Главная Обратная связь

Дисциплины:






Архаическая культура – это традиционная культура; наиболее ранние формы человеческой коллективности, а также соответствующие им формы культуры и религиозных представлений



9.Миропонимание современного человека существенно отличалось от современного. Долгое время считалось, что сознание архаического человека было примитивным, диким, неразвитым Но оказалось, что архаическая культура не так уж примитивна, потому что тип мышления первобытного человека было синкриотичным, то есть древний человек не был способен отделить главное от второстепенного, он был абсолютно равнодушен к противоречиям, которы не терпит наш разум, его мышление не было конкретным и оперировало ассоциациями. Таким образом ведущая роль правого полушария мозга, отвечающая за эмоции, в восприятии мира определяет особенности архаического сознания. Первая особенность связана с ассоциативным мышлением. Ассоциативный принцип мышления устанавливает связь между предметами не на основе логического сравнения, а на основе подобия. Вторая особенность связана с бинарной структурой мышления. Леви-Стросс пришёл к выводу, что первичной структурой всякого человеческого мышления является способность к противопологанию. Выделение отношений противопологания (не противоречия) и называется бинарными оппозициями. Проанализировав множество мифов, Леви-Стросс пришел к выводу, что большинство миров основаны на бинарных оппозициях. Первым были оппозиции, связанные с органами чувств: холодное - горячее, громкое - тихое, белое – черное, твердое - мягкое. Затем добавляются оппозиции пространства/времени: верх – низ, правое - левое, восток – запад, земля – небо, день – ночь. И последние - оппозиции отношений: добро - зло, мужчина - женщина, счастье – несчастье, жизнь - -смерть.

10. Именно с бинарных оппозиций начинает создаваться символическая Вселенная человека. Бинарные оппозиции являются не только своеобразными ориентирами, но еще и знаками - носителями смыслов, закрепляемых за ними культурой. За черным цветом устанавливается отрицательное значение, он связывается со злом, несчастьем, потусторонним миром. Белый цвет имеет противоположные значения. Восток в мифологии всегда связывается с символами рождения. За Западом закрепляется значение страны мертвых. Эти смыслы устойчивы и сохраняются в культуре и поныне. Шаманский чум, круглый в плане, имел коридорообразные входы с восточной и западной стороны. Восточный вход строился из молодых живых лиственниц, через него входили в чум люди. Западный вход был сделан из высохших, гнилых деревьев, символизирующих смерть. Он был запретным для людей. Через него шаман сообщался с духами. Приведенные примеры показывают семантические инверсии бинарных оппозиций. Семантические инверсии – это переход значения с одного слова на другое («восток» связывается с жизнью, «запад» – со смертью.) Связаны между собой особенности архаического мышления и возникновение магии и магического мировосприятия. Исследованию магии посвящены работы английских антропологов Дж. Фрезера "Золотая ветвь", Б. Малиновского "Магия, наука и религия", французского этнолога М. Мосса и других.



11. Бинарные оппозиции – это пары взаимоисключающих означающих в парадигмальном множестве. Они представляют категории, которые являются логически противоположными и совместными усилиями определяют полный универсум дискурса. Леви-Стросс обосновывает в мифологии наличие логики бинарных оппозиций, которую считает основной логикой первобытного мышления, вопреки ранее высказанному мнению другого французского антрополога Леви-Брюля, считавшего, что первобытное мышление лишено способности к логическим операциям. По Леви-Строссу, древний человек осмыслял мир в понятиях двоичных оппозиций: пространственных (верх/низ, далеко/близко, правое/ левое), временных (давно/недавно, вчера/сегодня), осязательных (холод/тепло, мягкое/твердое, влажное/сухое), слуховых (тихо/громко), вкусовых (сырое/вареное), обонятельных (гниющее/нетленное), зрительных (зримое/незримое). Из осознания этих оппозиций, с точки зрения исследователя, и рождаются древние мифы. Так, из оппозиции сырое/вареное складываются кулинарные мифы; из оппозиции влажное/ сухое – мифы о происхождении меда и табака; из чувственных (зрительных, осязательных, слуховых и обонятельных) оппозиций, таких как зримое/незримое, гниющее/нетленное, мягкое/твердое, безмолвное/ издающее звуки – мифы о смерти. Миф, следовательно, покоится на логике бинарных оппозиций.

12. Научное изучение магии началось с исследования первобытной магии именно потому, что для современного человека характерно неверие в реальность магии. Магия как экзотика, а не как элемент всякого человеческого действия и мировосприятия - вот что привлекало исследователей. Термин "магия" производен от "мана", которым в языке обозначалась некая мощная сила. В магии нашла свое первое применение свободная игра воображения и фантазии. Магия описала в понятных для древнего человека формах пугающий мир, сделала его более предсказуемым и, главное, управляемым. Архаическое мышление было неспособно разделить, расчленить, разобрать предметы и окружающий мир на части. Мир виделся целостным, единым миром, в котором все взаимосвязано и взаимозависимо. Изменение малого ведет к изменению большого (т.н. парциальная магия). На этом принципе взаимосвязи всего: предмета и его изображения, человека и его тени, слова и вызываемого им действия и основано, по мнению Дж.Фрэзера, магическое мировоззрение и магические практики. Дж. Фрэзер считает, что магическое мировоззрение предшествует религиозному. Следовательно, архаическое общество было дорелигиозным, поскольку религия основывается на вере в сверхъестественные силы бога, в его господство над природой, магия же держится на принципе вечной связи между различными силами природы и на возможности воздействия на них.

13. В основе магии лежит вера в сверхъестественную силу, от которой зависит результат человеческих действий, то есть, жизнь человека и желание человека стремитьс воздействовать на эту силу, чтобу отвратить от себя неудачи и получить желаемое. Архаическими верованиями являются: тотемизм, анимизм, фетишизм. Тотемизм – вера в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Анимизм – вера в духов и потусторонние существа, в одушевлённость всей природы. Фетишизм – предметы обладают магической силой.

14. Архетипы являются структурной единицей коллективного бессознательного, присущи всему человеческому роду, врожденны у каждого человека и передаются от поколения к поколению. Это формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд универсальных для всех культур, времен и народов архетипов, которые имеют определенные характеристики и являются структурой личности. 1. Персона (Persona) - роль, предписанная человеку обществом или внутренними потребностями, это публичная маска личности, надеваемая в ответ на социальные требования, и она противоположна ее истинной сущности. 2. Анима (Anima) и Анимус (Animus) - это архетипы, определяющие соответственно женскую или мужскую половую идентичность. 3. Тень (der Schatten) - это темная сторона личности, ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует неприятные и социально неодобряемые мысли, чувства и действия, которые могут проявляться в скрытой форме, так как под маской «Персоны» они вытесняются в индивидуальное бессознательное. Особо важную роль играли архетипы творения мира. Архетипы в картине мира существуют как архаические образы, т.е. как представления о чем-либо, зафиксированные в знаке. Архетипическими образами творения мира считаются образ «мирового дерева», «мировой горы» и «мирового яйца».

15. В архаической культуре жизнь была неизменной. Время воспринималось как природный круговой цикл. Это восприятие людьми времени переносилось ими с природы на жизнь и отдельного человека и общества в целом. Если время идёт по кругу, также по кругу идёт человеческая жизнь, а значит, смерти как таковой нет. «Умерший» вновь родится, и каждая новая жизнь есть точное повторение, копирование прошлой жизни. Исследователь культурных кодов М.К Петров определил архаическую культуру как личностно именной тип, хотя о личности в строгом смысле слова говорить нельзя. Индивиду давалось имя предка, в котором он растворялся, принимая судьбу Имени, повторяя навыки, ориентиры, установки, подвиги этого Имени. Таким образом, человек представлялся как временно исполняющий обязанности Имени. Поскольку носить взрослое «охотничье» Имя не по силам ни ребёнку, ни старцу, человек в архаической культуре имел по крайней мере три последовательно сменявших друг друга имени. Архаическое мышление представляло пространство неодинаковым, неоднородным. Пространство делилось на сакральное(священное) и на профанное(обыденное), на чистое и нечистое.

16. Нет общепринятой концепции, трактующей происхождение и сущность мифов. 1.Эволюционистские теории господствовали во второй половине 19 века. Их развитие связано с именами О.Конта, Э. Дюркгейма, Л. Леви – Брюля, Э.Б. Тайлора и др. Тогда сложился научный миф, опирающийся на мифологему «первобытного общества», общей стадии развития всех народов. В эволюционистских теориях миф оказывается формой неразвитого сознания, характерной для этой ранней стадии человеческого развития. Миф представлялся чисто историческим явлением, от которого человечество в процессе созревания, взросления ушло далеко вперед в процессе непрерывного прогресса, перехода от простого к сложному. 2.Эвгеризм. Основоположник этой теории Эвгемер Мессенский – древнегреческий писатель. Его именем она и названа. Эвгемер искал объективное содержание в мифах. Он исходит из предположения, что есть два разряда божеств: праздные боги, не вмешивающиеся в человеческие дела, - и народные боги, участвующие в жизни мира. Эти народные боги на самом деле – просто древние люди. В его интерпретации сюжет похищения Европы Зевсом таит историю набегов эллинов – критян на финикян и т.д. В египетском мифе об Осирисе эвгемеристы видели отражение древней борьбы царств в долине Нила. Некоторые мифы имеют историческую основу. Например, мифы о Троянской войне и гибели героев. После открытий Генриха Шлимана мир убедился, что Троя – не вымысел. 3.Натуралистическая теория. Миф есть иносказательное запечатление природных явлений и объектов. Впервые эта идея была сформулирована еще в античности, в Европе возрождается в конце 18 века. К. Ф. Дорнедден считал, что мифы Египта есть изображения годичного движения солнца и сопутствующих ему природных процессов. К. Ф. Вильней и Ш. Ф. Дюпюи говорили, что божества мифа – это обожествленные силы природы, по преимуществу солнца в своем цикличном движении. 4.Лингвистическая теория связана с натуралистической, ее предложил М. Мюллер, чтобы объяснить, как, собственно, возникает миф. Происхождение мифа связано с особенностями языка, прежде всего – древнего языка. Человек нуждался в том, чтобы называть явления и вещи, но ресурсы языка были ограничены. 5.Не эволюционистские теории происхождения и сущности мифа. Еще в 18 в. ученые – просветители (Б. Фонтенель и др.) трактовали миф как плод невежества, как причудливый вымысел. Вольтер объявлял миф плодом обмана и корысти. Большое влияние на теории мифа XX в. оказал Ф. Ницше. Он говорил, что миф не есть рационалистическая абстракция, аллегория и т.п. Миф не решает познавательных задач. Он не выражает стремление к истине. Миф, по Ницше, - это родина, материнское чрево человечества, способ бытия, закон жизни. 7.Ритуалистическая теория. Основоположник этого направления в объяснении мифа – Д.Д. Фрэзер, автор огромного труда «Золотая ветвь». Его взгляды развивались в кембриджской школе исследователей (Д. Харрисон, Ф. Реглан, А.Б. Кун, Х.Г. Эстер и др.). Ритуал – чрезвычайно значимая культурная форма Он представляет собой способ общения с какими – то внешними силами, с иным бытием, способ вхождения в иную реальность, приобщение к иному, часто – к высшему. Ритуалисты исходили из того, что слово и действие слиты, и что первичен именно ритуал. Миф – это запись, стенограмма, словесный слепок обряда, ритуала; сопроводительный текст к ритуалу; словесная имитация ритуала. Недостаток этой теории – она оставляет в стороне духовное содержание и значение мифов. Обычно не объясняется и подлинное значение ритуала. Все дело сводится к констатации связи между мифом и ритуалом. 8.Теория Фрейда. Миф и психоанализ. Фрейд предположил, что в душе человека существует такой глубинный слой сознания, которое называется подсознательное, бессознательное. Это нижний этаж человеческого сознания, иррациональная неосознаваемая стихия. Фрейд делает вывод: именно эта стихия бессознательного и выходит наружу, объективируется, воплощается в образную ткань образами сна и грез, образами мифов. Таким образом, не сны и фантазии есть источник мифов, как говорил Вундт, а сны, фантазии и мифы есть продукт бессознательного. С одной стороны, миф у Фрейда оказался порождением индивидуальной психики (психика – по сути, псевдоним понятия «душа» в науке XIX–XX вв.). С другой – эта психика в основе своей универсальна. Сходство мифов разных народов есть отражение универсальности этой стихии бессознательного. Фрейд абсолютизировал мысль о том, что содержание мифов есть исключительно отражение бессознательных желаний, страхов и конфликтов человека. Никакого другого смысла в образах мифа он не видел. 9.Теория Юнга. Популярную версию психосубъективистской теории предложил К.Г. Юнг. Миф есть, по Юнгу, язык души. Он подобен сновидению. Юнг как и Фрейд считал, что мифы – непроизвольные высказывания о событиях в бессознательном человека. Бессознательное, говорил Юнг, имеет два уровня. 1-й – поверхностно-персональный, связанный с личным опытом и являющийся вместилищем психопаталогических комплексов. 2 – й – коллективный наследуемый слой – глубинные недра. Коллективное бессознательное принадлежит всем людям, более или менее одинаково у всех и каждого, имеет врожденный характер. Это третий ярус сознания, его дно. Оно вмещает уже не комплексы, а архетипы, является кладовой архетипов, число которых равно числу «типичных жизненных ситуаций». Систематика основных архетипов – тень, персона, самость, Анима и Анимус, мудрый старец/дитя. Юнг говорил, что архетипическая основа мифов – это процесс индивидуализации. Мифы – история чудесного рождения, взросления, свершений и невзгод главного героя, брака и сопровождающих его испытаний, смерти, бессмертия, возрождения. В определенный момент жизни человека тот или иной миф посредством той или иной актуализации архетипов коллективного бессознательного раскрывает ему истину его самого, приходит на помощь человеку. В отличие от Фрейда Юнг считал миф постоянной духовной силой в жизни человека. Благодаря мифам человек выдержал испытания тысячелетий, и мифы никогда не будут заменены наукой. 10.Психоаналитическая интерпретация мифа Дж. Кэмпбелла. Миф для него – порождение бессознательного; в этом он схож со сновидением. Сновидение – это персонифицированный миф, а миф – это деперсонифицированное сновидение; как миф, так и сновидение символически в целом одинаково выражают динамику психики. Но в сновидении образы искажены специфическими проблемами сновидца, в то время как в мифе их разрешения представлены в виде, прямо однозначном для всего человечества. Кэмпбелл связывает мифотворчество с духовным созреванием человека, он делает акцент на ступенчатом проникновении человека к универсальным общезначимым истокам бытия. Человек проходит этот путь в одиночку, но открывающаяся ему истина общезначима там, где он становится «человеком вечности».

 

17. Все архаические представления нашли своё отражение в мифах, они были первыми законченными творениями культуры. Архаический миф первоначально не был словесным жанром. Древний миф не рассказывался, он совершался действием, изображался в действии. Изначально миф существовал только как ритуал, и лишь затем родилась его вторичная словесная форма. Например, русский хоровод, прославляющий солнце. Миф возникает из ассоциативного мышления архаического человека, где объекты связываются друг с другом не на основе логического сравнения, а по принципу подобия. Цепочка ассоциаций могла быть бесконечной и логически необъяснимой. Даже когда возникла словесная форма мифа, она не стала повествованием, в нём всегда речь идёт только об одном образе, который может принимать разные формы, обличья, непохожее одно на другое. Древний миф – это настоящая загадка, когда говорится одно, а подразумевается другое. Древние мифы выполняли функцию знаний о мире. Какими бы абсурдными, с нашей точки зрения не являлись, но это были единственные знания архаического человека о себе и о мир в целом. По мнению Б. Малиновского, функция мифа состояла в том чтобы конструировать или освящать социальный порядок, кодифицировать обряды, моральные нормы, социальную структуру общества. Мифологические знания построены на ассоциациях, рождающих образы – Научные образы на логических умозаключениях; Миф принимает всё на веру, на слово – научное знание проверяется опытным путём; Мифы синкретичны. В них отсутствуют формы вещей всё взаимопревращаемо – наука построена на строгой систематизации и классификации; в мифах возможно множество интерпретаций одного и того же смысла – в науке существует единственная интерпретация смысла на основе закона.

18. Космогоническая схема в большинстве мифов строится на бинарных оппозициях: Земли – Неба, верха – низа, надземного – подземного мира. Центральной идеей этих мифов является архетип творения, создания порядка из хаоса и обустройства мира. Противоположность Космогоническому – Эсхатологическая. Для архаического сознания всё, что происходит «сейчас», есть результат развёртывания из хаоса космоса, и архаический человек остро чувствовал свою кровную принадлежность к началу времён, к моменту оформления мира.

19. В мифах о культурных героях, образ «героя» связан с культурными деяниями – добыванием огня, света, введением обрядов и правил, созданием орудий труда. Культурный герой оказывается благодетелем человечества. Основные подвиги культурных героев сводятся к добыванию культурных благ, т.е. к устройству человеческого мира, защите созданного Космоса от сил хаоса и к защите племени от человеческой жизни. Таким образом, соединяются два процесса: космическое упорядочивание и упорядочивание человеческой жизни.

20. Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы) , на обеспечение урожая. В древних средиземноморских земледельческих культурах господствует миф, символизирующий судьбу духа растительности, зерна, урожая.
Распространён календарный миф об уходящем и возвращающемся или умирающем и воскресающем герое (мифы об Осирисе, Таммузе, Балу, Адонисе, Ammuce, Дионисе и др.) . В результате конфликта с хтоническим демоном, богиней-матерью или божественной сестрой-женой герой исчезает или погибает или терпит физический урон, но затем его мать (сестра, жена, сын) ищет и находит, воскрешает, и тот убивает своего демонического противника.
Структура календарных мифов имеет много общего с композицией мифов, связанных с ритуалами инициации или интронизации царя-жреца. В свою очередь они оказали влияние на некоторые героические мифы и эпические предания, на мифы о сменяющих друг друга мировых эпохах, на мифы эсхатологические.

21. Термин «ритуал» впервые был употреблен в индийских «регведах» (священных текстах). «Рита» - с санскрита «закон». Ритуал изучается двумя научными отраслями – гуманитариями и этологами (изуч. Поведение животных). В гуманитарных науках существует расширенное и узкое понимание ритуала. Расширенное – у социальных антропологов. Они говорят о ритуалах повседневности. Ритуалы повседневности – это стереотипные повседневные практики, которые совершаются рефлексивно. Социологи, в том числе Э. Дюркгейм, говорят, что ритуал – это система правил поведения, которые предписывают, как правильно вести себя человеку в присутствие сакральных объектов.Признаки ритуала: 1) совершается коллективно. 2) всегда сакрален. Функции: 1) Поддержание социальных статусов. 2) Сплочение коллектива, т. е. интегративная функция. 3) Воспроизведение ценностей, т. е. аксиологическая функция. 4) Создание психологического комфорта. Концепции Малиновского: Ритуал – действие, которое связывает человека с коллективом. Посредством ритуала человек вводится в свои социальные обязанности. Концепции Фокса: Ритуал – последовательность действий, которая не порождает новой фактичности и не изменяет ситуацию в физическом смысле, но меняет ее символически. Т. е. ритуал – символическое сообщение. Ритуалы всегда происходят в кризисных ситуациях.

22. Классификация: 1) Ритуалы природного цикла. (творение мира (Новый Год), смена сезонов (Масленица), жертвоприношение, плодородный). Цель – повторение первособытия. 2) Ритуалы перехода/ жизненного цикла. (рождение, инициация, свадьба, смерть). Цель – восстановить социальное равновесие. 3) Окказиональные ритуалы. (Укрощение природных стихий, болезнь, лечебные ритуалы).

23. Исследователь культурных кодов М. Петров определил архаическую культуру как личностно-именной тип, хотя о личности в строгом смысле слова говорить нельзя. В каждом племени был золотой фонд взрослых охотничьих имен, устойчивых во времени и ограниченных по числу набора. Введенный в Имя индивид полностью растворялся в нем, принимая на себя судьбу Имени, повторяя навыки, ориентиры, установки, подвиги этого Имени. Таким образом, человек представлялся как временно исполняющий обязанности Имени. Поскольку носить взрослое «охотничье» Имя не по силам ни ребенку, ни старцу, человек в архаической культуре имел по крайней мере три последовательно сменявших друг друга имени. В обряде инициации - посвящении в Имя, происходит переход от детского состояния во взрослое, меняется социальный статус индивида, ему присваивают новую социальную роль, вводя в обязанности Имени. Взрослые охотничьи имена тщательно оберегаются от чужаков. Назвать человека по имени - значит коснуться самого существа человека. Таким образом, повторение жизни «по кругу» и копирование обязанности Имени не способствовало приращению знаний, появлению в обществе новаций. За отклонение от установленного Именем сценария человек нес наказание. Ритуал инициации также связан с хтоническим миром. Инициация - один из важнейших ритуалов, которому подвергались подростки племени с целью принятия их в полноправные члены первобытного коллектива. Инициация предполагала временную и пространственную изоляцию от племени. Чаще всего она проводилась вне поселения, к примеру, в лесу. Лес противопоставлялся дому как внешний, чужой мир - внутреннему, обжитому. Кроме того, инициация основывалась на жестких испытаниях (загадки в сказках) и предполагала контакты с хтоническим миром и его магической силой через символическую смерть и новое рождение. Отечественный исследователь В. Я. Пропп считал, что волшебная сказка когда-то выполняла функцию объяснительного мифа к обряду инициации.

24.Первые цивилизации относят к культурам традиционного типа. Механизм трансляции знаний в традиционных обществах М.К. Петров назвал профессионально-именным. Знание дробилось по профессиональной принадлежности и передавалось из поколения в поколение в семье. По этой причине вся семья имела одну профессию (возникали профессиональные династии). Семья выступала хранителем профессиональной традиции и в то же время создавала профессиональные новации. Только, как мы уже отмечали, соотношение было не в пользу новшеств. Источником всех знаний выступал бог – покровитель профессии. От его имени и происходила передача знаний. Эта идея вполне совпадает с «картиной мира» древних цивилизаций.

25. Под «осевым временем» Ясперс понимал, прежде всего, духовный прорыв, связанный с серьезными изменениями в мировоззрении человека. Изменения были настолько велики, что философ говорит об интеллектуальной революции и возникновении нового типа человека. Этот «новый человек» (разумеется, появившейся не в одночасье) принципиально отличался от человека древних цивилизаций тем, что: Обладал рациональным типом мышления (Ясперс говорит, что на смену мифологическому мышлению приходит рациональное, логическое); формировал рефлективное отношение к жизни, возникает интерес к самопознанию (в результате возникает философия - в Греции, Китае, Индии); изменил типичные представления о мироустройстве (меняется «картина мира» древневосточного человека). Интеллектуальная революция «осевого времени», по мнению Ясперса, положила конец существованию великих культур древности (первых цивилизаций). Часть из них (Индия, Китай, Иран, Иудея, Греция) преобразовались в «осевом времени» и продолжили свое существование в будущем, другие - Египет, Вавилон - не пройдя «осевого времени», постепенно исчезли с арены мировой истории. Важнейшим результатом «осевого прорыва» стало возникновение нового типа религий, которые называют «осевыми», или религиями спасения. Впоследствии из них развились мировые религии – буддизм, христианство, ислам. Специфика этих религий состояла в том, что они были нотеистическими (проповедь единобожия); были обращены к идее спасения после смерти; представляли этические реформы.

26. Слово «цивилизация» первоначально относилось к городским жителям, так как оно происходит от латинского слова civis, что означает гражданский, городской и первоначально относилось к городским жителям. Отсюда – значение слова «цивильный» как принадлежащий к городской среде обитания. Впоследствии значение слова «цивилизация» претерпело изменение: во-многом расширилась сфера его применения. Термин «цивилизация» стал употребляться в оценочном контексте: цивилизация – это некое состояние, в котором находится общество. Оценивание происходило в противопоставлении «дикости» и «цивилизации». Также «цивилизация» стала пониматься как показатель прогрессивного развития общества.

27.Предпосылкой для появления цивилизаций является накопление излишков в производстве продуктов питания. Все первые цивилизации были земледельческими сообществами. «Сложное общество» предполагает наличие «сложной сети отношений» (Н.Элиас): отношений, возникающих по поводу разделения труда – возникает профессиональная специализация; отношений, основанных на разделении городского и деревенского сообществ - возникают города; отношений, основанных на «доступе к власти» - возникает социальная стратификация обществ и социальная иерархия (соподчиненность), и особые технологии по управлению людьми (Л. Мамфорд обобщенно назвал их «мегамашиной»); отношения, основанные на развитии нового вида коммуникации - возникновение письменного коммуникативного кода; осуществлялся переход к нуклеарной форме семьи. Отметим: «сложное общество» возникает при наличии городов, письменности, социальной иерархии, новых технологий по управлению людьми - государства (мегамашины).

28. Первые города возникли на Ближнем Востоке в Шумере в 4-3 тыс. до н. э. Несколько позже они появились в долине Нила (Египет) и долине Инда (Мохеджо – Даро). Факт генезиса города также фиксируется по ряду параметров. 1. Высокая концентрация населения. Население первых городов составляло от 7 до 20 тыс. человек. 2. Город- это новый тип поселения. Он порождает особую «пространственную среду», созданную искусственно. Пространство города – не просто занимаемая территория, фиксируемая в неких размерах (большой город, малый город), а территория знаковая, семиотическая. Широко известен ритуал «опахивания» при закладке города. Ни один древний город не мог возникнуть без этого ритуала. В процессе ритуала жрец очерчивал территорию будущего города в буквальном смысле, опахивая землю. В Древнем Риме эта разделяющая черта называлась помериум, она символически отделяла Космос (город) от Хаоса (вся земля за пределами города). Для этой цели возводились городские стены или создавалась городская крепость. Архетипом творения города считают «мировую гору». (Рим часто называют городом на семи холмах. Действительно, поселение возникло между семью холмами – Палантином, Капитолием, и др.). Древние города закладывались рядом с примечательными природными объектами – подземными источниками воды, холмами. Символика горы, воды связана с архаическими представлениями о творении мира. Чаще всего фиксируют два вида поселений: тип телль (на горе) и тип посад (у подножья горы). Знаковое пространство города реализуется в выделении в городской среде центра и периферии. Центр маркировался как сакральный возведением храма, дворца, иногда храма и дворца одновременно. Именно в городах впервые выделяется архитектурное строительство. Строительство огромных храмовых комплексов воспринималось как место пребывания Бога на земле, как дом Бога. Несколько городов могли объединяться в одну округу, по-египетски это называлось «ном», на шумерском – «ки». 3. Город создает новый тип социальных отношений. Отношения между людьми выстроены не на основе кровнородственных связей, а по-принципу территориального, соседского общения. Индивид получает возможность независимого, автономного существования. В древних городах эта тенденция только зарождалась. Зато в современности она стала доминирующим фактором. Особенность города в том, что он всегда открыт для принятия иноземца–чужака. В городских отношениях людей связывают социальные статусы, индивидуальные предпочтения, субкультурная принадлежность. В городах складываются различные объединения: профессиональные, религиозные, этнические и пр. Городские отношения приводят к уменьшению контроля общества над индивидом. В ответ у горожанина возрастает значение самоконтроля. Не случайно религии с высокой долей самоконтроля быстро прививались в городах ранних цивилизаций.

29. Письменность возникает на базе уже существующих знаковых систем – устной речи, рисунка и по этой причине считается второстепенной по отношению к ним. За всю историю письменность прошла в своём развитии 4 этапа. Пиктографическое письмо (письмо в картинках). Один знак-рисунок означал одно слово. Передача информации происходила в виде цепочки рисунков. Иероглифическое письмо. По-прежнему один знак – одно слово. Но рисунок теряет своё прямое сходство с изображаемым и становится схематичным. Слоговое письмо (силлабическое). Один знак – один слог. Связь с рисунком утрачена либо частично, либо полностью. Фонетическое (алфавитное письмо). Один знак означает один звук (фонему). Число фонем у каждого народа разное. Письменность создаёт новый способ коммуникации и выполняет определённые функции. Письменность сохраняет и передаёт информацию во времени. Письменность фиксировала сакральное знание культуры. Письменная коммуникация позволила эффективно управлять обществом.

30. Говоря о мегмашине, мы ведём речь о возникновении в древних цивилизациях новых технологий по управлению людьми. Мегамашина в древних цивилизациях существует в 4-х формах: рабочей, хозяйственной, политической и военной. Под политической – подразумевается государство, под военной – армия. Идеальным вариантом мегамашины Мамфорд признавал армию. Принцип действия мегамашины основан на 2-х правилах: наличие специализации труда; существование внешнего принуждения (воины, смотрители и пр.). Благодаря технологиям мегамашины древние цивилизации значительно «расширились» – путем ведения постоянных войн создавались империи. Благодаря усилиям «рабочей машины», безудержно эксплуатировавшей труд низших сословий, были построены на века храмы, дворцы, царские усыпальницы. В рабочие отряды в Шумере была сведена большая часть населения. Ничто не мешало царским чиновникам перебрасывать их в любую отрасль хозяйства, отрывая от прежнего места и прежней работы. Всех работников заносили в поименные списки с целью учета и выдачи продовольственного пайка. Действиями этой же самой машины поддерживалось сложное устройство ирригационных систем в древних цивилизациях. Мегамашина не преследовала цель эффективного или производительного труда, она превращала человека в звено функционирующего механизма. Управлял работой «машины» божественный царь, который действовал в соответствии с «космическим порядком».

31.Письменность была профессиональным навыком, сначала она служила только для фиксирования сакрального знания культуры и по этой причине в древних цивилизациях появляются так называемые «священные тексты». Священные тексты записывались на стенах храмов, на скалах, камнях, гробницах и саркофагах царей. Записывались знаками, которые были недоступны для понимания большинства и содержали информацию, связанную с мифами, Богами, устройством мира, в том числе и потустороннего.

32.Храмы начали возникать, когда стали появляться города. Храмы считались небом на земле. Подъем по высоте храма характеризуется, как «чем выше к небу, тем выше святость». Горизонтальное пространство храма характеризует пути к Богу. Храмы делятся на экстровертные – ритуал происходит снаружи храма, и интровертные – ритуал происходит внутри.

33. На первом месте в иерархии социальной структуры в древних цивилизациях, конечно же, находились правители. Правителем был верховный жрец и воин. Его власть считалась сакральной, то есть считался самим Богом на Земле. Правитель выполнял функцию мироустроителя. Создавал все города и храмы, рекреационные системы, вёл военные реформы. Далее идут Жрецы. Жрецы не приемлют ни чужих богов, ни чужих территорий. Следят за тем, чтобы на Земле соблюдался «космический» порядок. Следят за небом, создают календари, занимаются гаданием. Отрицательно относятся к любым изменениям. Основная задача – не допустить разрыва времени, пространства и вещей. Жрецы не связаны с вещами мира, а ищут смыл жизни. Воины – всегда вне дома, ведётся борьба с хаосом вне дома. Состояние постоянных перемен. Образ мироздания – путь, дорога. Поддерживают свою традицию и не приемлют нового. Разрушают социальные нормы на другой территории. Ремесленники – наращивают профессиональные навыки и рационализируют ремесло, редко покидают своё место, традиционны. Отношение к ремеслу связано с тем, что они производят «первые» вещи. Торговцы – самая коммуникативная часть населения. Они оказываются в чужих странах и культурах. Чаще всего торговцы подвергают сомнениям традиции в силу того, что сталкиваются с другими культурами. Очень изобретательны, рискованны, одиночки. Земледельцы-общинники – занимаются земледелием, по-прежнему воспринимают время, как природно-циклическое, образ мироздания – мировое дерево, культ – культ воскресающего и умирающего бога. У земледельцев-общинников своеобразная психология – проявляют коллективное сознание. Основной регулятор жизни традиции.

34. В картине мира древних цивилизаций появляются много нового в отличии от картины мира архаики. Одно из самых важных представлений любой культуры – о возникновении мира Ситуация до творения мира расценивается как состояние Хаоса. «Творение» определяется как создание «порядка». В древних цивилизациях возникает представление о существования Творца. Им становится Бог-Демиург. Его миротворческая роль хорошо просматривается в космогонических мифах древних цивилизаций. Это Брахма – индийцев, Ан - у шумеров, Пта – у египтян. Возникновение идеи Бога-Творца приводит к рождению теократической картины мира. (Тео-бог, кратос - власть). Мир населяется богами, которые становятся главными действующими лицами в жизни людей. Меняется и отношение к смерти, происходит факт осознания смерти как завершения земной жизни.

 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...