Главная Обратная связь

Дисциплины:






Краткие сведения о философах



Абеляр Пьер (1079-1142) – французский философ, теолог и поэт. Одни из основателей схоластического метода. Рационалистическая направленность его идей вызвала протест ортодоксальных церковных кругов. Основные сочинения: «Да и нет», «История моих бедствий».

Августин Аврелий (354-430) – выдающийся христианский мыслитель, один из «отцов церкви», признанный в католицизме святым, а в православии – блаженным. Создал первую наиболее развитую философско-теологическую систему на базе христианского вероучения, которая на протяжении всего средневековья являлось образцом христианской мудрости. Основные работы: «Исповедь», «О Граде Божием», «Об истинной религии», «О порядке», «О свободной воле».

Аверроэс (ибн Рушд) (1126-1198) – арабский философ, представитель восточного аристотелизма. Исходил из признания вечности мира и безначальности первоматерии. Он трактовал сотворенность мира Богом в том смысле, что Бог, «совечный миру», пре­вращает в действительность потенциальные формы несотворенной первоматерии. Абстрактный мировой Ум (Нус), в аристотелевском его понимании, рассматривается как единая безличная субстанция, общая для всех людей и воздействующая извне на их души. Отрицал идею бессмертия индивидуальной души.

Авиценна (ибн Сина) (ок. 980-1037) – необычайно разносторонний мыслитель, философ, политик, астроном, алхимик, врач, поэт и музыкант, представитель восточного аристотелизма. Отрицал творение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как вечной длитель­ности во времени соответствует вечный Бог, а душа человека есть нечто бессмертное – она есть духовная форма тела (в аристотелев­ском смысле).

Аврелий Марк Антонин (121-180) – римский философ-стоик, император. Автор сочинения «К самому себе», содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустройства и этики.

Адлер Альфред (1870-1937) – австрийский психолог и мыслитель, психиатр, представитель психоанализа, создатель так называемой «индивидуальной психологии».

Аксаков Константин Сергеевич (1817- 1860) – видный российский писатель, публицист, один из основоположников славянофильства. Основное философско-социологическое произведение «О внутреннем состоянии России».

Анаксагор из Клазомен (ок. 500-428 до н. э.) – древнегреческий философ, фактический основоположник афинской философской школы. Считал, что ничто не имеет начала или конца, ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Таким образом, все предметы суть только сочетания уже существующих начал. То, что при этом вступает в соединение или претерпевает отделение, именуется семенами или (что одно и то же) гомеомериями. Ум (Нус) – движущая сила Вселенной. В целесообразном движении результат пребывает в начале, т.е. он есть исполнение предшествующего. Таким началом Анаксагор принял Ум как Закон и положил его в основу бытия. Анаксагор впервые отделил невещественное начало мысли, или Ума, от материи. Он различал материальное и нематериальное на­чала сущего и определял последнее по аналогии с разумным духом человека. Таким образом, впервые введено понятие универсального начала.



Анаксимандр из Милета (610 - ок. 540 до н. э.) – древнегреческий философ, один из ярких представителей милетской школы. За первооснову суще­го он принял апейрон – неопределенную и беспредельную субстанцию: ее части изменяются, целое же остается неизменным. Это бесконечное начало характеризуется как божественное, созидательно-движущее: оно недоступно чувственному восприятию, но постижи­мо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно неистощимо в своих возможностях образования конкретных реальностей; в нем все находится в неопределенном состоянии, как реальная возмож­ность.

Анаксимен из Милета (ок. 585 - ок. 525 до н. э.) – древнегреческий философ. Один из ярких представителей милетской школы. Полагал, что первоначалом всего является воздух, мысля его как бесконечное. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха, и представляют собой его модификации, образующиеся путем его сгущения и разряжения.

Ансельм Кентерберийский (1033–1109) – средневековый теолог и философ. Ансельма называют первым схоластиком, поскольку он впервые отчетливо выразил и попытался реализовать основную идею схоластической философии о необходимости использования рациональных принципов для оправдания христианских истин.

Аристотель Стагирит (384 - 322 до н. э.)– крупнейший древнегреческий философ и ученый–энциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда других дисциплин. Явился основоположником формальной логики, предложив модально-временную логику и систему силлогистики, а также неформальной логики, разработав теорию аргументации. Выдающийся ученик Платона; один из слушателей его Академии. В 335 г. до н.э. основал собственную философскую школу – Ликей. Воспитатель Александра Македонского. Основные философские работы: «Метафизика», логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика»), «О душе», «Этика», «Политика», «Риторика», «Поэтика».

Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) – современный русский философ, филолог, культуролог. Преподавал философию и литературу, занимался научной деятельностью.

Башляр Гастон (1884-1962) – французский философ, основоположник неорационализма – философской школы в рамках методологии и философии науки. Основные работы; «Новый научный Дух», «Рациональный материализм», «Прикладной материализм».

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) – русский революционный демократ, литературный критик, публицист и философ. Философские взгляды Белинского эволюционировали от увлечения гегельянством до материализма. Уделял большое внимание проблемам философии истории и диалектики. Основные философские работы опубликованы в сборнике «Избранные философские сочинения». Т. 1-2. 1948 г.

Бергсон Анри (1859-1941) – французский философ, возродивший традиции классической метафизики, один из основоположников гуманитарно-антропологического направления западной философии. Представитель интуитивизма, эволюционистского спиритуализма и «философии жизни». Лауреат Нобелевской премии по литературе. Основные работы: «Творческая эволюция», «Материя и память», «Два источника морали и религии».

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – русский философ и публицист. В начале своего творчества примыкал к «легальному марксизму», а позже, став активным противником учения Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в сбор­никах «Проблемы идеализма», «Вехи» и др. Его взгляды зрелого пе­риода можно охарактеризовать как богоискательство, религиозный эк­зистенциализм, персонализм и христианскую эсхатологию. Основная проблема философии Бердяева – проблема свободы. Свобода действует на человека наряду с Богом, она Им не создана. Поэтому Бог не ответствен за свободный выбор человека, а стало быть, и за зло в мире. Пафос философии Бердяева в борьбе с иррациональной свободой, имеющей корни в первородном грехе, обретении «потерянного рая» с помощью любви, добра, следования божественным предустановлениям. Такой строй мыслей обусловливает особое внимание к проблеме личности. Личность выше общества, нации и государства. Послед­ние имеют право на существование и даже необходимы как средства свободной личностной творческой самореализации. Любые внеш­ние ограничения личности со стороны общественных институтов недопустимы. Они лишают человека его сущностных свойств — сво­боды и творчества. Свобода, творческое начало и любовь позволяют преодолеть зем­ное, греховное в человеке, победить в себе природу, рабство и смерть. Благодаря такой победе человек может перейти из царства природы в царство Духа (Бога). Основные работы: «Философия свободы», «Смысл творчества», «Смысл истории», «Философия свободного духа», «О назначении человека», «Русская идея, основные проблемы русской мысли XIX – начала XX века».

Беркли Джордж (1685-1753) – английский философ, представитель субъективного идеализма и эмпиризма, Основная идея его работ сформулирована в мысли «Существование вещей состоит в их воспринимаемости». Сочинения: «Опыт новой теории зрения», «Трактат о началах человеческого знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом».

Бёме Якоб (1575-1624) – немецкий философ-мистик и пантеист. Главным стимулом философского творчества Бёме была проблема зла. Он находит разгадку зла в том, что все для своего проявления нуждается в контрасте, каждое «да» нуждается в своем «нет». Таким образом, противоречие есть обнаружение равенства. Но откуда воз­никают борьба и раздвоенность в человеке? Из влечения, страсти. По Бёме, влечение есть потеря свободы и единства. По словам Бёме, пока я ничего не желаю, я нахожусь в состоянии мира свободы и равенства, но я не имею также качеств, я – ничто! Только во влечении я получаю свойства, становлюсь определенной сущнос­тью, т.е. чем-то. Во временном процессе истории идет борьба добра со злом, что подготавливает пришествие Христа. Человек свободен, и собственной верой и молитвой он создает для себя возможность спасения. А с ее обретением начинается дей­ственная победа над злом. Конец истории в эсхатологии Бёме ри­суется как картина полного счастья народов и оправдания добра.

Богданов Александр Александрович (Малиновский) (1873–1928) – русский философ, экономист, врач, ученый-естествоиспытатель, активный революционный деятель пролетарского движения.

Бруно Джордано (1548-1600) – итальянский философ и ученый эпохи позднего Возрождения, пантеист. Согласно его представле­ниям, цели философии в познании не сверхприродного Бога, а при­роды, являющейся «Богом в вещах». Разделяя космологическую тео­рию Н. Коперника, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диа­лектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противопо­ложностей. Основные работы: «О бесконечности вселенной и мирах», «О причине, начале и едином».

Бубер Мартин (1878-1965) – еврейский религиозный философ и писатель. По своим философским воззрениям близок к диалектической теории и экзистенциализму. Разрабатывал проблемы бытия как диалога человека с Богом и с миром.

Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944) – русский философ-богослов. Считал, что поскольку философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с богословием, то «чистой фи­лософии» быть не может. Восприняв от Владимира Соловьева идею фило­софии всеединства, Булгаков развивает учение оСофии – Премуд­рости Божией – как предвечно сущей в божественном замысле ми­ровой душе, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София имеет двойственный характер – одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, восстанавливает един­ство мира и полноту образа Божьего. Основные произведения: «О богочеловечестве», «Философия хозяйства», «Свет невечерний», «Купина неопалимая».

Бэкон Роджер (1214-1292) – английский философ и ученый эпо­хи позднего средневековья, монах-францисканец. По Бэкону, существуют четыре величайших препятствия к пости­жению истины: пример жалкого и недостойного авторитета, посто­янство привычки, Мнение несведущей толпы и прикрытие собст­венного невежества показной мудростью. Ими опутан всякий чело­век. Отвергнув догмы, основанные на преклонении перед авторитетами и схоластическими умозрениями, он призывал к опытному исследованию природы. Целью всех наук он считал увеличение власти человека над природой. Схоластичес­ким дедукциям он противопоставил метод познания, основанный на эксперименте и математике. В своем учении об опыте как основе познания Бэкон различал два вида опыта: внутренний – мистичес­кое озарение, объект которого – Бог, и внешний – чувственное зна­ние, открывающее тайны природы.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626) – английский философ и естествоиспытатель, основоположник методологии опытного научного иссле­дования. Считал, что философия должна носить практический характер. Высшей целью науки он называл господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, толь­ко подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание - сила». Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путями, ведущими к знанию, являются наблюдение, анализ, срав­нение и эксперимент. Опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков». «Призраки рода» - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; «при­зраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; «при­зраки рынка» - это привычки пользоваться в суждении о мире хо­дячими представлениями и мнениями без критического к ним от­ношения; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Основная работа – «Новый Органон».

Вебер Макс (1864-1920) – немецкий социолог, социальный философ и историк. Глав­ной идеей веберовской социальной философии является идея эко­номической рациональности, воплощенная в современном общест­ве и определяющая собой все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры. Высшее воплощение рациональности, с которой у Вебера связывается судьба Запада, представлено в концепции рациональной бюрократии. Рациональная бюрократия также являет собой идеальный тип и описывается Вебером такими чертами, как узкая специализация и строгое разделение обязанностей; стро­гая иерархизация власти; система формальных правил; безлич­ность и эмоциональная нейтральность отношений между индиви­дами. Вебер трактует исторический процесс под углом зрения социального действия и его решающих мотивов. По Веберу, глубинной основой человеческой мотивации в конечном счете оказы­вается смысл жизни, а важнейшей составляющей философии исто­рии является философия мировоззрений. Вебер рассматривал че­ловеческие действия с позиции их типичности как составляющие образа жизни, объединяющего образ действия и образ мысли в нечто единое.

Виндельбанд Вильгельм (1848-1915) – немецкий философ, глава баденской школы неокантианства, обосновал коренное различие методов естественных и общественно-исторических наук, уделял большое внимание исследованию в области истории философии. Основные работы: «История и естествознание», «История древней философии», «История новой философии».

Витгенштейн Людвиг (1889-1951) – австрийский философ, логик и математик. Стремился свести научное знание к логике и ма­тематике, абсолютизируя значимость формальных преобразований. Исходил из возможности сведения всего знания к совокупности эле­ментарных предложений, а философию рассматривал лишь как кри­тику языка. Оказал существенное влияние на развитие лингвистичес­кой философии. Одной из ее задач является детальный анализ фак­тического использования естественного разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие его не­правильного употребления.

Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) – французский писатель, философ, историк, один из видных представителей французского Просвещения. Основные философские произведения: «Философские письма», «Трактат о метафизике», «Основы философии Ньютона», «Опыт о нравах и духе народов...».

Гадамер Ханс Георг (р. 1900) – немецкий философ, ученик М. Хайдеггера, один из ведущих представителей философской герменевтики середины XX века. Придает герменевтике универсальный смысл, считая сутью философии проблему понимания. Понимание — это осмысле­ние диалога с текстом с позиций реальных проблем своего времени, своего взгляда на мир. В диалоге через понимание происходит пере­осмысление традиций, осуществляется развитие человеческой мысли. Основное сочинение – «Истина и метод».

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классический философии. На основе идеи приоритета духовного начала и диалектики создал грандиозную систему, в которой попытался упорядочить все современное ему знание. Разработал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие – есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий. Создатель неформальной – диалектической логики. Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии религии».

Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) – французский философ-материалист, один из представителей французского Просвещения, сыграл значительную роль в подготовке Великой Французской революции. Основные работы: «Об уме», «О человеке».

Гераклит Эфесский (ок. 520 - ок. 460) – древнегреческий философ, представитель ионийской школы, диалектик.Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые выражения: «Все течет, все изменяется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «Многознание уму не научает». Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и не­бытие – связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеоб­щим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. Мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеня­ющимся и закономерно угасающим. Разум правит всем через все. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рож­дением души для новой жизни.

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) – немецкий социальный мыслитель, теолог, филолог, лингвист, эстетик, литературный кри­тик. Смотрел на историю человечества как на единый процесс деяний народов. В едином процессе развития сущего человек - ло­гическое завершение: на нем останавливается развитие природы; продолжается развитие уже истории человечества. Основами исторической жизни Гердер считает климат, почву и вообще географическую среду. Его интересуют главным образом народное творчество, народные обычаи, верования, традиции и экономические отношения. Гердер впервые поставил вопрос о преемственности в развитии культуры. Эта мысль больше никогда не покидала почвы историчес­кого познания и, в конце концов, нашла свое завершение в идее еди­ной всемирной истории. При этом движущей силой, пружиной ис­тории выступают живые человеческие силы, способности. Это ис­точник движения истории, основной закон которой – взаимодействие человеческих деяний и природных условий.

Герцен Александр Иванович (1812-1870) – русский философ-материалист, революционер-демократ, писатель и публицист. В своих взглядах на общественное устройство он в целом выступал против славянофилов. Выступал против кре­постничества и царизма, выдвигая общедемократические требова­ния – освобождение крестьян с землей, общинное землевладение и уничтожение цензуры. Провозглашая идеалом справедливо устро­енную жизнь. Касаясь проблемы личности, Герцен утверждал, что она теперь становится центральной: личность – вершина истори­ческого мира, к ней все примыкает, ею все живет. Герцен считал, что для России наиболее приемлем крестьянский социализм, так как русская деревенская община содержит его зачатки. Верил в идеи социализма, но не рассматривал его как окон­чательную и совершенную форму общественного устройства. В области философии истории в фокусе его внимания была про­блема сущности социальных законов, которые осмысливались как переплетение стихийных ходов истории, т.е. бессознательного на­чала в историческом потоке, и сознательной деятельности индиви­дов и общества в целом в виде развития научного знания. Отношение к христианству у Герцена было противоречиво-по­исковым. Основные философские произведения: «Письма об изучении природы», «Дилетантизм в науке».

Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832) – немецкий поэт, естествоиспытатель и философ, обладал широким кругозором в истории философии. Основные работы в этой области: «Избранные философские произведения».

Гоббс Томас (1588-1679) – английский философ-материалист, значительное внимание уделял исследованию проблем общественной жизни. Теория познания строилась им на принципах сенсуализма. Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жесткого фатализма и ото­ждествляя волю с природной силой. По Гоббсу, если разложить структуру общества на отдельные части, можно убедиться, что су­щественной частью общества является человек-гражданин, т.е. че­ловек в государстве. Государство - это «механическое чу­довище», обладающее необычайной и страшной силой, ибо оно не находится в зависимости от воли отдельных людей или даже жела­ния партий - оно устанавливается навечно. Государство возникло в результате общественного договора. Возник­нув, оно отделилось от общества и имеет абсолютный характер. По­нятия добра и зла различаются только государством, человек же дол­жен подчиняться его воле и признавать дурным то, что признает дурным государство. При этом последнее должно заботиться об ин­тересах и счастье народа. Основные работы: «Философские элементы учения о гражданине», «Левиафан».

Гольбах Поль Анри (1723-1789) – французский философ-материалист, представитель французского Просвещения. Значительное внимание уделял борьбе с клерикализмом и религиозным мировоззрением. Основные работы: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Карманное богословие».

Горгий из Леонтии в Сицилии (ок. 480 - ок. 380 до н. э.) – древнегреческий философ. Один из старейших софистов.

Григорий Палама (1296-1359) – византийский богослов и церковный деятель, представитель мистицизма. Основные работы изданы в кн. «Памятники византийской литературы IX-XIV вв.». – М., 1969.

Гумилев Лев Николаевич (1912-1992) – русский историк, географ, автор оригинальной концепции этногенеза, согласно которой нация (народ) является организмом, жизнь которого подчинена общим законам биосферы. Основные работы: «География этноса в исторический период», «Древняя Русь и Великая степь».

Гуссерль Эдмунд (1859-1938) – выдающийся немецкий мыслитель, один из родоначальников феноменологии – учения о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предме­тов и событий. Феноменология дает возможность очистить созна­ние от эмпирического содержания, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода «феноменологической редукции». В ре­зультате из рассмотрения исключаются (или «заключаются в скоб­ки») весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории. И лишь этим путем мы как бы возвращаемся «к самим вещам» в виде сферы сознания, свободной от отношения к реаль­ности, но сохраняющей все богатство своего содержания. Гуссерль атакует психологизм своей эпохи, критикует попытку обосновать логику психологией, говоря, что логические законы не психологич­ны по своей природе. Гуссерль так определил объект, цели и метод философии: ее основной объект – это научное знание и познание, ее цель – построить науку о науке, т.е. «наукоучение». Решающая проблема теории познания – проблема объективности познания. Философу недостаточно того, что мы ориентируемся в мире, что мы имеем законы как формулы, по которым мы можем предсказы­вать будущее течение вещей и восстанавливать прошедшее. Он хочет привести в ясность, что такое по существу «вещи», «события», «законы природы» и т.п. В результате редукции остается последнее неразложимое единство сознания – интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет. Гуссерль под интенциональностью понимал такую направленность сознания на предмет как обобщенно-чистую структуру сознания, свободную от индивидуально-психологических, социальных и иных факторов. Основные работы: «Философия как строгая наука», «Кризис европейский наук и трансцендентальная феноменология».

Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) – русский философ, публицист и социолог, идеолог панславянизма, создатель теории культурно-исторических типов. Основная работа – «Россия и Европа».

Декарт Рене (1596-1650) – французский философ, математик, физик, физиолог. Один из родоначальников философии Нового времени и новой методологии научного исследования. Представитель философского рационализма. Декарт делил сотворенный Богом мир на два рода субстанций – духовную и материальную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие и не приобретенные в опыте. Таким образом, духовный мир человека есть нечто врожденное. Знаменитое изречение Декарта: «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). Основные сочинения: «Рассуждения о методе», «Начала философии».

Демокрит из Абдер (ок. 470/460 - 370 до н. э.) – древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики.Демокрит рассматривал мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. Атомы неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота – един­ственная реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пусто­те, не имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все много­образие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их извечная природа. Стоит отметить, что и душа, согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных ато­мов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – с единой субстанцией.

Дидро Дени (1713-1784) – французский философ-материалист, представитель французского Просвещения, основатель и редактор «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Основные произведения: «Мысли об объяснении природы», «Философские основания материи и движения».

Дильтей Вильгельм (1833-1911) – немецкий философ и культуролог, представитель философии жизни, основоположник понимающей психологии. Разрабатывал герменевтический метод познания исторических явлений. Основные произведения: «Типы мировоззрения и обнаружения их в метафизических системах», «Описательная психология».

Диоген (ок. 400 – ок. 325 до н.э.) – древнегреческий философ, киник. Считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания. Критически относился к искусству. Считал мир плохим, а блага жизни непрочными. Выход видел в независимости от мира и в смирении.

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – русский литературный критик, публицист, революционный демократ и философ-материалист. Основные работы опубликованы в сб.: Избранные философские произведения: в 2-х тт. – М., 1945-1946.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – великий русский писатель-гуманист, гениальный мыслитель. Начиная с 60-х гг. он исповедовал идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная ориентированность фило­софского осмысления судеб русской истории. Самобытный путь России заключался в том, что на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» бла­годаря широте его «нравственного захвата. В понимании человека Достоевский выступал как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму индивидуальной человеческой жизни увидеть решение «последних вопросов» бытия. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Достоевский делал упор на «рус­ское решение» социальных проблем, предполагающее отрицание ре­волюционных методов общественной борьбы, идею особого исто­рического призвания России, способной объединить народы на ос­нове христианского братства. В об­ласти философии Достоевский был скорее великим провидцем и пророком, нежели строго логичным и последовательным мыслите­лем. Он оказал сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала XX века, а также стимули­ровал развитие экзистенциальной и персоналистической философии на Западе.

Дьюи Джон (1859-1952) – американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Основное понятие философии Дьюи – опыт, толкуемый чрезвычайно широко – от всей активной человеческой деятельности до отношений человека и природы.

Зенон из Элей (ок. 490 - 430 до н. э.) – философ и политический деятель, любимый ученик и последователь Парменида. Развивал логику как диалектику. Наиболее известно опровержение возможности движения – знаменитые апории Зенона, которого Аристо­тель назвал изобретателем диалектики. Внутренние противоречия понятия о движении ярко выявляют­ся в знаменитой апории «Ахиллес», где анализируется положение, при котором быстроногий Ахиллес никогда не может догнать чере­паху. Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их пространства, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько про­двинется вперед. Апории Зенона связаны с диалектикой дробного и непрерывного в движении. Анализируя гипотетическое соревнование Ахиллеса и черепахи, Зенон представ­ляет перемещение каждого из них в виде совокупности отдельных конечных перемещений. В этом и заключена замена непрерывного движения на отдельные «шажки» – в реальности ни Ахиллес, ни черепаха не ждут друг друга и движутся независимо от условного разбиения их пути на воображаемые отрезки. Апории Зенона обна­жают глубокую загадку того, как из неподвижности, видимого от­сутствия измерений рождается движение.

Зиммель Георг (1858-1918) – немецкий философ и социолог, представитель «философии жизни», разрабатывал преимущественно проблемы методологии культурологического исследования. Основные сочинения: «Конфликт современной культуры», «Жизненные откровения», «Проблемы философии истории», «Религия. Социально-психологический этюд», «Философия денег».

Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 - ок. 877) – средневековый философ. Ирландец по происхождению, работал во Франции. Представитель ранней схоластики. Основное сочинение – «О разделении природы».

Камю Альбер (1913-1960)– французский философ, писатель и публицист, представитель экзистенциализма, исходным принципом своей философии считал категорию «абсурд». Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Камю в своих работах размышлял о смысле существования человека в его конечности и одинокости.Основные произведения: «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек» и др.

Кант Иммануил (1724-1804) – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, основатель так называемой трансцендентальной философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской АН (1794). Выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых «вещах в себе» (объективном источнике ощущений) и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Идеи Канта знаменуют начало так называемого «второго антропологического поворота» в философии (авторство первого антропологического поворота приписывается Сократу). Разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности, создал целостную философскую систему на принципах критической методологии. Основные произведения: «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Карнап Рудольф (1891-1970) – немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма, активный участник «Венского кружка». Основные работы: «Логические конструкции мира», «Мнимые проблемы в философии». «Преодоление метафизики логическим анализом языка», «Философия и логический синтаксис».

Кассирер Эрнст (1874-1945) – немецкий философ, представитель Марбургской школы неокантианства, рассматривал научное познание как одну из форм «символического мышления».

Кастанеда Карлос (1896–1958) – всемирно известный американский ученый-мистик мексиканского происхождения, профессор антропологии Калифорнийского университета. В его работах предстает первичная и поистине удивительная реальность магического мира, где нарушен закон физической причинности, смещены позиции формальной логики, разрушены основы времени, пространства и здравого смысла. Произведения Кастанеды можно причислить к редчайшему жанру – «духовному детективу». Основные работы: «Учение Дона Хуана», «Особая реальность».

Климент Александрийский Тит Флавий (? до 215) – раннехристианский философ, представитель апологетики, стремился к синтезу эллинистической философии и христианского вероучения. Основная работа – «Строматы» (Ковер из лоскутов).

Конт Огюст (1798-1857) – французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма, разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Основные сочинения: «Курс позитивной философии»(Т. 1-6); «Система позитивной политики» (Т. 1-4).

Конфуций (Кун–Фу–цзы, Кун–цзы, «Учитель Кун») (551-479 до н.э.) – китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства – идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Политический деятель, педагог, создатель оригинальной этико-политической системы на основе идей самовоспитания и всеобщих правил нравственности.

Кун Томас Сэмюэл (р. 1922- 1996) – американский философ и историк науки, один из лидеров так называемой исторической школы в методологии и философии науки, разработал концепцию исторической динамики научного знания, в центре которой находится учение о парадигме и научных сообществах. Основные работы: «Структура научных революций», «Коперниканская революция», «Планетарная астрономия в развитии западной мысли».

Кьеркегор (Киркегор) Серен (1813-1855) – датский теолог, философ и писатель, один из основоположников экзистенциализма. Ближе всего для его произведений подошло бы название литературно-психологических эссе на религиозно-этические темы. Основные работы: «Или-или», «Страх и трепет», «Философские крохи».

Лавров Петр Лаврович (1823-1900) – русский философ и социолог, публицист, идеолог революционного народничества. Основные работы: «Исторические письма», «Практическая философия Гегеля», «Механическая теория мира», «Очерки вопросов практической философии».

Лакатос (Лакатош) Имре (1922-1974) – английский историк науки, представитель «Философии науки», разработал методологию научно-исследовательских программ. Основные работы: «Доказательство и откровение», «История науки и ее рациональные конструкции».

Лакруа Жан (1900-1980) – французский религиозный философ, представитель персонализма. Основные работы: «Личность и любовь», «Марксизм, экзистенциализм, персонализм», «Чувства и моральная жизнь», «Персонализм как антиидеология».

Ламетри Жюльен Офре де (1709-1751) – французский философ-материалист, сформировал наиболее последовательную концепцию механистического материализма. Основные работы: «Человек – машина», «Система Эпикура».

Лао-цзы (Ли Эр) (6–5 вв. до н.э.) – полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Древнего Китая; традиция называет его автором «Дао дэ цзин» – «Книги о дао – пути и благой силе – дэ».

Леви-Строс Клод (р. 1908) – французский философ, этнограф и социолог, представитель структурализма. Основные сочинения: «Мифологика», «Структурная антропология», «Пути масок».

Левкипп (V в. до н. э.) – древнегреческий философ, один из создателей античной атомистики, учитель Демокрита.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – немецкий философ, математик, физик, языковед, представитель рационализма. Много внимания посвящал логическим исследованиям, создал концепцию бытия на основе учения о монадах. Основные работы: «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология» и др.

Ленин Владимир Ильич (1870-1924) – русский революционер и мыслитель, развил марксистскую философию, стремился реализовать ее идеи в революционной борьбе и практике социалистического строительства. Основные философские работы: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция».

Лихачев Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – русский мыслитель, филолог и публицист. Большое внимание уделяет исследованию русской культуры. Основное произведение: «Письма о добром и прекрасном».

Ломоносов Михаил Васильевич (17111765) – гениальный русский ученый-энциклопедист. В области философии был атомистом, развивая идеи «корпускулярной философии». Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц – атомов, образующих более сложные формы – корпускулы (или молекулы), которые, сочетаясь в разных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе «полной системы природы». Из идеи единства мира вытекает и его идея о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе, что свидетель­ствует о наличии в его взглядах элементов диалектики. Занимаясь естественными науками, Ломоносов придавал первостепенное значение опыту. Но опыт как метод познания был для него лишь основой достоверности; для того же, чтобы извлечь из опыта истину, обобщить экспериментальные данные и на этой ос­нове разработать новый закон природы, необходима аналитическая и синтетическая деятельность разума. Поэтому в ходе познания уче­ный должен выдвигать гипотезы в качестве предварительного ло­гического объяснения опытных данных. Лишь подтвержденная опытом гипотеза приводит к истинной теории. Итак, метод позна­ния Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к установлению строгой научной теории. В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира, был деистом, считая Бога главным «архитектором» мироздания. По пробле­мам социальной жизни придерживался просветительских взглядов.

Локк Джон (1632-1704) – английский философ, концептуалист, разработал эмпирическую теорию познания, в которой отвергает существование врожденных идей и доказывает, что все человеческое знание проистекает из опыта. Основное сочинение – «Опыт о человеческом разуме».

Лосский Николай Онуфриевич (1870-1965) – русский философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. Основные работы: «Мир как органическое целое», «Обоснование интуитивизма», «Свобода воли», «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция».

Маркс Карл Генрих (1818-1883) – немецкий философ, социолог и экономист, революционер, один из создателей философского учения диалектического и исторического материализма, в котором материализм органически соединен с диалектикой и доведен до понимания общественной жизни. Обосновывал решающую роль в общественной жизни материального производства. Основные философские работы: «Экономическо-философские рукописи 1844 года», «Немецкая идеология», «Нищета философии», «Экономические рукописи 1857-1859 годов», «Капитал».

Мах Эрнст (1838–1916) – австрийский физик и философ–идеалист, представитель эмпириокритицизма, психолог. Профессор физики университета в Граце (1864–1867). Профессор физики (с 1867) и ректор (с 1879) Пражского (с 1882 – Немецкого в Праге) университета. Профессор философии Венского университета (1895- 1901).

Монтескье Шарль-Луи (1689-1755) – французский философ-просветитель, писатель и историк, сотрудник «Энциклопедии», редактируемой Д. Дидро. Обладал обширными познаниями в области естественных и общественных наук, искусства и религии.

Наторп Пауль (1854-1924) – немецкий философ, один из создателей Марбургской школы неокантианства, значительное внимание уделял развитию идей «социальной педагогики» в духе этического социализма. Основные работы: «Логические основания строго научного знания», «Философская систематика», «Кант и Марбургская школа», «Социальная педагогика».

Николай Кузанский (Николай Кребс) (1401-1464) – немецкий теолог, философ, проживший большую часть своей жизни в Италии. На основе неоплатонизма создал философскую систему с элементами пантеизма. Основные работы: «Об ученом незнании», «О божественном видении».

Ницше Фридрих (1844-1900) – немецкий философ-иррационалист, один из основателей «философии жизни», стремился провести радикальную переоценку ценностей, которая мыслилась к тому времени в европейской философии, на место классических категорий «материя», «дух», «сознание» поставил «жизнь», «воля к власти». Ницше чужды всякие попытки построения философской систе­мы. Мир есть постоянное становление и бесцельность, что выража­ется в идее «вечного возвращения одного и того же». Вслед за А. Шо­пенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, порыв, как «волю к власти», к расширению своего Я,к экспансии. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Централь­ным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник философии жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия. Ницше отвергает принципы демократии и исторического про­гресса: он противопоставляет им amor fati – любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы». Ницше, будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» – тех «немногих», которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством – серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой». Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику мо­рали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предпо­лагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» – это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». Основные работы: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое», «Утренняя заря», «По ту сторону добра и зла», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра».

Ортега-и-Гассет Хосе (1883-1955) – испанский философ, в работах которого переплетаются увлечение идеями Ницше и экзистенциализмом, впервые дал критику идеологии «массовой культуры». В книге «Восстание масс» он рассматривает преемственность в развитии культуры и цивилизации в качестве унивепсального закона истории. Основные работы: «Восстание масс», «Дегуманизация искусства».

Парменид из Элей (ок. 515 - 544 до н. э.) – основатель элейской школы, развил философское учение о самодостаточности бытия. Центральной идеей его философии является соотношение мышления и бытия. Основное произведение – философская поэма «О природе».

Печчеи Аурелио (1908-1984) – итальянский экономист, философ, общественный деятель, создатель Римского Клуба, анализировал глобальные проблемы современности с позиций гуманизма. Основная работа – «Человеческие качества».

Пиррон (360-270 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель скептицизма. Выдвинул идею атараксии (безмятежности). По Пиррону, философ – это человек, который стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. Главный принцип его философии – это воздержание от каких бы то ни было суждений о чем-либо.

Пирс Чарльз Сандерс (1839–1914) – американский философ, логик, математик, «отец научной философии США». Наиболее известен как родоначальник прагматизма. Ввел в философию понятие «прагматизм» (а также и «прагматицизм», что не прижилось) как обозначение нового философского направления. Профессор в Кембридже, Балтиморе и Бостоне. Член Американской академии наук и искусств (1877).

Пифагор Самосский (VI в. до н. э.) – древнегреческий философ и математик, основатель пифагореизма, в основе которого лежало мистическое учение о числе. Видел в числе и математических отношениях объяснение скрытого смысла явлений, законов природы.

Платон (428/427 - 348/347 до н. э.) – древнегреческий философ, ученик Сократа, систематизатор философского знания своего времени, оказал влияние на всю мировую философскую культуру. Идея – центральная категория в философии Платона. Идея – это смысл, сущность вещи. На основе концепции первенства идей создал первую в истории философии систему объективного идеализма. Основные работы: диалоги «Апология Сократа», «Софист», «Теэтет», «Пир», «Парменид», «Государство».

Поппер Карл Раймунд (1902-1994) – английский философ, логик и социолог, основоположник критического рационализма. Одна из главных задач философии – демаркация, т.е. отделение научного знания от ненаучного. Он выдвинул идею о фальсификации как основном принципе проверки истинности научного знания. Основные сочинения: «Логика научного исследования», «Предложения и опровержения», «Объективное знание».

Протагор из Абдеры (ок. 480 - ок. 420 до н. э.) – древнегреческий философ, один из основоположников софизма. Ему принадлежит высказывание: «Человек есть мера всех вещей». Говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть противопоставлено противоречащее ему суждение.

Рассел Бертран (1872-1970) – английский философ, логик, общественный деятель, представитель неопозитивизма. Рассел был создателем логического атомизма и основоположником философии логического анализа, значительное внимание уделял разработке философских вопросов математики. Основные сочинения: «Научный метод в философии», «Проблемы философии», «Принципы математики» (в соавт. с А. Уайтхедом), «Логика и познание», «Человеческое познание, его сферы и границы», «История западной философии».

Риккерт Генрих (1863-1936) – немецкий философ, один из основоположников баденской школы неокантианства, заложил основы аксиологии как науки о ценностях. Основные работы: «Границы естественнонаучного образования понятий», «Введение в трансцендентальную философию», «Предмет познания», «Философия истории», «Науки о природе и науки о культуре», «О системе ценностей», «Философия жизни».

Руссо Жан-Жак (1712-1778) – французский философ, социолог и теоретик педагогики, крупнейший специалист в области философии искусства. Мировоззренческие вопросы решал с позиций деизма, в социальной философии сторонник общественного договора. Основные работы: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей», «Об общественном договоре».

Сартр Жан-Поль (1905-1980) – французский философ, писатель и общественный деятель, представитель секулярного экзистенциализма. Стремился применить диалектическую методологию в разработке проблем онтологии, антропологии и гносеологии. Центральное место отводил концепции свободы человека. Основные философские сочинения: «Воображение», «Воображаемое», «Бытие и ничто», «Критика диалектического разума», «Экзистенциализм – это гуманизм».

Сенека Луций Анней (ок. 5 до н. э. - 65 н. э.) – римский философ и писатель, государственный деятель, представитель стоицизма, значительное внимание уделял разработке этических проблем, стремился помочь человеку обрести душевное равновесие. Высшей ценностью считал свободу. Проповедовал покорность, выносливость, стойкое перенесение жизненных невзгод. Основные работы: «Нравственные письма к Лукрецию», «О милосердии», «О благодеяниях», «О душевном покое», «О досуге».

Сократ (ок. 470 - 399 до н. э.) – древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как средства отыскания истины путем постановки наводящих вопросов, так называемого сократовского метода («майевтики»). Он впервые поставил в центр философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Его главный лозунг – «Познай самого себя!». Письменных работ не оставил, но оказал огромное влияние на развитие философии.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский религиозный философ, публицист и поэт, основоположник «Философии всеединства», оказал большое влияние на развитие русской философии. Высшим единством всего сущего является Бог. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Эти три начала (благо, истина и красота) составляют единство, предполагающее любовь – силу, подрывающую корни всякого эгоизма. Основные сочинения: «Оправдание добра», «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве», «Три разговора».

СОЛОН– один из семи древнегреческих мудрецов (по Диогену Лаэрцию). Ему принадлежат изречения:

Избегай удовольствия, рождающего страдания.

Не спеши приобретать друзей, а приобретенных не спеши отвергнуть.

Научившись подчиняться, научишься управлять.

О тайном догадывайся по явному.

Никогда не слишком.

Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) – русско-американский социолог и философ, уделял большое внимание разработкам проблем философии истории и культуры. Основные работы: «Система социологии», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика».

Спенсер Герберт (1820–1903) – английский философ и социолог, один из главных представителей эволюционизма. Считал эволюцию всеобщим процессом в области мира явлений, описал всеобщие законы эволюции. Творчество Спенсера оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу своей эпохи. Теоретические взгляды Спенсера формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции.

Спиноза Бенедикт (Барух) (1632-1677) – нидерландский философ, представитель рационализма и пантеизма, значительное внимание уделял проблемам метода познания, наиболее полно разработал концепцию субстанции. Существует единая, находящаяся вне сознания субстанция, которая является причиной самой себя (causa sui) и не нуждается ни в каких других причинах. Основные работы: «Этика», «Богословско-политический трактат».

Тейяр де Шарден Пьер (1881-1955) – французский ученый, философ и теолог, представитель философской антропологии. Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, привед­шей к появлению человека с присущими ему разумом и чувствами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запла­нированным свыше итогом космического процесса как едино-цель­ной системы. Психоэнергетический феномен лежит в обосновании божествен­ного источника космической эволюции. Высшим ее выражением яв­ляется разумный человек. Мыслитель считал эту энергию естествен­ной формой божественной благодати. Точка «Омега» — это финаль­ная цель, символизирующая собой Христа, сопричастного мирозда­нию. Человек, концентрирующий в себе психическую энергию, тво­рит ноосферу. Основные работы: «Феномен человека», «Божественная среда», «Наука и Христос».

Тертуллиан Квинт Септимий Флорес (ок. 160 - после 220) – прославленный римский адвокат, христианский теолог и философ, представитель раннехристианской апологетики, обосновывал несовместимость библейского вероучения и философской мудрости, утверждал бесспорный приоритет веры по отношению к разуму. Основные сочинения: «Апология», «Прещения против еретиков».

Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975) – английский историк и философ. Разработал оригинальную концепцию философии истории, в основе которой религиозно-идеалистическое учение о Логосе и теория происхождения цивилизаций по формуле «Вызов-ответ». Основная работа – «Постижение истории».

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) – великий русский писатель и мыслитель, значительное внимание уделял религиозно-нравственной проблематике. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «ис­тинная религия». В ней Толстой признавал лишь этическую сторо­ну, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного само­совершенствования человека он видел в отказе от какой-либо борь­бы, в принципе непротивления злу насилием, в проповеди всеобщей любви. Отрицал официальную церковь и государство. Считал народ носителем истинной веры и нравственности, видел в нем основу всего общественного устройства. Основные философско-нравственные произведения: «Исповедь», «О жизни», «В чем моя вера», «Царство Божие – внутри нас», «Исследование догматического богословия», «Путь жизни».

Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920) – русский религиозный философ, эстетик и публицист, ученик и друг Вл. Соловьева, представитель «философии всеединства». Основные работы: «Миросозерцание Вл. Соловьева», «Философия Ницше», «Социальная утопия Платона», «Смысл жизн»".

Трубецкой Николай Сергеевич (1890-1938) – русский религиозный философ и социолог, один из основоположников идейно-теоретического и общественного течения евразийства. Основные работы: «Европа и человечество», «Вавилонская башня и смешение языков», «К проблемам русского самосознания», «Об истинном и ложном национализме».

Трубецкой Сергей Николаевич (1828-1893) – русский религиозный философ, публицист, общественный деятель, последователь и друг Вл. Соловьева, представитель «философии всеединства». Основные работы: «Метафизика в Древней Греции», « Учение о Логосе и его истории».

Фалес (ок. 625 - ок. 547 до н. э.) – древнегреческий философ, основатель милетской школы, родоначальник античной философии. Фалес берет в качестве первоосновы, или первоматерии, воду («архэ).

Федоров Николай Федорович (1828-1903) – русский религиозный философ, представитель русского космизма, создатель концепции «общего дела» по преобразованию мира и возвращению его к Богу. Основное произведение – «Философия общего дела».

Фейербах Людвиг (1804-1872) – немецкий философ-материалист, представитель немецкой классической философии, на первый план выдвигал проблему человека как «единственного, универсального и высшего предмета философии». Основные работы: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Предварительные тезисы к реформе философии», «Основы философии будущего».

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) – немецкий философ, представитель немецкой классической философии, значительное внимание уделял разработке «науки о науке» – наукоучения и вопросам этики и государственного устройства. Основные работы: «Наукоучение», «О назначении ученого», «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии» и др.

Флоренский Павел Александрович (1882-1943) – русский религиозный философ, богослов и ученый-энциклопедист, близок к «философии всеединства» и софиологии. Основные произведения: «Столп и утверждение истины», «Смысл идеализма», «Не восхищение Непщева», «Первые шаги философии».

Фома Аквинский (1225/26 - 1274) – итальянский теолог и философ, один из виднейших представителей средневековой схоластики, основатель томизма, разработал учение о «гармонии веры и разума». Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Франк Семен Людвигович (1877-1950) – русский религиозный философ, представитель «философии всеединства», уделял значительное внимание разработке нравственной проблематики. Основные сочинения: «Философия и жизнь», «Предмет знания», «Душа человека», «Живое знание», «Духовные основы общества», «Непостижимое», «Реальность и человек».

Фрейд Зигмунд (1856-1939) – австрийский невропатолог, психиатр, основоположник психоанализа как метода лечения неврозов и психоаналитической философии. Фрейд раскрыл многослойность психики человека, показал значительную роль в психических процессах бессознательного, дал своеобразную трактовку роли культуры в жизни индивида и общества. Основные произведения: «Я и Оно», «По ту сторону принципа удовольствия», «Психология масс и анализ человеческого «Я», «Тотем и табу», «Будущность одной иллюзии», «Неудовлетворенность в культуре».

Фромм Эрих (1900-1980) – немецко-американский психолог и философ, представитель неофрейдизма, стремился выяснить взаимодействие психологических и социальных факторов в процессе их формирования, связь между психикой человека и социальной структурой общества, выступал против идеологии потребительства с позиций приоритета бытия перед обладанием. Основные работы: «Быть и иметь», «Психоанализ и религия».

Хабермас Юрген (р. в 1929) – немецкий философ, социолог и культуролог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму. Автор теории «коммуникативного действия», представитель «второго поколения» Франкфуртской школы.

Хайдеггер Мартин (1889-1976) – немецкий философ, один из основоположников экзистенциализма, представитель секулярной ветви экзистенциализма, несмотря на иррационалистические установки, стремился создать целостную философскую систему. Основные работы: «Бытие и время», «Кант и проблема метафизики», «Введение в метафизику».

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860) – русский религиозный философ и публицист, основатель славянофильства, развивал учение о соборности как метафизическом принципе устройства бытия. Оказал большое влияние на развитие русской религиозной философии. Основные работы см. в Полном собрании сочинений (тт. 1-8, 1900-1904 гг.).

Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) – русский ученый и философ, представитель русского космизма; в научных исследованиях обосновал применение реактивного принципа для полетов в мировом пространстве, создал новое научное направление ракетодинамики и астронавтики, в философских работах обосновывал возможность расселения человечества в Солнечной системе и других Звездных мирах. Основные работы: «Будущее земли и человечества», «Любовь к самому себе или истинное себялюбие», «Воля Вселенной», «Неизвестные разумные силы».

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856) – русский философ и публицист, значительное внимание уделял проблеме исторической судьбы России. Основное произведение «Письма о философии истории», за которым закрепилось название «Философические письма».

Чернышевский Николай Гаврилович (1828-1889) – русский философ-материалист, публицист и литературный критик, выдающийся представитель революционного демократизма, базируясь на идеях Л. Фейербаха, создал систему антропологического материализма. Основное философское сочинение «Антропологический принцип в философии».

Швейцер Альберт (1875-1965) – немецко-французский философ, теолог, врач и музыковед, обосновавший этическую концепцию благоговения перед жизнью. Основные работы: «Культура и этика», «Философия культуры».

Шелер Макс (1824-1928) – немецкий философ, один из основоположников философской антропологии. Основные сочинения: «Формализм в этике и материальная этика ценностей», «О вечном в человеке», «Положение человека в космосе».

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775–1854) – немецкий философ-идеалист, представитель немецкой классической философии наряду с Кантом, Гегелем, Фихте. разработавший концепцию трансцендентального идеализма. Основные сочинения: «Система трансцендентального идеализма», «Философия и религия».

Шестов Лев (псевдоним, наст. имя и фамилия Лев Исаакович Шварцман) (1866-1938)– русский религиозный философ, представитель религиозного экзистенциализма. Для мировоззрения Шестова характерен крайний иррационализм. Основные сочинения: «Достоевский и Ницше. Философия Трагедии», «Апофеоз беспочвенности», «Афины и Иерусалим», «Sola fide (Только верой)», «Умозрение и откровение».

Шлегель Фридрих (1772-1829) – немецкий философ, писатель и литературный критик, теоретик романтизма, предшественник «философии жизни». Основные философские сочинения: «Письма о философии», «Идеи», «Философия жизни», «Философия истории», «Философские языки и слова».

Шлик Мориц (1882-1936) – австрийский философ и физик, ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Основные работы изданы в сб. «Избранные сочинения». Вена, 1938 г.

Шопенгауэр Артур (1788-1860) – немецкий философ-иррационалист, предшественник «философии жизни». Оспаривал само понятие разума как области ментальной деятельности человеческого сознания. Введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Его бессознательное – такая стихия, которая не подвластна никаким рациональным методам исследования. Основные работы: «Мир как воля и представление», «Афоризмы житейской мудрости».

Шпенглер Освальд (1880-1936)– немецкий философ и культуролог, представитель «философии жизни», на основе концепции циклического характера исторического процесса и множественности культур предсказывал гибель европейской цивилизации. Основная работа – «Закат Европы».

Энгельс Фридрих (1820-1895) – немецкий философ и революционер, друг и соратник К. Маркса, один из основоположников диалектического и исторического материализма. Многие работы Энгельсом написаны совместно с К. Марксом. Специфичным для него является увлечение философскими проблемами естествознания, что носило свое отражение в работе «Диалектика природы».

Эпиктет (ок. 50 - ок. 140) – римский философ-стоик, в, центре учения выработка и сохранение такой нравственной позиции, при которой человек в любых условиях сохраняет внутреннюю независимость и духовную свободу. Философские проповеди Эпиктета сохранились в записи его ученика Флавия Арианна.

Эпикур (341-270 до н. э.) – древнегреческий философ, основоположник эпикуреизма. Онтология Эпикура базировалась на атомизме Демокрита с допущением возможности отклонения пути движения атомов. Главное же внимание уделял разработке этики, основным принципом которой было достижение безмятежного состояния через самоустранение от тревог и страданий. Основные сочинения: «Письмо к Геродоту», «Письмо к Пифоклу», «Письмо к Менекею», «Главные мысли».

Юм Давид (1711-1776) – английский философ, на основе субъективного идеализма сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма. Основная работа – «Трактат о человеческой природ».

Юнг Карл Густав (1875-1961) – швейцарский психолог и психиатр, ученик З. Фрейда, представитель психоаналитической философии, разработавший концепцию коллективного бессознательного, в основе которого лежало учение об архетипах. Основная работы: «Архетип и символы», «Психологические типы и отношения между Я и бессознательным» и др.

Ясперс Карл (1883-1969)





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...