Главная Обратная связь

Дисциплины:






Сказание о сожжении леса Кхандавы 1 страница



1 Мудрый партха — здесь эпитет Юдхиштхиры.

2 Джатаведас — букв. «знаток существ», эпитет

Агни, бога огня.

3 Шатакрату — «совершитель ста жертвоприно­шений», эпитет Индры.

4 Адити — имя божества, почитающегося дочерью Дакгаи и матерью богов Адитьев, среди которых Варуна первоначально представлялся главным.

5 Дхумакету — «тот, у кого вместо знамени дым», «дымно-знаменный», эпитет Агни, бога огня.

6 Хари — здесь эпитет Кришны (Вишну).

7 Губитель Намучи— эпитет Индры, который убил демона Намучи, срезав ему голову ваджрой — громовой стрелой.

8 Уноситель жертв — эпитет Агни, бога огня, которым, согласно религиозным представлениям хинду, уносит жертву и доставляет ее богам.

9 Джая — сокращенное имя Джаянты, сына Индры.

10 Тваштри— букв. «плотник, строитель», одно из имен Вишвакармана, зодчего богов.

11 Анша — имя одного из Адитьев, олицетворяющего собою солнце.

12 Мритью — божество, олицетворяющее собою смерть, почитающееся хинду сыном Адхармы и Ниррити (Беззакония и Бедствия).

13 Арьяман — один из Адитьев, по представлениям хинду — властелин душ усопших предков.

14 Пушан — ведическое божество, один из 12 Адитьев, первоначально связанный с солнцем. Пушан почитается наблюдателем над всеми путешествиями и над путем в потусторонний мир, кормильцем стад и подателем благополучия.

15 Вишвадевы — то же, что и Вишведевы.

16 Сокрушитель Паки — эпитет Индры, убив­шего демона Паку.

17 Намучи — демон-асура, которого убил Индра.

18 Шарнгака — то же, что и Кханджарита— название породы птиц, трясогузка.

19 Царь закона — эпитет бога Ямы, бога правосyдия и смерти.

20 Пут — название особого отделения в аду, куда, согласно религиозным представлениям хинду, попадают те смертные, которые не имеют детей.

21 Карма — букв. «действие, деяние, возмездие», название безличной силы, которая, согласно представлениям хинду, автоматически подводит итог добрым и дурным деяниям человека и других живых существ. Понятие кармы связывается обычно с представлением хинду о перерождении, так как карма определяет последующую форму существования всякой твари в зависимости от результатов ее добрых и дурных поступков, совершенных в предшествующем рождении.

22 Анила — одно из имен Ваю, бога ветра.

23 Павана — букв. «очищающий», «очистительный» (то же, что и Павака), эпитет огня и Агни, бога огня.

24 Шукра — букв. «яркий, сверкающий», эпитет огня и Агни, бога огня.

25 Брахма — здесь понимается как истина, откровение.

26 Пламенный — эпитет огня и Агни, бога огня.


[1] Нараяна и Нара — два легендарных мудреца, или риши, первоначально выступающие в виде единого образа и почитающиеся воплощением Вишну. Нараяна изображается покоящимся на водах молочного океана. Согласно Махабхарате, Арджуна отожествляется с Нарой, а Кришна с Нараяной.



[2] Сарасвати — богиня красноречия, покровительница наук и искусств, которая почитается то дочерью, то супругою Брахмы. Ей противопоставляется богиня красоты — Шри или Лакшми.

[3] Ломахаршана или Ромахаршана — имя возницы-суты, ученика мудреца Вьясы, который рассказывает различные сказания.

[4] Пурана — букв. «сказание о древности», предание.

[5] Сута — возница, представитель воинской касты. Сопровождая своих повелителей на битву, возницы, или суты, бывали свидетелями их боевых подвигов и воспевали их.

[6] Лес Наймиша — название места, где якобы впервые была рассказана Махабхарата. Наймиша отожествляется с нынешним Нимкхаром в Аудхе, в районе Ситапура.

[7] Шаунака — имя легендарного мудреца, который почитается автором различных книг, комментирующих веды.

[8] Кулапати — букв. «глава», прозвище святого, который обучает большое число учеников.

[9] Кришна-Двайпаяна — легендарный мудрец Вьяса, который почитается редактором вед, составителем Махабхараты и пуран и основоположником философской системы Веданты. Предание считает его внебрачным сыном мудреца Парашары и Сатьявати, дочери царя рыбаков. Так как Вьяса был тайно рожден своею матерью на острове, то он получил прозвище «Двайпаяна», т. е. «островной, островитянин». А так как он родился черным и безобразным, то он стал прозываться «Кришна», т. е. «черный».

[10] Вайшампаяна — легендарный мудрец. Вайшампаяна признается учеником Вьясы; от него он усвоил Махабхарату, которую рассказывает царю Джанамеджайе во время многолетнего змеиного жертвоприношения.

[11] Джанамеджая — царь Хастинапура, сын Парикшита и внук Арджуны, героя Махабхараты. Мстя за смерть своего отца, умерщвленного змеем Такшакой, Джанамеджая решил истребить всех змей и устроил змеиное жертвоприношение.

[12] Парикшит — царь Хастинапура, сын Абхиманыо, внук Арджуны и отец Джанамеджайи. Во чреве матери Парикшит был убит Ашваттхаманом, но возвращен к жизни Кришной; после отречения Юдхиштхиры от царства и от мира он наследовал престол Хастинапура.

[13] Самантапанчака — букв. «место, окруженное пятью (озерами)», название равнины Курукшетра — «Поля кауравов». Согласно Древним легендам, упоминающимся в Махабхарате, Парашурама (Джамадагнья), истребив весь род кшатриев, образовал пять кровавых озер и кровью напоил своих предков.

[14] Дваждырождеиный — название, даваемое брахманам, членам высшей жреческой касты, а также членам трех первых каст (брахманам, кшатриям и вайшьям). Согласно законам индуизма, человек, не приобщившийся к знанию, ничем не отличается от животного. Поэтому человек, который приобщился к знанию, достигает второго рождения и носит название «дваждырожденный».

[15] Куру — царь лунной династии, сын Самвараны и Тапати, дочери Солнца. Куру правил царством, располагавшимся около нынешнего Доли; предок Дхритараштры и Панду. Куру во множ. числе обозначает также страну и ее население, считающееся потомками Куру; последние обычно называются кауравами.

[16] Панду — букв. «бледный», сын Вьясы и брат Дхритараштры, был царем Хастинапура и отцом пятерых пандавов (букв. «сыновья Нанду»), главных героев Махабхараты.

[17] Слово «брахма», согласно индийской философии, имеет два значения: 1) значение бога-создателя, который является одной из форм проявления майи, божественной иллюзии, и 2) значение божественной субстанции, которая лишена атрибутов и является первоисточником всех миров. Брахма в первом значении почитается верховным божеством, первым членом божественной триады хинду (индусов), созданной брахманизмом в поздний ведический период, в которую входят Брахма (бог-создатель), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель). Ввиду того, что в русском языке нет различия в обозначении долгих и кратких гласных, в переводе эти термины пере даются: первый с большой буквы, второй - с маленькой.

[18] Шастры— древние священные книги, в которых изложены обязанности хинду. В позднейшую эпоху под шастрами понимаются дисциплины по различным отраслям знаний, основанных на ведах. Под шастрами часто понимаются вообще руководства по различным научным дисциплинам.

[19] Веды — древнейшие памятники индийской литературы, которые, согласно представлениям хинду, считались не созданными, а существовавшими до сотворения мира. Они были услышаны несколькими древними мудрецами, поведавшими их миру. Веды представляют собою четыре сборника стихотворных поэтических гимнов, а именно: Ригведа, Самаведа, Яджурведа. Хинду с давних пор считали Махабхарату пятой ведой.

[20] Вьяса — имя древнего мудреца Кришны-Двайпаяны. Согласно легендам, Кришна-Двайпаяна разделил веды на четыре части в виде четырех собраний или самхит. По этой причине он получил прозвище «Вьяса», т. с. брасчлонитель, составитель, редактор».

[21] Ишана — букв. «властитель, владыка», здесь эпитет Шивы.

[22] Движущееся и неподвижное, все, что движется и недвижно, т. е. все живые существа и растения.

[23] Хари — букв. «уносящий (грехи у поклоняющихся)», одно из имен Вишну-Нараяны. Под именем Хари понимается также божественная субстанция.

 

[24] Юга — мировой период. Под югой здесь имеется в виду созидание мира.

[25] Сурагуру — букв. «наставник богов», эпитет бога Брахаспати.

[26] Стхану — букв. «стойкий, незыблемый, могучий», эпитет Рудры-Шивы.

[27] Maнy — сын «самосущего» (Брахмы), почитается родоначальником человеческого рода.

[28] Ка — букв. «кто», имя Праджапати.

[29] Парамештхин— букв. «стоящий над», имя верховного божества, эпитет Вишну-Нараяны.

[30] Прачетасы — букв. «премудрые», прозвище десяти мифических мудрецов, сыновей Прачетаса, или Праджапати из рода Атри.

[31] Дакша — букв. «способный», имя божества, олицетворяющего творческую силу. В первой Махаюге (Великом периоде) Дакша представлялся как Праджапати и почитался одним из десяти сыновей Брахмы, родившимся из большого пальца его правой ноги. Во второй Махаюге (как имеется в виду в контексте) Дакша почитается сыном десяти Прачетасов и Мариши, и сам он имеет семь сыновей (Кродха, Тамас, Дама, Викрита, Ангирас, Кардама и Ашва).

[32] Пуруша — букв. «муж», имя первого божества, рожденного Брахмой от своей же женской половины, после того как он сам раздвоился на две половины (мужскую и женскую). Пуруша почитается божеством, олицетворяющим собою мужское начало. В философском значении термин «пуруша» впервые встречается в Ригведе, в знаменитом гимне— Purusasukta (Ригведа, X, 90), где вся вселенная представлена как проявление пуруши. Наиболее важное значение приобретает пуруша в философии Санкхья , которая лежит в основе философских положений Махабхараты. Под термином «пуруша» здесь понимается божественная субстанция , ибо пуруша не является уже творцом, а отличен от природы и «может быть познан только внутренним опытом.

[33] Вишведевы - букв. «всебоги», прозвище десяти божеств индийской мифологии.

[34] Адитьи - прозвище двенадцати, сыновей Адиты дочери Дакши, почитающихся в индийской владыками вселенной и олицетворяющих двенадцать месяцев в году.

[35] Васу - прозвище восьми божеств, подвластных Индре. В ведический период Васу олицетворяла собой явления природы а именно Апа-воду (а согласно Махабхарате вместо Aпа выступает Ахар, олицетворяющий собою день), Дхрува - полярную звезду. Сома - луну, Дхара - землю, Анила - ветер, Анала - огонь, Прабхаса - зарюи Пратьюша - свет. Вследствие проклятья Васиштхи, они якобы родились на земле сыновьями царя Шантану от богини Ганги (Вхагирахти), которая утопила их, за исклю­чением последнего, получившего имя Бхишмы.

[36] Ашвины — букв. «всадники», близнецы, божества утренней и вечерней зари.

[37] Якши, гухьяки — разновидности добрых полубогов. Согласно индийской мифологии, они составляют свиту бога богатства Куберы и почитаются хранителями его сокровищ.

[38] Садхьи — название низших божеств-полубогов, которые представляются олицетворениями религиозных обрядов и ведических молитв.

[39] Пишачи — разновидности демонов, злые духи.

[40] Питри или питары — духи, души усопших предков.

[41] Дьяус — бог небес.

[42] Вивасван — букв. «лучезарный», эпитет бога Солнца.

[43] Под тройственностью откровения истины, согласно комментатору Девабодхе, надо понимать: 1) воздая ние за добрые и дурные дела, 2) возникновение миров и 3) их разрушение.

[44] Сатьявати — мать отшельника Вьясы, дочь царя рыбаков.

[45] Парашара — легендарный риши, отец Кришны - Двайпаяны Вьясы. Согласно Махабхарате Парашара считается сыном мудреца Шакти от Адришьянти и внуком Васиштхи.

[46] Сын Ганги — Бхишма, сын царя Шантану, предка пандавов, от богини Ганги.

[47] Садасья — верховный жрец, наблюдающий за правильностью жертвоприношения.

[48] Гандхари — супруга Дхритараштры и мать ста сыновей, кауравов, среди которых старшим был Дурьйодхана. Гандхари была дочерью Субалы, царя Гандхары.

[49] Кшаттри — эпитет Видуры, третьего сына отшельника Вьясы, который родился от рабыни.

[50] Васудева — букв. «сын Васудевы », Кришна, который выступает в Махабхарате не только в виде героя, но и в виде высочайшего божества, представляющегося воплощением Вишну.

[51] Шлока — название метрического размера, получившего наиболее широкое употребление в санскритской эпической литературе. Шлока представляет собою двустишие, состоящее из двух частей по шестнадцати слогов; каждая же из этих частей слагается из двух половин по восьми слогов. Схематически шлока может быть представлена в следующем виде: ---- |^__- |---- |^_^- Долгий слог обозначается знаком _ , краткий слог знаком ^ . Когда соответствующий слог может быть долгим или кратким, то он обозначается знаком - . Посредине слога имеется цезура. Поскольку шлока являлась наиболее простым и популярным метрическим размером в древней и средневековой Индии, все законодательные трактаты и даже словари составлялись этим размером для наиболее легкого удержания их в памяти.

[52] Парада — имя одного из мифических божественных мудрецов, который почитается сыном Брахмы.

[53] Девала или Асита — имя мифического, ведического мудреца, который почитается олицетворением тьмы.

[54] Дурьйодхана — один из кауравов, главных героев Махабхараты, старший из ста сыновей Дхритараштры.

[55] Карпа — внебрачный сын Кунти, старшей супруги Панду, родившийся якобы от бога Солнца и посвященный в цари в стране Анга.

[56] Шакуни — сын Субалы, царь Гандхары, брат Гандхари и дядя Дурьйодханыло матери. Шакуни строил коварные планы, чтобы погубить пандавов.

 

[57] Духшасана — один из ста сыновей Дхритараштры, который оскорбил публично общую супругу пандавов — Драупади.

[58] Юдхиштхира — старший из пяти сыновей Панду от Кунти, один из главных героев Махабхараты. Его братья — Бхимасена (Бхима), Арджуна, Накула и Сахадева.

[59] Мадри — вторая супруга Панду, сестра царя мадров.

[60] Партха — букв. «сын Притхи», т. е. Кунти, старшей супруги Панду; эпитет, относящийся к каждому из трех ее сыновей, главным же образом к Арджуне, третьему сыну, — он также относится и ко всем пятерым братьям-пандавам.

[61] Дхарма — бог закона и правосудия; отожествляется с богом смерти Ямой.

[62] Ваю — бог ветра.

[63] Шакра — букв. «могучий», эпитет бога Индры.

[64] Кришна — букв. «темная», эпитет Драупади, дочери царя Друпады и общей супруги пятерых братьев-пандавов.

[65] Сваямвара — одна из форм брака у хинду, при которой невеста сама выбирает себе жениха из многих претендентов, приглашенных ее отцом. Несомненно, сваямвара является пережитком матриархата. Очевидно, поэтому она не упоминается среди восьми видов брака, которые обычно приводятся в Махабхарате, Законах Ману, Артхашастре Каутильи и др. См. прим. 24—31 к «Сказанию о пpoисхождении» (стр. 650—651).

[66] Для того чтобы получить руку прекрасной Драупади на ее сваямваре, надо было совершить подвиг: натянуть тугой лук и пронзить цель. Этот подвиг совершил Арджуна, переодетый брахманом.

[67] Раджасуя — букв. «царственное жертвоприношение», название торжественного жертвоприношения, которое свершалось при посвящении на царство великими царями-самодержцами с участием подвластных им князей.

[68] Джарасандха — сын Брихадратхи, воин и царь Магадхи.

[69] Чайдья — букв. «повелитель чедов или чедиев», Шишупала, царь страны Чеди (совр. Бунделькханд и часть Централь­ных провинций).

[70] Майя — демон, зодчий асуров и богов.

[71] Дрона — учитель военного дела кауравов, сын мудреца Бхарадваджи и апсары Гхритачи.

[72] Крипа — сын Шарадвана Гаутамы от апсары Джанапади. Крипа приходился дядей по матери Ашваттхаману, сыну Дроны.

[73] Санджая — возница царя Дхритараштры, которому перед великим сражением Вьяса дал дар видеть все и быть неуязвимым, чтобы он мог обо всем осведомлять своего слепого царя.

[74] На сваямваре Драупади Арджуна, переодетый брахманом, пронзает стрелою цель и по условию получает невесту, которая становится общей супругою пятерых братьев-пандавов.

[75] Субхадра — дочь Васудевы исестра Кришны, которую похитил и взял себе в жены Арджуна.

[76] Индрапрастха — название столицы, основанной пандавами на берегу Ямуны (Джумны), где ныне расположен город Дели.

[77] Агни — имя бога огня. В ведическую эпоху Агни был одним из важнейших божеств и входил в древнюю триаду: Агпи. Индра и Сурья. В эпическую эпоху, когда на развалинах первобытнообщинного строя окончательно установился рабовладельческий строй, Агни вместе с Индрой и Сурьей, которые олицетворяли собою явления природы, отошел на второй план, уступив место новым божествам: Брахме, Вишну и Шиве.

[78] Кхандава — название леса, посвященного Индре и сожженного богом Агни с помощью Кришны и Арджуны. Лес Кхандава был расположен у реки Ямуны (Джумны) близ Курукшетры и отождествляется с нынешним Музаффарнагаром, расположенным севернее Мирута.

[79] Снатака — букв. «искупавшийся», брахман, который после окончания своего учения совершил омовение.

 

[80] Трьямбака — букв. «трехглазый», эпитет бога Шивы.

[81] Пашупата — букв «принадлежащий Пашунати (Шиве)», название мифического оружия.

[82] Дхананджая — букв. «завоеватель богатств», Арджуна.

[83] Третье небо — третье или высшее небо, где согласно индийской мифологии, пребывают боги.

[84] Каурапы по главе с Дурьйодханой совершают поездку в стоянки пастухов, расположенные в лесу Двайтавана, с целью показать свою власть и поглумиться над униженными пандавами.

[85] Гандхарвы — разновидности добрых полубогов, считающихся небесными музыкантами.

[86] Акшаухини — большая армия, состоящая из четырех родов войск: слонов, колесниц, коней и пехотинцев. Согласно Махабхарате, в акшаухини входят: 21 807 слонов и столько же колес ниц, 65 610 коней и 109 350 пехотинцев.

[87] Мадху — отец Вришни и потомок старшего сынаЯду — родоначальника рода ядавов, в котором родился и Кришна. Мадху, таким образом, является предком Кришны, который носит прозвище Мадхава, т. е. «потомок Мадху» или «происходящий из рода Мадху».

[88] Согласно индийской мифологии, Вишну-Кришна, приняв вид карлика, попросил у Бали, царя дайтьев (титанов), завладевшего тремя мирами, — три шага земли. Получив от Бали просимое, Вишну одним шагом перешагнул всю землю, а другим — небеса. Третьего же шага он не сделал, и поэтому властителем подземного мира остался Бали.

[89] Кешава — букв. «прекрасноволосый», эпитет Кришны.

[90] Сын Бхарадваджи — прозвище Дроны.

[91] Гандива — название лука Арджуны.

[92] Показал в своем теле миры, т. е. потусторонние миры, где, согласно мифологии хинду, пребывают боги, а также смертные, накопившие в земной своей жизни достаточные религиозные заслуги.

[93] Шикхандин — сын царя Друпады. Шикхандин родился девочкой, но потом некий полубог с ним обменялся полом, В поединке с Бхишмой Арджуна, оказавшись не в силах победить его, выставил впереди себя Шикхандипа, но Бхишма отказался применить против него оружие, так как продолжал видеть в нем женщину. Этим воспользовался Арджуна и пронзил Бхишму множеством стрел.

[94] Сомаки — название народа, получившего свое прозвище от имени Сомака, который был дедом Друпады и передал свое имя потомкам.

[95] Шукра — сын Бхригу, наставник демонов-асуров, который при помощи волшебной науки якобы возвращал к жизни асуров, павших в битве с богами. Его также называют Ушанасом.

[96] Сурья — одно из имен бога Солнца.

[97] Саншаптаки — букв. «поклявшиеся», воины-союзники, давшие торжественную клятву сражаться вместе и отвращать других от бегства.

[98] Сын Субхадры — прозвище Абхиманью, сына Арджуны от Субхадры, сестры Кришны.

[99] Сайндхава — царь страны Синдху, которая была расположена в долинах реки Синдху, между нынешним Индом в Джхилаиом.

[100] Ююдхана — букв. «усердно сражающийся», эпитет Сатьяки, воина из рода ядавов, который сражался на стороне пандавов в качестве возницы Кришны.

[101] Критаварман — сын Хридики из рода ядавов, воин-герой, который сражался на стороне кауравов. В числе трех оставшихся в живых он ночью совершил кровавое нападение на спавший лагерь пандавов.

[102] Сын Дроны, т. е. Ашваттхаман.

[103] Мадхава — букв. «потомок Мадху», имя Кришны.

[104] Гхатоткача — сын Вхимасены от ракшаси Хидимбы.

[105] Савьясачин — букв. «ловкий и на левую руку», эпитет Арджуны.

[106] Дхриштадьюмна — сын царя Друпады и брат Драупади.

[107] Нараяна — букв. «принадлежащий Нараяне», название божественного оружия.

[108] Царь мадров, т. е. царь Шалья, брат Мадри, второй супруги Панду. Царь Шалья правил страной мадров, которая была расположена к северо-западу от Хиндустана, на территории между Биасом и Ченабом (совр. Мадрас). Во время великого сраженья Шалья перешел от пандавов к кауравам и был убит Юдхиштхирой.

[109] Субала — герой страны Гандхары, которая про стиралась вдоль реки Кабул, между Кунаром и Индом, включая районы Пешавара и Равальпинди в Северном Панджабе. Субала был отцом Гандхари, ставшей супругой Дхритараштры.

[110] Сын Субалы — Шакуни, строил всяческие коварные планы, чтобы погубить пандавов. Он побудил Дурьйодхану вовлечь в игру в кости Юдхиштхиру, который проиграл все свое царство и вынужден был, по условиям игры, удалиться вместе с братьями и общей супругою в лес в изгнание на двенадцать лет, а тринадцатый провести неузнаваемым.

[111] Гангахрада — букв. «озеро Ганги», название места священных омовений на реке Ганге.

[112] Панчалы — название народа, населявшего страну Панчалу (нынешний Рохилькханд). Панчала первоначально была стра­ной, расположенной на север и запад от Дели, от подножия Хималаев до реки Чамбал. Впоследствии же она была разделена на Северную и Южную Панчалу, которые разделялись Гангою. Столицей первой был юрод Ахиччхатра, а второй — Кампилья.

[113] Ашваттхаман — сын Дроны и Крипи, брахман-воин, сражавшийся на стороне кауравов.

[114] Айшика — название особого вида оружия, сделанного из бамбукового ствола.

[115] Уттара — имя дочери царя Вираты, супруги Абхи-манью и матери Парикшита.

[116] Брахмаширас — букв. «голова Брахмы», название мифического оружия.

[117] Свасти — букв. « хорошо есть», восклицание, выражающее благополучие, счастье и успех.

[118] Вирата — царь страны матсьев, которая была расположена близ нынешнего Джайпура. У царя Вираты последний год своего изгнания служили пандавы, скрывая свои имена. Его дочь Уттара стала женой Абхиманью, сына Арджуны, и родила Парикшита.

[119] Сын Гавалггапы — Санджая, возница царя Дхритараштры.

 

[120] Шайбья — потомокдревнего царя Шиби, о котором рассказывают, что он спас Агни в образе голубя от Индры, принявшего вид ястреба, — пожертвовав частью своих мускулов, равной весу голубя.

[121] Упанишада — букв. «сокровенное знание», название философского раздела ведической литературы.

[122] Яти — отшельник, подвижник.

[123] Йога — соединение; различные религиозные упражнения направленные якобы на слияние с чистым духом индийской философии.

 

[124] Амрита — напиток бессмертия, амброзия или нектар, пища богов. См. прим. 89 к «Краткому содержанию» (стр. 627).

[125] Вмифологии хинду различаются четыре мировых периода, или юги: 1)Сатьяюга или Критаюга — Золотой век, 2) Tретаюга — Серебряный век, 3) Двапараюга — Медный век и 4) Калиюга — Железный век. Про должительность первого периода равна 1 728 000 земным годам, второго — 1 296 000, третьего — 864 000 и четвертого — 432 000. Все четыре юги вместе составляют одну «Великую югу» — Махаюгу, или Манвантару («период Ману»), длительность которой равна 4 320 000 лет.

[126] Рама , т. е. Парашурама Джамадагнья, сын брахмана и подвижника Джамадагни.

[127] Шалья — царь мадров и брат Мадри, второй супруги Панду.

[128] Хардикья — букв. «сын Хридики», Крита-варман.

[129] Гаутама — букв. «сын Гаутамы», Крипа, зять Дроны.

[130] Пулома — супруга Бхригу и мать Чьяваны.

[131] Итихаса — букв. «так именно было» , сказание о древности или о былом, былина, история.

[132] Мировая душа или высочайший дух — божественная субстанция, брахма.

[133] Паушья — букв. «сын Пушана», имя царя, правившего областью Каравирапура, которая отожествляется с нынешним юродом Колхапур в Бомбейском президентстве.

[134] Астика — легендарный мудрец, сын отшельника Джараткару or сестры великого змея Васуки, который смог остановить жертвоприношение, устроенное царем Джапамеджайей, и спасти змеиное племя вместе с Такшакой от гибели.

[135] Хидимба — ракшас-людоед, который был убит Бхимасеной.

[136] Бака — ракшас-людоед, убитый Бхимасеной.

[137] Читраратха — царь гандхарвов, побежденный Арджуной.

[138] Царевна Панчалы — прозвище Драупади, дочери Друпады, царя панчалов.

[139] Видура — третий сын отшельника Вьясы от рабыни из касты шудр. Видура приходился младшим братом Панду и дядей пандавам.

[140] Шишупала — царь страны Чеди(совр. Бунделькхаид), двоюродный брат Кришны. Шишупала был непримиримым врагом Кришны из-за того, что тот похитил его нареченную Рукмини. Во время жертвоприношения, которое устроил Юдхиштхира, Шишупала оскорбил Кришну за то, что ему первому была оказана почесть, и был убит Кришной.

[141] Кирмира — ракшас, убитый Бхимасеной.

[142] Индра — бог бури и грома, а также бог-воитель, носящий часто эпитет «владыка богов». В послеведическую эпоху Индра отошел на второй план, уступив свое место Шиве, или Вишну.

[143] Джатасура — ракшас, который в облике брахмана похитил Юдхиштхиру, Сахадеву, Накулу и Драупади, но был пойман и убит Бхимасеной.

[144] Маркандея — отшельник, силою аскетических подвигов якобы достигший бессмертия. Во время пребывания пандавов в изгнанпи Маркандея навещал их и рассказывал им древние сказания.

[145] Сатьябхама — дочь Сатраджита и одна из четырех главных жен Кришны.

[146] Дрона — мера зерна, равная приблизительно 16 кг.

[147] Кичаки — название народа, занимавшего территорию, где был расположен город Экачакра (совр. Чакарнагар).

[148] Абхиманью — сын Арджуны от Субхадры.

[149] Санатсуджата — брахман, вечно юный риши. Он изложил Дхритараштре науку о высочайшем духе (брахме), знанием которой вместе с йогой якобы побеждается сама смерть.

[150] Господь — Кришна.

[151] Ратхин — воин, сражающийся на колеснице, колесничный воин.

[152] Атиратха — колесничный воин, не имеющий себе равного.

[153] Улука — имя посланца Дурьйодханы, который передал пандавам надменное и оскорбительное послание и принес назад их решительный ответ.

[154] Амба — сестра матери Панду, дочь царя Кашираджи. Вместе с двумя своими сестрами она была насильно увезена Бхишмой, который отказался жениться на ней, так как дал обет воздержания.

Оскорбленная, она дала обет погубить его и умилостивила Шиву, чтобы он исполнил ее желание. В следующем своем рождении она родилась дочерью Друпады — Шикхандини, а затем обратилась в юношу Шикхандина, который послужил причиной гибели Бхишмы. См. прим. 93 к «Вступлению» (стр. 618).

[155] Материк Джамбу , или Джамбудвипа — название одного из семи материков, в систему которого, согласно индийской космогонии, входит Индия.

[156] Бхагавадгита — «Песнь господа», философская поэма, входящая в состав Шестой книги Махабхараты.

[157] Джаядратха — царь саувиров в области Синдху (совр. Синдх), супруг Духшали, дочери Дхритараштры, и шурин Дурьйодханы, — был убит Арджуной.

[158] Гхатоткача — сын Бхимасены от ракшаси Хидимбы.

[159] Сарасвати — название древней реки, которая протекала недалеко от Курукшатры, где происходило великое сражение между кауравами и пандавами. В Пенджабе имеется давно высохшее русло реки Сарасвати, которая, по индийским легендам, не исчезла, а протекает под землей и у Праяга (совр. Аллахабад) сливается с Гангой и Ямуной (совр. Джумна).

 

[160] Речь идет о ночном нападении на беспечно спавшее войско Юдхиштхиры, окончившемся полным истреблением лагеря пандавов.

[161] Речь идет о сражении на палицах между Бхимасеной и Дурьйодханой, в котором последний был убит только благодаря применению нечестных способов боя по совету Кришны.

[162] Здесь описывается плач и скорбь многострадальных жен воинов, павших на поле сражения.

[163] Здесь говорится о том, как Юдхиштхира распределял дворцы между своими братьями.

[164] Повторная песнь — песня, в которой Кришна, по просьбе Арджуны, резюмирует то, что было им изложено выше в Бхагаватгите.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...