Главная Обратная связь

Дисциплины:






Философия позитивизма. Основные идеи



Основной идеей позитивизма является критика всей предыдущей философии. Причина, по которой философы-позитивисты были настроены столь критично, кроется в том, что философия в своем развитии пришла к слишком большому удалению от реальности, и в ее выводах появилось слишком много недостоверной информации. Так, мыслители XVIII – первой половины XIX веков считали, что возможности человеческого разума не ограничены, и по этой причине человек может познать все, что угодно. На самом же деле, существует множество проблем, разрешить которые мы в принципе не в состоянии, и эта неразрешимость должна учитываться теми, кто намеревается «объять необъятное». Вместо излишних претензий философии на познание того, что познать невозможно, позитивисты предложили ограничить науку проверкой на опыте. Если некая идея может быть подтверждена, она признается верной; если же не может, то просто отбрасывается как ненужная и неистинная. Основатель позитивизма, Огюст Конт, родился во французском городе Монпелье в семье сборщика податей. Его мать была чрезвычайно набожной католичкой. Когда Огюсту исполнилось девять лет, родители отдали его в лицей-интернат. В классе юного Конта очень полюбили за то, что он никак не хотел покоряться дисциплине – и постоянно устраивал бунты против учителей, поддерживаемые с удовольствием остальными учениками.Конт выдвинул идею о том, что человеческая история и само знание проходят три этапа. Первый из них называется теологическим.Его основные характеристики таковы: 1)Преобладание религиозного мышления, которое за любым явлением природной и общественной жизни видит Божественную волю и замысел; 2)Ориентация государства на нужды войны (очень важны военачальники, все граждане – солдаты); 3)Отсутствие сформированной науки; 4)Управляют государством священники.Второй этап исторического развития носит название метафизического. Его характеристики таковы: 1)Преобладание философского мышления, не ограниченного строгими рамками науки; 2)Ориентация государства на абсолютизм и монархизм; 3)Вместо точных и естественных наук первое место занимает философия; 4)Управляют государством правители, претендующие на звание мудрецов. И, наконец, третий этап истории носит название позитивного. Вот его особенности: 1)Преобладание строгого научного мышления; 2)Ориентация государства на промышленное производство и развитие техники; 3)Ведущее место занимают точные и естественные науки, проверяющие любые новые теории на опыте; 4)Управляют государством ученые и технические специалисты. Все развитие знаний необходимым образом ведет к наступлению третьей, самой правильной и разумной стадии исторического развития. Поэтому история общества есть история познания истины. Еще один представитель школы позитивизма, Джон Стюарт Милль, родился в 1806 году в Англии. Будущий философ получил домашнее образование, в процессе которого смог замечательно развить многочисленные природные способности. По окончании учебы активно включился в политическую жизнь своей страны, став членом палаты общин. Милль поддержал идею Конта о том, что знание обязательно должно проверяться на опыте. Он считал, что человек может познать только то, что дано ему через органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). То же, что познается только умом и никак не подтверждается чувствами, не только не является истинным знанием, но и вообще не должно приниматься во внимание. Милль предложил метод, при помощи которого можно получить достоверную информацию об окружающем мире. Это – индукция. Она представляет собой обобщение данных, полученных человеком непосредственно через его чувства. Еще один позитивист, философ Герберт Спенсер, был родом из семьи учителя. Посещать школу он не мог из-за слабого здоровья. Его главными учителями стали отец и дед. Впрочем, и сам Спенсер любил учиться – и проводил много времени за чтением книг. Его главенствующая идея такова: познать все многообразие мира для человека невозможно. Поэтому все, что ему остается, – это оперировать своими восприятиями. Сущность вещей непознаваема. Мы знаем только то, что передают нам наши органы чувств, но сказать о том, что предметы действительно такие, какими мы их видим, с полной уверенностью невозможно. Окружающая нас реальность есть не реальность действительных вещей, но реальность наших восприятий. Поэтому нельзя ничего говорить о том, каковы вещи на самом деле, а любое новое знание следует проверять на опыте.



Известно, что первый философ-позитивист и создатель науки социологии Огюст Конт закончил свою жизнь в сумасшедшем доме. Мыслитель воображал себя верховным жрецом новой религии, занимался сочинительством гимнов и проповедей и мечтал о соединении всех людей под знаменами этой необычной веры.

2) Позитивизм пытается пересмотреть природу философии. Фил-я всегда связана с опытом (научным). Эта фил-я имеет дело с фактами. Основоположник позитивизма Огюст Конт (фр. ученый) – все, что не соотв-ет научным фактам не имеет права на существование.

Спенсер полагал, что все философские проблемы д.б. сведены к проблемам биологии (напр., законы эволюции и т.д.). Мах (махизм) и Авенариус рассматривали научный опыт как некую систему. Чел-к и мир, кот. он воспринимает создают опыт. Позитивизм претендует на звание положит.учения, т.е. науки.Концепция Маха сводит философию к некой психологии, а неопозитивизм основывается на логике. Наука – это научные суждения. Логический анализ языка науки заключается в соотнесении того или иного научного суждения с тем или иным научным фактом. Иногда многие суждения не сводятся к фактам. Человеческое знание развивается за счет этого логического анализа.

Осн. идеи позитивизма: 1. Отрицание метафизики как учения о первых принципах фил-ии (Карнап, Витгенштейн). 2. Аналитич. и синтетич. предложения (Аналитич. предл. – это предл., истинность кот.опред-ся его собств-м содерж-ем, чего нет в случае синтетич. предложения). 3. Верифицируемость (проверяемость) (науч. достоверность синтетич. предл. подтверждается в эксперименте). 4. Физикализм (это убеждение в том, что в эмпирич-х науках все предлож-я должны в конеч. счете сводиться к предлож-м физики). 5. Эмотивизм в этике.

Постпозитивизмомназыв. множество концепций, кот.пришли на смену неопозитивизму (Карл Поппер). Задача эпистемологии, т.е. фил-и научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста нания. Рост знания достигается в процессе рацион.дискуссии, кот. неизменно выст-ет критикой существ-го знания. Поэтому свою фил-ю Поппер называет критическим рационализмом.

 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...