Главная Обратная связь

Дисциплины:






Методическая разработка



 

 

Музыкальное воспитание: цели, задачи, пути.

 

Составитель: преподаватель МОУ ДОД ДМШ №3 Мелентьева Елена Вячеславовна.

 

 

Старый Оскол – 2008.

 

Содержание

Введение

 

1. Фундамент музыкальной культуры;

2. Из истории музыкального воспитания;

3. Мир музыки

4. Методы музыкального воспитания

5. Музыкальное исполнительство

6. Фортепиано

7. Профессия «учитель музыки»

8. Проблема развлекательной музыки

9. Слушание музыки

 

Заключение

 

Список рекомендуемой литературы

 

Рецензия преподавателя ГГМК Сбитневой Л.В.

 

 

Введение

 

Музыкальное воспитание –

это не воспитание музыканта,

а прежде всего воспитание

человека.

Н.И. Монахов.

 

 

Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Они всюду и везде: в труде и быту, на дружеских встречах и праздничных гуляниях. Ни один человек еще не обошелся в своей жизни без музыки, которая постоянно сопутствует каждому из нас. Музыкальные мелодии звучали во все времена, включая и древний период развития человечества, и исполнялись на самых различных музыкальных инструментах. Количество видов этих инструментов измеряется десятками, и каждый отдельно взятый музыкальный инструмент обладает своим индивидуальным тембром и внешним видом. В наше время самыми известными и узнаваемыми музыкальными инструментами, игре на которых обучают в детских музыкальных школах, являются: фортепиано, гитара, аккордеон, баян, скрипка, виолончель, домра, балалайка, флейта, труба, саксофон. Желание детей научиться играть на каких – либо музыкальных инструментах вызвано их стремлением к музыкальному исполнительству и должно всячески поддерживаться и родителями, и преподавателями.

Музыка открыта всем, но каждому по-своему. Для одного в музыке важно импульсивное ритмическое начало, другого привлекает многообразие и тонкость чувств, а для третьего музыка является огромным и богатым миром красоты, миром, в котором воплощены раздумья многих поколений людей о смысле жизни и идеалах добра. Обладая очень большой силой эмоционального воздействия на человека, музыка играет громадную роль в воспитании духовного мира детей и молодежи, облагораживая и обогащая его.

Основная задача музыкального воспитания заключается в формировании хорошего музыкального вкуса, в понимании прелести большого искусства, в ощущении разницы между хорошим и плохим. И классическая, и современная музыка должна обязательно входить в круг человеческих интересов с самого раннего детства.



 

Фундамент музыкальной культуры.

 

Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сами люди, их мышление и речь. Человек овладевает и родной речью и азбукой музыкальной культуры – способностью понимать и чувствовать красоту мелодии – только в годы детства. То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. Если донести до сердца ребенка всю прелесть музыкального произведения, то он обязательно почувствует в звуках оттенки человеческих чувств и поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство.

Приобщение детей к музыке начинается с самого их рождения, хотя определенное влияние различных мелодий на формирующийся детский организм оказывается и во внутриутробный период развития. Маленькие дети прислушиваются к звукам музыки очень рано и, как правило, с удовольствием слушают пение своей матери, которое дает первый импульс к развитию эстетического музыкального чувства. Со временем дети и сами начинают петь несложные песенки, придавая им соответствующую музыкальную тональность. Желание петь следует обязательно поддерживать и развивать в ребенке, устраивая различные игры с пением, хороводы и музыкальные вечера. Для детей в возрасте четырех – пяти лет очень полезно хоровое пение, которое весьма успешно практикуется в детских садах. В наше время даже создаются специальные подготовительные группы, цель которых – своевременно развить музыкальные задатки детей, воспитать их слух, чувство ритма, оказать стимулирующее влияние на формирование самых различных способностей. В таких группах обычно занимаются малыши, начиная с пятилетнего возраста. За два года систематического обучения они оказываются не только подготовленными к музыкальному образованию, но заметно прогрессируют и в своем общем развитии, что чрезвычайно важно для общеобразовательной школы.

Педагоги многих стран до сих пор спорят о том, следует ли учить музыке всех детей или только особо одаренных. Российская педагогика отвечает на этот вопрос так: музыке, как профессии, нужно обучать детей, имеющих отличные музыкальные способности и особое влечение к музыке. Общее же музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всех детей. Благодаря правильной постановке детского музыкального воспитания можно создать прочный фундамент музыкальной культуры и привить любовь к музыке.

 

 

Из истории музыкального воспитания.

 

Задача всеобщего музыкального воспитания была выдвинута в нашей стране как задача государственной важности еще в 1918 году. Первым декретом Советской власти об общеобразовательной школе музыка была включена в школьную программу в качестве обязательного предмета. Особое внимание было уделено развитию детской музыкальной самодеятельности. Большой размах получило детское хоровое пение. К середине двадцатых годов уже существовал Ленинградский хор школьников, в котором участвовало четыре с половиной тысячи детей, и общегородской оркестр русских народных инструментов, численность которого достигала тысячи человек. Были созданы духовые и симфонические детские оркестры, в домах пионеров организовывались музыкальные кружки. Возникла широкая сеть музыкальных школ. Благодаря всем этим нововведениям заметно повысился уровень общей музыкальной культуры нашего народа.

Успехи, достигнутые в росте музыкальной культуры людей, начиная с 1918 года, были поистине огромны, но впоследствии работа в этой области стала постепенно свертываться. Из-за тяжелых человеческих и материальных потерь, нанесенных войной в 1941-1945 годах, музыка стала входить в программы только четырех классов школы. Фактически же музыкальные занятия в общеобразовательных школах к концу войны почти прекратились. Сеть музыкальных училищ, выпускавших учителей музыки для школ, резко сократилась. Отлично работавший до войны в Москве Центральный институт по подготовке учителей музыки был закрыт. Попытка восстановить после войны музыкальные занятия хотя бы в первых трех классах школы не привела к заметным результатам. И только в 1955 году Министерство просвещения приняло решение о введении занятий музыкой в программу общеобразовательной школы с первого по шестой класс включительно. В результате в большинстве школ занятия музыкой проводились, но их уровень был чрезвычайно низким, так как велись они преподавателями общеобразовательных предметов, не получившими никакой специальной подготовки. Поэтому в течение нескольких лет (пятидесятые годы) общеобразовательные школы нашей страны выпускали сотни тысяч молодых людей с неразвитым музыкальным вкусом и без каких-либо навыков в области музыки.

Вопрос музыкального воспитания детей приобретал в то время характер важной социальной проблемы. Впоследствии Министерство просвещения разработало ряд мер для улучшения работы по эстетическому воспитанию, которые с успехом проводились и в общеобразовательных, и в музыкальных школах нашей страны.

 

 

Мир музыки.

Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры. Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны. Ее слушают в операх и концертных залах, она звучит на всех праздничных мероприятиях. Есть музыка оперная и балетная, симфоническая и камерная, военная и эстрадная.

Мир музыки охватывает разные эпохи истории и разные слои общества.

Поверхностно мыслящий слушатель с легкостью отбрасывает чуждую ему музыку, рожденную в далеком прошлом. Просвещенный же слушатель с удовольствием постигает очарование музыкальной старины, не переставая восхищаться творениями великого И. Баха, В. Моцарта, И. Гайдна.

Музыка бывает вокальная и инструментальная. Вокальная музыка – богатая и многообразная область музыкального творчества. Каждый из голосов (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: тенор, баритон, бас) обладает своей ярко выраженной тембровой окраской. Существуют различные составы хора – смешанный хор, мужской, женский, детский. Есть хор, поющий в сопровождении рояля или оркестра, а есть хор, исполняющий музыкальные произведения без сопровождения. Его обычно называют хором a cappella.

При слушании вокальной музыки мы воспринимаем одновременно три художественных элемента: поэтическое слово, вокальную мелодию и инструментальный аккомпанемент. Именно сочетание этих трех элементов создает единый, цельный образ.

Инструментальная музыка отличается от вокальной отсутствием слов и пения. В инструментальных пьесах звучат только музыкальные инструменты. Самый богатый и многокрасочный вид инструментальной музыки – это музыка симфонического оркестра. В нем собраны все основные виды музыкальных инструментов: духовые, струнные, ударные. Мир музыки оркестра чрезвычайно разнообразен – от благородного пения скрипок до тяжелых ударов литавр, от нежных трелей флейты до могучего рокотания тромбона.

Чтобы научиться полноценно воспринимать музыку, нужно, прежде всего, чаще ее слушать, причем слушать вдумчиво и, конечно, в хорошем исполнении, обращаясь к одному и тому же музыкальному шедевру по несколько раз. Постепенно музыкальное восприятие совершенствуется, становясь более тонким и чутким. Никакие даже самые умные разговоры о музыке не заменят живого и непосредственного восприятия красоты музыкального искусства.

 

 

Методы музыкального воспитания.

 

Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и учеников, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение и музыкальное мышление, учитель стремится, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, а формирование навыков и умений способствовало проявлению активности и самостоятельности.

Существует несколько методов музыкального воспитания: словесный, наглядно - слуховой, стимулирующий, метод эмоционального воздействия, метод анализа и сравнения, метод обобщения. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях. Например, знакомство детей с музыкальным произведением учитель начинает с вступительной беседы о композиторе (словесный метод), по ходу беседы исполняет некоторые музыкальные фрагменты (наглядно- слуховой метод), сообщает интересные сведения об истории создания произведения (стимулирующий метод). После этого учащиеся, прослушав весь музыкальный материал, сравнивают и анализируют его отдельные фрагменты (наглядно- слуховой метод, метод анализа и сравнения) и определяют идею произведения (метод обобщения).

Метод эмоционального воздействия – выражение своего отношения к произведению образным словом или мимикой – сильно влияет на успех музыкальной деятельности учащегося и говорит о мастерстве учителя. Интерес к музыке зависит от привлечения необычных фактов, создания эффекта удивления. Например, у детей вызывает интерес сообщение о том, что В. Моцарт, будучи трехлетним ребенком, уже сочинил свое первое произведение, а А. Бородин был одновременно и талантливым композитором, и ученым – химиком.

Решение задач музыкального воспитания школьников требует от учителя оптимального выбора методов в зависимости от особенностей музыкальной деятельности и возможностей учащихся. Успех сопутствует педагогу, который творчески подходит к делу, включая в работу не только активную часть класса, но и малоинициативных учеников. Вызывая у детей интерес к музыке, учитель обогащает их внутренний мир, порождая в душах чувство радости и удовлетворения.

 

Музыкальное исполнительство.

 

Музыкальное воспитание и развитие может иметь место при различных видах музыкальной деятельности: систематическое прослушивание музыки, изучение музыкально – теоретических дисциплин и др. В то же время опыт свидетельствует: процессы развития учащегося протекают особо эффективно в тех случаях, когда он практически (а не умозрительно) собственноручно оперирует с материалом. Именно такую возможность и предоставляет ему музыкальное исполнительство. Здесь дает о себе знать одна из закономерностей психологического порядка, в силу которой реальное, «предметное» действие ведет к значительной интенсификации процессов внутреннего развития учащегося. Педагогическая психология доказывает, что подкрепление интеллектуальных операций деятельностью, связанной с практическим воспроизведением усваемого материала, оказывается наиболее плодотворным. С точки зрения специалистов- музыкантов, успех формирования музыкального сознания в решающей степени предопределяется «активностью соучастия в воспроизведении музыки» (Б. Асафьев). Речь идет как раз об исполнительских действиях.

Обучение детей игре на различных музыкальных инструментах происходит в многочисленных в нашей стране детских музыкальных школах (ДМШ) и детских школах искусств (ДШИ). В этих школах обучаются дети, начиная с шести (иногда даже с пяти ) лет. Занятия музыкальным исполнительством обогащают и утончают художественное сознание всех обучающихся, развивают их общий кругозор, способствуют повышению профессионального интеллекта.

Фортепиано

 

Фортепиано – инструмент самого широкого диапазона, играющий исключительно важную роль в массовом музыкальном образовании и воспитании. Встречи с ним не избежать, по сути, никому, имеющему хоть какое-то отношение к обучению музыке.

Ставя основной задачей эстетическое воспитание и развитие своих учащихся, фортепианные классы при государственных учебных заведениях общеобразовательного профиля оказали в прошлом несомненно положительное влияние на русскую культурную жизнь, ибо через них в сферу воздействия музыки вовлекались широкие контингенты учащихся.

В России при всем различии видов и форм массового обучения музыке обращает на себя внимание один весьма существенный момент: широкое музыкальное воспитание и образование осуществляется главным образом через обучение фортепианной игре. Это – характерный штрих панорамы русской культуры, характерная тенденция многолетних просветительских процессов, издавна совершавшихся в недрах нашего общества.

Обучение игре на фортепиано занимает одно из наиболее видных мест в широком музыкальном образовании. Оно - в центре сети кружков и студий, притягивающих к себе огромное количество обучающихся. Аналогичная картина – в детских музыкальных школах, где рояль (или фортепиано) занимает положение, позволяющее назвать его «инструментом номер один». Фортепианная педагогика уже давно прочно вошла в учебный быт музыкально – педагогических учебных заведений. И это вполне понятно. Ни один из музыкальных инструментов не в силах конкурировать с фортепиано ни по своему значению, ни по репертуарным возможностям.

В чем же специфические преимущества фортепиано? Что дает основание утверждать, что именно фортепианное исполнительство обладает особо богатым потенциалом в отношении музыкального развития учащегося? Суть в том, что фортепиано (рояль), в отличие от своих «собратьев», является инструментом многоголосным, дающим возможность воплотить в реальном звучании любые самые сложные звуковые структуры, воспроизвести любые комбинации и сочетания звуков. Владеющему фортепиано доступно для личного обозрения все без исключения в мире музыки , дано опробовать в собственной исполнительской практике любой музыкальный материал. «Рояль – своего рода микрокосм по отношению к обширным горизонтам современной музыкальной вселенной, - писал видный педагог и профессор С. Фейнберг. – Он на свой лад способен интерпретировать любое музыкальное явление.»

Однако заслуги фортепиано в музыкальном воспитании не исчерпываются тем, что его клавиатура позволяет воспроизвести любую музыку. Исключительно широкими развивающими возможностями обладает сама литература для фортепиано, его учебно- педагогический репертуар, систематическое овладение которым есть, по сути, демонстрация множества самых различных художественно – стилевых явлений, категорий и феноменов, когда- либо имевших место в истории музыкальной культуры.

 

 

Профессия «учитель музыки».

 

Уровень образованности, воспитанности и духовной культуры современных детей и молодежи во многом зависит от целенаправленной и высокопрофессиональной деятельности учителей – музыкантов, работающих в общеобразовательных и музыкальных школах. В процессе формирования основных качеств личности учащегося музыкальному образованию и воспитанию принадлежит решающая роль по ряду причин. Во- первых, в комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое. Во- вторых, музыка как вид искусства обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчиняя своему настроению и порыву. В – третьих, воздействуя на духовный мир человека, музыка формирует его нравственные принципы и убеждения. Реализация всех этих возможностей музыкального воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного учителя.

Профессия «учитель музыки» широка и многогранна. Многогранность и многоплановость работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают в себя и слушание музыки, и хоровое пение, и ознакомление с различными музыкальными понятиями, и музыкальное исполнительство, и, конечно, музыкальное творчество в самых различных проявлениях. Осуществление всего этого требует от преподавателя владения множеством знаний и умений и может быть с успехом выполнено, если учитель:

а) любит и понимает детей;

б) знает не только методику проведения уроков, но и хорошо видит задатки своих учеников, обладающих очень разными, сугубо индивидуальными склонностями и способностями;

в) многократно слушая и разучивая с детьми одни и те же произведения, он каждый раз как бы заново открывает для себя новые грани звучащей музыки;

г) как разносторонне образованный человек он не только находится в курсе всех музыкальных событий современности, но и знакомится с различными явлениями в смежных областях искусства.

Музыкально- педагогическая деятельность предполагает умение петь, играть на музыкальном инструменте, дирижировать, объяснять и т.д. Все это достигается путем постоянного совершенствования музыкальной и педагогической деятельности, а также систематической самообразовательной работой. В наше время обществу (особенно детям) требуются не просто хорошо обученные преподаватели музыки, но и в первую очередь творчески мыслящие педагоги, обладающие уникальным воображением и неординарным мышлением. Чем интереснее и разносторонне образованнее педагог, чем выше его духовный и интеллектуальный потенциал, тем вероятнее воспитание им человека самобытного, яркого, коммуникабельного, лучащегося смыслом.

 

 

Проблема развлекательной музыки.

 

Среди проблем сегодняшнего дня, связанных с музыкальным воспитанием детей и молодежи, педагогов многих стран мира волнует проблема развлекательной (в основном эстрадной) музыки и того места, которое эта музыка занимает в жизни юных поколений. В чем же заключается сама проблема?

Интерес детей и молодежи к легкой развлекательной музыке – явление само по себе очень естественное. Этот интерес вызван желанием повеселиться, потанцевать и не быть скучными. И если любовь и тяга к современной эстрадной музыке существует параллельно с другими увлечениями, то проблемы в этом нет никакой. Она возникает лишь тогда, когда обстоятельства или чьи- либо сознательные действия оборачивают любовь к развлекательной музыке против других важных интересов и потребностей, раздувая и эксплуатируя стремление молодежи к веселью и беззаботности.

В наше время развлекательная музыка (в первую очередь эстрадная) звучит практически везде: в квартирах, в учебных заведениях, в автобусах, на рынках и даже на рабочих местах. Включив телевизор или радиоприемник, обязательно услышишь одни и те же «раскручиваемые» произведения, так называемые «хиты». Очень часто эти «хиты» исполняются бездарными и безнравственными певцами, которые, навязывая обществу свои произведения , часто даже не имеют ни музыкальных данных, ни музыкального образования. К тому же, они совершенно не имеют представления о настоящем, великом искусстве.

Искусство – богатейший мир. Оно способно и увлекать человека, и развлекать. Увлечь можно только глубокими мыслями и глубокими чувствами. Развлечь же можно чем угодно, любым пустячком. Подлинное искусство неподвластно влиянию времени, оно способно жить веками, как до сих пор живут великие творения И. Баха, В. Моцарта, Л. Бетховена, П. Чайковского и др. Развлекательная музыка, как правило, подчиняется гибким законам моды. Жизнь даже самых удачных эстрадных хитов измеряется годами, а иногда и месяцами. Они быстро приедаются, вызывая потребность в чем- то новом, возможно, более развлекательном.

Попав под власть эстрадной музыки, современные дети и подростки с нетерпением ждут у экранов своих телевизоров очередного выпуска музыкального шоу «Фабрика звезд» или «Народный артист». Потребность в легкой развлекательной музыке становится для некоторых из них единственной отдушиной и средством развлечения. Таким образом, тяга к эстрадной музыке ведет к пресыщенности, умерщвляя все эстетические идеалы и потребности. Формируется тип человека, не способного к активному, творческому восприятию настоящего искусства, не испытывающего никаких глубоких чувств. Развлекаться! Только развлекаться! Любым способом! Естественная потребность нормального человека в развлечении и, соответственно, в развлекательной музыке превращается в непроходимую пропасть, отделяющую его от подлинных эстетических ценностей, от настоящего искусства.

Для того, чтобы не возникла «непроходимая пропасть» между настоящим, великим искусством и современной легкой развлекательной музыкой, наше государство должно направлять немалые усилия на то, чтобы с детского сада до последнего класса школы дети находились в руках творчески мыслящих и творчески преподающих педагогов, способных научить не только любить и понимать музыку (особенно классическую), но и правильно ее воспринимать, понимать ее язык.

Можно ли научиться понимать язык музыки в том же смысле, как мы понимаем язык литературы или конкретные образы живописи?

Для того, чтобы должным образом воспринять смысл музыки, следует ясно отдавать себе отчет в том, какова специфика этого искусства, каким способом музыкальные звуки отображают нашу жизнь. Отличие музыки от других видов искусств заключается в том, что ее выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра или кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка оперирует чисто эмоциональными способами воздействия на слушателей, обращаясь к чувствам и настроениям людей. В кинофильмах или спектаклях часто бывают моменты, когда героя охватывает волна сильного чувства. Герой, умолкая, погружается в свой внутренний мир, а на первый план выступает музыка, передавая без всяких слов глубину его переживания. Именно в этом проникновении в душу человека заключается особая сила и очарование музыки.

Музыка, как и любое другое искусство, есть особая форма отражения реальной действительности. Любовь и ненависть, счастье и горе человека – все это находит своеобразное претворение в музыке. Талантливый композитор как бы переплавляет конкретные жизненные впечатления в мир музыкальных образов, «рисуемых» различными звуковыми сочетаниями. Слушая музыку, не следует непременно искать в ней прямую звуковую копию каких- либо жизненных явлений. Неверно также ставить знак равенства между языком музыки и литературным языком. Инструментальная музыка, в отличие от литературного языка, не способна выражать точные понятия. Зато она может с огромной силой передавать различные состояния человеческой души. «Если бы все, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, музыки не было бы на свете», - говорил великий музыкант П.И. Чайковский.

 

Слушание музыки.

 

В одной из предыдущих глав уже говорилось о том, что музыкальное воспитание начинается с самого раннего детства, с первых звуков колыбельной песни, исполняемой заботливой мамой. Маленький человек начинает слушать и любить музыку.

Интерес и любовь музыкальному искусству проявляется с детства и сопровождает нас всю жизнь. Активное слушание музыкальных произведений позволяет окунуться в особый мир звуков и испытать глубину и силу человеческих эмоций. Мир музыки настолько разнообразен и богат, что изучить его целиком просто невозможно. Какие же произведения выбрать для наиболее полноценного музыкального воспитания? Слушание какой именно музыки наиболее предпочтительно в детских садах и общеобразовательных школах?

Основой всему музыкальному образованию и воспитанию является классическая музыка. Ее необходимо слушать с самых ранних лет. Для детей дошкольного возраста следует подбирать благозвучные и несложные классические произведения, например:

1. П. Чайковский «Сладкая греза»;

2. А.Любарский «Курочка»;

3. Э. Григ «Шествие гномов»;

4. В. Моцарт «Маленькая ночная серенада»;

5. Л. Бетховен «К Элизе» и др.

В наше время выпускаются специальные аудио- кассеты и компакт- диски для детей («Нежные песни любви», «Классика для детей») со специально подобранными классическими произведениями, легко ложащимися на детский слух. Кроме классической музыки детям очень полезно слушание песен из отечественных мультфильмов и детских кинофильмов. Например:

1. М. Вайнберг – Б. Заходер «Песенка Винни – Пуха» из мультфильма «Приключения Винни – Пуха»;

2. А. Рыбников – Ю. Михайлов «Песенка Красной Шапочки» из кинофильма «Красная Шапочка»;

3. М. Дунаевский – Ю. Энтин «Песня царевны Забавы» из мультфильма «Бременские музыканты»;

4. Б. Савельев – А. Хайт «Кручу педали» из мультфильма «Кот Леопольд»;

5. А. Рыбников - Ю. Энтин «Романс черепахи Тортиллы» из кинофильма «Приключения Буратино».

Аудиокассеты и компакт- диски с такими песенками тоже можно найти в продаже.

В начальных классах средней школы вниманию детей следует предложить следующие классические произведения:

1. П. Чайковский «Времена года»;

2. М. Глинка «Камаринская»;

3. М. Мусоргский «Картинки с выставки»;

4. В. Моцарт «Турецкий марш» и др.

Помимо инструментальной музыки необходимо знакомить детей и с вокальной музыкой (Романсы М. Глинки, арии из известных опер), например:

1. М. Глинка «Я помню чудное мгновенье»;

2. Н. Римский – Корсаков «Песня Любаши» из оперы «Царская невеста»;

3. М. Глинка «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

Ученикам средних и старших классов общеобразовательной школы уже вполне можно предлагать прослушивание более сложных и масштабных произведений – симфонических, инструментальных и вокальных. Знакомство с творчеством И. Баха, А. Вивальди, В. Моцарта, Ф. Листа и других всемирно известных композиторов просто необходимо. Вот небольшой перечень тех классических произведений, мимо которых нормальному, образованному старшекласснику не пройти:

1. И. С. Бах «Токката и фуга ре минор»;

2. Л. Бетховен «Лунная соната». Соч.27

3. Ф. Лист «Венгерская рапсодия» №2;

4. Ф. Шопен «Вальс».Соч.64, №15;

5. Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»;

6. П. Чайковский «Струнный квартет» №1;

7. Л. Бетховен «Эгмонт». Увертюра;

8. Д. Россини «Севильский цирюльник».Увертюра и «Ария Розины»;

9. М. Глинка Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»;

10. П. Чайковский «Ария Ленского» из оперы «Евгений Онегин».

Это лишь примерный список – малая часть всемирно известных произведений композиторов всего мира. Никакая даже самая лучшая школа страны не сможет ознакомить учащихся со всеми известными классическими произведениями, которые накапливались веками. На это просто не хватит учебного времени. Успеха в изучении музыкального наследия композиторов достигнет лишь тот человек, который помимо посещения уроков музыки, занимается и самообразованием. Для этого вовсе не обязательно слушать только классическую музыку; современная музыка тоже достаточно интересна и многообразна. Среди произведений зарубежных композиторов (E. Morricone, P. Mayriat, F. Poyrcell и др.) современности и отечественных (И. Николаев, И. Крутой и др. ) – огромное множество интересного, многопланового музыкального материала.

Самое главное в слушании любой музыки – это вдумчивость и стремление к пониманию того, о чем хотел поведать посредством музыкальных звуков талантливый композитор.

 

 

Заключение.

 

Музыка – могучий источник мысли и ни с чем не сравнимое средство развития творческих сил разума.

Н. И. Монахов.

 

Музыка обладает огромной силой воздействия на духовный мир человека. И воздействие это вовсе не ограничивается чисто художественной стороной. Оно сказывается на всем нравственном облике человека. Вот почему всякий разумный воспитатель, будь то родители дома или учителя в школе, старается сделать искусство своим помощником в сложном деле музыкального и эстетического воспитания детей и молодежи.

Музыкальное воспитание должно строиться на органичном сочетании трех элементов: народной музыки, классической музыки и музыки современной. Смысл преподавания музыкального искусства в школе заключается в том, что, занимаясь музыкой, дети находятся в процессе активной творческой деятельности. Они сами поют и сами играют, приучаясь не только воспринимать красоту музыкальных произведений, но и трудиться, создавая ее «своими руками». Активный характер занятий музыкой учит лучше видеть окружающую жизнь и понимать собственный духовный мир. Занятия в хоре и оркестре (в ДМШ) вырабатывают у детей чувство ответственности за коллектив, в котором они участвуют. Кроме всего этого, занятия музыкой воспитывают в учащихся очень важное понимание того, что неточное, неаккуратное, фальшивое никогда не может быть ни хорошим, ни красивым. Они на своем опыте убеждаются в том, что эти два понятия внутренне связаны между собой.

Правильно понимаемое и хорошо организованное музыкальное воспитание обеспечивает высокий уровень культуры и образования каждого человека, помогая в становлении богато и гармонично развитой личности.

 

 

Список литературы.

1. Л.Г. Арнажникова «Профессия – учитель музыки». Москва.1994 г.

2. Б.Н.Бегак «Воспитание искусством» Москва. 2000 г.

3. М.М.Берлянчик «Пути активизации музыкального воспитания личности». Москва.1999 г.

4. Л.Г. Дмитриева «Методика музыкального воспитания в школе». Москва. 2003 г.

5. Д.Б. Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе». Москва.1973 г.

6. В.Л. Макаров «Методика обучения игре на фортепиано». Харьков.1997 г.

7. Н.И. Монахов «Умом и сердцем». Москва, 1999 г.

8. И.В. Нестьев «Учитесь слушать музыку». Москва.1987 г.

9. Г.М. Цыпин «Обучение игре на фортепиано». Москва. 1994 г.

10. И.Г. Шароев «Музыка, которую мы видим».

Москва, 2006 г.

 

 

 

 





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...