Главная Обратная связь

Дисциплины:






Телевидение в Азии и Африке



Государственная модель вещания является преобладающей в телевидении азиатских, арабских и африканских стран. В Алжире телевидение появилось в 1950 г. Но первоначально передачи представляли собой лишь ретрансляцию передач телевидения метрополии – Франции. Эта арабская страна фактически была лишена собственного телевидения вплоть до достижения независимости. В 1960 г. телевидение появилось в Египте, а через два года – и в Марокко, Тунисе, других арабских странах.

Тунис первым среди стран Магриба стал в начале 1980-х годов обладателем коммерческого телеканала, который был создан при французском экономическом и техническом содействии в дополнение к государственному каналу. При этом более половины используемой этим франкоязычным каналом информации поступало из Франции. По аналогичной схеме был создан коммерческий канал и в Марокко Французское участие было решающим и при создании первого марокканского спутникового канала.

В бывших колониях Великобритании телевидение появилось раньше, чем в других регионах африканского континента. Первой страной Африки к Югу от Сахары, начавшей телевещание, стала Гана. Здесь телевидение было создано в 1959 г. Наиболее интенсивно развивалось телевещание в Нигерии, где первые передачи вышли в эфир в г. Ибадан за год до достижения независимости – в 1959 г. Появившееся в Западной Нигерии телевидение распространилось по стране в шестидесятые-семидесятые годы. Были созданы телецентры в Лагосе и во всех крупных региональных центрах страны. Сформировалась децентрализованная система государственного телевещания. Одной из первых в Африке Нигерия обрела в 1974 г. цветное телевидение. В шестидесятые годы, после ухода британских колонизаторов, телепередачи начались в Кении, Замбии и других государствах. Особенно много телецентров появилось на континенте в 1963 г.

Во «франкофонной» Африке впервые телепередачи начали транслироваться с 1963 г. в Браззавиле (Конго), где был построен телецентр при техническом содействии Франции. Вскоре телевидение было создано и в Сенегале, Габоне, Кот Д'Ивуаре, некоторых других бывших французских владениях.

Наибольшие сложности и проблемы в создании собственных телекомпаний встретили бывшие португальские колонии. Затянувшееся до середины 1970-х годов колониальное правление Португалии, социально-экономическая отсталость стали препятствием на пути создания национальных телецентров. Поэтому, например, в Анголе первые регулярные передачи начались лишь в 1974 г.

Становление национальных телекомпаний на континенте, требующее немалых капиталовложений, было осложнено дефицитом средств, политической нестабильностью, характерной для многих молодых государств. Национальное руководство порой сознательно откладывало сроки создания телецентров, полагая, что из-за нехватки средств, неразвитости технической и профессиональной базы собственного телевизионного производства африканское телевидение неизбежно превратится в канал западного политического и культурного влияния. В результате телевещание в ряде стран было организовано намного позже завоевания независимости (так, в Камеруне, Мали – только в 1980-е годы).



В условиях Африки, при наличии большого количества неграмотных и малограмотных, слабом развитии периодики, телевидение (наряду с радиовещанием) могло бы стать весьма важным каналом массовой информации. Но количество владельцев телевизоров в Африке все еще невелико. В начале 1990-х годов их количество на континенте не превышало одного процента от общемировой численности наличных телеприемников. Так, в Анголе при населении 9 млн. чел. в первой половине 1990-х гг. имелось только 110 тыс. телевизоров. И сегодня телевизоры являются роскошью для многих африканцев, особенно проживающих в сельской местности, где нет электричества. По причине маломощности передатчиков, отсутствия ретрансляционных сетей телепередачи охватывают в основном население крупных городских центров и их окрестности – в то время как значительная часть населения стран континента проживает в сельской местности.

В результате телевидение по-прежнему остается элитарным средством массовой информации в подавляющем большинстве африканских государств, где телезрителями являются преимущественно материально обеспеченные образованные горожане, составляющие меньшинство населения. Использование в телепередачах языка бывшей метрополии делает их недоступными для многих африканцев, не владеющих европейскими языками.

В большинстве стран тропической Африки деятельность телекомпаний финансируется и контролируется государственными структурами. Распространена практика взимания абонентской платы с владельцев телевизоров, частично покрывающая расходы на поддержание телевещания. Отмечается зависимость ТВ Африки от источников иностранной финансовой и технической помощи, производителей и поставщиков телевизионного оборудования.

Неразвитость местного предпринимательства, отсутствие стабильного рекламного рынка в молодых африканских государствах оставляли мало надежд на создание собственными силами частных коммерческих телекомпаний и на их эффективное функционирование. К тому же в Африке опасались, что старт частного коммерческого телевидения будет сопровождаться возвращением в бывшие колонии западных медиакорпораций.

С первых лет существования африканское телевещание было заполнено программами иностранного производства, в основном импортированными из бывших метрополий и США. Необходимость импорта телевизионной продукции в условиях дефицита средств породила такую форму кооперации африканских телекомпаний, как приобретение права на демонстрацию иностранных программ «вскладчину», когда вещательные организации нескольких стран объединяются для совместной закупки сериалов и других видеоматериалов, которые затем поочередно транслируются по национальным каналам.

Предпринятые усилия по расширению национального производства программ привели к тому, что в ряде стран – Нигерии, и др. – доля собственных программ в общем объеме вещания увеличилась до 60–70%, в основном за счет информационных, культурно-развлекательных, спортивных и образовательных передач.

Однако в целом доля импортируемых программ западного производства в общем объеме трансляции многих африканских телекомпаний продолжает оставаться высокой. Это особенно проявляется при освещении международных новостей. Африканские телекомпании, в подавляющем большинстве своем не имеющие зарубежных корпунктов, вынуждены пользоваться новостными материалами западных служб теленовостей. Это вызывает обеспокоенность правящих кругов и общественности: ведь создававшееся на волне антиколониального движения африканское телевидение изначально должно было служить целям национального самоутверждения и консолидации, политической и социальной модернизации, повышения престижа молодых государств в Африке и мире. Поиск культурной и идеологической самобытности освободившихся народов, многие из которых ранее не имели своей государственности, сопровождается попытками выработать самостоятельную информационную политику, в частности, стратегию вещательной деятельности, которая максимально отвечала бы национальным интересам и специфике африканских обществ. Добиваясь этого, африканские страны создали независимую систему обмена телевизионными программами – «Afrovision». Построенная по аналогу с «Eurovision» («Евровидением»), эта система позволила африканским телекомпаниям обмениваться между собой видеоматериалами, отражающими жизнь стран континента. Телесюжеты распространяются на безвозмездной основе, что весьма важно для телевизионных организаций, действующих в условиях постоянных бюджетных ограничений.

Со второй половины 1980-х годов, в связи с удорожанием телевизионных технологий и необходимостью технического перевооружения телецентров, африканские государства все более склоняются к использованию коммерческих подходов к развитию телевещания. Однако слабое развитие инфраструктуры ТВ, крайне недостаточная обеспеченность населения телевизорами, узость внутреннего рекламного рынка многих африканских государств не позволяет рассчитывать на доходы от коммерческой рекламы как основной источник финансирования телевещания, хотя значение этого источника существенно повысилось за два последних десятилетия. Так, в Кении – стране с довольно развитыми рыночными отношениями – лишь меньше половины ежегодных расходов национального радио и телевидения покрывается за счет финансовых поступлений от рекламодателей. Для менее благополучных стран континента характерен перманентный дефицит бюджета вещательных организаций, неспособных поправить свои дела за счет роста рекламных поступлений.

В Африке распространена практика взимания абонентской платы с пользователей телевизорами. Однако взимаемой со зрителей абонентской платы, как правило, недостает для полноценного финансирования вещательной деятельности. Довольно обычной является ситуация, когда телезрители уклоняются от внесения абонентской платы. И это неудивительно: нередко уплата абонентских сборов под силу только зажиточным африканцам. Например, в Зимбабве в середине 1990-х годов она была эквивалентна 10 дол. США в год за пользование черно-белым телевизором и 120 дол. США в год – цветным телевизором. В Конго же ежегодная абонентская плата равнялась примерно 20 дол. США.

Индия и Китай

Развитие телевидения в таких разных странах, как Индия и Китай, очень показательно. В Индии первый маломощный передатчик вступил в строй в Дели при содействии ЮНЕСКО в 1959 году. Лишь спустя десять лет телевидение появилось и в других крупных городах, а еще через десятилетие было переведено на цветную систему (ПАЛ). В 1976 году ТВ отделилось от радио организационно, получив название Дурдаршан. Делийская программа стала общенациональной, но массовая аудитория начала формироваться лишь в середине 80-х годов. Этому способствовали, в основном, два обстоятельства. В стране была создана собственная электронная промышленность, и от сборки телевизоров из импортных деталей перешли к выпуску относительно дешевых собственных. А допущенная на телевидение реклама позволила на полученные от нее доходы снимать многосерийные мелодрамы с участием популярных киноактеров. В начале 90-х на базе второго канала стали сдаваться в аренду коммерческим структурам получасовые отрезки времени с правом извлечения доходов от рекламы («Метро чэннел»). Был сделан шаг к смешанной системе ТВ, когда первая программа по-прежнему преследует «социальные цели», а вторая ориентируется на развлечения.

Сегодня Дурдаршан ведет передачи по четырем программам, всего же в Индии 13 каналов, передачи которых распространяются и через эфир, и по кабелю, и через спутник. Среди образованных зрителей исключительной популярностью пользуется Всемирная служба Би-би-си.

В КНР первый телецентр появился в 1958 году. Четверть века телевизор для большинства китайцев был недоступным предметом роскоши: еще в 1980-м на один млрд. жителей в стране приходилось всего лишь 5 млн. телеприемников. Только к концу 80-х годов, когда в результате экономических реформ поднялся жизненный уровень населения, телевизоры стали товаром массового спроса, и к настоящему времени их число возросло до 200 млн. Начиная, с 1986 года КНР использует для ретрансляции передач спутник связи. Пекинская Народная центральная телестанция выпускает четыре программы, из которых две общенациональные, причем первая работает по 16 часов в сутки. Доходы от телерекламы превысили к середине 90-х годов один миллиард долларов, 15 процентов этой суммы приходится на зарубежные фирмы. Практикуются бартер и спонсорство. Частные телестанции и кабельные каналы процветают. Более 500 кабельных систем охватывают по меньшей мере 30 млн. абонентов. На китайском экране идет много зарубежных кинофильмов и передач.

Однако по отношению к спутниковому ТВ китайское правительство заняло неопределенную позицию. Существует официальный запрет на установку спутниковых антенн (за их продажу на коммерческие магазины накладываются штрафы), так как власти опасаются, что спутниковое ТВ совершенно бесконтрольно несет «духовное загрязнение», что зарубежные программы могут вызвать очередную волну инакомыслия. Тем не менее этот подпольный бизнес не жалуется на недостаток спроса, и даже в Пекине на балконах можно увидеть сотни антенн-тарелок. По некоторым оценкам, гонконгские программы спутниковой системы «Стар ТВ» собирают в КНР до 30 млн. зрителей.

Новые веяния в экономике и общественно-политической жизни позволили китайскому ТВ создать ряд интересных собственных передач. Первой ласточкой среди них был показанный в 1991 году сериал «Желания». Этот китайский вариант мыльной оперы после десятилетий дидактических постановок вызвал многочисленные дискуссии и получил ряд наград. Это событие, возможно, стало вехой, отделяющей затянувшееся детство телевидения КНР от зрелости.

Опираясь на политику реформ, местные инвесторы открывают все новые телецентры в целях извлечения прибыли. Если в начале 80-х годов в стране было около 40 станций, то сейчас их число перевалило за 600. Частное вещание способствует общей либерализации китайской политики. По телевидению теперь звучит западная поп-музыка, передаются сообщения с фондовой биржи, идут развлекательные шоу, американские сериалы. Хотя многие политические темы по-прежнему запрещены, в эфире стало получать отражение и мнение рядовых людей.

И в Китае, и в Индии телекомпании экспериментировали с учебными передачами. В 1975-1976 годах под эгидой ЮНЕСКО в Индии был проведен «Эксперимент со спутниковым телевидением» (СИТЕ), призванный найти оптимальные формы обучения по ТВ для развивающихся стран. С помощью американского спутника на установленные в сотнях деревень антенны велись передачи, содержавшие элементарные агрономические и медицинские знания, а также уроки чтения и письма. Из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных инструкторов для коллективного приема и обсуждения учебных передач, а также из-за огромных затрат проект потерпел неудачу. Последующее развитие учебного ТВ как в Индии, так и во всем мире, показало, что с появлением видеомагнитофона разумнее создавать учебные циклы для распространения на кассетах.

Несколько успешнее, чем индийский проект СИТЕ, оказался китайский – «Университет в эфире»: это были лекции для заочников, подкрепленные специальными учебными пособиями и экзаменами с выдачей дипломов.





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...