Главная Обратная связь

Дисциплины:






ЧТО ТАКОЕ БАЛЬЗАМИРОВАНИЕ



В своей глубокой скорби человек всегда стремился остановить время, увековечить память об умершем. Это стремление, порожденное страданием и любовью, ищет выход и выражение. Потрясающие музыкальные реквиемы, поэтические эпитафии, прекрасные живописные портреты создавались в трагические дни жизни творцов. Само искусство портретной живописи, для которого характерно ярко выраженное сходство с конкретным человеком, восходит к фаюмским портретам Древнего Египта. Эти заупокойные живописные портреты писались воском на доске (в ранний период, относящийся к первому веку до новой эры, - на холсте), вставлявшейся затем в бинты мумии на месте лица. Благодаря малой химической активности воска, его влагоустойчивости эти посмертные портреты в течение долгих веков сохраняли свежесть цвета, плотность и фактуру красочного слоя. Впервые их нашли археологи в Египетском оазисе Фаюм более ста лет назад - в 1887 году. Несколько таких портретов хранится в Пушкинском музее, наиболее известный из них - "Юноша в венке", относящийся ко II веку нашей эры. Искусство древних художников и бальзаматоров, вместе работавших над сохранением облика современников, сберегло их черты. И спустя два тысячелетия можно увидеть, каким был человек не вообще, а вполне определенный, конкретный.
Древние египтяне благоговейно относились к телу умершего, они старались сохранить его, сберечь от разрушения возможно дольше, "дабы душа не скиталась по свету", - такое представление соответствовало их религиозным верованиям. В записках историка и этнографа графа Кайло говорится: "Египтянин был бы казнен смертью, если бы он мертвому учинил хотя бы малую обиду". Не только у египтян, но и у древних персов, ассирийцев, исконных народов Южной Америки в их культах поклонения предкам - знатным соплеменникам память о них была неразрывна с бережным, любовным отношением к их внешнему облику. Религиозно-мистическое проявление этих чувств воплотилось в искусстве бальзамирования умерших, кажущемся непостижимым при отсутствии у древних анатомических знаний. Поражает, как народы древнего мира, не обладая нужными сведениями в области естественных наук, физики и химии, могли бальзамировать тела покойных таким образом, что они пролежали в каменных гробах в течение многих веков и сохранились до наших дней.
Первым бальзаматором, по древнеегипетскому преданию, был Анубис (он же позже - Осирис) - бог покровитель умерших, царь загробного мира. Его имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращение его в мумию. Анубису приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (в "просветленного", "блаженного"), оживающего благодаря этому жесту. Особенности Египетской культуры удивительны для европейцев. Даже древним грекам Египет казался страной чудес с ее мрачными святилищами, громадными каменными изваяниями богов, высеченными из целых скал, сфинксами, колоссами, огромными пирамидами, мавзолеями, гробницами, мумиями.
Первыми из европейцев попытались разгадать тайну египетских мумий французские ученые Шампольон и Рупе - участники Наполеоновской экспедиции. В многотомных трудах этой экспедиции находятся первые сведения о загадочных мумиях, найденных в египетских пирамидах, и о способах их бальзамирования. В конце 1799 года была понята письменность Египта, состоящая более чем из трех тысяч знаков. В руках ученых появился ключ, при помощи которого можно было проникнуть в глубь истории и читать надписи на гробницах и мавзолеях.
Знаменитый русский биолог Д.Выводцев, живший в прошлом столетии, отмечает, что египтяне артистически бальзамировали тела умерших и ни один народ мира не мог соперничать с ними в этой области. Русский ученый указывает при этом, что, несмотря на многочисленные исследования, не известны все вещества, которые применялись египтянами для сохранения тел умерших. В своем стремлении противостоять разрушительным силам природы они обращались к природным же средствам, выискивая все новые возможности, совершенствуя в течение долгих веков искусство сохранения нетленными своих дорогих покойников, бессознательно прокладывая путь современной анатомической технике и способствуя ее развитию.
Процесс бальзамирования у древних египтян был очень длителен и сложен. Почти все исследователи описывают этот процесс по двум древним источникам: по Геродоту и Диодору Сицилийскому. Не всегда их данные сходятся как в самой технике, так и относительно применявшихся веществ и времени их воздействия (так, по Геродоту, погружение тела умершего в патрон - сложный раствор, содержащий азотнокислый калий, хлористый и сернистый натр, углекислый калий и известь, - занимало 70 дней, а по Диодору - всего 30). По одному источнику цена бальзамирования по первой категории, к которому прибегали самые знатные и богатые, называется более чем на треть дороже, чем по другому. В исследовании доцента Киргизского университета Б.Ярославцева, изданном во Фрунзе в 1960 году, сообщается, что способ бальзамирования по первой категории стоил в Древнем Египте дорого, что всего существовало четыре категории бальзамирования; вторая стоила уже вдвое дешевле, а четвертая была доступна даже для беднейших египтян.
Ярославцев сообщает в своей работе, что бальзамирование первой категории происходило со вскрытием полостей, которые промывались пальмовым вином и квасией, наполнялись воском, писифальтом, асфальтом с берегов и со дна Мертвого моря. После погружения в натрон, просушивания, тело натирали ароматическими маслами, щедро посыпали порошком благовоний и помещали в раствор меда и смол на 20 дней. Затем надевали рубаху, которая зашнуровывалась сзади, и 15-20 раз бинтовали шелком, пропитанным смолами (для этого требовалось до 1000 локтей шелка, т.е. около 500 метров). Руки бинтовались отдельно, а ноги вместе. Лицо покрывалось целым куском шелка и разрисовывалось. Очень богатым покойникам на лицо накладывалась золотая или серебряная маска-портрет. Для позднейшего периода был характерен портрет на досках на месте лица - так называемый "фаюмский" портрет.
Забинтованное тело лакировали при бальзамировании как по первой, так и по второй категории (вторая осуществлялась без вскрытия полостей). Для обертывания тел бедняков вместо шелка использовался холст, их мумии зарывали в пустыне без гроба (саркофага). Богатых египтян хоронили в мавзолеях или в специальной заранее приготовленной каменной могиле в дубовых или каменных саркофагах. Часто саркофаги вкладывались один в другой, иногда их было до восьми. Причем для самых знатных египтян, для фараонов их делали из чистого золота, украшали драгоценными каменьями. Например, саркофаг фараона Тутанхамона был золотым и весил 4.5 центнера. Саркофаги образовывали непроницаемый футляр, но это было, скорее, данью роскоши, а не необходимостью герметизации для сохранения останков. Природные условия Египта, с его сухими почвами, хорошо вентилирующимися, содержащими минеральные и известковые отложения, способствуют мумифика-ции. Искусство бальзамирования возникло и развивалось там по "подсказке" самой природы. В египетских пустынях, песчаниках, обвеваемых сухим ветром, часто наблюдалось обазование мумий естественным путем. Так, обнаруживали высохшие нетленные останки людей из караванов, заблудившихся в пустыне и погибших без пищи и воды. Аскетическая жизнь египетских бедняков позволяла после их смерти бальзаматорам меньше усилий тратить для обеспечения сохранности их останков. Это наблюдение подтверждает и такой факт, что после битвы римлян с персами через много лет на поле боя находили мумии персов, тогда как тела убитых римлян, более невоздержанных в еде, тучных, не сохранились.
Исследователи отмечали также, что в Египте не бальзамировали тела умерших детей, считая их безгрешными. Лишь однажды, как описывает граф Кайло, была найдена мумия маленького мемфисского принца.
Эти представления египетских жрецов, врачей, бальзаматоров о взаимообусловленности греха и тлена близки русскому православному сознанию с его поклонением святым мощам - нетленным останкам, богомольем с припадением ради исцеления к раке преподобных Сергия Радонежского, Дионисия Глушицкого, других особенно чтимых в народе святых, традицией долгого прощания с почившими отцами церкви. Известно, что в течение восьми суток стоял гроб с телом преподобного Серафима Саровского в Успенском соборе Дивеевского монастыря. В ночь с 12 на 13 августа 1783 года отошел епископ Воронежский Тихон Задонский, а отпевание и погребение свершилось 20 августа.
Древние римляне оставляли для оплакивания тела умерших на 8-9 дней, натирая их благовонными маслами и душистыми бальзамами. У римлян был способ бальзамирования, который археологи и биологи находят достаточно совершенным, но его секреты не дошли до наших дней.
Для древних греков бальзамирование покойных не было характерным, однако и они прибегали к нему в исключительных случаях для очень знатных людей.
Но далеко не все народы стремились сохранить тела умерших, полагая это залогом их будущего воскресения. Например, народы арабского Востока, Средней Азии, Индии, Кореи, Китая, Монголии, Калмыкии и др. (исповедующие ислам, буддизм, индуизм) совсем по-другому понимали смерть и загробный путь человека. Коран и Шариат не одобряли бальзамирования, считая этот обряд языческим. Нет бальзамирования и в иудейской культуре.
Понятно, что по своим религиозным воззрениям такие народы не могли создать своего направления в искусстве бальзамирования. Но и эти древние народы тем не менее в некоторых случаях прибегали к нему, о чем свидетельствуют как книги, так и археологические раскопки. В главе 50-й книги Бытия: после кончины Иакова, нареченного Израилем, "Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним и целовал его. И повелел Иосиф слугам своим - врачам бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней; ибо столько дней употребляется на бальзамирование". (Здесь мы встречаемся с третьей, после Геродота и Диодора, библейской версией относительно сроков бальзамирования). Перед смертью Иаков заповедал похоронить его с отцами своими в земле Ханаанской. Далее в этой главе подробно описываются похороны, 70-дневное оплакивание в Египте, долгий путь на родину, прощание - как нечто удивительное, особенное, необычное, несвойственное данной культуре. Здесь обнаруживается сильнейшее влияние культуры египетской, которую Иосиф воспринял с юности, будучи в семнадцать лет проданным братьями измаильским купцам, везущим верблюжьим караваном в Египет бальзам и ладан. В самом конце 50-й главы сообщается, что Иосиф тоже, как отец его, просил перед смертью: "Вынесите кости мои отсюда". И далее: "И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте" для отправки на родину.
У арабов в их письменных источниках, естественно, нет упоминаний о бальзамировании покойных. Не содержится их в медицинских трактатах великого Авиценны, хотя философское обоснование его "Канона врачебной науки" базируется на идеях Аристотеля и отчасти неоплатоников. Однако ислам в те времена имел уже трехвековую историю и определяющее влияние в Иране и Средней Азии. Отсутствие сведений о бальзамировании в письменных источниках мусульманских народов не означает, что на практике оно не осуществлялось. Так, в усыпальнице династии Тимуридов в самаркандском мавзолее Гур-Эмир при вскрытии в 1941 году гроба основателя династии Тамерлана, как свидетельствует известный антрополог, археолог и скульптор М.М.Герасимов, ощущался сильный запах камфары, ладана, канифоли, ароматических смол, который присутствовал затем длительное время, что несомненно означает - проводилось бальзамирование.
Могила сына Тимура Шахруха находилась в таком месте мавзолея, которое дважды оказывалось под водой. Несмотря на то, что затопление крайне неблагоприятно для сохранения останков, на них были обнаружены даже мышечные ткани. Известно к тому же, что Шахрух умер в 1447 году в Герате. Долгий караванный путь из Герата в Самарканд к усыпальнице Тимуридов тело покойного не выдержало бы без бальзамирования.
Наиболее сильным аргументом в пользу того, что предпринимались специальные усилия для сохранения тела умершего Шахруха, является сравнение его останков с прахом Улуг-Бека, смерть которого наступила непосредственно в Самарканде спустя всего два года. Прах великого средневекового астронома Улуг-Бека, ставшего жертвой заговора, претерпел значительные разрушения.
Таким образом, в XIV-XV веках в Средней Азии бальзамирование тел умерших правителей, хоть и далеко не всегда, но все-таки проводилось. В ту пору и ранее, весь период Средневековья редко осуществлялись попытки сохранения останков даже великих людей и в Европе, в частности, известно, что проводилось бальзамирование тел некоторых французских королей. Бальзаматоры называют этот период алхимическим, считая его вторым вслед за религиозно-мистическим. Причем, если к первому они и по сей день относятся с большим вниманием и уважением, изучая его возможности, осваивая в современной практике все полезное, что удается перенять, то второй наименее интересен для науки и практического применения, так как средневековые алхимики искали новые способы бальзамирования без всякого логического и научного смысла, хотя и не щадили для этого ни сил, ни времени, ни средств.
С наступлением XVIII века искусство бальзамирования прочно становится на научную основу, опираясь на достижения химии, физики, биологии. В Европе в то время работали в этом направлении известные ученые Гюнтер, Палентано, Шассе, Гональ, Трон-чини, Лясковский. Опыт первых русских анатомов Щепина, Протасова, Мухина и других не сохранен, так как не осталось их записей.
В России точные описания по бальзамированию появились в XIX веке, это, в частности, руководство по хирургии бальзамирования академика И.Буша, написанное в 1831 году, труды основоположника топографической анатомии - профессора И.В.Буяльского. Интересные, вносящие новый вклад в развитие науки монографии удавалось не всегда опубликовать сразу, при жизни авторов. Так, одновременно с И.В.Буяльским, В.Грубером, Спасским работал над созданием собственных препаратов и приемов их введения профессор Харьковского университета А.Венедиктов. Он применял скипидар, мед и воск, использовал в своей практике метод обмотки бинтами, смоченными в растворе воска, как у египтян. А трактат его удалось напечатать лишь в самом конце века профессору М.Попову, который сам известен как один из искуснейших бальзаматоров своего времени, добившийся очень стойких длительных результатов. Многие медики, его современники, восхищались обликом прекрасной молодой девушки, наблюдаемой ими в витрине кафедры анатомии: в волнах розового газа она походила на спящую красавицу.
Профессор М.Попов вместе с известным биологом Д.Зерновым бальзамировал тело покойного русского государя Александра III в 1894 году. Долгое время он применял раствор хлористого цинка в спирте и карболовую кислоту. Как и другие известные анатомы Г. Иосифов, П. Минаков, Н.Лысенков, Шавловский, Н.Ф. Мельников-Разведенков, он по достоинству оценил новое бальзамирующее средство - формалин, открытый Блюмом в 1893 году.
Русские анатомы нередко работали вместе с европейскими. Так, А.Виноградов подробно описал бальзамирование умершего 27 мая 1840 года гениального скрипача Никколо Паганини (погребение его в земле римская католическая церковь позволила произвести лишь в 1896 году, то есть спустя 56 лет после смерти). Это показывает, что более чем за полвека до открытия формалина, определившего на долгие годы, вплоть до наших дней, новый этап в развитии анатомической консервации, европейская медицина и, в частности, русская школа имели весьма впечатляющие успехи.
Ярким событием была и остается продолжающаяся сейчас работа по сохранению тела великого русского хирурга Н. Пи-рогова. Начал ее доктор Д.Выводцев, один из лучших бальзаматоров последней четверти прошлого века. Он прибыл в усадьбу Пирого-вых в Виннице на четвертый день после смерти хирурга, наступившей 23 ноября 1881 года после длительной тяжелой болезни, и приступил к бальзамированию немедленно. Рецептура Д.Выводцева включала тимол, спирт, глицерин с водой. Уже через четыре дня тело и лицо покойного приобрели вид как у спящего человека, причем не истощенного, не изнуренного мучительными страданиями. Тело поместили в гроб (внутри цинковый, снаружи деревянный), накрытый стеклянной крышкой, и поставили в подвале церкви, расположенной вблизи усадьбы Пироговых.
Несмотря на целый ряд неблагоприятных обстоятельств, как известно, останки знаменитого хирурга сохранены доныне. Склеп в подвале церкви был сырым, плохо вентилируемым, туда проникали злоумышленники, посягая на ценные ордена на мундире покойного, они сняли крышку гроба, нарушив тем самым герметизацию. В 1926 году, т.е. через 45 лет после смерти Н.Пирогова, комиссия с участием Н.Лысенкова приняла решение о необходимости биологической реставрации останков и их переносе в один из культурных центров. В 1940 году был организован музей Пирогова. В период оккупации фашисты варварски отнеслись к памяти врача с мировым именем и к уникальному достижению бальзаматоров: останки оказались вне склепа, неопределенное время оставались на тающем снегу. С приходом наших войск был наведен элементарный порядок, но непосредственно к восстановлению тела Н.Пирогова специалисты приступили 8 мая 1945 года. Опять были широко использованы тимол, глицерин, а также формалин, перекись водорода, работы длились 116 дней. Спустя 65 лет со времени смерти, 5 июня 1946 года тело Пирогова было выставлено в фамильном склепе, открытом для посещений.
В конце прошлого - начале нынешнего века научные разработки русских анатомов и бальзаматоров велись разными путями. Свое направление, называемое петронификацией (окаменение), освоил в начале века профессор Военно-Медицинской Академии Г.Скориченко, в нем он достиг заметных успехов, но, к сожалению, вовремя не опубликовал своих работ и унес секрет с собой в могилу. Близким по результатам, но оригинальным по рецептуре и методике с применением хлористого кальция и хлористого натрия был способ профессора И.Михайловского, открытый им в 1912 году. Профессор Г.Иосифов считал, что его метод очень напоминал действия древних египтян при бальзамировании умерших бедняков, однако для развитой химической науки начала века уже был неоправданно сложен. Г.Иосифов утверждал, что введение формалина и карболовой кислоты в кровеносную систему для обеспечения мумификации предпочтительнее.
Прекрасно сохраняет формы мышц метод бальзамирования, найденный в 1924 году Н.С.Кондратьевым. Он использовал для введения в кровеносную систему раствор каучука в бензине, а также формалин и спирт.
Актуальные по сей день способы сохранения тел умерших основаны во многом на методах академиков А.И.Абрикосова - биохимика и Б.И.Збарского - патологоанатома, опиравшихся в свою очередь на рецептуру Н.Ф.Мельникова-Разведенкова, который применял свои препараты, дающие блестящие результаты, начиная с 1895 года.
Именно А.И.Абрикосов первым бальзамировал тело покойного В.И.Ленина. Первоначально ставилась задача сохранения его в течение всего шести дней. Но работа была выполнена столь успешно, что лишь спустя месяц начались посмертные изменения (усыхание). Восстановить объем и эластичность тканей смог академик В.П.Воробьев, разработавший к тому времени стереоморфические методы препарирования с использованием уксусной кислоты и перекиси водорода.
В 1935 году в Москве была создана Лаборатория под руководством академика Б.И.Збарского, которая за полвека своего существования забальзамировала тела многих исторических деятелей современности. Так, в 1945 году проводилась работа по сохранению тел Г.Димитрова в Болгарии и К.Готвальда в ЧССР. В Монголии - тела Чойболсана. В настоящее время их сохранение прекращено по причинам, не связанным с научными и практическими возможностями, так же, как был прекращен уход за телом И.В.Сталина, забальзамированным и помещенным в Мавзолей на Красной площади в марте 1953 года.
Большим успехом Лаборатории является сохранение тела первого президента ДРВ Хо Ши Мина в условиях тропического климата в саркофаге Мавзолея в Ханое. Более десяти лет в специальном временном саркофаге хранилось тело президента Анголы, председателя МПЛА партии труда А.Нето, умершего в Москве в 1979 году. Специалисты Лаборатории бальзамировали тело президента Гайаны Бернхейма. Работа, включающая целый комплекс сложных восстановительных этапов, получила очень высокую оценку, после чего тело было отправлено в Гайану, где сохраняется в специальной капсуле.
В 1994 году в Лабораторию обратились представители Сибирского отделения Академии наук с просьбой помочь в консервации останков мумий из Алтайского захоронения. К содействию московских бальзаматоров прибегают специалисты самых разных отраслей науки, культуры, а также судебно-медицинской практики, велик их авторитет, признанный во всем мире.



С древнейших времен человек стремился остановить время, увековечить память о близких. Так зародилось искусство портрета. Но еще сильнее было желание сохранить тело умершего как вместилище его души. Это религиозно-мистическое чувство воплотилось в искусстве древнего Египта - бальзамировании, которому, по преданию, научил древних египтян Анубис, бог - покровитель мертвых.

В течение раннего додинастического периода истории Египта погребальный обряд египтян был очень прост. Когда кто-либо умирал, незабальзамированное тело укладывали в позе эмбриона (руки согнуты у груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к подбородку), заворачивали в ткань или соломенные циновки и укладывали в неглубокую могилу, вырытую в песках пустыни к востоку от Нила. Вместе с телом в могиле оставляли несколько предметов домашнего обихода. Благодаря почти полному отсутствию влаги тело высыхало и тем самым сохранялось. Захоронения знатных и богатых египтян отличались от могил простолюдинов только ценностью положенных в могилу предметов и тем, что яму облицовывали изнутри досками или каменными плитами.

Постепенно природное мумифицирование перестало удовлетворять египтян и появились методы искусственного бальзамирования в древнем Египте, которые становились все изощренней.

Сохранились свидетельства четырех древних авторов о методах бальзамирования в древнем Египте. Первое, самое раннее, принадлежит греческому историку Геродоту (484 г. до н. э.), второе - Диодору Сицилийскому (45 г. до н. э.), третье - Плутарху (между 50 и 100 гг. н. э.) и четвертое - Перфрию (около 230-300 гг. н. э.). Современные египтологи считают отчеты Перфрия и Плутарха ненадежными, но признают достоверность отчетов Геродота и Диодора. Современные исследования достаточно точно восстановили процесс бальзамирования в Древнем Египте, который подразделялся на несколько стадий.

Сначала из тела извлекался мозг. Делали это специальным крюком или ложкой через ноздри. Иногда мозг доставали из черепа через глазницы. Есть запись о случае, когда мозг вычищали через большое затылочное отверстие после удаления первого шейного позвонка. Далее наступала очередь внутренностей. Их удаляли через разрез на левом боку трупа. Впрочем, место и характер разреза в течение истории египетского бальзамирования неоднократно менялись. Разрез делался ритуальным каменным ножом. Извлекались все внутренности за исключением почек и сердца. Они тщательно промывались и погружались в пальмовое вино. Следующая стадия - обработка тела натроном - солью, получаемой из высохших озер в пустыне. Она состояла из хлорида, карбоната и сульфата натрия, нитратов натрия и калия. Из-за его разъедающего действия на ткани тела бальзаматорам приходилось прикреплять ногти к пальцам покойного нитью, медной или золотой проволокой. Иногда на пальцы рук и ног с той же целью надевали металлические наперстки.

Ранние египтологи полагали, что тела клали в водный раствор натрона, как это описывает Геродот. Современные исследователи, изучая труды Геродота и другие источники, обнаружили ошибки в текстах переводов. Оказывается, добиться обезвоживания тела для его сохранения можно только погружением в сухую концентрированную соль. Эксперименты с растворами натрона различной концентрации были неудачными и не предотвращали разложения. К концу двадцатого дня пребывания в натроне тело обмывалось водой и высушивалось на солнце. Тогда же череп набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Один автор рассказывает об извлечении из черепа мумии восьми метров бинта. Иногда череп наполняли жидкой нагретой смолой через воронку.

Тело внутри и снаружи покрывали слоем смолы или смеси смолы и сала. Внутренности, когда их изымали и не возвращали обратно в тело, помещали в четырех сосудах-канопах, крышки которых были увенчаны головами четырех детей бога Гора. В сосуде, увенчанном человеческой головой, изображающей бога Имсета, была печень. Сосуд, покрытый крышкой с головой шакала, изображающей бога Дуамутефа, содержал желудок. Кувшин с обезьяньей головой, олицетворяющей бога Хапи, содержал легкие. В четвертом сосуде с головой ястреба Кабек-Сневефа хранился кишечник. Нигде не упоминается о том, куда помещались селезенка, поджелудочная железа и тазовые органы. Канопы были разного размера и изготовлялись из различных материалов - алебастра, известняка, базальта, глины. Когда внутренности помещались в эти кувшины, миниатюрные изображения каноп вкладывались в полости тела, которые потом набивались соломой, пропитанными смолой бинтами или мхом и лишайником. Канопы ставили в деревянный ящик и хранили рядом с телом.

Если внутренности возвращали в тело, то их обычно заворачивали в четыре отдельных свертка, которым придавались образы указанных выше богов. Разрезы на теле вначале не зашивали, а просто притягивали их края друг к другу. Иногда края разрезов склеивали воском или смолой, однако существуют записи времен 18, 20 и 21-й династий (1700, 1250 и 1000 гг. до н. э.) о случаях, когда разрезы сшивались. Зашитый или нет, разрез покрывался пластиной из воска или металла.

Большинство современных бальзаматоров считают, что восстанавливать изменившиеся черты лица умершего стали сравнительно недавно, но это не так. Древнеегипетские бальзаматоры производили эту операцию уже во времена 20-й династии (1288-1110 гг. до н. э.). При этом они не ограничивались только лицом. Все тело набивали каким-либо материалом, чтобы вернуть ему прежние формы. Рот заполняли опилками для восстановления наполненности щек, в веки вставляли льняные прокладки. Затем, начиная от разреза на животе, проникали под кожу туловища во всех направлениях, проталкивая набивочный материал (льняные бинты или смесь сливочного масла с содой) в образовавшиеся каналы. Иногда для этой операции делались дополнительные разрезы. В более поздние времена щеки и виски заполняли смолой, вводимой в отверстия перед ушами. Смолу вводили в теплом состоянии, застывая, она придавала лицу нужную форму. Глаза иногда заменялись сделанными из камня или маленькими луковками.

Случалось, тела знатных египтян золотили. При этом золотом иногда покрывали всю мумию, а иногда только отдельные части тела (лицо, ногти пальцев рук и ног, гениталии).

Далее приступали к пеленанию мумии. Считается, что бальзама-торы специализировались на бинтовании определенных частей тела - пальцев рук, ног, головы и т. д. Каждый палец ноги или руки сначала бинтовался отдельно, затем каждая конечность целиком. Тело сначала покрывали своего рода туникой, а лицо - квадратным куском бинта, за которыми следовали ровные спиральные витки. Между бинтами располагалась набивка для сохранения контуров тела.

В течение последнего тысячелетия египетского бальзамирования методы постепенно сместились с подготовки хорошо обработанных тел, способных многие века противостоять разложению, на все более тщательно создаваемый внешний вид мумии. Бинтование усложняется, используются гипс и картонаж, из-за чего внешний вид спеленутого тела становится все более причудливым. Поверх голов мумий начинают прикреплять написанные на плоских поверхностях портреты умерших, довольно верно передающие их внешний облик.

Мумии после пеленания обычно упаковывались в ящики. Дополнительная упаковка, получившая у археологов название "картонаж", изготовлялась из 20-30 льняных или папирусовых простыней, пропитанных смолой, гипсом или соком акаций. Эти простыни влажными накладывались на запеленутое тело. Чтобы материал туго обтягивал мумию, его стягивали на спине шнуром. Высыхая, картонаж становился крепким, как дерево. Его покрывали тонким слоем штукатурки и расписывали красками. Картонажный футляр клали в два или более деревянных ящика из кедра или сикаморы, входивших один в другой. Гробы в форме человеческого тела получили название антропоидов. Если покойник происходил из знатной семьи, его мумию заключали в каменный саркофаг из мрамора, известняка, сланца или гранита.

Отметим, что только одна из десяти мумий изготовлялась описанным нами способом, очень дорогим и трудоемким. Большая же часть обрабатывалась более дешевыми методами. Исследователи установили, что подготовка мумии производилась тремя способами, было даже подсчитано, сколько стоит тот или иной способ в современной валюте. Первый (очень дорогой) - 1200 долларов, второй - 300 долларов, третий (очень дешевый) - 75 долларов.

С тех пор прошли века, но проблема сохранения тел умерших продолжает волновать ученых. Учение о бальзамировании развивалось, совершенствовалось и дошло до наших дней, но предпосылками к развитию этой отрасли знаний были тексты древних бальзаматоров Египта, их неповторимое, порой загадочное искусство.

 





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...