Главная Обратная связь

Дисциплины:






Теоретические источники экзистенциализма



Кто основатель сказать трудно. Тиллих заявил что экз начинается с 17 века с Паскаля. Хотя отцом экз считается Хайдеггер (1927 "Бытие и время" - фундаментальная книга). Лектор несклонна так считать, она отдает предпочтение Марселю. И пусть если он не зачинатель европейского, то как минимум французского экз. Если быть точным хронологически, то первый был Шестов (1866-1938) - выступил более резко против спекулятивной мысли, отвлеченного знания. Получается, что экз зародился в России. Потом Шестов выехал в Париж и повлиял там на Бенджамина фон Дама (умер в концлагере) - самый преданный ученик Шестова. Когда Шестов выступил с критикой европейской метафизики, то эти идеи уже носились в воздухе. Поэтому Шестов - источник экз, выразил ярко и живо идеи, но очень экзотичен, ни на кого не похож. Поэтому, скорее, Кьеркегор и Паскаль предтечи, отец - Марсель.


Особое внимание следует уделить Шестову как источнику экз. Он родился в 1866 году хронологически раньше всех экз, даже кьеркегора. Выступил со своей концепцией задолго до бытия и времени хайда и метафизич дневника Марселя. Когда на западе шестов познакомился с концептом кьеркегора, он был удивлен. Шестов (1866-1938) великий антиметафизик. Его индивидуальность, радости, печали и пр - все было в нем как в человеке. Он был великой экзистенц личностью. Для него характерен радикальнейший гуманизм. Ставит человека конкретного, живого, экзистенц выше всего. Он выше всех отвлеч понятий, системы знания и моральных норм (ругает канта за категорич императив). А также выше понятий добра и зла. Бердяев тоже ставил челка выше полит системы и госва, природы и тд, но шестов исповедует более радикальный гуманизм чем бердяев. Это экзистенциалистская позиция. Разоблачает гуманизм кантовской этики. Хотя Кант силен много в чем, но не в этике. Когда он заявил, что моральным императ выше всего, и надо следовать ему насмотрятся на все наши склонности, и этика долга превыше всего, но разрыв между понятием и чувством долга разрушает всю кантовскую этику. Сейчас много занимаются тахноматичной философией, но это интеллектуальная игра в бисер. Надо заниматься философией сердца. Шестов является одной из предтечей экзистенцма. Потом написал книгу 'Кьеркегор и экзистенциальная философия'.

 

Классический экзистенциализм ж п Сартра и его эволюция.

Сартр - самая скандальная фигура среди экзтов. Фигура очень эпатажная. Сам Сартр любит вводить в эпатаж свою публику и сам нередко попадал в скандальные ситуации.

Родился в Париже в 1905 году, умер там же в 1980. Воспитывался в семье матери, кот принадлежала к известному семейству Швейцеров, очень культурная образованная и просвещенная семья. Воспитывался в традиции безбожия. В психоанализе ранних детских лет подчеркивает - то, что заложено в детстве проявляется потом всю жизнь. Стал самым воинствующим атеистическим экзтом. Закончил эколь нормаль, поступил в аспер в сорбонну. Там познакомился с многими своими друзьями, известными людьми, в тч с тетей Симой. Служил в аримии, хотя был близорук. Потом преподавал философию в лицее. 33-34 гг едет в Германию и изучает филос хайдеггера и Гус, большое влияние кот можно заметить в бытии и ничто. Хотя дает Гус свою интерпретацию. В 40м году попадает в немец плен, но через 3 мес освобождается и принимает активное участие в движении сопротивления. В 1964г номинируется на Нобелевскую премию за повесть слова (автобиографическая). Он отказался от этой премии, любил себя называть мелко буржуазной интеллигенцией, не хотел принимать премию от более высоких социальных слоев (Мб из-за того что тете Симе дали раньше)



Самое знаменитое из ранних - тошнота. Речь идет не о физиологическом процессе, а о духовной тошноте. Вышел в 1938году, принес оч большую известность Сартру. Исповедуется концепция абсурда, герой видит во всем абсолютную бессмыслицу.

О людях он мнения весьма невысокого. Пишет о гуманизме, но чтобы этот гуманизм проступал во всех его произведениях такого не было. Как писатель крут, как философ не особо, хотя эпатажный, известный и пр.

В 1936 году публикует работу 'трансцендентность эго'

В 30е гг статья 'интенциональность - фундаментальная идея гус'

43г выходит бытие и ничто. Хотя написано очень академически, мало адаптированным языком, но имел массу переизданий. Сартр попал в точку, страна под фашистским колпаком, проблема свободы - главная для того времени. Это основная тема бин. Каковы должны были чел и мир, чтобы Свобода челка была возможна. Трактует в духе Фихте.

1946г пишет для неквалицированной публики статью экзистенциализм это гуманизм.

194.. Дороги свободы в 3х томах.

1943 г драма Мухи, посвящена свободе, чувак реализовал свою свободу через убийство, но все равно о свободе. Во Франц культуре писатели часто шифруют идеи, которые могут быть неприняты в открытую. Ставилась на подмостках оккупированного Парижа, немцы ничего не поняли ставил главный вопрос - освобождение Парижа.

Дьявол и Господь Бог, стена

В 1960г Сартр поразил всех. Заявил в пражских беседах, что за 10 лет он от экзистенциализма перешел к марксизму.

В 1968 г майские волнения, основная сила - студенты, Сартр самый революционный, сидел на баррикадах, кричал громче всех, противопоставлялся коммунистической партии, кот сидела тихо. Выступил с темой сексуальной революции. Студентка села на колени и сказала - давай прям тут, Сартр смутился )

Очень много томиков-ситуаций, где были разные интервью, письма и пр. В 68 г осудил вторжение в Прагу, не вступил в компартию - был революционер- индивидуалист, не хотел никаких стеснений.

Кирпич больше чем бин - критика диалектического разума, критиковал марксизм за злоупотребление идеологией. Там публикует статью марксизм и экзистенциализм, небольшая по объему.

Падение нравственности соответствует высокому урн техники. Сартр много понаписал про марксизм. Действительно усвоил некоторые фундаментальные идеи марксизма. Отказался от формулы существование предшествует сущности. В бин: чел кауза суи: чел - то, что он сам из себя делает. В марксизме: чел есть что он сумеет сделать из того, что сделали из него. Признает классовую обусловленность челка и его свободы. Стрельцова считает, что Сартр совершил такую эволюцию.

В начале - проблема феноменологч метода.

Проблема гуманизма в ряде лекций, кот читал в послевоенные годы, потом экзм это гуманизм. Ж. Конопа - экзистенциализм это не есть гуманизм!

Центральное понятие филос бин - когито , но не рациональное позновательное, а эмоциональное!

Теоретически Мб ему и удалось обосновать экзм как гуманизм: есть хотя бы одно существо в мире, кот само себя делает и само за себя отвечает. Часто проблема свободы связывалась с проблемой ответственности! Когда мы выбираем для себя мы выбираем все человечество, выбирая лично для себя мы выбираем все то обво, в кот мы живем. Сартр рассматривает челка как сознающего. Для-себя - это духовный человек, человек сознание, интересует Сартра! И он делает сам себя и он есть кауза суи- свободно выбирает и образ своей жизни и свою судьбу.

Объясняет разные подходы к челку: считает, что можно рассматривать челка с религиозной т зр- чел созданный богом есть образ божий с многими недостатками, тогда сущность кот Бог имеет в себе и реализует предшествует существованию. Сартра не устраивает такой подход, потому что челка чел делает себя сам. Также его не устраивает марксизм- сущность челка определяется всей совокупность общественных отношений. Можно понимать и так! Но все равно сущность предшествует существованию челка. Ренессансная т зр - чел природное существо, обладающее всему потребностями, кот надо удовлетворять. Но тут опять надо ставить сущность впереди существования, есть природа челка и он усмотрел ее у фукидида в истории пелопонезской войны (гоббс). Все это не по Сартру!тк тогда ни о какой свободе не может идти речь. Необходима другая установка при подходе к челку. Отсюда формула - существование предшествует сущности, провозгласил экзистенциалистский подход вместо эссенциалистского. Чел рождается действует и тко после этого мы можем говорить о его сущности. Отсутствие у челка какой-либо наперед заданной сущности. Утверждает, что нет и никакой устойчивой сущности, динамизм человеческой экзистенции. Чел всегда есть то, что он сейчас делает из себя. Др важная идея - чел не только то что он из себя делает, но также и то, что он может из себя сделать.

Будущее не зависит от прошлого и настоящего: прошлое ставится вне игры: можно перестать быть трусом, начинающий писатель может стать известным. Именно будущее является детерминирующим бытием. Это превращенная каузальность. С т зр будущего мы рассматриваем и свое прошлое: от будущего через настоящее в прошлое. Вроде как признает каузальность, но она не имеет ничего общего с научной каузальностью. Эта формула вызвала большой интерес у интеллектуалов. Только не хайд, который в ответ на это пишет письмо о гуманизме. Главное возражение - дело не ритмах, а в том, чтобы в сущем увидеть бытие. Потому что начиная с определенного периода античности люди погрязли в сущем и забыли о бытии, что должно быть! Хайд считает, что нечего придерживаться этих пошлых измов, кот всем надоели и много причинили вреда. Дело в том, чтобы определить коренную сущность челка и что такое бытие, что означает быть или не быть по стрельцовой эту проблему решил Марсель.

Экзисты говорят не о сущем, в кот погружён чел, а о подлинном бытии экзистенции.

Отношение с другими у сарта явно не гуманизм: даже начиная с любви в бин говорит что любовь она к идеалу, кот никогда не достижим и поэму вырождается и ревность мазохизм и пр. А другие - это ад!)

 

Бытие и ничто.

Экзистенциально-феноменологическая онтология Сартра.

Как у Сартра совмещаются способности художника и драматурга и сухого академизма, мало доступного обычной публики. Переизданий было много. Но проблема свободы была главной для оккупировванной Франции. Поэтому книга получила большой отклик в широких слоях населедния. Хайд назвал свое бытие и время фундаментальной онтологией, Сартр экзистенц феноменом. Хайд ругался с Сартром и хотет отмежеваться от экзма.

Сартр берет феноменолог метод для развенчания многих дуализмов - внешнего и внутренного, сущности и видимости, бытия и кажимости, способности и обнаружения. Через феномен не Канта, но сам себя раскрывающий. Так мир предстает как корелятивный сознанию, мир как он конституирован человеческим сознанием: каким должен быть человек и мир, чтобы Свобода была возможной. Трактовка внешнего мира, человеч сознания - все это подчинено обоснование абсолютной свободы челка. Кредо Сартра - есть абсолютная Свобода челка. Прежде всего сартр от начала до конца остается идеалистом и ключевым термином бин остается когито, не как акт мысли, а как очень разнообразный акт: рациональный, гносеологический, эмоциональным и пр. Когито понимается широко- как сознание так или иначе окрашеное. Считает своим долгом объяснить читающей публике, что он не является идеалистом. Дает несколько аргументов в обоснование того, что феноменолог метод позволяет ему избавиться и от разных дуализмов. Гус вынесение мира за скобки бессмысленно, тк внешний мир дан нам в дорефлексивном когито. Я знаю - дорефлексивное, я знаю, что знаю - рефлексивное когито. Дорефлексивное когито всегда предшествует рефлексивному.

У него есть идея 'трансфеноменальности феномена бытия' - как один из моментов борьбы с идеализмом. Но как бы он не пытался, он все равно остается в сознании. Мир сведен к феноменам, но в отличие от канта за феноменами нет ничего. Феномен и есть сама сущность мира - как мир является, таков он и есть. Феномен сам себя выражает, он и есть сущность, причем сущность этого мира. Объективность феномена вместо объективного мира: мы видим голубую чашку- объективность в том, что эта чашка не есть и она находится в другом месте нежели я. Чашка не сводиться к моему восприятию. Зачем ему это надо? Не надо чашку сводить к самим феноменам, потому что за каждым феноменом есть нечто трансфеноменальное, что в этот феномен не входит. Против субъективного идеализма Беркли.

У Гус 2 важнейшие идеи или новации - идея категориального созерцания, сущностного созерцания, потому что сущностное лучше и тоньше; идея интенциональности: всякий предмет, кот попадает в сферу сознания, показывает, что сознание на него направлено. Сознание всегда имеет предмет, на который оно направлено. #образ страшной японской маски - каждый увидит что-тоо свое: кто испугается, кто-то вдохновится - с т зр феноменологии мир -это мир как он представлен нашему сознанию.

Работа 'Интенциональность как фундаментальная идея гуссерля' в бин из интенционалности вынимает онтологическое доказательство бытия внешнего мира. Всякое сознание есть сознание какой-нить вещи. Значит трансценденция (нечто внешнее) есть основная структура сознания. Те сознание рождает значения бытия, кот оно не является. Сознание не создает бытие а рождает значение бытия, кот оно не является. Эт истолкование, кот совершенно не удовлетворяет Гус. Гус не принимает во внимание внешний мир, тк феноменологич сознание дБ безпредпосылочным. Мы имеем мир в себе и мир для себя - это сознание. Прилагает много усилий во введении, чтобы от всего отмежеваться. Хотя от идеализма он не избавился никогда, даже под влиянием идей маркса! Сартр все время пытался дистанцироваться от идеализма, тк когда он был в сорбонне была в моде пищеварительная филос духа паука, кот захватывает все в всвою паутину и переваривает его. Сартру это не нравится, поэтому и выдвигает идеи против идеализма. В 'Словах' говорит, что 30 лет угрохал на борьбу с идеалиозмом, но исследователи полагают, что от него он так и не избавился. Завершает введение очень важной характеристикой мира: В-себе - внешний мир; Для-себя - человек сознание. Исчерпывает эту характеристику 3мя предложениями:

В-себе бытие есть.

Бытие есть в себе.

Бытие есть то, что оно есть.

Дает как бы формулу: В-себе всегда есть то, что оно есть. Для-себя всегда есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть. Этим хочет показать, что в вещном мире нет никакой диалектики, нет никаких коллизий, противоречий, отрицания. В бытии нет никакого движения и изменения, оно всегда статично самому себе, вечно и неизменно.

Делает упор на свободном выборе

Бытие в себе - царство антидиалектики, никаких изменений там не происходит, оно пассивно. Голубой домик стал зеленым- изменение пришло не в домике, это пришло с человеком. Характеристика чел сознания оч многообразно и содержательно. Для себя прямо противположно в себе. Для себя активно, это сплошное отрицание, может и постоянно ставит себя под вопрос, сомневается и отрицает себя. Это область сознания, область диалектики. Организующей силой этой диалектики является отрицание - ключевое понятие после... Пришел в кафе, не нашел там Петю, отрицаю все кафе; пришел Петя и я как бы прожектором сознания высвечиваю все кафе через присутствия Пети. Выхватываю из массы бытия то, что меня интересует. Отрицание подобно темной краске на холсте художника, высвечивает из аморфного в себе бытия значимые для сознания области. Высвечивать значит наделять смыслом - внешний мир приобретает смысл только благодаря сознанию. У Гус смысл гносеологический нужен для поиска истины; у Сартра поиск экзистенциальный - каковы должны быть чел и мир, чтобы могла быть Свобода. Отрицание расцвечивает мир, отливает всеми цветами радуги на вещах и с помощью отрицания мы мир структурируем. Для себя постоянно себя отрицает, в ... В вопросе, которые образует щель в бытии, отрицании своего прошлого.

Рассматривает существование человека экзистенциально, для него важен не объективный смысл челка, кот ему придает религия марксизм и тп. Ему важен уникальный смысл челка- экзистенциальный. Чел - это единственное экзистенциальное бытие. И с т зр личности и экзистенциального сознание Сартр рассматривает время. Временность - существование предшествует сущности - определенная трактовка временности. Фундаментальное отношение между временными структурами играет будущее. Потому что с т зр будущего высвечивается прошлое и играет роль настоящее. Гегель всецело на стороне действительности! Хайд и Сартр всецело на стороне возможности- чел не только то, что он делает, но и то, что он хочет сделать. Хайд распространил этот и на исторический процесс, кот не только тот, кот реализовался, но и кот мог реализоваться! Эт особое отношение к истории- интересный аспект. Так же интересно смотреть и на челка, увидеть в ребенке то, вот Мб в нем реализовано это оч важно в тм числе и для развития ребенка. Поэтому будущее определяет настоящее и прошлое. Именно через проект мы видим настоящее и понимает прошлое. Это Сартр называет приращенной каузальностью. Чел - это бытие, кт всегда себя отрицает. Прямая каузальность устанавливает зависимость настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Относительно челка все наоборот!

Для Сартра важно обосновать абсолютную свободу челка! Для Марселя существование определяется не свободой, а святостью. Для Сартра сущность экзистенции это свобода. Бин было написано в период оккупации Франции, и тут речь идет о внутреннем опыте без какого-либо отношения к внешнему опыту мелкобуржуазного интеллигента каким я тогда был. В одной из ситуаций (3) заявил - никогда мы не были более свободными, чем в период немецкой оккупации Францией. Свобода связана с ответственностью! Она вскрывает другую зависимость. Чем больше свобода, тем больше ответственность! Никогда мы не были столь же ответственными как во времена немецкой оккупации Франции.

Сартр и Камю вместе участвовали в сопротивлении, хотя пути потом их разошли! Камю и Марсель более постоянные, Сартр виляет туда сюда то за марксизм, то против него, неустойчивый в этом отношении.

Реализация свободы.

Сартр пытается отстоять свободу челка во что бы то ни стало и это было важно для социальной ситуации, когда Франция была под гнетом немцев. Он пишет это колоссальный труд, чтобы обосновать свободу челка. Причем ни какую-то там, а абсолютную свободу челка. Когда Сартр говорит об ответственности, то заявляет, что это есть просто следствие человеческой свободы. 1. Если ты родился челком, то ты онтологически свободен, потому что сознание не упрятать ни в какую тюрьму и никакими путами не сковать. Каковы бы ни были обстоятельства чел всегда может выбрать, быть ему предателем или нет. Француз мог выбрать предать или нет - абсолютный выбор либо предать родину либо себя. Каждый чел лично ответствен за освобождение Франции. Свобода является атрибутом челка. Его онтологическим свойством, потому что сознание всегда есть сознание свободы! Против марксистов у кот бытие определяет сознание, наоборот, сознание определяет бытие. Сущность сознания заключена в свободе и поскольку свобода определяет сознание это есть сущность челка. Онтологич Свобода челка - чел не может быть не Свободным, те рабом. Он всегда и полностью свободен, либо он не существует. Так он в отличие от Гегеля не допускает никаких степеней свободы.

2. Пытается дистанцироваться от житейского представления о свободе. Быть свободным не означает добиться того, чего хотят, но хотеть того, что можно. Если я не в силах реализовать какое-либо действие, то я должен отказаться от желания его осуществить. Философское определение свободы - Свобода есть ни что иное как автономность выбора, те независимость его от каузальных связей. Свобода по Сартру есть преодоленная необходимость, тк человек себя преодолевает, чел кауза суи, делает себя сам.

3. Рассматривает свободу прежде всего как отрицание той ситуации, кот не удовлетворяет челка. Отрицание привело нас к свободе. Надо было сказать нет ситуации, кот не удовлетворяет челка, те надо было сказать нет фашизму. Заостряет внимание на отрицательной свободе- Свобода отрицания! # чел, которого захватила змея и отняла у него свободу. Положит Свобода (Маркс) чел свободен не в силу отрицательной способности сказать нет одному или другому, а в силу положительной способности выразить свою истинную индивидуальность.у Сартра свобода заключается в логике творческого действия!

Когда мы говорим об отрицательной свободе, то она всегда оказывается средством, а не целью челка! Главное положит Свобода, творческая Свобода!

 

Почему книга называется бин? Проблема Ничто. Не без влияния хайда, тк у него тоже что-то с ничто было. С бытием все понятно - это бытие в себе. Тк в онтологическим докве весь мир нах вне сознания, то по отношению к плотному аморфному бытию сознание есть ничто! Но этот не какая-то бессодержательная пустая дыра, а наполненная космическая пустота! Сознание всегда есть не то что оно есть и ине есть то что оно есть. Ничто это сознание для себя бытие.

 

Соотношение фактичности и свободы. Соотношение объективной ситуации и свободы. (решил для себя этот вопрос, но потом под влияние марксизма от этого отказывается)

 

Концепция абсолютной свободы Сартра.

Разрабатывается в бин

Определение онтологической свободы челка. Это свво его родового бытия. Тк мы родились, мы уже свободны. Абсолютная Свобода - это экзистенциальный феномен Сартра. Абс Свобода это духовная свобода челка. (материя есть только хорошо обоснованное явления духа - Лейбниц; Сенека - нам принадлежит только то, что у нас отнять нельзя! Те нашей духовной свободы, нашего духовного достоинства).

Мы свободны онтологически и экзистенциально. Человек не мог бы быть то свободным, то рабом, он всегда и полностью свободен, либо он не существует. Спартак умер рабом, но он умер свободным!!

Философское определение свободы. Мы брошены в свободу. Принять на себя свободу значит принять на себя ответвенность.

Свобода по Сартру это Свобода выбора Или свободная воля. Причем это может быть в любой ситуации. Возможность выбора, который нужен моей душе, она всегда есть. Как бы не зажали в тиски, Свобода выбора всегда имеет место. Быть под пятой фашиста или бороться с ними это решение которое все мы приняли.

Успех ничего не значит для свободы. Спартак не освободился, но умер свободным.

Автономность выбора те независимость его от каузальных условий мира, те от необходимости. Свобода есть преодоленная необходимость!

Познание необходимости это одно из немногих средств для преодоления свободы.

У Сартра концепция внутренней духовной экзистенциальной свободы челка. Кот не зависит ни от каких условий, ни от природных, ни от божественных и пр.

Отличает от житейского представления о свободе ( вступит статья 'картезианская свобода' - мыслить свободно!) Декарт говорил о свободе мысли - мы ответственны за наше мышления.

Быть свободным не означает добиться того, чего хотят, но хотеть того что можно! А это уже нечто противоположное. Ибо если я не в силах реализовать то или иное действие, то необходимо чтобы я воздержался от желания его осуществить! Но опять таки это делаю я (когито эмоциональное), поэтому как бы я не убирал, но выбираю Я!!!! Когито понимается в экзистенциальном смысле, которое понимает меня как уникальную внутреннюю личность. Отличается от выбираю что хочу, делаю что хочу и пр.

Декарт мышление отождествляется с сознанием. У Сартра не картезианское когито, он отнюдь не рационалист картезианского толка! Здесь речь идет о свободе сознания. Поэтому резко бьет Фрейда кот ставить сознание в зависимость от бессознательного. Свободное сознание не знает иной мотивации, кроме самого себя. Все что может быть определено должно быть определено сознанием, иначе надо были бы предположить что действующее сознание себя не сознает. Поэтому чел в этот период творва Сартра есть кауза суи. Когда начитается Маркса будет думать по другому. Фла послевоенного представления Сартра о челке - чел есть то что он сумеет сделать из того что сделали из него. Признает социальную детерминацию и личности и свободы. Аспект имманентной связи между свободой и сознанием. В индийской традиции бессознательное это нулевой урнь сознания.

Отстаивает абсолютную духовную свободу отрицателя. Я могу отрицать все! Я не могу отрицать только собственное сомнение. Отрицание привело нас к свободе. Чтобы хотеть того что можно, нужно отвергнуть тот, что мы не можем. Каждый выбор этот проект! (понятие габриэля Марселя). Свобода в кот любое отрицание даст нам свободное бытие. Узник отрицает тюрьму и ищет пути для спасения.

Сартр прекрасно понимает, что мы действуем в определенной ситуации. Это фактичность - мы действуем в каких-то фактических обстоятельствах. Когда надо сказать нет ситуации кот нас неудовлетворяет мы делаем выбор в пользу свободы. Никакое фактическое положение или коэффициент враждебности вещей не может быть аргументов против нашей свободы, ибо только через наш проект он и возникает, этот коэффициент. Я отодвигаю проект передвинуть скалу и выбираю проект забраться на скалу и обозреть прекрасный пейзаж.

Вывод:

1. Нет ситуации в которой данное могло бы своей тяжестью задушить свободу.

2. Нет ситуаций, в которых чел был бы более свободен, чем в других.

3. Успех ничего не значит для свободы.

 

Всегда можно реализовать свободу выбора. Это наше онтологическое свойство. Гоббс - нет свободной воли , тк действия внешние они механические, поэтому даже добровольные действия по необходимости. Спиноза - у всего есть причина, даже добровольные действия руководствуются внутренними причинами. Свобода есть, нет свободной воли. У Канта она есть, чтобы возложить ответственность на челка за его поступки.

Бердяев певец свободы! Не стоит оправдывать свободу ответственностью, лучше творчеством, тк нет творчества без свободы.

Нет такой судьбы, которую нельзя было бы преодолеть. Чел кует свою судьбу сам. Безбожник с детства, вырос безбожником. Так считает и после знакомства с Марксом. Хотя Свобода осуществляется всегда в той или иной конкретной ситуации, но фактичность ситуации (ее объективная сторона) не может быть ни причиной ни условием ни основанием нашей свободы. Ситуация раба или узника ни о чем не говорит. Она приобретает смысл только в рамках его проекта: смирится он с ней или решит ее преодолеть. Детерминизм возникает в основе проекта. Будущее есть детерминирующее бытие. С т зр нереализованного будущего мы судим и о настоящей и о прошлом. Это превращенная каузальность, когда прошлое ставится вне игры. Сартр пытается отличить свое представление о свободе при любых обствоятвах от чист внутренней свободы в духе бергсона Камю в его мифе о сизифе. Сизиф катит камень по своей волле а не по воле богов! И этим он выше них! Поэтому Сартр отличает свою свободу от такой свободе без реализации. Свобода не в том что узник всегда свободен выйти из заключения, или не в том чтои он свободен пожелать освобождения, это трюизм. Он свободе в том чтобы всегда искать средства для побега. Даже если он их не найдет! Он их ищет. Важен внутренний психологический характер. Раб в цепях свободен из разбить! Внутренняя Свобода это абсолютная духовная свобода даже без намека на ее реализацию. По началу реализации мы отличим чисто формальную свободу от действительной. Свобода - термин, которая является фундаментом для нравственного сознания.

У него внутренняя и отрицательная Свобода. Надо было сказать нет фашизму, внутренняя потому что во вне свободы мы не получим. В аспектах внутренней свободы ставит реальные проблемы.

Аспекты сартровской свободы

1. Отрицательность по отношению с данными кот не удовлетворяет челка

2. Вечный поиск и устремленность в будущее.

3. Творческие искания в момент выбора, отражающие экзистенцию челка.

4. Моральная честность в момент выбора.

5. Глубокая личная ответственность за свой выбор.

Вилфрид ди зал ? Анализировал бытие и ничто Назвал ее трагический финал. Как бы чел не старался финал всегда трагичен. Свобода не имеет позитивного содержания. Сартровский чел его чувствует, тк есть абс свобода то и ответственность абс - чел несет тяжесть всего мира на ваших плечах и поэтому он покинут ему не на что опираться. Должен выбирать искренне изнутри самого себя. Чел заброшен в свободу и он покинут в момент выбора. Поэтому испытывает страх перед свободой. Кьеркегор говорит не столько о страхе перед свободой сколько о страхе перед ответственностью. Выбор между комфортом и свободой. Сартр показал абсолютную ответственность, которая вытекает из нашей абсолютно свободы. Быть свободным тяжело и это парадокс абс свободы, тк Свобода это высшее благо для челка

Одно отрицание не ведет нас в свободе, нам также нужна положительная творческая Свобода! Сказочка покойника: жил чел счастливо и радостно делал что хотел, потом заползла змея и стала им руководить, он привык ей подчиняться и когда она уползла он потерял ориентацию в жизни. Поэтому отрицательная свобода это только средство для прихода к положительной творческой свободы. Свободы творческого действия. Самое ужасное для человека невозможность реализовать свою творческую потенцию.

Чел свободен не в силу возможности сказать нет тому или другому, а в силу положительной возможности реализовать свою истинную индивидуальность. (молодой Маркс)

 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...