Главная Обратная связь

Дисциплины:






I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



КУФТЫРЕВА ЕЛЕНА ЛЬВОВНА

РАЗВИТИЕ ГОЛОСОВ РАСШИРЕННОГО ДИАПАЗОНА

В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОКАЛИСТОВ

Специальность: 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

 

Москва 2013

 


 

Работа выполнена на кафедре культурологии и методологии музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова»

 

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Заслуженный работник высшей школы РФРапацкая Людмила Александровна

Официальные оппоненты: Зацепина Мария Борисовна

доктор педагогических наук,

профессор кафедры эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Московского государственного гуманитарного университета

им. М.А.Шолохова»

 

Агин Михаил Суренович

кандидат педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой сольного пения

ФГБОУ ВПО «Российской академии музыки имени Гнесиных»,

Заслуженный деятель искусств РФ,

Заслуженный работник высшей школы РФ

 

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусства»

 

Защита состоится «04» декабря 2013 г. в 12.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.06 при ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 109240, Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 123298, Москва, ул.Берзарина, д.4.

Электронная версия автореферата размещена на сайтах: Министерства образования и науки Российской Федерации (vak2.ed.gov.ru) и МГГУ им. М.А. Шолохова (www.mgopu.ru).

 

 

Автореферат разослан « » 2013 года.

 

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

доцент Н.Р. Геворгян

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.Важнейшей задачей современной профессиональной подготовки вокалистов является максимальное развитие певческих навыков для реализации творческих возможностей в различных сферах культуры, образования и искусства. В теории и практике вокального образования особое значение приобретает проблема диагностики типа голоса, поскольку развитие голосовых данных и формирование вокально-технических навыков вследствие ошибочного определения может привести к вокальной деградации и в дальнейшем к профессиональной непригодности.



Известно, что на протяжении XIX-XX веков было немало исполнителей, которые оставили яркий след в истории мирового музыкального искусства и обладали уникальными вокальными данными, позволявшими исполнять оперные партии, предназначенные для различных типов женских голосов (контральто, меццо-сопрано, драматического, лирического и даже колоратурного сопрано): М.Малибран (1808-1836), П.Виардо (1821-1910), К.Ферни-Джиральдони (1841-1923), Дж.Паста (1797-1865), Дж.Гризи (1811-1869), Р.Понсель (1897-1981), Л.Генчер (1924-2008), М.Каллас (1923-1977), Дж.Сазерленд (1926-2010), Ф.Литвин (1861-1936), Е.С.Уранова-Сандунова (1772-1826), Е.А.Массини (1838-1912), Н.С.Ермоленко-Южина (1881-1937) и другие. Описание подобных голосов часто встречается в литературе по истории вокального искусства и вокальной педагогики, а также в справочных изданиях о русских и зарубежных вокалистах (М.С.Агин, Л.Б.Дмитриев, Ю.Кестинг, Дж.Лаури-Вольпи, С.Ю.Левик, В.П.Морозов, И.К.Назаренко, А.М.Пружанский, В.В.Тимохин, Е.С.Цодоков, Р.Юссон и другие). Но в то же время в научных и методических трудах нет однозначного подхода к голосам такого типа: встречаются определения «сопрано – меццо-сопрано», «голос расширенного диапазона», «голос смешанного типа», soprano sfogato (сопрано свободное), soprano assoluto (сопрано абсолютное) и другие. В данном исследовании мы используем понятие «голос расширенного диапазона».

Голоса расширенного диапазона (рабочий диапазон в две с половиной – три октавы) отличаются сочетанием яркости и насыщенности звучания грудного регистра, темной окраской тембра, типичных для меццо-сопрано и контральто; легкостью звучания верхнего участка диапазона и способностью к технике беглости, характерных для колоратурного сопрано, что в совокупности является ярким выразительным средством для воплощения музыкально-драматического образа и позволяет исполнять обширный репертуар для разных типов женских голосов (меццо-сопрано, драматическое, лирическое и колоратурное сопрано).

Вокально-технические характеристики, тесситурные и тембральные особенности голосов расширенного диапазона нашли отражение в вокальных оперных партиях итальянских композиторов В.Беллини и Г.Доницетти, написанных для конкретных исполнительниц. В современном музыкальном театре оперные партии, написанные для голосов расширенного диапазона, часто исполняются высокими сопрано, голосовые возможности которых позволяют преодолеть тесситурные и технические трудности. Однако высоким сопрано не хватает драматической составляющей при исполнении подобных партий в силу их тембральных особенностей. В результате музыкально-драматический образ, созданный с помощью вокально-технических средств высоких голосов, не получает полного воплощения, о чем неоднократно указывалось в трудах по музыкальной критике и музыковедению.

Сегодня проблема развития голосов расширенного диапазона является малоизученной, поскольку существование данного типа голоса относят к области истории вокального искусства. Отсутствуют критерии для классификации подобных голосов, не разработаны методические рекомендации, которые педагоги могли бы использовать в практической работе с голосами расширенного диапазона. В практике вокального образования подобные голоса встречаются, но в связи с отсутствием разработанной методики обучения, учитывающей сложную структуру (наличие четырех регистров) голосов расширенного диапазона, данный тип голосов часто не получает полного развития своих вокально-технических возможностей.

В связи с сочетанием качеств, характерных для разных типов женских голосов, голоса расширенного диапазона часто определяют как какой-либо другой тип певческого голоса (меццо-сопрано, драматическое сопрано, лирическое сопрано, колоратурное сопрано). В процессе обучения это может привести к фальшивому интонированию верхнего участка диапазона голоса, к несглаженности регистров (резкие переходы из грудного в средний регистр и потеря звучности на переходных нотах) и неровности звучания, к потере верхнего участка диапазона голоса, и как следствие – невозможности профессиональной певческой деятельности. Нередко смена режима звучания (меццо-сопрано – сопрано – колоратурное сопрано) у некоторых обучающихся происходит в течение учебного процесса несколько раз, а возникновение голосовых проблем вынуждает менять вокальных педагогов. В результате неизбежно происходит стирание прежних и формирование новых вокальных навыков, а также подготовка другого вокального репертуара.Все это затягивает процесс обучения и затрудняет формирование качественного певческого звукообразования.

Все сказанное позволило выявить в содержании профессиональной подготовки вокалистов противоречия, а именно:

-между практикой классического вокального исполнительства и отсутствием классификационных характеристик голосов расширенного диапазона в научно-исследовательской литературе;

-между вокально-техническими особенностями(большой диапазон, плотность тембрального звучания, насыщенность нижнего регистра, высокая тесситура, колоратурная беглость)женских оперных партий итальянских композиторов первой половины XIX века (Г.Спонтини, Дж.Россини, В.Беллини, Г.Доницетти) и вокально-техническими возможностями певческих голосов, исполняющих в современном музыкальном театре главные женские партии в операх указанных композиторов;

-между накопленным педагогическим опытом в области вокального образования и отсутствием методических рекомендаций, связанных с развитием голосов расширенного диапазона и учитывающих их специфику.

Указанные противоречия определили проблему диссертационного исследования, которая заключается в том, чтобы выявить теоретические предпосылки развития голосов расширенного диапазона на основе анализа классификационных данных голосов этого типа и историко-культурных факторов, обусловивших их распространение в оперном театре в прошедшие периоды, и определить педагогические условия, специальные методы и приемы, способствующие развитию данного певческого голоса.

Проблема исследования обусловила выбор темы: «Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов».

Цель исследования – теоретически обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе педагогические условия и методы развития голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки взрослых вокалистов.

Объект исследования – профессиональная подготовка вокалистов в музыкальных учебных заведениях.

Предмет исследования – процесс развития голосов расширенного диапазона в условиях профессиональной подготовки вокалистов.

В основу диссертационного исследования положена гипотеза, согласно которой развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов будет эффективным, если:

-проанализировать феномен голосов расширенного диапазона в теории и практике отечественной и зарубежной вокальной педагогики и мирового музыкального искусства;

-определить характерные свойства голосов расширенного диапазона и основные критерии их классификации;

-выявить педагогические условия работы с вокалистами, обладающими голосами расширенного диапазона, учитывающие сложную регистровую структуру данного типа голосов и способствующие их развитию;

-разработать и применить в процессе обучения специальные методы развития голосов расширенного диапазона, направленные на выявление уникальных вокальных возможностей этих голосов и формирование вокально-технических навыков и учитывающие физиологические особенности строения певческого аппарата.

На основании цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать проблему голосов расширенного диапазона в теории и практике мирового музыкального искусства: изучить теоретические предпосылки, которые обусловили широкое распространение голосов расширенного диапазона в период расцвета оперного искусства.

2. Изучить современную трактовку голосов расширенного диапазона на основе анализа теории, методики и практики работы с голосами данного типа.

3. Определить основные критерии классификации голосов расширенного диапазона, вытекающие из анализа характерных особенностей данного типа голосов.

4. Определить педагогические условия работы с вокалистами, обладающими голосами расширенного диапазона, и разработать специальные методы развития голосов данного типа в процессе профессиональной вокальной подготовки.

5.Провести опытно-экспериментальное исследование по апробации специальных методов развития голосов расширенного диапазона и показать их значимость в процессе профессиональной подготовки вокалистов, обладающих данным типом голосов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: работы по методологии, теории и методике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, М.Б.Зацепина, И.Н.Немыкина, Л.А.Рапацкая и другие), работы по истории музыкального искусства (М.М.Друскин, Ю.В. Келдыш, В.Д. Конен, Б.В. Левик, Т.Н. Ливанова, К.К. Розеншильд и другие), работы по истории и теории вокальной педагогики (М.С. Агин, Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, Г. Ниссен-Саломан, М.А. Дейша-Сионицкая, Фр. Ламперти, Дж. Лаури-Вольпи, М.Гарсиа, И.К. Назаренко, И.П. Прянишников, С.М. Сонки, Л.К. Ярославцева и другие), исследования в области теории вокального искусства (А.М. Вербов, Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов, Г.П.Стулова, Е.П. Чернозатонская, С.П. Юдин, Р. Юссон, В.И. Юшманов и другие).

Для решения поставленных задач был применен комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:теоретический анализ научной литературы по теории и истории музыкального и вокального искусства, справочной, вокально-педагогической и методической литературы; сравнение, систематизация, классификация и синтез теоретических позиций, взглядов, оценок; изучение, анализ и обобщение практического педагогического опыта в области обучения академическому вокалу; целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогическое собеседование, педагогический эксперимент и обобщение полученных данных, анализ экспериментальных показателей.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: Студия классического вокала «Арион» (ГБУК «ДК «Стимул»), Народный театр «Оперетта на Таганке» (ГБУК «ДК «Стимул»), дополнительное профессиональное образование по программе «Академический вокал» МГГУ им. М.А.Шолохова.

Апробация теоретических положений, разработанных в диссертации осуществлялась в процессе работы автора в Студии классического вокала «Арион» (ГБУК «ДК «Стимул»), Народном театре «Оперетта на Таганке» (ГБУК «ДК «Стимул»), а также в течение срока обучения автора в аспирантуре на кафедре Культурологии и методологии музыкального образования в условиях учебного процесса дополнительного профессионального образования на факультете Культуры и музыкального искусства МГГУ им. М.А.Шолохова.

Основные этапы исследования.Настоящее исследование проводилось в три этапа с 2005 по 2013 год.

Первый этап исследования (2005 – 2009 гг.) – накопление опыта вокальной исполнительской и педагогической деятельности, изучение и анализ историко-теоретической и вокально-педагогической литературы по проблеме исследования, а также анализ и обобщение педагогического опыта работы с голосами расширенного диапазона; проводились беседы с педагогами и обучающимися, обладающими голосами данного типа, и осуществлялось наблюдение за развитием певческих навыков этих обучающихся.

Второй этаписследования (2010 – 2011 гг.) – продолжение теоретико-методологической стадии (работа с научной литературой, изучение и систематизации научно-методических материалов), определение педагогических условий работы с вокалистами, обладающими вокальными данными голосов расширенного диапазона, разработка комплекса методов развития данного типа голосов.

Третий этаписследования (2011 – 2013 гг.) – апробации педагогических условий и выявленных специальных методов развития голосов расширенного диапазона в рамках обучающего эксперимента. На данном этапе проанализированы и обобщены результаты практической работы, уточнены теоретические положения и сформулированы основные выводы.

Научная новизна исследованиязаключается в следующем:

1.Исследован феномен голосов расширенного диапазона в мировом музыкальном искусстве XIX-XX веков и выявлены теоретические предпосылки развития голосов данного типа.

2.Проанализированы классификационные характеристики голосов расширенного диапазона на основе выявления вокально-технических возможностей и специфических признаков, что позволило выделить их в отдельную категорию женских голосов.

3.Определены педагогические условия развития голосов расширенного диапазона взрослых обучающихся в процессе профессиональной подготовки, а именно:

-определение голосов расширенного диапазона на начальном этапе обучения;

-опора на специальный вокальный репертуар, включающий параллельное изучение вокальных произведений, написанных для разных типов женских голосов;

-поэтапное построение учебного процесса, вытекающее из специфики постепенного формирования тембрального звучания (от низкого типа звучания к более высокому).

Теоретическая значимость исследованиязаключается в следующем:

-внесен вклад в теорию и методику преподавания академического вокала: комплексно изучена проблема голосов расширенного диапазона (проанализированы и обобщены материалы, содержащие сведения по теоретическим и практическим аспектам развития голосов данного типа, разработаны методические рекомендации, основанные на специфике певческого аппарата голосов расширенного диапазона);

-обоснован и экспериментально апробирован комплекс специальных методов развития голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов (метод повышенной интенсивности; метод максимальной нагрузки на диапазон; метод воспитания физической и певческой выносливости; метод темповой и регистровой вариативности; метод установки на резонаторную настроенность голоса).

Практическая значимость исследованиязаключается в следующем:

-использование представленных в диссертации педагогических условий и применение специальных методов развития голосов расширенного диапазона способствуют формированию качественного певческого голосообразования и позволяют решать в условиях учебного процесса поставленные педагогические задачи по развитию вокальных навыков, а также по исправлению и предупреждению возможных вокальных недостатков на всех этапах обучения;

-выводы, сделанные в диссертации, могут быть использованы в педагогической работе в области дополнительного и профессионального вокального образования (музыкальный колледж, консерватория, университет).

-некоторые методы развития голосов расширенного диапазона, такие, как метод воспитания физической и певческой выносливости, метод темповой и регистровой вариативности, метод установки на резонаторную настроенность голоса, могут использоваться при практической педагогической работе с другими типами голосов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологией исследования, адекватной его специфике, цели и задачам; использованием широкого круга научных, методических, литературно-исследовательских и справочных источников, связанных с проблематикой исследования; применением комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих объекту, предмету, целям и задачам исследования; оптимальным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов исследования; апробацией и комплексным анализом полученных результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Голос расширенного диапазона – это низкий женский певческий голос, при этом обладающий рабочим диапазоном от фа малой до фа третьей октавы; голос-гибрид, сочетающий диапазоны трех типов женских голосов (меццо-сопрано, сопрано и колоратурного сопрано), с присущими им характерными качествами и свойствами. Голос расширенного диапазона отличается плотным насыщенным тембром, ярким и полнозвучным грудным регистром, легкостью верхних нот, подвижностью, гибкостью и беглостью, что позволяет исполнять меццо-сопрановые, драматические, лирические и колоратурные партии.

2.Теоретическими предпосылками развития голосов расширенного диапазона в процессе обучения являются:

-обобщение опыта использования голосов расширенного диапазона в оперном репертуаре XIX-XX веков;

-классификация голосов расширенного диапазона на основании вокально-технических характеристик (диапазон, регистры, переходные ноты, тембр, тесситура), вокальных возможностей, свойств и качеств, что позволило выделить их в отдельную категорию женских певческих голосов;

-анализ профессиональной подготовки исполнителей, обладающих голосами расширенного диапазона.

3.Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов зависит от реализации педагогических условий, включающих:

- определение голосов расширенного диапазона на начальном этапе обучения на основании выявленной характеристики голосов данного типа, содержащей их основные критерии и классификационные данные;

- опора на специальный вокальный репертуар, включающий параллельное изучение произведений, написанных для разных типов женских голосов (меццо-сопрано, драматическое сопрано, лирическое сопрано, колоратурное сопрано), что дает интенсивную и равнозначную нагрузку на все регистры и участки обширного диапазона голосов данного типа;

- поэтапное построение учебного процесса (первый этап – условное название «меццо-сопрано»; второй этап – условное название «сопрано»; третий этап – условное название «легкое сопрано»), открывающее возможность постепенного освоения различных типов тембрального звучания.

4.Развитие голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов зависит от использования комплекса специальных методов обучения, среди которых: метод повышенной интенсивности; метод максимальной нагрузки на диапазон; метод воспитания физической и певческой выносливости; метод темповой и регистровой вариативности; метод установки на резонаторную настроенность голоса, учитывающих физиологические особенности строения певческого аппарата данного типа голосов и способствующих формированию навыков выдерживания высокой или низкой тесситуры при исполнении вокальных произведений.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения на заседаниях кафедры Культурологии и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, путем публикации статей, отражающих основные положения данного диссертационного исследования, в выступлениях с докладами на научно-практических конференциях (Международная научно-практической конференция «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве», Москва 2011, 2012, 2013). Внедрение основных положений диссертации осуществлялось на индивидуальных занятиях по программе дополнительного профессионального образования «Академический вокал» на факультете Культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова, а также на индивидуальных занятиях, в репетиционной и концертной практике с обучающимися Студии классического вокала «Арион» и участниками Народного театра «Оперетта на Таганке» Государственного бюджетного учреждения культуры «ДК «Стимул».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литература, включающего 144 наименования, и приложений. Приложения диссертации составляют: 1) «Голоса расширенного диапазона в истории вокального искусства XIX-XXвеков (обобщенные данные из справочных источников)»; 2) «Вокальные упражнения для голосов расширенного диапазона (Метод установки на резонаторную настроенность голоса)».

 

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введенииобосновывается актуальность темы; формулируются проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость; определяются этапы исследования; излагаются положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Теоретические предпосылки развития голосов расширенного диапазона»посвящена изучению феномена голосов расширенного диапазона на основе анализа проблемы голосов данного типа в теории и практике мирового музыкального искусства и основных научно-исследовательских направлений зарубежной и отечественной вокальной педагогики. Также в главе дана характеристика голосов расширенного диапазона, определены основные критерии их классификации и выделены педагогические условие работы с вокалистами, обладающими голосами данного типа, способствующие их развитию.

Глава подразделяется на три параграфа.

Параграф 1.1. «Проблема голосов расширенного диапазона в теории и практике мирового музыкального искусства».В результате анализа литературы по истории музыкального и вокального искусства, по теории и практике вокальной педагогики был выявлен неоднозначный подход к проблеме голосов расширенного диапазона: этот тип голосов не указывается ни в одной из существующих классификаций певческих голосов (М.Гарсиа-младший, Л.Б. Дмитриев, Фр.Ламперти, Дж.Лаури-Вольпи, В.П.Морозов, Г.Ниссен-Соломан, И.П. Прянишников, Р.Юссон, и другие). Однако реальные исторические факты подтверждают, что на протяжении XIX-XX веков было немало исполнительниц, вокально-технические возможности которых позволяли им исполнять оперные партии для всех типов женских голосов: контральто, меццо-сопрано, драматического, лирического и колоратурного сопрано.

Феномен голосов расширенного диапазона непосредственно связан с расцветом музыкальной культуры в XIX веке. Кроме того, в результате творческого взаимодействия «композитор – певец» уникальное явление голосов расширенного диапазона в немалой степени оказало влияние на стиль оперного композиторского мышления эпохи романтизма. Выдающиеся представители вокального искусства XIX века М.Малибран, Дж.Паста, Дж.Гризи, П.Виардо тесным образом были связаны с творчеством В.Беллини и Г.Доницетти: женские вокальные партии во многих операх этих композиторов были созданы исходя из вокально-технических возможностей голосов расширенного диапазона. На основе анализа таких вокальных партий, как Норма, Адальжиза, Амина, Джульетта, Ромео (В.Беллини) и Лючия, Анна Болейн, Норина (Г.Доницетти) можно получить представление о тесситурных и тембральных особенностях голосов расширенного диапазона, соединивших в себе одновременно природу высокого сопрано и меццо-сопрано.

В параграфе 1.2. «Современная трактовка голосов расширенного диапазона»рассмотрены основные направления научных исследований XX века в области певческого голосообразования и вокальной педагогики и проанализированы классификации певческих голосов Р.Юссона, В.П.Морозова, Л.Б.Дмитриева.

В вокальной педагогике XX века заметно возрастает значение такой проблемы, как определение типа голоса, поскольку при прослушивании и в дальнейшем процессе обучения в средних и высших музыкальных учебных заведениях большое затруднение в определении типа голоса вызывают некоторые голоса, которые находятся как бы между меццо-сопрано и сопрано. Эти спорные моменты в определении типа голоса необходимо решать своевременно и верно, поскольку пение репертуара, несвойственного типу голоса, приводит к вокальной деградации. Со второй половины XX века вопрос определения типа голоса в практике вокального образования вышел на одно из первых мест по своей значимости, поэтому для положительного решения этого вопроса стали использоваться последние достижения научных исследований в области теории певческого голосообразования. Такие ученые, как Р.Юссон, В.П.Морозов, Л.Б.Дмитриев, в своих работах уделяли немало внимания разработке научно-объективных методов и критериев для определения типа голоса (например, длина и ширина голосовых связок, длина надставной трубы, значение хронаксии возвратного нерва и другие), поскольку традиционный ряд признаков для определения типа голоса носит все-таки несколько субъективный характер. В результате появились различные классификации певческих голосов, но голоса расширенного диапазона практически остались за пределами исследований в области физиологии и акустики голосообразования.

В ходе экспериментальных работ было доказано существование в природе промежуточных голосов, по некоторым параметрам совпадающих с голосами расширенного диапазона, но какого-либо однозначного определения и подхода к промежуточным голосам не было выработано: под типом промежуточных голосов понимают совершенно различные голоса и выделяют различные признаки для их характеристики. Современное понятие «промежуточных голосов» включает в себя как собственно промежуточные голоса, так и голоса расширенного диапазона.

Сравнительный анализ вокально-технических характеристик голосов расширенного диапазона и других типов женских певческих голосов показал, что голос расширенного диапазона имеет как общие черты с каждым типом голоса, так и существенные отличия. Кроме того, голоса расширенного диапазона включают в себя свойства и качества, присущие всем женским певческим голосам, но при этом являются самостоятельным отдельным типом певческих голосов.

Параграф 1.3. «Педагогические условия работы с вокалистами, обладающими голосами расширенного диапазона».

На основании теоретического исследования проблемы голосов расширенного диапазона, специфики их структуры – сочетание диапазонов трех голосов (участок диапазона от меццо-сопрано, участок диапазона от сопрано и участок диапазона от колоратурного сопрано), а также педагогического наблюдения и практической работы с обучающимися, обладающими вокальными данными этого типа голосов, мы выделили следующие педагогические условия:

1.Определение голосов расширенного диапазона на начальном этапе обучения. Для этого необходимо опираться на выявленную нами характеристику голосов расширенного диапазона, содержащую их основные критерии и классификационные данные:

-«темная» тембральная окраска голоса и насыщенный «контральтовый» грудной регистр, характерные для низких голосов, в сочетании с колоратурной беглостью и легкостью звучания, характерными для высоких голосов;

-наличие четырех регистров с явно выраженными переходными нотами: первый (грудной) – от ре – ре-диез первой октавы вниз в малую октаву насколько позволяет диапазон; второй (смешанный) регистр – от ми-бемоль – ми первой октавы до фа – фа-диез второй октавы; третий (головной) – от фа-диез – соль второй октавы до до – до-диез третьей октавы; четвертый (верхний) – от до-диез – ре третьей октавы и выше насколько позволяет диапазон;

-возможность выдерживать тесситуру исполняемых произведений, написанных как для меццо-сопрано, так и для сопрано, при этом в зависимости от характера и тесситуры произведения может изменяться тембр голоса;

-большой диапазон, включающий в себя предельные ноты как низких, так и высоких голосов: рабочий диапазон – в среднем от фа малой октавы до фа третьей октавы, полный может достигать четырех-пяти октав.

2.Опора на специальный вокальный репертуар, включающий параллельное изучение произведений, написанных для разных типов женских голосов (меццо-сопрано, драматическое сопрано, лирическое сопрано, колоратурное сопрано).Подобный специфический подход к выбору вокального репертуара обусловлен необходимостью равнозначной и интенсивной нагрузки на все участки и регистры обширного диапазона и обеспечит равномерное и практически одновременное развитие голосовых резонаторов и всех четырех регистров. Изучение репертуара, написанного для каждого типа женского голоса, выполняет конкретную задачу в процессе развития голоса расширенного диапазона.

Количество и последовательность изучаемых на каждом уроке произведений, написанных для меццо-сопрано, драматического, лирического и колоратурного сопрано, зависит от следующих выявленных нами факторов, а именно: этап обучения; резонаторная настроенность голосового аппарата на конкретный учебный момент; психологическая настроенность обучающейся на тот или иной тип звучания; интенсивная задействованность какого-либо резонатора, регистра или участка диапазона на предыдущих занятиях или выступлениях; особенности и специфика репертуара, который предстоит исполнять.

Данное педагогическое условие мы реализовали также через разделение на учебный и концертный репертуар.

3.Поэтапное построение учебного процесса: первый этап обучения – условное название «меццо-сопрано»; второй этап обучения – условное название «сопрано»; третий этап обучения – условное название «легкое сопрано».Обозначение этапов обучения показывает основное направление в развитии вокальных данных на каждом этапе и отражает общую схему развития голосов расширенного диапазона: от более низкого типа голоса к более высокому (от меццо-сопрано к колоратурному сопрано).

На первом этапе обучения голоса расширенного диапазона развиваются в режиме меццо-сопрано. Значимость грудного резонатора и грудного регистра, который является основой этого типа голосов, в первую очередь отражается в выборе репертуара (в основном произведения для меццо-сопрано). При пропевании вокальных упражнений необходимо задействовать крайний верхний участок голоса, а в качестве учебного репертуара изучать произведения для сопрано, поскольку без полноценной вокальной нагрузки на все регистры, включая самый верхний, ослабевает и перестает развиваться певческое дыхание и растягиваться ход в головной резонатор, в результате теряется объем и звучность, голос становится матовым и глухим.

На втором этапе обучения формируется навык выдерживать сопрановую тесситуру в течение длительного времени и увеличивается рабочий диапазон (ноты си-бемоль и си второй октавы, до третьей октавы становятся стабильными, тембрально окрашенными и интонационно устойчивыми при любом построении музыкальной фразы и любом интервальном соотношении). На этом этапе подтвердились предполагаемые нами изменения в тембральном звучании голосов расширенного диапазона: наметился переход из разряда меццо-сопрано в разряд сопрано, поскольку наработанные вокально-технические навыки позволили включать в концертный репертуар произведения для драматического и лирического сопрано. Таким образом, мы установили, что на втором этапе обучения голоса расширенного диапазона при исполнении соответствующего репертуара позиционируются в двух типах звучания: меццо-сопрано и сопрано.

Третий этап обучения характеризуется включением в концертный репертуар произведений для высокого (колоратурного) сопрано, поскольку нарабатываются техника беглости, легкость и гибкость голоса в верхнем регистре, вокально-технические возможности для преодоления и выдерживания высокой тесситуры. На третьем этапе голоса расширенного диапазона звучат в трех режимах: меццо-сопрано, сопрано (центральное) и колоратурное сопрано с легким верхним регистром и техникой беглости.

При рассмотрении этапов обучения мы указали возможные негативные последствия и вокальные недостатки, а также способы для их педагогического предупреждения и исправления.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование проблемы развития голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов»,состоящей из двух параграфов,рассматриваются задачи, организация, содержание, особенности и результаты опытно-экспериментальной работы.

В параграфе 2.1.«Методы развития голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов»рассматриваются разработанные автором специальные методы развития, учитывающие физиологические особенности строения певческого аппарата голосов данного типа и направленные на выявление их уникальных вокальных возможностей.

В начале обучения голоса расширенного диапазона могут производить впечатление «промежуточных голосов» (Р.Юссон, В.П.Морозов), для которых сложно подобрать соответствующий репертуар: тесситура вокальных произведений, написанных для меццо-сопрано, – низкая для исполнения, а тесситура произведений для сопрано – высокая для исполнения. Длительное пение (в течение нескольких месяцев) в режиме одного типа голоса может привести к трудноисправимым вокальным недостаткам (проблемы интонирования, несглаженность регистров). Это обусловлено особенным физиологическим строением певческого аппарата: в соответствии с настроенностью на режим звучания меццо-сопрано или сопрано (для изменения длины надставной трубки), гортань может принимать и фиксировать как низкое, так и высокое положение. Зависимость типа голоса от длины надставной трубки и определенного положения гортани во время пения (чем ниже голос, тем больше длина надставной трубки) была установлена Л.Б.Дмитриевым. У голосов расширенного диапазона гортань физиологически очень подвижна, и ее принудительная фиксация в одном статичном положении в течение длительного времени при изучении однотипного репертуара, особенно на начальном этапе обучения, приводит к быстрому утомлению голосового аппарата. Для удержания гортани в соответствующем положении во время пения в определенном режиме звучания (сопрано или меццо-сопрано) и формирования навыков выдерживания высокой или низкой тесситуры в течение длительного времени необходимо использовать специальные методы обучения.

Метод повышенной интенсивности предполагает длительные и интенсивные занятия (один час или один час тридцать минут), а также ежедневные занятия (пять или шесть раз в неделю), особенно на начальном этапе обучения, поскольку для голосов расширенного диапазона требуется большее количество времени для активизации голосового аппарата и приведения его в рабочее певческое состояние, что связано с большим диапазоном и сложным регистровым строением: увеличивается количество времени для пропевания каждого вокального упражнения (для голосов расширенного диапазона необходима максимальной «растяжка» на диапазон до предельных верхних и нижних нот). В связи с этим, для распевки, выполнения поставленной педагогической задачи и изучения вокального репертуара может быть недостаточно сорока пяти минут. Кроме того, голоса расширенного диапазона в своем развитии проходят как бы через все типы женских голосов, что существенно увеличивает продолжительность процесса обучения. В связи с этим, временные рамки учебного процесса желательно максимально сжать.

Метод максимальной нагрузки на диапазон предполагает на каждом уроке во время пропевания вокальных упражнений задействовать все участки диапазона голоса, обязательно включая предельные нижние и верхние ноты. Для развития голосов расширенного диапазона нецелесообразно использовать принцип постепенности в отношении увеличения границ диапазона, а напротив необходимо даже в начале обучения пропевать вокальные упражнения максимально вниз и вверх по диапазону насколько позволяет конкретный момент, состояние голосового аппарата и сложность данного вокального упражнения. Пропевание вокальных упражнений вверх или вниз по диапазону зависит от того, с какого регистра голоса начинается исполнение вокального упражнения, поскольку в связи со специфической регистровой структурой голоса расширенного диапазона имеют два удобных участка диапазона с «натуральными тонами» (М.Глинка): первый – это фа-диез – си первой октавы (в смешанном регистре, выше переходных нот из грудного в смешанный регистр), второй – соль – си малой октавы (в грудном регистре).

Метод воспитания физической и певческой выносливости подразумевает максимальную физическую нагрузку на уроке, поскольку для осуществления певческой фонации и исполнения вокальных произведений, для возможности длительной и активной работы всей мускулатуры, участвующей в певческом звукообразовании, необходимо в процессе обучения нарабатывать соответствующую физическую выносливость. Кроме того, необходимо воспитать навык распределения внутреннего акустического и «мышечного» внимания на протяжении длительного времени на решение вокально-технических и музыкально-исполнительских задач.

Воспитанию физической выносливости способствуют использование более длинных по протяженности и более широких в интервальном отношении (октава, децима, дуодецима) упражнений, а также следующие приемы:

- максимальное сокращение промежутка времени при исполнении одного вокального упражнения в последовательных тональностях (после пропевания одной тональности дается минимальное количество времени, чтобы сделать вдох для пропевания следующей тональности упражнения), в результате этого за минимальный промежуток времени ученица не успевает расслабить дыхательную мускулатуру («сбросить мышцы») перед вдохом для следующей тональности и вынуждена длительно удерживать форму вдоха на определенной тесситуре и участке диапазона на уставших мышцах, что дает дополнительную нагрузку на дыхательную мускулатуру;

-повторное пропевание нескольких тональностей на определенном участке диапазона при исполнении одного вокального упражнения, особенно на тех участках диапазона, где ученица испытывает определенные трудности (на участке диапазона фа – си второй октавы готовит к выдерживанию сопрановой тесситуры; на участке фа – си первой октавы укрепляет центральный регистр; на переходных нотах, звукоизвлечение которых требует большей физической отдачи, способствует сглаживанию регистров и выравниванию звучности);

-преднамеренная остановка в процессе исполнения вокального упражнения (при пропевании вверх по диапазону сделать остановку за кварту или квинту до крайних нот верхнего участка диапазона и после небольшой паузы продолжить с той тональности, на которой остановились). В результате этого прохождение по тональностям наверх по диапазону становится более трудоемким, требующим большей физической нагрузки, так как после расслабления и сброса активного певческого состояния во время остановки, необходимо будет воспроизвести те внутренние мышечные и слуховые ощущения, которые были при пропевании последней тональности, и максимально активизировать все группы мышц, участвующих в процессе пения.

Применение данного метода способствует «утяжелению» процесса пения во время обучения, чтобы наработанная в результате этого физическая и певческая выносливость позволяла преодолевать технические трудности при исполнении вокальных произведений.

Метод темповой и регистровой вариативностииспользуется для выработки певческой реакции при исполнении вокальных произведений (музыкальные мелизмы, смена темпов, регистров и режима звучания), поскольку для развития вокально-технических возможностей и сохранения голосового аппарата в стабильном рабочем состоянии специфика и структура голосов расширенного диапазона предполагает постоянное варьирование вокального репертуара, написанного для разных типов женских голосов. Данный метод способствует воспитанию певческой реакции на малейшие внутренние акустические и мышечные изменения и сопоставление их со звуковысотными изменениями, поскольку при смене регистров и на переходных нотах могут возникнуть проблемы интонирования, так как каждому регистру соответствуют свои внутренние вокально-слуховые представления и свои ощущения звуковысотности.

При использовании метода темповой вариативности применяются следующие приемы:

-пропевание одного и того же вокального упражнения сначала в медленном, а затем в быстром темпе, что активизирует работу мускулатуры всего голосового аппарата, при этом фиксация изменений акустических и мышечных ощущения при пропевании одних и тех музыкальных интервалов в разных темпах, способствует коррекции внутреннего музыкального и мышечного слуха и улучшению интонирования;

-убыстрение или замедление зафиксированного темпа вокального упражнения, что приводит к смене позиционных привыканий, к стиранию наработанных вокально-акустических и мышечных стереотипов, к активизации певческого внимания и мышечной работы всего голосового аппарата, а также к изменениям в позиционных ощущениях в распределении привычных музыкальных интервалов;

-темповое изменение в пределах пропевания одной тональности какого-либо вокального упражнения на определенной тесситуре (фермата на верхней ноте и (или) ускорение спуска после верхней ноты), что способствует выполнению таких педагогических задач, как работа над определенным участком диапазона и переходными нотами, способность выдерживания тесситуры, развитие беглости и нюансировки.

Регистровая вариативность предполагает исполнять вокальное упражнение не постепенно вверх или вниз по тональностям, а как бы «перескакивать» из регистра в регистр, пропуская несколько тональностей, как вверх, так и вниз, неожиданно и непредсказуемо для обучающейся, и непременно на каждом уроке это должны быть новые комбинации, чтобы мышечная память обучающейся не смогла зафиксировать подобную смену регистров. В результате этого стираются прежние приспособления голосового аппарата к звуковысотности и нарабатываются новые внутренние вокально-слуховые представления и ощущения.

Метод установки на резонаторную настроенность голосапредполагает корректировку психологической или физиологической настроенности на головное или грудное резонирование. Психологическая установка ученицы на тип звучания меццо-сопрано, сопрано или колоратурное сопрано может привести к физиологическим изменениям в работе певческого аппарата и акустическим изменениям в работе голосовых резонаторов. Для выравнивания звучания резонаторов можно использовать вокальные произведения (для головного резонирования – произведения для колоратурного сопрано, для грудного – произведения для меццо-сопрано или контральто), а также специальные вокальные упражнения.

Для усиления звучания головного резонатора:

-вокальные упражнения на активную и быструю атаку первой верхней ноты (начинаются со смешанного или головного регистра и пропеваются последовательно по тональностям сначала снизу вверх по диапазону, потом сверху вниз);

-вокальное упражнение начинается сразу с большого интервала вверх (квинта, секста, септима или октава), то есть с резкого «скачка» вверх по диапазону с акцентом на верхней ноте.

Для усиления звучания грудного резонатора:

- к вокальному упражнению, которое начинается с восходящего мелодического хода, а заканчивается пропеванием нисходящего хода или гаммы, добавляется опевание тоники по вводным тонам или несколько тонов вниз, ниже тоники, с последующим возвратом в тонику;

- в любом вокальном упражнении при нисходящем мелодическом ходе увеличить длительность (до половинных или целых) нижних нот в конце пропевания каждой тональности, особенно при спуске в грудной регистр.

Для синхронизации работы грудного и головного резонаторов можно использовать в качестве вокального упражнения пропевание интервалов в октаву снизу вверх и сверху вниз с добавлением к нижней и верхней нотам октавы нескольких дополнительных тонов в размере опевающего вводного тона, секунды или терции.

Специальные методы развития голосов расширенного диапазона применяются в комплексе в процессе обучения и направлены на то, чтобы в целом сделать процесс обучения голоса расширенного диапазона более активным и интенсивным, а также максимально сжать временные рамки обучения, так как данный голос развивается медленнее по сравнению с другими типами голосов. Как следствие применения комплекса специальных вокальных методов и приемов «утяжеления» учебного процесса, происходит «вокальный криз», который способствует резкому качественному скачку в формировании и развитии вокально-технических данных и навыков.

Параграф 2.2. «Ход, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов».

В результате опытно-экспериментальной работы нам удалось доказать эффективность использования в процессе профессиональной подготовки специальных методов развития и педагогических условий работы с вокалистами, обладающими голосами расширенного диапазона.

Опытно-экспериментальная работа по развитию голосов расширенного диапазона в процессе профессиональной подготовки вокалистов проводилась в МГГУ им. М.А.Шолохова в период с 2009 года по 2013 год, а также в ГБУК г.Москвы «Дом культуры «Стимул» в период с 2005 года по 2013 год. В экспериментальной работе приняли участие обучающиеся по программе «Академический вокал» дополнительного профессионального образования факультета Культуры и музыкального искусства (МГГУ им. М.А.Шолохова), обучающиеся в Студии классического вокала «Арион» (ГБУК ДК «Стимул»), а также солисты и участники вокально-хоровой группы народного музыкального театра «Оперетта на Таганке» (ГБУК ДК «Стимул»).

Опытно-экспериментальная работа проходила в два этапа.

На первом (подготовительном) этапе проводился констатирующий эксперимент, который носил пролонгированный характер (в период с 2005 года по 2013 год) и включал в себя изучение и обобщение как собственного вокально-педагогического опыта, так и вокально-педагогического опыта других вокальных педагогов и исполнителей. Констатирующий эксперимент, в ходе которого было проанализировано более девяноста уроков по специальности «Академический вокал», проводился в двух направлениях:

1. Выявление обучающихся, обладающих вокальными данными голосов расширенного диапазона, и наблюдение за процессом развития и формирования вокально-исполнительских навыков этих обучающихся, которые предположительно обладают голосами данного типа.

2. Выяснение особенностей и специфики педагогической работы по развитию вокально-исполнительских навыков у обучающихся, которые предположительно обладают голосами расширенного диапазона.

В ходе педагогического наблюдения на основании составленной нами характеристики голосов расширенного диапазона и выделенных критериев по их определению были выявлены пять обучающихся. В связи с тем, что три из этих обучающихся были идентифицированы как меццо-сопрано, а две – как сопрано, то педагоги в процессе обучения не использовали какие-либо специальные методы обучения, учитывающие сложную структуру и особенности развития голосов расширенного диапазона, а ограничивались общими педагогическими и вокальными методами и приемами формирования певческих навыков. Отсроченный результат, который отразился в дальнейшей певческой судьбе этих вокалисток, можно охарактеризовать как отрицательный: у всех пяти участниц констатирующего эксперимента стали накапливаться вокальные недостатки, которые впоследствии привели к невозможности исполнения вокального репертуара на качественном профессиональном уровне.

В ходе констатирующего эксперимента для выяснения особенностей и специфики вокально-педагогической работы по развитию голосов расширенного диапазона проводились собеседования с педагогами, работающими по специальности «Сольное академическое пение» в области дополнительного и профессионального образования: респондентам предлагалось высказать свое профессиональное мнение в отношении проблемы голосов расширенного диапазона и ответить на подготовленные нами вопросы. После анализа ответов респондентов (22 человека) мы условно разделили их на три группы: первая – «положительно настроенные» (9%), вторая – «лояльно настроенные» (68%), третья – «отрицательно настроенные» (23%). Несмотря на кардинально противоположные мнения опрошенных педагогов, все ответы объединяет следующее: отсутствие практического педагогического опыта работы с голосами расширенного диапазона; а также то, что причиной затруднительного определения типа певческого женского голоса считают некомпетентность предыдущих педагогов, у которых занимались обучающиеся.

На втором (основном) этапе опытно-экспериментальной работы в ходе формирующего (обучающего) эксперимента в период с 2011 года по 2013 год проходила апробация комплекса специальных методов развития голосов расширенного диапазона. Эффективность применения специальных методов развития показана на конкретных примерах. Опираясь на составленную нами характеристику и используя выделенные критерии определения голосов расширенного диапазона, мы выявили шесть обучающихся, обладающих вокальными данными таких голосов. Выявленные нами обучающиеся имели различный уровень вокально-музыкальной подготовки. Кроме того, у пяти обучающихся наблюдались различные явновыраженные вокальные недостатки (пестрота и тембральная неоднородность, несглаженность регистров и «провалы» звучности на переходных участках, проблемы с интонированием и выдерживанием тесситуры), причина которых была в том, что они изучали однотипный репертуар (для меццо-сопрано или сопрано) в связи с ошибочным определением типа голоса.

Практическая работа показала, что положительный результат по формированию и развитию вокальных навыков и улучшению качества певческого звукообразования у обучающихся, обладающих голосами расширенного диапазона, достигается в результате применения в процессе обучения комплекса специальных методов в сочетании с использованием выделенных нами педагогических условий.

В процессе практической работы с обучающимися, обладающими голосами расширенного диапазона, было установлено, что метод повышенной интенсивности, метод максимальной нагрузки на диапазон, а также метод воспитания физической и певческой выносливости целесообразно применять в комплексе на всех трех этапах учебного процесса (особенно на первом этапе обучения, вне зависимости от уровня вокальных данных и степени музыкальной подготовки обучающейся). Применение метода темповой и регистровой вариативности и метода установки на резонаторную настроенность голоса потребовали от обучающихся соответствующей степени разработанности голосового аппарата, определенного уровня музыкальной подготовки и развития внутреннего слуха. Вследствие этого для некоторых обучающихся применение в полном объеме метода темповой и регистровой вариативности и метода установки на резонаторную настроенность голоса оказалось целесообразным только на втором и третьем этапах обучения.

В ходе формирующего эксперимента в результате комплексного применения специальных методов развития голосов расширенного диапазона у всех шести обучающихся, обладающих голосами данного типа, исправились присущие им конкретные вокальные недостатки, а также увеличились диапазон голоса, выходящая звуковая масса (объем и сила звучания), позиционная высота, полетность, яркость звучания и легкость пропевания во всех голосовых регистрах и во всех режимах звучания (меццо-сопрано, сопрано и колоратурное сопрано), а также ровность и сглаженность регистров. Улучшение качественных характеристик певческого голосообразования позволило преодолевать вокально-технические сложности репертуара, что способствовало повышению вокально-исполнительского уровня и творческому росту вышеуказанных обучающихся (подготовка и успешное выступление в концертных программах, музыкальных спектаклях, праздничных мероприятиях, а также фестивалях и конкурсах). Тем самым положительные результаты эксперимента подтвердили теоретические выводы диссертации.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы:

-выявлены и объяснены причины распространения голосов расширенного диапазона в период расцвета оперного искусства;

-определены основные характеристики и классификационные данные голосов расширенного диапазона, что позволило их выделить в отдельную категорию женских певческих голосов;

-выделено и обосновано определение голосов расширенного диапазона на основании выявленных нами вокально-технических возможностей, свойств и качеств;

-раскрыты особенности и специфика работы по развитию голосов расширенного диапазона (определены педагогические условия, разработан и апробирован комплекс специальных методов).

Теоретические выводы и практические рекомендации диссертационного исследования вносят определенный вклад в теорию и методику преподавания академического вокала, поскольку голоса расширенного диапазона фактически не рассматриваются в методических трудах и особенности развития голосов расширенного диапазона в процессе обучения не получили должного освещения в вокально-педагогической литературе.

Перспективным направлением для дальнейших исследований является разработка специальных упражнений по сольфеджио для голосов расширенного диапазона, которые могут быть использованы также в работе с голосами, имеющими явно выраженный переход из грудного в смешанный регистры (контральто, меццо-сопрано, колоратурное сопрано), на месте которого находится сложная в отношении точности интонирования и координации вокально-слуховых и мышечных ощущений «пустая зона»; а также перспективой научных исследований в данном направлении может быть взаимодействие различных областей педагогики и психологии в плане изучения психологического воздействия на организацию работы голосового аппарата при смене режимов тембрального звучания голосов расширенного диапазона.

Основное содержание диссертационного исследования

отражено в следующих публикациях автора:

Статьи в научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1. Куфтырева Е.Л. Особенности параллельного изучения репертуара для разных типов женских голосов в процессе развития голоса расширенного диапазона //Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева. – Красноярск, 2013. – № 1 (23). – С. 283-288. (0,6 п.л.)

2. Куфтырева Е.Л., Рапацкая Л.А. Голос расширенного диапазона: поэтапное построение процесса обучения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова: Серия «Педагогика и психология». – М., 2013. - № 2. – С. 80-85. (0,4 п.л.)

3. Куфтырева Е.Л. Выбор репертуара как фактор развития голоса расширенного диапазона // Наука и школа. – М., 2013. - № 3. – С.128-130. (0,3 п.л.)

Статьи, опубликованные в других научных изданиях:

4. Куфтырева Е.Л. Историко-культурные предпосылки развития голосов расширенного диапазона (soprano sfogato). // Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: Материалы II Международной научно-практической конференции (г.Москва, 11 апреля 2011г.). – М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2011. – С. 129-133. (0,3 п.л.)

5. Куфтырева Е.Л. Трансформация акустического восприятия музыкально-сценических образов женских вокальных партий в операх В.Беллини «Норма» и «Сомнамбула». //Вопросы музыкальной культуры и образования. Сборник научных трудов. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2012. – (Вып.9) – С. 238-244. (0,4 п.л.)

6. Куфтырева Е.Л. Влияние общих тенденций развития культуры современного общества на востребованность голосов расширенного диапазона (soprano sfogato). //Система ценностей современного общества: Сборник материалов XXII Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Издательство НГГУ, 2012. – С.76-81. (0,3п.л.)

7. Куфтырева Е.Л. Голоса расширенного диапазона: значение своевременного определения типа голоса. //Проблемы и перспективы развития образования в России: Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Издательство НГГУ, 2012. – С. 133-137. (0,3 п.л)

8. Куфтырева Е.Л. Голоса расширенного диапазона: характеристика и критерии классификации. //Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: Материалы III Международной научно-практической конференции (г.Москва, 5 апреля 2012г.). – М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2012. –С. 241-246. (0,3 п.л.)

9. Куфтырева Е.Л. Сравнительная характеристика голоса расширенного диапазона. //Вопросы музыкальной культуры и образования. Сборник научных трудов. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2013. – (Вып.10). – С.207-213. (0,4 п.л.)

10. Куфтырева Е.Л. Специальные методы развития голоса расширенного диапазона (soprano sfogato) на начальной стадии обучения. //Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве: Материалы IV Международной научно-практической конференции (г.Москва, 11 марта 2013г.). – М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2013.

 

 





sdamzavas.net - 2018 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...