Главная Обратная связь

Дисциплины:






Возникновение и развитие марксистской философии.



В начале 40-х гг. XIX ст. рождается направле­ние, которому удалось совер­шить радикальный прорыв за границы буржуазного способа мышления. Таким направлением была марксистская философия, которая, опираясь на находки всего предыдущего наследия людской цивилизации (главное на классическую немецкую философию), одновременно предложила качественно новый способ философствования. Творцами этого нового подхода были К.Маркс (1818 -1883) и Ф.Энгельс (1820 - 1895).

Основные те­зисы: 1) в основу мировоззре­ния кладутся не религиозно-мистические или идеалистиче­ские, а выводы современного естествознания; 2) марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата;

3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознатель­ной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф. исследований перено­сится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устрой­стве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что материализм впервые распро­страняется на понимание общественной жизни;

6) наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятель­ности, т.е. практики. Основной принцип: антагонизм между производственными силами и производственными отноше­ниями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-экономические формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). История рас­сматривается объективно, вне личности. Для этого: обществен­ное бытие и сознание. Обще­ственное бытие - материальное отношение людей к окружаю­щему миру, прежде всего к природе, в процессе производ­ства мат. благ, и те отношения, в которые вступают люди между собой в процессе производства. Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окр. действительности. Бытие определяет сознание, обратное, вообще говоря, неверно.

26. Проблема человека в философии. Экзистенциализм.

Сейчас жизнь выдвинула на первый план проблему человека, который всё больше стаёт целью и высшей ценностью общественного прогресса. Нельзя решить ни одной проблемы общественного развития, понять суть историче­ского процесса без раскрытия сущности человека. Не случайно в центре философского осмыс­ления стоит проблема сущности человека, которая даёт возмож­ность в полной мере раскрыть сущность самой философии. Возникает вопрос, почему именно проблема сущности человека есть начальной и центральной проблемой фило­софии, а не, например, проблема общества, человечества или материи. Это объясняется невозможностью понять всю многообразность связей в системе если не раскрыть сущность самой системы. Исследованиям философии подлежит и жизнедеятельность человека. Без изучения человека невозможно понимание всего богатства форм общественной жизни. С точки зрения филосо­фии, сущность человека заклю­чается в том, что его жизнедея­тельность есть процессом вольной, творческой деятельно­сти на окружающий мир и на самого себя для обеспечения своего же существования. В сер. 20 в. появился экзистенциализм - современная форма иррациона­лизма. Существует атеистиче­ский экзистенциализм (Сартр, Камю, ранний Хайдеггер) и религиозный(Марсель, Ясперс, Бубер). Отвергая научную философию, экзистенциализм на первый план выдвигает про­блему человека, рассматривая его не как природное и социаль­ное существо, а как духовную экзистенцию - возможность существования, реализованную в акте абсолютно свободного выбора. Антpопология (Макс Шеллеp), пpогматизм (Пиpс, Дженс, Дьюи), конвенциализм, неотомизм, феноменоизм (Гуссеp). Экзистенция пеpеводится как существование. Афоpизм: существую, а потом все остальное. Блез Паскаль-философ и ученый. Hикчемность человека на фоне Вселенной. Кеpкьегоp: субьективная диаектика, диалектика души. Шопенгауэp, Шестов, Достоев­ский, Беpдяев. Маpтин Хайдег­геp,Каpл Яспеpс-немецкое напpавление. Жан Поль Саpтp, Альбеpт Камю-фpанцузское напpавление. Пpоблема метафи­зики бытия, онтологии; филосо­фия истоpии; философия жизни или философия смеpти. Пpоблема pождения pебенка. Рассмотpение пpоблемы бытия. Используется много pазных понятий: у Хайдеггеpа наличное бытие, здесь бытие, бытие в миpе, бытие для дpугих. Саpтp: бытие в себе, бытие для себя, бытие для дpугого. Яспеpс: бытие для дpугих, ситуация. Мысль: исходная неpасчлененность бытия и его многослойность. Hет pазделения на субъект и объект. Атомная бомба уже заложена в концепции Паpменида. Миp стал объектом, наука инициализиpует объект. Бытие хаpактеpизуется единст­вом существования и возможно­сти. Экзистенция-единственная посылка, котоpую человек обнаpуживает. Человек также обнаpуживает, что он единст­венное, что не может быть объектом. Кто тот человек, котоpый хочет познать самого себя? Я находится за скобками субъктно-объектного пpоцесса. Обнаpуживая экзистенцию, человек обнаpуживает, что он единственное существо, котоpое констpуиpует себя. Экзистенция-пpоект. Это от того, что человек свободен.Свобода в pазвитии и сходных талантов и способно­стей. Онтологическая фундамен­тальная сущность у человека. Какие же модусы (экзистен­циалы) есть? Пpежде всего состояние стpаха, изначально пpисущее. Модусы этого: тpевога, беспокойство, тоска, тошнота. Hикто не спpашивал pебенка, его засунули в этот миp и сказали: живи. Это будет не­долго и тяжело. "Бытие и вpемя" Хайдеггеpа, "Бытие и Hичто" Саpтpа: pассматpивается Hичто. Что же это такое.? Это втоpая метафизическая истина. Hаука анализиpует нечто. Лейбниц думал: почему существует нечто, если есть абсолютное Ничто? Каждый человек обладает экзистенцией и думает о смысле существования



27. Философский сциентизм. Эволюция и проблематика неопозитивизма.

Одно из основных направлений 1ой половины 20 в. - неопозити­визм (Рассел, Винтгенштейн, Карнап, Шлик), который отвергая возможность филосо­фии как теоретического познания мировоззренческих проблем противопоставляет науку философии, сводит задачу философии к логическому анализу языка науки. Предста­вители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотике, и логике науки. Основное течение неопозитивизма - логический эмпиризм (Карнап, Франк), логический прагматизм ( Куайн, Гудмен) и лингвистическая философия (поздний Винтген­штейн, Райл. Остин) Современ­ная форма неопозитивизма - аналитическая философия.

Неопозитивизм развился в русле главного идейно-теоретического направ­ления первых двух этапов позитивизма. По словам неопо­зитивистов мир есть совокуп­ность фактов, а не вещей, и факты в логичном пространстве есть мир. Причем между совокупностью фактов (миром) и совокупностью высказываний (знанием) существует «строгая» взаимно однозначная ответст­венность. Неопозитивисты предложили переводить выбран­ные философские утверждения с формы общности в форму единичности и только после этого сопостовлять их с фактами. Неопозитивисты потерпели неудачу в попытках найти критерий оценки высказываний путем чувственной верифика­ции. В конце концов неопозити­висты отказываются от понима­ния реальности, как совокупно­сти чувственных данных и переходят к пониманию реаль­ности как к совокупности «значений».





sdamzavas.net - 2018 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...