Главная Обратная связь

Дисциплины:






ТЕМА: Ветхий завет



 

Когда рассматривается Ветхий завет, он рассматривается с двух полюсов – как часть Иудаизма и как часть Библии в Христианстве.

Библия – Книга. Завет – Союз. Ветхий завет – древний союз Бога и человека.

 

Первые 5 книг приписываются Моисею. Два способа прочтения библии:

1. Богодухновенным – автор книги Бог, который водит рукой человека

2. Боговдохновенным – Бог вдохновляет человека и тот пишет, как умеет.

 

Первая книга всей Библии – Книга Бытия. В Иудейской традиции все книги называются по первым словам книги. Первая книга – В начале.

Если говорить о первом способе прочтения, где Бог сам писал, то интересна буква, с которой начинается повествование. В ее изображении скрыт весь смысл текста. Буква «Бейт» - если ее буквально перевести, то получится «Дом». Это 2я буква иудейского алфавита. С первой буквой алфавита начинается имя Бога.

Это изображение буквы Бейт, которая означает, что есть что-то выше, ниже и раньше, о чем в Библии речь не идет. Чем Бог занимался до сотворения мира. Ответ в Апокрифах – тайных книгах. Библия – не тайная книга. Бейт – дом Бога.

Деление книг ветхого завета. Они делятся на канонические книги, не канонические книги и апокрифы, которые выходят за рамки.

Канонические – когда у нас оригинал Иудейских

Не канонические – на греческом.

Апокрифы – не часть Библии, но и не ересь. Ересь, кстати, переводится, как выдающееся мнение, текст созданный очень умным, но человеком. В средние века – учения противные или осужденные церковью. Есть апокрифы, которые пне входят в Библию, но принимаются церковью, например, книга Еноха.

До начала времен был Ангел Света – Люцифер (несущий свет), он восстал на Бога и был заточен в царстве тьмы, ангел света попал в царство тьмы. Это в Библии не сказано, это говорится в книге Еноха.

 

Бог творит мир в течении 6 дней. 26-27 стих Книги бытия. 6 день создания. Тут творится человек. Он творится в двух стихах. Обычно один стих – один день.

Сначала следует замысел о человеке, а потом воплощение замысла.

26- И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 - И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их

 

Мужчину и женщину Бог создал одновременно. Адам – переводится, как человек.

Адам получил имя Кадмон – ветхий Адам. Вся история с грехоподением к этому Адаму не относится с точки зрения самого текста. В конце он говорит, что это хорошо, весьма».



После седьмого дня – отдыха. В книге бытия опять говорится о сотворении человека

Часть 2 – 7 – И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

 

Может быть, идет речь о том, что Бог создал только по образу, Ное не по подобию, это был только замысел Бога, которые еще предстоит реализовать. Тут создается душа, жизнь вдыхается Богом. Человек – это дух, душа, тело. Они располагаются в порядке иерархии.

 

Часть 2 – 21 - И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию

Часть 2 – 22 - И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

Часть 2 – 23 - И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]

Часть 2 – 24 - Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

 

Тут уже создание человека идет по разному.

 

Лилит – Апокриф. Адам-Кадмон и Женщина – Лилит. Они были созданы одновременно. И заспорили, кто из них главный. И Лилит не подчинилась Адаму и выбрала свободу и улетела. Лона стала демоном. Предводителем демониц, вечным наваждением мужчин. Женщина, которая господствует над мужчинами. Это прототип образа блудницы. Это женское качество, которое мужчина не способен интегрировать и к которому не способен пристроиться. Лилит – как гендерная революция, где женщина выше мужчин. То же в Египте, где небо – женщина выше мужчины. Лилит – ночной демон, она атакует мужчину в сноведениях. В ряде работ смерть представлена женским образом.

В Библии жизнь и познание – разные вещи.

 

Образ Змея – самый древний, кто жил в этом саду. Это персонификация зла. Он обратился к Еве с вопросом, считается, что этот вопрос направлен на женскую сущность, спонтанность.

 

Часть 3 – 1 - Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

Т.е. он говорит абсолютную ложь.

Часть 3 – 2 - И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть

Часть 3 – 3 - только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть

Тут появляется тонкость, она начала обсуждать сама с собой прав или не прав змей. Это обсуждение действий Бога.

 

Часть 3 – 4 - И сказал змей жене: нет, не умрете

Часть 3 – 5 - но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло

Т.е. для того чтобы стать подобием Бога нужно съесть плод с этого дерева, чтобы заверить замысел Бога. И как раз-таки они должны их съесть. Тут искушение по трем путям – обращение к телу, душе и духу.

Когда Бог создавал Еву, знал ли он, что она съест яблочко. Если не знал – то, он не всезнающий. Если знал, мог ли он остановить ее. Если нет – то он не всемогущ. Если да, то он не милосерден.

 

Авель – парящий, летящий, он пастух

Каин – приобретающий в собственность – стяжающий.

Получается, что Авель – дух, духовное начало. Каин – начало телесное.

 

После убийства Каином Авеля, Бог говорит, что тому, кто убьет Каина отмстится всемеро.

 

Авель убит, у него нет потомков.

Каин (каждый его потомок хуже предыдущего) – его потомки осваивают профессию градостроения, геологией, кузнецы (куют оружие), охота, воина (веселье, пиры, женщины), многоженство. У его потомков рождались дочери очень красивые и искусные в соблазнении мужчин. Они соблазняли сынов божьих и рожали им детей. Ангелы в благодарность научили женщин искусству косметики, людей – изготовлению украшений. Ангел Азазаель – подарил косметику. Седьмой потомок от Каина был Ланех (не знающий удержа в нисхождении, с энтузиазмом падающий). Ламех становится убийцей человека. Ламех закатывает плачь. Он сознается, что он какого-то убил.

 

ЩЕДРОВИЦКИЙ – ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

 

Щедровицкий считает, что он убил Каина, но нигде об этом не говорится.

Вторая интерпретация. Отомстится всемеро, но в иудаизме нет чисел, они обозначаются буквами. И тогда можно прочесть, как всемеро или седьмом поколении. А он и есть в седьмом. И он сам вспоминает про Каина и говорит

Часть 4 – 24 - если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро

 

Для всех эта смерть случайна, но есть промысел Бога. Существует закон возмездия, этот закон ведом пророку. Важнейшее положение ветхого завета – есть пророки, в историю Бог входит не как некое существо, которое пришло и навело порядок, а который приходит через человека или народы. Пророк – осуществляет волю Бога.

 

Когда Бог увидел потомство Ламеха, чем занимаются сыны Божие и дочери человеческие, он разочаровался в своем создании и решил их уничтожить. Это причина потопа.

 

Линия еще одного потомка Адама – Сифа.

 

Авель - Дух

Каин – Тело

Сиф – (переводится, как положенный вместо) – Душа

Душа обозначалась через крест – вертикальная черточка то, что разделяет, горизнтальная – связывает. Выражение альфа и амега записывается α+ω

Формула вечности –

 

 

Потомки Сифа – Енох (переводится, как воспитанник, имя Каина переводится тоже как воспитанник, но они воспитываются разными отцами – имя Еноха переводится, как праведник, воспитанник Бога. «И когда пришел его срок, он был взят Богом». Енох не пережил смерти, а был взят на небо при жизни). История Еноха разворачивается не только в Библии, но и в Апокрифах. Ему приписывается создание апокрифа – книга Еноха. Также его история описывается в книге Юбелеев (древнееврейская книга). Отсюда мы знаем историю до мира. Про восстание Люцифера. В средние века это казалось диссонансом между именем ангела и его ролью. Хотели его переименовать в Люцефуг (бегущий от света). Енох получил знание от ангелов и приходил на землю и передавал их людям.

Дж.Ди и Э.Келли. Дж.Ди говорил, что ему диктуют текст ангелы и Еох. Ангелы обучили Еноха магии. Энохеанская магия – способность призывать ангелов. Сын Дж.Ди Артур – приехал в Россию и был наставником Михаила Романова – первого царя. Дж.Ди свято вреил, что разговаривал с добрыми ангелами, но там были и злые, а он действовал, как они говорили. Так, ангелы потребовали Ди и Келли поменяться женами. Ангелы не требовали, а сообщали.

 

Следующий, кто продолжает текст – Ной. Ной переводится, как – тот, кто утешит. Бог утешился праведностью Ноя и решил людей сохранить. После потопные времена – у Ноя три сына – Сим, Хам, Иафет.

Сим (переводится, как «имя», другой эквивалент – «слава»). Его задача – прославлять, действовать во славу Бога. Его потомки согласно тексту являются носителями славы Бога. Они должны хранить завет, прославлять Бога. От него идут народы, которые несут название семитские племена – евреи и арабы. Духовное начало.

Иафет – (переводится, как прекрасный, устремленный к красоте) – его уделом станет искусство. Т.к. наука входило в искусство, то и ему это принадлежит. Это индоевропейцы.

Хам – (жаркий, горячий). Африканцы.

 

Такая трактовка послужила основанием для христианства утверждению института рабства в Африке.

Ной стал выращивать виноград и начал сбраживать его и готовить вино. Считается, что ковчег Ноя пристал к горе Арарат, поэтому там первое виноделие. Ной попробовал свой продукт и уснул, но уснул раздетым. Хаму было любопытно посмотреть в палатку, он посмотрел и рассмеялись. Хам позвал братьев, опять похихикал, но братья принесли одеяло и накрыли отца. Когда ной узнал о поступке Хама, он проклял его род и сказал 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдярассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои,пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращеныназад, и они не видали наготы отца своего. 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над нимменьший сын его, 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьевсвоих. 26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан жебудет рабом ему; 27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрахСимовых; Ханаан же будет рабом ему.

 

Далее пошли Авраам и Сара.

Авраам (отец) – Авраам (отец народов).

Сара (страждущая) – Сарра (господствующая).

Лот (тот, чьи глаза покрыты пеленой) – самонадеян, надеется не на Бога.

 

Авраам и Лот идут сначала вместе, потом расходятся. Лот идет в Садом (город). Лот занят тем, что пытается спасать путешественников, т.к. В Садоме их убивают. Лот опирается на моральные соображения без религии. А Авраам опирается на религию. Лот делает моральные поступки, он отговаривает заходить в город, с риском для себя. Бог решает покарать город. Авраам решает спасти город, заключает договор с Богом, что если в городе будет хотя бы 5 праведников. Ангелы приходят в город, несмотря на то, что Лот пытался их отговорить. Лот решает спрятать их от горожан в своем доме. Но те узнают, требуют отдать им путешественников. Ангелы погружают город в сон, говорят Лоту собираться, брать жену и детей, но не оборачиваться, жена обернулась и превратилась в соляной столб. Через персонаж Лота показывается, что если мораль не подкрепляется силами Бога, то она вещи хорошая, но бессильная, она не способна помогать людям.

 

История Авраама. Авраам все время слушает то, что говорит ему Бог и выполняет все его слова. У Сары и Авраама долго нет детей, Сара предлагает Аврааму Агарь (служанку), и та рожает от него Исмаила (прородителя арабских племен). Потом Бог подарил Срае и Аврааму сына – Исаак.

Исаак (тот, кто смеется – т.к. Сара смеялась, когда ей сказали, что у нее скоро будет сын. Второе значение имени – тот, кто возрадуется). В Библии Авраам переводится, как скала, а Сара – ров. Т.е. подчеркивается невозможность родить ребенка и необычность Исаака. Это рождение духовное. Исаак с одной стороны основатель народа и государства, а с другой стороны народа духовного и церкви. Он сочетает в себе эти два момента. Бог попросил Авраама принести в жертву сына, любимейшего – Исаака. Авраам рано утром отправляется приносить Исаака в жертву. Уникальность – в проблеме морали и религии. В данном случае выбор жертвы – выбор самого Авраама. Тут показана именно моральная сторона, она связана с этическим выбором. Тут чистый выбор, Авраам не действует в силу традиции, по совету жрецов. Ритуал как правил всегда оправдывал жертвоприношение, по определению ритуал – действие, которое установлено как образец кем-то более высоким по разуму. Тут не этических сомнений, так надо. А тут Авраам с точки зрения морали виноват по любому. Нет такой системы, которая оправдала бы поступок Авраама, он собирался совершить убийство против ближайшего родственника.

 

Л.Шестов пиал на эту тему в книге «Гегель или Иоф».

С.Кьеркегор. Выделяет религиозную сферу, как особую область, в которой искания человека направлены на счастье. В определенный момент он должен понять, что для счастья он должен пройти через страдания. Религиозная концепция счастья - Счастье в страдании. Этическая концепция счастья – счастье в следовании долгу. Эстетическая концепция счастья – счастье в удовольствии. Никаким рациональным образом нельзя перейти от одного к другому. Можно только совершить моментальный скачек в другую область. Эстетический человек не поймет этических радостей.

Та к обозначаются уровни жизни: религиозный, этический, эстетический.

 

До 29 лет Кьеркегор был нормальным человеком, был помолвлен. А потом увлекся философией, уехал в германию, зачитывался Гегелем. Потом понял, что Гегель не познал диалектического скачка. Кьеркегор решает практическим путем дойти до религиозного уровня. От удовольствий он отказался, долг призывал его жениться на девушке, а религия - страдать. И разорвал с ней помолвку. Она через год вышла замуж. Кьеркегор страдал, написал мужу письмо, что эту жизнь Регина проживет с ним, но в историю войдет с Кьеркегором.

 

Авраам оставляет ослов и других детей у начала горы. Исаак несет дрова для жертвенника. Они вдвоем поднимаются в гору. Исаак догадывается о смысле происходящего. Дрова есть, жертвенник есть, а жертвы нет. Жертва и святой связываются. Святой – жертва. Еще один синоним слову жертва – отделенный. Тут важно, что Исаак будет отделен и его потомки будут отделены. Чистое и нечистое. Жрецы раньше отделяли чистое или нечистое. Для этого необходимо пережить жизнь и смерть. Когда Авраам вознес нож над Исааком, Ангел окликнул его и Бог остановил его руку. Тут он увидел ягненка и зарезал его. Т.о. Исаак пережил только духовную смерть. Отсюда начало духа народа и церкви. Жертва Исаака – прообраз жертвы Христа, только там она будет принесена полностью.

Это жертвоприношение также означает проперспективный взгляд. Т.е. он положит начало народу после этого жертвоприношения. Имя Исаак также означает абривеотуру. Праведник, Справедливый, Милосердный, Святой.

Народ Израиля выводится из-под власти звезд. Народ, над которым не властны звезды. Астрология должна уйти в прошлое.

Дальше государство и церковь все более и более расходятся. Правда это после Моисея. Во главе первого института будет стоять – царь, во главе второго – пророки, но со временем их место займет жрец. Пока нет государства нет право установления наследования власти. Пророк устанавливает, кто будет царем. Для того, чтобы устанавливать наследника, нужно отодвинуть пророка. Поэтому возникает жрец – придворный знаток ритуалов. Который не открывает что-то новое, данное Богом, а комментирует то, что есть, чт сложилось. Пророки отодвигаются все дальше. Пророки отвечают на это пророчествами бед для народа Израильского, бог отвернется от народа, который он избрал. Они критикуют, что народ отходит от традиций и завета, а не за то, что общество делится на классы. Еще больше критикуется царь за узурпацию власти Бога – за защиту народа. Пророки говорят, что этот народ находится под защитой Бога, поэтому он призовет другие народы, чтобы те стали орудием наказания. Пророчества сбылись. Израиль был покорен ассирийцами, вавелонянами. Отсюда рабство. Цари, кстати, объявляют пророков – лжепророками, и они вынуждены уходить в труднодоступные районы, где образуют секты. Так появляется секта Эссеев – (многочисленные), в которой главное пророчество – о приходе миссии, Христа. Одну из таких сект возглавлял новозаветный персонаж –Иоан Креститель.

 

Моисей – выводит народ Израиля из египетского плена. Имя Моисей означает извлекать, извлеченный. Моисей был извлечен из воды, с другой стороны он извлек народ из плена. Моисей стоял у истоков государственности. Это видно из тех 10 заповедей, которые дал Бог Моисею на Синайском полуострове. Первые 4 заповеди относятся исключительно к Богу.

Не произноси имя Господа своего всуе 1. не произносить имя Бога вообще, это мог делать только верховный жрец раз в год, он это имя знал. 2. не вовлекай Бога в дела, которые сам можешь решить.

  1. Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Тут идет переход от религии к государству. Последняя – имущественная. Это возвращает нас к первой заповедей – преступление против имущества и жены, караются не только действия, но и намерения. Бог свидетель того, что ты намеривался сделать. Последняя заповедь выпадает из принципа справедливости в ветхом завете – око за око, т.к. только действия подлежат наказанию.

 

Книга Иова.

К.Г.Юнг написал комментарий к этой книге, назвав ее «Ответ Иову».

Здесь открывается некая функция Сатаны, которую он играет в жизни. Тут он играет функцию прокурора, обвинителя людей перед лицом Бога. Сатана – от слова Сатен – поперек, против. Книга Иова начинается с беседы Сатаны и Бога. Сатана ходил по земле и наблюдал за жизнью людей. Бог спросил «крепка ли вера», Сатана в этом сомневается, и говорит «в тебя верят, но пока ты милостив». Решили испытать человека, чем больше верит, тем больше забирать. Можно забрать все, кроме жизни. Решили проверить праведника Иова, богатого и т.д. У него все забирается. Он лежит в канаве и у него один вопрос – за что? Т.е. он все потерял, а его еще и обманули. Апофеоз – 2е вещи – 1я молитва о смерти, но жизнь взять нельзя. Иов слышит голос Бога, который говорит, кто ты такой, чтобы судить о делах моих. Потом происходит дуновение и он успокаивается, потом он опять богатеет и т.д. Юнг акцентирует момент, что произошло – что за дуновение. Он решил, что он услышал пророчество про Христа, а это все было нужно, чтобы услышать голос Бога.

 

Новый Завет

Лжепророки подлежат суду и смерти – эта судьба постигнет Иисуса Христа. Хотя его казнят за то, что он присвоил себе пророчество ветхого завета о мессии.

Историю можно разделить на несколько частей – про новый завет:

  1. 1в-33год – история жизни, воскрешения Христа. Тут церкви нет, тут община
  2. возникновение христианской церкви. Церковь появляется на 54 день после смерти Христа – трансформация общины учеников в церковь. Это праздник 50-цы.Эти два периода описываются в 4х книгах – евангелие.
  3. После них следует первая церковная книга – деяние апостолов – она описывает первый период деяний апостолов. Оно называется иудео-жристианство. Тут Христиане спрашивают, кто они такие. Понимают, что ближе всего к ветхому завету, т.к. Христос в своих проповедях обращался к нему. Апостолу начали распространять христианство среди иудеев. Но иудейские власти отвечают на эти проповеди гонением и казнью христиан. Апостолу Павлу пришла мысль, что эта ситуация была предрешена ранее – расхождение между церковью и государством. Почему иудеи отвергли спасителя, посланного богом? Потому что иудеи всегда старались ускользнуть от власти Бога. Павел понял, что иудеи будут не первыми, кто обратиться к христианству, а последними. Он обращается во вне иудейскую среду. Эти три части – символически обозначаются, как проблема Вефлиема и Иерусалима. Проблема двух религиозных центров. Последующий период будет проблемой Вефлиема и Рима.
  4. до 314 года (3 века) – период гонений со стороны Рима на Христиан. Пока они проповедовали в иудаизме, они были разрешены. Когда вышли, то столкнулись с Римом. Рим спокойно относился к другим религиям, но только требовал два раза в год поклониться императору и назвать его богом.
  5. в 314 году Константин дарует лояльность христианам в Риме. Несколько лет спустя он делает его государственной религией. Начинается эра Константина. Христианство должно было соединиться не с государством, а с человеком. Государство относится к этому миру. Функция государства двойственна – перед концом времен на землю придет зверь (антихрист) и будет он править. Число у него будет 666. С точки зрения христианства – антихрист будет императором. Придет Иисус и свергнет его. Теперь, когда император – христианин, нельзя допускать до правления антихриста, тем самым он откладывал второе пришествие. Отсюда концепция задержителя.

 

 

Книга - протеререй Александр Шмеман – исторический путь Русского православия.

 

Апостол Павел – Савл, он выступал обвинителем в процессах над крестьянами. Когда он шел домой его остановил голос Иисуса, который спросил, почему ты гонишь меня? Он обратился в христианство и начал проповедовать. Его казнил Нерон.

Евангелие повествует о рождении, жизни, смерти Иисуса Христа. Второй способ рассмотрения – путь Иисуса Христа, как он пришел к Богу.

 

Смерть Иисуса Христа – назначалась несвободным рабам. Смерть и переживание смерти описывается в 2х вариантах (второй евангелие от Иоана), как человек и как Бог – в первом – страдания настолько сильные, что он восклицает «На кого ты меня оставил?». Так умирает человек. Второй вариант – он торжественно восклицает «Совершилось!» и умирает.

 

Христос говорит притчами в новом завете. Притча – форма иносказания, которая повествует о событиях обыденной жизни, но только для того чтобы прояснить религиозную истину. Например, притча о виноградарях. Основная заповедь, которую Христос провозглашает в новом завете – заповедь Любви. Бог любит человека. Любви ко всем через Бога. Основа любви в вере. Если веры нет у человека, то и чудес ему не делайте. Бог посылает Иисуса во спасение человека, но мир не примет его, т.к. мир во зле лежит и возлюбил пребывание во зле. Иисус Христос приходит как ребенок простых людей, умирает как раб. А при апокалипсисе – пи втором пришествии – он придет как царь. Антихрист – придет как царь и будет править, а потом будет извержен.

 

Воскресение – очень убедительно описано. Не как однократный акт. Сначала воскресенье происходит в невидимом акте. В воскресенье – таинство причастия, ученики преломляют хлеб и пьют вино. Они чувствуют, что Иисус рядом. Потом он является к женщинам, но просит не трогать его. Потом он уже появляется апостолам и говорит, что те могут его потрогать. Иудео-Хрестианство длится всего 20 лет – в царствование Нерона.

Непонятно почему Рим, терпимый к религиям, начинает продолжительные гонения Христиан. Есть предположение, что к этому привела придурь Нерона. Он любил складывать стихи и играть в театре. А стихи ему не очень удаются, он решил, что причина не в его бездарности, а в том, что нет нормальных событий, которые можно описать. Решил описать пожар Рима, потом обвинил в этом Христиан. Но этому противоречит тот факт, что наиболее жесткими гонителями были – самые разумные императоры.

 

У христиан в это время два врага – один внешний – империя (до 314 года), второй – ереси: гностицизм и Монтанизм.

Типы ересей. Все ериси условно делят на опасные и не опасные. Неопасные – те, которые легко опровергаются обращением к тексту религии или к приданиям. Опасные – это те, которые опровергнуть таким образом нельзя. Поэтому встает вопрос, как отличить ересь от истинного учения. Наука толкования – герменевтика. Искусство понимания и толкования текстов. Это слово происходит от Гермеса- вестника богов. Экзегетика – от истолковываю. Их различают по принципу часть и целое. Герменевтика – толкование части, ведет к пониманию целого.

Исагогика – от слова вхожу, это вводная дисциплина, которая учитывает факты культуры, психологию людей и т.д. Это проблемы, которы встают в этот период. Но появляются они не случайно. Первые тексты – это списки тех мучеников, которые были казнены в ходе гонения. Т.о. складывается нравственный идеал христианина – мученик.

Исхатология – учение о конце света. Переживание близости конца света называется переживание исхатологического момента или точки. Они переживают, что находятся в моменте конца света. Нужно готовиться к этому моменту и все. Время идет, а конца света нет и нет. Поэтому вствют другие задачи. Да, конец света будет, но не сейчас. Чтобы эту 1000 лет прожить надо налаживать отношения как внутри общины так и с внешним миром. Понять кака другая культура им противостоит

 

Монтанизм. Точки зрение про точку конца света была высказана Тертуллианом. Он сказал «Верую потому что это абсурдно». Вера предполагает выбор. Он создает жанр книг – апология, которая призвана защищать веру.

Гонения идут, но они идут волнами, иногда интенсивно, иногда период затишья. От этого они более страшные, т.к. обрушиваются неожиданно. Когда период покой (он может идти 20-30 лет), многие люди обращаются в христианство, а потом начинаются гонения. Так проходит два века – это уже другие люди, у них нет настроя, что вот-вот и все рухнет. Они уже просто живут в мире, не ощущая близости конца. Поэтому когда гонения происходят, то они не хотят разделять роль мучеников и отрекаются от Христа во время суда и исключаются из церкви. Потом гонения заканчиваются, и они хотят вернуться обратно. Встает вопрос, что с ними делать. Можно ли им отпустить этот грех. Это ересь второго покаяния. Две главные точки зрения:

  1. нет, нельзя принять исповедь
  2. да, можно.
  3. потом появилась 3я тчка зрения (Тертуллиан) – допускать к исповеди можно, но отпускать грех нельзя. Они должны дождаться Христа, который отпустит им грех. Он определяет их место на конце храма.

Победила точка зрения, что можно отпускать грехи сколько угодно. Тертуллиан не выдержал такого решения и провозгласил, что нельзя воспринимать Новый завет, как завет не постоянный, его нельзя расторгнуть. Иначе Христиане из церкви, которая призвана спасать, становится церковью, которая призвана спасаться.

В это время появился человек, которого звали Ив Монтан. Он провозгласил, что ему был дан третий и окончательный завет. Тертуллиан ушел в эту ересь – ересь третьего завета или монтанизм. Христианство не признает ренкорнацию, каких-то новых воплощений.

 

Мы обязаны видом нашей Библией Оригену, который разделил Библию на главы и стихи, привел параллельные ссылки. Есть мнения, что есть прямые тексты – повествуют, о том, что было и происходило. Не прямые тексты – имеют косвенный смысл, или и прямой и косвенный, например, притчи. Притча – не сказка. Так же другой вариант косвенного прочтения текста – ведение, еще есть прообразы (двойной смысл : один – исторический, второй – прообразовательный, раскрывает то, что произойдет в будущем) и символы (по средствам образа проясняется некоторая абстрактная мысль).Ориген занялся трактовкой косвенных частей – аллегорий, он приходит к выводу, что спасутся в итоге все, и даже антихрист. Это восстановление природы вещей. Но пока природа не восстановлена, мы будем возвращаться и возвращаться, пока все не станут христианами. За эту мысль его признали еретиком от части.

 

Космоцентризм – космос является идеалом.

Появились люди – Каяниты. Которые стали размышлять о том, как соединить идею космоса (безразличного к человеку) и религии. Христианство говорит о конце света и космоса. Греки об этом не знаю. Космос – гармония не равного.

Перед концом света от 2века – родится Н поколений, из них Н1 совершают добрые дела, А Н2 – плохие. Тут важна гармония. Всего будет сделано М1 – хороших дел. Всего дел высчитываются формулой: М = М1 + М2. Если сейчас сделать все хорошие дела, то потом будут делать только плохие дела. Что для Христианина важнее – спасти себя или других. Поэтому они понеслись совершать грехи и плохие дела. Это не опасная ересь.

 

Гностицизм – страшная ересь. Симо Маг (Волхв). В период, о котором мы говорим и при жизни Христа были другие проповедники – маги. Они получили свои силы от одного племени. Гностицизм развивал идею – космогонии. Бог, который творил мир, он либо слеп или болен, как-то нездоров. Творил он этот мир по средствам своей женской ипостаси.

 

Премудрость Бога – Иисус Христос.Когда Бог творил мир, он был с «Премудростью», она захотела жить в этом мире. И создала себе очень красивое тело, и вошла в него. Она – пленница мира. Архонты держат ее в плену. Убить ее нельзя, она вечна. Но навредить ей можно. Она реенконирует. То она Елена прекрасная. В конце концов она оказывается в борделе. Она как бы уже забыла свое предназначение, но иногда в ней пробуждается это чувство и она возносит молитву Богу (своему отцу), как не странно молитва доходит. Мир может быть спосен от злых ангелов по средствам гнозиса – знания, которое Бог передас людям по средствам своей женской и мужской ипостаси. Это знание позволит прорваться через строй ангелов – планет – они злые. Надо преодолеть планетарную силу. Тут появляется Симон. Можно найти параллели между его жизнью и жизнью Христа. Он не знает своего предназначения, но он может творить чудеса. Это происходит во времена Нерона. Он приглашает Симона полюбоваться на чудеса. Есть апостолы, которые тоже творят чудеса. Он зовет Петра и Симона и решает их стравить друг с другом. Битва состоялась. Петр сказал, что умеет молиться, Симон ответил, что он умеет летать, кидать камни и т.д. Бой начался. Петр ушел молиться, а Симон на него нападал. Петра ничего не берет. Симон вылетел в окно, в это момент его услышал Бог и Симон рухнул на землю. Нерон признал ничью. Симон понял, что он потерял свою силу, и что Петр сильнее. Он пошел к Петру, чтобы тот его за деньги обучил. Отсюда Симония – продажа церковных должностей. Петр отказался. Тут Симону пришла в голову, что он должен найти Продамою – женщину, о которой шла речь выше (женскую ипостась Бога). Он находит ее в борделе. И выкупает ее. Она становится его женой. Он называет ее Еленой и назначает тайный ритуал брака. Магическая сила есть у каждого человека ее нет только в силу того, что они разделены, две половины должны составить целое и придет гнозис. Он услышал историю о Иисусе Христе, сказал, что у него такая же жизнь, только разве что он не умирал и не воскресал. Решил, чтобы его закапали живьем в землю, но он не пришел, хотя когда раскопали могилу, то увидели, что его там нет.

Его ученики проповедовали, что Христос был первым гностиком. В Христианстве начали уничтожать все гностические тексты.

Гнозис оказался побежденным. Тамплиеров, кстати связывают с гностицизмом.

Во Франции есть Гностическая церковь – Кроули. Он считал себя воплощением Симона Мага.

 

Константин приказал найти все реликвии, относящиеся к Христу. Нашли гвозди, плащаницу и т.д. Те кто видел эти гвозди (до 15 века) – до периода французской революции, потом пони потерялись. На гвоздях не было ни капли ржавчины, т.к они закалены кровью Христа. Для алхимиков – это философский камень.

 

ВЗЯТЬ У МАШИ ЭТУ ЛЕКЦИЮ

 

Великая схизма или великий раскол. До этого была малая схизма.

Армяно-Грегорианская. Котская. Баскская

 

Великая схизма – 1054 год. Папа Римский Лев IX собрал собор, на котором было принято решение о filioque – и от Сына – речь идет от кого исходит святой дух. В догматику римской церкви входит «и от сына», когда в старую веру считалось, что святой дух исходит только от отца. Речь идет не о том, правильно или нет, а о том, нужно ли считать за догму.

 

Патриарх Константинопольский – Михаил Кирулларий отверг это предложение. Папа римский отлучил патриарха от церкви, а патриарх придал папу анахине. До середины 20века все так и было, в середине 20 века они договорились, что пора уже и предать это взаимоотричение забвению. Православная церковь – ортодоксальная именно потому, что они отказались от изменения догмата.

 

Еще различия – непорочное зачатие – в римской церкви – догмат; в православной – принимается, но не верится. Еще один догмат – вера папы и его высказывания не поколебимы. Это центр католицизма. Оно управляется от туда. В православии 15 церквей – автокефалии – во главе каждой стоит патриарх. Есть главный, но он главенствует только по уважению других патриархов. Если все патриархи собираются, то он председательствует. Разрешение всегда надо получать у патриарха константинопольского. За этими идут территориальное разделение – где в главе епископ. Это организационные различия.

В католической церкви есть еще коллегия кардиналов – выполняют организационные функции. Они избирают папу.

 

Традиционные различия, не возведенные в догму. Различия в богослужении и понимании аспектов вероучения – канонов.

 

Теоретическое различие (самое главное) – в существование в загробном мире католическая церковь вводит чистилище, которое находится между раем и адом. В православии нет чистилища. С концепцией чистилища в католицизме связано формирование многих концепций:

  1. концепция спасения посредством добрых дел. Т.е. человек заслуживает рая через добрые дела. Добрые дела – не только этические поступки, но и участие в ритуалах.
  2. есть категория людей, которая не набрала нужного количества заслуг для рая (с точки зрения церкви), но они не натворили ничего плохого. Они попадают в чистилище, они не страдают. А ждут второго пришествия, пока не решится вопрос о том, куда они попадут. Вокзал.
  3. С другой стороны есть люди, которые совершили столько добрых дел, что они попали в рай автоматом – святые. Причем, есть доказательство их святости. Им бы хватило меньше добрых ел, чтобы попасть в рай. И чтобы эти лишние дела не пропали и не обесценились, они могут их передать тем, кто в чистилище. Передача переходит через церковь. Добрые дела учитываются и образуют сокровищницу добрых дел и могут быть по решению церкви предоставлены кому-то другому. Это называлось индульгенция - пропуск. Постепенно эти индульгенции стали передаваться не безвозмездно, а продаваться за деньги родственникам. Потом этот институт (и инквизиция) подвергся жесткой критики со стороны протестантов и гуманистов. Странно, что на формирование идеи прав человека гуманисты не оказали никакого влияния.

 

С т.з. православия никто не знает, куда он попадет.

 

Сердцевина культа – таинства – одинаковые и там и там. Их 7. Они отличаются обрядовой стороной и порядком совершения, но они одинаковые.

  1. Таинство крещения, которое совершается 1 раз, где человеку дается церковное имя, которое невозможно изменить. Имя данное при крещение дает право войти в царство Божье. В католичестве – крещение через окропление- смывание первородного греха. В православии – погружение в купель, которая должна быть в форме гроба. Там хоронится первородный рех.
  2. Причастие. Соединение не только с духом, но и с жизнью и мучениями Иисуса Христа. Становятся частью Иисуса, его плотью и кровью. В католичестве – по разному для мирян (простых смертных) – хлебом и водой, для клира (священнослужителей) – вином и хлебом. Для православных одинаково и для тех, и для тех. Это разделение связано с тем, что, когда много народу, чашу передавали из рук в руки, вино плескалось на пол – поэтому заменили на воду.
  3. Исповедь – в католицизме – она только индивидуальна. В православии можно коллективно. В ней две формы – есть жесткая – когда о своих грехах сообщается во всеуслышание. Есть мягкий – священник читает список грехов, а человек про себя соглашается делал он это или нет.
  4. Отпущение грехов. Собравание. Последнее отпущение грехов. И там и там. Различие в том, что собравание в католицизме происходи1 раз – перед смертью.
  5. миропомазанье – укрепление в вере, запечатывание от греха
  6. брак церковный. В католической церкви не расторжим – нужно получить особое разрешение папы. В православии – расторжим до 3-х раз. Практически трудно расторгнуть брак. Есть целый устав.
  7. Рукоположение – праздник пятидесятницы, когда на апостолов нисходит святой дух. Они должны были передать это церквям. Происходит только среди священнослужителей. Это посвящение в церковный сан. В католицизме после принятия сана дается три обета – не вступать в брак, бедности и послушания. В православии наоборот, обязан жениться или идти в монашество.

 

Православная церковь называется так, потому что правильно прославляют Бога.

 

Новый раскол происходит в католической церкви между протестантами и католиками – 1517г. Мартин Лютер. Само слово протестант пошло не от Лютера. А немецких князей, которым не нравилось, что папа назначает епископов. Они решили сами назначать. Рим отменил их решение. Князья отправили папе протест, отсюда протестантство. Лютер шел своим путем. Он влюбился в монахиню и захотел вступить с ней в брак. Он не хотел уходить из церкви и написал прошение папе. Тот отказал. Он начал публично отстаивать свою точку зрению. Он написал тезисы, которые собирался обсуждать, и вывесил на воротах церкви. Его поддержали немецкие князья. Лютер хотел просто жениться, он не хотел раскалывать церковь. Проповеди Лютера всегда звучат так, как будто за ним стоит великая сила. Поэтому его письма звучали грубо, но он таковым не был.

Лютер был против инквизиции, поэтому его поддерживали очень многие.

 

Лютер критиковал мистику. Правда он поддерживал алхимию. То, что является мистическим опытом – дело психологии. Это галлюцинации, грубо говоря. Второй момент – против папы. Против догмата о непогрешимости. Папа всего лишь человек, причем не всегда хороший. Лютер устраняет церковь, как институт посредник между Богом и человеком. Каждый может общаться на прямую с Богом. Это не мистика, это вера. Попытка преодолеть силу земного притяжения при помощи Бога – не верна в корне, нужно плотно стоять на ногах. У веры другой механизм. Путь веры идет от Бога. Вера – дар, который идет от Бога. А у церкви наоборот – путь от земли к Богу. Благие дела не достаточны. Милость и вера. Три принципа:

  1. Sola gratias – только милость
  2. sola fides – только вера
  3. sola scriptum – только Библия.

Все законы церкви отменяются. Только Библия является священным текстом – то, что Бог открыл о себе. Ближе всего к понятию веры у Лютера стоит нужда. Т.к. нуждающийся – требует и просит поддержки. Нет разницы между тем часом, когда ты уверовал и тем часом, когда ты спасен. Если человек уверовал, он спасен. Человек, который не испытывает нужды – он дальше всех находится от милости Бога.

 

Лютер говорит о том, что в отличие от всех других религий – основателем христианства является Бог – Иисус Христос. Поэтому у церкви нет законного права на обладание власти.

Каждый является священнослужителем сам.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...