борьба за преодоление средневекового и утверждение нового буржуазного миропонимания переместилась в иную плоскость, более понятную массам, - религиозную. Этот протест приобрел нравственный характер: католицизм следует отвергнуть потому, что он безнравственен, а следовательно, и безбожен. В начале XVI в. в Германии началось движение Реформации.

Лидером движения Реформации выступил Мартин Лютер (1483-1546) 31 октября 1517 г. в г. Виттенберге, этот, тогда еще никому не известный монах и доктор теологии, прибил к дверям церкви свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений католической церкви и, прежде всего, продажи индульгенций - это событие считается формальным началом Реформации. Фактически Лютер предлагал вернуться к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Человеку не нужна церковь как институт, она является лишним звеном между верующим и Христом. Он должен внутри себя искупить грех покаянием, для этого не нужны священнослужители. Лютер отверг внешний католический культ: почитание святых, иконы, алтари, крестное знамение, коленопреклонение - рассматривая их как разновидность некоей церковной магии. По его мнению, в противоположность "подлинной набожности" католическая церковь заботится не о том, чтобы человек проникся волей Бога, а стремится самого Бога подчинить воле людей. Папа отлучил Лютера от церкви, но многие феодалы, стремясь получить церковные земли, активно поддержали его идеи. После религиозной войны лютеранство было принято многими германскими городами, чему способствовал перевод Лютером Библии на немецкий язык. Таким образом, в Германии из католической церкви выделилась особая протестантская в форме лютеранства. Движение Реформации, охватившие страны Европы, подтолкнуло развитие культуры эпохи Возрождения. Напуганный победами протестантов, Ватикан развернул движение контрреформации. Специально созданный орден иезуитов тайными методами и любыми средствами боролся против свободомыслия по всей Европе. В Италии, Испании и Франции запылали костры святой инквизиции. В этих странах католической церкви удалось сохранить свое господство.

В наиболее радикальном варианте протестантская церковь победила в Швейцарии. Один из ее руководителей Жан Кальвин (1509-1562) выступил поборником строгих, даже суровых нравов в быту и церковной жизни. Кальвинизм, делавший акцент на трудолюбие, скромность в быту, бережливость, явился, по сути, этикой бюргерского раннекапиталистического накопления. Изменилось отношение к труду. Выполнение долга в рамках своей мирской профессии стало считаться высшей задачей человека. Посредством этого он убеждался в собственной угодности Богу и вырастал в его глазах, каким бы низким не было его сословие. Истинная христианская вера понималась как усердие и особая тщательность в выполнении обыкновенной мирской работы - такова логика протестантской этики. Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества - обособленного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный тип личности с новым отношением к миру.

Таким образом, гуманизм и Реформация - это две (светская и религиозная) формы культуры поднимающегося раннебуржуазного общества, противостоящие культуре утрачивающего историческое оправдание средневекового феодального общества.

Словарь терминов

Антропоцентризм (от греч. anthropos человек + kentron центр) - воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания.

Гуманизм (от лат.humanus человечный) - мировоззрение, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству.

Индивидуализм - буржуазное воззрение, противопоставляющее эгоистические интересы отдельной личности (индивидуума) интересам общества, ставящее личные, корыстные интересы выше общественных.

Индульгенция (от лат.indulgentia снисхождение, милость) - грамота об отпущении грехов как прошлых, так и будущих, выдаваемая католической церковью от имени папы римского за деньги или какие-либо заслуги перед церковью.

Инквизиция (от лат. inquisitio расследование) - учрежденная католической церковью в начале ХIII в. судебно-полицейская организация для борьбы с ересями.

Протестантизм (от лат.protestantis возражение, несогласие) - общее название христианских вероучений, возникших в ХVI в. в результате реформации, например, лютеранство, кальвинизм.

Реформация (от лат.reformatio преобразование) - широкое религиозно-идеологическое и социально-политическое движение, направленное на преобразование и исправление христианской религии, сложившейся в форме католического вероисповедания.

 

Задания

Опираясь на вышеизложенный текст, ответьте на следующие вопросы:

1) Какую особенность Возрождения имел в виду русский философ Н. Бердяеев, давая следующую оценку эпохи: "Тайна Возрождения - в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия творчества"?

2) На чем основывается оценка эпохи, данная русским поэтом А. Блоком: Возрождение - это беспокойное время "когда человек начинает требовать свободы, душа рвет церковные и государственные путы, тело расцветает под тяжелыми одеждами, воля побеждает разум; из могилы средневековья вырываются рядом с самыми высокими помыслами - самые низкие инстинкты", время, когда "человеческой жизни сообщалось вихревое движение, она закружилась в весеннем хороводе"?

3) Что дало право М. Лютеру вернуть Риму в начале ХVI в. звание "вавилонской блудницы"?

4) Прокомментируйте высказывание русского историка Н. Кареева: "Самое обращение к классической древности объясняется не чем иным, как необходимостью найти опору для новых потребностей ума и новых жизненных устремлений". О каких «новых потребностях ума» и «новых жизненных установках» говорит автор?

Используя предложенный ниже сравнительный анализ и вышеприведенный текст, составьте таблицу, указав общие черты и отличия итальянского Возрождения и Реформации.

Эпоха Реформации, хронологически совпавшая с последним периодом Возрождения, все же выделяется своей внешней непохожестью. Гуманисты Возрождения подчеркивали самоценность человеческой личности, способность человека к постоянному совершенствованию и уверенность в его безграничных возможностях. Они воспринимали человека как наиболее прекрасное и совершенное творение Бога, рассматривая библейское выражение "по образу и подобию" как основание для распространения на него созидательных, творческих функций, видя в нем созидателя и преобразователя мира. Этому понимаю величия человека Реформация противопоставила идею полной ничтожности человека перед лицом Бога, оптимистичному и жизнерадостному мироощущению, способности наслаждаться красотой природы и радостями жизни - суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Превознесению могущества человеческого разума и силы познания противопоставлено протестантское презрение к умствованию и абсолютное доверие к вере, доходящее до прямого обскурантизма (мракобесия и ненависти к науке). Реформация в отличие от итальянского Возрождения - это культура народных масс, неграмотных, но привыкших упорно трудиться и добиваться своих целей. Гуманисты Возрождения - прекрасно образованные люди, знатоки философии, поэзии, искусства.

Характеристика Возрождение Реформация
Общие черты 1. 2.   1. 2.  
Отличия 1. 2. 3. 1. 2. 3.

 

 

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

1) Назовите причины возникновения эпохи Возрождения?

2) Почему именно Италия стала родиной эпохи Возрождения?

3) Какую роль играла классическая античная древность в возникновении мировоззренческих основ данной эпохи?

4) Почему деятелей эпохи Возрождения называют гуманистами?

5) Каковы основные черты эпохи Возрождения?

6) Что стало краеугольным камнем мировоззрения человека эпохи Возрождения?

7) Какие изменения претерпело христианство, сложившееся в форме католического вероисповедания, к ХV в.?

8) Какие цели ставила перед собой Реформация?

9) Чьи интересы и взгляды на христианство выражало это движение?

10) Почему Реформация рассматривается как составная часть эпохи Возрождения?

11) Какая ветвь христианства сформировалась в результате движения Реформации?

 

Список использованной литературы

1. Баткин Л.M. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.

2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

3. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

4. Блок А. Данте и всемирная литература. М., 1967.

5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. 1. М., 1987.Вып.

6. Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981.

7. Ревуненкова Н.В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. М., 1988.

8. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб ., 1991.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...