Главная Обратная связь

Дисциплины:






Ян Верме́ер Делфтский (1632—1675).

Ян Верме́ер (Верме́ер Де́льфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft, МФА: [ˈjɑn vərˈmeːr]; 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.

В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Другие варианты — Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер Дельфтский[1]. Заметим, что по правилам транскрипции голландских имен сочетание ее передается как е[2].

О жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.

О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно, огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.

 

20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.

В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.



Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.

В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.

К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.

В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.

Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. Практически отсутствуют (несмотря на широкое распространение в то время) сюжеты на религиозные темы.

По мнению некоторых современных авторов (художник David Hockney, архитектор Philip Steadman), Вермеер и ряд других художников Возрождения пользовались техническими средствами: камерой-обскурой, камерой-люсидой и сферическими зеркалами – для достижения совершенства в создании эффекта перспективы и освещения. Теории эти считаются гипотетическими и подвергнуты критике, как со стороны художников, так и со стороны учёных.

Вермер был одним из тех художников, кто предопределил многие колористические искания XIX столетия, проложил во многом дорогу для импрессионистов, хотя картины Вермера как будто ни в чем не оригинальны. Это те же изображения застылого бюргерского быта: чтение письма, беседующие кавалер и дама, служанки, занятые нехитрым хозяйством, виды Амстердама или Делфта. Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно (для «малых голландцев») велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки.

Позже Вермер откажется от больших размеров и будет писать такие же небольшие полотна, какие были приняты в жанровой живописи того времени. Но эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д.— полны душевной незамутненности, тишины и покоя. Главные достоинства Вермера-художника—в передаче света и воздуха. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. Растворение предметов в свето-воздушной среде, умение создать эту иллюзию прежде всего определило признание и славу Вермера именно в XIX в. Позднее письмо Вермера стало более сплавленным, гладким, построенным на нежных сочетаниях голубого, желтого, синего, объединенного удивительным жемчужным, даже жемчужно-серым («Головка девушки»).

Вермер делал то, чего никто не делал в XVII в.: он писал пейзажи с натуры («Улочка», «Вид Делфта»). Их можно назвать первыми образцами пленэрной живописи. Зрелое, классическое в своей простоте искусство Вермера имело огромное значение для будущих эпох.

Ян Вермеер Диана и нимфы 1650-е

 

 

Ян Вермеер «Сводница» (1656).

 

В середине 50-х годов 17 века после создания своих ранних картин на религиозные и мифологические темы «Святая Пракседа» (вольная копия картины флорентийского живописца Рипозо), «Христос в доме Марии и Марфы», «Диана и нимфы», «Юпитер, Венера и Марс» (не сохранилась) Вермеер в своем творчестве совершает весьма решительный шаг к смене жанровой тематики. Видимо, художника не устраивала роль интерпретатора заимствованных исторических и библейских сюжетов и, решив изображать в своих картинах бытовые истории и жизнь граждан независимого города Делфта, живописец обратился к написанию сцен из повседневной жизни, к жанру, в котором довольно успешно работали такие художники как Герард Терборх, Геррит ван Хонтхорст, Питер де Хоох, Ян Стен, отчасти Франс Халс, и другие голландские мастера.
В картине «У сводни» у художника Вермеера доминируют три ярких цветовых пятна – красный камзол солдата, желтая блуза девушки и пёстрый ковер, которые отчетливо различимы в тусклом свете свечей. Влияние светотеней Рембрандта в этой картине является вполне ощутимым. Концепция Рембрандта по использованию ярких насыщенных цветов лишь в одной части полотна могла стать известна Вермееру благодаря картинам учеников великого голландца Николаса Майса или Якоба ван Вельсена, жившего в одном квартале с семьей Вермеера. Сюжет картины построен на основе евангелистской притчи от святого Луки о разгульной жизни блудного сына, картина является скрытой аллегорией по своему смыслу и предостережением о том, что гуляку, мота и пьяницу ждет неминуемая бедность. Как уже указывалось ранее, большинство исследователей творчества художника Яна Вермеера Делфтского склонны считать, что под видом блудного сына Вермеер изобразил самого себя, а в образе соблазняемой красавицы свою молодую жену Катарину Болнес.

 

Ян Вермеер Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657—1659.

 

Эта картина раннего периода творчества нидерландского художника изображает молодую женщину внимательно и с волнением, читающую важное для неё послание. В картине скрыт слабый любовно-эротический подтекст. Фрукты (яблоки, груши и персики), возможно, символизируют библейское грехопадение. Распахнутое окно можно трактовать как желание покинуть замкнутое пространство и обрести свободу с любимым человеком. Достаточно долгое время эту картину приписывали другим голландским художникам, авторство Вермеера было достоверно установлено лишь во второй половине девятнадцатого столетия.

 

В 17 столетии голландские художники при изображении теней, особенно тени на светлой поверхности, пользовались белой и черной краской. Вермеер Делфтский впервые в истории живописи для изображения тени смешал умбру, ультрамарин и свинцовые белила. Спустя 200 лет французские импрессионисты вновь откроют для себя этот секрет палитры, позволяющий придать полотну ощущение свежести, воздуха и света. Ультрамарином написана юбка девушки с кувшином воды, это самое темное изображение на картине. Как и в картине «Служанка с кувшином молока», контур юбки обведен белой линией, более светлой, чем цвет стены. На героине картины «Девушка с кувшином воды» тот же желтый жакет с черной тесьмой, как и на полотне «Девушка с письмом у открытого окна». Широкой воротник и чепец женщины прописан живописцем с замечательной тщательностью и мастерством. Видны все складки тонкой накрахмаленной ткани, сквозь нее просвечивают рисунок рукавов и контуры прически молодой женщины. Изображение это настолько совершенно, что, если бы от всего наследия художника осталось только эта картина, Вермеер всё равно считался бы одним из великих живописцев. Писать белое на белом попытаются 300 лет спустя, но так и не смогут превзойти талант нидерландского художника Яна Вермеера Делфтского, сумевшего настолько естественно передать освещение и фактуру предметов.

 

Ян Вермеер Спящая девушка. 1656—1657.

 

«Уснувшая девушка», написанная художником в возрасте двадцати пяти лет, отличается совершенно. В процессе написания картины Ян Вермеер вносит изменения в построение композиции, которые лишают картину однозначной прямолинейности, и несмотря на умиротворение и сон героини, наполняют холст жизнью. Эта картина живописца уже полностью посвящена современным бюргерским реалиям независимой голландской республики соединенных провинций. Разместив на переднем плане холста кувшин с вином, Вермеер подсказывает зрителю причину сонливости женщины, которая раскрывает смысл названия картины. Собственно, в конце 17 столетия эта картина была продана в Амстердаме под названием «Спящая за столом дама, выпившая вина».

 

Ян Вермеер Офицер и смеющаяся девушка. 1657—1659.

 

Небольшие интимные картины из жизни горожан в творчестве Вермеера второй половины 50-х годов 17 века («Девушка с письмом», «Бокал вина», «Офицер и веселая девушка») отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха. Картина также известна под названием «Смеющаяся девушка в компании офицера». Девушка, освещенная солнечными лучами, бьющими в оконный проём, скорее воплощает собой чистоту, нежели порок, но вместе с тем она и возможная жертва сомнительной авантюры офицера. Обстановка комнаты предельно проста, детали и антураж картины — полуоткрытое окно, стулья с головами льва, желто-черное платье девушки — будут постоянно появляться в дальнейших работах Вермеера, например, в практически одновременно созданной картине «Девушка, читающая письмо у открытого окна». При написании своего полотна Вермеер мог испытать влияние творчества живописца Питера де Хооха, в это же время проживавшего в Делфте и создавшего несколько картин с жанровыми сценами, в которых солдаты и офицеры изображены в компании с молодыми голландками.

Ян Вермеер Молочница. 1658.

 

Это полотно голландского художника известно также под названиями «Молочница», «Кухарка», «Девушка с кувшином молока», «Молодая женщина, наливающая молоко». Картина Вермеера «Служанка с кувшином молока» выделяется среди прочих подобных произведений нидерландской живописи своей жизненностью и композиционной простотой. Картины с жанровыми сценами простого повседневного быта уже ранее создавались многими нидерландскими живописцами, такими как Ян Стен, Питер де Хоох, Геррит ван Хонтхорст, Герард Терборх, но Вермееру удалось написать неповторимое произведение. Гениальный колорист, Вермеер сумел воспроизвести на холсте деликатными созвучиями и контрастами матовых тонов тот «свет Натуры», который на языке спиритуалистической философии того времени означал равно и суть природы, и духовную просветленность человеческого разума, эту натуру постигающего. В этой и других картинах голландского художника Яна Вермеера Делфтского глазам зрителя предстает тончайшая игра разума и чувств, души и плоти — причем поэзия живописца отнюдь не перерождается в сухую дидактику, действуя через видимый мир голландской бытовой, кое-где чуть праздничной повседневности. В каталоге аукциона предметов искусства 1719 года этой картине была дана следующая характеристика: "знаменитая картина кисти Вермеера Делфтского, подлинное произведение искусства".

Ян Вермеер Улочка Делфта, 1658

 

Финансовая независимость позволяла Вермееру, как художнику, писать картины по призванию души и выбирать темы работ, следуя скорее своим желаниям, нежели требованиям художественного рынка сбыта картин. В это время живописец Вермеер создает свои знаменитые городские пейзажи «Улочка» и «Вид города Делфта». Пейзаж-ведута или городской вид «Улочка Делфта», производящий впечатление безмолвного вневременного затишья, является достаточно своеобразной и тонкой работой голландского художника. Во-первых, собственно, изображение городского вида и действующих лиц отделено от зрителя широкой булыжной мостовой. Во-вторых изображение кирпичного фасада с вырезанными оконными проемами, напоминающими бойницы; и ступенчатого фронтона, который слева переходит в глухую стену между домами, — всё это выглядит на невзыскательный взгляд явно топорно и неуклюже, хотя и находится параллельно плоскости картины. Задней план картины опять же дополняют фронтоны и мрачные крыши других городских построек. И всё же картина «Улочка Делфта», с немыслимым, на первый взгляд, построением композиции, вместе с тем необыкновенно гармонична. И именно эта картина художника так поразила историографа Этьена Теофиля Торе, которому принадлежит честь «открытия» живописи Вермеера вновь для широкой публики в середине девятнадцатого столетия. Существует предположение, что живописец Вермеер изобразил этот вид из окна своей мастерской, но исследователям творчества художника не удалось найти в Делфте это здание или хотя бы похожее место.

 

Ян Вермеер Вид города Делфта, 1658-1660

 

 

Ян Вермеер Дама и два кавалера 1659

 

Это полотно известно также под названием «Девушка с бокалом вина в обществе двух кавалеров». В картине нидерландского живописца явно доминирует девушка. Ее взгляд направлен на зрителя, словно предлагая насладиться забавностью ситуации. Дама явно довольна произведенным на мужчин эффектом и, возможно, именно они стали жертвой женского кокетства. Кавалер, склонившийся к лицу дамы, явно распалён вином, похотью и женской игрой. И скорее всего, уже готов выступить в роли соблазнителя, пользуясь отсутствием мужа, которому, вероятно, остается только наблюдать за происходящим с портрета на стене. Другой кавалер, изображенный художником на картине, пребывает в меланхолическом настроении, то ли от выпитого вина, то ли из-за отсутствия второй дамы, а может из-за того, что ему ботфорты жмут.

 

Ян Вермеер Бокал вина 1661

 

Начиная с 60-х годов 17 века лейтмотивом картин Вермера становится любовь — в самом широком, в равной мере и плотском, и духовном смысле этого слова. Даже если в картинах живописца (как в большинстве случаев) и не присутствуют кавалеры и коварные обольстители. Героини на полотнах художника читают и пишут любовные послания, музицируют, созерцают драгоценности, внимают учтивому флирту; жанровые сцены Вермеера чаще всего однофигурные, полные покоя и уюта, чему способствует тончайшее умение передать атмосферу жилой среды, ненавязчиво вовлекающей в себя зрителя. Ян Вермеер в своих жанровых сценах стал более тщательно прописывать лица персонажей и интерьеры, в картинах художника появляются различные музыкальные инструменты (вирджинал, спинет, гитара, лютня) как утонченный намек на изысканные и романтические отношения героев. Известно, что эта картина Вермеера «Бокал вина» была написана живописцем по заказу делфтского мецената Ван Рюйвена.

Ян Вермеер Девушка с кувшином воды, 1662

 

Ян Вермеер Девушка, примеряющая ожерелье, 1662-1664

 

Ян Вермеер Дама в голубом, читающая письмо, 1663

 

Молодая женщина в голубом жакете, которые обычно носили дома, и желтом платье с белым воротником, полностью погружена в чтение письма. Она стоит у стола, на котором лежат листки бумаги и жемчужное ожерелье. Голубой цвет жакета почти повторяется в цвете обивки стульев, такой же стул стоит в комнате в картине «Урок музыки». Письмо застало женщину за утренним туалетом, о чем говорит жемчужное ожерелье на столе. Два стула и только один персонаж говорят об отсутствии другого человека, карта на стене, вероятно, является символом того, что родной человек далеко. Дом, и как здание, и как абстрактное понятие «малой родины» был для голландцев чрезвычайно важен. В 17 столетии жители Нидерландов много воевали и путешествовали, и, если весь внешний мир принадлежал мужчинам, внутренний мир дома - женщинам. Они олицетворяли собой такие ценности как семья, комфорт, достаток. Картина нидерландского живописца кажется настолько гармоничным сочетанием цвета и настроения, что трудно себе представить другое композиционное решение в повествовании о письме издалека.

 

 

Ян Вермеер Женщина, занятая весами, 1663

 

Размер картины 42,5 x 38 см, холст, масло. Эта работа нидерландского мастера известна также под названием «Оценка меры». В своей картине живописец Вермеер изобразил молодую женщину в полутемной комнате, стоящую у края стола. Она смотрит на чашки весов, которые держит в правой руке, левой опираясь на столешницу. На столе стоят три шкатулки – одна – от весов, шкатулка побольше – для денег, одна серебряная и три золотых монеты лежат на столе, и самая большая шкатулка приоткрыта, на её крышке покоятся жемчужное ожерелье и массивная золотая цепь. Нить жемчуга с желтыми завязками также лежит на столе. Все вместе – жемчуг, деньги, золото – олицетворяют достаток и некоторое тщеславие, суетные радости жизни. В левой части картины расположено окно, закрытое желтым занавесом, таким же, как и в картине «Девушка, примеряющая ожерелье», и зеркало. Зеркало появляется только четыре раза в картинах Вермеера. Иконография зеркал в западной живописи довольна противоречива, но большинство исследователей склоняется к тому, что оно означает самопознание и отражение правды. Все эти детали важны для понимания основной идеи картины. Чаши весов в руках женщины пусты. Она не взвешивает ни жемчуг и золото, ни собственные грехи в ожидании Страшного суда. Она устанавливает равновесие между радостями жизни и требованиями церкви. И зеркало отражает эту правду. Считается, что для картины позировала жена Вермеера, Катарина Болнес. Она же была моделью для других его полотен: «Девушка с письмом у открытого окна» и «Дама в голубом, читающая письмо». У нее правильные красивые черты лица, большие глаза, прямой нос. Во время создания картины Катарине, которая была на год старше своего мужа, было 32, что соответствует возрасту изображенной женщины. Композиция картины необыкновенно удачна. Сочетание строгих вертикальных и горизонтальный поверхностей смягчено складками тканей, центр картины – рука женщины – является не только геометрическим, но и логическим центром. Направление диагоналей – рамы картины и плиток пола – тоже сходятся в этом месте. Расположение предметов подчинено смысловому содержанию и отражает настроение, но совершенно естественно по своей природе. Сочетание света и объемов предметов создает сбалансированную, но динамичную композицию картины.

 

Ян Вермеер Дама у вирджинала и кавалер, 1662-1665

 

Размер картины 75 х 64 см, холст, масло. Эта работа нидерландского художника известна также под названием «Урок музыки». Связь между любовью и музыкой является центральной темой этой картины. Действие происходит в богатом бюргерском доме и удалено от зрителя. В углу комнаты, освещенный светом из двойного окна, у стены стоит вирджинал. Вирджинал (англ. virginal, также верджинел, верджиналь, вирджинель), музыкальный инструмент, род небольшого клавесина. Был распространен в 16-17 веках в Нидерландах и Англии. На вирджинале играет молодая женщина в белой блузе и ярко-красной юбке с черным напуском. Дама изображена со спины, но в зеркале над инструментом можно увидеть ее лицо, написанное иначе, чем можно предположить: девушка смотрит не на клавиши, а на молодого человека в строгом черном одеянии с белыми кружевными манжетами и воротником, лента и шпага которого говорят о его высоком общественном положении. В зеркале отражается не только лицо девушки, но и угол покрытого ковром стола, и, что более интересно – мольберт художника. Таким образом, Вермеер отметил свое присутствие в картине.

 

Ян Вермеер Девушка с жемчужной сережкой 1660-е, Маурицхейс, Гаага

 

Картина художника Вермеера очень проста и лаконична, в ней нет ни одной лишней детали. Темный фон, который изначально был темно-зеленым (потерял свой цвет в результат старения картины), разделен портретом на неравные части, что придает картине только больше жизненности и реальности. Складки вертикально ниспадающей желтой ткани модного в Нидерландах 15-17 веков тюрбана подчеркивают нежный овал лица юной девушки. Поза портретируемой довольно необычна для портрета, вероятно, Вермеер стремился запечатлеть (и это ему вполне удалось) мгновение непринужденного или порывистого движения. Девушка смотрит с портрета на зрителя уже более трехсот лет и все это время хранит загадочное молчание, хотя рот ее полуоткрыт, но слова девушки так и остались тайной художника. Современники живописца высоко оценили в портрете девушки с жемчужной сережкой талант Яна Вермеера Делфтского, картина иногда представлялась как «Мона Лиза Севера» или «Голландская Мона Лиза». Бытует несколько версий о том, кто позировал художнику. Наиболее распространено предположение, что моделью художника для этой картины была старшая дочь Вермеера Мария, которой в ту пору было около тринадцати лет. Существует также мнение, что на картине изображена её ровесница, дочь известного делфтского мецената Рюйвена, который являлся покровителем и ценителем искусства Вермеера. Этот портрет Вермеера является самой известной картиной живописца. Существует книга «Девушка с жемчужной сережкой» писателя, автора вольных исторических новелл Шевалье Трейси (Chevalier Tracy), в котором высказывается предположение, что моделью Вермеера на портрете была молоденькая служанка и любовница художника Грид, а также снятый по мотивам романа фильм.

 

Ян Вермеер Концерт 1665

 

Картина голландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского «Концерт». Размер картины 69 x 63 см, холст, масло. Действие в этой картине отдалено от зрителя, оно расположено в глубине комнаты, на задней стене которой висят две картины – пасторальный пейзаж и часто цитируемая Вермеером «Сводня» караваджиста Дирка ван Бабюрена. У стены стоит клавесин с аркадским пейзажем на открытой крышке. Клавесин (франц. clavecin), струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. Известен с 16 века. Существовали клавесины различных форм, типов и разновидностей, в том числе чембало, вирджинал, спинет, клавицитериум. На нем играет сидящая в профиль молодая девушка. Мужчина, повернувшись спиной к зрителю, устроился на косо поставленном стуле и аккомпанирует на лютне (видна только часть грифа с колками). Женщина ведет голосовую партию. Незадействованные музыкальные инструменты, подобно изысканному натюрморту, появляются слева на тяжелом дубовом столе и на полу. Вермеер отдает предпочтение струнному ансамблю (сюда принадлежат и клавикорды), издавна считающемуся символом музыкальных созвучий и гармоний. Занятия музыкой в работах современников Вермеера носят всегда определенный подтекст. Музыка ассоциируется с любовью, и в работах Мецу, Стена, Ван Меерца можно увидеть фигуру купидона или какой-либо иной намек на романтические отношения персонажей. Если изображался урок музыки, подразумевалось, что учитель проявляет к ученице не только профессиональный интерес. Работы Вермеера лишены столь однозначной трактовки. Окружение персонажей указывает на эротический подтекст картины, но сами персонажи остаются отстраненно-нейтральными. Висящая на стене картина Бабюрена «Сводня» тоже объединяет три фигуры, но разница в настроении героев разительна. Картина Бабюрена и мирные пейзажи на стене и крышке клавесина в сочетании с персонажами, погруженными в музицирование, скорее подводят зрителя к весьма распространенному в те времена суждению о том, что музыка усмиряет страсти и создает душевную гармонию. Музыкальные предпочтения самого Вермеера неизвестны, но его современники увлекались французской и итальянской поэзией, издавались сборники баллад на стихи Петрарки, любовная лирика была чрезвычайно популярна. По своему содержанию картина близка к написанной в то же время картине «Дама у вирджинала и кавалер или Урок музыки». Но в этой работе Вермеер менее тщательно пишет передний план, стол, покрытый ковром почти полностью погружен в тень, ярким акцентом выделяется только платье девушки за клавесином, ее белая юбка и уже знакомая по другим произведениям желтая кофта с черной отделкой.

 

Ян Вермеер Девушка, пишущая письмо, 1665

 

Картина голландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского «Девушка, пишущая письмо». Размер картины 45 x 40 см, холст, масло. В своей картине нидерландский живописец изобразил элегантную молодую женщину, сидящую за столом. Левой рукой девушка придерживает край бумаги, в правой держит перо. Она смотрит на зрителя с несколько насмешливым выражением. Как и во многих других своих произведениях, Вермеер оставляет зрителя самому догадываться, чем вызван такой удивленный взгляд героини. Сюжет – женщина за написанием письма – довольно традиционен для жанровой живописи. Нидерланды были известны грамотностью населения, но в 17 столетии страна переживала пик моды на ведение дневников, альбомов, в которые записывались стихи; широко путешествуя по всему свету, голландцы поддерживали своих близких письмами, которые быстрая и отлично налаженная почта передавала аккуратно и вовремя. Голландский художник сводит к минимуму изображенные детали, не давая пояснений и намеков, кому и что пишет героиня. Комната погружена в тень, ярко освещена только фигура молодой женщины.

Ян Вермеер Любовное послание 1666

 

Картина нидерландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского «Любовное послание». Размер картины 44 x 38,5 см, холст, масло. Эта работа голландского живописца известна также под названием «Дама и её служанка, вручающая письмо». Безукоризненно выстроенная композиция картины несколько загадочна. Передний план картины – затененная комната, слева на стене висит карта, справа стоит стул, на нем – ноты. За занавесом – дверь в другую, ярко освещенную комнату. В этой комнате служанка принесла письмо сидящей на стуле у камина молодой женщине. Стена слева параллельна взгляду, справа – перпендикулярна, т. е. вход в комнату находится в углу. Необычно, но возможно. Занавес, стоящие на пороге тапочки, метла – все это создает некой барьер между зрителем и действием, сохраняет интимность происходящего и даря нам редкую возможность подглядеть сцену из чужой личной жизни. Повествовательные сюжеты характерны были для раннего периода творчества художника, но, достигнув полного расцвета своего таланта, и, видимо, переживая некой творческий кризис, Вермеер вновь обращается к некой бытовой истории. Тема картины – любовное письмо, а так же предметы интерьера – карта на стене, метла, тапочки на пороге, цитра - традиционны для жанровой картины. Музыкальный инструмент, как ноты, лежащие на стуле в правой части картины являются метафорой гармонии между влюбленными. Письмо, которое держит служанка, несомненно, от возлюбленного, который в данный момент далеко от дома – на это намекают картины за заднем плане. Одна изображает опушку леса в стиле Адриана ван де Вельде (природа как единственный свидетель любовных страданий), другая – корабль в море (символ разлуки и превратностей моря любви, но голубое небо обещает благополучное возвращение путника). Интересны выражения лиц изображенных женщин. Улыбка служанки, когда она смотрит на сидящую хозяйку, показывает ее некоторое превосходство. Хозяйка явно удивлена, она неуверенно смотрит вверх на служанку, ее приход почти напугал женщину. Что это за письмо? Неужели то самое, которое так долго ждали? Любовные переживания заставили даму явно пренебречь своими обязанностями – на полу у самого входа в комнату стоят брошенные тапочки (они обычно одевались только в спальне и совершенно не к месту в комнате для гостей, где действие и происходит). Брошена метла (тоже символ женского начала или указание на некой магический подтекст), на стуле в беспорядке лежат ноты. Корзина для белья (подобную Вермеер изобразил в первоначальном варианте картины «Молочница», но позже записал) и подушка для вышивания (она же изображена в картине «Кружевница») – все оставлено без внимания.

 

 

Ян Вермеер Искусство живописи 1666-1667

 

Эта работа нидерландского мастера живописи известна также под названиями «Мастерская художника», «Аллегория живописи», «Художник и его модель». Название, данное картине самим художником, неизвестно, но есть основания полагать, что произведение представляет собой аллегорическое изображение живописи. В картине «Искусство живописи» присутствует обычный для произведений Вермеера голландский интерьер, в котором выделяются некоторые особенности, являющиеся, по мнению исследователей живописи «ключами» к пониманию замысла художника. Так, занавес на переднем плане, отдёрнутый на манер театрального, как бы говорит о постановочности, условности сцены. Сам художник, одетый в причудливый старинный костюм, скорее всего, является собирательным образом живописца. Модель же представляет собой аллегорический образ музы Клио, с иконографическими атрибутами, предложенными для создания аллегорических изображений Чезаре Рипой — с лавровым венком на голове, с трубой и томом Фукидида в руках. Таким образом, Вермеер дает понять, что источником вдохновения для художника является муза Истории. Такая точка зрения соответствует принятым в те времена представлениям о том, что историческая живопись является высшей ступенью живописного искусства. Не исключено, что картина голландского художника Яна Вермеера «Искусство живописи» заключало в себе возможность политического прочтения, а изображённая женщина символизировала собой Нидерланды. На такую мысль наводят служащая фоном карта Семнадцати провинций, выпущенная в 1636 году Пискатором, и двуглавый имперский орёл, венчающий люстру.

 

Ян Вермеер Дама и ее служанка с письмом, 1667

 

Эта картина кажется продолжением картины «Девушка, пишущая письмо». Композиция почти та же – стол, покрытый синей скатертью, шкатулка (теперь она развернута к зрителю), письменный прибор, на модели тот же желтый жакет с горностаевой опушкой. Но появился второй персонаж – служанка, и картина становится менее статичной. Хозяйка, сидящая за столом, подняла правую руку к подбородку, и смотрит на служанку, держащую в руке письмо. Зритель видит только ее профиль, зато может рассмотреть сложную прическу, украшенную жемчужной ниткой. Жемчужная (скорее, из искусственного жемчуга) сережка и жемчуг на шее дополняют наряд. Желтый жакет выписан очень тщательно, складки ткани на рукаве выглядят настолько естественно, что можно восстановить его выкройку. Яркий желтый цвет притягивает взгляд. Но затем, следуя направлению взгляда хозяйки, взгляд зрителя перемещается к служанке. Ее скромное коричневое платье с белой рубашкой позволяют не отвлекаться от выражения ее лица. Она что-то спрашивает у своей хозяйки, протягивая ей письмо. Этот жест опять возвращает зрителя к даме в желтом жакете. В левой руке она держит перо, видимо, она или только что дописала письмо (и служанка, может, спрашивает, куда его отнести) или только собиралась его написать, когда неожиданно пришло послание. В любом случае в картине изображен живой диалог, и темный фон, необычный для Вермеера, позволяет сконцентрировать взгляд на фигурах. Из-за этого темного фона картина считается незаконченной, но, скорее всего, Вермеер просто отдал дань школе Рембрандта. Картина довольно большая, женщины изображены с близкого расстояния, что тоже скорее является исключением для работ художника. Цветовое решение тоже не совсем обычно. Лиловая тень на левой руке служанки кажется совершенно естественной на фоне ее синего передника. Складки синей скатерти на столе тоже имеют тот же лиловый оттенок.

 

Ян Вермеер Ответное послание 1670.

 

Женщина в бледно-зеленом платье с белыми рукавами, в белом чепце и с почти обязательными у Вермеера жемчужными сережками сидит у края стола, покрытого восточным ковром. Свет падает из высокого окна, расположенного в левой части картины. В глубине комнаты, между столом и окном, стоит служанка. На ней скромное серое платье с синим передником, ее приглушенный загар свидетельствует, что она проводит много времени вне дома. Скрестив руки, она смотрит в окно. Фигура служанки символизирует спокойное ожидание. Хозяйка же полностью поглощена письмом. Зеленая портьера, черно-белые плитки пола (только состоятельная семья могла позволить себе пол из мрамора) и картина в черной раме на задней стене подчеркивает элегантность интерьера. Эта картина «Нахождение Моисея», по мнению некоторых исследователей, принадлежит кисти сэра Питера Лили. Прозрачная белая ткань закрывает часть витражного окна. Нижняя створка за ней закрыта. Сочетания белых цветовых пятен образует замкнутый треугольник – от окна через белый воротник платья служанки – к белому чепцу и рукавам платья хозяйки – к белым плиткам пола – опять к белой занавеси окна. Как и в других работах Вермеера, композиция строго выверена. Например, расстояние от нижнего края картины до стола такое же, как и от верхнего края картины до нижнего края рамы «Нахождение Моисея». Небольшие детали добавляют динамизм в композицию. На полу у ножки стула лежит воск, ярко-красная печать для писем и несколько листком бумаги, которые разные исследователи считаю или отрытым письмом, которое, вероятно, было только что получено, или небольшой книжкой. В 17 столетии письма обычно вкладывали в небольшие конверты или заворачивали в отдельный лист бумаги, скрепляя восковой печатью. Но иногда, особенно если послание отправляли со служанкой, письмо могли просто сложить и завязать лентой. То, что эти предметы брошены на пол, выдает поспешность, с которой хозяйка дома принялась за письмо. Стул, стоящий на переднем плане, так же выдает недавнее присутствие третьего человека в комнате. Обычно в голландском доме стулья, которые не использовались прямо сейчас, расставляли вдоль стен. Аккуратная служанка скорее всего поставила бы стул на место и подняла письмо и печать с воском с пола, если бы ей не было отдано распоряжение «срочно ждать» ответа.

 

Ян Вермеер Портрет девушки в красном уборе, 1668

 

Картина нидерландского художника Яна Вермеера Делфтского «Портрет девушки в красном уборе». Размер портрета 23,5 х 18 см, дерево, масло. Эта небольшая картина позволяет оценить мастерство художника в изображении взаимодействия цвета и света. Фигура женщины в несколько экзотическом одеянии и экстравагантной шляпе расположена очень близко к зрителю. Она опирается правой рукой на спинку стула, украшенного волютами и резными львиными головами. Пространство ограничивает гобелен за спиной героини. Богатство красок – роскошный синий цвет накидки, пламенеющий красный шляпы, зеленоватые и розовые тона лица, подчеркнутые белизной воротника и жемчужных серег – делают эту картину уникальной среди наследия Вермеера. Это единственная его работа, написанная на деревянной панели. Плотная и гладкая поверхность дерева не впитывает краску, как холст, и поверхность картины получается более блестящей. Возможно, Вермеер решил использовать дерево как основу дабы передать эффект освещенности. Но лицо портретируемой написано в традиционной манере. В картине голландского художника доминирует освещенный край шляпы, и интенсивность света столь велика, что край головного убора кажется прозрачным. Фиолетовые тона нижней поверхности шляпы, которая находится в тени, гармонируют с синей накидкой. Освещена только левая щека девушки, тень на лице подчеркнута зеленоватой лессировкой, но, как отражение яркого цвета головной убора, красно-оранжевые блики на щеках. Наиболее выразительная часть лица девушки – глаза – остаются в тени, что порождает флер таинственности, призванной заинтриговать зрителя. Блик света на кончике носа, полуоткрытые губы также подчеркнуты бликом. Складки темно-синей накидки подчеркнуты желтым, что делает синий цвет более глубоким. Световые акценты – шляпа, блики света на лице, ярко-белый воротник блузки, жемчужные серьги, складки одежды - очень четко выделяются на темном фоне. Лицо молодой женщины – удлиненное, напоминающее скорее лицо юноши – не встречается на других полотнах Вермеера. Девушка повернулась к зрителю, её рот приоткрыт, как будто она собиралась что-то сказать, но медлит.

 

Ян Вермеер Астроном 1668-1669

 

В 1668-1669 годах неизвестный человек в возрасте приблизительно тридцати пяти лет позировал для двух картин Вермеера, раскрывающих образ ученого, труженика науки. В это же время будущий знаменитый ученый и изобретатель микроскопа Антоний ван Левенгук, который увлекался шлифовкой стекол и созданием линз, получил должность геодезиста города Делфта. Не исключено, что именно Левенгук, как уроженец Делфта и основоположник научной микроскопии, мог позировать для этих картин Вермеера в качестве ученого. Сегодня эти картины называются «Астроном» и «Географ», хотя они не всегда носили эти названия. В 1713 году на аукционе они были проданы как «Работа, показывающая математика, художника Ван дер Меера» и «подобная». Несколько лет спустя они появились на торгах под названием «Астролог» и «подобная». Нет сомнения, что Вермеер изобразил человека, посвятившего себя научным изысканиям. «Астроном» представлен без телескопа, но его рука касается глобуса небесной сферы. На шкафу стоит десяток книг, таблица с тремя окружностями – одной большой и двумя маленькими, возможно, это таблица для вычислений, но назначение в настоящее время туманно. Книги, карты, астролябия, циркуль являются неотъемлемыми атрибутами ученого тех лет. Картины носят некий дух стилизации, с непременными драпировками, драматическим контрастом освещения, но Вермеер настолько точно написал эту картину, что по иллюстрации в книге, что лежит перед астрономом, исследователи смогли ее идентифицировать. Это – второе издание трактата 1621 года «Об изучении и наблюдении звезд» Адриана Метиуса. Книга открыта на 111 странице, где повествуется, что для изучения звезд необходимо не только знание геометрии (объясняется, как по расположению звезд определить широту и долготу), использование механических инструментов, но и «вдохновение от Бога». В целом, картина представляет собой компромисс между желаниями заказчика и идеями художника. Некоторые из изображенных предметов Вермееру, скорее всего, пришлось одолжить – циркуль и специальный угольник для измерения высоты предметов или угла стояния солнца.

 

 

Ян Вермеер Географ 1668-1669

 

В картинах нидерландского художника «Астроном» и «Географ» есть много черт, характерных для всего творчества Вермеера. В частности, естественное освещение из окна в левой части картины, стол, покрытый ковром, картина и карта на задней стене. Художник, несомненно, был знаком с работами современников, в частности, мастерами школы Рембрандта, изображавшими ученых мужей. Поза «Географа» очень похожа на изображение Фауста на знаменитой одноименной гравюре Рембрандта. Но в отличие от других картин художника, изображавших погруженных в свои дела и самодостаточных женщин, на этом полотне изображен ученый мужчина, занятый напряженным умственным трудом. Он одет в просторную мантию – одежду ученых того времени. Склонившись над пергаментной навигационной картой, развернутой на столе, он, кажется, на минуту поднял голову, чтобы произвести необходимые вычисления. Цируль, который географ держит в правой руке, служил для измерения расстояний, другой измерительный прибор – угломер – лежит на стуле в правой части картины. Стул, стоящий у задней стены, обит гобеленом с растительным орнаментом, на полу лежат несколько свернутых карт, на стене – карта «Морское побережье Европы» Вильяма Янса Блау. Тот же шкаф, изображенный на картине «Астроном», стоит в том же углу у окна. На нем – несколько книг и глобус Йодокуса Хондиуса 1600 года. Его же небесный глобус изображен в картине «Астроном». Обе картины, скорее всего, изображают одного и того же человека. Существует мнение, что это – Антоний ван Левенгук, известный как изобретатель микроскопа. Он же мог быть и заказчиком этих парных картин. Но некоторые исследователи считают, что это мог быть другой современник Вермеера – Иоханес де Веерт, картограф, живший в Делфте. Антоний ван Левенгук и Ян Вермеер не могли не знать друг друга - слишком мал был Делфт, чтобы два известных человека, два ровесника, крещенных к тому же в одной церкви и чуть ли не в один день, не раскланивались друг с другом на улицах родного города. Два замечательных голландца вполне могли быть и близкими друзьями. У художника и ученого явно были общие интересы. Американский исследователь творчества Вермеера Артур Уилок заметил, что после 1655 года, когда Антоний ван Левенгук увлекся работой с линзами, астрономией и навигацией, на полотнах Вермеера тоже появились "методично воспроизведенные карты и глобусы". И, видимо, не случайно после смерти нидерландского художника Яна Вермеера Делфтского именно Антоний ван Левенгук был назначен его душеприказчиком.

 

Ян Вермеер Кружевница 1669-1670

 

Это самая маленькая картина Вермеера, написанная на холсте. Изображенная девушка склонилась над кружевом. Ее внимание полностью поглощено работой. Картина написана с близкого расстояния, и, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на фигуре девушки, художник немного расплывчато пишет более близкие предметы – синюю подушку для вышивания и красные и белые нити. Они как бы «текут». Подушка представляет собой одновременно шкатулку и подставку для рукоделия, это был довольно распространенный предмет в домашнем обиходе того времени. Ее делали из плотного материала, сверху обтягивали бархатом, украшали кистями и тесьмой, внутри были отделения принадлежностями для шитья. Подобная подушка изображена в картине «Любовное послание». Стол накрыт гобеленом с цветочным рисунком, таким же, как и в картинах «Астрономе» и «Ответное послание». Эти ткани не производились в Нидерландах, их привозили с Востока, но гобелены были довольно часто встречаются в изображении интерьеров. Стол для рукоделия, над которым склонилась девушка, представлял довольно сложную конструкцию: треугольная столешница крепилась на ножках с отверстиями, благодаря которым ее можно было поднимать или опускать. Белый цвет стен, как и в большинстве картин Вермеера, отражение маниакального стремления голландцев к чистоте. На стене на уровне головы девушки – большая, но очень бледная подпись художника. Рядом с подушкой лежит книга в парчовом переплете – скорее всего, Библия или молитвенник. Она, как и рукоделие, олицетворяет добродетель. Цвет одежды и освещение фокусируют внимание лице и руках. Девушка одета в желтую сатиновую кофту с белым воротником, тоже часто встречающуюся на картинах Вермеера, который использует насыщенный желтый цвет для передачи напряженного внимания девушки. Одежда ее скорее может принадлежать хозяйке дома, чем служанке, аккуратная прическа подчеркивает ее скромность. Так же уложены волосы у девушки в картине «Женщина с гитарой». Считается, что на этих картинах художник изобразил кого-то из своих домочадцев, возможно, своих дочерей, Элизабет или Марию. Эта же девушка позирует в картине «Дама, пишущая письмо, и служанка». Вермеер изобразил кружевницу немного снизу, концентрируясь не столько на том, что именно делает девушка, а на самом процессе. Плетение кружев, как самостоятельное занятие, появилось в Средние века в Италии. Из Италии мода на кружево попала в Испанию и испанские Нидерланды, Францию, Англию и Германию. Чаще всего это было такое кружево, за плетением которого Вермеер изобразил девушку. Она держит в коклюшки, руки ее расположены на специальной подушке для плетения кружева. Сама подушка расположена на специальном столе, что намного облегчает работу. Занятие требует полной концентрации внимания, одно неверное движение – и вся работа будет испорчена. Девушка на картине, видимо, только начала плести кружево, у нее в руках только несколько коклюшек. Плетеное кружево могло быть как законченным (салфетки, воротники), так и «бесконечным» (кружевная тесьма). Для последнего делали много повторяющихся фрагментов, которые потом соединяли. Именно для такого кружева и использовали маленькую подушку, как на картине. Фламандское, бельгийское и голландское кружево считалось самым лучшим и его охотно покупали в других странах. В самих Нидерландах существовал, по свидетельству путешественником, культ кружева. Им украшали все, до самых необычных предметов, как молоток на двери (при рождении младенца, как особый знак и способ приглушить стук). Плетением кружев, вслед для широко распространившейся модой, были заняты очень большое количество женщин. Этому учили в школах наряду с алфавитом, молодые девушки плетением кружев зарабатывали себе приданое, хозяйки дома продажей своего кружева поддерживали семью, и, даже овдовев, успешная мастерица могла безбедно существовать и растить детей. Кружевницы объединялись в гильдии, как художники и ремесленники.

 

 

Ян Вермеер Аллегория веры 1670–1672

 

Эта картина была передана в дар собранию Метрополитен-музея Майклом Фридсэмом в 1931 году, полное название картины «Аллегория католической веры». Полотна Вермеера «Аллегория живописи» и «Аллегория веры» являются парными картинами, отражающими распространившееся под влиянием итальянского академизма в Нидерландах на исходе «золотого века» увлечение холодными интеллектуальными аллегориями. В картинах такого рода важную роль играет смысловой «подтекст», практически все предметы, изображенные в полотнах аллегорической тематики, несут в себе определенное символическое значение, да, зачастую, и сами являются прямыми символами или знаками (христианскими, языческими или мистическими).

 

Ян Вермеер Дама у вирджинала 1670–1672

 

Это полотно нидерландского живописца считается парной картиной по стилистике другой работе художника, находящейся в собрании лондонской национальной галереи, известной под названием «Дама у спинета». Эта картина Вермеера также известна под несколько иным названием «Молодая женщина, стоящая у вирджинала». На холсте изображена изысканно одетая дама, играющая на вирджинале в богатом бюргерском доме города Делфта. На стенах комнаты размещены картины, пол покрыт мраморной синей и белой плиткой, которая свидетельствует о явном достатке хозяев дома. Две картины, расположенные на стене, за спиной дамы не могут быть достоверно аттрибутированы, но, вероятно, маленький пейзаж слева написан или Яном Вейнэнтсом, или Аллертом ван Эвердингеном. На второй картине, которая приписывается Цезарю ван Эвердингену, брату Аллерта, изображен сюжет с Купидоном, держащим игральную карту. Скорее всего изображение вестника любви Купидона является символом связи романтических увлечений и музицирования, традиционной ассоциации музыки и любви. Как и большинство работ Вермеера, эта картина живописца недокументирована. Датировка картины осуществлена экспертами и исследователями творчества Вермеера на основе стилистики картины, а также покроя костюма дамы.

 

Ян Вермеер Молодая женщина с гитарой, 1671–1672

 

Эта картина голландского художника известна под другим, более условным названием «Гитаристка», а также, как «Дама, играющая на гитаре». Женскому музицированию посвящена почти третья часть всех работ Вермеера. Подобный сюжет был довольно популярен в живописи 16-17 веков. На переднем плане изображена девушка, играющая на гитаре. Если сравнить эту картину с двумя другими – «Кружевница» и «Портрет молодой девушки», то очевидно сходство лиц. Возможно, позировала одна и та же модель. Вопрос, была ли это одна из старших дочерей Вермеера, остается открытым. На шее у девушки – нитка жемчуга, который так любил писать художник. Именно на этой картине можно увидеть, как написана жемчужное ожерелье: полоса серой краски, затем, по ней – белилами написаны блики жемчужин. На девушке – желтый жакет с горностаевой опушкой – традиционная одежда женщин на картинах Вермеера, и белая сатиновая юбка. Складки юбки выписаны очень контрастно. Инструмент в руках девушки – это так называемая «барочная гитара». Этот инструмент во времена 15-16 веков считался простонародным, слишком громким, но постепенно вошел в моду и в бюргерских домах Нидерландов. Традиционным было исполнение пьес и романсов под аккомпанемент лютни, которая обладает более тихим, камерным звучанием. В Нидерланды гитара попала из Франции или Испании. Гитара тогда имела 5 двойных струн. Техника игры на ней не очень сильно отличалась от современной. Лютня в 70-х годах 17 столетия уже ассоциировалась с идеалистическим прошлым, гитара же была символом современной художнику музыки, для нее писались и издавались ноты, чаще – переложения итальянских, немецких, французских песен и романсов. Хотя по форме корпуса гитара на картине скорее похожа на виуэлу (виуэла – испанская предшественница современной гитары), инструмент более «аристократичный». Замечательно и само изображение гитары: черно-белый кант «озвучивает» стаккато, густыми мазками написана декоративная резная решетка резонатора. Если присмотреться, то две струны изображены расплывчато, так, как будто бы они еще звучат. На стене за спиной девушки – картина в позолоченной раме, на которой изображены несколько деревьев. Экспертами высказано предположение что Вермеер использовал работу Питера Янса ван Аста «Лесной вид с джентльменом и собаками на переднем плане» как мотив для этого пейзажа. Вермеер, не очень большой любитель писать пейзажи, нашел компромисс – девушка находится в помещении, а природа представлена картиной на стене. Наклон головы девушки повторяет угол наклона дерева, а пышная листва – локоны прически. Окно в правой части картины закрыто занавесом, но сквозь него пробивается дневной свет. В помещении явно есть другой источник освещения – возможно, это окно, которое находится справа от художника. На столе у левого локтя девушки лежат несколько книг – возможно, это библия и вторая книга религиозного содержания. Ноты и романы в те времена не издавали такими «толстыми», а сюжет картины не предполагает книг научного содержания, как в картинах «Географ» и «Астроном». Некоторым исследователям на основании композиции картины удалось сделать вывод, что молодая особа, забросив чтение религиозной литературы (и строгие нормы христианской добродетели), предается тщеславному занятию и вообще безосновательно радуется жизни. В последний период своего творчества стиль художника изменился – вместо тщательной проработки деталей и лессировки Вермеер пишет крупными мазками, моделируя форму цветом, а не оттенками. Одежда девушки – желтая кофта и белая юбка – написана с использованием контрастных цветов. Лишь на колене у девушки появилось неопределенное пятно – возможно, краски выцвели или это была не совсем понятная идея художника. Лицо также написано на контрасте света и тени – картина получилась яркая, нарядная и исключительно красивая. Вермеер экспериментирует и с композицией – она смещена влево настолько, что локоть музыкантши срезан. Голова девушки повернута влево, взгляд обращен туда же, что еще более смещает композицию от геометрического центра. Возможным противовесом служит яркий свет справа, который и уравновешивает всю картину.

 

 

Ян Вермеер Girl with a Flute 1666

 

Ян Вермеер Woman with a lute 1962

 

Ян Вермеер Study of a young woman 1667

 

 





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...