Главная Обратная связь

Дисциплины:






Случаи из терапевтической практики



солярий), ее пригласили на свидания несколько ее новых
знакомых (ей просто повезло), она получила хорошую ра-
боту (это буквально свалилось ей в руки), она испытала
первый в своей жизни вагинальный оргазм (скажите спаси-
бо марихуане).

Группа пыталась обратить внимание на ее стремление
держаться в тени; один инженер предложил принести в
группу электрический звонок, который будет звенеть каж-
дый раз, когда Нора будет придираться к себе. Другой паци-
ент, пытаясь добиться от нее какого-нибудь спонтанного
действия, отпустил комментарий по поводу ее бюстгальте-
ра, который, по его мнению, нуждался в усовершенствова-
нии. (Это был Эд, описанный во 2 главе, который обращал
внимание только на женские прелести.) Он пообещал при-
нести ей в подарок новый бюстгальтер на следующее собра-
ние. И точно, на следующий сеанс он приехал с подарком,
огромной коробкой; Нора сказала, что предпочла бы от-
крыть ее дома. В итоге эта коробка маячила перед глазами
пациентов, отвлекая от всех остальных тем. Нору попроси-
ли попытаться отгадать, что в ней, и она предположила:

«Накладные груди». В конце концов ее упросили открыть
подарок, что она и сделала старательно и в сильнейшем
смущении. В коробке не оказалось ничего, кроме стиро-
фомного наполнителя. Эд объяснил, что так он представ-
лял себе ее новый бюстгальтер: ей вообще не стоит его но-
сить. Нора немедленно извинилась перед Эдом (за предпо-
ложение о том, что он собирался подарить ей накладные
груди) и поблагодарила его за беспокойство. Это событие
оказалось весьма полезным для обоих участников. (Я не
буду описывать то, что это дало Эду.) Группа обратила вни-
мание Норы на то, что она была унижена и смущена, но она
все равно извинилась перед Эдом. Она вежливо поблагода-
рила человека, который не преподнес ей в подарок абсо-
лютно ничего! Этот случай вызвал первый проблеск здоро-
вого самонаблюдения у Норы. Следующее собрание она
начала с такого сообщения: «Я толькочто установила ми-


Ирвинг Ядом

ровой рекорд по очаровыванию. Прошлой ночью я получи-
ла непристойный телефонный звонок, и я извинилась
перед этим мужчиной!» (Она сказала: «Извините, но вы
ошиблись номером».)

Терапевт должен иметь в виду важный момент: подобно
молчанию, самовлюбленному эгоизму и монополизации
занудство требует к себе серьезного отношения. Оно пред-
ставляет собой серьезную проблему для пациента незави-
симо от того, считает он это своей проблемой или нет. Не
стоит применять какую-либо «революционную» технику: у
терапевта есть масса времени, так как зануду группа пере-
носит гораздо легче, чем пациентов с раздражающими, мо-
нополистическими или нарциссическими склонностями.
На самом деле, группа, узнав его поближе, находит его
менее занудливым, чем его социальное окружение. Нако-
нец, имейте в виду, что наша задача не воодушевление па-
циента, не впрыскивание в него живости, непосредствен-
ности, яркости; мы должны поинтересоваться, почему он
уничтожает все творческие, энергичные, ребяческие части
себя, и поощрять его позволять этим качествам, присущим
всем нам, находить свое выражение.



Отвергающий помощь нытик

Отвергающий помощь нытик (далее ОПН) имеет очень
ярко выраженную модель поведения в группе: он прямо
или косвенно просит помощи группы, рассказывая им о
своих проблемах или жалуясь, а затем отвергает предло-
женную помощь. Он постоянно рассказывает группе о
своих связанных с внешним миром или со здоровьем про-
блемах и часто описывает их так, что они кажутся непре-
одолимыми; на самом деле, ОПН, кажется, даже гордится
неразрешимостью своих проблем. Порой он направляет все
свое внимание на терапевта, организуя неутомимую кампа-

Случаи из терапевтической практики

нию, направленную на то, чтобы вытянуть из него лекарст-
во или совет. Его поведение явно указывает не на потреб-
ность в одобрении и уважении, но в просьбе. Кажется, он
не обращает внимания на то, как на него реагируют осталь-
ные члены группы, и явно собирается выглядеть нелепо
ровно столько времени, сколько ему позволят использовать
в поиске помощи. Он строит свои отношения с пациентами
по тому же принципу: он нуждается в помощи сильнее, чем
они. ОПН редко вступает в конкуренцию по какому-либо
поводу, если, конечно, какой-нибудь другой пациент не
начинает требовать внимания терапевта или группы, пред-
ставляя на их суд свою проблему; при таком положении дел
он часто пытается умалить значимость чужих проблем,
сравнивая их со своими не в их пользу. Один такой пациент
прямо заявил: «Я только теряю время, выслушивая тебя,
ведь в моем случае стоит вопрос жизни и смерти, а твои
проблемы так поверхностны». ОПН кажется настолько
эгоцентричным, что говорит только о себе и о своих про-
блемах. Однако его проблемы не сформулированы четко ни
для группы, ни для него самого; эта неясность объясняется
его склонностью преувеличивать их и сваливать вину на
окружающих, часто на авторитетных людей, от которых он
каким-либо образом зависит.

Когда группа и терапевт реагируют на его мольбу, начи-
нает происходить нечто еще более непонятное, так как па-
циент отвергает предложенную ему помощь. Отвержение
несомненно, хотя оно может принимать разнообразные,
порой едва узнаваемые формы; иногда совет отвергается
прямо, иногда косвенно, иногда может на словах быть при-
нят, но пациент не собирается так поступать, а если и по-
ступает, то это нисколько не улучшит его положения.

Миссис Гол, отвергающий помощь нытик, была туч-
ной, плохо одевающейся тридцатисемилетней домохозяй-
кой, которая сначала исполняла в группе роль монополис-


ИрвингЯлом

та, но постепенно изменила этот аспект своего поведения.
Ее участие в деятельности группы, хотя и ставшее более
конструктивным, все еще соответствовало стилю ОПН.
В течение предыдущих собраний группы пациенты упорно
работали с нежеланием миссис Гол принять помощь — об-
суждение началось с того, что миссис Гол в резкой форме
отказалась взять жевательную резинку, которой один из па-
циентов угощал остальных; после уговоров она согласилась
принять угощение, но настаивала на том, что возьмет толь-
ко половину пластинки. На описываемом собрании миссис
Гол оседлала любимого конька, перечисляя злодеяния
своего мужа (на тот момент он снова угрожал бросить ее) и
описывая уникальную особенность своего обмена веществ,
которая не позволяла ей ни сбросить лишний вес, ни удер-
жаться от непреодолимой склонности есть по ночам. В конце
концов, мистер Грейди, ее постоянный союзник и человек,
вызывающий у нее уважение и симпатию, перебил ее,
чтобы сообщить, что она вызвала в нем ощущение беспо-
лезности и отчаяния. Он выпалил со своим ужасающим ир-
ландским акцентом: «Вы, миссис Гол, всем своим поведе-
нием превращаете меня в импотента, и мне просто необхо-
димо держаться от вас подальше!» С этими словами он
вышел из комнаты, хотя собрание еще не закончилось.
Впоследствии ее поведение, ее манеры, как и ее одежда,
значительно изменились, и единственный инцидент, каза-
лось, сразу проделал большую часть работы, проведенной в
группе ранее. Концепция социального микрокосма стала
абсолютно ясной; слишком очевидной была параллель
между мистером Грейди и ее мужем, который тоже соби-
рался ее бросить, и кто, между прочим, тоже стал импотентом.

Однако в целом лечение пациента с ярко выраженным
ОПН-поведением представляет собой чрезвычайно слож-
ную и неблагодарную работу. По возможности не стоит
включать таких пациентов в терапевтические группы. Но к
несчастью, трудно предсказать подобный поведенческий
паттерн с помощью стандартных предтерапевтических от-

Случаи из терапевтической практики

борочных методик. Иногда их можно выявить по поведе-
нию во время ожидания группы, по записям их впечатле-
ний о предыдущих курсах групповой терапии, и на этом ос-
новании их следует направить на индивидуальную терапию.
Если ОПН-паттерн не устоялся и выражен не настолько
сильно, пациент может быть восприимчив к групповой те-
рапии, хотя, как предполагает Франк, его следует ввести в
уже работающую, а не в только что сформированную тера-
певтическую группу; продвинутая группа будет в состоя-
нии проявить больше понимания и приятия по отношению
к пациенту, и в то же время проблем с ОПН у нее будет
меньше, чем у молодой, развивающейся группы.

Самодовольный моралист

Самая яркая характеристика самодовольного моралиста —
его потребность быть правым и доказать чужую неправоту,
особенно если речь идет о какой-либо нравственной про-
блеме. <...> Самодовольный моралист прежде всего хочет
быть правым, хочет вызывать уважение своей нравствен-
ной чистотой и успешно навязывать свои ценности окру-
жающим.

На первом собрании СМ обычно старается произвести
впечатление спокойного и уверенного в себе человека. Он
часто молчит до тех пор, пока не выяснит позицию группы
или какого-нибудь ее участника. После этого он становит-
ся ключевой фигурой в обсуждении из-за глубины своей
убежденности и склонности неутомимо вдалбливать ос-
тальным свою точку зрения. Для него характерно нежела-
ние идти даже на незначительные уступки, признавать
ошибки, вносить какие-либо изменения в свою первона-
чальную формулировку. Он принимает участие в обсужде-
нии проблемы наряду с остальными для того, чтобы повы-
сить свой статус. Он может указывать, что он перенес более
сильный стресс, вызванный внешними обстоятельствами,
что он продолжает преуспевать, несмотря на многочислен -


ИрвингЯлом

ные помехи, а его решения должны служить примером для
других. Хотя поначалу группа и сопереживает ему, когда он
говорит о своих проблемах, это сопереживание вскоре усту-
пает место раздражению, когда пациенты понимают, что он
заинтересован преимущественно в том, чтобы утвердиться
на позиции нравственного превосходства, а не в том, чтобы
поделиться с другими своими переживаниями. Если кто-
либо еще предпринимает попытки занять позицию превос-
ходства в группе, самодовольный моралист считает, что ему
брошен вызов, и справляется с конкурентом, доказывая его
неправоту. Авторитет терапевта также ставится под сомне-
ние, хотя зачастую только косвенно; пациент может выска-
зывать недовольство относительно терапии, ссылаясь на
мнения других экспертов в этой области или цитируя при-
знанных авторитетов в других областях. Если он почувству-
ет конкретную угрозу для себя, он может поставить под со-
мнение и раскритиковать нравственные ценности терапев-
та.

Пациенты с таким поведенческимпаттерном мучаются
сильными чувствами гнева и стыда.

Осознание роли, которую стыд и заниженное самоува-.
жение играют в динамиках таких пациентов, исключитель-
но важно для разработки терапевтического плана. Если те-
рапевт не вмешается, самодовольный моралист вызовет
такое негодование, что его скоро заставят покинуть группу.

Однако часто случается так, что пагубный ход событий
достигает необратимой стадии до того, как терапевт пол-
ностью опознает этот паттерн; группа сначала терпела
самодовольного моралиста, затем он начал вызывать раз-
дражение, деланное безразличие и, наконец, ярость. Паци-
ент часто оправдывает себя и пытается объяснить тот факт,
что он не получил желаемого уважения, занижая ценность
группы и убеждая себя в том, что мнение группы не имеет
для него особого значения.

Случаи из терапевтической практики

Большинство перечисленных принципов представлено
в данном клиническом примере.

Стюарт, двадцатидевятилетний мужчина, который об-
ратился за терапевтической помощью из-за сильного сек-
суального влечения к девочкам-подросткам, в группе сразу
принял модель поведения самодовольного моралиста. Он
заявил о своем нравственном превосходстве бесхитрост-
ным способом: он подчеркивал свою способность вести
благочестивую жизнь по христианским заповедям, несмот-
ря на трудности, создаваемые чужеродными по отношению
к его эго сексуальными импульсами. Его поведение в груп-
пе соответствовало поведенческому паттерну, описанному
выше. Особенно сильной критике члены группы и терапев-
ты подвергались за их пренебрежительное отношение к
христианской морали. При этом он не обращал внимания
на реакцию группы, в том числе и на их заявление о том,
что его презрительное и пренебрежительное отношение к
ним не только приводит их в бешенство, но и абсолютно не
соответствует христианским нормам. Теперь он вызывал у
остальных пациентов только отрицательные эмоции, и
трое из них выразили глубокую, неконтролируемую нена-
висть.

Стюарта мало заботили мнения язычников, и к двадца-
тому собранию, когда ситуация стала невыносимой, он по-
кинул группу. В глазах случайного наблюдателя его опыт в
группе не только не был полезным, но оказался катастро-
фой. Однако он сразу же начал курс терапии в группе для
супружеских пар и оказался намного более восприимчи-
вым, получив такую же обратную связь от собственной
жены и остальных пар. Контрольная беседа показала, что
группа дала ему очень многое, но он рефлекторно устано-
вил такие отношения с группой, которые исключали воз-
можность экспериментирования с новыми способами по-
ведения. Однако его поведениево время первых собраний
второй группы значительно отличалось от его поведения в
первой.


Ирвинг Ялом

Этот краткий очерк иллюстрирует утверждение, кото-
рое я сделал на страницах этой книги: терапия не прекра-
щается с прекращением терапии в группе. Успешный па-
циент продолжит развиваться и интегрировать свой опыт
на протяжении всей своей жизни. Неуспешный пациент,
который по причине «оков роли» занял нежизнеспособную
позицию в группе и поэтому не смог достичь (или при-
знать) перемен, тем не менее может извлечь пользу из свое-
го опыта и использовать последующую терапию более эф-
фективно.

Гомосексуалист в группе

Гомосексуалист может успешно проходить курс групповой
психотерапии только в том случае, когда он сам и вся груп-
па не считают его особой проблемой. Когда человек не вос-
принимается как «гомосексуалист», особой проблемыне
возникает. Однако существует такое количество стереоти-
пов о гомосексуалистах, что такие пациенты наверняка
столкнутся с определенными проблемами в терапевтичес-
кой группе, являющимися следствием укоренившихся ре-
акций остальных членов группы и сильно стилизованного
образа «Я» самих пациентов.

Хотя люди с гомосексуальными наклонностями могут
приходить в терапевтическую группу с тем же широким
спектром жалоб и острых стрессов, что и гетеросексуаль-
ные пациенты, тем не менее существуют определенные за-
кономерности, которые вытекают из характерных особен-
ностей их образа жизни. Наиболее часто такие пациенты
испытывают беспокойство и подавленность в связи с кон-
фронтацией между своей гомосексуальностью и социаль-
ной средой. Навязчивая тяга к «поискам партнера», на-
столько беспорядочным и скандальным, что это неизбежно
подрывает и подвергает опасности профессиональную ка-
рьеру и общественную жизнь пациента, — одна из наиболее
распространенных жалоб. Другие нуждаются в помощи

Случаи из терапевтической практики

после того, как разоблачение разрушило их профессио-
нальную карьеру и, если они женаты, их семейную жизнь.
Третьи обращаются за терапевтической помощью в состоя-
нии чрезвычайного смятения как следствия раскола или
грозящего раскола их любовных отношений. Гомосексуа-
листы средних лет часто нуждаются в помощи из-за всепог-
лощающего ощущения пустоты и бесполезности. Самая
ценная валюта гомосексуального мира — красота молодос-
ти, и, когда она увядает, люди чувствуют себя банкротами,
не способными вновь накопить капитал для межличност-
ных инвестиций. Иногда ощущение «последнего листика
на дереве» одерживает верх; осознание пациентом своего
физиологического бессилия приводит его в отчаяние.

Терапевтическая группа предоставляет таким пациен-
там возможность возобновить дружеские отношения с ок-
ружающим миром. Быть полностью познанным и приня-
тым представителями негомосексуального мира — уже это
представляет собой огромную терапевтическую ценность
для многих гомосексуалистов. Некоторые открыто призна-
ют свое презрение к негомосексуальному миру, но желают
быть принятым им. Часто принятие группой представляет
собой совершенно новый тип принятия для гомосексуа-
листа, основанный не на его молодости, физических каче-
ствах и не на достижениях его фальшивого образа.

Терапевтическая группа предоставляет гомосексуаль-
ному пациенту ценную возможность, больше нигде ему не
доступную, исследовать отношение к женщинам и свои от-
ношения с ними. Нередко такие пациенты имеют настоль-
ко сильную фобию, что они всю свою взрослую жизнь из-
бегали любых близких контактов с женщинами; на этой ос-
нове пациент может решить, что терапевтическая группа с
ее преимущественно гетеросексуальными взаимодействия-
ми изначально враждебна ему. Сон, рассказанный пациен-
том-гомосексуалистом на двенадцатом собрании, ясно по-
казывает этот конфликт:

«Я ехал в автобусе дальнего следования с какими-то


Ирвинг Ялом

людьми. Я не знаю, кто они такие. Там были два симпатич-
ных шофера-мужчины. Я не знаю, почему их было двое.
Мы путешествовали. Сначала мы приехали в какое-то
очень красивое место; по обе стороны был океан и краси-
вые деревья, покрытые испанским бородатым мхом. А за-
тем мы оказались на каком-то острове, на котором было
много закованных людей. Там были какие-то вампиры —
летучие мыши, мы должны были их прогнать. Мы их даже
ногами давили — они так хрустели! Еще там была женщи-
на, которая вязала, и у нее был ребенок, похожий на Энн

(пациентку из группы). У нее была проказа,и я не мог к ней
приближаться».

Этот сон был кладом для терапевта, и пациент привел
несколько соответствующих ассоциаций: двоим водителям
автобуса соответствовали двое мужчин-терапевтов, пасса-
жиры автобуса — терапевтической группе, путешествию —
курс терапии, который поначалу из-за сладостного ощуще-
ния одобрения и принятия казался идиллией, но теперь
стал весьма угрожающим и в итоге напоминал жуткую ло-
вушку на острове. Вяжущей женщине явно соответствовала
пациентка, которая часто приносила вязание на собрания
группы. (Вязание появилось по ассоциации с мадам Ла
Фарж.) Кровососущие летучие мыши напомнили ему дру-
гую женщину из группы, которая казалась язвительной и
навязчивой. Все эти примитивные фантомы — кровососу-
щие летучие мыши, пораженная проказой, оскверненная,
заразная ведьма, некрофилия и отрубание голов — явля-
лись порождением фобического избегания женщин.

У некоторых неуравновешенных пациентов-гомосексу-
- алистов в качестве реакции на периоды особого стресса
может возникать непреодолимая тяга к беспорядочным
сексуальным приключениям, поэтому они начинают ис-
кать партнеров в обычных местах, где обитают гомосексуа-
листы: в гей-барах, общественных туалетахили в некото-





sdamzavas.net - 2018 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...