Главная Обратная связь

Дисциплины:






Сообщение благих вестей и предостережение.



Глава 3. Предназначение и задачи посланников.

 

Рассматриваемые вопросы в главе:

Ясное донесение.

Призыв к Аллаху.

Сообщение благих вестей и предостережение.

Очищение, изменение в лучшую сторону и совершенствование человеческой души.

Исправление неправильных убеждений и ложных представлений.

Получение довода против людей.

Руководство общиной.

 

В Благородном Коране и Пречистой Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) разъясняются предназначение посланников и их задачи. Далее мы поговорим об этом подробнее.

Ясное донесение.

 

Посланники — гонцы Всевышнего, которых Он отправляет к Своим рабам, носители Его Откровения, и их первейшая задача — донести порученное им до рабов Аллаха: «О Посланник! Возвести то, что ниспослано тебе от своего Господа. Если ты не сделаешь этого, то не донесёшь Его послания».Сура 5 «Трапеза», аят 67.

 

А донесение требует смелости — посланники не должны бояться людей, которым они говорят то, что противоречит их убеждениям, которым велят делать то, чего они делать не желают, и которым запрещают делать то, что они привыкли делать и в чём не видят ничего зазорного и предосудительного: «Они передали послания Аллаха, и боялись Его, и не боялись никого, кроме Аллаха»(сура 33 «Союзники», аят 39).

Донесение может осуществляться посредством чтения в присутствии призываемых текста Откровения, ниспосланного Всевышним, без каких-либо добавлений к нему или изъятий из него: «Читай то, что внушено тебе из Писания»(сура 29 «Паук», аят 45).

 

Всевышний также сказал: «Таким же образом Я направил к вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты» (сура 2 «Корова», аят 151).

Если же внушённое посланнику не является текстом, который можно прочесть людям, тогда донесение осуществляется посредством ознакомления призываемых с велениями и запретами Всевышнего, а также передачи им всего того знания, которое внушил ему Всевышний Аллах, без внесения в него каких-либо изменений.

К донесению, которое возложено на посланника, также относится разъяснение людям Откровения, ниспосланного Всевышним, поскольку посланнику лучше, чем кому бы то ни было, известен смысл ниспосланного, его предназначение и цели и он лучше всех остальных знает, какой именно смысл вложил Всевышний в Своё Откровение, что именно Он хотел сказать. Всевышний Аллах сказал об этом Своему Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) следующее: «А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они призадумались». Сура 16 «Пчёлы», аят 44.



Разъяснение посланником Божественного Откровения может осуществляться посредством слов. Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил очень многое из того, что казалось неясным и непонятным его сподвижникам. Например, он разъяснил им, что подразумевается под словом «несправедливость» в Словах Всевышнего «Те, которые уверовали и не облекли свою веру в несправедливость, пребывают в безопасности, и они следуют прямым путём»(сура 6 «Скот», в аят 82), сказав, что имеется в виду придавание Аллаху сотоварищей (ширк),а не притеснение собственной души посредством совершения грехов.

Кроме того, Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил нам аяты, в которых говорится о молитве, закяте, хадже и так далее в общем, без упоминания подробностей, касающихся этих религиозных обязанностей.

Однако разъяснение бывает не только посредством слов, но и посредством действия. Так, действия Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует) — его молитва, раздача им милостыни, хадж и так далее — служили своеобразным пояснением к кораническим аятам.

 

Когда люди отворачиваются от посланников и отказываются внимать их призыву, всё, что могут сделать посланники, — это донести до призываемых послание их Господа: «Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача Откровения»(сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 20).

 

Призыв к Аллаху.

Миссия посланников не ограничивается одним лишь донесением послания и разъяснением истины. Они также обязаны побуждать людей к тому, чтобы те вняли их призыву, уверовали в то, к чему их призывают, и подтвердили это словами и делами. Все посланники говорили призываемым: вы — рабы Аллаха, и Аллах — ваш Господь и ваш Бог, и Он послал нас к вам, чтобы мы научили вас поклоняться Ему, и, поскольку мы Его посланники, вы обязаны подчиниться нам и последовать за нами: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута*!»» Сура 16 «Пчёлы», аят 36. *[Тагут —всё, чему поклоняются помимо Аллаха].

 

Всевышний также сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»».Сура 21 «Пророки», аят 25.

 

Каждый посланник говорил своему народу: «Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне».

Сура 26 «Поэты», аяты 108,110,126,131,144,150,163,179.

 

Посланники прикладывали огромные усилия, призывая людей к Аллаху. Чтобы понять это, достаточно прочитать суру «Нух», в которой рассказывается о том, как Нух (мир ему) призывал свой народ в течение девятисот пятидесяти лет. Он призывал их днём и ночью, открыто и втайне, используя при этом все возможные приёмы — от увещеваний до предостережений, от благих обещаний до угроз. Он всеми силами пытался сорвать завесы, окутавшие их разум, и привлечь их внимание к знамениям Всевышнего во Вселенной. Однако они отвергли его призыв: «Нух сказал: «Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чьё богатство и чьи дети приносят им только убыток...»». Сура 71 «Нух», аят 21.

 

Пример, разъясняющий роль посланников

Ангелы привели Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) пример, разъясняющий его роль и его предназначение. В хадисе сказано: «Поистине, я увидел во сне, что Джибриль стоит у моей головы, а Микаиль у моих ног. И один из них сказал другому: "Приведи ему пример". Тогда второй сказал: "Слушай, да услышит ухо твоё, и разумей, да уразумеет сердце твоё! Вот пример для тебя и твоей общины. Вы подобны царю, у которого есть большой дом. В нём он сделал помещение, потом постелил в нём скатерть, а потом отправил гонца, чтобы они пригласили людей пообедать у тебя. Одни люди ответили на призыв посланца, а другие отказались. Царь это Аллах. Большой дом ислам. Помещение Рай, ты, о Мухаммад посланец. Кто внял твоему призыву, принял ислам, а кто принял ислам, тот вошёл в Рай, а кто вошёл в Рай, тот поел из того, что в нём"»[Бухари; Тирмизи].

Сообщение благих вестей и предостережение.

Призыв посланников к Аллаху всегда сопровождается благим увещеванием и предостережением, потому что призыв неразрывно связан сэтими двумя действиями. В некоторых аятах Корана они упоминаются в качестве основной задачи посланников: «Мы отправляем посланников только добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями». Сура 18 «Пещера», аят 56.

 

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал о себе: «Я и то, с чем направил меня к людям Аллах, подобны человеку, который пришёл к своим соплеменникам и сказал: "Я видел войско своими глазами, и я нагой увещеватель*, спасайтесь же, спасайтесь!" И некоторые из его соплеменников послушались его, потихоньку двинулись в путь ещё затемно и спаслись, другие же посчитали его слова ложью, а наутро к ним явилось это войско, заставшее их врасплох, и уничтожило их. Это притча о тех, кто послушался меня и последовал за тем, с чем я пришёл, и тех, кто ослушался меня и счёл ложью ту истину, которую я принёс» [Бухари; Муслим].

*[Здесь Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сравнивает себя с человеком, который повстречал вражеское войско, был схвачен и раздет, но сумел бежать. После этого он прибежал к своим соплеменникам, чтобы предупредить их, и они поверили ему из-за его вида, так как его нагота послужила доказательством его правдивости. Что же касается Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) то доказательством его правоты служили совершённые им чудеса].

 

Благая весть, которую приносят людям посланники, касается как этого мира, так и мира вечного. В этом мире они несут тем, кто покорен Всевышнему, весть о благой жизни: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью»(сура 16 «Пчёлы», аят 97).

Всевышний также сказал: «Кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным»(сура 20 «Та, ха», аят 123).

Они обещают таким людям величие, благополучие и безопасность на земле: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и заменит им страх безопасностью. Они поклоняются Мне и не приобщают ко Мне сотоварищей»(сура 24 «Свет», аят 55).

А грешников и тех, кто ослушивается Аллаха, они предостерегают от несчастной жизни и бедствий в этом мире: «А кто отвернётся от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь»(сура 20 «Та, ха», аят 124).

Кроме того, они предостерегают их от наказания и погибели в мире вечном: «Если же они отвернутся, то скажи: "Я предостерегаю вас от мучений, подобных мучениям 'адитов и самудян"»(сура 41 «Разъяснены», аят 13).

И они несут тем, кто послушен Всевышнему благую весть об ожидающем их в мире вечном Рае и блаженстве в нём: «Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введёт в Райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние».Сура 4 «Женщины», аят 13.

 

А грешников и тех, кто преступает границы, установленные Всевышним, они предостерегают от наказания в мире вечном: «А того, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором он пребудет вечно. Ему уготованы унизительные мучения».Сура 4 «Женщины», аят 14.

 

 

Каждый, кто ознакомится с призывом посланников, непременно обнаружит, что их призыв пронизан предостережением и благим увещеванием. Думается, что именно это сочетание представляет собой своеобразный ключ к человеческой душе, ибо человек по природе своей таков, что стремится снискать благо для себя и отвести от себя всякое зло. И когда посланники просвещают человека, указывая ему на великое благо, которое приносит вера и благие дела, человек начинает стремиться обрести это благо. И когда посланники разъясняют ему то, какой огромный вред приносит человеку неверие и заблуждение, человек начинает стремиться к тому, чтобы избежать этих пагубных явлений. Когда человек слышит о блаженстве и наслаждении, которое ожидает его у Всевышнего в том случае, если он уверует, сердце его начинает желать этого наслаждения и он всем своим существом стремится к этому манящему блаженству. Послушайте же, как описывает Всевышний Аллах наслаждение верующих в Садах наслаждения: «Они будут лежать на расшитых ложах друг против друга, прислонившись. Вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком [Райским вином], от которого не болит голова и не теряют рассудок, с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают. Их жёнами будут черноокие, большеглазые девы, подобные сокрытым жемчужинам. Таково воздаяние за то, что они совершали. Они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: «Мир! Мир!» А те, которые на правой стороне... Кто же те, которые на правой стороне? Они пребудут среди лотосов, лишённых шипов, под бананами [Или акациями камеденосными] с висящими рядами плодами, в распростертой тени, среди разлитых вод и многочисленных фруктов, которые не кончаются и доступны. Они будут лежать на приподнятых матрацах. Мы сотворим их заново и сделаем их девственницами, любящими и равными по возрасту. Это — для тех, кто на правой стороне». Сура 56 «Событие», аяты 15-38.

 

А вот как Он описывает мучения, которым подвергаются неверующие в мире вечном: «А те, которые на левой стороне... Кто же те, которые на левой стороне? Они окажутся под знойным ветром и в кипятке, в тени чёрного дыма, которая не приносит ни прохлады, ни добра. Прежде они наслаждались роскошью».Сура 56 «Событие», аяты 41-45.

 

Всевышний также сказал: «Тогда вы, о заблудшие, считающие лжецами посланников, непременно вкусите [плодов] дерева заккум. Вы будете набивать ими животы и запивать их кипятком, как пьют больные верблюды, которые не могут спастись от жажды». Таким для них будет угощение в День воздаяния». Сура 56 «Событие», аяты 51-56.

 

Очень полезно почитать книгу аль-Мунзири «Ат-Таргиб ва am-тархиб = Прельщение и устрашение». Можно зачитывать отрывки из неё людям, которых вы призываете к религии Аллаха. Посмотрите, какое воздействие окажет эта книга на вас самих и на тех,кого вы призываете.

Многие люди, не знающие и не понимающие сути исламского призыва, считают недостатком проповедников ислама то, что они «увлекаются» предостережением и благим увещеванием, вместо того чтобы философствовать на тему того, к чему призывают людей. Они, мол, всего лишь проповедники, и им следует прекратить увещевать и предостерегать. Люди, которые придерживаются подобных взглядов на призыв, должны пересмотреть своё мнение и ещё раз тщательно обдумать и взвесить свои убеждения, взглянув на призыв через призму Корана и хадисов Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует),в которых разъясняются пути призыва и задача благородных посланников.





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...