Главная Обратная связь

Дисциплины:






Коллоквиума для бакалавров



ПРОГРАММА

1. Историко-эстетическое понятие стиля в музыке. Основные, исторически сложившиеся, стилевые направления в музыкальном искусстве: «Барокко», «Рококо», «Классицизм», «Романтизм», «Импрессионизм», «Неоклассицизм», «Экспрессионизм».

2. Стиль «Барокко» - (драматическая напряженность образов, риторический пафос, столкновение контрастов, тяготение к монументальным формам). Стремление к синтезу различных видов искусств. Развитие музыкально-театральных жанров. Интенсивное развитие инструментальных жанров. Возникновение крупномасштабных циклических форм (concerto grosso, ансамблевая и сольная сонаты).

Клавирная музыка эпохи «Барокко». Творчество И.С. Баха и Г.Ф. Генделя.

а) «Хорошо темперированный клавир» и «Искусство фуги» - выдающиеся образцы полифонического стиля. Цель создания цикла прелюдий и фуг, принцип построения, жанровые разновидности прелюдий, особенности строения фуг.

Наиболее известные редакции «Хорошо темперированного клавира», их особенности.

б) Циклические формы: Сюиты (французские и английские) партиты, токкаты. Строение сюит И.С. Баха. Различие между французскими, английскими сюитами и партитами.

Сюиты Г.Ф.Генделя. Вариационные формы в сюитах и чаконах. Связь с традициями английского верджинального искусства.

в) Вариационные формы у И.С.Баха

г) Концерты для клавира с оркестром И.С.Баха. Органо-клавирные концерты Г.Ф.Генделя.

д) Транскрипции И.С.Баха

е) Другие сочинения И.С.Баха для клавира соло.

ж) Выдающиеся исполнители клавирной музыки И.С.Баха.

3. «Рококо» или галантный стиль – искусство утонченного вкуса.

а) Французские клавесинисты: Ж. Шамбоньер, Ф. Куперен, Ж.Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Дандрие.Миниатюра – характерная форма стиля. Круг образов (женские портреты, галантные танцы, идиллические картинки крестьянского быта, звукоподражательные миниатюры). Особенности фактуры, изобилие милизматики.

Значение французской клавесинной школы в развитии фортепианной педагогики. Трактат Ф.Куперена «Искусство игры на клавесине» и педагогическое сочинение Ж.Ф Рамо «Метода пальцевой механики».

б) Итальянская клавесинная школа: Д. Скарлатти, Б. Марчелло, Ф. Дуранте.

Сонаты Д. Скарлатти как продолжение традиций имповизационно-прелюдийного стиля композиторов итальянской органо-клавирной школы.

 

Новаторство Д.Скарлатти в области в области фортепианной техники. «Essercizi» («Упражнения») один из ранних образцов художественного этюда. Разнообразие жанровой основы сонат Д. Скарлатти.

Роль Д. Скарлатти в историческом процессе становления сонатной формы.

4.«Классицизм» – идейно-эстетическая платформа художественного направления. Период бурного развития немецкого, австрийского и французского просветительства. Литературное движение «Буря и натиск». Влияние идей французской революции.



Венская классическая школа – высшая стадия развития художественного направления в творчестве Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена. Истоки Венской классической школы: (народная музыка многонациональной Австрии, Итальянское оперное искусство, влияние мангеймской школы, творчество И.С. Баха, Г.Ф. Генделя и Ф.Э. Баха).

Симфонизм как принцип воплощения драматургии произведения в динамике, развитии и сложном сплетении противоречий. Проникновение симфонического мышления в различные инструментальные жанры (сонату, квартет, рондо, фантазию и т. д.)

Окончательное формирование классического сонатного Allegro и сонатно-симфонического цикла в творчестве композиторов Венской школы.

Й. Гайдн– фортепианное наследие. Эволюция сонатной формы в творчестве композитора. Влияние музыки Ф.Э. Баха на формирование стилистики фортепианных сонат и квартетов Гайдна.

Фортепианные концерты Гайдна.

Вариации как самостоятельное произведение и как часть сонатного цикла.

В. Моцарт – выдающийся пианист – эпоха в становлении исполнительского фортепианного искусства.

Моцарт – основоположник классической формы фортепианного концерта.

Стабилизация классического сонатного цикла (трехчастного) в сонате и концерте.

Фантазии и вариации – пример несравненного искусства моцартовской импровизации.

Л. Бетховен– выдающийся пианист импровизатор (новизна исполнительского стиля, смелость речевой выразительности).

Влияние идей французской революции, эстетические взгляды французских энциклопедистов, философия И. Канта, поэзия И.В. Гете – источники вдохновения Бетховена.

Творчество Бетховена – завершающий период эпохи классицизма в музыке. Проявление черт романтизма в стиле композитора.

32 фортепианные сонаты – эволюция композиторского стиля. Периодизация творчества (сонаты №№ 1 – 11, 12 – 27, 28 – 32) и ее условность.

Расширение формы сонатно-симфонического цикла, наполнение его ярко драматическим содержанием.

Введение новых форм как частей сонатного цикла.

Усиление тематического единства через принцип преобразование первичного мотива и создания мотивного единства между частями цикла.

Строение сонатных циклов, создание неделимых на части сонат.

Роль полифонии в сонатных и вариационных циклах Бетховена.

Усовершенствование вариационной формы. Новые принципы варьирования и построения тонального плана в вариациях.

Фортепианные концерты – традиции и новаторство, усиление роли каденции.

Формообразующая роль фактуры в фортепианных произведениях Бетховена.

Сочинения малых форм – рондо, багатели и др.

Исполнительское решение стиля в трактовке выдающихся пианистов современности.

 

4. «Романтизм» –исторический и социальный фон возникновения художественного течения. Период Империи и Реставрации. Процесс глубокого разочарования в просветительстве и успехах новой цивилизации. Связь музыкального романтизма с традициями предшествовавшего периода (не только венских классиков но и творчеством композиторов 16 – 17 вв.)

Важнейшие сферы интересов в творчестве музыкантов-романтиков – лирика, фантастика, народно – и национально-самобытное, натуральное, характерное.

Глубокое, органичное слияние музыки с поэзией, театром , живописью.

Принцип програмности (т.е. включение в композиторский замысел литературных и других ассоциаций) в инструментальной музыке.

Особое внимание композиторов романтиков к жанру фортепианной миниатюры. Популярные разновидности романтической короткой пьесы: «песня без слов», ноктюрн, прелюдия, вальс, мазурка, а также пьесы с программными названиями.

Склонность к объединению отдельных пьес в циклы (Шопен – прелюдии, Лист – «Годы странствий», Шуман «Детские сцены», и т.д.)

Главные тенденции романтической трактовки крупной инструментальной формы. Создание циклов сквозного строения (Шуман «Бабочки», «Карнавал», «Креслериана»).

Появление одночастных «свободных» форм в которых сочетаются черты сонатного allegro сонатного цикла и вариационность.

Новые тенденции в области фортепианного исполнительства. Появление концертного пианиста-исполнителя как самостоятельной творческой единицы, не связанного непосредственно с композиторской деятельностью.

 





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...