Главная Обратная связь

Дисциплины:






I ----- II ----- III ----------- IV ----- V ----- VI ----- VII --------- I



Экзаменационные требования

по предмету «Теория музыки»

Переводной экзамен

Лад. Ступени лада. Мажор, минор.

Лад- это система взаимосвязей между устойчивыми и неустойчивыми ступенями, которая имеет опорный (основной) звук, называемый тоникой.

Ступени- это звуки лада. Тяготение (притяжение) ступеней лада - это и есть их взаимосвязь, где тоника - это «центр притяжения».

Тоника – самая устойчивая ступень лада - (I) ступень.

Устойчивыми (опорными)ступенямив ладу являются первая (I), третья (III) и пятая (V) ступени. Устойчивые ступени образуют тоническое трезвучие.

Неустойчивымив ладу являются седьмая (VII), вторая (II) , четвёртая (IV) и шестая (VI) ступени. Неустойчивые ступени стремятся к устойчивым.

Момент перехода неустойчивой ступени в устойчивую называется разрешением. Неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые в таком порядке:

II ступень разрешается в I-ю,

IV-ая – в III-ю,

VI-ая – в V-ю и

VII-ая – в I-ю.

 

Ступени, окружающие тонику с двух сторон называются вводнымиступенями (это VII и II ступени). Они называются так потому, что при разрешении переходят («вводят») в тонику.

Главные ступенями ладаназывают I, IV и V ступени, поскольку они являются основными тонами главных трезвучий лада: тонического (I), субдоминантового (IV) и доминантового (V).

Название тоника имеет как I ступень лада, так и трезвучие, имеющее основанием I ступень.

Название субдоминантаимеет и IV ступень, и трезвучие, имеющее основанием IV ступень.

Название доминанта имеет и V ступень, и трезвучие, имеющее

основанием V ступень.

 

Мажор и минор -основные лады.

Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называетсямажорным.

Лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие, называется минорным.

III ступень - «краска» лада, она окрашивает мажор - в светлые тона,

минор - в темные тона.

В мажоре III ступень - высокая (I и III ступени образуют интервал большую терцию).

В миноре III ступень - низкая (I и III ступени образуют интервал малую терцию).

 

Лад. Мажор. Виды мажора.

 

Лад- это система взаимосвязей между устойчивыми и неустойчивыми ступенями, которая имеет опорный (основной) звук, называемый тоникой.

В музыке встречаются разнообразные лады.

Лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие, называетсямажорным.

Наряду с натуральными видами мажора и минора, существуют гармонические и мелодическиевиды.

Как известно, ступени гаммы образуют последовательность секунд.

Мажорная гамма со следующим порядком расположения секунд, называется натуральным мажором:



б2-б2-м2-б2-б2-б2-м2

Строение мажорной гаммы:

 

I ----- II ----- III ----------- IV ----- V ----- VI ----- VII --------- I

тон тон полутон тон тон тон полутон

Натуральный мажор – это диатонический лад, т.к. ступени в нём не изменяются. Он звучит в соответствии с ключевыми знаками.

Гармонический мажор – это мажор с пониженной VI ступенью. Понижение VI ступени усиливает её тяготение в устойчивую V ступень.

В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие становится минорным.

При таком изменении ступеней верхний тетрахорд гармонического мажора совпадает по звучанию с верхним тетрахордом одноимённого гармонического минора.

Мелодический мажор –в восходящем движении совпадает со звукорядом натурального мажора, в нисходящем движении – понижаются VI и VII ступени.

При таком изменении ступеней верхний тетрахорд мелодического мажора совпадает по звучанию с верхним тетрахордом одноимённого мелодического минора (в восходящем и нисходящем движении).





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...