Главная Обратная связь

Дисциплины:






Становление христианства



 

Христианство (от греч. Christos – «помазанник», «мессия») – монотеистическая религия, возникшая около двух тысячелетий назад в Палестине. Вместе с исламом и буддизмом христианство входит в число трех мировых религий, объединяя более двух миллиардов последователей по всей Земле.

 

Историческая обстановка в эпоху возникновения христианства.Зарождение христианства приходится на времена, когда Римской империи принадлежала власть над всем Средиземноморьем. В состав огромной империи входили страны и города, имевшие древнюю историю и богатое культурное наследие.

Рим уничтожил политическую самостоятельность множества народов и государств, установив жесткий гнет над захваченными землями. Римские наместники разграбили богатства народов, ввели свои порядки, отвергнув самобытные жизненные устои и прежние традиции. Власть имущие погрязли в роскоши и разврате, в то время как простые люди изнывали под тяжестью налогового бремени и суровостью законов. В среде покоренных народов нарастало недовольство установленными завоевателями порядками.

Основой общественного устройства Римской империи было рабовладение. На рабском труде покоились богатство и мощь власти правителей. Однако труд рабов был неэффективным, и государство постепенно пришло к экономическому застою. Рабы, недовольные своим жалким положением, были одной из угроз государству. Решить проблемы власть имущие пытались с помощью силы и угроз. Однако меры устрашения не могли в корне переломить ситуацию.

Римская империя переживала и духовно-нравственный кризис. Настроения недовольства и безысходности господствовали в обществе. Свидетельством этому может послужить и одно их произведений эпохи раннего христианства – Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), датируемый I в. н. э. Автор этого текста обличает разврат и падение нравов в Риме, который называет «великой блудницей». В своих пророчествах Иоанн Богослов предрекает Риму скорое и бесславное падение. «Время близко!» – восклицает он, ожидая Божьей кары.

В религиозном отношении эта эпоха отличалась крайней неоднородностью. Культ римских богов соседствовал с разнообразными верованиями земель, которые входили в состав империи. Частью религиозного культа стало почитание императора, власть которого была обожествлена. При этом в обществе господствовало скептическое отношение к старым греко-римским верованиям.

О настроениях людей в эти времена можно узнать из трактата «О природе богов», написанного знаменитым римским мыслителем и оратором Цицероном. В произведении излагается спор трех философов о природе религии, обрядах и о самих богах. Так, один из участников спора, хоть и признает существование бессмертных богов, но отвергает их участие в человеческих делах, соответственно, не признавая реальной роли религии в жизни общества. Второй философ, напротив, заявляет, что устройство мироздания подчиняется воле божественного разума, создавшего все для блага каждого человека. Третий спорщик полагает, что ради сохранения общественных устоев надо поддерживать веру в богов среди простых людей, однако признает, что у образованных людей есть основания сомневаться в существовании высших сил: «Много ведь попадается такого и смущает так, что иногда кажется, что совершенно нет таких богов». Эту точку зрения разделяет и сам Цицерон, не видевший убедительных доказательств божественного участия в земной жизни.



Прохладное отношение к собственным богам у римлян соседствовало с оккультизмом, распространением мистических настроений и темных суеверий. Люди поклонялись бесчисленному множеству богов, демонов и духов. Широко распространился интерес к культам, пришедшим с Востока (из Египта, Финикии и Передней Азии). Мистерии, таинственные обряды восточных религий привлекали своей необычностью и иллюзией единения с высшими силами. Некоторые из них содержали идеи потустороннего воздаяния и возмездия, отражая этим жажду социальной справедливости на Земле.

Носителями идеи монотеизма были проживавшие в Палестине иудеи. Они сохраняли верность своему учению о едином Боге, сотворившем Вселенную и установившем законы, которым подвластны природа и люди.

Таким образом, обстановка общественного и нравственного кризиса требовала ответа на злободневные вопросы. Разочарование в старых богах сопровождалось деградацией демократических учреждений. В духовной сфере сложилась неопределенная ситуация, связанная с кризисом старых верований и наступлением эпохи мистерий и оккультизма. Жизнь сама требовала прихода новых идей.

 

Иисус Христос.О земной жизни основоположника христианства мы узнаем из Нового завета, прежде всего из Евангелий. Слово «Евангелие» переводится как «Благая весть», то есть весть о приходе мессии – Иисуса.

Имя Иисус (греческий вариант еврейского имени Иешуа) переводится как «Спаситель», а Христос (переведенное на греческий язык арамейское слово «мешийа») означает «мессия», «помазанник», то есть «обещанный», «искупитель».

В Евангелиях Иисус Христос предстает как необыкновенная личность – воплотившийся Бог, Сын Божий, спаситель мира, ценой собственной жизни искупивший грехи человечества. Земной путь Иисуса, начиная от чудесного рождения и завершая воскресением и вознесением на небеса, полон удивительными событиями.

Как и было предсказано в Ветхом завете, Иисус появляется на свет в городе Вифлееме в царствование Ирода Великого, получившего власть над Иудеей от римского императора Августа. Мессия родился в семье плотника Иосифа, потомка знаменитого царя Давида, и девы Марии. Иосиф был глубоким старцем, который был хранителем чистоты девы Марии, являясь в глазах окружающих как бы ее мужем. Христиане верят, что младенец был непорочно зачат от Святого Духа, а его рождение было предсказано Марии явившимся свыше ангелом. Это событие было названо Благовещением.

Когда Мария ожидала ребенка, римский император повелел провести перепись своих подданных. Было приказано всем явиться туда, откуда исходит их род. Мария и Иосиф отправились в Вифлеем, город, откуда исходит род царя Давида и, соответственно, Иосифа. Все гостиницы и постоялые дворы были переполнены, поэтому путникам удалось найти приют лишь в хлеву для скота. Здесь и явился миру Иисус Спаситель. Его рождение сопровождается чудесными событиями. Новорожденного младенца славят ангелы, а на востоке загорается яркая звезда. Восточные мудрецы волхвы, нашедшие путь к месту его пребывания по движению Вифлеемской звезды, приносят младенцу драгоценные дары.

Весть о появлении грядущего Мессии и Царя Иудейского встревожила жестокого и беспощадного иудейского царя Ирода, который уже сгубил немало своих родственников, включая жену и двух сыновей. Опасаясь за свою власть, Ирод отдал приказ истребить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до двух лет. Спасая новорожденного, Иосиф и Мария бежали с Иисусом в Египет, откуда смогли вернуться в свой родной город Назарет лишь после смерти царя.

О детстве и юности Иисуса Евангелия почти ничего не сообщают, давая подробное описание его земной жизни с тридцатилетнего возраста. Итак, когда Иисус Христос достиг 30 лет, он принимает крещение в реке Иордан у Иоанна Крестителя. Существовавший у иудеев обряд крещения означал очищение от всякого зла. Иисус прошел крещение несмотря на то, что был безгрешным. Затем на сорок дней он отправляется в пустыню, где борется с дьяволом, отвергая искушения голодом, властью и чудом.

Выдержав эти испытания, Иисус Христос начинает открытую проповедь. Он собирает вокруг себя двенадцать учеников – апостолов. Путешествуя с ними по Палестине, он доносит до людей свое учение и совершает чудеса. Евангелия повествуют о том, что Христос превращал воду в вино, изгонял нечистых духов, исцелял больных и даже воскрешал мертвых своим прикосновением. Пятью хлебами и двумя рыбами Иисус накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов.

Слова Иисуса находят отклик в сердцах людей. Его проповеди собирают толпы приверженцев, многие поверили, что это и есть обещанный Богом Мессия. Однако духовные лидеры евреев считали, что будущий спаситель мира должен быть правителем, царем, который освободит евреев от римлян. Иудейские первосвященники, увидевшие в Иисусе конкурента, пришли к мнению, что он подрывает основы их веры, привычные устои жизни, и опасен для порядка в государстве. Было решено расправиться с ним.

Накануне праздника Пасхи Иисус прибыл в Иерусалим. Здесь его встречает множество народа. Люди приветствуют Спасителя пальмовыми ветвями и криками «Осанна» (что в переводе с еврейского означает «спасение»).

Спустя несколько дней, предвидя свою приближающуюся смерть, Иисус собрал своих учеников, чтобы в последний раз совершить совместную трапезу. Это событие получило название «Тайная вечеря». Прощание носило символический характер. Преломив хлеб, Иисус раздает его своим ученикам со словами: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается». Затем он благословил чашу с вином, произнеся: «Сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Это событие положило начало существующему в христианстве таинству причастия (евхаристии).

Затем все отправились в Гефсиманский сад, расположенный у подножья Елеонской горы. Здесь Иисус Христос молит Бога избавить его от грозящей участи: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» [Евангелие от Матфея, 26:39]. В этот роковой час Иисус Христос остается в одиночестве – даже самые близкие его ученики, несмотря на его просьбы остаться с ним, погружаются в глубокий сон.

Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал своего учителя за тридцать сребреников. Иисуса схватили и, осыпая оскорблениями и побоями, привели в синедрион (верховный судебный орган в Иерусалиме). Вот как суд описан в Евангелии от Матфея [26: 59-66]: «Первосвященники, старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельство против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; (…) Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, сын Божий? Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! На что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти».

Суд признал Иисуса виновным и приговорил к смертной казни. Затем его передали римским властям, которые должны утвердить приговор. Однако римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат не считал осужденного опасным преступником и даже был готов помиловать в связи с наступлением Пасхи. Но в конце концов, по требованию толпы, Пилат дал согласие на казнь. Иисус Христос вместе с двумя разбойниками был распят на кресте. Страдания Иисуса длились долгое время, но он до самой смерти молился за своих мучителей.

Тело Иисуса было похоронено в пещере, высеченной в скале. Вход в гробницу был закрыт тяжелым камнем, а у входа была выставлена стража, чтобы тело не было похищено. Однако пришедшие к месту погребения женщины не нашли тела, но зато увидели ангела, сказавшего им, что Иисус воскрес. Как сообщают Евангелия, Иисус воскрес на третий день после казни, а затем являлся своим ученикам. Сорок дней спустя он вознесся на небеса.

Согласно Евангелиям, Христос обещал вернуться при кончине мира, воскресить всех мертвых, чтобы все человечество могло ответить перед Богом за прожитую жизнь. Грешники будут осуждены на вечные муки в аду, а праведников ждет небесное царство Божие.

 

Распространение христианства.Последователи и апостолы Иисуса Христа распространили новое учение по всей территории Римской империи и за ее пределами. Первые христианские общины апостолы создали сначала в Палестине, Сирии, а затем на территории Малой Азии, Балканского полуострова и Италии.

В основе учения христианства лежала вера в то, что в личности Иисуса Христа вечный Бог стал человеком, претерпел смерть на кресте, а затем воскрес из мертвых, чтобы разделить участь людей, научить их любить по-настоящему, искупить их грехи и освободить их от дьявола. Кроме того, все понимали, что это учение приведет к переустройству общества. Новая религия давала людям утешение и надежду.

Христианство отвергало не только сословные, но и национальные преграды между людьми. «Нет ни эллина, ни иудея, ...ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного», – говорится в одном из апостольских посланий. Христианство получило характер универсальной, общечеловеческой религии.

Религия, основоположником которой был Иисус Христос, отвергала почитание языческих богов и культ императора. Христианское вероучение существенно отличалось и от того, что предлагали мистериальные культы античных и восточных богов. Поэтому последователи христианства в первые века нашей эры столкнулись с жестокими преследованиями со стороны властей.

Одним из первых императоров, вошедших в историю как гонитель христиан, стал Нерон (54-68 гг. правления). В 64 г. в Риме случился сильный пожар, продолжавшийся целую неделю и уничтоживший почти весь город. Нерон возложил вину за поджог Рима на христиан, воспользовавшись тем, что большинство из них жило в уцелевших от огня районах. На христиан обрушились страшные преследования и казни, многие из них были распяты на крестах.

Гонения на христиан продолжались два с половиной столетия. Римские императоры полагали, что прежняя религия (язычество) обеспечивает единство империи, и потому старались искоренить новую религию. В обществе распространялись слухи о том, что последователи новой религии убивают младенцев, а затем едят их тело и пьют кровь.

Но клевета и преследования не заставили христиан отказаться от веры. Напротив, число поверивших в учение Иисуса росло с каждым годом. Новая религия обретает своих последователей во всех слоях римского общества, в том числе среди знати и состоятельных людей.

Христианские общины становятся влиятельной силой в обществе, они начинают отстаивать собственные экономические и политические интересы. Складывается церковная организация с иерархией духовенства. Возглавляют общины их руководители – епископы. Верховным органом управления церкви становятся церковные соборы, в которых участвуют епископы. Со временем иерархия еще более усложняется. Епископы крупных территорий со временем получают титул архиепископов. Архиепископы крупнейших городов стали называться патриархами, а архиепископы Рима и Александрии – папами (от греческого «папас» – отец).

В церкви складывается система богослужений, отсутствовавшая в раннем христианстве. Частью культового служения стали иконы – изображения Иисуса Христа, его матери, апостолов и святых.

Таким образом, к IV в. христианство проникло во все социальные слои римского общества. Мощная организация общественной связи, земельные владения и богатства, накопленные к этому времени, делали христианскую церковь силой, с которой власти не могли не считаться. Тем более, что сама церковь теперь стремилась к сближению с государством.

Однако укрепление церкви и обретение ею новых последователей тревожило власти Римской империи. В начале IV в. император Диоклетиан (284-304 гг. правления) организовал самые масштабные в истории гонения против христиан. Их имущество уничтожалось, книги сжигались, многие храмы были стерты с лица земли. Преследованию подверглись десятки тысяч верующих, а в Малой Азии был разорен и сожжен целый город с христианским населением.

Однако остановить распространение христианства и навсегда искоренить эту религию так и не удалось. Со временем подавляющее большинство населения Римской империи, включая ее правителей, становится христианским.

В 313 г. император Константин Великий (306-337 гг. правления) издал Миланский эдикт, провозглашавший равноправие христианства с другими религиями. Повсюду возобновлялись христианские богослужения, возвращалось конфискованное имущество. Сам Константин, первым из императоров принявший христианство, позже был объявлен святым восточными христианами. Он освободил христианских священнослужителей от уплаты податей и отправления государственных повинностей. Деятельность Константина способствовала превращению христианства в официальную религию Римской империи, во всех частях которой возводились христианские храмы.

По инициативе Константина в 325 г. в городе Никее прошел Первый Вселенский собор с целью достичь единства христианской церкви, расколотой из-за внутренних противоречий. Идея одной церкви, одной веры и одного порядка соответствовала идее единой империи.

Никейский собор и другие вселенские соборы, собиравшиеся в первые века христианства, приняли важные решения, в число которых вошел документ, получивший название Символ веры. В нем утверждалось догматическое положение о триединстве Бога. Единый Бог выступает в трех лицах (ипостасях) – Бога-Отца, единосущего Ему Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Одновременно вселенские соборы объявили еретиками и отстранили от церковной власти христиан, учение которых было признано ложным. Однако споры по проблеме соотношения ипостасей Троицы продолжались. Символ веры был принят не всеми христианскими церквами.

Вслед за Константином христианство приняли трое его сыновей, которые также стали императорами. Попытка племянника Константина, императора Юлиана (прозванного Отступником), возродить язычество (в 361-363 гг.) провалилась. К концу V в. христианство стало государственной религией Армении, христианские общины появились в Персидской империи, в Индии и у германских народов на северных рубежах Римской империи.

В 381 г. Второй Вселенский церковный собор (Константинопольский) подтвердил и дополнил Никейский Символ веры и вновь осудил многие ереси. Формирование вероучения христианства продолжалось до VIII в. В течение пяти столетий состоялись семь Вселенских соборов, на которых вырабатывались христианская догматика, учение о таинствах и обрядах, происходило становление христианского культа. В конечном итоге сформировалось учение о семи таинствах. Это таинства крещения, миропомазания, покаяния и сопутствующей ему исповеди, причащения (евхаристия), брака, священства и елеосвящения (соборование или елеопомазание больных).

В конце IV в. христианство получило статус единственной государственной религии Римской империи. Теперь преследованию подверглись уже пережитки древних языческих культов. Имущество старых храмов было конфисковано или разграблено, статуи греко-римских богов низвергнуты, было запрещено поклонение им. В 394 г. император Феодосий I специальным указом отменил Олимпийские игры, которые были объявлены пережитком язычества. Христианство стало господствующей религией на всей территории римского владычества и начало распространяться в соседних странах.

Постепенно сформировались различия между восточными и западными христианами, которые в XI в. привели к разделению церкви на восточную православную и западную католическую.

Только в середине VI в. закончился спор о том, как изображать Христа. Шестой Константинопольский Вселенский собор постановил изображать Христа не в виде агнца (ягненка), а в виде человека. Крест как символ Христа получил распространение в V-VI вв., спустя сто лет после отмены императором Константином распятия как способа казни. Долгие дискуссии велись также по поводу икон, поскольку в Ветхом завете было запрещено любое изображение Бога. Правило о возможности и необходимости изображения и почитания священных ликов было утверждено на Седьмом Никейском Вселенском соборе.

Особое место в становлении христианского вероучения занимала проблема соотношения лиц Святой Троицы, так называемая проблема филиокве (термин происходит от латинского filioque – «и от Сына»). Это вопрос о том, от кого исходит Дух Святой: только от Бога-Отца или же и от Бога-Сына. Решение этого вопроса послужило теологическим основанием распада христианства на западное (католическое) и восточное (православное). Но проблема филиокве стала лишь религиозно-теоретической оболочкой действительных социально-экономических причин разделения церквей.

 





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...