Главная Обратная связь

Дисциплины:






Верховье (Верховская, Верхняя Мудьюга)



Жена Ивана Варфоломеевича, младшего брата деда Петра, Парасковья Ивановна (Абрамова 1890-1974гг.) была родом из села Верховье, которое расположено в семи километрах вверх по речке Мудьюге, правом притоке реки Онеги. В семье кроме неё были ещё две дочери Анна, Наталья и сын Андрей.Сын Натальи Толстоноговой Василий после войны женился на учительнице Анне Семёновне, а внук Николай жилв Анциферовском Бору. Парасковья Ивановна Абрамова была женщиной образованной. Она окончила церковно-приходскую школу в селе Верховье (Другое название села Верхняя Мудьюга). За усердие в учёбе была награждена подарком. У Тамары Андреевны в личном архиве сохранилась бабушкина книжка, полученная в подарок. Это Святое Евангелие, изданное Синодальной типографией Санкт-Петербурга 1903г. с дарственной надписью и церковной печатью. Надпись гласит:

Парасковья Ивановна обладала хорошим голосом, пела на клиросе в церковном хоре. Парасковья также ткала, шила на швейной машине “Зингер”, пряла и вязала. Тогда все деревенские женщины занимались этим.

Выйдя замуж за Распутина Ивана Варфоломеевича, Парасковья родила и воспитала пятерых детей. Распутина Парасковья Ивановна 8 мая 1946 года награждена “Медалью Материнства II степени”. Шестой ребёнок Александр умер в младенчестве. Жили в деревне Медведево в доме свёкра Варфоломея Ивановича Распутина.

После революции в деревне образовался колхоз, где было организовано четыре бригады. Парасковья Ивановна работала бригадиром в полеводческой бригаде.

Во время Великой Отечественной войны, после моего отца работала продавцом в магазине. В деревне Медведево были большие весы на задворках Ольги Ивановны дома, у ручья, на которых взвешивали сено. Заезжали вместе с дровнями на весы. Парасковья Ивановна была весовщиком. Вместо гирь были клейменые камни. Как она орудовала с этими гирями – непостижимо.

У Парасковьи Ивановны были образованные племянники, которые учились в Чекуевской школе. Потом Лидия Андреевна Абрамова вместе с моим дядей Костей, папиным братом, окончила медицинский институт в городе Архангельске и работала главным врачом в городе Пионерске Калининградской области. Иван Андреевич Абрамов был военным офицером. Воевал, затем служил в Прибалтике, в Литве в органах КГБ. В настоящее время живёт в городе Вильнюсе.

Мой отец Владимир Петрович очень любил эту женщину, Парасковью Ивановну, и называл её не иначе как “дяинка”. А его мать, моя бабушка Зинаида Михайловна говорила, что два года жили вместе со снохами дружно, как сёстры.

По данным Государственного архива деревня Верховье основана в XV веке переселенцем Дмитрием Степановым и названа по его имени Митинской. Вторая деревня на другом берегу реки названа Ряхковской (Ряховской). В те далекие времена прежде, чем выбрать место для поселения, приходилось думать, а как защитить поля и луга от диких животных, а скот от хищного зверя. И люди селились на границе ручья, реки, озера, на мысу. К лесной стороне лес валили, землю готовили под поля и покосы. В XVI веке деревни Митинская и Ряхковская составляли 12 дворов, 14 — тягловых крестьян. В конце XVI века, вскоре после основания Архангельска и центра Беломорского торга, проложена зимняя дорога Архангельск – Чекуево.Дорога связывала западные районы Каргополя, Поморье, Карелию. Первая станция, как называли ее “выпряжай”, была деревня Верховская (Верховье). В XVI веке сложилась многодворная сельская община. По принципу захвата, люди засекали пустующие земли, особенно по берегам речек в верховьях Мудьюги. Симановы заняли Лилисару, Кононовы - Верхнюю Мудьюгу, Титовы - Некрасово и Бучерово, Шерстобоевы - Рименьгу, Нефедовы - Вычеру. Закрепив заимки билетами на 99 лет. В 1730 году в Верховье построены две деревянные церкви и между ними высокая колокольня. В это время в Верховье на обеих сторонах реки жило много крестьян. Церковь строили крестьяне под руководством местного крестьянина Пальтихина.



Мне попала на глаза книга Алексея Фёдоровича Толстоногова, которая опубликована в Интернете 23.10.2005г. Где он описывает своё село Верховье. Особо интересными для меня оказались павны (пруды), поэтому я привожу выдержку из этой книги.

“Павны деревни Верховье - удивительные гидротехнические сооружения. Большинство из них расположено в радиусе четырёх километров от деревни Ряхковской. Происхождение их местным жителям (старожилам) неизвестно. Считают, что все павны естественного происхождения, как и озера бассейна реки Мудьюги. Павен в районе деревни Ряхковской - 10, в районе деревни Митинской - 4. Есть несколько павен на некотором расстоянии вверх по реке Мудьюге, но во всех тех темная вода, и есть ли в них рыба неизвестно. Все павны сделаны по серповидной схеме (подобие полумесяцу). Размера небольшого: длинной от 500 до 1500 метров и шириной около 40 метров. Посредине павны обязательно полуостров. Обычно берега полуострова выше других берегов. И полуостров всегда направлен в середину изгиба. В изгибах павен обязательно расположена небольшая рощица из кустов смородины, малины, шиповника и обязательно черемухи. За рощицами никто не следит, но они всегда в свежем состоянии, густы и плодоносят. Черемуха растет несколько выше по склону. Как павны, так и рощица существуют с незапамятных времен.

Берега павен высотой от трёх до пяти метров все выполнены под одним градусом наклона и поросли хорошим дерном до самой воды. На них растет хорошая трава. В течение многих лет полуостров крестьяне использовали для выращивания хлеба, в основном ржи, однако земля на краях полуостровов не деформируется, как и вообще берега всех павен. В павнах чистая, светлая, снеговая вода, всегда находится на одном уровне. Колебания уровня воды не заметны, дно чистое, ровное, но с давних времен на дне растет коричневый мох, который крестьяне с успехом использовали для изоляции (прокладки) между бревен при постройке изб и других построек. В прошлом крестьянки вымачивали в некоторых павнах снопы льна, выращенного тут же на полях. Во всех павнах водились, очевидно, водятся и сейчас, крупные (красные) золотистые караси - одно из любимых кушаний крестьян. Ловили их нершами. Но ход карасей непродолжителен, и ловили не все. Глубина павен 2,5-3,5м. В настоящее время никакой производственной необходимости в павнах нет, и за ними никто не наблюдает. Павны - дело рук человеческих, безусловно, полезны, как оздоровляющие местность и украшающие природу сооружения. Происхождение их до сих пор точно неизвестно. Вполне возможно, что это дело рук братии Сырьинского монастыря, располагавшегося по соседству с деревней”.

В своей книге Г.Н. Мелехова, к.и.н., доцент кафедры философии, социологии и политологии МИРЭА “Монастыри в традиционной народной культуре Русского Севера” пишет: “Следы строительной деятельности монахов запечатлелись по всему Поморью и Поонежью. Никольский храм в селе Малошуйка, земли которого в XVII веке принадлежали Кожозерскому Богоявленскому монастырю, был поставлен в 1638 г. игуменом Ионой. Постройка гидротехнических сооружений в селе Верховье – «павен» (прудов) – дело рук монахов Сырьинского монастыря. В самом селе Сырья на месте захоронения преподобного Кирилла (Кириака), основателя обители в XIV веке, стоит часовня его имени с усыпальницей в форме деревянного гроба”.

“Взаимоотношения человека с окружающей природой - одно из главных условий его здорового и счастливого существования. Верховцы любят свою деревню и окружающую ее природу и понимают необходимость бережного отношения к ней. Со слов старожилов известно, как серьезно относились наши деды и прадеды к природе. Например, заготовляя в лесу дрова, житель не рубил все деревья подряд, где находился, а искал сухостойные (сухие деревья), рубил их на дрова. Никогда не рубили лес без надобности. Находясь в лесу в окружении ягод и грибов, не уничтожали их бессмысленно, а оставляли следующим людям, пришедшим в лес за грибами или ягодами. Среди верховцев получили серьезное осуждение лесозаготовки, нанесшие в прошлом ущерб онежским лесам. В первую очередь верховцы должны жить в дружбе с окружающей их природой. И верховцы в прошлом прекрасно понимали это и заботились о природе. Пример: среди деревни Ряхковской с незапамятных времен (старожилам происхождение ее неизвестно) существовала небольшая, примерно тысяча квадратных метров, но симпатичная и весьма уютная павна с чистой снеговой водой. Уровень ее изменялся незаметно. Павна была построена по серповидной схеме с полуостровом посредине, направленным в изгиб павны. Берега ее были исполнены под одним градусом и поросли хорошим дерном и на протяжении ее существования не деформировались. На полуострове крестьянки выращивали картофель. Павна была непроточной, но вода в ней была чистая, здесь водились крупные золотистые караси. Крестьяне ловили их. Павна была украшением деревни и стоявших на ее берегу крестьянских изб (домов). И все крестьяне деревни берегли ее. Жители ее берегов следили за чистотой павны, не позволяли ее засорять. Не было случая, чтобы какой-нибудь несмышлёныш бросил в нее ненужную вещь. Это была общая атмосфера порядка вокруг павны и вообще в деревне, уважение к деревне и ее людям. Устанавливали этот порядок словами, советами, как и в прежние времена, старики. Они встречались или в церкви (в воскресенье или в праздничные дни), или на собраниях и обсуждали деревенские дела. В деревне собрания собирались при необходимости, авторитет которых был высок, и решение собрания было законом для каждого жителя. Но вот случилась первая мировая война (с Германией), и мужчины всех возрастов ушли на войну. Многие не вернулись, и жизнь в деревне как-то надломилась. Много осталось молодых вдов с малыми детьми на руках. Горе, нужда, лишения и даже нищета поселились в деревне. Многие старики умерли, многие женщины, вдовы стали равнодушны к своим деревенским делам. За павной уже никто не следил, и она стала засоряться и зарастать. Уровень воды снизился, караси исчезли”, - рассказывает А.Ф.Толстоногов в своей книге.

Праздники в деревне Верховье отмечают 9 июля в честь иконы Тихвинской Божьей матери и 10 августа в честь иконы Смоленской Божьей Матери.

Смоленская икона Божией Матери — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы, по преданию, написанная евангелистом Лукой. Празднование иконе совершается 28 июля (по юлианскому календарю). Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века, когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. В начале XII века князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск, где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от татарского нашествия. Позже икона была перенесена в Москву и до 1456 года хранилась в Благовещенском соборе (по просьбе Михаила, епископа Смоленского икона была возвращена в Смоленск). Первый почитаемый список с иконы был сделан для Новодевичьего монастыря, основанного в 1524 году по случаю возвращения Смоленска России от Литвы. Во время Отечественной войны 1812 года икону из Смоленска привезли в Москву и в день Бородинского сражения вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль, а по окончании войны вернули в Смоленск. Икона хранилась в Успенском соборе Смоленска, несмотря на его закрытие в 1929 году. В 1941 году Смоленск захватили немецко-фашистские войска, которые обнаружили икону среди прочих святынь Успенского собора. После освобождения города от оккупантов в 1943 году икона найдена не была.


Медведево.

 

На острове, размерами в десять километров в ширину и двадцать в длину, образованном Большой и Малой Онегой привольно раскинулись несколько больших и малых деревень, в разное время которых здесь насчитывалось более десятка. В их числе на берегу Большой Онеги, напротив того места, где впадает в неё извилистая, с высокими обрывистыми берегами река Кодина и речка Тельминца раскинулась деревня Медведево.

В деревне Медведево в лучшие времена насчитывалось более 50 домов. Также была построена часовня в честь Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев в 1853 году. В честь святых Зосимы и Савватия в деревне Медведево отмечали праздники 30 апреля и 10 октября. Существует легенда по поводу названия деревни. Раньше здесь, вплотную к воде, располагался строевой сосновый бор. В этом сосновом бору, жил человек-отшельник. Кто он был: беглец или разбойник, отставший от своей группы, никто не знал. К реке он выходил ловить рыбу в медвежьей шкуре. Сосновый бор был вырублен в конце 18 века, когда производство экспортного леса в Онеге перешло от графа П.И. Шувалова к английскому купцу Гому (примерно 1760 год?).

К тому же, здесь водились медведи, здесь был по-настоящему медвежий угол. Медведи нападали на скот и тогда священник и жители каждое лето в последнюю пятницу перед Ильиным днём, который по христианской религии отмечается 2-го августа, кропили коров и другой домашний скот святой водой, служили молебен, прося защиты у покровителя скота Власия. Так возник праздник в деревне Медведево Ильинская пятница.

В конце тридцатых годов ХХ столетия в деревне насчитывалось пятьдесят два дома, расположенных в три ряда, “глазом на воду”. Первый ряд от реки находился на возвышенности, поэтому в весенний ледоход эти дома водой не затопляло. Здесь овощи хранились прямо в подвалах под домами.Остальные дома располагались в низине, и жители этих домов овощи хранили в ямах расположенных на берегу реки. Вверх и вниз по берегу реки Онеги раскинулись поля. Часовня находилась в полях под названием “Горни”, вверх по течению реки Онеги. В двадцатых годах она была перестроена под клуб молодёжью деревни Медведево. Здесь, в полях были расположены две ветряные мельницы, которые было видно из Боров, расположенных на правом берегу реки Онеги. Между часовней и деревней располагались скотные дворы, где жили колхозные коровы и телята. Здесь же располагалась конюшня. Вниз по течению реки Онеги, недалеко от деревни Медведево, как бы в её продолжение, около Ваневского ручья приютилась маленькая деревенька Ванево. В этой деревне было всего три дома, один из которых брат деда Петра, Распутин Иван Варфоломеевич весной 1945 года перевёз в деревню Медведево для своей дочери Ольги Ивановны Распутиной. Янков Александр Григорьевич, второй председатель Белозерской Коммуны, вернувшись с войны, какое - то время работал в деревне Поле председателем сельпо, потом его выбрали председателем сельпо в селе Чекуево. Александр Григорьевич купил один из оставшихся двух домов на хуторе Ванево и перевёз его для своей семьи в село Чекуево. Деревня Ванево славилась красивым и живописным лугом. Сюда, в Ванево, по весне медведевская молодёжь ходила гулять и плести венки из полевых цветов. Ванево скорее не деревня, а хутор. Законом от 9.11.1906г. правительством было разрешено крестьянам выходить из общины на хутора и отруба. Этот закон послужил началом Столыпинской реформы. В связи с этим на Онеге появились хутора из крепких крестьян-хозяйственников. Так появился хутор Ванево. Но просуществовал он не долго.

В плане деревни Павловская (Архангельская губерния, Онежский уезд, Мардинская волость, Мардинского общества. 1853год) представлен список хозяев:

1. Козьма Смагин; 2. Фёдор Агафонов; 3. Иван Минин;

4. Пётр Смагин; 5. Иван Агафонов; 6. И. Агафонов.

Жители деревень называли хутором также деревню Павлово. Она располагалась примерно в одном километре вверх по реке от деревни Медведево. Хутором её называли, скорее всего, по той причине, что в ней было всего три дома. Здесь не было часовни, но одно время была школа. По переписи 1918 года в деревне было семь домов и 33 жителя. Здесь, в школе, учились Ольга Ивановна и Анна Ивановна Распутины, дочери Ивана Варфоломеевича.

В советское время в деревне Медведево у школы своего помещения не было, поэтому школа часто меняла свой адрес и просуществовала до 1958 года. За это время сменилась большая группа учителей, в том числе Зинаида Леонтьевна Цыпнятова, Татьяна Андреевна Кондратьева, Мария Ивановна Коротких. Среди них Митусов Василий Романович. Вначале пятидесятых он, отправляясь на лодке на совещание из Медведево в Чекуево, утонул напротив деревни Великосельская. Его жена Митусова Августа Алексеевна с дочками Зиной, Надей и Лидой переехали в село Чекуево. Августа Алексеевна работала поваром в школьном интернате для девочек, а дочь Надежда Васильевна 1950гр. училась со мной в одном классе. В первом классе мы с ней сидели за одной партой. Позднее Митусовы переехали в город Онегу. Митусова Надежда Васильевна приходится мне дальней родственницей по линии мужа Анны Ивановны Кренёвой (Распутиной). Сейчас Надя живёт в городе Волгограде и работает администратором в офтальмологическом центре.

В начале XX века в деревне было Медведевское сельское двуклассное училище. Здесь после окончания Архангельской Духовной Семинарии в 1916г. был законоучителем священник Попов Василий Николаевич (1894-1937гг.). Он в 1920-21гг. состоял на военной службе, потом вернулся в свой Чекуевский приход. На Пасху совершил крестный ход вокруг церкви, за что был арестован, умер в местах лишения свободы. Реабилитирован Попов Василий Николаевич посмертно в 1970 году.

Вниз по течению реки Онеги раскинулись поля “Могильник”. Такое название поля получили потому, что здесь в давние времена находилось кладбище. По легенде местных жителей это кладбище принадлежало Сырьинскому монастырю. Я не исключаю вероятность, что этот могильник является средневековым финно-угорским захоронением.

Ещё существует легенда, что эту деревню основали три брата Распутиных Андрей Степанович с Семёном и Иваном. В деревне им дали прозвище – новосёлки. Андрей Степанович Распутин это дед мужа папиной сестры Глафиры Петровны. Легенда эта не подтвердилась. Семья Степана Распутина переехала в Медведево от Контасовского ручья, когда деревня была уже полностью сформирована. В деревне уже была построена часовня. А новосёлками их прозвали скорее всего, как новосёлами из Контасово.

Последним жителем деревни Медведево была папина двоюродная сестра Ольга Ивановна Распутина. Всю свою жизнь она работала в колхозе – доила коров, косила сено, прахала землю и растила хлеб. В возрасте 83 лет, осенью 1997 года дочь Евгения Александровна Касьянова увезла её в деревню Большой Бор в свой дом.

А вот ещё история некоторых домов из деревни Медведево.

“По вопросу о домах. Я знаю историю каждого дома в деревне Медведево и как сейчас вижу их хозяев”, - пишет мне Тамара Андреевна.

Дома новосёлков Шурея (Александра Андреевича Распутина), Степана Андреевича Распутина и Василия Андреевича Распутина проданы в колхоз ”Путь к коммунизму”, Боровское отделение, где управляющим был Колесов Николай Иванович. Из Васильевого дома сделана столовая в Большом Бору, из дома Степана выстроен жилой дом и отдан Жениной золовке Губертовой Вере Викторовне. Она тогда работала воспитателем в детском саду, а Женя (Евгения Касьянова) - заведующей. Дом Шурея оставлен в Медведевой, чтобы там жили пастухи. Но пастухи там жили мало, и дом стали растаскивать. Кто-то выбрал пол в горенке, а кто-то позднее снял рамы и потолки в передней.

Владимир Петрович очень боялся за свой дом и хотел пристроить в надёжные руки. Поладью долго уговаривал о покупке, говорил, что он у неё будет всегда первым гостем. Он ездил к ней часто, помогал в ремонте. Когда Поладья умерла, он приехал посмотреть дом. А в бане уже выворочен котёл и приготовлен к выносу. Владимир Петрович спрятал котёл во дворе в сене, а сам сел на крыльцо и успокаивал себя как мог. Мол, не сходи с ума, всё это давно продано и не наше. Так он рассказывал нам с мамой, сидя на завалинке у нашего дома. А потом уехал на “Заре”. У Поладьи Матвеевны зимой случился микроинсульт. Она стала всё забывать. Истопила печку, не открыв трубу, и ушла к Рязановой Фионье. Та видит, что ей худо и позвала маму. Они позвонили Владимиру Петровичу, тот приехал на лошади и увёз её к себе, а на другой день к дочери Галине в Пуксу. Когда Володя Белан из Онеги купил дом Шурея, отремонтировал его и жил там не постоянно, наездом. Он работал на дорожном катере. А вот дом, теперь уже Полапдьи Матвеевны, хотел купить какой-то предприниматель с Порога и разводить там свиней. Тогда мать Белана – учительница Тамара Сергеевна Белан (она мне всё это рассказывала) воспротивилась и велела своему зятю перекупить дом, иначе свиньи не дадут ничего вырастить. Так твой отец продал дом Беланам за 20 тысяч Гайдаровских рублей и отвёз деньги Галине в Пуксу. На передней стене дома от реки были вырубки для домкратов. Переднюю поднимал ещё сам хозяин Пётр ещё до колхоза, поэтому она хорошо сохранилась. Хорошими строителями были предки Корешковны, дому почти 200 лет, а он всё ещё стоит.

Дом Семёна новоселка в 1952-55гг. был продан Сельсовету. В передней была школа, на первом этаже жила семья Василия Романовича Митусова. И горенка у них была жилая. Огромный двор, такой же, как у вашего дома, Василий Романович распилил на дрова. Когда он утонул, в доме жила учительница Коротких из Павловского Бора. У ней была другая фамилия, так как она была замужем за мужчиной из Павловского Бора, а я с её дочерью Риммой Коротких училась в 9 и 10 классах. Она часто приезжала в Медведево к матери в гости. Когда школу закрыли, Сельсовет обменял дом Мининой Лизаветы Петровны (на болоте, рядом с Янковыми) на этот. Лизавета переехала к нам в соседи, только по другую сторону ручья, примерно в то же время, что и Поладья. Председателем Сельсовета был её земляк с Чёково Сафронов Осип Егорович. Поэтому и помог. После смерти Лизаветы Ида продала дом нашим землякам Владимиру и Николаю. Володя живёт в Ленинграде, Николай в Онеге. Они каждое лето приезжали в Медведево, рыбачили. С ними ещё ездил спортсмен из Онеги Ошёмков Юрий Михайлович. Мы с ним вместе работали в Чекуевской школе, он был учителем физкультуры. Мужики уговаривали его купить дом Поладьи Матвеевны, но он не согласился. Они вместе ходили в дом смотреть, нашли там соломорезку и ещё какие-то старые вещи. Вход был свободный, заходи, кому не лень, пока дом не продали Беланам.

 

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий.В поисках уединенного места преподобный отправился на побережье Белого моря и в устье Сумы встретился с преподобным Германом (память 30 июля), который поведал ему о пустынном морском острове, где он с преподобным Савватием (память 10 октября) прожил 6 лет.

Около 1436 года отшельники, благополучно совершив морское плавание, пристали к Соловецким островам. Когда на острове собралось несколько отшельников, преподобный Зосима устроил для них небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня с трапезной. По просьбе преподобного Зосимы из Новгорода был прислан в новосозданную обитель игумен с антиминсом для соборного храма. Так было положено начало знаменитой Соловецкой обители. В суровых условиях отдаленного острова иноки сумели организовать хозяйство. Но настоятели, которых присылали на Соловки из Новгорода, не выдерживали жизни в непривычно трудных условиях, и братия избрали игуменом преподобного Зосиму.

Преподобный Савватий Соловецкий. Преподобный Савватий Соловецкий пришел в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1396 году, где принял иноческий постриг. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь отличали преподобного Савватия среди других подвижников. Вскоре он стал тяготиться вниманием и уважением братии и приходивших мирян и, узнав, что на Ладожском озере есть каменистый остров Валаам, решил переселиться туда. Тяжко скорбя, простилась братия Кирил ло-Белозерского монастыря со святым старцем. На Валааме мирская слава также стала беспокоить смиренного старца. Между тем преподобный узнал, что на севере есть необитаемый Соловецкий остров; он стал просить у игумена благословения поселиться там в уединении. Однако игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем. По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда он узнал от местных жителей, что остров находится в двух днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто не живет, он еще больше возгорелся желанием там поселиться. Удивленные жители спрашивали убеленного сединами подвижника, как он будет там жить и чем питаться. "У меня такой Владыка, - отвечал преподобный, - Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта".

Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких было 21 августа 1566 года на третий день престольного праздника Соловецкой обители Преображения Господня. Мощи святых были перенесены в придел Преображенского собора, устроенный в их честь. Память преподобных Зосимы и Савватия 30 апреля, 10 октября и 21 августа (перенесение мощей).

 


План деревни Медведево.

 

Первый ряд от реки:

1. Избушка, жил старик с внучкой, после была сделана сушилка для упряжи.

2. Дом Минина Якова Васильевича, потом здесь был колхозный склад. Яков Васильевич овдовел и женился на вдове Распутина Александра Варфаламеевича Надежде Фёдоровне.

3. Дом Горина Александра Петровича. Здесь во время войны был колхозный телятник.

4. Дом Шадриной Фёклы Фёдоровны, ранее жила женщина по имени Груша. Бабушка Зина перед отъездом хозяйки купила у неё красивую иконку и керосиновую лампу на высокой ножке с зелёным абажуром.

5. Изба. Сбоку от дома №4 стояла избушка окнами на дорогу. Здесь жила бедная вдова и она пускала девушек на вечеринки, чтобы те приносили каждая по полену дров. На лугу по праздникам собирали хоровод (танцы).

6. Дом Распутина Андрея Ивановича, здесь одно время была школа, училась Тамара Андреевна Распутина и её брат Игорь. Дом известен, как дом Ульяновых. Сын Василий Андреевич поменял фамилию на Ульянова. Он взял фамилию по имени своей мамы Ульяны. Василий во время гражданской войны потерял обе ноги, он отсидел пять лет за какие-то проступки. После этого приехал в Медведево, вступил в колхоз и работал бухгалтером. Из этого дома выехал в Ленинград его брат Георгий Андреевич Распутин, который был женат на Александре Яковлевне Мининой.

7. Дом Минина Фёдора Ивановича, брата моего деда Ивана Ивановича, здесь была школа, учился Распутин Владимир Петрович, мой отец. В этом доме родился и вырос мой дед Иван Иванович Минин. В 20-х годах он выстроил дом в Медведевском Бору.

8. Дом Распутиной Ольги Осиповны. Дом известен, как Марфин. Марфа это бабушка Ольги Осиповны. Здесь был клуб.

9. Дом Рязанова Пётра Самойловича. Сноха хозяина Ольга Осиповна. Ольга Осиповна была замужем за сыном Иваном Петровичем, который рано умер. В мае 1945 года здесь поставил дом, перевезённый из деревни Ванево, Распутин Иван Варфоломеевич для своей дочери Ольги Ивановны Распутиной.

10.Дом нежилой, потом на этом месте построили овощехранилище. Хозяин во время коллективизации земельный надел передал общине и уехал в город.

11.Дом Шадрина Никиты, жила Таисья Лукина.

12. Дом Распутина Николая Алексеевича. Отец хозяина Алексей Семёнович, дед Семён Степанович, новосёлок. Здесь была одно время школа, училась Распутина Глафира Петровна. Здесь также в конце 50-х годов была школа, учительница Коротких Мария Ивановна, её дочь Римма 1938гр.

13. Дом Минина Ивана Егоровича. Сын хозяина Дмитрий Иванович.

14. Дом Шадрина Терентия.

15. Дом Минина Ивана Ивановича. Сын хозяина Пётр Иванович Минин работал начальником паспортного стола в городе Онеге.

16. Дом Минина Петра Андреевича.

17. Дом Мининой Александры Тимофеевны.

18.●Дом Распутина Петра Варфоломеевича. Отец Владимира Петровича, мой дед. Здесь была одно время школа, учились Распутин Константин Петрович и Гаврилова (Сафронова) Нина Яковлевна. После смерти бабушки Зины дом купила племянница деда Минина Поладья Матвеевна.

19.●Дом Распутина Александра Андреевича (Шурея). Отец хозяина Андрей Степанович.

 

Второй ряд от реки:

1. Дом Распутина Матвея Варфоломеевича. Хозяин старший брат Петра Варфоломеевича.

2. Дом Гориной Пелагеи Прокопьевны. Муж хозяйки Максим Сергеевич.

3. Дом Распутиной Александры Григорьевны, здесь одно время была школа, учился Распутин Василий Петрович. Дом увезла в Павловский бор Александра Ивановна Ивина (Бармина), мачеха Ольги Осиповны Распутиной-Зориной.

4. Дом Распутина Ивана Варфоломеевича. Хозяин младший брат Петра Варфоломеевича.

5. Дом Минина Иосифа Андреевича.

6. Дом Минина Григория Ивановича. Хозяин переехал в Павловский Бор.

7. Детский сад. Дом был куплен дяде Тамары Андреевны, Леониду Степановичу Распутину.

8. Дом Минина Василия Егоровича. Хозяин отец Мефодия Васильевича. Сыновья Алексей, Анатолий и Павел погибли на фронтах ВОВ.

9. Дом Распутиной Ириньи Ивановны. Муж хозяйки Распутин Иван Степанович, новосёлок. Было два сына и три дочери. В этом доме был магазин, торговал Владимир Петрович, в войну Парасковья Ивановна, бабушка Тамары Андреевны Распутиной.

10. Дом Минина Александра Андреевича, здесь была колхозная конюшня.

11. Дом Лукина Павла Гавриловича. Жена хозяина Федосья Михайловна, сын Константин Павлович, входил в “Белозёрскую коммуну”.

12. Дом Мининой Анны Осиповны, здесь была изба читальня.

13.Дом Гориной Марфы Алексеевны. Жила Мария Николаевна Кузнецова (жаровиха).

14. Дом Шадрина Андрея Степановича.

15. Дом Распутина Степана Андреевича. Сноха хозяина Ольга Ивановна, последний житель деревни Медведево.

16. Дом Минина Петра Фёдоровича. Сыновья хозяина Иван Петрович 1909гр. и Николай Петрович 1903гр. погибли на войне.

17. Дом Мининой Пелагеи Матвеевны. Хозяйка папина двоюродная сестра.

18. Дом Распутина Ивана Захаровича. Жена хозяина 1-ый брак Мария Яковлевна, сын Осип Иванович. Во 2-ом браке жена Анна Самойловна.

19. Дом Минина Ивана Владимировича. Жена хозяина Поладья Антоновна, сын Осип Иванович погиб на войне.

20. ●Дом Рязанова Степана Степановича. Жена хозяина Феонья Васильевна. Отец хозяина Степан Яковлевич. Сын Михаил Степанович 1950гр., мой одноклассник.

21. Дом Минина Александра Андреевича. Хозяин муж во втором браке Ольги Ивановны Распутиной.

22. Дом Распутина Василия Андреевича. Жена хозяина Александра Игнатьевна, родители Павла Васильевича, мужа тёти Грани.

23. Дом Распутина (Андреева) Григория Андреевича. Хозяин сын (новосёл).

24. Дом Минина Александра Николаевича. Минин Мефодий Васильевич купил этот дом, позднее он женился на учительнице немецкого языка Альбине Викторовне.

 

Третий ряд от реки:

1. Дом Горина Ивана Сергеевича.

2. Дом Мининой Елизаветы Петровны.

3. Дом Янкова Кельсия Григорьевича.

4. Дом Минина? Андрея Изосимовича. Хозяин жил на задворках у деда Ивана Варфоломеевича, сын у них был воришка, звали “язёнок”.

5. ●Дом Горина Андрея Дмитриевича. Вторая жена хозяина Надежда Савельевна Козлова, одна из последних жителей деревни. Отец Дмитрий Горин одним из первых при интервенции был арестован белыми, и на опушке, около деревни Пянтино, расстрелян.

6. Дом Шадрина Ивана Ивановича. Жена хозяина Федосова Александра (кличка Шурка) заикалась от испуга. Спали где-то в сарае - случился пожар, горел лён. Мать Ивана Ивановича - Антоновна ворожила. Валентин Кельсиевич рассказывал, что мать купила корову в Павловском Бору, и она никак не хотела идти с пасбища домой, а всегда уходила в Огрушино. Кто-то подсказал маме обратиться к Антоновне. Что Антоновна сделала не известно, но с тех пор корова стала приходить домой.

7. Дом Мининой Марины Ивановны.

8. Дом Минина Якова Николаевича.

9. Дом.

Часовня Зосимо-Савватиевская построена в 1853 году. Всего в деревне Медведево в 1930-х годах насчитывалось 52дома. На 2008 год осталось 4 дома. Они отмечены знаком - ●. Зимой в деревне Медведево никто не живёт.

В составлении плана принимала участие Распутина Тамара Андреевна.
20.10.2008г.

 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...