Главная Обратная связь

Дисциплины:






АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ



РОМАНТИЗМ

 

Романтизм – идейно-художественное направление, сложившееся во всех странах Европы и северной Америке на рубеже XVIII-XIX веков.

Это течение в искусстве рождается как реакция на Просвещение

Моментом торжества просвещенческих идеалов должна была стать Великая Французская Буржуазная революция, которая, однако, наоборот, показала несостоятельность этих идей

Революция, которая должна была привести к переустройству мира на разумных началах. К созданию идеального общества хотя бы в рамках отдельно взятой страны, обернулась катастрофой и чудовищным кровопролитием

Таким образом, просвещенческий проект потерпел крах. Устройство всеобщего счастья по законам разума оказалось невозможно, и совершенно естественной реакцией молодого поколения было отторжение рационалистических идей

Основные черты романтизма – антибуржуазность и антирационализм

Романтизм по своей сути – эпоха антропоцентрическая, более того, гениоцентрическая

В центре мира, по мнению романтиков, не просто человеческая личность, но личность неординарная, одарённая, гениальная

Одни из важнейших категорий для романтиков – воображение и творчество

Романтический герой, как правило, - творческая личность

Для романтиков характерно ощущение двоемирия: с одной стороны мир реальный, прозаическая, несовершенная действительность, с другой стороны – некая идеализированная реальность, противопоставляемая реальному миру

Романтический герой всегда находится в конфликте с окружающим его миром и единственная возможность разрешения этого конфликта – бегство (в идеализированный мир природы или в воображаемую реальность)

Основной принцип, характеризующий романтизм: исключительная личность в исключительных обстоятельствах

На становление мировоззрения романтиков большое влияние оказала натурфилософия Ф. Шеллинга.

 

Театральная эстетика эпохи романтизма

 

Романтизм находит своё выражение и в театральном искусстве

Появляется новый тип героя-бунтаря

Мироощущение романтических актёров с одной стороны характеризовалось пафосом борьбы против несовершенного окружающего мира, с другой стороны трагическим ощущением собственного одиночества, меланхоличностью, горькой иронией по отношению к себе и собственным порывам, отсюда – гиперболизация чувств

Основой театральной эстетики становятся воображение и чувство

Наметились и реалистические тенденции в актёрском искусстве

Напевная декламация сменилась разговорной речью

Получают распространение стремительные эмоциональные жесты, а не свойственные классицизму размеренные, но неестественные движения. Внешняя красивость уходит на второй план, важным в построении образа становится психологизм



Романтизм впервые утвердил сценическое переживание как основу актёрской игры

В постановке спектаклей начинают уделять внимание исторической достоверности декораций и костюмов.

 

НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Страной родоначальницей романтизма считается Германия.

В значительной мере немецкий романтизм был подготовлен движением «бури и натиска».

Одной из важнейших черт романтической культуры является отрицание несовершенной действительности и бегство от неё в некий идеализированный мир.

Одним из вариантов такой идеализированной реальности был для романтиков мир средневековья.

Эта тенденция отразилась в драматургии Клейста.

Генрих фон Клейст (1777-1811)

Немецкий драматург, поэт и прозаик

Яркий и самобытный представитель романтизма, стоявший в стороне от его основных школ (Йенской и Гейдельбергской)

При жизни был почти не замечен и не оценён, настоящее признание пришло к Клейсту только в конце XIX века

Пьесы:

«Семейство Шроффенштейн» (издана в 1803 г. анонимно)

«Роберт Гвискар» (1803, сожжена самим автором, сохранился лишь первый акт)

«Пентесилея» (1805-07, издана в 1808)

«Кэтхен из Хайльбронна, или Испытание огнём» (1807, издана 1810)

«Разбитый кувшин» (1806, издана ок. 1811)

«Амфитрион» (1807)

«Битва Германа» (1808, издана в 1821)

«Принц Фридрих Гомбургский» (1810, издана в 1821)

Ещё одним вариантом ухода от дисгармоничной реальности была романтическая ирония, нашедшая своё воплощение в пьесах-сказках Тика.

 

Иоганн Людвиг Тик (1773-1853)

 

Немецкий писатель-романтик, представитель Йенской романтической школы, известный более как прозаик, однако его перу принадлежат так же и драматические произведения. Это шуточные комедии:

«Кот в сапогах» (1797-1811), пьеса, написанная по мотивам сказки Перро

«Мир наизнанку» (1799)

«Принц Дзербино, или Путешествие в страну хорошего вкуса» (1799)

Тик прославился также своими переводами Кальдерона и Шекспира

 

Однако в скором времени в немецкой культуре наступает кризис романтического мировоззрения, который проявился в замене романтической мечтательности более трезвым взглядом на жизнь.

Это нашло своё отражение в драматургии Бюхнера.

 

Другим проявлением кризиса романтической драматургии было обращение романтической традиции к социально-политической тематике ( в частности это нашло своё отражение в жанре героической драмы)

Представителем данного течения был Гуцков.

Немецкие романтики опирались на эстетику Лессинга и движения «Бури и натиска», боролись против влияния классицизма

Немецкие романтики стремились к созданию национального немецкого театра, который должен был воплотить немецкий народный дух

Крупнейшим теоретиком романтизма в театральном искусстве был Август Вильгельм Шлегель. Ему принадлежит работа «Чтения о драматическом искусстве и литературе», в которой Шлегель изложил основы теории романтического театра

Среди актёров этого периода в Германии особо выделяется фигура Девриента.

Людвиг Девриент (1784-1832)

Родился в зажиточной семье крупного торговца, пошёл против воли родителей, не желая становится коммерсантом. Познакомившись с актёрской средой, решил и сам вступить на это поприще.

Первое время без особого успеха выступал на сценах различных провинциальных театров

Первым подлинным успехом Девриента стала роль Франца Моора в пьесе Ф.Шиллера «Разбойники»

Лучшие роли Девриента были исполнены им на сцене Бреславльского национального театра: король Лир, Шейлок («Венецианский купец»), Яго («Отелло»), Фальстаф («Виндзорские насмешницы»)

Вскоре после этого Девриент переезжает в Берлин. В столичном театре он играет до самой смерти

Людвиг Девриент – один из наиболее выдающихся европейских актёров эпохи романтизма (наряду с Ф. Леметром и Э. Кином)

Важным для него было интуитивное постижение образа. По словам Э.Т.А. Гофмана для Девриента было характерно «полное растворение в подлежащем изображению характере»

В немецком актёрском искусстве рубежа веков особо выделяется также Карл Зейдельман

Карл Зейдельман (1793-1843)

Родился в семье состоятельного торговца. Ещё будучи школьником участвовал в театральных представлениях.

В 1810 г. поступил добровольцем в прусскую армию. По окончании наполеоновских войнначал работать актёром в Бреславльском театре. Затем на протяжении многих лет выступал в театрах Праги, Граца, Штутгарта, Касселя, последние 5 лет жизни проработал в берлинском театре

В своём творчестве выступал с одной стороны против искусственности классицизма, а с другой стороны и против излишеств романтизма. Олицетворял переход от романтизма к реализму

Наиболее выдающие роли: Франц Моор («Разбойники» Ф. Шиллера), Кальб, Вурм и Президент («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Мефистофель («Фауст» И.В. Гёте), Гамлет («Гамлет» У. Шекспира), Король Лир, («Король Лир» У. Шекспира), Макбет («Макбет» У. Шекспира), Тартюф («Тартюф» Ж.-Б. Мольера).

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

 

В английской драматургии романтизм представлен:

- Перси Биши Шелли (1792-1822), который более известен как поэт, однако, ему принадлежит также трагедия «Ченчи»

- Джорджем Ноэлом Гордоном Байроном (1788-1824), который является создателем нового жанра – философско-романтической драмы

Драматические произведения Байрона: «Манфред», «Марино Фальеро, дож венецианский», «Сарданапал», «Каин», «Преображённый урод», «Вернер, или Наследство»

Романтическое направление в театральном искусстве Англии 19 века олицетворял талантливый актёр-трагик Эдмунд Кин (1787 -1833).

Эдмунд Кин (1787 -1833)

Родившийся в актёрской семье, Кин долгое время путешествовал с передвижным театром, пробуя себя в различных амплуа и пьесах различных жанров.

В 1914 г. уже ставшего известным в провинции актёра приглашают выступить в Лондоне на сцене театра Дрюри-Лейн. Дебютом Кина в этом театре стала роль Шейлока в пьесе Шкспира «Венецианский купец». Этот спектакль принёс актёру славу лучшего в Англии.

Впоследствии Эдмунд Кин сыграл и других шекспировских персонажей – Ричарда III, Ромео, Макбета, Гамлета, Отелло, Яго, Лира.

Кин долго и тщательно работал над каждой ролью.

Последней ролью в театре для актёра стал Отелло.

Со смертью Эдмунда Кина заканчивается романтический период в английском театре.

 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...