Главная Обратная связь

Дисциплины:






человек несет ответственность? 1 страница



 

Итак, перед кем же человек несет ответственность? Перед многими и многим. В первую очередь, перед самим собой. За то, что отказался от выполнения порученного дела, от взятых на себя обязательств, за то, что преступил черту духовного закона, заповедей Божиих, оказавшись за пределами им же самим сознательно и добровольно принятых моральных, нравственных, духовных норм. Как правило, после преступления этой черты, мало у кого обретается мужество, раскаявшись, вернуться обратно. «Единожды солгав, приходится лукавить, и, истину предав, приходится молчать...».

 

В душевную природу человека Богом изначально вложено зерно ответственности. Совершив греховный поступок, совесть начинает требовать ответа, сигналить о том, что нарушен закон правды. Греховное человека пытается уговорить или замолчать совесть. Если человек не внемлет совестливому голосу в себе, происходит конфликт, нарушается цельность. Раздвоение приобретает болезненные черты, что нередко проявляется вовне в душевном или даже физическом заболевании.

 

Человек несет ответственность перед близкими людьми за неоказанную помощь и неуслышанные просьбы. Есть люди, которые не решаются, не дерзают, не могут в силу своей скромности (или, может быть, ложной скромности, а, может, уже имея печальный опыт обращения к нам со своими нуждами) попросить о том, в чем нуждаются. Чутки ли мы? Слышим ли мы просьбы других?

 

Мы несем ответственность за то, как мы общаемся с людьми, насколько оправдываем их ожидания и веру в нас. Только любящий человек может видеть в любимом красоту Богозданного образа, вложенного в него Создателем. Многие люди нравственно, духовно и интеллектуально возрастали лишь благодаря тому, что кто-то верил в их интеллектуальный и духовный рост авансом, благодаря тому, что у них был учитель, наставник или духовник, который видел в них то, на что они потенциально способны и даровал им этот аванс веры. Много ли людей, сполна использовав этот аванс, оправдали ожидания?

 

Мы несем ответственность за неверие в собственных детей, которое может разрушить близкого нам человека, закрепить его малоадаптивность, неумелость, неловкость. Это выражается в утверждениях, наподобие: «Вечно у тебя ничего не получается».

 

Мы бы ужаснулись, если бы увидели, скольким людям мы нанесли вред словами о своем неверии врачам, произнесенными в присутствии больного. Сколько вреда принесли учителя, которые на протяжении школьных лет не верили в способности своих учеников, запечатывая свое неверие фразой типа: «Больше, чем на тройку с минусом он не способен». А ведь подобные утверждения-печати откладываются в глубинах личности, распространяясь и на другие стороны жизни.



 

Очень ответственный жизненный шаг: назвать этого священника своим духовным отцом, назвать эту женщину своей женой, назвать этого новорожденного своей дочерью или сыном. Многие ли верны своему выбору? Обстоятельства?.. Их неверность, нечестность, непорядочность, безответственность?.. — Но как это помешало остаться верным, честным, порядочным, ответственным тебе? Ведь это был твой выбор и твое слово.

 

Человек несет ответственность перед окружающим миром, перед природой за то, что он с ней творит. До боли всем знакомая ситуация: пошли в лес, вволю нагулялись, набросали консервных банок, бутылок, пакетов, газет, наскоро затушили костер и ушли. А этот штрих, как рана, как боль, остался. Найдутся ли люди, которые мужественно осознают свою безответственность и в этом поступке?

 

Наконец, человек несет ответственность перед Господом за разрушение спасительных и благодатных действий Его бережного Промысла в своей жизни и в своей душе неосторожными словами, грубыми поступками, нечистыми мыслями, разрушающими не только отношения с Богом, но и внутренний душевный мир.

 

Возникший внутренний конфликт между моим «хочу» и мною же избранными нравственными ценностями, конфликт двух «я» в психологической науке называется конфликтом идентичностей. Для верующего человека такой конфликт — источник постоянного напряжения. Слишком уж разнятся уровни наших «хочу» и уровни тех высот духовной жизни, к которым призваны ученики Воплотившегося Слова.

 

Существует ответственность за дела, исполненные и неисполненные. И отказ от действия — это тоже поступок. Об этом мы еще будем говорить.

 

Существует ответственность за слова, за все произносимое и творимое словесно.

 

Существует ответственность за мысли и переживания, происходящие в человеке сознательно или бессознательно, вне зависимости от того, желает человек этого или нет. Поэтому мы каемся в согрешениях «вольных и невольных, яже в ведении и неведении».

 

Все эти поступки, слова, внутренние душевные состояния непрерывно изливаются каждым из нас в мир и возвращаются к нам бедами или удачами, невзгодами или радостями, потерями или находками в зависимости от их характера.

Человек — автор книги

собственной жизни

 

Слово «ответственность» в своем значении имеет очень много оттенков. Надежного, заслуживающего уважения и сотрудничества человека называют «ответственным». Под ответственностью также подразумевают подотчетность юридическую, финансовую, моральную, совестливую.

 

Ответственность означает авторство. Впервые право авторства проявилось в том, что по сотворении Господь доверил человеку наречение имен животным. Ведь ему, человеку, жить в мире, созданном для него Богом.

 

Осознавать ответственность значит осознавать, что я сам являюсь творцом своей судьбы, своих жизненных неприятностей, своих чувств, своих отношений с Богом, а также своих страданий, если они имеют место. Реальное освобождение человека от власти своей греховности невозможно, если он не принимает ответственности за все, происходящее с ним и упорно обвиняет других людей и обстоятельства в причинах своих бед, поражений, грехопадений.

 

Ответственный человек — это человек, который осознает, что он является, по выражению одного философа, «неоспоримым автором события или вещи». Он осознает, что творит свою жизнь сам, что никто, кроме него, не виновен в том, что его жизнь именно такова.

 

В области душепопечения под ответственностью понимают способность духовного чада к осмысленному отношению к послушанию, а также нравственную ответственность духовника за правильное ведение духовного чада.

 

Нередко можно встретиться с путаницей и смешением понятий личной ответственности и Промысла Божия. Как часто люди любят сваливать ответственность за свои поступки и за свою жизнь на Бога: «Бог попустил», «Бог не благословил». В определенных контекстах использование человеком в качестве оправдания этих прекрасных выражений означает нежелание принять ответственность за свою судьбу и свои действия. Пастырю нужно набраться мужества для того, чтобы научить своих духовных чад говорить о проблемах честно, не спекулируя высокими словами.

 

— Если ты не потрудился, не приложил достаточно усилий, у тебя не получилось, к примеру, сдать экзамен (вовремя расплатиться с долгами или сохранить собственную семью от развала), неужели Бог в этом виноват?

 

Воля Божия и Промысл Божий, безусловно действуют в жизни каждого человека, каждого из нас. Но если бы следование воле Божией, Промыслу Божиему было бессмысленным и пассивным плаванием по течению, то в истории Церкви не было бы замечательной христианской государственности, не строились бы монастыри и храмы, не прозвучала бы апостольская проповедь. Христианство бы иссякло и не дошло до нашего времени, если бы предыдущие поколения собственную пассивность и безответственность прикрывали подобным высоким слогом.

Многообразие ответственности

 

Ответственность — это ответ человека на призывающую благодать Божию. И только в совокупности действия Промысла Божьего, воли Божией, благодати Божией и искреннего, горячего ответа-согласия со стороны человека следовать за этой призывающей благодатью и состоит подлинное движение и полнота промыслительного бытия человека в этом мире.

 

Подлинно, творящий подобен Богу.

 

Человек, как высшее создание Божие, не только сотворен свободным, не только реально свободен, но и обречен на свободу. Он ответственен не только за свои действия, но и за свою неспособность или нежелание действовать. В эти минуты, когда кто-то читает эти строки, существует огромное количество людей, которые находятся на грани отчаяния, нуждаются в нашей помощи, хотя бы в теплом слове или, возможно, в телефонном звонке, который поддержит душевные силы, выведет из состояния уныния и ощущения полной обреченности и отчаяния. Возможно, многим из тех, кто держит эту книгу в руках, предпочтительней насыщать себя, свой ум, свой интеллект какой-то информацией, работать над собой. Вероятно, сейчас это лучший для них выбор, лучшее, что они могут «здесь и сейчас». Может быть, у них сейчас нет душевных сил, чтобы помочь другим. Но ведь чаще всего все мы предпочитаем оставаться в неведении относительно боли и проблем наших ближних и дальних.

 

Человек несет ответственность за то, что он делает и за то, что предпочитает игнорировать. Осознание значимости ответственности за свою жизнь и за свое поведение имеет огромное значение для духовной жизни.

 

Осознание того, что жизнь свою (даже в религиозных вопросах) мы чаще всего строим для себя и под себя, осознание ответственности за мир, в котором мы живем, многих серьезно пугает. Святые отцы утверждают, что каждый человек является со-творцом Богу в этом мире. Каждый человек наделен творческими способностями. Эти творческие способности проявляются как в повседневности, так и во всем жизненном пути человека.

 

Человек вправе принять и не принять Христа, — в этом его творчество и его свобода. Человек вправе, приняв христианство, жить по заповедям Божиим, или не жить, — и в этом его творчество и его свобода. Человек вправе, приняв как жизненную ценность определенные христианские принципы, или следовать им фрагментарно, или полностью отдать себя на служение Богу. В этом его творчество и его свобода. Как сказал блаженный Августин, «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Уподобиться Богу — значит обрести творческое отношение к жизни и ответственность за себя и за этот мир...

Халтура —

любимая дочь безответственности

 

Вирус безответственности, распространяющийся среди людей, породил главный кошмар современности — халтуру. Огромное количество современных людей, включая тех, кто так или иначе причастны к труду в церковных организациях, храмах, монастырях, поражены нежеланием прилагать разум и сердце к собственному труду. Поэтому большинство людей даже за большие деньги не способны уйти от вялого и халтурного отношения, от делания все «спустя рукава», от, как бы отсутствования на рабочем месте, вместо ответственного, радостного, творческого отношения к своим обязанностям и к своему месту в этой жизни.

 

Халтура — это безответственная и низкокачественная работа, которая приводит у человека в прикладном труде — к порче материалов; у педагога — к детям, которые ничем абсолютно не интересуются, у которых совершенно не развит эстетический вкус и чувство меры; у священника — к разочаровавшимся в Боге и вере прихожанам, которые или уходят из Церкви или становятся фарисеями, презирающими тех, кто нарушает букву закона. Холодность, безучастность, равнодушие, поспешность священника могут родить такое жуткое фарисейское надмение «правильных» и «праведных» прихожан.

 

Халтура в повседневной жизни, в семейной жизни ведет к пустой растрате времени, к распылению сил, и, в конце концов, к развалу семьи. Халтурное воспитание — это прежде всего воспитание не только безучастное, но и гиперконтролирующее, холодной и прагматичной постоянной проверкой убивающее всякую любовь (ведь легче постоянно контролировать ребенка и «пилить» его, и очень трудно его воспитывать, вкладывая силы любви), приводящее к потере душевной близости между ребенком и взрослым. Мудрые родители объяснят ребенку в той мере, в которой он способен понять на каждом этапе своего возраста, что некачественная работа, безответственный труд, невольная халтура — это то, чего человеку всегда стоит стыдиться.

 

Многое можно простить людям, совершающим те или иные поступки по слабости душевной, по влиянию страстей, или в тумане неразумия. Но гораздо труднее простить откровенную, сознательную халтуру. Ребенка следует избавлять от этого как от страшной заразы, последовательно, неуклонно разрушающей все — и в уме, и в делах, и в сердце.

 

Халтура — это синоним безответственности и равнодушия. И порождается она в наших детях нашей же собственной педагогической, воспитательной халтурой, халтурным отношением к нашим христианским обязанностям. Ребенку свойственно стремиться к радостному труду, его душе свойственно исполнять порученное, ликуя о лучшем и исправляя худшее. Лишь равнодушие родителя, невнимание педагога и насмешки сверстников, уже пораженных заразой безответственности, могут отвратить юное существо от стремления к созданию великого, торжественного, глубокого и подлинного.

Переосмыслить...

 

Если переосмыслить свою жизнь с точки зрения ответственности за себя и за все, что нас окружает, если вдохнуть такое ощущение жизни, возникнет совершенно новое ее восприятие, совершенно новое осознание. Возможно, прежнее восприятие жизни как чего-то устойчивого, уютного, имеющего почву под ногами, куда-то исчезнет, пропадет. Но взамен обретется иное.

 

Человек осознает, что сам отвечает за то, попадет ли он в Царство Божие или в ад; будет ли он в этой жизни и в вечности со Христом или вне Христа. Наряду с более глубоким осознанием своей полной свободы, в жизни человека, решившегося быть ответственным, возникнут такие живые и пронзительные переживания, как осознание собственной смерти и переживание чувства полного одиночества в этом мире, глубинное осознание того, что и грань рождения, и грань смерти человек проходит в полном одиночестве...

 

Ответственность за себя в совокупности с памятью смертной и осознанием своего бытийного одиночества может настолько встревожить, взволновать человека, застрявшего на внешней религиозности, что подтолкнет его к очень глубокому поиску Единственного Другого, Бога.

 

Вспышки глубинного осознания бывают в нашей жизни нечасто. В моменты, когда переживание пронзительности бытия происходит очень ярко и очень глубоко, мы ищем во что бы спрятаться, где бы забыться, в чем бы утонуть, душевно или интеллектуально, чтобы уйти от этой остроты осознания. В этом состоянии одиночества, отчаяния, груза ответственности и памяти смерти, Христос становится единственным Источником сил, единственным утешением и помощью, протягивающим одинокому человеку Свои пронзенные гвоздями руки для того, чтобы упокоить, дать силы и отправить дальше в этот мир для несения своего креста с осознанием, что мы — Христовы, мы — с Ним, и нам должно до конца донести крест нашей ответственности и нашей свободы.

Быть ответственным намного легче

 

Какими бы странными ни показались эти слова, но ответственным оставаться намного легче, чем быть разболтанным и безалаберным. Ответственность активизирует свободу личного выбора, раскрывает всю полноту творческого потенциала человека, указывает на то, что уже не перебросить на плечи другого и не переложить на рабочий стол сотрудника. Великое понимание ответственности дарует человеку осознание креста, который всякий несет по жизни сам и без которого жизнь умирает и растворяется в небытии.

 

Ответственность — это Божественное поручение и поставленная Богом задача. Это фактически Его приглашение к деятельному со-трудничеству.

 

Задумайтесь только, как величественно и прекрасно, торжественно и вдохновенно звучит призыв о несении ответственности за все творимое нами на жизненном пути!

Дерзновение —

движущая сила ответственности

 

Большинству людей кажется, что окружающий мир независим от них самих, что все в нем происходит как бы самостоятельно и человек ни на что не может повлиять, ничего не способен изменить. Такова логика безответственности.

 

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»,[8] — говорит Апостол Павел. Дерзновение и мужество в изменении себя, изменении мира на христианских началах (если мы являемся не только теоретическими, но и сущностными носителями этого христианского начала) является одной из задач христианина, как человека ответственного. Это не значит, что нужно строить какие-то грандиозные проекты или устраивать государственный переворот. Эмоциональные дискуссии (с митингами «в поддержку»!) на темы переустройства России на православно-монархических началах (борьбы с экуменизмом и обновленчеством, «против растления», в поддержку и защиту тех или иных прописных истин) для многих из современных православных людей стали удобным полем деятельности, на которое можно периодически убегать от реальности ужаса утраты своих отношений с Богом, от осознания своей ответственности за эту утрату.

 

Ответственность — мостик к обретению полноты жизни в Боге, бытию в этой полноте и с этой полнотой в окружающем нас мире. Задача пастыря — помочь своим пасомым освободиться от своей неискренности в отношениях с Богом и помочь им в принятии и осознании ответственности.

Предательство —

антоним ответственности

 

В творениях святых отцов проблема ответственности не разработана глубоко и детально. В отдельную добродетель ответственность в святоотеческих писаниях не выделена. Но осознанием ответственности пронизаны многие святоотеческие и Богослужебные тексты.

 

Известная фраза святителя Игнатия Брянчанинова «Произволяющий способен» тоже относится к принятию ответственности. Более естественно для современного литературного языка эта фраза звучит так: «Кто хочет, тот может». По-другому: «Или ты веришь в то, что, с Божьей помощью, сможешь, или ты не можешь ничего».

 

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только захочет этого всем своим существом. Все мы знаем ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет святых людей, нет подвижников?» —«Потому что нет сейчас решимости». В этом контексте понятия решимость и ответственность чрезвычайно близки.

 

Безответственностью можно считать то, что у святых отцов называется отказом от несения своего жизненного креста. Для всех людей еще сто лет назад было совершенно очевидно, что само принятие креста Христова и следование по жизни за Христом — ответственный шаг, который делается раз и навсегда. Сбрасывание с себя креста, уход от своего креста есть предательство. Предательство, по всей видимости, это антоним ответственности.

 

Итак, предательство есть безответственность, тогда как терпеливое крестоношение на святоотеческом языке означает ответственность.

 

Церковные чинопоследования: чин монашеского пострига, чин крещения, чин венчания делают особый акцент на принятие личной ответственности. «Отрицаешься ли сатаны? — Отрицаюсь. Сочетаваешися ли Христу? — Сочетаюсь» — в чине крещения. «Имеешь ли твердое произволение взять себе в жену сию рабу Божию, которую здесь пред собой видишь? — Имею, честный отче» — это в венчании. «Пребудешь ли в монастыре сем на послушании даже до смерти? — Ей, Богу содействующу, честный отче» — это в монашестве.

 

Что же происходит сегодня?

 

Покрестившиеся (даже в сознательном возрасте) и давшие Богу обет верности, «без необходимости» (т.е. еще кого-нибудь покрестить, повенчать, отпеть) даже не показываются в храме Божием.

 

В жизни, которая начинается сразу после Таинства венчания, люди нередко изменяют друг другу или по незначительной причине («Я наконец-то нашла человека, который меня по-настоящему понимает, в отличие от этого...»), а то и вовсе без причин. Супружеская верность и полнота супружеской жизни сегодня является достоянием очень немногих семей.

 

Если человеку, давшему монашеские обеты «разонравилось», и он принимает решение уйти из монастыря, то забирает себя самого, уже пожертвованного Богу, тем самым совершая предательство. Это безответственно по отношению к тем словам монашеских обетов, которые были произнесены им в день пострига перед святым алтарем. Но кто об этом вспоминает, когда вдруг «понял», что «это не то, что я искал»?..

 

В Таинстве священства вступающему на стезю пастырства вручается Залог, который тот должен сохранить до последнего своего издыхания. Это тоже символ ответственности, которую священнику необходимо пронести через всю свою сознательную жизнь.

 

Ни в браке, ни в крещении, ни в монашестве, ни в принятии священного сана хода назад, «канонического» оправдания сбрасывания ответственности, взятой пред Богом, не предусмотрено. Человека невозможно развенчать, раскрестить, или освободить от монашеских обетов.

 

Об ответственности

в семейной жизни

 

Мы слишком все не отвечаем

За тех, кого мы приручаем...

 

Остановимся подробнее на вопросе ответственности в супружестве.

 

Вступая в брак, человек берет на себя ответственность перед Богом, супругом (супругой), близкими и родными, перед детьми, которые должны родиться. Это ответственность за здоровье, цельность, благополучие и в конечном итоге спасение второй половины. Безответственное вступление в брак — беда нашего времени. Не проходит и полгода — надоедает супруг (или супруга), надоедает семейная жизнь. Ведь для сохранения чувств необходимо прилагать силы, постоянно подкладывать сухие веточки в огонь домашнего очага, необходимо постоянство.

 

Муж ответственен перед женой, жена — перед мужем. Если они с любовью и прямо высказывают свои недоумения, несогласия друг с другом — это ответственно. Накопленные и невысказанные в доброжелательной форме недовольства ведут, в конечном итоге, к развалу семьи. Смягчать гнев, недовольства, переживания супруга, уступка его требованиям — кропотливый и ответственный труд по сохранению любви в браке. Любя человека, предложи ему противостать тому злу, которое покушается на вашу любовь. Только так ты действительно сможешь доказать, что любишь своего супруга, и тем самым укрепишь семейный кораблик, одолеваемый бурями. Не исключено, что такое ответственное поведение является самым трудным для безответственного человека.

 

То же самое относится и к ответственности за наших детей. Если наркоманов, блудниц, преступников попросить рассказать об их детских и отроческих годах, то окажется, что это, в подавляющем большинстве своем, люди, которым в детстве не хватало материнской или отцовской любви. В их семьях не было доверительных и теплых отношений, или же их родители подали негативный пример поведения, совершенно не помня о том, что дети, особенно в раннем возрасте, фиксируют каждый жест, каждое слово...

 

Члены семьи могут сохранить семейный баланс, если в одинаковой степени задействуют три уровня ответственности:

 

1. Ответственность родителя за развитие и благосостояние ребенка, развитие его самостоятельности, а ребенка, когда он вырастет — за благосостояние больных или престарелых родителей.

 

2. Супружеская ответственность за продолжительность и развитие супружеских отношений, включая сюда заботу о нуждах и интересах супруги (или супруга).

 

3. Ответственность за собственные нужды и развитие себя как отдельной личности.

 

Чрезмерная ответственность в любой из этих областей и вследствие этого — пренебрежение другими, приводит к снижению гибкости и увеличивает возможность возникновения внутрисемейных проблем.

 

Многие женщины, недавно обратившиеся к Церкви и имеющие неверующих мужей, жалуются своим духовникам на свои семейные проблемы. Осознай и прими они ответственность за свою семейную ситуацию на себя, сразу бы обнаружили пугающий сознание факт собственной конфликтности, ставшей причиной сложившейся ситуации.

Ответственность за самого себя

 

Чувство ответственности за самого себя уступает по значимости лишь умению строить взаимоотношения. Ответственность за самого себя есть четкое осознание того, за что мы отвечаем, а за что нет. Умение когда нужно отказать или принять чужой отказ — это ценный дар, одно из проявлений ответственного поведения.

 

Нам всем нередко приходилось общаться с людьми среднего возраста, чья мера ответственности находится на уровне четырнадцатилетнего подростка. Такие люди закатывают истерики, обижаются, или просто уходят в себя («лишь бы только не ссориться»). Когда эти взрослые люди были маленькими детьми, их не научили ответственности за свои поступки, за создаваемую жизненную ситуацию. Процесс переучивания взрослого требует огромного труда.

Ответственность

по отношению к собственным чувствам

 

Выводы о человеке, основанные исключительно на внешних проявлениях его поведения, дают о нем довольно поверхностное представление. Нельзя отрицать роль среды, наследственности, физические ограничения, недостаточное образование, плохое здоровье и т.д. Это не значит, что мы не обладаем ответственностью или выбором при наличии таких обстоятельств. Мы остаемся ответственными за то, что делаем с нашими ограничениями, за наши чувства по отношению к ним — горечь, гнев или депрессию. Мы можем относиться к нашим скорбям с благодарностью, с радостью, с терпением или же с гневом, негодованием и возмущением.

 

Все мы ответственны за свое отношение к неблагоприятным обстоятельствам, за то, будем ли мы жить, испытывая горькие сожаления или найдем способ подняться над своими ограничениями, над обстоятельствами, и, несмотря на них, поступать взросло и осмысленно.

 

На основании вышеизложенного можно с уверенностью назвать святоотеческую аскетику практической ответственностью.

Ответственность

и человеческие взаимоотношения

 

Только ответственный человек может строить ответственные отношения с другими людьми. Только ответственный человек может узнать, что такое чувство братского плеча, близости, глубины отношений. Только ответственный человек может выстроить с другими людьми отношения, основанные на любви и верности.

 

Безответственный человек даже возникшие серьезные взаимоотношения с другими людьми по причине изменения настроения может легкомысленно разорвать, вовсе не осознавая, что этим он нанес кому-то глубокую рану, причинил боль доверившемуся ему человеку.

 

Воспитание ответственности

Безответственность детей

формируют их родители

 

Формируют по-разному. Иногда опекая, укрывая и защищая от трудностей и бурь житейских. Иногда наказывая и подавляя, в результате чего у ребенка формируется безучастие, равнодушие и озлобленность по отношению к взрослым и их взрослому миру. Но чаще всего формируют просто проживая в присутствии детей обычной взрослой безответственной жизнью. Поэтому лучшим семейным педагогом может быть жизнь родителей, а не их наставления и слова.

 

Безответственные юноши и девушки ищут наименее ответственную работу, но, как правило, хорошо оплачиваемую. Если же при высокооплачиваемой работе приходится за что-то отвечать: то ли за людей, то ли за имущество, то ли за высокое качество работы, то ли за то, чтобы в конце рабочего дня можно было увидеть хоть какие-то результаты их деятельности, безответственные кандидаты, как правило, уклоняются.

 

Для людей, воспитанных гиперопекающими родителями, ответственность — вещь ужасная, они бегут, как только узнают или услышат о ней.

 

Каждый родитель, любящий свое дитя, сталкивается по существу с одной и той же проблемой: «Как воспитывать детей, чтобы с самого детства они имели голову на плечах, чтобы могли найти свое место в этом мире и обрели навык принимать правильные решения?». Родители должны подготовить своих детей так, чтобы они могли спокойно перейти от потребности в постоянной родительской опеке к умению самостоятельно контролировать свои поступки. Нельзя не признать, что в этом немыслимо сложном переменчивом мире только ответственные дети смогут в будущем справляться с проблемами, которые ставит жизнь.

 

Искушение сделать неправильный выбор встает перед современными детьми буквально на каждом шагу. Наркотики, ранняя сексуальная жизнь, алкоголь, всякого рода лихачества — вот множество стрессовых ситуаций, соблазнов взрослой жизни, с которыми они встречаются ежедневно. Почему многие дети, столкнувшись с необходимостью самостоятельно принимать жизненные решения, делают неверный выбор? Некоторые родители считают, что все проблемы можно решить периодическим повторением ребенку слов: «Нужно отвечать за свои поступки»...

 

К сожалению, многие дети входят в рискованный переходный возраст, не имея ни малейшего понятия о том, как принимать решения. Они постоянно твердят, что лучше знают как поступить и... пробуют наркотики. Они игнорируют советы родителей и других взрослых и вступают в добрачные половые отношения. Почему же молодые люди совершают подобные поступки, ведущие к саморазрушению? Трагедия в том, что многие их деяния, с нашей точки зрения, неразумные и безнравственные, — результат первого, так поздно принятого самостоятельного решения. В детстве за них все решали родители, желающие своим детям «только добра».





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...