Главная Обратная связь

Дисциплины:






Активизации познавательной деятельности при изучении нового объекта 1 страница



  Мотивы возникновения интереса к изучению нового объекта    
  История происхождения и развития Нового объекта
  Качественные характеристики объекта  
  Взаимосвязи объекта с другими предметами и явле­ниями  
  Прогноз развития нового объекта  
  Результаты изучения объекта и использование (применение) его  
  Личное мнение об этом объекте  
     

 

Алгоритм показывает, как эффективно нужно подходить к изу­чению нового объекта. Представьте себе, что перед вами встала задача — изучить какой-то новый процесс, новое явление, новую тему. Это может быть тема вашего реферата в школе, диплома, тема курсовой работы, диссертации, тема любого интересного для вас занятия, если хотите, на уровне хобби, например, вдруг вам понравился какой-то предмет и вы начинаете его изу­чать. Мы предлагаем алгоритм, который поможет решить эту задачу более рационально, более эффективно, с меньшими затра­тами достичь большего.

Алгоритм активизации познавательной деятельности при изу­чении нового объекта состоит из семи блоков.

Первый блок алгоритма — мотивы возникновения интереса к изучению нового объекта. Как возникает интерес к изучению ново­го объекта? Допустим, вы решили заняться разведением овощ­ных культур. Здесь существует множество направлений, например гидропоника. Оказывается, можно выращивать овощные культуры без земли, просто на одной воде. Итак, есть мотив. Допустим, нас интересует разведение огурцов на садово-огородном участке с использованием этого метода. Как это сделать лучше? Переходим к следующему блоку алгоритма.

Второй блок алгоритма — происхождение и развитие нового объекта. Всегда старайтесь докопаться до сути. Знание истории помогает избежать ошибок, найти верный путь, а иногда получить ценные сведения. Недаром говорят: что новое — это хорошо забытое старое.

Третий блок алгоритма — качественные характеристики. Вы должны как бы сопоставить качество всех вариантов, которые у вас возникли. Наконец, сопоставить с тем, что вам нужно.

Четвертый блок алгоритма— взаимосвязи предмета, объекта с другими предметами или явлениями. Всегда любое положение, любая идея обрастают какими-то смежными связями. И эти связи вы должны изучить. Итак, что нужно знать, чтобы заниматься гидропоникой? И биологию, и биохимию, физику и массу других вещей. Оказывается, нам может помочь даже знание электро­ники.

Пятый блок алгоритма — прогноз развития объекта. Вы долж­ны хотя бы для себя решить вопрос: а имеет ли будущее то, чем вы предполагаете заниматься? И естественно, это даст вам возможность оценить, в каком виде, в какой мере и какие силы вкладывать в это дело. Возможно, это будет ошибочное мнение, но оно должно у вас четко сформироваться. Прогноз развития нужно иметь всегда.



Шестой блок алгоритма — результаты изучения объекта и их использование. Вы должны как бы подвести итог вашего иссле­дования, зафиксировать его в виде самостоятельного отчета. Этот блок можно назвать доминантой всего происходящего.

Седьмой блок алгоритма — ваше мнение о выбранном занятии.

Если вы приложите этот алгоритм сегодня к тому виду дея­тельности, которым занимаетесь, то очень скоро увидите, что действительно он расширяет ваши возможности и, самое глав­ное, качественно повышает результативность вашей деятельности.

Интеллектуальный потенциал личности

Что такое интеллект? Умственная способность, которая вообще присуща каждому человеку. Интеллект, как вам хорошо извест­но, у всех разный. Значит, правильнее сказать, что интеллект — это степень проявления умственной способности. Здесь нужно подчеркнуть одно очень важное обстоятельство. Достижения ума можно использовать и во зло людям, во зло человечеству. Поэтому только развитие духовности дает возможность челове­ку с интеллектом работать на благо людей, общества и Все­ленной. Суммируя все предыдущее, можно утверждать, что интеллектуальный потенциал личности складывается из семи основных факторов:

1. Физическое и психическое здоровье, уверенность в своих силах, критическое отношение к себе.

2. Здравый смысл и логическое мышление при наличии разви­того воображения.

3. Активное использование алгоритмов умственной деятель­ности, владение техникой быстрого чтения, развитое внимание, память.

4. Желание и умение постоянно учиться, в том числе на под­сознательном уровне.

5. Профессионализм и компетентность в конкретной пред­метной области знаний.

6. Высокий уровень обязательности.

7. Развитая рефлексия — умение видеть события и себя со стороны, а также открытость в общении.

Упражнение 7-1. Определение коэффициента внимания. Прочитайте тест № 7 за 1 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4).

Если правильно сможете ответить на все три вопроса, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два—0,8, на один — 0,6.

Упражнение 7-2. Освоение алгоритма активизации позна­вательной деятельности.

Изучите алгоритм (см. с. 78—79), зарисуйте его на отдельном листочке в двух экземплярах. Один экземпляр разместите перед своим рабочим столом так, чтобы он всегда был в поле зрения. Другой экземпляр постоянно носите с собой. Очередную стоящую перед вами задачу не спеша проработайте в соответствии с блоками алгоритма. Вы убедитесь в колоссальной эффектив­ности этого метода.

Упражнение 7-3. Развитие внимания.

1. Если вам нужно быстро и качественно изучить новое явление, прежде всего разделите его на части, исследуйте каждую основательно и только потом составьте ясное представление о целом. Подобное умственное расчленение предмета помогает памяти воспринимать глубокие впечатления, которые при желании легко восстановить.

Лучший способ уяснить себе какую-либо вещь — это сформу­лировать вопросы о ней. Лучший путь к пробуждению знаний о вещи — это задать себе вопросы о ней, так, как мы форму­лировали их в начале беседы. Лучшее средство запечатлеть вещь в уме — это поставить себе вопросы, которые могут обна­ружить все ее значение.

Для иллюстрации этой мысли возьмем известное стихотво­рение М. Ю. Лермонтова «Парус». Расчлените и проанализируй­те любую фразу стихотворения. Если поставить вышеприведен­ные вопросы и вникнуть в них, вы никогда не забудете этого стихотворения. Образ паруса и мечты навсегда запечатлеется в вашем уме.

В «Парусе» активными словами являются глаголы, а все остальное зависит от этой активной части. Обычно внимание легче привлекается активными словами. И если действие пред­ложения запечатлелось в уме, остальные слова свяжутся с ним по закону ассоциации идей. Поэтому при заучивании наизусть любого текста установите аналитическим методом, что значит в этом тексте каждая ее часть.

2. Если у вас слабо развито чувство географической мест­ности, начните с того, что изучайте различные маршруты. Необ­ходимо замечать границы пунктов, которые вы прошли, направ­ление, в котором ехали, предметы и вывески, которые встречали на пути. Остановитесь на несколько минут на углу улицы и сориентируйтесь относительно места, где вы стоите. Прежняя ваша ошибка заключалась в том, что вы не замечали тех предметов, мимо которых проходили. Человек с большим чувством места воспринимает эти предметы почти инстинктивно, но вам надо сначала автоматизировать ваше восприятие, сознательно на все обращая внимание, пока это не войдет в привычку, не станет вашей второй натурой. Изучайте дорожные, туристские и обыкновенные карты и совершайте в уме путешествия по железной дороге, водя пальцем по карте.

Если вы живете в большом городе, тщательно изучите его план. Начните с какой-нибудь точки на карте и идите к намечен­ному месту, запоминая названия улиц и переулков, по которым или мимо которых проходите. Но при этом не теряйте пред­ставления о направлении, в котором держитесь. Совершите тот же путь обратно, сворачивая там, где нужно.

Совершите еще раз ту же прогулку (по карте), но другим путем. Удивительно, как подобное упражнение обостряет чувство местности и направления! Будьте внимательны ко всему!

Хорошо бы даже выучить наизусть карту целиком или хотя бы часть ее. Постарайтесь нарисовать ее в общих чертах и указать на ней возможно больше интересных пунктов. Затем прибавьте постепенно частности. Цель этого рисования — тре­нировка внимания.

3. Чтобы воспитать наблюдательность в отношении лиц и их черт, следует изучать встречающихся вам людей. Если они чем-то заинтересовали вас, отмечайте характерные детали в их внеш­ности. В это время нужно посто­янно думать: «Я узнаю вас в следующий раз, как только уви­жу». Эта мысль побудит волю приобрести ясное и отчетливое впечатление. Поупражняйтесь затем в запоминании лиц встре­чающихся людей, представляя себе умственно их образ.

Упражнение 7-4. Практичес­кие занятия.

1. Да, табуретка у нашего «умельца» не получилась. Впро­чем, оглядев свое творение с раз­ных сторон, он увидел пять букв, из которых сложилось его имя (рис. 22). Как же зовут этого горе-мастера?
2. Летела стая гусей. Попа­дается ей навстречу гусь и гово­рит: «Здравствуйте, сто гусей!» Они ему отвечают: «Нас не сто гусей, а вот если бы еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты бы, гусь, с нами, то и было бы нас сто гусей» (рис. 23).

Сколько их летело?

Решение задач смотрите в приложении 5.

 

Рис. 22. Практическое задание

 

Рис. 23. Практическое задание

 

Упражнение 7-5. Чтение в режиме «Ультра-рапид». Подберите, пожалуйста, книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 130—150 страниц, или 300000 знаков. Ориентировочное время на прочтение книги 20 мин.

Прочитайте книгу в режиме «Ультра-рапид».


БЕСЕДА ВОСЬМАЯ. ПАРТИТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Гениальность и внимание

Психологи определяют гениальность как наивысшую степень проявления творческих сил человека. Гений в процессе своей деятельности создает качественно новые, уникальные творения, открывает ранее не изведанные пути творчества.

История воззрения на природу гениальности связана с разви­тием понимания специфики творческого процесса как особого вида деятельности. Еще со времен античности гениальность рассматривается как иррациональный, т. е. не связанный с работой разума, вид деятельности. Действительно, такие явления, как вдохновение и озарение, составляют главную основу твор­ческого процесса гениальной личности.

Со времен эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма, и только в XIX—XX вв. получают развитие психологические и социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.

Именно в результате этих исследований была установлена главная особенность деятельности гениальных людей — их уме­ние быть всегда внимательными. Можно позавидовать гениальным людям, у которых внимание организовано, если так можно ска­зать, стихийно, на генетическом уровне. В них заложена такая программа: всегда быть внимательным. И они в течение всей своей жизни доказывают, что действительно умеют управлять своим вниманием. Почему гений успевает сделать очень много и все, что он делает, всегда гениально? Почему? Да потому, что в отличие от простых людей, обладающих средней возмож­ностью внимания, гений всегда занимается в режиме непроиз­вольного внимания. В единицу времени он успевает сделать зна­чительно больше, чем все остальные. За счет чего? Прежде всего за счет внимания.

Значит, чем больше мы тренируем свое внимание, чем более внимательными мы становимся, тем более мы приближаемся к уровню гениальности.

Считается, что на земном шаре гениев всего 1 %. Способных людей—90%. Большинство людей—это способные люди, ко­торые могут работать над совершенствованием своего интеллек­та. И главная задача в решении этой проблемы — научиться управлять своим вниманием. Весь комплекс наших упражнений рассчитан именно на это.

Партитурное чтение

Что такое партитурное чтение? Напомним: партитура — это нотная запись музыкального произведения. Как же происходит чтение партитуры? Нам знаком этот процесс, поскольку мы много работаем с композитором Михаилом Экимяном. Ему доста­точно бросить взгляд на нотную тетрадь, где записано его произведение, чтобы через пять минут исполнить его. Вот так возникла идея партитурного чтения. Оно близко к нашей идее симультанного опознания. Практически то, что мы ранее тренировали,— это не что иное, как подходы к организации партитурного чтения.


Алгоритм восприятия

смысловой партитуры фрагмента текста

Алгоритм восприятия смысловой партитуры фрагмента текста представлен на рисунке 24. Этот алгоритм предполагает осмыс­ление процесса восприятия текста в виде его объемно-образного представления. Работать над развитием невербального, образного мышления мы начали еще в программе «Доминанта 2000 года», затем продолжали эту работу в программе «Сатори».

Итак, в разбираемом алгоритме выделяется ряд аспектов. Мы уже говорили в наших прежних программах об идее много­кратного чтения текста, которая была предложена выдающимися библиографами в XIX в. Каждый текст читается трояким обра­зом. Первый раз — читать и не понимать. Второй раз — читать и понимать, что написано. Третий раз — читать и понимать то, что не написано, т. е. как бы подтекст.

Есть произведения, тексты которых целиком построены имен­но на выявлении подтекста или как бы второго слоя. Например, такое выражение: «Масло уже заготовлено. Скоро наступит конец». Что означает эта фраза? Ну, да совершенно верно «Мастер и Маргарита». Герой попал под трамвай и погиб. Почему он попал под трамвай? Аннушка разлила масло, он поскользнулся, попал под трамвай. Это хрестоматийный факт. Вот почему, когда говорят эту фразу, все смеются, понимая подспудный ее смысл, что, естественно, вызывает удивление у тех, кто не знаком со знаменитым произведением М. А. Булга­кова.

Наша русская классическая литература отличается богат­ством внутреннего содержания. Многоаспектность содержания может быть выявлена только в процессе сложного логико-семантического анализа. Предлагаемый алгоритм как раз и решает такую задачу.

Первый аспект — референтно-коммуникативный. Что означает референтный? Реферат — это обзор, а коммуникация — это путь сообщения, т. е. речь идет о пути считывания, начале восприятия текста.

Второй аспект — логико-семантический. Мы постоянно говори­ли вам о том, что развиваем невербальное мышление, т. е. образ­ное. Но когда мы читаем научно-технические или научно-популяр­ные тексты, нас, конечно, интересует содержание, смысл и ло­гичность изложения. .

Третий аспект — лексика и грамматика. Мы с вами уже много говорили о том, что живость языка определяется словарным запасом, которым располагает тот или иной писатель. Разно­образие лексического состава и является отличительной особен­ностью хороших текстов. Грамматика не имеет для нас столь существенного значения. Мы с вами знаем, что очень много текстов построено с нарушениями грамматики, что не мешает опознавать смысл.

Четвертый аспект — эмоционально-экспрессивный, имеет чрез­вычайно важное
значение. Тексты, построенные однообразно, монотонно, нудно, не воспринимаются, читаются медленно. И это имеет отношение не только к текстам художественным. Любые тексты, и учебные прежде всего, должны читаться с интересом. Мы готовим сейчас новое, более занимательное из­дание учебника «Учитесь быстро читать», стараясь, чтобы его тексты не только были познавательными, но и способствовали эмоциональной разрядке.

И наконец, последний, завершающий блок — смысл подтекс­та, т.е. то многообразие второго плана, которое всегда имеет хороший текст. Итак, мы выявили пять блоков алгоритма смысловой парти­туры текста (см. рис. 24). Причем они распределены не только по вертикали, но и по горизонтали. Одновременно идет обра­ботка текста и первого блока, и пятого, и четвертого, и третьего. В середине алгоритма — второй блок.

Мы предлагаем вам сейчас просто зафиксировать названия его блоков и поразмышлять. Не утруждайте себя сейчас попыт­кой формального приложения алгоритма к чтению конкретных текстов. Читая тексты, постоянно представляйте себе, говорите себе: вот здесь есть каждый из этих аспектов. Придет время, и алгоритм «заработает». Так же как и многие другие алгоритмы программы «Ультра-рапид», он должен быть на сознательном уровне усвоен, а затем как бы отодвинут для применения впослед­ствии на подсознательном уровне.

 

Рис. 24. Алгоритм смысловой партитуры фрагмента текста

Упражнение 8-1. Определение коэффициента внимания. Прочитайте текст № 8 за 3 мин (приложение 3) и ответьте на три вопроса (приложение 4). Если вы правильно сможете ответить на все вопросы, то коэффициент внимания у вас будет равен 1,0, на два—0,8, на один—0,6.

Упражнение 8-2. Развитие внимания.

Декомпозиция фрагмента текста по партитуре смысла. Дан исходный текст песни «Перекати-поле».

По полю, по полю,

по полю
Цыганская бричка

пылит.
Цветастая юбка

в оборках,
И сердце в груди
не болит.

Припев:

Перекати-поле,

перекати-поле,
Воля, вольная воля!..
Под вечер кибитка

спускалась
К реке, что сверкала

вдали.
По полю, по полю,

по полю
Лошадки цыганские шли.
Припев.

Старинная звонкая песня
Куда-то с собою зовет.

По полю, по полю,

по полю
Цыганская бричка

плывет.
Припев.
Запуталось в сумерках

время,
Что будет, что было

вчера.
На лицах усталых

играет
Веселое пламя костра.
Припев.

Необходимо, выбрав любой фрагмент песни, разложить его на партитурные элементы смыслов в соответствии с приведенными выше алгоритмами (алгоритм восприятия смысловой партитуры фрагмента текста).

Упражнение 8-3. Практические занятия.

1. Разверните мысленно эту ленту, и на каждой ее стороне вы прочтете по одному афоризму знаменитого французского острослова Франсуа де Ларошфуко (рис. 25).

2. Задание: заменяя каждый раз только одну из пяти букв,

постройте цепочку слов, которая превратит «шпагу» в «спорт» (рис. 26).

 

Рис. 25. Практическое задание Рис. 26. Практическое задание
Решение задач смотрите в приложении 5

Упражнение 8-4. Чтение в режиме «Ультра-рапид». Подберите книгу научно-популярного характера. Примерный объем книги 130—150 страниц, или 300000 знаков. Ориенти­ровочное время на чтение книги 20 мин. Прочитайте книгу в режиме «Ультра-рапид». Напоминаем, что, если у вас возникнут какие-либо сомнения, обращайтесь к упражнению 1-4.

 


БЕСЕДА ДЕВЯТАЯ. ВИДЕОТРЕНИНГ РЕФЛЕКСА СОСРЕДОТОЧЕНИЯ

Что такое видеотренинг?

Выполняя упражнения и задания программы «Ультра-рапид», вы не только тренируете внимание.

Напоминаем вам, что мы решаем комплексную задачу воз­действия на три фактора нашего организма: физический, эмо­циональный и интеллектуальный. Мы надеемся, что вы уже почувствовали те благоприятные изменения, которые произошли в вашем здоровье, в вашем самочувствии, в вашем интеллекту­альном развитии и, конечно, в эмоциональном. Мы надеемся, что вы научились более качественно управлять своим вниманием. Вы почувствовали прирост биоэнергетики, возможность управ­лять своим биоэнергетическим потенциалом. Метод психической саморегуляции лежит в основе сеанса медитации программы «Ультра-рапид».

Что же такое видеотренинг рефлекса сосредоточения? Окру­жающий нас мир огромен, но познаваем. И практически каждая минута нашей деятельности должна быть направлена на решение этой задачи. Нас окружает огромное количество текстов. Мы надеемся, вы понимаете, что текстом мы называем все. Не только книжные тексты, природа — это тоже текст, картина — это тоже текст. Вот почему мы обращаем ваше внимание только на три основных, по нашему мнению, текста, которые должны быть в поле вашего зрения, в поле вашего внимания постоянно, и именно эти три текста вы должны использовать для видеотренин­га рефлекса сосредоточения.


Три текста видеотренинга

Текст звездного неба. Удивительная это вещь — карта звезд­ного неба. Как удалось различным звездочетам древности прийти к единообразной трактовке контуров созвездий? Эта неразгадан­ная загадка ждет своего решения на протяжении многих веков.

Суть нашей методики состоит в нахождении на ночном небе тех или иных созвездий и в запоминании их расположения. Для этого совершим несколько ночных прогулок по звездному небу, чтобы потренировать свою внимательность и изучить основные созвездия.

Начнем с созвездий, которые в наших географических ши­ротах видны в любое время года. Самое известное — Большая Медведица. Семь ее наиболее ярких звезд («ковш с ручкой») легко находит на небе каждый. Это звезды второй величины (слабее только одна верхняя левая звезда «ковша»). Кроме них, в созвездии насчитывается еще 125 звезд ярче шестой величины. Границы созвездия выходят далеко за пределы «ковша с ручкой».

Большая Медведица может служить своеобразным «учебным полигоном»: во-первых, это ориентир, позволяющий отыскивать другие созвездия; во-вторых, она наглядно демонстрирует су­точное вращение небосвода и изменение вида звездного неба в течение года (рис. 27, 28). Наши далекие предки видели семь звезд Большой Медведицы в ином расположении, чем видим их мы. Пройдет еще 100 тыс. лет, и перед взором наших потомков предстанет иная картина звездного неба.

Около звезды Мицар (что в переводе с арабского означает «конь») люди с хорошим зрением видят более слабую звездоч­ку Алькор («наездник») примерно пятой величины. Когда-то по этим звездам проверяли остроту зрения у будущих воинов. В бинокль (или телескоп) Мицар и Алькор видны очень хорошо, причем можно заметить, что у Мицара есть звезда-спутник, т. е. это двойная звезда.

 

 

Рис. 27. Расположение семи Рис. 28. Астроном Г. Рей соединил наиболее звезд Большой Медведицы яркие звезды Большой Медведицы так, что 100 000 лет назад (а), в насто- созвездие и в самом деле напоминает образ ящее время (6) и через поднявшего морду медведя 100000 лет (в)

Созерцание звездного неба — это не просто созерцание и еще одна очень интересная сфера познания. Это размышление, это тренировка вашего внимания и, если хотите, повышение эффективности вашего контакта с Космосом. А мы учимся рабо­тать с ним. Вглядитесь же в Космос, он несет вам энергетику, питает, насыщает вас, позволяет поддерживать здоровье и со­вершенствовать себя. Процесс общения с Космосом происходит непрерывно, хотя многие не замечают этого. Так воспринимайте излучение, работайте с ним. И решайте те задачи, которые стоят перед вами сегодня, для укрепления здоровья, развития своего интеллекта. Итак, видеотренинг рефлекса сосредоточения с использованием звездного неба — это задача номер один.

Следующая задача, которую мы предлагаем вам решить,— это работа с текстами наших замечательных икон. Икона, как правило, изображает духовное событие в трех измерениях: в плане, сбоку и в изометрической проекции. Движения персонажей икона показывает с помощью неестественной повернутости час­тей тела или глаз: один смотрит вбок, другой — на зрителя. Практикуется и показ предметов в обратной геометрической проекции. Стол, например, шире в удалении и уже впереди.

Попробуем сосредоточить свое внимание на канонической иконе Андрея Рублева «Троица». Художник создал памятник общечеловеческой значимости и непревзойденного совершенства. Воплотившая в себе канонические представления об идеальной духовной гармонии, согласии и любви, эта икона вошла в историю мировой культуры как олицетворение высоких достижений древне­русского искусства, а ее создатель удостоился сана святого и канонизирован в празднование 1000-летия принятия христианст­ва на Руси.

Давайте более подробно познакомимся с «Троицей» Андрея

Рублева (1360—1430). Иконопись—это огромная духовная и историческая сокровищница русского народа. «Троица» Андрея Рублева — это чудо подлинного искусства и чудо художест­венного творчества русских иконописцев XIV—XV вв. В XIV в., когда Русь была под татаро-монгольским игом, библейская символика «Троицы» призывала наш народ на путь смирения и страдания и лишь потом, после жертвы, к радости и успо­коению.


Рис. 29. Структурная трактовка иконы Андрея Рублева «Троица»

Эта икона была создана великим мастером иконописи Древней Руси преподобным святым Андреем Рублевым в годы его творческой зрелости. Традиционный библейский ветхозавет­ный сюжет иконы наполнен глубоким поэтическим и философским содержанием. Три лика Троицы — три ангела явились на Землю не только для того, чтобы возвестить патриарху Аврааму (Авра­ам—глава кочевого племени пастухов, жил он, по преданию, в XI в. до Рождества Христова) о чудесном рождении Сына Человеческого и Спасителя мира, Христа, но и для того, чтобы дать людям пример дружеского согласия и самопожертвования. Троица — это символ единения и умиротворения через жертву. Об этом говорят многие детали картины и вся гармоническая композиция (см. рис. 29). Символика иконы и ее иносказа­тельный смысл были хорошо поняты современниками Андрея Рублева. Чаша, к которой протянута рука среднего ангела, отмеченного одеждой с золотым клювом на плече,— это потир — чаша жертвенной смерти, трапеза — престол, гора — это путь возвышения Духа, здание (палати) — это символ вечного и грядущего созидания и строительства, пещера—это символ жилища, дерево — дерево жизни, познания, добра и зла.

«Троица» как истинно каноническая икона олицетворяет любовь и единство, внушая людям, что истинная любовь жерт­венна. Доминирующими цветами являются голубой, золотой (свет Солнца) и лиловый (печаль и скорбь). Краски иконы смиренные, положены они на доску тонко, прозрачно. Письмо ее просто, невычурно. Рублеву удалось достигнуть максималь­ного сгустка художественной и духовной энергии. Общая успо­коенность линейного и цветового ритма чувствуется во всем. Плач и смирение—главная тема русских икон, которая и в [«Троице» нашла свое продолжение. «Будьте едины, как Бог триедин»,— говорит нам невидимый текст иконы.

Поклонение иконам на Руси связано также с восполнением психофизической потребности человека в живом нормальном общении, в чутком и внимательном отношении к нему со стороны живущих здесь и сейчас. Известны случаи чудодейственных исцелений от икон.

Мы проводили эксперимент по измерению энергетического потока, который излучают иконы. Чем более древняя икона, тем больше ее энергетический поток. Это установленный факт.Так вот, иконы несут в себе энергетический заряд. Мы уже говорили вам о том, что в программе «Пятый путь», посвящен­ной анализу всех религий, мы специально рассматриваем и разбираем древнерусские иконы.

Своя икона есть у каждой церкви, своя самая почитаемая, и некоторые церкви так и называются по имени этой иконы Итак, тексты икон. Это еще одно средство тренировки видео­тренинга рефлекса сосредоточения.

И наконец, третье, на что мы хотели обратить ваше внима­ние,— это очень простая, наверное, самая простая из всех трени­ровок, которую можно придумать себе,— чтение книги природы. Когда впервые весной мы попадаем на природу, то радуемся как дети, но мы не умеем изучать, смотреть, познавать природу. А есть люди, которые знают ее в совершенстве. Это, конечно, охотники, люди, которые всю жизнь живут в тайге, например знаменитый Дерсу Узала и многие другие герои, описанные Арсеньевым в его замечательных произведениях. Ведь они,взглянув на тропинку, могут рассказать вам о том, что здесь происходило неделю назад.

Немаловажное значение имеет перенос навыков сосредото­чения с текстов печатных на тексты природы и обратно. В первую очередь это ваша внимательность при сборе лекарственных трав, грибов. Прекрасное это занятие! Рефлекс сосредоточения работает здесь со снайперской точностью, ведь есть грибы и ядовитые.

А вас никогда не занимало, почему совсем близко в траве и далеко на открытой опушке подосиновик видится подосинови­ком, а мухомор — мухомором? Почему лошадь в любом ракурсе представляется лошадью и ничем иным? Между тем это свойство человеческого зрения давно уже не дает покоя ученым. Они назвали такую способность глаза и мозга инвариантностью.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...