Главная Обратная связь

Дисциплины:






Особенности и основные проблемы этики Нового времени



Предпосылкамиэтики Нового времени (17-19 вв.) были:

  • буржуазные товарно-денежные отношенияи формирование класса свободных предпринимателей, что придавало этике буржуазные черты;
  • математическое естествознание, методы которого были перенесены в сферу гуманитарных наук.

Особенности этики Нового времени:

I.По образцу естественных наук,нравственность начинает выводиться из природы человека, в этике такой подход называетсянатуралистическим. Наблюдения за природой человека привели мыслителей к постановке следующих вопросов:

а)природа человека является доброй или злой:

  • Т.Гоббссчитал, чточеловек от природы зол, «человек человеку волк». Исходным состоянием человечества была «война всех против всех», которая была прекращена с помощью разума. Во избежание самоуничтожения люди заключилиобщественный договор, передав государству функцию обуздания природной злобы индивидов с помощью закона и силы;
  • Ж.-Ж.Руссополагал, чточеловек от природы добр, но его портит цивилизация, насаждая в нем неестественные потребности и страсти, в частности, привязанность к собственности. Естественное добротолюбие может быть воссоздано с помощьюобщественного договора, когда под защитой правового государства люди смогут позволить себе следовать своей природе.

б)нравственная природа человека является разумной или чувственной:

  • Р.Декарт и Б.Спиноза,следуярационалистическойтрадиции, полагали, что человек в морали подчиняетсяразуму, от степени совершенства последнего зависит нравственное развитие человека;
  • Д.Юм, А.Смит, Э.Шефтсбери относились ксенсуалистической традиции в этике и придерживались взгляда, что в основе нравственного поведения лежатнравственные чувства: благожелательность, симпатия, взаимность.

II.Этика Нового времени обосноваласамоценность человеческой личности(под которой понимался по преимуществу буржуазный индивид), автономию ее морального поведения. При этом обнаружилась проблема:как совместить эгоизм автономного индивида с требованиями общественной морали. Были предложены следующие варианты решения:

  • Т.Гоббс:обуздать эгоизм индивида с помощью государственной морали;
  • Ж.-Ж.Руссо:вернуться к естественности, при этом автономия личности сохранится, а эгоизм исчезнет;
  • Б.Мандевильпоказал в «Басне о пчелах», что общественное благоденствие (в буржуазном обществе) существует благодаря порокам отдельных индивидов (стремление к обогащению развивает производство и финансы, честолюбие способствует выдвижению государственных мужей и т.п.). Подлинная же мораль была бы гибельной для общественного процветания, поэтому она становится лишь формой общественного притворства, под покровом которой эгоисты осуществляют свои интересы;
  • «Теория разумного эгоизма» (К.А.Гельвеций)исходила из того, что каждый человек от природы эгоист. Но разумный эгоист понимает, чтоследовать общественной морали выгодно ему самому, поскольку выполнение человеком нравственных норм гарантирует, что люди, выполнят такие же нормы по отношению к нему (подобно тому, как это происходит по буржуазной экономической схеме товар–деньги – товар).

Этика Нового времени стала идейным обоснованием Великой Французской буржуазной революции.



 

Этика И.Канта (1724-1804)

Заслугой И.Канта (1724-1804) являетсясоздание теории морали, определение ее специфики по сравнению с другими социальными и духовными явлениями. Кант выступилпротив натурализма: мораль не вытекает из природы человека, мораль вменяется ему в обязанность, главное ее понятие –долг. Но как возможно, чтобы человек, который по природе своей следует склонностям и стремится к счастью, исполнял долг?

Для ответа на этот вопрос Кант воспользовался своей философской конструкцией, согласно которой бытие разделяется на два слоя: «вещи-для-нас» и «вещи-в-себе».

I.Человек как «вещь-для-нас», т.е. в сфере явлений, выглядит, как обыденное существо, стремящееся к счастью. При этом он не свободен, связан обстоятельствами и совершает поступки легальные, но не моральные. Клегальнымотносятся:

  • правовыепоступки, совершаемые из страха перед законным наказанием;
  • целесообразныепоступки, совершаемые из стремления к пользе;
  • приличныепоступки, совершаемые из уважения к общественному мнению.

Все легальные поступки совершаются не ради них самих, а ради чего-то другого, к чему они ведут, они не самоценны.

II.Человек как «вещь-в-себе», т.е. в сущности своей, свободен для совершениясобственно моральныхпоступков. Ведь свободен тот, кто живет по закону, порожденному собственной сущностью. В этом слое своего бытия человек способен следоватьдолгу как своему собственному внутреннему закону. Моральный долг вменяется индивиду не извне, а изнутри.

Единый и безусловный закон долга, укорененный в чистом практическом разуме, Кант назвал категорическим императивом(категорическим требованием). В пересказе он гласит:поступай так, чтобы твои мотивы могли стать принципом всеобщего законодательства, т.е. моральны те побуждения, которые могли бы стать всеобщей нормой. Речь идет именно об универсальности мотивов, но не поступков, которые происходят в мире «вещей для нас». Таким образом, совершая нравственный выбор, мы выбираем этим и судьбу человечества.

Моральный закон, согласно Канту, имеет приоритет перед всеми другими видами норм, в том числе перед религиозными. Нравственное поведение человека не может зависеть от загробного воздаяния (иначе оно будет легальным), оно должно быть автономным. Есть Бог или нет (а это по Канту недоказуемо и неопровержимо), это в морали ничего не меняет. Мораль не вытекает из религии. Зато сама религия вытекает из морали, ведь в морали мы ведем себя так, как будто есть Бог, который гарантирует истинность нравственных правил и воздаяние за их исполнение. А поскольку фактически наблюдается следствие (мораль), значит, есть и причина этого (Бог). Таковоморальное доказательство бытия Бога, выдвинутое И.Кантом

Маркс социологизм

I.Социологизмпонимает мораль как по преимуществу социальное явление,порождаемое общественными отношениями. Примером такого подхода к нравственным явлениям может служить учениеК. Маркса. Согласно немецкому философу, основой общественной жизни является общественное производство, способ которого определяет отношения собственности, на основе которых складываются все другие общественные отношения, в том числе нравственные. А поскольку производительные силы и производственные отношения исторически изменяются, то и мораль не вечна, а исторически и классово относительна. Способом изменения нравственных отношений в социуме считалось революционное изменение отношений собственности.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...