Главная Обратная связь

Дисциплины:






ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ



3.1. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Предметы, свойства и отношения. Научное исследование начинается обычно с анализа, который не просто неразрывно связан с синтезом, а образует с ним по существу единый общенаучный метод. При определении анализа и синтеза обращаются к понятиям предмета, свойства и отношения. Этим обусловлена логика изложения, принятая в данном параграфе, т. е. обращение к содержанию этих понятий. Предмет (или вещь) представляет собой отдельную часть или единицу существующего, т. е. все то, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством. Одни философы (Декарт, Гоббс, французские материалисты XVIII в.) отождествляли его с телом, другие (Беркли, Мах) понимали как совокупность ощущений, а третьи (Платон, Гегель) рассматривали как отражение идей или понятий. Предметы могут быть материальными или идеальными (понятия, суждения и т. п.). Изменение предмета представляет собой процесс, который в свою очередь можно рассматривать как предмет, поскольку он также является совокупностью многих свойств. Предметы, занимающие определенный объем в пространстве, называются телами. Однако многие предметы не являются телами (физические поля, элементарные частицы и т. д.). В качестве предметов можно рассматривать свойства и отношения, которые в этом случае называются абстрактными предметами. Любая совокупность предметов, объединенных некоторым отношением, представляет собой новый предмет с теми или иными свойствами.

В современной логике и методологии науки особо выделяется понятие предмета исследования, которое противопоставляется понятию объекта исследования. Под предметом исследования обычно понимается та сторона объекта, которая рассматривается в данном исследовании. Иногда предмет исследования трактуют и более широко, включая в него также эмпирическую область исследования, исследовательские средства и процедуры, а также задачу исследования. При разграничении предмета и объекта исследования оказывается, что один и тот же объект может быть предметом ряда различных исследований (например, исследование знаковых систем в логике, лингвистике, психологии и социологии). В таком случае возникает проблема синтеза этих предметов, решение которой имеет своей целью построение единой теории объекта. Так, применительно к знаковым системам ее пытается решить семиотика.

Свойство представляет собой философскую категорию, которая соотносительна категориям вещи и отношения и определяется обычно через них. Для традиции объективного идеализма характерно понимание его как общего, существующего независимо от единичных вещей и включаемого в сферу сознания, т. е. понимание, основанное на отрыве его от вещи. Субъективный идеализм отождествляет свойство с ощущениями, отрицая тем самым его объективный характер. Для многих представителей современной логики характерно отождествление свойства с классом (например, свойство белизны будет тождественно классу всех белых предметов). Приведенные определения отражают различные стороны категории свойства, но ни одно из них не выражает полностью того смысла, который вкладывается в нее в науке и повседневной жизни. Учитывая это, можно определить свойство как то, что, будучи отнесено к предмету, не образует нового предмета. Свойство можно определить также как то, что является общим множеству предметов, или как то, что различает предметы.



В зависимости оттого, каким образом изменяются свойства, их можно разбить на несколько видов:

• точечные — свойства, не обладающие интенсивностью и поэтому не могущие ее менять (например, «стеклянный», «электрический», «материальный» и т. д.);

• одномерные (или линейные) — свойства, обладающие в предмете определенной интенсивностью, которая может быть большей или меньшей (например, «длина», «масса», «температура» и т. д.);

• многомерные — свойства, меняющиеся в двух и более отношениях (например, скорость, меняющаяся по направлению и по модулю).

Естественные науки, а также математика стремятся исследовать прежде всего линейные и многомерные свойства вещей. Науки гуманитарного цикла имеют дело главным образом с точечными свойствами или свойствами, которые приближенно рассматриваются как точечные. В современной науке усиливается тенденция к преодолению различия между науками, имеющими дело с различными видами свойств. Например, статистические методы, связанные с исследованием линейных свойств, проникают в языкознание и другие гуманитарные науки. У каждого свойства вещи имеется свой носитель, который в ряде случаев может быть тождествен самой вещи. Так, носителем свойства массы, присущего телу, является само тело, но свойство разумности человека не распределяется равномерно по всему человеку, а имеет специальный носитель, в качестве которого выступает центральная нервная система. Вообще чем сложнее свойство, тем более специфическим является его носитель.

Отношение представляет собой философскую категорию, характеризующую определенные взаимозависимости элементов некоторой системы. Имея объективный и универсальный характер, оно может выступать в роли свойства или признака вещей. Вещь, взятая в разных отношениях, выявляет различные свойства. Отношения вещей и явлений друг к другу бесконечно многообразны: пространственные и временные, причинно-следственные, отношения части и целого, формы и содержания, внешнего и внутреннего и др. Особый их тип составляют социальные отношения, входящие в социальную структуру общества, т. е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.

Под социальными отношениями имеются в виду отношения между группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его экономической, политической и духовной жизни, различающимися образом жизни, уровнем и источниками доходов, а также структурой личного потребления. Субъектами этих отношений являются различные общности людей, вступающие в активное взаимодействие между собой, на основе которого формируется определенный способ их совместной деятельности. Социальные отношения представляют собой отношения равенства и неравенства социальных групп по положению, а также роли в общественной жизни. Они являются взаимоотношениями групп друг с другом, способными на основе совпадения или же столкновения их интересов принимать характер дружественного сотрудничества или же конфликта. Такие взаимоотношения могут принимать прямую или косвенную форму, например через отношения с государством. Изменения характера социальных отношений обусловливаются изменениями в социальном положении, а также социальном облике взаимодействующих общностей. С другой стороны, понятием социальных отношений характеризуется взаимное положение групп в обществе, т. е. то содержание, которое вкладывается в понятие социальных различий. Эти различия связаны с неодинаковыми, неравноценными возможностями, а также условиями существования и развития личности в зависимости от ее принадлежности к той или иной социальной общности.

Понятие и виды анализа. Анализ представляет собой процедуру мысленного, а часто также и реального расчленения предмета, свойства предмета или отношения между предметами на части. Эта процедура входит органической составной частью во всякое научное исследование и образует обычно его первую стадию, на которой исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, а также свойств. Как познавательный процесс, анализ изучается психологией, а также теорией познания и методологией науки. При анализе предмета выявление строения целого предполагает не только фиксацию частей, из которых оно состоит, но и установление отношений между ними. Если анализируемый предмет рассматривается как представитель некоторого класса, то его анализ позволяет переносить получаемое знание на другие предметы. С другой стороны, в результате анализа свойства предмета или отношения между предметами они расчленяются на составляющие их свойства и отношения.

Специфика анализа зависит от природы исследуемого объекта, т. е. в рамках каждого научного направления существует целый ряд особых познавательных задач и соответствующих им линий анализа. Так, в логике анализ рассуждения предполагает отвлечение от его содержания и выявление логической формы, воспроизведение схемы дедукции, а также установление правильности или неправильности вывода. В теории коммуникации разработаны несколько видов анализа: 1) автоматический — извлечение данных, выражающих в однозначной и явной форме смысл текста; 2) грамматический — определение грамматической категории и функциональной роли слова в предложении; 3) независимый — анализ текста, осуществляемый в терминах языка-посредника. В рамках специальной теории относительности существуют теоретические конструкты, у которых наличие объективных референтов далеко не очевидно и требует специального анализа. Сущность анализа в математике и теории решения задач заключается в таком исследовании структуры и свойств некоторого суждения, теоремы или понятия, которое осуществляется в ходе рассуждения, шаг за шагом приводящего к тому, что уже известно. Назначение такого анализа заключается в том, чтобы создать основу для движения мысли, которое обратно аналитическому, т. е. для синтеза, приводящего к искомому доказательству, определению или разрешению проблемы.

По способу осуществления различают следующие виды анализа:

1) возвратный (регрессивный), предполагающий при исследовании фактов переход к анализу возможных причин, которые породили их;

2) поступательный (прогрессивный), предполагающий исследование следствий, которые вызваны интересующими нас причинами;

3) прямой, предполагающий расчленение непосредственного содержания какой-либо мысли, в результате которого осуществляется переход от родовых понятий к видовым, от видовых — к под- видовым и т. д.

Понятие и виды синтеза. Синтез представляет собой соединение различных элементов предмета в единое целое, которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом смысле он противоположен анализу, хотя и неразрывно связан с ним. Как познавательная операция, синтез имеет множество различных форм. Во-первых, эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. Во-вторых, в теоретическом научном знании синтез выступает: а) в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; б) как объединение конкурирующих, в определенных аспектах противоположных теорий (например, синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в) в форме построения дедуктивных теорий (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.). Кроме того, метод восхождения от абстрактного к конкретному также является одной из форм синтеза. Его содержание сводится к тому, что полученное в результате конкретное знание об исследуемом объекте является синтезом его многообразных абстрактных определений.

В процессе синтеза происходит восстановление первоначальной целостности исследуемого объекта, а также проверка полученных знаний о неизвестных ранее свойствах и отношениях данного объекта в рамках научной теории, служащей основанием для осуществления анализа. Различают несколько видов синтеза:

1) возвратный (регрессивный) — при котором ход исследования направлен от данных фактов, полученных в результате предварительного анализа, к предполагаемым или первоначальным условиям;

2) поступательный (прогрессивный) — при котором ход исследования направлен от причинных оснований к следствиям;

3) прямой, связанный с переходом мысли от видовых понятий к родовым, от родовых — к типологическим и т. д.

Для современной науки характерны процессы синтеза не только внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами, а также между естествознанием, общественными и техническими науками[13]. В XX в. возник ряд так называемых интегративных наук, в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Примерами таких наук являются кибернетика, семиотика, теория систем, а также социальная работа, возникшая в результате междисциплинарных исследований. Проблемы помощи нуждающимся, необычайно обострившиеся в странах Запада во второй половине XIX в., привлекали внимание зарождавшейся социологии, а также педагогики, психологии и других гуманитарных дисциплин, хотя ни одна из них не считала их предметом своего первостепенного интереса. Потребовались десятилетия совместных исследований представителей этих дисциплин, чтобы в начале XX в. на их стыке возникла новая область знания, получившая название социальной работы.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое предмет?

2. Что называют телами?

3. Что такое абстрактные предметы?

4. Что понимается под предметом исследования?

5. Что такое свойство?

6. Какие свойства называются точечными? одномерными? многомерными?

7. Что такое отношение?

8. Что имеется в виду под социальными отношениями?

9. Что такое анализ?

10. Что такое возвратный анализ? поступательный анализ? прямой анализ?

11. Что такое синтез?

12. Что такое возвратный синтез? поступательный синтез? прямой синтез?

 

Темы рефератов

1. Представления о предмете в истории философии.

2. Предмет и тело.

3. Абстрактные и конкретные предметы.

4. Объект и предмет исследования. Представления о свойствах и отношениях в истории философии.

5. Специфика социальных отношений.

6. Социальные отношения и социальная структура общества.

7. Анализ в различных науках.

8. Классификация анализа.

9. Формы синтеза в науке.

10. Классификация синтеза. 1

11. Интегративные науки.

 

Литература

1 .Агапов Е.. Введение в социономию. — Ростов н/Д, 1997.

2. Всемирная энциклопедия. Философия / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицианов. — М.; Минск, 2001.

3. Горский Д. П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики. — М., 1966.

4. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. - М., 1989.

5. Пузиков П. Д. Анализ и синтез — от мысли к вещи. — Минск, 1969.

6. РайбекасА. Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. — Томск, 1977.

7. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. — Ростов н/Д, 2006.

8. Социальная работа в вопросах и ответах / Под ред. Е. П. Агапова. — Ростов н/Д, 2009.

9. УемовА. И. Вещи, свойства и отношения. — М., 1963.

10. Философия / Отв. ред. В. П. Кохановский. — Ростов н/Д, 2003.

11. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аве- ринцева и др. — М., 1989.

Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. — М., 1978.

 

3.2. СРАВНЕНИЕ, АНАЛОГИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

Сравнение. В самом общем виде сравнение может быть определено как процесс отражения в человеческом сознании реальных отношений тождества и различия, существующих между предметами и явлениями окружающего мира. В основе отношений, которые подлежат выяснению через него, лежит единство и многообразие вечно движущегося и изменяющегося мира. Поэтому первой объективной предпосылкой сравнения как процесса отражения в сознании человека отношений тождества (сходства) и различия является существование реальных вещей и явлений, находящихся во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимодействии. Поскольку движение как универсальный способ существований материи является основной причиной взаимодействия вещей, второй предпосылкой сравнения является наличие между ними объективных отношений. Всякое отношение предполагает по крайней мере два противоположных объекта, а также форму связи между ними. Однако отношение не имеет той от- нрсительной самостоятельности, которой обладают его члены, поскольку они существуют независимо от него, а оно не может существовать помимо них, выступающих в качестве его субстрата[14]. Отношение вещей может возникнуть только через их свойства, которые до самого его момента существуют в них лишь потенциально. Предпосылкой любого отношения между вещами является наличие у них соответствующих свойств, которые не создаются отношением, а лишь обнаруживаются в нем. Чтобы обнаружить свойства вещи и познать их, необходимо привести ее в отношение с другой вещью, которая обладает соответствующими свойствами. Это необходимая предпосылка любого познавательного акта, а наиболее общими отношениями, которые прежде всего выявляются в познавательных актах через сравнение, являются отношения тождества (сходства) и различия.

Способностью отождествлять и различать предметы как в элементарных, так и в более сложных случаях человек обладает от начала своего существования. Но вопросы о том, что такое тождество и различие, а также какова взаимосвязь между ними, вовсе не являются тривиальными. В философии под тождеством понимается категория, выражающая равенство предмета с самим собой или равенство нескольких предметов. Как видно из приведенного определения, тождество выступает как отношение предмета к самому себе и как отношение между предметами. Тождество вещи самой себе выражает ее качественную определенность, но вместе с тем оно предполагает наличие других вещей, т. е. различие. Тождество предмета самому себе выступает в мышлении либо в форме абстрактного тождества, предполагающего отличие от всего другого, либо в форме конкретного тождества, которое учитывает изменение и развитие, а следовательно, внутреннее различие. Если в абстрактном тождестве качественный и количественный моменты слиты воедино, то в конкретном тождестве они внутренним образом расчленяются, что позволяет производить учет степени изменения и развития исследуемых предметов и явлений. Тождество между предметами также проявляется в двух формах:

• в форме полного тождества, когда два предмета являются совершенно одинаковыми по всем своим свойствам. Такое тождество является абстракцией от конкретного тождества между предметами, которое всегда содержит в себе различие;

• в форме частичного тождества предметов в некоторых свойствах, функциях, частях, состояниях, внутренних отношениях и т. п. Такое тождество содержит в себе различие, которое может проявляться трояким образом. Во-первых, сходными могут быть предметы, которые внешним образом отграничены в пространстве и времени. Во-вторых, сходные предметы имеют не только одинаковые для них черты, нойте черты, которые отличают их друг от друга. В-третьих, общее свойство может иметь различную интенсивность для каждого из сходных предметов. В первых двух случаях различие сходных предметов является качественным, а в последнем — количественным.

Различие вещей обусловлено их отдельным существованием и проявляется в разнообразных формах, основные из которых представляют собой следующее:

1) различие имеет место между всеми существующими предметами. Оно характеризует самостоятельность бытия отдельной вещи, а также ее отличие от всех других вещей. Определенное различие является внешним различием, т. е. отношением отдельно существующих предметов;

2) различие, которое выражает противоположности: твердое — мягкое, положительное — отрицательное и т. п. Различие между противоположными моментами является не внешним, а внутренним. Если при внешнем различии вещи относительно самостоятельны как друг от друга, так и от того отношения, в котором они находятся, то вещи, находящиеся в отношении внутреннего различия, не обладают подобной самостоятельностью. Каждый из противоположных моментов самостоятелен постольку, поскольку он не является своей противоположностью, но он существует потому, что существует его противоположность.

В качестве исходного пункта анализа сравнения в литературе, посвященной методологии научного познания, указывают понятие элементарного компаративного отношения. Под элементарным сравнением понимается сравнение одного объекта с каким-нибудь другим объектом по какому-то одному основанию, а отношение, в котором находятся сравниваемые объекты, называется компаративным отношением. В структуре элементарного акта сравнения как процесса можно вычленить следующие элементы: 1) объект, который подвергается сравнению; 2) объект, с которым сравнивается первый объект; 3) основание сравнения; 4) вывод из сравнения. В элементарном сравнении в компаративное отношение приводятся два объекта, которые называются сравниваемыми. В качестве таких объектов могут выступать единичные вещи и их совокупности, общие понятия, представления и восприятия, а также один и тот же объект в различных пространственных положениях и временных состояниях. Свойство, благодаря которому два разнородных предмета могут образовать компаративное отношение, называется основанием сравнения. Таким основанием должно быть нечто общее, заключающее в своем объеме оба сравниваемых предмета или присущее им обоим. Наконец, вывод из сравнения является новым знанием, которого не было до самого акта сравнения.

Познавательная ценность сравнения заключается не только и не столько в установлении отношений тождества и различия между сравниваемыми объектами, сколько в характеристике одного из них относительно другого. Благодаря этому сравнение из свойства человеческой психики отождествлять и различать внешние предметы превращается в логическое средство познания, которое обладает эвристической[15] значимостью. Тем самым мы переходим в сферу рассуждений по аналогии, традиционная трактовка которых основывается на понятии сходства, выражающем один из моментов сравнения.

Аналогия. В науке и практической деятельности объектом исследования нередко выступают единичные события, предметы и явления, которые неповторимы по своим индивидуальным характеристикам. При их объяснении и оценке затруднено применение как дедуктивных, так и индуктивных рассуждений. В таком случае прибегают к третьему способу рассуждения — умозаключению по аналогии, т. е. уподобляют новое единичное явление другому, известному и сходному с ним единичному явлению и распространяют на него ранее полученную информацию. Так, анализируя становление социальной работы в России, начавшееся в 1991 г., можно уподобить его становлению социальной работы в какой-нибудь другой стране, например в Швеции. Если в процессе такого уподобления мы найдем нечто общее, то оно может служить основанием для распространения на нашу страну того опыта, который был накоплен шведскими социальными работниками почти за сто лет их профессиональной деятельности.

Умозаключение по аналогии (или просто аналогия) представляет собой вывод о принадлежности определенного признака исследуемому единичному объекту на основании его сходства в существенных признаках с другим, известным уже единичным объектом. Ему всегда предшествует операция сравнения двух объектов, которая позволяет установить сходство и различие между ними. При этом для аналогии требуется не любое совпадение, а сходство в существенных признаках при несущественности различий, которое служит основой для уподобления двух материальных или идеальных объектов. Таким образом, аналогия не является произвольным логическим построением, а основывается на объективных свойствах и отношениях предметов реальной действительности. Каждый предмет, обладающий множеством признаков, представляет собой не случайную их комбинацию, а определенное единство. Логический переход от имеющегося знания к новому подчиняется в выводах по аналогии следующему правилу: если два единичных предмета сходны в определенных признаках, то они могут быть сходны и в других признаках, которые обнаружены в одном из них.

Понятие аналогии известно еще со времен античной науки, представители которой обращали внимание на то, что уподобляться друг другу, а также соответствовать и быть сходными по своим свойствам могут не только предметы, но и отношения между ними. По характеру уподобляемых объектов в современной науке различают два вида аналогии:

1) аналогия предметов (аналогия свойств) — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают два сходных предмета, а переносимым признаком — их свойства. Логической основой переноса признаков в ней выступает сходство уподобляемых предметов в ряде их свойств;

2) аналогия отношений — умозаключение, в котором объектом уподобления выступают сходные отношения между двумя парами предметов, а переносимым признаком — их свойство. При анализе явлений общественной жизни, с которым связана исследовательская деятельность в области социальной работы, она способствует выработке правильного подхода к оценке отдельных событий, а также проведению взвешенной тактической линии в политике. Аналогия отношений лежит также в основе метода моделирования, который широко применяется в науке, включая социальную работу.

Поскольку сходство сопряжено с различием и без него не существует, аналогия всегда является попыткой продолжить «сходство несходного» в новом, неизвестном направлении. Она не дает достоверного знания, т. е. если посылки рассуждения по аналогии истинны, то отсюда еще не следует, что и его заключение будет истинным. Аналогию, дающую высоковероятное знание, принято называть строгой (или точной). Научные аналогии обычно являются строгими, тогда как умозаключения по аналогии, встречающиеся в повседневной жизни, обычно не особенно строги, а то и просто поверхностны. От аналогий, используемых в художественной литературе, точность вообще не требуется, поскольку они оцениваются прежде всего по силе эмоционального воздействия на читателя. Тем не менее для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы было схвачено и выражено действительное, а не кажущееся сходство сопоставляемых объектов. Желательно, чтобы эти объекты были подобны в важных и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных деталях. Полезно также, чтобы круг совпадающих признаков был как можно шире. Однако для строгости аналогии наиболее важен характер связи, существующей между сходными признаками предметов и переносимыми признаками.

Заключения, полученные в выводах по аналогии, бывают неодинаковыми по своей обоснованности. В одних случаях они носят проблематичный характер, а в других могут претендовать на достоверность. Можно сформулировать следующие условия состоятельности выводов по аналогии:

1) сходство уподобляемых объектов является основной предпосылкой применения самого умозаключения по аналогии. Вывод будет состоятельным только в том случае, если выявлено и зафиксировано действительное сходство, которое должно быть не приблизительным и не случайным, а строго определенным и конкретным сходством в существенных признаках. Отсутствие такого сходства делает умозаключение по аналогии несостоятельным;

2) учет различий между уподобляемыми объектами является вторым важным условием состоятельности выводов по аналогии. В природе не бывает абсолютно сходных явлений, поскольку самая высокая степень сходства всегда предполагает различия. Поэтому в любом случае уподобления имеют место и различия между сравниваемыми предметами, которые по-разному влияют на процесс вывода по аналогии.

Соблюдение двух указанных условий, предъявляемых к умозаключениям по аналогии, обеспечивает их принципиальную применимость в конкретных случаях, делая получаемые в них выводы логически состоятельными. В тех случаях, когда у сравниваемых предметов обнаружено недостаточное число сходных признаков или когда зависимость между сходными и переносимым признаками установлена в слабой форме, вывод по аналогии в силу недостаточной обоснованности может дать лишь маловероятное заключение. Кроме того, если не учитываются и признаки различия, то аналогия не может быть расценена иначе как поверхностная.

Обращение к аналогии может диктоваться разными задачами, которые встают в науке и практической деятельности людей. Эти задачи сводятся к получению нового знания, к представлению абстрактного в более доступной форме, к конкретизации отвлеченных идей и т. д. По аналогии можно также рассуждать о том, что недоступно прямому наблюдению. Она может служить средством выдвижения новых гипотез, быть своеобразным методом решения задач путем сведения их к ранее решенным задачам и т. п. Таким образом, аналогия является мощным генератором новых идей и гипотез.

Моделирование. Умозаключения по аналогии лежат в основе моделирования, представляющего собой процесс исследования объектов на их моделях. Главную роль в этом процессе играет модель, понимаемая как объект-заместитель, который при определенных условиях может заменить объект-оригинал, воспроизводя его интересующие свойства и характеристики. Воспроизведение его оригинала осуществляется как в предметной, так и в знаковой форме. В первом случае модель выступает в виде макета, устройства или образца, а во втором — в виде графика, схемы, программы или теории. Выделяют два способа конструирования модели* различающиеся как направленностью мысли исследователя, так и используемым им категориальным аппаратом. Первый из этих способов идет от эмпирически выявляемых свойств и зависимостей объекта к его модели, а главной проблемой оказывается ее соответствие оригиналу. При втором способе конструирования, который уже в своей исходной точке предполагает доопытное воссоздание объекта в модели, на первый план выдвигается проблема ее интерпретации. Иными словами, исследуемый объект оказывается одной из интерпретаций существующей модели, которых у нее может быть в принципе неограниченное число.

Между моделью и изучаемым объектом (оригиналом), который может представлять собой весьма сложную систему, должно существовать сходство либо в каких-то физических характеристиках, либо в структуре, либо в функциях. Оно позволяет переносить информацию, полученную в результате исследования модели, на оригинал. При этом моделирующая система должна быть проще оригинала, но вместе с тем сохранять с ним тождество характеристик. Иными словами, она должна отличаться от оригинала. Модель, полностью воспроизводящая оригинал, перестает быть моделью. Моделирование предполагает широкое использование процедур абстрагирования и идеализации, а также анализа и синтеза. Его формы весьма разнообразны — от физического моделирования, при котором модель и оригинал имеют одну и ту же природу, до знакового, при котором модели выступают в виде схем, графов, формул, систем уравнений и т. д. Знаковое моделирование, предполагающее использование логико-математических средств, вторгается и в область гуманитарного знания. Его примером может служить моделирование таких глобальных проблем, как рациональное и комплексное использование природных ресурсов, выработка и осуществление активной демографической политики, а также стратегии охраны окружающей среды и т. д.

Социальная работа является наукой о личностных проблемах, а также технологиях их разрешения. Главный вопрос, который стоит перед ней, может быть сформулирован следующим образом: где следует искать корни этих проблем? Отвечая на него, одни авторы акцентируют внимание на психологических особенностях личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, а другие — на особенностях социальной среды, которая провоцирует возникновение личностных проблем. Однако им возражают те авторы, которые усматривают причины возникновения этих проблем в сочетании как психологических особенностей личности, так и особенностей окружающей ее социальной среды. Отсюда три группы моделей социальной работы, т. е. теоретических конструкций, описывающих источники личностных проблем и способы их решения. Они известны в литературе под названием психолого-ориентированных, социолого-ориентированных и комплексно-ориентированных моделей.

Будучи теоретической основой практической социальной работы, психолого-ориентированные модели получают в настоящее время все более широкое распространение. Это связано с тем, что они ориентируют социальных работников на помощь клиентам в оптимизации их усилий по изменению ситуации, возникшей на личностном или социальном уровне. Теории социальной работы, сформулированные в рамках психолого-ориентированных моделей, позволяют социальному работнику помогать клиентам формировать и использовать свои личностные, а также социальные ресурсы. Социолого-ориентированные модели включают в себя те теории, которые предполагают прежде всего участие социальных работников в оптимизации деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих социальную защиту и поддержку различных групп нуждающихся, а также повышение эффективности социальной политики в целом. В центре внимания этих теорий оказываются также предпосылки и условия существования социальной работы, а также технологии социальной помощи конкретным людям. Наконец, комплексно-ориентированные модели социальной работы опираются на междисциплинарный подход. Поскольку они включают в себя как психологические, так и социальные аспекты, их считают наиболее эффективными.

Контрольные вопросы

1. Что такое сравнение?

2. Что такое тождество?

3. Что такое абстрактное тождество? конкретное тождество?

4. Что такое полное тождество? частичное тождество?

5. Что такое различие?

6. Что понимается под элементарным сравнением?

7. Что называется компаративным отношением?

8. Какие объекты называются сравниваемыми?

9. Что такое основание сравнения?

10. Что такое вывод из сравнения?

11. Что такое умозаключение по аналогии?

12. Что такое аналогия предметов?

13. Что такое аналогия отношений?

14. Какую аналогию называют строгой?

15. Что такое моделирование?

16. Что такое модель?

17. Что такое модели социальной работы?

18. Что такое психолого-ориентированные модели социальной работы? социолого-ориентированные модели? комплексно-ориентированные модели?

 

Темы рефератов

1. Проблема сравнения в философии и науке.

2. Абстрактное и конкретное тождество.

3. Роль сравнения в познании.

4. Аналогия как вид вероятностного умозаключения.

5. Идея аналогии в античной философии.

6. Эвристическое значение аналогии.

7. Моделирование и прогнозирование.

8. Социальное прогнозирование.

9. Понятие модели в философии и науке.

10. Психолого-ориентированные модели.

11. Социолого-ориентированные модели.

12. Комплексно-ориентированные модели.

 

Литература

1. Агапов Е. Введение в социономию. — Ростов н/Д, 1997.

2. Бартон В. И. Сравнение как средство познания. — Минск, 1978.

3. Берков В. Ф. Философия и методология науки. — М., 2004.

4. Всемирная энциклопедия. Философия / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицианов. — М.; Минск, 2001.

5. Горский Д. П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике / Под ред. Д. П. Горского. — М., 1991.

6. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. — М., 1998.

7. РакитовА. И. Философские проблемы науки. —М., 1977.

8. Рузавин Г И. Логика и аргументация. — М., 1997.

9. Социальная работа в вопросах и ответах / Под ред. Е. П. Агапова. — Ростов н/Д, 2009.

10. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. — М., 2001.

11. Уемов А. И. Аналогия в практике научного исследования. — М., 1970.

12. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. — М., 1989.


 

 

3.3. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ

Рассуждение как способ получения нового знания. Познание включает в себя не только исследование предметов, но и преобразование уже имеющегося знания. Такое преобразование осуществляется посредством рассуждений, составляющих предмет исследования логики. Согласно принятому в логике пониманию, рассуждение (или умозаключение) представляет собой выведение одного высказывания из других. Выраженное всегда в некотором языке, оно состоит по крайней мере из двух высказываний (т. е. повествовательных предложений), одно из которых играет роль заключения, а остальные — роль посылок. Под посылками имеются в виду высказывания, из которых в процессе рассуждения выводится другое высказывание. В своих рассуждениях мы всегда исходим из каких-то положений, принимаемых нами на том или ином основании (например, в силу нашей убежденности в их истинности). Эти положения, образующие исходный пункт наших рассуждений, и выступают в качестве посылок. Что касается заключения, то под ним имеется в виду высказывание, которое выводится из других высказываний в процессе рассуждения. Собственно говоря, мы обращаемся к рассуждениям именно для того, чтобы из одних высказываний, играющих роль посылок, выводить в качестве заключения другие высказывания. Структура умозаключения не исчерпывается посылками и заключением, а включает в себя также связку, роль которой в обычном языке играет выражение «следовательно» или какой-то из его синонимов («значит», «итак», «отсюда», «поэтому», «таким образом» и др.). Отделяя заключение от посылок, связка указывает на то, что мы имеем дело не с простым повествованием, а с рассуждением, т. е. выведением одного высказывания из других.

Построение всевозможных научных теорий, выдвижение и развитие гипотез, а также доказательство или опровержение различных положений — все эти интеллектуальные действия основаны на более или менее сложных цепях умозаключений. Но умозаключение сопровождает человека и в обыденных обстоятельствах, и притом буквально на каждом шагу. Так, увидев утром из окна мокрые крыши домов, мы заключаем, что ночью прошел дождь, хотя непосредственно мы его не воспринимали. Обнаружив возле кинотеатра большое скопление людей, мы, даже не подходя к кассе, делаем вывод, что все билеты на очередной сеанс проданы. Всякий раз, когда мы пытаемся понять какое-то явление, установить его причины или высказать свое предположение о вытекающих из него следствиях, мы пользуемся умозаключениями. Вообще интеллектуальное состояние человека, которое передается глаголами «размышлять», «обдумывать» и т. п., необходимо связано с использованием различных умозаключений. Помимо сферы познания, умозаключения широко распространены в интеллектуально- речевой практике. Очень часто человек прибегает к рассуждениям разного рода не для того, чтобы решить какой-то вопрос для себя, а для того, чтобы сделать очевидной обоснованность своего решения для других. Особенно велика коммуникативная роль умозаключения как одного из средств аргументации, представляющей собой приведение доводов с целью изменить позицию другой стороны.

Будучи одной из самых распространенных интеллектуальных операций, умозаключение в каждом конкретном случае предстает перед нами как определенный факт речевой деятельности, заключающийся в том, что некоторому фрагменту речи придается форма логического вывода. Эта форма может быть обусловлена следующими обстоятельствами: 1) действительной уверенностью субъекта в том, что В следует из А; 2) стремлением субъекта убедить кого-то, кто считает А истинным, в истинности В; 3) дезинформационными намерениями субъекта, стремящегося обосновать истинность суждения В, хотя он и знает о его ложности. Приведенные обстоятельства носят субъективный характер, ничего не говоря о смысловом отношении между А и В, т. е. о логической правомерности вывода. В принципе, связкой «следовательно» можно соединить два любых суждения, например «В огороде бузина» и «В Киеве дядька». Как и всякая другая операция, логический вывод может быть правильным или неправильным. На практике его оценка чаще всего основывается на интуиции или здравом смысле, однако овладение методикой специального анализа делает ее более квалифицированной и продуктивной. Логический анализ игнорирует субъективные обстоятельства, породившие умозаключение, и позволяет сконцентрировать внимание на связи между его частями, установив правомерность или неправомерность использования связки «следовательно».

В реальной практике мышления чаще всего встречаются не полные, а сокращенные умозаключения (энтимемы). Энтимемой называют умозаключение, часть которого представляется очевидной и вследствие этого опускается. Энтимематические выводы типичны для интеллектуально-речевой деятельности, выражая одну из ее общих тенденций — стремление к экономии используемых средств. Следует отметить, что разные люди могут обладать неодинаковым запасом знаний и различными навыками мышления. То, что очевидно для одного, бывает далеко не очевидным для другого. Вследствие этого иногда трудно ответить на вопрос, отсутствует ли между посылками и заключением необходимая логическая зависимость или она скрыта неочевидными пропусками каких- то элементов умозаключения. Однако превращение энтимемы в умозаключение может обнаружить и несостоятельность вывода, что отчетливо демонстрируется ложностью, а иногда и очевидной абсурдностью восстановленных посылок.

Современная логическая теория описывает множество разнообразных форм вывода — силлогизм, условные и условно-категорические умозаключения, полная и неполная индукция, аналогия и т. д. На разных этапах развития логики в центр ее внимания попадали различные аспекты познавательных процессов, вследствие чего на первый план логических исследований выдвигались те или иные типы умозаключений. В настоящее время в логике используются различные классификации умозаключений, одна из которых связана с их делением на индуктивные и дедуктивные. Эта классификация складывалась на основе сравнения разных типов вывода в зависимости от степени общности знания, представленного в посылках и заключении. При исследовании умозаключений уже давно обратили внимание на два принципиально различных направления, которыми движется мысль: во-первых, от общего — к менее общему, частному и единичному, а во-вторых, от менее общего, частного и единичного — к более общему. Различие этих направлений мысли и стало основанием классификации, в рамках которой выделяются индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Индуктивные рассуждения. Познание в любой области науки начинается с эмпирического исследования, основным методом которого является наблюдение. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений внимание исследователя фиксируется на повторяемости у них определенных признаков, отличающейся устойчивостью. Устойчивая повторяемость наводит исследователя на мысль, что каждый из этих признаков является не индивидуальным, а общим, т. е. присущим всем явлениям] определенного класса. Логический переход от знания об отдельных явлениях к знанию обо всем их классе совершается в форме индуктивного рассуждения (или просто индукции[16] Иными словами, индуктивным называется рассуждение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делается вывод о его принадлежности к классу в целом. В основе логического перехода от посылок к заключению в индуктивном выводе лежит подтверждаемое тысячелетней практикой положение о закономерном развитии мира, всеобщем характере причинной связи, а также проявлении необходимых признаков явлений через их всеобщность и устойчивую повторяемость. Именно оно оправдывает как логическую состоятельность, так и эффективность индуктивных выводов. Основной функцией этих выводов в процессе познания является генерализация, т. е. получение общих суждений. По своему содержанию и познавательному значению она может носить различный характер — от простейших обобщений повседневной практики до эмпирических обобщений в науке или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы. В зависимости от полноты и законченности эмпирического исследования различают два вида индуктивных умозаключений: полную и неполную индукцию.

Полная индукция представляет собой умозаключение, в котором на основе принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом. Она применяется лишь в тех случаях, когда имеют дело с закрытыми классами, число элементов в которых конечно и легко обозримо (например, число студентов в учебной группе). Если в посылках полной индукции фиксируется наличие определенного признака у каждого элемента или части класса, то она дает утвердительные заключения. Однако если в посылках фиксируется отсутствие определенного признака у всех представителей класса, в качестве заключения может выступать отрицательное суждение. Познавательная роль полной индукции заключается в том, что с ее помощью формируется новое знание о классе или роде явлений. Логический перенос признака с отдельных предметов на класс в целом является не простым суммированием, а обобщением, представляющим собой новую ступень в развитии знания. Итак, применимость полной индукции в рассуждениях определяется практической перечислимостью множества явлений. Если невозможно охватить весь класс предметов, то обобщение строится в форме неполной индукции.

Неполная индукция представляет собой умозаключение, в котором на основе принадлежности признака некоторым элементам или частям класса делают вывод о его принадлежности классу в целом. Неполнота индуктивного обобщения выражается в том, что исследуются не все, а лишь некоторые элементы или части класса. Переход в неполной индукции от некоторых ко всем элементам или частям класса не является произвольным, а оправдывается эмпирическими основаниями, т. е. объективной зависимостью между всеобщим характером признаков и их устойчивой повторяемостью в опыте для определенного рода явлений. Однако он не может претендовать на логическую необходимость, поскольку повторяемость признака может оказаться результатом простого совпадения. Для неполной индукции характерно то, что истинные посылки обеспечивают получение в ней не достоверного, а лишь проблематичного заключения. При этом обнаружение хотя бы одного случая, противоречащего обобщению, делает индуктивный вывод несостоятельным. Существенное влияние на характер логического следования в неполной индукции оказывает способ отбора посылок, составляющих основу индуктивного умозаключения. В зависимости от того, что он собой представляет, различают два вида неполной индукции: индукцию через простое перечисление, получившую название популярной индукции, и индукцию через отбор, которую называют научной индукцией.

Популярной индукцией называют обобщение, в котором путем перечисления устанавливают принадлежность признака некоторым предметам или частям класса и на этом основании проблематично заключают о его принадлежности всему классу. В процессе многовековой деятельности люди наблюдают устойчивую повторяемость многих явлений, служащую основанием для возникновения обобщений, которые используются для объяснения наступивших, а также предсказания будущих событий и явлений. Такие обобщения могут быть связаны с наблюдениями за погодой, влиянием климатических условий на урожай, причинами распространения болезней, поведением людей в определенных ситуациях, отношениями между людьми и т. д. Логическим механизмом большинства из них является популярная индукция, которую называют также индукцией через простое перечисление (или энумеративной индукцией) Однако обоснованность выводов в ней определяется главным образом количественными показателями, т. е. отношением исследованного подмножества предметов ко всему их классу. Чем ближе это подмножество ко всему классу предметов, тем основательнее, а следовательно, и вероятнее будет индуктивное обобщение. В тех случаях, когда исследуются лишь некоторые представители класса, не исключена возможность ошибочного обобщения. Так, в Европе долгое время бытовало обобщение «Все лебеди белые». Оно строилось на основе многочисленных наблюдений, исключавших противоречащие случаи. После того как в XVII в. в Австралии были обнаружены черные лебеди, утверждение «Все лебеди белые» оказалось опровергнутым. Приведенный исторический факт иллюстрирует ошибку, которая в логике называется «поспешное обобщение». Эта ошибка заключается в том, что на основе рассмотрения нескольких частных случаев из какого-либо класса явлений делают вывод обо всем классе. Особенно часто она совершается в повседневной жизни, когда по одному-двум случаям люди судят о целом классе.

Научной индукцией называют умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств. В зависимости от способов исследования различают два ее вида:

1) индукцию через отбор (селективную индукцию) — умозаключение, в котором вывод о принадлежности признака классу основывается на знании о подмножестве, полученном методичным отбором явлений из различных его частей;

2) элиминативную индукцию — систему умозаключений, в которой выводы о причинах исследуемых явлений строятся путем обнаружения подтверждающих обстоятельств и исключения обстоятельств, не удовлетворяющих свойствам причинной связи. Важнейшими из этих свойств являются всеобщность, последовательность во времени, необходимость и однозначность. Всеобщность причинной связи означает, что в мире не существует беспричинных явлений, последовательность во времени означает, что причина всегда предшествует действию, необходимость — что действие может осуществляться лишь при наличии причины, а однозначность — что каждая конкретная причина всегда вызывает вполне определенное действие. В своей совокупности они выполняют роль познавательных принципов, направляющих индуктивное исследование и формирующих особые методы установления причинных связей, которые известны в науке под названием канонов Бэкона— Милля.

Индуктивные рассуждения играют важную роль в тех областях знания, которые связаны с опытом. Достаточно сказать, что законы природы и общества имеют вероятностный характер, поскольку они получены в результате индуктивных обобщений данных опыта. В логике выработаны специальные процедуры, использование которых позволяет повышать вероятность заключений индуктивных рассуждений. Хотя эта вероятность всегда меньше единицы, она может быть достаточно высокой, чтобы позволять оперировать заключениями индуктивных рассуждений как фактическими истинами. Так, утверждение о снижении уровня жизни населения России, начавшемся в 1991 г., воспринимается как такая истина. Хотя оно основывается на результатах индуктивных обобщений, имеющих всегда вероятностный характер.

Дедуктивные рассуждения. Согласно традиционному пониманию, дедуктивное рассуждение (или просто дедукция) представляет собой переход от общего к частному. В этом смысле оно противопоставляется индукции, понимаемой как переход от частного к общему. Дедуктивные рассуждения характеризуются тем, что используемые правила вывода гарантируют истинность заключения при условии истинности посылок. Иными словами, если дедуктивное рассуждение правильно, а его посылки истинны, то и выводимое из них заключение истинно. Дедуктивное рассуждение считается ошибочным, если его посылки истинны, а заключение ложно. В этом случае говорят, что в нем содержится ошибка «не следует». Так, рассуждение «Во всех цивилизованных странах существует социальная работа; Швеция — цивилизованная страна; следовательно, в Швеции существует социальная работа» правильно, поскольку в нем из истинности посылок «Во всех цивилизованных странах существует социальная работа» и «Швеция — цивилизованная страна» следует истинность заключения «В Швеции существует социальная работа». С другой стороны, рассуждение «Во всех цивилизованных странах существует социальная работа; в России существует социальная работа; следовательно, Россия — цивилизованная страна» неправильно, поскольку в нем из истинности посылок «Во всех цивилизованных странах существует социальная работа» и «В России существует социальная работа» не следует истинность заключения «Россия — цивилизованная страна».

Будучи методом научного познания, дедукция широко применяется для построения теорий. Науки, в которых этот метод является господствующим, называются дедуктивными. К ним относятся математика, логика и ряд других дисциплин. Процессы дедукции изучаются теорией познания, а также психологией и логикой. Теория познания рассматривает дедуктивные процессы в связи с развитием знаний, выявляя их место в системе методов научного познания, а также исследуя их гносеологические корни. Психология интересуется тем, как дедуктивные процессы формируются и протекают в мышлении индивида. Предметом логики выступают законы и правила дедукции, а также соотношения между ними и их возможные системы. Формальный характер дедуктивных процессов, раскрываемый в современной логике, дает возможность автоматизировать их с применением компьютерных технологий.

Дедукция лежит в основе метода научного познания, называемого гипотетико-дедуктивным: Под гипотетико-дедуктивным методом имеется в виду метод научного познания и рассуждения, основанный на выведении заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. Поскольку в гипотетико-дедуктивном рассуждении значение истинности переносится с посылок на заключение, а посылками в нем служат гипотезы, то и его заключение имеет лишь вероятностный характер. Соответственно типу посылок гипотетико-дедуктивные рассуждения разделяются на две основные группы:

1) рассуждения, имеющие в качестве посылок гипотезы и эмпирические обобщения, истинность которых еще нужно установить;

2) гипотетико-дедуктивные выводы из таких посылок, которые заведомо ложны или ложность которых может быть установлена. Выдвигая некоторое положение в качестве посылки, можно из него вывести следствия, противоречащие хорошо известным фактам или истинным утверждениям.

В научном познании гипотетико-дедуктивный метод получил широкое распространение и развитие в XVII—XVIII вв., когда были достигнуты значительные успехи в области изучения механического движения земных и небесных тел. Первые попытки его применения были предприняты Галилеем, а Ньютон построил свою теорию механики в виде системы, посылками которой служат основные законы движения. Успех гипотетико-дедуктивного метода в области механики, а также влияние идей Ньютона обусловили его широкое распространение в области точного естествознания. В современной науке многие теории строятся в виде гипотетико-дедуктивной системы, представляющей собой иерархию гипотез, степень абстрактности и общности которых увеличивается по мере удаления от эмпирического базиса. Высшее положение в этой иерархии занимают гипотезы, имеющие наиболее общий характер и поэтому обладающие наибольшей логической силой. Они служат посылками для выведения гипотез, принадлежащих к более низкому уровню. На самом низшем уровне гипотетико-дедуктивной системы находятся гипотезы, которые можно сопоставить с эмпирическими данными.

Описанное выше построение научных теорий имеет большое методологическое значение, поскольку оно не только дает возможность исследовать логические взаимосвязи между гипотезами разного уровня абстрактности, но и позволяет осуществлять эмпирическую проверку и подтверждение как научных гипотез, так и теорий в целом. Гипотезы, находящиеся на самом низком уровне иерархической системы, проверяются путем их сопоставления с эмпирическими данными. Если они подтверждаются этими данными, то косвенно подтверждаются и гипотезы более высокого уровня, из которых они сами логически выведены. Чтобы удостовериться в истинности наиболее общих принципов научных теорий, их нельзя непосредственно сопоставить с действительностью. Эти принципы говорят об идеальных объектах, которые сами по себе не существуют. Для того чтобы соотнести общие принципы с действительностью, необходимо с помощью цепи логических выводов получить из них следствия, говорящие уже не об идеальных, а о реальных объектах. Эти следствия можно проверить непосредственно, т. е. сопоставить их с эмпирическими данными.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое рассуждение?

2. Что такое посылки? заключение?

3. Что такое связка?

4. Что такое аргументация?

5. Что называют энтимемой?

6. Какое рассуждение называется индуктивным?

7. Что такое генерализация?

8. Что такое неполная индукция?

9.Что называют популярной индукцией? 10. Что такое «поспешное обобщение»?

11. Что такое индукция через отбор?

12. Что такое элиминативная индукция?

13. Что такое всеобщность причинной связи? последовательность во времени? необходимость? однозначность?

14. Что такое дедуктивное рассуждение?

15. Какие науки называются дедуктивными?

16. Что имеется в виду под гипотетико-дедуктивным методом?

17. Что такое гипотетико-дедуктивная система?

 

Темы рефератов

1. Способы получения нового знания.

2. Рассуждение и аргументация.

3. Сокращенные рассуждения в науке и повседневной жизни.

4. Классификация умозаключений.

5. Идея индукции в античной философии.

6. Классификация индуктивных рассуждений.

7. Проблема обоснования индукции.

8. Методы установления причинных связей.

9. Паралогизмы и софизмы.

10. Дедуктивные науки.

11. Становление гипотетико-дедуктивного метода.

12. Гипотетико-дедуктивные системы.

 

Литература

1. Агапов Е.. Введение в социономию. — Ростов н/Д, 1997.

2. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. — М., 2000.

3. ИвинА. А. Теория аргументации. — М., 2000.

4. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. — М., 2004.

5. Меркулов И. П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие! научного знания. — М., 1980.

6. Пятницын Б. Н. Индуктивная логика и формирование научного знания. — М., 1987.

7. Свинцов В. И. Логика. — М., 1995.

8. Социальная работа в вопросах и ответах / Под ред. Е. П. Агапова. — Ростов н/Д, 2009.

9. Социология. Основы общей теории / Под ред. Г. В. Осипо- ва, JI. Н. Москвичева. — М., 1996.

10. Философия / Отв. ред. В. П. Кохановский. — Ростов н/Д, 2003.

11. Философия. Краткий тематический словарь / Под ред. Т. П. Ма- тяш, В. П. Яковлева. — Ростов н/Д, 2001.

Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аверинцева и др. — М., 1989.


 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...