Главная Обратная связь

Дисциплины:






О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ



Глава первая.

О СОСРЕДОТОЧЕНИИ

 

 

Ом, поклонение Ганеше!

 

Да защитит вас тот, кто оставив свою извечную форму, владычествует над миром [живых существ], различными способами выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю] совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в сосредоточении.

1. Итак, наставление йоге.

2. Йога есть прекращение деятельности сознания.

3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме.

4. В других случаях - сходство с деятельностью [сознания].

5. Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и незагрязненные.

6. Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память.

7. Истинное познание - [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.

8. Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме[реального объекта].

9.[ Ментальное] конструирование лишено референции и проистекают из вербального знания.

10.Сон есть[специфическая]деятельность сознания, опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний].

11.Память есть сохранение (букв."неутрачивание") прошлого опыта.

12.Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.

13.Из них практика есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания.

14.Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием.

15. Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям, освященным традицией.

16.Оно - высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.

17.[ Оно] - сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.

18.Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания].

19.[Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в первопричине существ.

20.У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.

21.У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] - в непосредственной близости.

22.Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].

23.Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару.



24.Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следами".

25.Семя всезнания в нем не имеет себе равных. [Он]

26.Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.

27.Его [вербальное] выражение - священный слог Ом.

28.[Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его объекте.

29.Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.

30.Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] - эти отвлечения суть препятствия.

31.Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеянным [состояниям сознания].

32.В целях их устранения - практика с одной сущностью.

33.Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.

34.Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.

35.Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность.

36.Либо беспечальная и лучезарная...

37.Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.

38.Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.

39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.

40. Его могущество [распространяется на все] - от атома до величайших [объектов].

41. Сосредоточение есть состояние "окрашенности" тем [объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем.

42. Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.

43. Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.

44. Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения], имеющие "тонкий" объект.

45. Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим] ограничителем "отсутствие признака" [как исходное состояние первопричины].

46. Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение, обладающее семенем.

47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие.

48. Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] "несущей истину".

49. [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании логического вывода.

50. Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов.

51. При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.

 

Глава вторая.

О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]

 

 

1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.

2. [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения и для ослабления аффектов.

3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов.

4. Неведение является полем для следующих за ним [аффектов, пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом [состояниях].

5. Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.

6. Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей - [чистого] видения и инструмента видения.

7. Влечение неразрывно связано с наслаждением.

8. Враждебность неразрывно связана со страданием.

9. Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.

10. Эти [аффекты] в "тонком" состоянии устраняются при свертывании [деятельности сознания].

11. Их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания.

12. Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.

13. При наличии корня созревание [скрытой потенции кармы обусловливает] форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт.

14. Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют [своим] результатом наслаждение [или] страдание.

15. Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.

16. Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено.

17. Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно быть устранено.

18. Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции, [оно] по своей сути - "[великие] элементы" и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.

19. Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие признака суть формы [развертывания] гун.

20. Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания.

21. Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.

22. Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не исчезло для других - в силу свойства быть общим.

23. Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того, что есть] способность быть собственностью и способность быть господином.

24. Его причина - неведение.

25. Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия [неведения]; это - абсолютная обособленность Видящего.

26. Средство избавления - неколебимое различающее постижение.

27. Его мудрость предельного уровня - семи видов.

28. При устранении нечистоты вследствие применения [вспомогательных] средств йоги свет знания [распространяется] до различающего постижения.

29. Самоконтроль, соблюдение [религиозных] предписаний, [йогические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение - [таковы]

восемь средств [осуществления] йоги.

30. Самоконтроль - [это] ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров.

31. [Они] не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] "Великий обет".

32. Соблюдение [религиозных] предписаний - [это] чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.

33. Ложные помыслы [служат] препятствием, [следует] развивать их противоположности.

34. Ложные помыслы о насилии и прочем - совершенном, побужденном к совершению [или] одобренном, - возникшие вследствие жадности, гнева [или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому

[необходимо] культивировать их противоположности.

35. При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность.

36. При утверждении в истине действие и результат становятся зависимыми [от него].

37. При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к йогину].

38. При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.

39. При твердости в неприятии даров [возникает] полное просветление относительно [всех] "почему", связанных с рождением.

40. Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими.

41. Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация [сознания], контроль органов чувств и способности самонаблюдения.

42. Вследствие удовлетворительности [становится возможным] обретение высшего счастья.

43. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству [обретается] совершенство тела и органов чувств.

44. В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим божеством.

45. Благодаря упованию на Ишвару [обретается] совершенство в [йогическом] сосредоточении.

46. Асана есть неподвижная и удобная [поза].

47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].

48. Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.

49. При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].

50. [Она] проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка [дыхания], регулируется по месту, времени и числу [и благодаря практике становится] длительной и тонкой.

51. Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.

52. Благодаря ей разрушается препятствие для света.

53. И пригодность манаса к концентрации.

54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение.

55. Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.

Глава третья.

О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ

 

 

1. Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте.

2. Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных] состояний сознания на этом [месте].

3. Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).

4. Три вместе - санъяма.

5. Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости.

6. Ее применение [осуществляется] постадийно.

7. Три - внутренние [в отличие] от предшествующих.

8. И они же - внешние [средства сосредоточения], "лишенного семени".

9. Изменение [сознания на стадии] остановки, связанное с сознанием в моменты прекращения [его деятельности], есть [не что иное, как] ослабление активных санскар и появление санскар в подавленном

состоянии.

10. Его спокойное течение [достигается] благодаря санскаре.

11. Изменение сосредоточения есть прекращение многонаправленности сознания и возникновение его однонаправленности.

12. И, наконец, изменение однонаправленности сознания - [это] тождественность прошедших и возникших познавательных содержаний.

13. Тем самым объяснены изменения качественной определенности, отличных признаков и условий [существования] элементов и органов чувств.

14. Носитель, [то есть субстанция], последовательно выступает как исчерпавшая себя, наличная [или] невыразимая качественная определенность.

15. Различие последовательности есть основание для различия [стадий] изменения.

16. Благодаря санъяме на трех изменениях [возникает] знание прошлого и будущего.

17. Из-за ложного отождествления слова, объекта и значения [происходит] их смешение. Благодаря санъяме относительно их различия [возникает] знание звуков, [издаваемых] всеми живыми существами.

18. Благодаря непосредственному постижению санскар [возникает] знание прошлых перерождений.

19. [Благодаря непосредственному восприятию] содержания познавательного акта [возникает] знание чужой ментальности.

20. Но не вместе с ее опорой, поскольку [внешняя опора] не может выступать объектом его [познания].

21. Благодаря санъяме на [внешней] форме тела при устранении ее способности быть воспринимаемой в результате прекращения контактов между органом зрения и светом [возникает] невидимость.

22. Карма [может иметь] непосредственный результат и результат, отодвинутый во времени; благодаря санъяме относительно кармы или на основании дурных предзнаменований [возникает] знание о предстоящей кончине.

23. [Благодаря санъяме] на дружелюбии и других [чувствах возникают] силы [дружелюбия и прочих чувств].

24. [Благодаря санъяме] на силах [возникают] сила слона и прочие [силы].

25. Благодаря направленности света деятельности [манаса возникает] знание тонких, скрытых и удаленных [объектов].

26. Благодаря санъяме на Солнце [возникает] знание Вселенной.

27. [Благодаря санъяме] на Луне [появляется] знание расположения звезд.

28. [Благодаря санъяме] на Полярной звезде [появляется] знание их движения.

29. [Благодаря санъяме] на пупочной чакре [появляется] знание строения тела.

30. [Благодаря санъяме] на гортани устраняются голод и жажда.

31. [Благодаря санъяме] на черепаховой трубке [достигается] неподвижность.

32. [Благодаря санъяме] на свете в голове [возникает] видение сиддхов.

33. А благодаря интуитивному озарению [наступает] все [ведение].

34. [При санъяме] на сердце [достигается] постижение сознания.

35. Опыт есть акт (или содержание) сознания, в котором отсутствует различение саттвы и Пуруши, абсолютно не смешивающихся [друг с другом], поскольку [саттва определяется] свойством быть объектом для другого. Благодаря санъяме [на том, что существует] для собственной цели, [возникает] знание Пуруши.

36. Из него возникает [интуитивное] провидение [и паранормальные способности] слуха, осязания, вкуса и обоняния.

37. Они являются препятствиями при [йогическом] сосредоточении и [магическими] "совершенствами" при пробужденном [состоянии сознания].

38. Вследствие ослабления причины зависимости и постижения образа действия сознания [становится возможным] его вхождение в другое тело.

39. Вследствие подчинения уданы преодолеваются [такие] препятствия, как вода, трясина, колючки и тому подобное, а также [появляется способность] восхождения [на небо после смерти].

40. Вследствие подчинения саманы [возникает] яркое свечение.

41. Благодаря санъяме на связи между органом слуха и акашей [возникает] божественное слышание.

42. Благодаря санъяме на связи между телом и акашей или вследствие сосредоточения [сознания] на легкости, [как у ваты, возникает способность] передвижения в акаше.

43. Реальная деятельность [сознания] вне [тела называется] Великой бестелесной; благодаря ей устраняется препятствие для света.

44. Благодаря санъяме на грубом, на собственной форме, на тонком, на присущем и на целеполагании [возникает способность] подчинения себе "[великих] элементов".

45. Как следствие этого - появление [способности] уменьшаться до размера атома и прочего, телесное совершенство и отсутствие противодействия со стороны свойств ["великих элементов"].

46. Телесное совершенство - красота, приятность, сила и твердость алмаза.

47. Как следствие санъямы относительно восприятия, собственной сущности, самости, присущности и целеполагания [у йогина вырабатывается] подчинение органов чувств.

48. А отсюда - быстрота, как у разума, бессубстратный опыт и господство над первопричиной.

49. Способность абсолютного господства над всеми формами существования и способность всеведения [возникает] только у того, кто обладает знанием различия между саттвой и Пурушей.

50. Как результат полного бесстрастия даже по отношению к этой [способности], когда разрушены семена [всех] дефектов, [возникает] абсолютное разъединение.

51. В случае приглашения от [существ], находящихся на [более высоких] ступенях [бытия, йогин не должен испытывать] ни тщеславия, ни радости, так как нежелательная привязанность [может появиться] вновь.

52. Благодаря санъяме на моментах и их последовательности

[возникает] знание, порожденное различием.

53. Благодаря ему [достигается истинное] знание двух тождественных [объектов], когда нельзя установить их различие относительно родовой характеристики, свойств и положения в

пространстве.

54. Озаряющее, всеобъемлющее, всевременное и мгновенное, - таково знание, порожденное различием.

55. При схожести чистоты саттвы и Пуруши [возникает] абсолютное обособление.

 

Глава четвертая.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...