Главная Обратная связь

Дисциплины:






Композиторы романтики 2-й половины 19-го века. И. Брамс, К. Сен-Санс, С. Франк, Э. Григ.



И. Брамс – немецкий композитор, пианист и дирижер, один из выдающихся представителей европейской музыкальной культуры 2-й половины 19 века.

Брамс – последовательный продолжатель классических традиций, обогащенных новым романтическим содержанием. Преемственная связь с творчеством Бетховена и Шуберта.

Два фортепианных концерта – как симфонии с солирующим инструментом.

Героико-эпические настроения и романтический порыв в сочетании с классичностью формы – характерные черты ранних произведений Брамса. ( 3 сонаты для фортепиано: №1 C-dur ор.1, № 2 fis-moll ор. 2, № 3 f-moll ор. 5)

4 Баллады ор.10 – сочетание лирического и эпического начал в творчестве Брамса.

Вариационные циклы Брамса (Вариации на тему Шуман ор. 9, на тему Генделя ор. 24, на тему Паганини ор. 35) – новый тип вариаций, идущий от Шумана, Phantasievariationen (вариации выражающие определенную поэтическую идею)

Поздние фортепианные сочинения «Интермеццо» и «Каприччио» (ор. 116 фантазии, ор 117, ор. 118. и ор. 119) – камерная трактовка фортепиано. Лирические монологи автора.

К. Сен-Санс– французский композитор, пианист, органист, дирижер.

Основные произведения для фортепиано – 5 фортепианных концертов. Овернская рапсодия и фантазия «Африка».

Фортепианные миниатюры (багатели, мазурки, этюды, вальсы, фуги).

С. Франк –французский композитор, органист, педагог.

Черты органного стиля в фортепианной музыке Франка. Полифоничность мышления. Синтез влияния Баха , Бетховена и поздних романтиков (Вагнера и Листа) на композиторский язык франка (Прелюдия, хорал и фуга, Прелюдия, ария и финал)

2 сонаты для фортепиано. Фантазии.

Произведения для фортепиано с оркестром – Концерт, Симфонические вариации, Симфоническая поэма «Джины».

Э. Григ – норвежский композитор, пианист дирижер, музыкальный деятель.

Влияние творчества Шумана, Шуберта, и Мендельсона на ранние сочинения Грига. (4 пьесы ор. 1, 6 Поэтических картинок ор. 3).

Индивидуальность стиля Грига на основе норвежской народной музыки. («Из народной жизни» ор.19, «6 Норвежских горных мелодий», «Импровизация на норвежские народные песни» ор. 29 и др.).

Крупные сочинения для фортепиано (Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, Соната ми минор, Баллада в форме вариаций на норвежские народные мелодии).

Циклическое произведение («Сюита из времен Хольберга» ор. 40)

Фортепианные миниатюры лирического характера. Продолжение традиций романтической программности, своеобразный дневник впечатлений художника («Лирически пьесы» в 10 тетрадях, 66 произведений) Пейзажные зарисовки, фантастические образы , картины народного быта, пьесы – настроения.



6. «Импрессионизм» –происхождение названия художественного течения. Импрессионизм в музыке и живописи – общие черты и отличия.

Передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира в музыке композиторов-импрессионистов.

Тяготение к поэтически одухотворенному восприятию явлений природы.

Рафинированная фантастика, порожденная античной мифологией или средневековыми легендами. Мир экзотики народов востока.

Новизна художественных средств и претворение изысканных образов старинного искусства (живописи стиля рококо, музыки французских клавесинистов).

Импрессионизм и поздний романтизм – общие тенденции и различия.

К. Дебюсси –крупнейший представитель импрессионизма в музыке.

Влияние художников импрессионистов и поэтов сиволистов кружка С. Малларме на творческое становление Дебюсси.

Фортепианные произведения раннего периода творчества Дебюсси. Связь с творчеством композиторов-романтиков. («Цыганский танец», Две арабески, Греза, Баллада, «Штирийская тарантелла», Романтический вальс, Ноктюрн, Мазурка). Обращение к жанрам и образам музыки эпохи барокко и французских клавесинистов. («Бергамасская сюита», Сюита «Для фортепиано»).

Новизна музыкального языка и композиционных (структурных) особенностей фортепианных произведений среднего периода творчества Дебюсси. Отказ от норм функциональной мажоро-минорной гармонии, новые пианистические приемы и педальные эффекты. Роль колористического тематизма в формообразовании. («Из тетради эскизов», «Эстампы», «Маски», «Остров радости», Две серии «Образов», «Детский уголок»).

«Прелюдии» Дебюсси – «пьесы настроения» 2 тетради по 12 произведений. Названия прелюдий – не сюжет пьесы, а туманные ассоциации субъективного характера. Разнообразие образов и жанров прелюдий.

12 этюдов Дебюсси – продолжение шопеновской линии развития концертного этюда. Проявление неоклассических тенденций в творчестве Дебюсси.

М. Равель –один из крупнейших композиторов первой половины 20 века. Эволюция композиторского стиля Равеля. Влияние эстетики импрессионизма, романтико-импрессионистические и неоклассические тенденции в творчестве композитора.

Ранние фортепианные пьесы («Античный менуэт», «Павана усопшей инфанте») – преемственная связь с музыкой композиторов 17-18 веков.

Развитие пианистических традиций Ф. Листа в сочетании с эстетикой импрессионизма («Игра воды»).

Эволюция гармонического языка Равеля. Родственность с замыслами фортепианных циклов («Эстампы», «Образы», «Прелюдии») Дебюсси. Красочность и стремление к оркестровому звучанию рояля («Отражения»).

Традиции французских клавесинистов (строгость и простота формы) и новизна гармонии (Сонатина, «Гробница Куперена»).

Обращение к романтическим образам, первое крупное проявление драматизма в творчестве Равеля («Ночной Гаспар» – литературный источник цикла, фантастичность образов). Одна из вершин мировой фортепианной литературы.

Другие произведения «блистательного десятилетия» в творчестве Равеля.

Новые художественные приемы, влияние джазовой музыки в двух концертах для фортепиано с оркестром.

Французская «Шестерка» как антипод эстетики музыкального импрессионизма. Поиски новых принципов композиции, стремление к простоте, ясности мелодии, возвращение к контрапункту.

Фортепианные сочинения композиторов «Шестерки»:

Л. Дюрей – (3 сонатины, пьесы)

Д. Мийо – ( 5 концертов для фортепиано с оркестром, сонаты и сонатины, сюиты, пьесы)

А. Онеггер – (Концертино для фортепиано с оркестром, Скерцо, Юмореска, Токката и вариации, 3 пьесы - Прелюдия, Посвящение Равелю, Танец, Прелюдия, ариозо и фугетта на тему ВАСН и др.)

Ж. Орик – (Прелюдии, Соната, Экспромты, 3 пасторали)

Ф. Пуленк – («Утренняя серенада» концерт для фортепиано и 18 инструментов, Концерт для фортепиано с оркестром, Концерт для 2-х фортепиано с оркестром, Концерт для клавесина с малым оркестром, Непрерывное движение, 5 интермеццо, Прогулки, Французская сюита, 8 ноктюрнов и др.)

Ж. Тайфер – (Концерт для фортепиано с оркестром, Цикл пьес «Цветы Франции» и др.)

Б. Барток – венгерский композитор, пианист, музыковед-фольклорист, педагог.

Ранний период творчества – напряженный поиск собственного музыкального стиля. Попытки сочетать элементы крестьянского фольклора с остро-динамичными средствами современной гармонии, полифонии, инструментальной фактуры. (фортепианные пьесы «Багатели», «Бурлески», «Allegro barbaro», сюита ор.14, Импровизации ор.20).

Тенденции, характерные для европейской музыки 20-х годов. Гипертрофированный динамизм, склонность к жесткости, ударно-шумовым звучностям (Соната 1926, сонатина 1915)

Особенности метроритмических структур в музыке Бартока.

Обращение к ударно-шумовым и декоративно-прикладным звучностям. Интерес Бартока к ударным инструментам (Соната для 2-х фортепиано и ударных).

Поздний период творчества – стремление к большей простоте и классичности музыкального стиля, тематической и ладовой ясности (2-й и 3-й фортепианные концерты «Микрокосмос» цикл пьес для детей)

Б.Барток – концертирующий пианист.

Педагогическая деятельность Бартока.

7. «Неоклассицизм» –возрождение стилистических черт музыки раннеклассического и доклассического периода.

Эстетические идеалы неоклассицизма – порядок, устойчивость, равновесие всех элементов художественного целого. Интеллектуальный характер искусства неоклассицизма.

Роль полифонии в творчестве ряда композиторов конца 19 начала 20 веков.

П. Хиндемит – крупнейший немецкий композитор и дирижер – представитель неоклассического направления в музыке.

Эпическо-обьективный характер содержания произведений Хиндемита. Преобладание равновесия, гармонии, сдержанности, отсутствие открытых эмоциональных проявлений в музыке композитора.

Фортепианная сюита «1922» – поэма современного города.

3 сонаты для фортепиано.

Цикл интерлюдий и фуг «Ludus tonalis» – стремление к возрождению баховских полифонических традиций.

Концертная музыка для фортепиано, медных и двух арф.

Концерт для фортепиано с оркестром.





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...