Главная Обратная связь

Дисциплины:






Военный реквием» ор.66, 1961г.



Вершина зрелого творческого периода 60х гг.

Реквием – заупокойная месса – имеет давние традиции. К жанру обращались Моцарт, Верди, Брамс.

Создавался к празднеству по случаю освящения Собора св.Михаила в Ковентри в мае 1962г. Собор – памятник жертвам Второй Мировой войны. Реквием посвящен памяти четырех погибших друзей композитора. Текст – католическая заупокойная месса (традиция) плюс 9 стихотворений У. Оуэна, погибшего в Первой Мировой войне (новаторство). Раскрывается идея гуманизма, чудовищность и бессмысленность войны.

Грандиозный замысел вызвал обращение к огромному исполнительскому составу:

- большой симфонический оркестр, смешанный хор, сопрано соло – литургическая сфера.

- камерный оркестр, тенор и баритон соло – военная сфера.

- орган и дисканты ( детский хор) – небесный мир.

Использует акустический эффект: передний план – «военный» драматургический пласт, средний – месса, верхний – детский хор (обязательная расстановка, отмеченная в партитуре).

1 часть – пролог. «Requiem aeternam» – «Вечный покой» – экспозиция всех трех планов. Господствует образ траурного шествия (месса). Удары колокола и псалмодийная речитация. Ось мелодического развертывания – тритон. Выразительные скачки образуют интонации вопроса. «Te decet hymnus» – «Тебе гимны поем» – детский хор просветляет колорит. Военный эпизод – траурное шествие превращается в экспрессивный марш. Завершает часть хорал «Kyrie eleison» – «Господи, помилуй».

2 часть. «Dies irae» – «День гнева» – самая монументальная и действенная часть цикла. Сложная трехчастная форма с чертами рондо. Многократное чередование литургического и реального планов. Трансформация тем: военные кличи превращаются в пасторальные зовы. Резкий контраст – солдатская песня. «Recordare» - «Припомни» - кантилена, светлая лирика. «Contutatic» - «Суд изрекши» - грозная скороговорка басов и жалобные стоны теноров. «Lacrymosa» - «Слезный день настанет» - голос из глубины «кровоточащего сердца».

3,4 и 5 части – внутренний цикл – горестное раздумье по поводу страшных бедствий войны. 3 часть «Offertorium» - «Приношение» - сопоставление Библейской легенды о жертвоприношении Авраама и стихотворения Оуэна, где Авраам убивает сына из тщеславия. 4 часть «Sanctus» - «Свят» - лирический план, торжественное восхваление Бога и раздумье о его бессилии. Возвращается звон колокола, интонации тритона. 5 часть «Agnus dei» - «Агнец Божий» - тихая печаль и утешение.

6 часть «Libera me» - «Избавь меня». Использует жанр колыбельной как песни смерти.

«Военный реквием» вобрал в себе черты симфонического, камерного и оперного творчества композитора, отразил многие тенденции современного искусства: возрождение старых ритуальных форм, интерес к вечным сюжетам, параллели с современностью. Реквием трактуется как «обобщение через жанр»: поднимает антивоенную тему до общезначимого, общечеловеческого звучания. Обращение к живущим о их дальнейшей судьбе на земле.

Литература по теме:

1. Английский Орфей // Сто композиторов ХХ века. – Челябинск: «Урал ЛТД», 1999. – С. 24 – 25.

2. Ковнатская Л. Г. Бенджамин Бриттен – М., 1974

3. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебное пособие. – М., 2000. – Вып. 7. – С. 65 – 140.

4. Энтелис А. Силуэты композиторов ХХ века. – 2-е изд., доп. – Л., 1975. – С. 136 – 145.





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...