Главная Обратная связь

Дисциплины:






Часть 2. Славянские духи и другие мифологические персонажи



Алатырь (латырь)

Алатырь (латырь) – в славянской мифологии так называли камень, который, как считалось был наделён волшебными и исцеляющими силами, а также был, «всем камням отец». В сказках и заговорах фигурирует, как «бел-горюч камень».

Считалось, что он располагался в самом центре мира, посередине моря-океана, на легендарном острове Буяне. На нём, по легендам, стояли или мировое древо, или же трон мирового царствования. Также, из-под алатыря, как считалось, по всему миру растекались целебные реки.

Алконост (алконос)

Алконост (алконос) – в славянских мифах преданиях, имя сказочной райской птицы, часто олицетворяющей собой грусть и печаль, птица из Ирия, славянского рая.

Как считалось, Алконост обладала удивительным голосом, и каждый, кто слышал пение алконоста, от восторга мог забыть всё на свете. Однако, в отличие от птицы Сирин, Алконост зла не несла.

Также, в преданьях говорится, что Алконост несла яйца «на моря», но она не высиживала, а погружала в морскую глубину. Благодаря этому, в это время на море стояла безветренная погода.

Как правило, Алконоста изображали с головой и телом женщины, с птичьими крыльями и человеческими руками.

Амазоны

Амазоны – мистические персонажи, которых изображали, как правило, с тёмными свирепыми лицами, копьём или луком со стрелами в руках. Особого распространения в мифах эти персонажи так и не получили. Есть предположение, что скорее всего, так древние славяне могли себе представлять жителей далёких и неизведанных земель.

Анчутка

Анчутка – в мифологии восточных славян так назывался мелкий злой дух. Считалось, что анчутка жил у воды или в болоте и умел летать. Также, анчутку называют «беспятым», «беспалым», хромотой – это является одной из главных примет нечистой силы. В сказках он беспятый, потому что, как считается, волк откусил ему пятку.

Также, часто анчутка был помощником водяных или болотных.

Ещё, по поверьям считалось, что лучше его имя было лишний раз не упоминать, так как он тут же отзывался на упоминание своего имени.

В более поздний период, уже после прихода христианства на Русь, так стали называть чертят.

 

 

Асилки (осилки, велеты)

Асилки (осилки, велеты) – в мифологии восточных славян так называли великанов-богатырей, которые по преданиям жили в древние времена, и как считается, в своё время создали реки и воздвигли утёсы и горы.

Когда асилки злились, они могли вырывать деревья с корнями, устраивать бури и штормы. Также, они вызывали гром, просто играючи подбрасывая в небо свои булавы.

Но однажды, асилки возгордились своей силой и стали угрожать богам, за что боги их уничтожили.



Аспид

Аспид – по древним поверьям это существо, имеющее обличье змеи и птичий нос. Обитал аспид в горах.

Как считалось, в тех краях, куда летал аспид, то та область опустошалась.

 

 

Аука

Аука – в славянской мифологии так называли злого лесного духа, у которого, как считалось, самое раздолье наступает зимой. Аука любил путать человека зимой в лесу, отзываться сразу со всех сторон, заводить человека в глушь. Водил людей по морозному лесу, пока человек совсем не утомится и не уснёт на морозе.

Изображался Аука в образе маленького существа с пузиком и надутыми щеками.

Бабай

Бабай – в славянской мифологии так называли злого ночного духа, который, как считалось, пугал и забирал непослушных детей. Ночью, он приходил под окна дома из огорода или из береговых зарослей, и начинал сторожить. Если бабай слышал детские капризы или детский плач, то он начинал шуметь, стучать в окно, шуршать и т. д.

Изображался бабай в образе старика с котомкой или большим мешком.

Баба-Яга

Баба-Яга – в славянской мифологии имя старой ведьмы, которая живёт в лесу, в избушке на курьих ножках. Избушка эта поворачивается к лесу задом, а к путнику передом. Вокруг избушки забор из человеческих костей, на кольях черепа, в качестве засова служила нога, в качестве запора служила рука, а замком был рот с острыми зубами.

Баба-Яга плохо видит, а одна нога у неё костяная. Пожирает людей, летает на ступе с метлой. В сказках Баба-Яга часто похищает детей и пытается их зажарить в печи. Но в то же время, в сказках, Баба-Яга часто помогает герою, если он сделает ей доброе дело.

Также, она иногда считалась старшей над всеми ведьмами. И Бабе-Яге в то же время подчинялись звери, обитающие в лесу, лягушки, вороны, чёрные коты и змеи.

Также, Баба-Яга является персонажем множества русских народных сказок. Например, известна одна сказка о Бабе-Яге и злой мачехе.

Повествует эта сказка о том, что жили-были когда-то муж с женой, и была у них дочка. Но вот, жена умерла, и мужик женился вновь. И родилась у них со второй женой вторая дочка. Только вот вторая жена совсем невзлюбила падчерицу, никакого житья ей не давала.

Мужик долго думал, что ему делать, и вот, повёз он свою дочку в лес. Ехал он по лесу, как вдруг видит, что стоит в лесу избушка на курьих ножках. И сказал тогда мужик избушке: «Избушка, избушка! Встань к лесу задом, а ко мне передом!»

 

Повернулась тогда избушка к лесу задом, а к мужику передом. Зашёл мужик в избушку, и видит, что там Баба-Яга находится. И говорит тогда мужик, что привёз ей дочку в услуженье, и просит, чтобы Баба-Яга взяла её к себе. Баба-Яга согласилась, и сказала, что если хорошо ей дочка будет служить, то она её наградит.

Оставил мужик дочку у Бабы-Яги, а сам поехал домой. А Баба-Яга дала дочке пряжи с короб, а также велела истопить печку и всего припасти, после чего Баба-Яга улетела с ступе по делам.

И вот, девушка начала хлопотать у печи, а сама при этом горько плакать. Выбежали тогда мышки, и сказали они ей: «Девица, девица, что ты плачешь? Дай кашки, мы тебе добренькое скажем.»

Дала им девица кашки, и сказали тогда ей мышки, чтобы она на всякое веретёнце по ниточке напряла.

Прилетела когда Баба-Яга обратно, смотрит, а у девушки всё готово. Похвалила её Баба-Яга, надавала ей всяких разных нарядов.

Но на следующий день Баба-Яга опять дала девице задачу, да ещё сложнее прежней, а сама улетела в лес.

Опять девушка начала плакать, и опять выбежали мышки. Снова мышки попросили кашки, дала она им кашки, и мышки снова научили её, что и как надо делать. Когда Баба-Яга вернулась, она опять похвалила девушку, и дала ей ещё больше нарядов.

Так прошло некоторое время. И вот решила мачеха послать мужа проведать, жива ли там его дочь, или нет. Вот поехал мужик за дочкой, подъехал к избушке на курьих ножках, зашёл внутрь. И видит, что его дочка богатая-пребогатая стала. Забрал мужик дочку со всем её нажитым добром, и поехали они обратно домой.

Когда они подъезжали к своей деревне, у них дома собака начала лаять: «Гав, гав, гав! Барыню везут, барыню везут!»

Мачеха начала на собаку ругаться, чтобы та говорила, что не барыню везут, а косточки в коробе гремят. Но собака упорно продолжала твердить своё. И вот, когда въехали мужик с дочкой во двор, мачеха прямо ахнула – такая стала падчерица её нарядная, да красивая.

Позавидовала этому мачеха. И стала гнать мужа в лес, что он и её дочку туда же отвёз. И вот, отвёз мужик другую дочку к избушке на курьях ножках и тоже отдал её Бабе-Яге в услужение. Взяла в услужение её Баба-Яга, и задала она второй дочке ту же работу, что и первой, а сама улетела в ступе по делам.

А вторая дочка с досады аж плачет, говоря, что не за тем её матушка послала в лес, чтобы она у печи и над пряжей трудились.

Появились мышки, и спрашивают они у неё: «Девица, девица! О чём ты плачешь?»

Но не дала им вторая дочка договорить, а начала гонять их по избе. Так она с ними и провозилась, что и не заметила, как время прошло. И вот, вернулась Баба-Яга, смотрит, а дела-то не сделаны. Она очень рассердилась на вторую дочку, и легла она спать голодной.

На следующий день история повторилась – Баба-Яга улетела по делам в ступе, дав девице задания. Но когда Баба-Яга вернулась, девица вновь задания не сделала. Совсем тогда рассердилась на неё Баба-Яга, изломала её, а косточки в короб сложила.

И вот, через некоторое время, послала мачеха мужа, уже за своей дочкой. Поехал мужик в лес, зашёл в избушку на курьих ножках, но нашёл он там лишь короб с косточками.

Положил он короб с косточками к себе в телегу, поехал домой. И когда он подъезжал к своей деревне, собака у них дома начала лаять: «Гав, гав, гав! В коробе косточки гремят!»

Мачеха начала на собаку ругаться, чтобы та говорила, что не косточки в коробе гремят, а барыню везут. Но собака упорно продолжала твердить своё. И вот, когда въехал мужик с дочкой во двор, мачеха увидела в телеге не свою дочку, а короб с косточками.

 

Баган

Баган – в славянской мифологии покровитель домашнего рогатого скота, который часто считался одной из разновидностью дворового, исполняющим часть его функций. Баган покровительствовал животным, охранял их от болезней. Однако, в то же время багана было лучше не злить, потому что он мог истребить молодую скотину или же сделать самок бесплодными.

В некоторых областях, для багана в хлевах даже делали маленькие ясли, которые наполняли сеном. Иногда сеном из яслей багана кормили отелившуюся корову.

Багник (болотняник, болотяник)

Багник (болотняник, болотяник) – в славянской мифологии, имя персонажа, обитающего в торфяном болоте багне.

Также, дух болота, пугающий людей, идущих через болото, различными звуками, вздохами, причмокиваниями. Мог подстроить ловушки – зелёную траву или корягу, под которыми на самом деле находилась трясина. Изображался в образе седого старика с желтоватым лицом.

Баенная бабушка

Баенная бабушка – в славянской мифологии хозяйка бани, положительно относящаяся к людям и помогающая рожаницам.

Баечник (перебаечник)

Баечник (перебаечник) – в славянской мифологии злой домашний дух, который появлялся только по ночам, и который не любил, когда за ним наблюдали. Считалось, что после страшных разговоров или после страшных историй, можно было услышать тихий плач и глухие стоны баечника.

Разговаривать с баечником не советовалось – считалось, что после этого можно сильно заболеть.

Изображался баечник в образе маленького и неповоротливого старичка.

Банник (лазник, баенник)

Банник (лазник, баенник) – в славянской мифологии дух, покровитель бани.

Раньше баня была неотъемливой частью хозяйства. Её часто топили, лечили в ней больных горячим паром, но в то же время, несмотря на всю свою важность в жизни людей того времени, баню ещё и побаивались. Потому что несмотря ни на что, он считалась нечистым местом, и на том месте, где когда-то стояла баня, даже нельзя было потом строить дом. А в бане обитал банник, за печкой или же под полком, на котором парились.

Как правило, был невидимым.

Часто банник был недружелюбен по отношению к людям, особенно пьющих. Живёт всегда в нетоплёной бане. Если баню натопить, то пар ненадолго выгонит банника.

Если банник рассердится на человека, то он мог забросать человека горячими камнями, ошпарить кипятком или даже задушить паром.

Считалось, что банник мог убить человека, который моется в бане в неположенное время, после полуночи. Сначала банник усыплял человека, а потом загонял ему в грудную клетку горячий воздух через рот.

Некоторые умелые люди выгоняли его банным веником. Также, советовалось, если что случилось, убегать задом наперёд.

А чтобы добиться расположения банника, по поверьям считалось, что для него нужно было оставить в бане метлу, кусок мыла и воду на дне лохани. Также, в давние времена в жертву ему приносили чёрную курицу.

Также нельзя было ходить в баню «в четвёртый пар», потому что, как считалось, после того, как помоются люди, наступала очередь банника, домовых, русалок и чертей. Поэтому баннику оставляли мочалку, кусок мыла и воду в лохани.

Несмотря на то, что банник обычно был невидимым, всё равно, изображался, как правило, в образе небольшого нагого человечка с радужными глазами. Иногда, по другим источникам мог представать перед людьми в образе мохнатого мужика с длинными волосами и железными когтями. Также, он мог принимать обличье собаки, кошки, лягушки, веника или же даже угля.

Также, в баню ходили гадать девушки на Святки. Нужно было просунуть в дверь голую спину или руку. Если банник ударит её когтистой лапой, то это предвещало беду. А вот если банник погладит её мохнатой лапкой, то это наоборот, к счастью.

Банница (баенница, обдериха)

Банница (баенница, обдериха) – в славянской мифологии считалась хозяйкой бани. Часто изображалась агрессивно относящейся к людям.

Беда

Беда – в славянской мифологии персонаж, представляющий собой олицетворение несчастной судьбы. Также, Беда это существо, которому известно о людях, которые обречены на несчастье с самого рождения. Беда к таким людям шла навстречу или даже гонялась за ними.

Белун

Белун – в мифологии дух жатвы, который помогал жать, помогал заблудившимся выйти из лесу, и награждал золотом тех, кто ему услужит. Изображался в образе старика, облачённого в белые одежды, со светлой бородой, немножко глухим. Также, за ним летали пчёлы, на плечи часто садились птицы, а у ног скакали зайчата.

Берегини

Берегини – в славянской мифологии женские персонажи, с неясными функциями. Существует предположение, что возможно, они были связаны с растительными культурами, и что они также могли являться олицетворением лихорадки.

По другим источникам, это были воздушные девы, которые защищали людей от упырей. Также, славяне считали, что берегини жили у дома и оберегали его жильцов от различных злых духов.

Обитали берегини в воде, но иногда выходили на поверхность.

Изображались в образе привлекательных созданий, которые часто пели песни, а в начале лета, при луне водили хороводы на берегах водоёмов. Там где бегали и веселились берегини, как считалось, трава росла гуще, а полях урожай становился богаче.

По некоторым источникам у берегинь были волшебные гребни, и когда берегини расчёсывали ими волосы, то с волос струилась вода. Если также по некоторым источникам считалось, что если волосы берегини высохнут, то она умрёт. Поэтому берегини не отходили далеко от берега.

 

Бес

Бес – в мифологии так называли злого духа, враждебного людям. Обобщённое название злых духов. Изображались в образе безобразных рогатых и косматых созданий, со свиными рылами, длинными ушами и хвостами. Обладали способностью быстро перемещаться в пространстве и превращаться в различные неодушевлённые предметы. Могли сбить с пути одинокого путника, толкнуть в прорубь, пугать коней.

В более ранний период, «Бес» было одним из названий Чернобога.

Блуждающие огни

Блуждающие огни – по некоторым мифам это светящиеся на могилах и на болотах огни, которые являются душами умерших неестественной смертью (утопленников, убитых и т. д.).

Бесицы-трясавицы

Бесицы-трясавицы – отрицательные духи, вызывающие болезни. Сначала так называли только лихорадку, но в более поздний период так стали называть и другие болезни.

Изображались бесицы-трясавицы в образе нагих женщин с крыльями.

Богинки

Богинки – западнославянские мифологические персонажи, обитали в пещерах, болотах и прудах. Похищали и подменяли детей. Как правило, появлялись ночью в ненастье.

По поверьям, богинками становились убийцы детей, умершие рожаницы или самоубийцы.

Изображались в образе старых женщин, хромых и безобразных, с большой головой, отвисшей грудью, вздутым животом, кривыми ногами и чёрными клыкастыми зубами.

Могли также являться в образе лягушек, собак или кошек, а также в образе тени, но чаще всего, оставались для людей невидимыми.

Богатыри

Богатыри – люди, которые обладали великой силой. Иногда их считали полубогами. Также, среди богатырей были волоты – исполины огромного роста и обладающие огромной силой, а также обладающие даром неуязвимости.

 

Боли-бошка

Боли-бошка – в мифологии дух леса, который обитал в ягодных местах. Часто прикидывался старичком, выходил навстречу, и просил помочь ему найти потерянную сумку (или что-нибудь ещё). Но хоть он просил и долго, на его уговоры поддаваться было нельзя. Только стоило начать искать, наклоняться, как боли-бошка вскакивал на шею, стягивал голову петлёй, и начинал водить человека по лесу. Голова у человека начинала болеть, он блудился и пропадал.

Изображался в образе старичка, большеголового и неуклюжего, в заплатанной одежде.

Болотник

Болотник – в славянской мифологии так звали хозяина болота, который мог затянуть людей в трясину.

Болотница

Болотница – в славянской мифологии так звали деву-утопленицу, обитающую в болоте. Завлекала к себе людей, чтобы защекотать до смерти и утопить их в болоте. Также, болотницы могли насылать на поля сильные бури и дожди, сильный град.

Изображалась в образе нагой бледной и зеленоглазой девушки, с растрёпанными волосами.

Большачок

Большачок – в славянских мифах нечистая сила в образе змеи, которая могла приносить своему хозяину-колдуну богатство.

Боровик

Боровик – в славянской мифологии так могли называть лешего, а также, так называли мифологического хозяина грибов.

Боян

Боян – в мифах и преданиях, поэт-певец древних славян. От него идёт начало сложения былин, устного поэтического творчества.

Воспевал мудрость и подвиги князей, но в тоже время, в качестве поучения следующим поколениям рассказывал о распрях, неразумных правителях, изменах, и о том, к каким последствиям всё это приводило.

Как считалось, прародителем Бояна был бог Велес, поэтому Боян мог понимать птиц и зверей. Также, Боян мог слышать пророчества птицы Гамаюн.

Также считалась, что струны его гуслей были живыми, а его персты были вещими.

 

Бродницы

Бродницы – в славянской мифологии так называли духов, охраняющих броды. Бродницы жили с бобрами в тихих заводях. Они оберегали броды, сделанные из хвороста, когда нужно поправляли их. Если тайком подбирался враг, то бродницы разрушали броды, тем самым, направляя неприятеля в топи или омуты.

Изображались в образе девушек с длинными волосами.

Буян

Буян – в славянских мифах, название мифического острова, фигурирующего в сказках и заговорах. Находился Буян в море, на нём были спрятаны волшебные предметы, которые помогали героям в борьбе со злом.

Также именно на острове Буяне находится мистический камень Алатырь.

Ведогонь

Ведогонь – так в славянской мифологии называли духа спящего человека или зверя. Как считалось, ведогонь появлялся в основном осенью, когда летают паутинки. В некоторых версиях, ведогонь и был паутинкой.

Ведогони во время сна помогали человеку сочинять и творить. Однако, у них был драчливый и задиристый характер, и задев друг друга, они могли устроить драку, из-за чего человек мог умереть.

Также, ведогони были дружны с дрёмой, которая насылала на человека сон.

Ведьма (босорка, босорканя, ворожка, ворожея, колдунья, труболетка, чаровница)

Ведьма (босорка, босорканя, ворожка, воожея, колдунья, труболетка, чаровница) – как считалось, ведьмы, это женщины, обладающие сверхъестественными демоническими способностями, например, такими как, принимать обличье любого животного, наводить порчу, отбирать молоко у коров и т. д.

Однако, в то же время, ведьмы были способны и на добрые дела. Они могли предсказывать события, которые должны произойти в будущем, знали жертвенные и очистительные обряды, могли целить недуги.

В давние времена считалось, что ведьмы для того, чтобы получить сверхъестественную силу, заключают с нечистой силой договор и продают свою душу.

Также, по некоторым источникам, считалось, что вместе с ведьмой постоянно жил чёрный кот и чёрный петух, а в её избе поселялись летучие мыши.

А три раза в год – на Коляду, при встрече весны и на Купалу, ведьмы собирались на Лысой горе, где они пировали и похвалялись своими подвигами.

Когда же приходила пора ведьмы умирать, она испытывала страшные муки. Это приходила её расплата за её договор с нечистой силой. Как считалось, злые духи проникали в тело ведьмы и мучили её до тех пор, пока она не передаст свои знания кому-нибудь ещё. В этот момент земля начинала сотрясаться, звери выть и гром гремел прямо среди ясного неба. А к дому ведьмы слетались нечистые духи, которые хватали её душу и уносили на тот свет. Часто ведьмы передавали свои способности по наследству – дочерям, от них позже эти способности переходили к внучкам и т. д.

А иногда умирающая ведьма могла передать свои способности по наследству вообще ничего не подозревающему человеку через чашку, моток пряжи, веник или другие какие-нибудь предметы.

На юге ведьм изображали, как правило, в образе женщин привлекательных, часто молодых вдов. А вот на севере ведьм изображали в образе толстых и седых косматых старух, часто имеющих маленький хвостик. Как считалось, ведьмы старели и молодели вместе с месяцем.

По некоторым источникам, ведьмы от обычных женщин отличались тем, что у них маленький хвост, и что они обладали способностью летать. Летали ведьмы обычно на помеле или ступе, иногда на кочерге.

Слово «ведьма» произошло от древнерусского слова «ведь» (знание).

Также, ведьм часто можно встретить в легендах, сказках и преданиях.

Есть одна сказка с участием ведьмы. Повествует эта сказка о том, как один князь женился на прекрасной княжне. Как вскоре после этого, пришлось князю в путь дальний собираться, жену покинуть.

Много грустила и плакала княгиня, а князь, собираясь в путь, велел княгине терема высокого не покидать, с дурными людьми не водиться и худых речей не слушать. И вот, пришло время, князь уехал, а княгиня осталась. Заперлась она и никуда не выходила.

Но вот, однажды, пришла к княгине простая и сердечная с виду женщина. Не знала княгиня, то на самом деле это была злая ведьма, которая задумала её погубить.

И сказала ведьма княгине, что не стоит ей сидеть заперевшись в своём тереме, и что вышла бы княгиня наружу, по саду бы прошлась, тоску бы разогнала бы.

Долго княгиня отговаривалась, но в итоге она всё же решила, что по саду походить не беда, и вышла в сад. А в саду журчит ручей с чистой, хрустальной водой. Ведьма предложила княгине искупаться. Поначалу княгиня отговаривалась, но потому подумала, что искупаться не беда, ничего плохого не случиться. Скинула княгиня сарафан и прыгнула в воду.

И только княгиня в воду окуналась, как ведьма ударила её по спине и сказала: «Плыви ты, белою уточкой.»

И обернулась княгиня в белую уточку, и поплыла она. А ведьма одела сарафан княгини и обернулась ей. И отправилась ведьма в терем, дожидаться князя.

Когда князь вернулся обратно, ведьма радостно его встретила, и он подмены не распознал. А настоящая княгиня, обращённая в белую уточку, тем временем снесла яички, вывела деток – два крепких мальчика и третий мальчик маленький и слабенький, настоящий заморыш. Подросли когда детки, стали они на берег выскакивать и на луг поглядывать. Мать им говорила, чтобы они не ходили туда, но дети не слушали её. Вот поиграют они сначала недалеко, на следующий день подальше отойдут, а ещё на следующий день ещё дальше, и так до тех пор, пока до княжьего двора они не добрались.

А ведьма их тогда чутьём узнала, да обозлилась. Позвала она их, накормила, напоила, да спать уложила. А сама она тем временем велела огонь разжечь, котлы навесить, да ножи наточить.

И вот, два брата легли спать и заснули. А младшего, заморыша, чтобы он не застудился, мать велела носить за пазухой. И тот, который был заморышем, всё не спит. И пришла ведьма к ним ночью, и спрашивает, спят ли детки или нет. И заморыш ведьме отвечает, что они не спят, а думу думают, что хотят их всех порезать, потому что огни горят, котлы висят и ножи точат. И решила так ведьма, что детки не спят.

Через некоторое время, ведьма вновь пришла к деткам, и вновь спрашивает, спят они или же нет. И вновь заморыш отвечает, что они не спят, а думу думают, что хотят их всех порезать, потому что огни горят, котлы висят и ножи точат. И тут ведьма решила, что это один и тот же голос отвечает ей. Отворила она дверь, и видит, что оба брат спят крепким сном. И тогда ведьма взяла мёртвую руку, взятую от покойника с кладбища, обвела этой рукой вокруг детей, и они умерли.

А утром белая уточка начала звать деток, а они всё не откликаются и не откликаются. Почувствовала тогда уточка что-то неладное, и полетела она на княжий двор. И увидела она на княжьем дворе мёртвых братцев. Бросилась к ним уточка, обхватила их крылышками, и начала она причитать.

Тут князь услышал, как утка приговаривает, и говорит ведьме, что вот, смотри жена, утка приговаривает. Но ведьма ответила, что это ему примерещилось, и чтобы он велел утку со двора прогнать. И стали тогда слуги утку со двора прогнать пытаться. Но всё бесполезно. Облетит утка вокруг, да опять к деткам причитать, что погубила их ведьма, что обратила ведьма их в белых уточек, отняла у них их отца, а у неё ведьма отняла мужа.

И тогда-то князь приказал, чтобы ему поймали белую уточку. И тогда все бросились ловить белую уточку, но никому на в руки не даётся. И тогда сам князь в сад выше, уточка сама к нему в руки прилетела. И сказал тогда князь: «Стань белая берёза у меня позади, а красная девица впереди!»

И тогда у него позади белая берёза выросла, а красная девица впереди встала. И в девице этой князь узнал свою настоящую жену. Бросились они друг к другу, и рассказала княгиня князю всё, что приключилось.

И стали тогда князь с княгиней думать, как бы им деток оживить. И поймали они сороку, подвязали ей два пузырька. И велели они сороке в один пузырь набрать воды живящей, а в другой говорящей. Сорока слетала и принесла воду. Побрызгали деток водой живящей, они ожили, а побрызгали водой говорящей, они заговорили. И стала семья князя жить-поживать.

А ведьму привязали к лошадиным хвостам, размыкали по полю. Птицы её мясо склевали, ветры её кости разметали. И так от ведьмы не осталось ни следа, ни памяти.

Ведьмак (босоркун, колдун, ворожбит, порченик, труболет, чаровник, чародейник, чародей, ведун, чернокнижник)

Ведьмак (босоркун, колдун, ворожбит, порченик, труболет, чаровник, чародейник, чародей, ведун, чернокнижник) – как считалось, ведьмак, это такой человек, который обладает сверхъестественными способностями, обладает способностью оборачиваться в любое животное, а также наводить порчу на скот и людей. Также, ведьмаки обладали способностью влиять на явления природы.

Также, считалось, что колдун не мог покинуть этот мир, пока не передаст свою силу кому-нибудь из наследников. Свою силу он начинал навязывать хитростью кому только сможет. Тот человек, которому колдун навязал свою силу хитростью, против воли, считался невольным колдуном.

Обычно, считалось, что ведьмаки это старые, безродные и холостые люди, которые днем, как правило спят, а по ночам выходят наружу в одном и том же овчинном полушубке, подпоясанном кушаком.

Вештица (вещица)

Вештица (вещица) – так называли ведьм, которые, как считалось принимали облик сороки и вынимали младенцев из утроб их матерей.

Вий

Вий – в мифологии очень сильный представитель нечистой силы, который обитает под землёй. По некоторым источникам, он был родственным подземному царю Нияну.

Изображался Вий в образе существа косолапого, в земле, ходил тяжело, веки у него были длинные, доставали до самой земли. Сам Вий поднять свои веки не мог, и, как правило, это за него делали летучие мыши. Появлялся он обычно в тех случаях, когда другая нечисть не могла справиться своими силами.

Вилы

Вилы – в южнославянской мифологии духи воды, в образе женщин, схожие с русалками. Также, женские духи, в образе красивых крылатых девушек, иногда с лошадиными или ослиными ногами. Одеваются они в волшебные платья, и подчиняются тому, кто это платье у них сможет отнять. Помимо этого, вилы владеют озерами и колодцами, и обладают способностью «запирать воды». К людям дружелюбны, могут лечить или предсказывать будущее. Однако, если их разгневать, то способны убить одним только взглядом.

Вирник

Вирник – в славянской мифологии так называли водяного, живущего в водовороте.

Витреница

Витреница – в славянской мифологии женский персонаж, который обменивал детей.

Витряник (босоркун)

Витряник (босоркун) – в мифах горный дух, который обладал способностью поднимать сильный ветер, вызывать засуху, насылать болезни на людей и животных. Также, летал невидимым вместе с ветром.

Водяниха

Водяниха – в славянской мифологии, так иногда называли русалку, а также жену водяного.

Водяница

Водяница – в славянской мифологии жена водяного. Также, иногда её называли шутихой или шутовкой. Как правило, водяницы предпочитали обитать в лесных и мельничных омутах.

Иногда водяницы доставляли мелкие неприятности людям, когда плескаясь в воде, они играли с бегущими волнами, они могли порвать сети.

Водяной (топельник, водовик, водяник)

Водяной (топельник, водовик, водяник) – в славянской мифологии, дух покровитель и хозяин рек и водоёмов. Часто сидел на коряге и звонко хлопал по воде. Иногда выступает в образе злого существа, которое могло затащить людей в воду. Порой, чтобы затащить в воду человека, он даже принимал обличье крупной рыбы или даже ребёнка.

Над теми людьми, которым было судьбой определено утонуть, водяной получал мистическую таинственную власть, и уйти от неё никак было нельзя.

А топить водяной особенно любил неосторожных купальщиков. И напугать он их мог и утопить. Особенно, если человек купался после заката.

Также, водяной часто рвал сети у рыбаков, уводил от них рыбу. А иногда он даже мог устраивать наводнения.

В воде водяного одолеть было невозможно, но на земле он был слабее. В реках и водоёмах все рыбы были подвластны водяному, и успех рыбалки зависел от него.

Как считалось, летом водяной бодрствовал, а зимой он спал, потому что в холод водоёмы затягивало льдами. Но с приходом весны, водяной вновь пробуждался. После пробуждения он был голодным и сердитым, и чтобы его задобрить в древние времена ему приносили жертву, часто в качестве жертвы ему приносили гусей.

Водяной очень любил уважительное отношение, любил, чтобы ему делали подарки и угощали. И чтобы его задобрить, рыбаки отпускали часть первого улова обратно в воду.

 

Водяной всегда изображался голым, в чёрной чешуе, с длинными зелёными волосами и бородой. Также, часто водяной был обмотан и подпоясан тиной. Вместо рук у водяного были лапы с перепонками, хвост рыбы и горящие глаза. Также, он принять обличье старика с длинной бородой и зелёными усами, всего окутанного тиной.

Волколак (волкодлак, оборотень)

Волколак (волкодлак, оборотень) – в славянской мифологии колдун-оборотень, обладающий способность принимать обличье волка, иногда медведя.

Во время зимнего солнцестояния, в тех племенах, где поклонялись волкам, мужчины одевали шкуры волков, что являлось символом превращения в волка.

Волосыни

Волосыни – в мифологии так называли образ созвездия Плеяд. Как считалось по преданиям, женщины одного рода во время нападения врага, чтобы не быть пленёнными, превратились в «небесное стадо».

Также, Волосыни это жёны бога Волоса.

Волоты

Волоты – в мифах гигантские создания, великаны. По преданьям, они обитали в непреступных горах или дремучих лесах. Обладали огромной силой.

Волчий пастырь

Волчий пастырь – в преданьях это существо, которое гнало волков туда, где происходила кровавая бойня между людьми.

Изображали волчьего пастыря в образе мохнатого козлоного создания с кровавой плетью в руках.

Волх (Вольга)

Волх (Вольга) – в мифологии славян персонаж, который обладал способностью перевоплощаться в птиц и животных, а также в неодушевлённые предметы.

Волхвы

Волхвы – служители языческих дохристианских культов, предсказатели, чародеи, исполнители воли богов, посредники между небесами и землёй.

Позже, после принятия христианства, волхвы преследовались, так как поклонялись языческим божествам.

Слово волхв является древним термином, который встречается в таких древних источниках, как церковнославянские и древнерусские тексты, включая летописи. Также, этим словом продолжали пользоваться и в более поздний период для обозначения волшебников и магов вообще.

Воструха

Воструха – в славянской мифологии персонаж, который когда-то исполнял функции и обязанности, сходные с функциями и обязанностями домового. Обитал воструха, как правило, за печкой, рядом с человеком. Его главной задачей было оберегать всё, что есть в доме и покровительствовать дому.

Встречник

Встречник – в мифах вихрь, который носился по дорогам, и в которым по преданьям ведьма с чертом праздновали свадьбу. Обычно встречник утаскивал души преступников, но мог также и утащить неосторожного прохожего.

Также, считалось, что если при виде встречника человек не испугается его, и не испугавшись бросит нож в вихрь, то тогда встречник обретал плоть и начинал служить человеку.

Гамаюн

Гамаюн – сказочная райская птица, вещая птица. Вестник богов, птица, поющая людям божественные песни и открывающая завесу будущего тем, кто может слышать тайное. Также, считалось, что Гамаюн знает всё на свете, в том числе ей известно о происхождении земли и неба, богов, людей, чудовищ, птиц и зверей.

А когда летит Гамаюн, то с солнечного восхода приходит смертоносная буря.

По преданиям птица Гамаюн жила в море.

Изображалась в образе птицы с лицом и грудью женщины, а иногда и просто как большую птицу. Также, считалось, что если птица Гамаюн кричит, то это предвещает счастье.

Гарцуки

Гарцуки – в славянских мифах духи, которые обитали в горах и были подвластны богу грома Перуну. Гарцуки могли принимать обличье хищных птиц, и быстрыми взмахами своих крыльев они порождали бури.

Гнетка (гнетко, гнетяница)

Гнетка (гнетко, гнетяница) – в мифологии славян так звали домового, который давил по ночам человека.

Громовник

Громовник – в мифах и преданьях это воплощение всех небесных сил, но в первую очередь воплощение грома, молнии, грозы. Сначала его называли Сварогом, позже, в более поздний период, эти функции перешли к богу Перуну. А в ещё более поздний период с принятием христианства, часть этих функций перешла на пророка Илью.

Гуменник (огуменник)

Гуменник (огуменник) – в славянской мифологии название хозяина гумна (гумно – место, где молотят, а также это сарай для жатого хлеба). Он помогал молотить зерно. Если хозяева были хорошими и прилежными, то гуменник даже мог совершить чудо – однажды утром на гумне хозяева вдруг могли обнаружить кучи зерна, которых до этого у них не было.

Гуменник считался самым злым помощником дворового. Гуменник часто наказывал тех, кто ходил по ночам за соломой на гумно.

Двоедушник

Двоедушник – в мифологии существо, которое совмещает в себе сразу две души – душу человека и душу человеческую. Как правило, двоедушник днём вёл себя как самый обычный человек, но ночью он засыпал настолько глубоким и крепким сном, что разбудить его было невозможно, и начинал бродить вне своего тела в образе пса, зайца, коня и т. д.

Также считалось, что после смерти чистая душа двоедушника спокойно отправлялась на тот свет, тогда как его демоническая душа превращалась в упыря.

Дворовой

Дворовой – в славянской мифологии, дух, чем-то похожий на домового, но только свои функции он выполнял не в доме, а был духом покровителем двора, мог ухаживать за скотом. В то же время, по отношению к хозяину двора мог выступать в качестве злого духа. Не любил дворовой также белых кошек, белых собак и сивых лошадей.

Лучше с дворовым было дружить. Для того, чтобы поддерживать с дворовым хорошие отношения, нужно было просто ему потакать – не держать дома белых кошек, белых собак и сивых лошадей, которых дворовой не любил. Если всё же получалось так, что покупки сивого коня никак нельзя было избежать, то такого коня вводили во двор особым способом. Если новый конь приходился по нраву дворому, то дворовой этого коня холил и очень заботился. А вот если конь дворовому приходился не по нраву, то он мог загонять его до смерти ночью.

А вот чтобы от дворового уберечь новорожденных телят и овец, их уносили в избу, где проводили особые обряды, чтобы новорожденные звери стали «своими» и дворовой их не трогал. После проведения обряда дворовой начинал заботится о них.

Изображался, как правило, похожим на домового и мохнатым. Дары дворовому приносили на железных вилах в ясли.

 

Деды (Дзяды)

Деды (Дзяды) – в восточнославянской мифологии духи предков.

Изображали дедов в виде «болванов» с лучиной.

По другим источникам, дед это дух-покровитель всех кладов. Как считалось по поверьям, глаза деда светились в темноте. Поэтому, в давние времена люди верили, что если в тёмном лесу неожиданно где-то огоньки завиднеются, то это глаза деда, который находится недалеко от клада.

Денница

Денница – в славянской мифологии образ полуденной зари (или полуденной звезды). Денница была сестрой солнца, по некоторым преданиям его матерью или его дочерью. Также она была возлюбленной месяца. Но солнце ревновал Денницу к месяцу и потому не позволял им встречаться.

Денница предвещала восход солнца, вела его по небу. А ночью Денница светила ярче всех, помола месяцу.

Див

Див – в восточнославянской мифологии демоническое существо, обитающее в лесу, как правило, на верхушках деревьев.

По ночам див спускался вниз и пугал запоздалых путников своими резкими криками и своим страшным видом.

По смыслу во многих источников, Див являлся божеством страха и смерти.

Также, по ещё одним источникам дивы имели образ человека-вихря, который сверкал, словно молния и внезапно мог появиться на пути войска, которое отправлялось в поход или шло в бой, после чего начинал выкрикивать пророчества. Пророчества могли быть как благоприятные, так и отрицательные.

Дикарь

Дикарь – в славянской мифологии, так называли человека, проклятого родителями.

Доля

Доля – в мифологии славян, так называли олицетворение судьбы, счастья, духа-покровителя человека, который посылал человеку богатство и удачу. Доля не могла устоять на месте, она постоянно ходит по всему свету. Не любит ленивых, выпивох, плохих и нерадивых людей.

Изображать Долю могли как в образе юноши, так и в образе девушки.

 





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...