Главная Обратная связь

Дисциплины:






Политическая мысль Средневековья.



Политическая философия как наука

· Дана для того, чтобы давать ответы на кардинальные вопросы современности – почему человек стремится в сферу политики, что лежит в основе политической организации и пр.

· Проблемы духовного измерения политики – мы задаем вопрос высшего смысла и назначения

· Предмет политической философии – исследование универсалий мира политического, которые относятся к наиболее общим мировоззренческим основаниям политической теории

· Разрабатывает особые исследовательские установки – научные парадигмы

· Научная парадигма – совокупность норм, правил, ценностей, которые создают установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.

· Политическая парадигма – мировоззренческая система, определяющая роль и значение человека политического в обществе, его временные и пространственные политические координаты

· Синергетическая парадигма говорит о том, что мощные социальные системы имеют способности к самоорганизации (Россия как долго развивающаяся страна, ТНК)

· Политическая философия является, прежде всего, рефлексией политического бытия.

 

Мир политического как особая сфера жизнедеятельности

Мир политического будучи одной из основополагающих систем представляет сложный комплекс явлений, институтов, отношений процессов.

· Включает множество сфер – государственно-правовая, партийная, избирательная.

· Особое значение приобретают те правила, которые господствуют в обществе.

· Политическое имеет много измерений

· Не мало важную роль занимает идеология и различные течения

 

Институционализация политической философии

Истоки политической философии:

· Античные корни – Платон, Аристотель, Цицерон и др.

· Политическая мысль Средневековья – Фома Аквинский

· Институционализация связана с процессами формирования и вычленения гражданского общества. (На рубеже 19-20 вв.)

 

Античные корни.

Поскольку политическая философия является рефлексией, то она может возникнуть при определенных обстоятельствах.

Платон - признавал диалектику – чувства не могут быть источником истинного знания, их область лишь мнение, истинные же знания - познание идей, доступно лишь разуму и совершается в понятиях.(познать мир можно через рациональное мышление,политическая философия имеет категориально-понятийный характер). Говорит об идеальном гос-ве – аристократия, которая бывает или аристократическая республика или монархия. В последствии он говорит о нисходящей иерархии гос. форм. Высшая форма – это тимократия. Тимократия – состояние общества, где правят честь и ценз. Худшая форма – олигархия – власть немногих представителей торговли и ростовщиков. После – демократия. Еще хуже - тирания – есть 3 способа занять власть – династийно, выборочно, гос. перевороты, а тирания – незаконный захват власти.



4 критерия гос. переворотов:

1. Личностный – поменялся лидер

2. Социально-политический – меняется политика

3. Политико-режимный – меняется политический режим (был тоталитарный – стал демократический)

4. Меняется общественно-политический строй – вся система (общественная, государственная, тип гос-ва)

Аристотель – человеку места вне гос-ва нет! (Гос-во – общество – личность). В античном сознании доминировало чувство духовности, религиозности.

Факторы, влияющие на разрушение античного мира:

· Экономический

Ученый смотрел на себя как на искателя знаний мудрости, а не как специалиста

Не следует забывать, что трактаты Аристотеля по физике, логике, этики, политики, риторики в течение многих веков рассматривались как подразделы единой энциклопедии по философии.

Политическая мысль Средневековья.

Византия, мусульманский, западноевропейский мир складывается на развалинах римской империи.

ü В античности главная мысль – ЧТО происходит.

ü Далее складывается представление, что возникает новый порядок жизни (с Августина). Рубеж гибели античного мира и наступление Средневековья с господством христианства во всех основополагающих вопросах жизнеустройства ознаменовал собой радикальный разрыв со старым миром.

ü Разрушилась также классическая античная культура.

ü Западноевропейская культура – было единство, которое полностью подчинялось папству.

ü Противостояние арабского мира и ислама.

ü Церковь стала носителем средневековой идеологии. Это не значит, что формировалось только мировоззрение, папство постепенно начинает притязать на политическую власть (зафиксированы в 8 в.). Мировоззрение средних веков было преимущественно теологическим. Единство западноевропейского мира было осуществлено именно католицизмом.

ü Проблем нравственности средневековья – искусство разрушено, в основном был аскетизм.

ü Главная особенность христианской философии – человек, его ценность.

ü Господство богословия помогало накоплению новых знаний.

ü Подрыв монополии церкви на духовную жизнь – связано с развитием литературы, искусства.

ü Страны западной Европы оказались в 8-13 вв. далеко позади арабов. Освоение арабами научного и философского понятий античного мира. 13 в – схоластика достигла своего апогея – были созданы новые системы. Систематизатор схоластики Аквинский, занимался вопросами права, морали, экономики и гос. устройства, попытался систематизировать и обосновать христианскую догматику.

 





sdamzavas.net - 2018 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...