Главная Обратная связь

Дисциплины:






человек несет ответственность? 3 страница



 

Существует длинный список того, что можно назвать безответственными детскими поступками. Родители сказали сыну: "Накорми утром кошку". И он искренне хотел это сделать. Ведь это его кошка, он ее любит. Он чувствует свою ответственность. Но он встал очень поздно, не мог сразу найти свои ботинки, а когда нашел их, долго не мог развязать на них шнурки. А когда наконец он собрался ехать в школу, оказалось, что автобус ушел. Он расстроился и кошку не накормил. Он хотел это сделать, но не получилось.

 

Или еще пример: ваш сын оставил вашу лучшую пилу под дождем. И пила, конечно, поржавела. Или ваш сын потерял свой велосипед на чужом участке, оставил новую кожаную курточку после урока физкультуры на стадионе, забыл принести учебники из школы... Этот список можно продолжать до бесконечности.

 

Можно предположить, что детская безответственность есть необходимость детства каждого из нас. Я думаю, что Бог освободил детей от ответственности на уровне взрослого человека, т.к. их маленькие головки и тельца не способны выдерживать то давление, которое выдерживаем мы, в попытке справиться с нашими обязанностями. Они не могут справиться с нашими мигренями и язвами желудка, высоким кровяным давлением, со всем тем, что соответствует высокой степени ответственности за свои поступки. Они не могут чувствовать ответственность на таком высоком уровне. И не надо от них этого требовать. Когда все эти события происходят у вас в доме, в задачу родителя входит лишь направление ребенка в сторону развития чувства ответственности, соотнося его с возрастом, не ожидая от него слишком развитого чувства долга. Он просто не способен на это. Этот процесс требует терпения. И по моему мнению наказание и суровость в деле развития чувства ответственности у ребенка неуместна. Вы добьетесь гораздо большего игрой и лаской.

 

Позвольте привести один пример. В нашей семье мы хотели научить детей простой задаче — перед началом еды класть на колени салфетку. Со стороны это кажется очень простым делом. Вроде бы дети должны научиться этому без особых затруднений — возьми салфетку, разверни ее и положи ее на колени. Мы говорили об этом детям сорок три раза, и они этому не научились. Казалось, что они просто не слышат наших слов. Мы перестали говорить о салфетках в семье. Вместо этого мы всей семьей стали играть в игру. Она состояла в том, что когда кто-нибудь из нас сделает первый глоток, когда у него нет салфетки на коленях, то он должен идти в спальню и считать до 25. Мы с женой чувствовали себя довольно глупо: двое взрослых стояли в спальне и считали до 25.



 

Дети ничего не забывают. Сын будет сидеть за столом и смотреть вдаль, и будет казаться, что он находится за тысячу километров от стола. Но он лишь ждет, пока вы проштрафитесь...

 

Такими играми вы гораздо успешней сможете научить детей ответственности, чем суровостью и наказанием, которые, по моему мнению, не всегда уместны».

 

Итак, воспринимайте Вашего ребенка как компетентного и ответственного человека. Верьте в то, что он обладает необходимыми способностями, заслуживает доверия и отвечает за свои действия. Вовремя услышьте тот момент, когда необходимо растождествиться со своим ребенком, предоставить ему право на самостоятельные и ответственные поступки, осознать, что Вы несете ответственность за то, что делаете Вы, а Ваш ребенок несет ответственность за то, что делает он.

 

Жизнь человеческая представляет собой непрекращающийся экзамен. На жизненном пути каждого из нас встречают непрерывные испытания, поток проблем, вопросов и задач, которые нужно решать. Кроме нас их решать некому. В окружающей нас жизни нет никаких «не наших» трудностей и событий. Все, что случается с нами, происходит вокруг нас, является экзаменационной ситуацией, длящейся десятилетиями. Этот экзамен обыденный и одновременно торжественный, будничный и одновременно величественный, повседневный и царственный. Наградой для выдержавших испытание на ответственность явится душевный мир и радость сердца.

 

Ответственность

и современное церковное общество

Зарисовки с натуры...

 

— Батюшка, я потеряла кошелек. Это воля Божия или, может быть, я рассеянная такая...

 

— Скорее всего, это Вы рассеянная такая.

 

(из приходского разговора)

 

Даже поверхностное знание жизненных реалий современного церковного общества дает основание утверждать, что помимо прочих, столь привычных для слуха грехов, оно серьезно поражено болезнью безответственности.

 

Сегодняшний день характеризуется всеобщим параличом серьезности, несмотря на то, что можно встретить очень многих людей, которые бродят по жизни с серьезными до смешного лицами. Это касается не только мирской, но и церковной жизни. Сегодня среди церковных людей можно нередко встретить мертвящую безынициативность, паралич деятельного проявления человеческого ума, творчества, открытости на подлинное, живое, настоящее.

 

Современному священнику нередко приходится сталкиваться с вялыми, инфантильными, нецелеустремленными, крайне апатичными людьми. Многие прихожане храмов (или насельники возрождающихся обителей) частично или полностью лишены чувства ответственности за свою судьбу пред Богом, за отношения с духовником, за жизнь своего храма (или обители) за неизменность выбранного жизненного пути, за крепость супружеских отношений (или за избранный когда-то монашеский путь).

 

«Тот, кто ищет религиозного опыта, нуждается в изведанном и закаленном чувстве ответственности, потому что он вступает в ту сферу, где обитает и обретается само Совершенство. Воля к Совершенству есть основная сила духа и основное побуждение всякой истинной религиозности. Человек, принципиально отрицающий возможность отличать "добро" от "зла", объективно-лучшее от объективно-худшего, — загораживает себе всякий доступ к духу, к духовной культуре, к философии и к религиозному опыту. Если все "условно" и "относительно", если всякая истина зависит от "субъективного признания" и человек имеет дело только с произвольно-допущенными "содержаниями сознания"; если реальное не может приобщаться к Совершенству, а Совершенное не реально и не может реализоваться; если человеку Совершенство вообще недоступно,— тогда дух и духовная культура суть пустые представления, тогда Бога "нет" и религиозный опыт невозможен. Религиозный опыт есть опыт Совершенства, приобретаемый на путях сердечного созерцания. И обращение к нему есть уже начало молитвенного зова или молитвы»[11].

 

Безответственность очень ярко видна в тех словесных формулировках своих грехов, которые люди приносят на исповедь: «Я ничего не могу с собой поделать. Не могу не унывать (не могу оставить свой любимый грех, не могу не огрызаться, не могу смиряться, не могу реагировать спокойно, когда мне делают замечания)... Я не могу!».

 

«Не могу!» означает, что человек отказывается перед Богом осознавать себя причиной и виновником своих собственных грехопадений.

 

Некоторые люди буквально уходят от ответственности. Случается, на приходе или в монастыре человеку доверяют какое-то послушание, возлагают на него какие-то определенные надежды, но как только у него изменяется настроение, он просто оставляет все и уходит, даже не передав дела поручившему. Это происходит нередко.

 

В последнее время издается очень много литературы религиозно-философского направления, в которой можно встретить много рассуждений о свободе и «правах человека», о том, как лучше: «по благословению...» или «по совету...», о том, на что имеет право и на что не имеет права духовник, но очень мало говорится об ответственности верующего человека.

 

Безответственность может выражаться по-разному. Приведу свежий пример, наиболее яркий и характерный случай. Одна знакомая матушка утром, придя на послушание, обнаружила, что ее напарница по какой-то причине не вышла. Вечером, возвратившись в келлию, она поделилась «радостью» со своей сокелейницей:

 

— Слава Богу, ее сегодня не было на послушании, иначе я бы непременно сорвалась.

 

Каким языком объяснить ей, что каждый человек сам ответственен за собственные срывы?

Особенности осознания ответственности

в церковной жизни

 

В тоталитарные времена, когда в основании общественного строя лежало осознание его иерархичности, добросовестное исполнение послушания без рассуждения в жизни церковной воспринималось как норма. «Батюшка благословил» или «Батюшка сказал» — для верующего человека эти слова были законом.

 

На сегодняшний день складывается такая картина: современный человек вырастает в атмосфере демократического непослушания родителям, учителям, милиции... Естественно, придя в церковь, он ни за что не потерпит, чтобы его личную свободу кто-то контролировал, связывал. Если же он относит себя к элитному сословию думающих и читающих людей, то вполне естественно, что, еще не закончив чтение Нового Завета, он начинает искать оправдание своей свободолюбивой жизненной позиции в религиозно-философских источниках. Человек, на уровне сердца не знающий, что такое склониться под благое иго послушания, предать свое эго святому принципу ученичества, так и останется размытым, неконкретным, вялым, нецелеустремленным, расслабленным, неясным самому себе.

 

Когда такой человек первый раз обращается в монастырь или к приходскому священнику для решения конкретной проблемы или обращается с просьбой о духовном окормлении, чаще всего пастырь не может понять, что же от него требуется, поскольку пришедший сам не имеет ясного и цельного представления о том, чего он ищет в новых отношениях, не может определить цель своего визита, не может сформулировать то, чего он ожидает от духовной жизни, от жизни в послушании. Иногда ответ на один-единственный вопрос: «Зачем тебе это нужно и нужно ли тебе это?» может заставить человека еще раз переосмыслить то, что еще вчера казалось важным и нужным.

 

Если такой человек приходит в сознательном возрасте к Таинству Крещения, священник должен объяснить ему, чем это может закончится. Благоразумный пастырь прежде всего расскажет о том, что Христос не обещал людям тех земных благ, которые являются ценностями для людей мира сего. Принятие Таинства Крещения означает отвержение себя, взятие креста и следование в жизни исключительно Евангельским принципам. Если же человек становится наиболее последовательным учеником Христа, его, в лучшем случае, преследуют клевета, всякого рода лишения, а в конечном итоге — насильственная смерть. Вот что означает крещение...

 

Немногие люди, взвесив все «за» и «против», осознав ответственность, возлагаемую Таинством Крещения, согласятся креститься. Думается, что такой подход честнее, продуктивнее, ответственнее, чем восприятие крещения как формального, ни к чему не обязывающего обряда.

Различение душевного и духовного

 

Поиск и обретение себя — это душевная цель, движение к Богу — цель духовная.

 

Нередко люди, живущие на поверхности осознания, оказываются изолированными от своих глубинных духовных чувств. Возможно, они ощущают пустоту собственной жизни, осознают, что просто плывут по течению жизни, и для того, чтобы хоть как-то разнообразить, заполнить эту пустоту, в надежде прибиваются к церковному кораблю. Священнику очень важно иметь в виду, что приход таких людей к церковному порогу может носить не духовный, а душевный характер.

 

Часто люди, не желающие разобраться со своими душевными проблемами, не нашедшие себя в этом мире, не ответившие на вопрос «Чего же я действительно хочу?», не ставшие в радость окружающим ближним и дальним, уютно упаковавшись в символы и атрибуты внешней религиозности, предполагают, что они уже живут духовной жизнью. Люди, не желающие выходить за рамки собственной самости, разрывать эти рамки, фантазируют, что они имеют какое-то представление о молитве, Богослужении, аскетике. Пастырю прежде, чем серьезно говорить о духовном, необходимо, как минимум, помочь избавиться человеку от его собственной размытости, неопределенности, безответственности.

Ответственность и свобода

 

У современных церковных людей, значительная часть которых не научена элементарной церковной дисциплине — дисциплине молитвенного правила и послушания, поста, разумных запретов на те или иные увеселения и развлечения, блокирующие духовный рост, людей, воцерковление которых совпало с «эпохой демократических свобод», обнаруживается удивительнейшая вещь: неумение ответственно пользоваться этой свободой.

 

С другой стороны, люди, не желающие брать на себя ответственность за свою жизнь и принимать трудные решения самостоятельно, пытаются убежать от свободы и ищут того, кто возьмет на себя труд по разрешению их проблем. Но именно эти люди могут, добровольно вручив свободу другому, громче других возмущаться и жаловаться на то, что ее потеряли.

 

Английский писатель Бернард Шоу справедливо заметил: «Свобода означает ответственность. Вот почему люди так боятся ее». Многим нравится ощущать себя свободными, потому что это дает ощущение собственной значимости, возможность распоряжаться людьми и предметами материального мира. Но вот связанная со свободой ответственность не принимается, потому что она накладывает ограничение на удовлетворение их желаний.

 

Душевно незрелый человек мучительно вырывается из рамок, ограничивающих его свободу, всех и вся обвиняя в собственных неудачах, в постоянном поражении в достижении поставленных целей. Зрелый же человек готов взять на себя ответственность даже за те ошибки и неудачи, которые произошли не по его виде, поскольку имеет душевные силы для их исправления и помощи другим.

 

Все люди ценят этот дар свободы и дорожат им. Разница только в том, что душевно незрелый человек ищет «свободы от...», а душевно зрелый — «свободы для...».

 

Само понятие свободы невозможно отделить от ответственности. Ребенок растет — растет и его ответственность. Душевно зрелый человек ищет и желает свободы быть ответственным, свободы совершать ошибки, делать самостоятельный жизненный выбор. Если кто-то вмешивается в сферу ответственности такого человека, он чувствует себя неуютно. Душевно незрелый человек, напротив, ищет того, кто бы понес этот неподъемный для него груз — груз ответа за последствия своих действий и поступков.

 

Однако мы не несем ответственность за поступки, которые не являются результатом нашего свободного выбора. Знаменитое слово архиепископа Иоанна Шаховского «О малом доброделании» дает нам замечательный ориентир на малое делание, на ответственность в мелочах. Желание взять на себя ответственность «за все сразу» на самом деле означает ни за что не отвечать.

 

Итак, каждый человек свободен. Каждый свободен делать то, что предпочитает. Но коль ты уже избрал своим жизненным ориентиром Христа, христианство, то твоя свобода должна быть направлена на ограничение того, что делает тебя несвободным по отношению к твоему движению к Богу.

Некоторые примеры

ухода от ответственности

 

В течение своей жизни, благодаря сотням и тысячам человеческих исповедей, современный пастырь встречается с огромным количеством людей, которые под видом тех или иных выражений очень грамотно (как им кажется, с богословской точки зрения) оправдывают свое избегание ответственности.

 

Я приведу несколько типичных примеров безответственности, иногда упакованной в правильные, красивые, вполне религиозные формулы и формулировки. «У меня это не получится» — нежелание брать ответственность за порученное дело, «Господь не допустил...» — иногда человек просто не пожелал взять ответственность и завалил дело, обвинив в этом Бога, «Если не получилось, значит нет на то воли Божией» — верно, как и предыдущее высказывание, если человек потрудился сделать все, от него зависящее. Слова эти сами по себе прекрасны, но будьте внимательны: посмотрите, откуда они исходят. Под ними нередко прячется безответственность.

 

Человек, не ощущающий себя ответственным за собственную жизнь, собственные мысли, слова, поступки, за свое место в этом мире, очень часто прячась за такими словами, в конечном итоге, обвиняет Бога в своей собственной безответственности, ведет довольно-таки неплохую жизнь, безбедную, как правило, возложив заботы о себе любимом на кого-то другого.

 

Одним из наиболее ярких примеров ухода от ответственности является греховное неконтролируемое поведение[12], ставшее для многих людей нормой, привычкой. Психологическая защита, с помощью которой человек оправдывает свой греховный поступок, звучит так:

 

— Я этого не хотел, это моя страсть, я ничего не могу поделать. Моя страсть сильнее меня.

 

Ложь такой ситуации состоит в том, что человек утверждает, что его страсть является чем-то независящим от него самого.

 

Другое характерное самооправдание: «бес попутал». Т.е. я давал обет не курить, не пить, не блудить, не раздражаться, не унывать. На исповеди каялся, и священнику обещал исправиться, но вдруг опять меня «бес попутал» и при этом «я ничего не могу с собой поделать». То, за что человек ответственен пред Богом сам, сваливается на бесов, которые с нами не могут делать ничего без нашего ведома и нашей воли. Задача пастыря показать человеку, что за все, им совершаемое, за все проявления своей страстности, ответственен исключительно он сам.

 

Еще одной формой ухода от ответственности является перенос ответственности на другого человека. Имея духовника, люди перелагают свою ответственность за свои грехопадения и за свои жизненные ошибки именно на него. Такой своеобразный маневр для ухода от ответственности можно наблюдать в жизни многих и многих людей. Человек, полагая, что он полностью предает себя в послушание духовному отцу[13], совершенно отказывается от своей воли, под которой им подразумевается личная ответственность за свое поведение и поступки. Пришедший на исповедь уверен в том, что батюшка, который, по его представлениям, теперь «отвечает за него», примет его, пожалеет, прочитает разрешительную молитву, допустит до причастия и этим как бы подтвердит нормальность, легитимность его греховного поведения.

 

На исповеди такие люди буквально сваливают на плечи священника все свои проблемы. Причем, о том, как они сами пытались разрешить, развязать свои жизненные узлы, они не говорят, поскольку чаще всего просто отучились (или вовсе никогда не умели) делать это самостоятельно. Глубинное осознание свой ответственности за себя и за собственные грехи у них отсутствует. Они ждут исповеди, ждут встречи со священником, иногда спрашивают, как бороться с грехами, а на самом деле противостать греху не хотят. Как только речь заходит о реальной работе по борьбе со страстями, оказывается, что проводить ее они совершенно не собираются. Священник дает им маленькую епитимью: прочитать небольшую книжку или положить несколько поклонов... На следующей исповеди оказывается, что они не могут найти для этого времени! Если какая-то внутренняя работа в них и происходит, то только в присутствии духовника.

 

Духовник, видя, что никакого духовного роста у окормляемого не происходит, может предположить, что причиной его частых приходов является личная человеческая привязанность к пастырю. В таком случае разумнее было бы ограничить свое общение для того, чтобы помочь человеку взглянуть в лицо своей личной ответственности за собственную жизнь и собственное движение к Богу.

Принятие ответственности —

необходимая предпосылка

начала духовной жизни

 

Пока человек верит, что его жизненная ситуация, его греховное поведение, его страстные проявления, его безденежье или несчастность порождается кем-то другим, какой-то внешней силой или, возможно, неблагоприятным стечением обстоятельств, у него нет оснований стремиться к личностному изменению.

 

Безответственность как отказ от жизни духовной, жизни в сердечном и искреннем единении с Богом, просматривается еще в жизни первого человека. Трудно предположить динамику развития человечества, если бы у нашего праотца Адама хватило мужества по грехопадении ответить на вопрошение Бога признанием и раскаянием, а не кивком в сторону жены, которую Господь сотворил ему в помощь.

 

Некоторые люди не хотят нести ответственности за то, что для них ценно, т.е. за свои ценности. Тем самым они оказываются в ловушке: одобрение людей ценят больше, чем одобрение Бога, когда между выбором — поступить по воле Божьей или по общепринятым нормам и стандартам, выбирают второе.

Ответственность и чувство вины

 

В детстве мы чаще всего сталкиваемся со словом «отвечать» в не очень приятных контекстах: кто-то набедокурил, кто-то разбил бабушкину вазу, а то и сотворил что-нибудь похуже. Естественно, провинившегося спрашивают: «Кто это сделал? Кто будет отвечать за это безобразие?». Понятно, что слово «отвечать» в данном случае звучит не очень благодушно, и на него сразу хочется ответить: «Это он сделал!.. Я не хотел, они меня заставили!», хочется невольно свалить свою вину на другого. Мы довольно рано осознаем, что отвечать за что-то довольно-таки неприятно и что ответственность — тяжелый груз, который не очень-то легко нести.

 

Многие люди на основании своих детских впечатлений принятие ответственности неразрывно связывают с необходимостью признать свою вину.

 

Поэтому наши первые переживания, связанные с ответственностью, именно негативны: мы доказываем, что у нас не было выбора. Чтобы избежать ответственности, мы стараемся переложить ее на других людей, ищем какие-либо внешние «причины», мы изо всех сил стараемся избавиться от «ненужной» ответственности. И вот здесь-то и кроется ошибка, которую многие с детства несут во взрослую жизнь. Мы стараемся избежать ответственности потому, что путаем ее с другим понятием — чувством вины. На самом же деле, ответственность и чувство вины — не одно и то же.

 

Чувство вины заставляет нас оправдывать свои прошлые действия, застревать на них, убеждаться в собственной несостоятельности, никчемности, невозможности что-либо сделать добросовестно и качественно. И чем больше мы чувствуем себя виновными, тем больше мы застреваем в наших прошлых неудачах и переживаниях, «осознавая» невозможность достигнуть чего-то позитивного в настоящем.

 

Таинство покаяния освобождает человека от чувства вины за содеянное пред Богом и дает радость прощения. Не механическое произнесение грехов на исповеди, а именно искреннее раскаяние и следующее за ним прощение и разрешение.

 

Чрезмерно мнительным относительно прошлых ошибок и грехов людям, опытные духовники советуют не акцентироваться на негативе прошлых поступков, но, по получении прощения на исповеди, с упованием на помощь Божию двигаться по жизни дальше.

Ответственность как возможность

 

Ответственность, в отличии от чувства вины, сосредоточена на действии и его результатах. Она пребывает в настоящем времени и простирается в будущее. Ответственность помогает идти дальше, добиваться поставленных целей. Ответственность означает возможность.

 

 

Ответственный человек осознает, что играет жизненно важную роль в ситуациях и обстоятельствах своего собственного существования. И если уж вовсе невозможно изменить что-либо в окружающем мире, то можно изменить свое отношение к этому миру и его реалиям.

 

Если в принятии решений люди полагаются на правила и инструкции, если они зависят от абстрактных принципов (например, субъективно понимаемых «справедливости», «чувства долга», представлений о том, что «лучшего я не достоин», убеждений о том, что «я не смогу, не сумею»), тогда ответственность за свою жизнь и все происходящее в ней перекладывается на других, подавляется осознание собственных чувств, необходимое человеку для глубинного переживания собственной жизни.

 

Личный выбор и решения человека должны находиться в гармонии с ценностными потребностями его души. Лишь в случае, когда он честно для себя ответил на вопросы: «Действительно ли я этого хочу?», «От чего я готов отказаться, чем пожертвовать, чтобы обрести это?», они будут иметь для него осмысленное и глубокое значение.

 

Но, к сожалению, многие современные православные люди обнаруживают неистощимую изобретательность в том, чтобы найти пути избежания ответственности за принятые решения и избранные жизненные ориентиры, оставаясь при этом несчастными, непонятыми, одинокими.

 

Ответственность в любви,

за любовь и пред любовью

 

Если бы только достойных любили —

 

Было бы мало любимых.

 

А если бы мало было любимых.

 

Не было бы вовсе достойных.

 

Фундаментальной потребностью душевно здоровой личности является потребность любить и быть любимым. Но немногие люди задумывались над тем, что ответственность, наряду с заботой и заинтересованностью, является одной из составляющих любви.

 

Ответственность в любви неверно было бы понимать, как нечто навязанное извне, как обязанность. Ответственность — это совершенно добровольный, если можно так выразиться, спонтанный акт.

 

Иногда осознание ответственности трансформируется в стремление превосходства и господства. Чаще всего это случается в отношениях между родителями и детьми. Но истинная ответственность за ближнего характеризуется тем, что человеку не безразлично, что происходит с любимым. Суть ответственности за ближнего можно выразить словами: «Можешь рассчитывать на меня, я готов прийти на помощь в тот момент, когда я буду нужен тебе, или в той ситуации, когда совершенно не будет никаких сил не вмешиваться». Но не раньше!

 

 

Люди, страдающие чрезмерной подозрительностью, мнительностью, придирчивым отношением к ближним, наиболее склонны свои жизненные неудачи объяснять какими-то внешними влияниями. Они совершенно убеждены, что другие относятся к ним жестоко, несправедливо, равнодушно, что им не уделяют времени и внимания, не любят их, со временем замечают, что у значимых и дорогих им людей есть «любимчики», а он в их число не входит, потому что «не хочет пресмыкаться и унижаться...» и т.д. и т.п. Но принять на себя ответственность за то, что они сами наделили окружающих людей определенными чувствами и отношениями, соответственно с которыми и выстраивают свое поведение, таким людям очень трудно. Ведь для них совершенно очевидно, что все действительно относятся к ним негативно, с презрением, без любви, делают из них «козлов отпущения»!

 

Именно поэтому человек, желающий любви, но имеющий такие формы психологической защиты, любви не получает. Не получает он и внимания, потому что сам провоцирует окружающих его людей относиться к нему без любви. В работе с такими людьми главная душепопечительная задача состоит в том, чтобы помочь им осознать факт авторства чувств, спроецированных на других людей, авторства той ситуации, которая закручивается вокруг них.

 

Что означает нести ответственность пред Богом за данную нам способность любить и быть любимыми? Если мы отказываем кому-то в любви или затаиваем ее в сердце, не желая попасть в зависимость от другого человека (ведь открыться, сказать, что ты любишь другого человека для многих означает попасть в зависимость), то эта неотданная любовь может стать причиной серьезного внутреннего конфликта.

 

Многие люди отказываются принять тот факт, что они противятся любви. Вокруг них — море любви, но они не осознают, что их одиночество является результатом собственной неспособности воспринимать любовь. Иногда они говорят: «Любовь других людей не может пробиться внутрь меня», подобными высказываниями отрицая собственную ответственность за отклик на любовь.

 

Они очень тонко маневрируют, чтобы избежать ответственности в любви. Чтобы исправить положение, обрести любовь, необходимо мужество. Необходимо провозгласить свое сердце личной территорией, нашей собственностью, а затем работать над этим. В результате этой работы двери благодатной жизни могут открыться для нас.

Закон ответственности:

«Каждый сам отвечает

за свою собственную жизнь»

 

Итак, ответственность является одной из составляющих любви. Любить означает относиться к ближнему ответственно. Заповедь о любви — главная для христиан. Христос называл ее заповедью новой: «Да любите друг друга как Я возлюбил вас». [14] Каждый из нас помнит, как Христос притчей о милосердном самарянине ответил на вопрос, кто есть наш ближний.

 

Всякий раз, когда человек избегает встречи с кем-либо, по причине того, что, «Увидев ее, я буду раздражаться», «Неприятно слышать его голос», «Я чувствую, что во мне что-то закипает, когда она начинает рассказывать мне о своих бесконечных проблемах», он отказывается принять ответственность за собственные действия, реакции, чувства, отказывается от данного ему Богом права обладания собственным сердцем.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...