Главная Обратная связь

Дисциплины:






Традиции и особенности отечественной философии: ее практически-нравственная ориентация.



Русская философия представляет собой оригинальное образование мировой философской мысли. Возникнув в Киевской Руси в процессе ее христианизации, она развивалась в контексте русской культуры, отражая ее историче­ское своеобразие. Первой крупной эпохой является период XI-XVII веков, типологически соответствующий эпохе средне­вековья в западноевропейской культуре. Он делится на древне­русский (культура Киевской Руси) и средневековорусский (культура государства Москов­ского). Стимулирующее воздей­ствие на развитие образованно­сти после принятия христианства имело общение с духовной, в том числе философской, культурой античности и Визан­тии. Особенностью русской мысли и русской образованности являлось то, что она использо­вала свой собственный письмен­ный язык и в большей степени являлась практической. Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Иллариона (XI век). В своем «Слове о законе и благодати…» он построил богословско-историческую концепцию, обуславливающую включенность «русской земли» в общемировой процесс «торже­ства божественного света» над «тьмой язычества». Главным итогом древнерусской философ­ской мысли оказалась выработка новых представлений о мире как о творении Бога, о человеческой истории, о человеке как двойст­венном существе, состоящем из бренного тела и бессмертной души. В XIV веке сильное влияние на русскую мысль оказал исихазм – религиозное движение, включавшее в себя монашескую практику безмолв­ной молитвы, учение о воздейст­вии Бога и мира и целостную концепцию человека. Конец XV - начало XVI века принесли в Московскую Русь новую философскую традицию, связанную с “новгородско-московской ересью”. В это же время сформировалась версия “политической философии”. Игумен Филофей изложил концепцию светской власти, высшим назначением которой является сохранение православ­ного христианства. Острая социально-классовая борьба в религиозном облачении прояви­лась в столкновении никониан и старообрядцев – сторонников и противников церковной ре­формы (17 в.). второй крупной эпохой в историческом станов­лении русской культуры является период с конца 17 в по первую четверть 19 в. Русскую философию XVIII века нужно рассматривать как форму русской ренессансной филосо­фии. Оригинальные поиски русской философской мысли в этот период связаны с именами М.Ломоносова, Г.Сковороды, А.Радищева. На смену тем или иным вариантам философии христианско-православной приходит надконфессиональный деизм. Таков был закономерный итог русской философии Ренессанса XVIII в.Третья эпоха русской культуры берет начало со второйчетверти XIX века с восстания декабристов, в философском творчестве которых продолжилась тенден­ция XVIII века. Начало XIX века – это еще период эклектических влияний, совмещающий воздей­ствия французской просвети­тельской философии и кантиан­ство, а также ориентацию на философию Платона в духовно-академической среде. В 30-40-х гг. философские течения, тяготевшие либок полюсу «тотальности», либо к полюсу «индивидуальности»,(«Славяно­фильство-западничество»). Философия русских просветите­лей 40-60-х гг. строилась как альтернатива славянофильской «философии тотальности». В сфере познания они последова­тельно ориентировались на «науку». В последней трети XIX в. резко выраженные черты «философской индивидуально­сти» стали постепенно сглажи­ваться в идеологии народниче­ства. Народники сохранили сциентизм. Подобно русской литературе XIX в., русская философия этого периода может считаться своеобразной класси­кой в национальной философ­ской традиции. Именно в ее рамках сложились и выявили себя магистральные направле­ния, нашедшие свое продолже­ние уже в ХХ веке.







sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...