Главная Обратная связь

Дисциплины:






Русская фортепианная школа 2-й половины 19 века.



Антон и Николай Рубинштейны – расцвет русского фортепианного исполнительского искусства.

Продолжение романтических традиций в фортепианном творчестве русских композиторов.

Наиболее значительные фортепианные произведения композиторов «Могучей кучки» (М. Мусоргский «Картинки с выставки», М. Балакирев «Исламей»)

П. Чайковский –гениальный композитор, дирижер, Музыкально-общественный деятель.

Разнообразие жанров фортепианной музыки Чайковского.

Интонационные истоки музыки Чайковского (от русской и украинской народных песен до романтической песенной культуры Шуберта и Шумана.

Фортепианные концерты – виртуозный размах в сочетании подлинной симфоничностью.

2 сонаты для фортепиано (до диез минор и «Большая соната» Соль мажор) – развитие тенденций большой романтической сонаты шумановского типа.

Развитие и переосмысление в русском национальном стиле западноевропейских жанров скерцо и рапсодии (Русское скерцо и «Думка» - Русская сельская сцена)

Цикл программных пьес – лирических зарисовок картин русской природы и быта («Времена года»)

Циклы фортепианных пьес ( 2 пьесы ор. 10, 6 пьес ор.19, 6 пьес на одну тему ор.21, 12 пьес средней трудности ор. 40, 6 пьес ор. 51, 18 пьес ор. 72)

24 легкие пьесы («Детский альбом»)

С. Рахманинов – выдающийся русский композитор, пианист, и дирижер.

Рахманинов – наследник и продолжатель классических традиций русской музыки.

Ранний период творчества – (Фортепианный концерт № 1, Пьесы-фантазии, Салонные Пьесы) разнообразие образов и настроений, продолжение традиций заложенных Чайковским).

Развитие, заложенных Листом, Брамсом и Чайковским, тенденции симфонизации фортепианного концерта ( Концерты для фортепиано с оркестром № 2 и № 3)

Усложнение гармонического языка, кристаллизация формы и одновременно уменьшение фактурных нагромождений (Фортепианный концерт № 4 и Рапсодия на тему Паганини).

Произведения малых форм (6 музыкальных моментов ор.16, прелюдии ор.23 и ор.32) Концертный характер произведений, сложная виртуозная фактура. Подчинение виртуозности поэтическому замыслу.

Продолжение листовского направления в развитии концертного этюда (Этюды-картины ор. 33 и ор. 39). Совмещение технических задач с яркой образностью музыки. Условность программных названий этюдов.

Две фортепианные сонаты ( ре минор и си бемоль минор).

Вариационные циклы Рахманинова (Вариации на тему Корелли и Вариации на тему Шопена).

Фортепианные транскрипции собственных и чужих произведений – продолжение листовских традиций.

А. Скрябин – русский композитор и пианист, символ творческого поиска в области синтеза искусств.



Первый период творчества. Влияние музыки западных романтиков, особенно Шопена ( Три фортепианные сонаты, Прелюдии, Мазурки, Ноктюрны, Вальсы, Этюды, Экспромты, Полонез, Фантазия).

Концерт для фортепиано с оркестром фа диез минор.

Второй период – утверждение идейной и философской основы творчества Скрябина, обращение к жанру симфонической поэмы, зародившемуся в творчестве Листа, и привнесение его в фортепианную музыку ( Соната № 4, «Трагическая поэма», «Сатаническая поэма», Две поэмы ор. 32, Прелюдии, 8 этюдов ор. 42)

Третий период – создание «Поэмы экстаза» и «Прометея». Поиск исключительных состояний утонченного интеллекта. Таинственные и тревожные силы «темных глубин» ( Соната № 5, «Хрупкость», «Окрылённая поэма», «Танец томления», «Иронии», «Нюансы», «Желание», «Ласка в танце», «Загадка», «Поэма томления»).

Четвертый период – возрастание роли мрачных, мистически тревожных образов. Центр интересов композитора – проект «Мистерии». Поздние произведения Скрябина, сами по себе самостоятельные, создают в целом единый круг образов, так или иначе связанный с идеями «Мистерии».(Соната № 7, Соната № 9, поэмы «Маска» и «Странность» ор.63, Три этюда ор.65, поэма «К пламени» ор.72, «Гирлянд» и «Мрачное пламя» ор.73).

Н. Метненр- Русский композитор, пианист, педагог. Сочетание в музыкальном стиле композитора черт романтического искусства и твердой опорой на классические традиции.

Основная область творчества Метнера – музыка для фортепиано, а любимые жанры – соната и сказка.

Программно-жанровые названия сонат (Соната-элегия, Соната-воспоминание и т.д.)

Сонаты с эпиграфами ( Сонатная триада ор.11, соната ми минор ор.25)

Сонаты с программным названием ( «Романтическая», «Грозовая»).

Фортепианная сказка – жанр придуманный Метнером. Объединение лирического начала с эпически-повествовательным. Программные заголовки к сказкам ( «Сказка эльфов», «Сказка о птицах», «Шарманщик», «Нищий»).

Лирико-характеристичекие пьесы романтического типа, объединенныне три цикла «Забытые мотивы».

Три концерта для фортепиано с оркестром – влияние рахманиновского монументализма.

И. Стравинский –русский композитор и дирижер. Сложный эволюционный путь творчества композитора.

Концерт для фортепиано и духовых (авторский дебют Стравинского-пианиста). Каприччио для фортепиано с оркестром в исполнении автора.

«Движения» для фортепиано с оркестром в 5 частях.

Первые сочинения композитора (скерцо для фортепиано)

Четыре этюда для фортепиано ор. 7

Две фортепианные сонаты (1903 год фа диез минор и 1924год Соната в 3 частях)

«Пять пальцев» – восемь очень легких пьес на пяти нотах.

Серенада in A для фортепиано

Транскрипции собственных произведении для фортепиано (3 фрагмента из балета «Петрушка», Увертюра к опере-буффа «Мавра», Рэгтайм)

 

С. Прокофьев – русский советский композитор, пианист, дирижер.

Поиск самостоятельного композиторского стиля в годы учебы в петербургской консерватории. Первые сочинения для фортепиано (Соната № 1 ор. 1, «Четыре этюда для фортепиано» ор. 2, Четыре пьесы для фортепиано» ор. 3, «Четыре пьесы ор. 4).

Быстрота творческого роста композитора. Своеобразие, новизна и высокая художественная ценность произведений для фортепиано 1911 – 1912 годов («Токката» ор. 7, «Десять пьес» ор. 12).

Черты прокофьевского неоклассицизма (Соната № 2 ор. 14).

Сочетание сонатной и циклической формы листовского типа с характером музыкальных образов и фактурных формул классического периода, смелость музыкального языка (Фортепианный концерт № 1 ор. 10).

Монументальность фортепианной техники и большая зрелость мысли (Фортепианный концерт № 2 ор.16).

Зрелость выразительных средств, психологическая углубленность, конкретность образности («Сарказмы»). Новый шаг в освоении классических и романтических традиций сонатности. Чистота и законченность фортепианного стиля Прокофьева (Сонаты № 3 ор. 28, и № 4 ор. 29 «Из старых тетрадей»). Афористичность выражения мысли и тончайшая отделка деталей. Разнообразие оттенков настроений в рамках небольших поэтичных и увлекательных фортепианных пьес («Мимолетности» ор. 22).

Произведения созданные в период пребывания за границей. Мягкая элегичность, чистота лирических эмоций («Сказки старой бабушки» ор. 31, «Четыре пьесы» ор. 32). Одно из самых замечательных произведений 20 столетия в жанре фортепианного концерта. Новое преломление классических традиций. (Фортепианный концерт № 3 ор. 26). Связующее звено между ранними и поздними фортепианными сонатами Прокофьева. Светлое настроение, обаяние и увлеченность, фантазия и новаторская увлеченность (Соната № 5 ор. 38).

Новизна и необычность, воплощение новых идей в жанре фортепианного концерта (Фортепианные концерты № 4 ор. 53 и №5 ор. 55).

Традиции Шумана и Чайковского в создании сборников музыки для детей («детская музыка» ор. 65).

Масштабность, размах музыкального мышления, напряженный драматизм, эпическая мощь – общие черты поздних сонат Прокофьева (Сонаты № 6 ор 82, № 7 ор. 83, № 8 ор. 84)

Сила художественного интеллекта и благородство стиля, чуждого внешней эффектности, сдержанность эмоциональных образов (Соната № 9 ор. 103).

Транскрипции для фортепиано (Сюита из балета «Ромео и Джульетта» – 10 пьес ор. 75, Сюита из балета «Золушка» – 10 пьес ор. 97, 3 пьесы ор. 95, 6 пьес ор. 102, Скерцо и марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» ор. 33, Органная прелюдия и фуга Букстехуде, Вальсы Шуберта).

Д. Шостакович –советский композитор, пианист и общественный деятель.

Ранние произведения для фортепиано. Претворение современных бытовых жанров ( 8 прелюдий ор. 2, «Три фантастических танца» ор. 5, Сюита для 2-х фортепиано ор. 6)

Эксперименты в области музыкальных средств (Соната № 1 ор.12, «Афоризмы» 10 пьес ор. 13).

Склонность к резким контрастам эмоциональных состояний, стремление к философским обобщениям, высокое искусство породи и сарказма («24 прелюдии» ор. 32, Фортепианный концерт № 1 ор. 35)

Зрелый фортепианный стиль Шостаковича, преобладание графики, отсутствие виртуозных излишеств, мелодизация всей фортепианной ткани, полифоничность мышления (Соната № 2 ор. 61)

Полифонический фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги» – широкое переосмысление русских народных интонаций, сближение с симфоническими концепциями, образная многосторонность, драматизм, психологизм, конфликтность. Принцип построения цикла.

Мир юности и открытой радости. Опора на жанровые приметы марша, ноктюрна, элегии, галопа (Фортепианный концерт № 2 ор. 102, Концертино для 2-х фортепиано ор. 94)

Н. Лысенко –украинский композитор, пианист, дирижер, общественный деятель.

Яркая национальная определенность фортепианного наследия композитора ( 2 фортепианные рапсодии, фортепианные пьесы «Мрии»).

Произведения крупной формы (Фортепианная соната).

«Украинская сюита» (в форме старинных танцев).

Ориентация на образцы фортепианной литературы романтического направления. Произведения средней формы (2 концертных полонеза, «Героическое скерцо»)

Фортепианные миниатюры (Вальс, Ноктюрн, Прелюдия, Экспромт, Элегия, Баркарола).

Л. Ревуцкий -украинскийкомпозитор, педагог, Музыкально-общественный деятель.

Основа композиторского стиля – глубокое постижение национального фольклора, и претворение традиций современной профессиональной музыки.

Крупные сочинения для фортепиано (Концерт фа мажор, Соната си минор)

Фортепианные миниатюры (прелюдии, «Песня» и др.)

Б. Лятошинский –украинский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель.

Поиски в области гармонического языка, приемов развития тематизма, темброво-регистровых средств в фортепианных произведениях композитора: («Славянский концерт» для фортепиано с оркестром, Соната, Соната-баллада, Баллада, Цикл «Отражения» 7 пьес, Сюита, 5прелюдий, Концертный этюд).

В. Косенко–украинский композитор, пианист, педагог.

Две ведущие линии творчества Косенко – согретая истинным чувством лирика и романтическая приподнятая героика.

Влияние композиторов романтиков, в частности Скрябина – развитие жанра лирической фортепианной поэмы (Поэма «Призыв», 2 поэмы-легенды)

Крупные сочинения для фортепиано (Фортепианный концерт, 3 сонаты).

Два цикла фортепианных этюдов («11 этюдов в форме старинных танцев» Этюды ор. 8)

 





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...