Главная Обратная связь

Дисциплины:






Основные вехи становления толерантности



Выделены пять онтогенетических этапов развития толерантности, обозначающих переход толерантности на новый уровень зрелости системы социальных установок субъекта на себя и других: латентный, эмпирический, коллективистский, созревающий (кризисный), зрелый (взрослый). Кратко охарактеризуем каждый этап и выделим в нем специфику развития толерантности. Латентный этап (ранний детский период от новорожденности до 1-2х лет), хотя и отличающийся слабой сформированностью когнитивной сферы ребенка, по нашему мнению, является фундаментальным для формирования толерантности. Существенной особенностью этого этапа является то, что толерантность, изначально развиваясь просто как терпеливость - адаптационное свойство, позволяющее приспособляться к различным воздействиям внешней среды (в том числе и фрустрирующего характера), превращается в толерантность - терпимость, как форму социального отношения. Начиная с рождения, дети проявляют различие в порогах толерантности, что, прежде всего, связано с физиологическими причинами - врожденными особенностями темперамента, спецификой работы нервной системы. Специалисты по раннему развитию детей, считают что, часть детей изначально имеют сниженный порог толерантности, связанный с более низким порогом нервно - психической устойчивости к внешним раздражителям. На данном этапе толерантность ребенка, буквально равняется терпеливости, устойчивости к стрессорному воздействию внешних факторов и способности выдерживать состояния вынужденного дискомфорта. Формирование толерантности как психического реагирования на фрустрационное воздействие у ребенка происходит через механизм социального опосредования, в котором ведущая роль отводится представителям ближнего круга - матери, родителям, членам семьи. «Обозначая» для ребенка пороги реагирования на фрустрирующий фактор, родители, и прежде всего, мать, управляют не только поведением, но эмоциональным самочувствием ребенка, изменяя вектор реагирования с рефлекторного на психический. В дальнейшем происходит постепенное расширение круга лиц, влияющих на степень проявляемой реакции ребенка на фрустрацию. На эмпирическом этапе, ребенок, приобретая все большую автономность, осознает себя источником воли, начиная осуществлять саморегуляцию потребностей и желаний. Определяя этот этап в становлении толерантности как эмпирический, мы хотим подчеркнуть важнейшее достижение данного этапа - ребенок начинает постигать границы не только своей, но и чужой терпимости опытным путем. Ребенок включается в процесс социального экспериментирования, определяя границы волевого регулирования своего и чужого поведения. Анализируя возрастные кризисы этого периода (например, кризис 3-х лет) следует также выделить основную задачу в развитии толерантности - формирование навыков позитивного общения, навыков приемлемых форм обособления себя от окружающих, возможных в условиях появления рефлексии на себя и других людей. На данном этапе ребенок начинает подчинять свое индивидуальное «Я» воле других, часто не персонифицированной, то есть социальной. Родители совместно формируют первые правила социального общежития для ребенка. В народной педагогике культур коллективистского типа, мать, запрещая что - либо ребенку, или порицая его, ссылается на авторитет отца. Таким образом, мать противопоставляет индивидуальной воле ребенка волю социальной группы (в данном случае, родительской, семейной). Постепенно этот круг расширяется за счет группы родственников, группы педагогов дошкольного воспитания и т.д. Коллективистский этап в формировании толерантности подчеркивает новую степень включенности в социальные отношения - коллектив школы, класса. Если основной референтной группой до этого возраста для ребенка являлась семья, в которой терпимость к нему и его терпимость определялась системой детско - родительских отношений, то на данном этапе он сталкивается с необходимостью подчинять свои потребности и желания воле внешней группы, социальные установки которой, могут расходиться с установками семьи. К социально - психологическим механизмам, влияющими в этот период на толерантность личности стоит отнести конформизм. Индивидуальная толерантность на данном этапе испытывает влияние и преимущественно формируется под воздействием образцов представленных на уровне группового сознания и восприятия. Созревающий (юношеский) этап связан с формированием собственных ценностных ориентаций, установок, принципов, вызреванием собственных морально - нравственных императивов и поэтому представляет собой ситуацию кризиса толерантности. Представленное соотношение возрастных границ, онтогенетических периодов, и основных психолого-педагогических задач каждого этапа позволяет более успешно формировать необходимый уровень толерантности на каждом этапе взросления.



 

Билет № 4

 

1)Объект исследования толерантности.Если попытаться коротко охарактеризовать суть толе рантности (терпимости), то следует в первую очередь под черкнуть, что это качество культуры (нравственной, право вой, политической) каждого общества, любого социально го слоя, каждого гражданина, невзирая на пол, возраст, эт ническую, конфессиональную или расовую принадлежность. Толерантность имеет разные формы: личная, общественная (отраженная в морали, нравах, общественной психологии, сознании), государственная (отраженная в законодательстве, политической практике). Основное требование толерантной культуры в следующем: свободное исповедание каждым гражданином, общественной группой, обществом свободно избранных нравственных, социально-политических, миро воззренческих предпочтений предполагает их лояльное, терпимое, не враждебное, уважительное отношение к аналогич ному выбору других. Поэтому важным компонентом терпимости является понимание воззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от наших.

Следование в быту толерантным моральным установ кам может способствовать созданию для человека комфорт-

ных условии существования, нейтрализации агрессивных, конфликтных взаимоотношений. В то же время подобное по ведение - показатель интеллектуального уровня человека, готового обогащать и совершенствовать свой умственный кругозор, нрав и манеру поведения путем контактов с ины ми воззрениями и практическими действиями. Толерант ность является признаком уверенности человека в надежно сти своих позиций, отсутствия боязни сравнения и конку ренции с другими воззрениями, боязни утратить свойствен ные ему различия. При том, что основным фактором уста новления толерантности являются объективные внешние условия существования индивида или социальной группы, в каждом отдельном случае играют свою роль и индивидуаль но-психологические особенности личности, ее природная склонность к терпимости и согласию.

Терпимость базируется на признании, уважении универ сальных прав и основных свобод человека. Уважительный компонент в толерантной культуре - личной, общественной или межгосударственной - обусловлен принятием и правиль ным пониманием, как сказано в Декларации принципов то лерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 г ., «богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности» 1 . А этому способствуют знания, открытость, общение и свобода мыс ли, совести и убеждений, позволяющие видеть не только раз личия в плюралистическом мире, но и единство в многооб разии. Очевидно, что лишь при иследовании подобным ориентирам есть шанс достичь согласия и мира между различными индивидуумами, общественными стратами, государствами, цивилизациями.

2)Понятие толерантность может входить в различные парадигмы и, в соответствии с этим, по–разному трактоваться. Л.Дробижева справедливо отмечала, что "теоретическая трактовка толерантности имеет не только научное, но и идеологическое, политическое значение" (Дробижева, 1998).

В идеологическом ракурсе толерантность является системой ценностей и норм, которые присутствуют во многих современных цивилизационных концепциях, таких как "Глобальная этика", "Права человека", "Декларация Культуры Мира", "Декларация Земли" и т.д.

Представляется, что основными составляющими данной системы являются:

• презумпция личности – оценка каждого человека по его конкретным чертам и поступкам, а не на основе ожиданий, связанных с его национальными, религиозными и другими характеристиками;

• презумпция прав человека – каждый человек имеет право на любые проявления национальных, религиозных и других характеристик в своем поведении и высказываниях в том случае, если они не противоречат нормам права и морали общества и общности;

• ориентация на терпимость к недостаткам, слабостям и ошибкам других людей, если они не противоречат нормам морали и права или, говоря на другом языке, готовность прощать людям все их грехи за исключением особенно тяжких;

• ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов;

• ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий;

• ценность следования нормам права;

• ценность сострадания, сопереживания, сочувствия.

Равенство в нормальном обществе должно быть первичным, категория толерантности подчинена ему и обслуживает, главным образом, его. Без равенства толерантность теряет смысл, как бессмысленно говорить о терпимости применительно к разгневанному отцу, лупящему ремнем свое напроказившее чадо - в данном случае отец и дитя заведомо не равны, почему и толерантностью в их отношениях не пахнет. Но если равенство есть, то толерантность возникает автоматически. Поэтому ее допустимо рассматривать как методологический инструмент обеспечения равенства, его неразрывную составляющую, обуславливающую само существование равноправия - де-юре и де-факто.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...