Главная Обратная связь

Дисциплины:






Сказание о сожжении леса Кхандавы 2 страница



[165] Отшельник Вьяса дал Дхритараштре дар. Дхритараштра, Гандхари и Кунти хотят увидеть павших в бою родственников. Вьяса приглашает их пойти к Бхагиратхе (реке Ганге), где он вызывает для них чудесное видение павших воинов, которые поднимаются из вод, встречаются с ними и исчезают вновь. Вдовы их погружаются в поток, чтобы воссоединиться со своими мужьями.

[166] Уттанка — мудрец риши, ученик мудреца Веды. Уттанка достал серьги для царицы, супруги царя Паушьи, и после утраты достал их вновь из змеиного царства.

[167] Бхригу — ведический мудрец, великий риши, почитающийся основателем рода бхригуидов или бхаргавов, в котором роди­лись Джамадагни и Парашурама.

[168] Гаруда — сын Винаты от прародителя Кашьяпы, птица-великан, царь птиц и пожиратель змей.

[169] Уччайхшравас — белый конь Индры, якобы вышедший из воды при пахтании океана.

[170] Двайпаяна — букв. «островной, островитянин», эпитет мудреца Вьясы, тайно рожденного своею матерью на острове.

[171] Частичное воплощение — неполное воплощение божеств, которые по индийской мифологии только некоей частью своего существа якобы воплощаются на земле в образе царей, героев и пр. для искоренения зла.

[172] Дайтьи — демоны, потомки Дити от Кашьяпы.

[173] Данавы — демоны, потомки Дану от Кашьяпы, которые, как и дайтьи, сражались против богов.

[174] Бхагратхи — букв. «дочь Бхагиратха», одно из названий Ганги. Согласно преданиям, Бхагиратха — сын царя Дилипы и потомок царя Сагары — своими суровыми аскетическими подвигами низвел Гангу с небес на землю, чтобы воскресить шестьдесят тысяч сыновей царя Сагары, превращенных в пепел проклятием мудреца Капилы. Воды Ганги устремились к месту гибели сыновей Сагары и, омыв пепел, оживили их. Поэтому Ганга называется «дочерью Бхагиратха».

[175] Шантану — сын Пратипы, царь лунной династии, который был женат на Ганге и Сатьявати. От первой жены у него был сын по имени Бхишма, а от второй — Читрангада и Вичитравирья.

[176] Варапавата — древнее название города Барнава, расположенного в 35 км к северо-западу от Мирута.

[177] Апгарапарна — имя Читраратхи, царя гандхарвов, побежденного Арджуной.

[178] Тапати — дочь Солнца, супруга царя Самваравы и мать Куру.

[179] Васиштха — легендарный мудрец, почитающийся домашним жрецом солнечной династии царей и автором ряда ведических гимнов, в особенности же VII мандалы Ригведы.

[180] Аурва — легендарный мудрец, потомок Бхригу.

[181] Кхандавапрастха — букв. «область леса Кхандава», то же, что Индрапрастха. См. прим. 76 к «Вступлению» (стр. 617).



[182] Нарада — божественный мудрец, который в индийской мифологии признается сыном Брахмы, творца вселенной. Нарада почитается посредником между мирами богов и людей.

[183] Сунда и Упасунда — два брата-асура, сыновья Никумбхи, которые убили друг друга из-за Тилоттамы, прекрасной небесной девы, созданной и подосланной богами.

[184] Улупи — дочь Кауравьи, царя змей. Однажды, купаясь в Ганге, Улупи увидела Арджуву и, пленившись его красотой, увлекла его в Паталу, подземное царство змей., Улупи предложила себя в жены Арджуне, который произвел от нее сына по имени Ирават. Когда Арджуна в сражении был обезглавлен стрелою Бабхруваханы, пасынком Улупи, то при помощи последней он был возвращен к жизни.

[185] Бабхрувахана — царь Манипура (Маналура), сын Арджуны от его супруги Читрангады, который был воспитан Улупи.

[186] Дварака. Дварика или Дваравати - столица Кришны, воздвигнутая на острове, посреди океана, которая, но преданиям, была после смерти Кришны разрушена морем. Ныне — город Дварка в западной части Гуджерата.

[187] Киритин — букв. «украшенный короной или диадемой», эпитет Арджуны.

[188] Колесница желания — мифическая колесница, обладающая свойством двигаться всюду по желанию ее обладателя.

[189] Деваки — супруга Васудевы и мать Кришны.

[190] Мандапала — некий мудрец, который всю жизнь провел в подвижничестве и умер бездетным. Когда в обиталище Ямы он узнал, что его аскетические занятия не достигли успеха из-за того, что у него не было потомства, он принял вид птицы из породы шарнгика и от птицы той же породы, по имени Джарита, произвел четырех сыновей - шарнгов.

[191] В критическом издании Махабхараты содержится 225 глав.

[192] Бхима —сокращенное имя Бхимасены, второго сына Панду и Кунти.

[193] Сын Дхармы, т. е. сын бога Ямы, Юдхиштхира.

[194] Вришни — название общины или рода ядавов, к которой принадлежал Кришна. Такое название идет от имени Вришни, потомка Яду, который принадлежал к лунной династии и был предком Кришны. От него Кришна получил прозвище Варшнея («потомок Вришни»).

[195] Саубха — название мифического воздушного города дайтьев на берегу океана, над которым властвовал царь Шальва. Кришна разрушает чудесный город Саубху при помощи своего диска и убивает Шальву.

[196] Махадева— букв. «великий бог», эпитет Шивы.

[197] Охотник-кирата — представитель лесных и горных племен, живших охотой.

[198] Хранители мира, т. е. хранители стран света; их восемь: Индра, Агни, Яма, Найрита, Варуна, Марут, Кубера и Шива.

[199] Восхождение на небо, т. е. пришествие Арджуны в царство Индры, своего отца.

[200] Брихадашва — мудрец, который для утешения Юдхигатхиры рассказывает ему сказание о Нале и Дамаянти.

[201] Ломаша — мудрец, посланный Индрой к Юдхиштхире.

[202] Гандхамадана — букв. «опьяняющий запахом», древнее название части горной цепи Рудра-Хималаи в Гар-вале, которая находится северо-восточнее Бадринатха.

[203] Маниман — друг бога Куберы, убитый Бхимой.

[204] Агастья — мифический царственный мудрец, упоминающийся еще в Ригведе. По преданию, Агастья родился от семени Митра-Варуны, которое истекло у него при виде прекрасной небесной девы Рамбху. Об Агастье известен следующий миф. Гора Виндхья потребовала от Солнца, чтобы оно обходило ее, как оно обходит священную гору Меру. Когда Солнце отказало, гора Виндхья, дабы преградить ему путь, стала расти ввысь. По просьбе богов, Агастья направился к Виндхье, и она почтила его поклоном. Агастья, приказав ей не подниматься до его возвращения, отправился на юг, откуда уже не вернулся обратно. И Виндхья навсегда осталась распростертой.

[205] Ватапи — демон-дайтья, сожженный мудрецом Агастьей.

[206] Лопамудра — имя девы, созданной мудрецом Агастьей и тайно им отданной царю Видарбхи. Когда Лопамудра выросла как приемная дочь царя, Агастья сам женился на ней.

[207] Шиби — легендарный царь, сын Ушинары, о котором легенды рассказывают, что он спас Агни в образе голубя от Индры, принявшего вид ястреба.

[208] Ришьяшринга — некий мудрец, сын Вибхандаки. По легендам, он родился от антилопы и имел на лбу маленький рог, отчего и получил прозвище Ришьяшринга («антилопорогий»).

[209] Картавирья — сын Критавирьи, царь хайхаев, который правил в Махишмати, наследственной столице царей из рода Хайхая. Он имел тысячу рук и золотую колесницу, которая могла двигаться всюду по желанию владетеля. Картавирья был убит Парашура-мой за то, что тот насильно увел корову Камадхену у его отца Джама-дагни.

[210] Хайхая — название страны и ее народа, обитавшего, как предполагают, в горах Виндхья.

[211] Суканья - дочь царя Шарьяти, которую отец выдал за мудреца Чьявану.

[212] Шарьяти - царь, отец Суканьи, супруги Чьяваны.

[213] Сома - сок растения сома, хмельной напиток, который употреблялся при жертвенных возлияниях и почитался священным, Сома часто отожествляется с амритой, напитком бессмертья.

[214] Джанту — сын царя Сомаки, которого якобы отец разделил на сто частей и получил сто сыновей.

[215] Аштавакра — легендарный брахман, сын Каходы и Суджаты, якобы изучивший веды еще в утробе матери и родившийся калекой.

[216] Бандин — возница-сута, побежденный на диспуте брахманом Аштавакрой.

[217] Хираньяпура - название города асуров, якобы расположенного в воздухе.

[218] Двайтавана — название леса и озера, находившихся вне пределов Куруджангалы (Курукшетры).

[219] Индрадьюмна — имя древнего царя и риши, отца Джанаки.

[220] Савитри — царевна, супруга Сатьявана, которого она своею мудростью и любовью спасла от Ямы, бога смерти. Сказание о Савитри рассказывает Юдхиштхире Маркандея для утешения пандавов. Это одно из замечательных сказаний древности, включенных в Махабхарату.

[221] Уддалака — имя мудреца и учителя.

[222] Вайнья — букв, «сын Вены», Притху, царь солнечной династии, потомок Икшваку. Согласно легендам, он был первым царем, и от него земля получила свое название «Притхви» («принадлежащая Притху»).

[223] Рама — легендарный герой древней Индии, сын царя Дашаратхи, впоследствии признанный воплощением высочайшего божества Вишну. Рама является героем эпической поэмы Рамаяны, автором которой считается Вальмики.

[224] Пурандара — букв, «сокрушитель (вражеских) городов», эпитет бога Индры.

[225] Дхарма наставляет своего сына, т. е. Яма, бог смерти и правосудия, наставляет своего сына Юдхиштхиру.

[226] Шами — название породы дерева (Prosopis spicigera, или Mimosa suma), которое якобы содержит в себе огонь.

[227] Врикодара — букв. «имеющий брюхо, как у волка», «волкобрюхий», прозвище Бхимасены.

[228] Упаплавья — столица царства Вираты, царя матсьев. По соседству с Джайпуром, в 194 км южнее Дели, находится город Вират или Байрат, который, как предполагают, стоит на месте древней Упаплавьи.

[229] Город, носящий имя слона — название города Хастинапура, столицы кауравов, из-за которой возникла великая война. Согласно легендам, город этот основан царем Хастином, сыном

первого Бхараты, откуда и название его «Хастинапур», т. е. «город Хастина». Однако Махабхарата и Вишнупурана называют его «город слона», от слова hastin — «слон». Развалины Хастинапура находятся близ старого русла Ганги, в 106 км к северо-востоку от Дели. Согласно легендам, Хастинапур был смыт водами Ганги.

[230] Вхагадатта — царь страны Прагджьйотиша, убитый Арджуной. Страна и город Прагджьйотиша находились на востоке в Комаруке на границах Ассама.

[231] Аламбуса — ракшас, убитый Гхатоткачей, сыном Бхимасены.

[232] Шрутаюс — воин-герой, убитый Арджуной.

[233] Джаласандха — воин-герой, сражавшийся с Бхимасеной.

[234] Саумадатти — воин-герой, сын Сомадатты, убитый пандавами.

[235] Трипура — букв. «тройной город», город дайтьев, сожженный Шивой.

[236] Царь справедливости или правосудия — эпитет Юдхиштхиры, сына Дхармы, бога правосудия и смерти.

[237] Сатьяки — букв. «сын Сатьяка», воин-герой из рода ядавов, принимавший участие в великой войне на стороне пандавов в качестве возницы Кришны.

[238] Бхарадваджа — мудрец, сын Брихаспати и отец Дроны, учителя пандавов.

[239] Пхалгуна — букв. «родившийся при созвездиях Пхалгуни», эпитет Арджуны.

[240] Притха — имя Кунти, дочери Шуры, правителя ядавов и деда Кришны. Притха, или Кунти, была старшей супругою Панду и матерью трех старших пандавов.

[241] Лучший из всех блюстителей закона, т.е. царь Юдхиштхира.

[242] Бхишма, смертельно раненный Арджуной, был положен на ложе из стрел.

[243] Смварта — мудрец, сын древнего риши Анги раса. Постоянно притесняемый своим братом Брихаспати, он отказался от своих богатств и удалился в лес, не имея даже на себе платья

[244] Марутта — имя древнего царя, совершившего жертвоприношение коня в горах Хималая. Согласно легендам, он роздал во время жертвоприношения много золота брахманам, которые взяли с собою столько, сколько могли понести, а остальное бросили на месте жертвоприношения.

[245] Читрангада — царевна Манипура и супруга Арджуны, от которого она родила сына Бабхрувахану.

[246] Путрика — дочь, призванная родить от своего мужа сыновей для своего отца, который не имеет собственных сыновей.

[247] Гавалгана — отец Санджайи, возницы слепого царя Дхритараштры.

[248] Эрака — род травы, которая, по преданию, обратилась в палицы, когда ее сорвали Кришна и люди его племени.

[249] Яду — старший сын царя Яяти. Согласно Махабхарате, Яду отказал своему отцу в его просьбе отдать свою юность взамен старости отца. За это непослушание он был проклят своим отцом, и в силу этого проклятия его потомки никогда не могли занимать царского трона. От Яду пошел род ядавов, в котором родился Кришна.

[250] Санньяса — полное отречение от мира, последняя ступень жизни брахмана.

[251] Веданги или анги — части вед или вспомогательные науки: 1) фонетика, 2) обрядовый ритуал, 3) грамматика, 4) этимология, 5) метрика и 6) астрономия.

[252] Пять составных частей мира — по индийской космогонии, это: 1) земля, 2) вода, 3) жар, 4) воздух и 5) эфир (акаса).

[253] Согласно индийской традиционной науке, различаются четыре вида живых существ: 1) происходящие от пота, испарений, тепла и т. п. (svedaja), т. е. черви, насекомые; 2) рождающиеся из яиц (andaja), т. е. птицы, пресмыкающиеся; 3) происходящие путем разрывания земли (udbhijja), т. е. травы, деревья; 4) рождающиеся из утробы (jarayuja), т. е. люди, животные.

[254] Пушкара — знаменитое озеро, расположенное в 11 км от Аджмира, которое издавна служит излюбленным местом паломничества.

[255] Сарама — в Ригведе почиталась собакой Индры и матерью двух собак, прозванных Сарамеями («сыновья Сарамы»), которые имели по четыре глаза и были сторожевыми собаками Ямы, бога смерти. Согласно Бхагавата-пуране, Сарама — одна из дочерей Дакши и мать всех диких животных.

[256] Такшашила — город гандхарвов, который был расположен в нынешнем Панджабе и упоминается у Птолемея и других классических авторов под названием Таксила.

[257] Айода Дхаумья — младший брат Девалы, ведического мудреца, и в дальнейшем домашний жрец пандавов.

[258] Дхармашастра — руководство, или дисциплина, трактующая о законе и морали.

[259] Арка — название растения (Calatropis gigantea), небольшого дерева, красные цветы которого вместе с плодами, соком и корой считаются целебными.

[260] Ригведа — одна из четырех самхит или сборников вед, «веда гимнов», наиболее древний памятник индийской литературы, относящийся приблизительно к концу третьего тысячелетия до н. э. Ригведа представляет собою собрание гимнов, направленных к различным божествам, олицетворявшим силы природы. См. прим. 19 к «Вступлению» (стр. 612).

[261] Белая и черная ткань, т. е. день и ночь.

[262] Под перепелом тут подразумевается птица жизни, под пернатым хищником или Гарудой — неумолимое время. В этих словах следует искать скрытый смысл, т. е. намек на то, что только Ашвины, как врачеватели богов, способны вернуть ему зрение, погубленное растением арка.

[263] Три сотни и шестьдесят коров — триста шестьдесят дней, а один теленок — один год.

[264] Семьсот двадцать спиц, прикрепленных к ступице и ободу колеса, — число дней и ночей в году; колесо — год.

[265] Двенадцать спиц, прикрепленных к оси, — двенадцать месяцев в году.

[266] Десять стран света — по индийской эпической мифологии различаются десять стран света: четыре главные страны света, четыре промежуточные, зенит и надир.

[267] Кшатрия или кшатрий — член касты воинов, которая считается второй из четырех главных каст.

[268] Такшака — царь змей один из главных змей-нагов Паталы, подземного царства, сын Кашьяпы и Кадру. Из-за него царь Джанамеджая устроил змеиное жертвоприношение, чтобы истребить всех змей.

[269] Шраддха — поминальная жертва для почитания и поддержания душ усопших предков, которая сопровождается угощением, состоящим из лепешек или вареного риса.

[270] Айравата — царь змей, который почитается хинду одним из главных среди змеиного племени нагов, населяющих подземное царство.

[271] Дхритараштра — брат Айраваты, один из главных змей-нагов, населяющих подземное царство.

[272] Кадру — супруга легендарного мудреца Кашьяны, которая считается матерью могучих змей.

[273] Ашвасена — имя змея-нага, сына Такшаки, царя змей.

[274] Икшумати — название реки Калинади, которая течет через Камаон, Рохилькханд и район. Канаудж и впадает в Гангу.

[275] Махаддьюма или Махаддьюман — название места священных омовений.

[276] Двадцать четыре деления, т. е. двадцать четыре фазы луны.

[277] Сокрушитель Вритры и Намучи — бог Индра.

[278] Три мира — три мира, взятые вместе, а именно: небо (svarga), земля (bhumi) и подземный мир (patala).

[279] Дхатри и Видхатри — два божества, олицетворяющие творение и установление, имена Брахмы и Праджапати. В эпосе Дхатри и Видхатри часто представляются как два брата сыновья Брахмы.

[280] По календарю хинду различаются шесть времен года, а именно: 1) прохладный сезон — с середины января до середины марта; 2) весна — с середины марта до середины мая; 3) лето — с середины мая до середины июля, 4) дождливая пора — с середины июля до середины сентября; 5) осень — с середины сентября до середины ноября и 6) зима — с середины ноября до середины января.

[281] Парджанья — дождевое или грозовое облако; бог грозы и грома Индра.

[282] Айравата — слон Индры, который якобы вышел из вод океана во время пахтания его богами и асурами.

[283] Хастинапур — название города. См. прим. 106 к «Краткому содержанию» (стр. 628).

[284] Разложился на пять составных частей, т. е. умер.

[285] Кашьяпа — древний ведический мудрец-поэт, сын Маричи и внук Брахмы. Согласно легендам, он почитается отцом Вивасвана (Солнца), отца Ману, родоначальника человеческого рода.

[286] При мольбе и приветствии хинду складывают руки ладонями вместе и подносят их к голове. Этот жест на санскрите называется aujali, а тот, кто делает его — krtaujalih.

[287] Араньяка— букв. «лесная книга», один из поздних отделов ведической литературы религиозно-философского содержания.

[288] Бхригуид или бхаргава — букв. «происходящий от Бхригу», потомок Бхригу.

[289] Маруты — боги бури и ветра, которые занимали выдающееся место в ведах и представлялись друзьями и союзниками Индры. Они считаются сыновьями Рудры, бога бури, сыновьями или братьями Индры, сыновьями океана, неба или земли. Они вооружены молниями и громовыми стрелами.

[290] Гхритачи — одна из главных нимф-апсар, которые пребывают на небе Индры.

[291] Ракшас — разновидность злых полубогов.

[292] Павака — букв. эпитет бога огня или бога огня Агни.

[293] Семипламенный — эпитет бога огня Агни.

[294] Дарша — жертвенный обряд, совершаемый в день новолуния.

[295] Паурнамаса — жертвенный обряд, совершаемый в день полнолуния.

[296] Ом — слово торжественного обращения или благословения. Оно употребляется в начале молитв и религиозных церемоний и обычно ставится в начале книг. Слово ом, по индийской фонетике, состоит из трех звуков: а, и и т, которые символизировали три веды. С глубокой древности звук «ом» считается в высочайшей степени священным.

[297] Вашат — восклицание, употребляемое при совершении возлияний божеству.

[298] Свадха — восклицание, употребляющееся при возлияниях теням усопших предков.

[299] Сваха — восклицание, употребляемое при совершении возлияний богам.

[300] Менака — одна из главных апсар, божественных дев.

[301] Бхага-Дайвата — название двенадцатого лунного созвездия Уттара-Пхалгуни, состоящего из двух звезд. По верованиям хинду, созвездие Бхага-Дайвата благоприятствует браку.

[302] Царь закона — Яма или Дхарма, бог смерти и правосудия.

[303] Дундубха — порода неядовитых змей.

[304] Пожиратель жертв — Агни, бог огня.

[305] Праджапати — букв. «владыка созданий», прозвище бога-создателя, которое в ведическую эпоху давалось Индре. Савитару, Соме и др.

[306] Яявара — букв. «вечностранствующий», прозвище странствующего нищего или святого.

[307] Вирана — пахучая трава, корни которой употребляются в качестве прохладительного средства.

[308] Васуки — мифический царь змей из племени нагов, населяющих подземное царство, который почитается сыном мудреца Кашьяпы и братом змеи Джараткару. Во время пахтания океана боги и асуры воспользовались помощью Васуки, обмотав его в качестве веревки вокруг горы Мандары.

[309] Тот, у кого вместо возницы ветер, тот, кому возницею служит ветер — эпитет бога огня Агни.

[310] Деваюга — букв. «божественный век», название первого из четырех мировых периодов, который именуется также Сатья-югой или Критаюгой, т. е. Золотым веком. См. прим. 1 к «Краткому содержанию» (стр. 620).

[311] Под Праджапати в данном случае подразумевается Дакша, один из семи мудрецов-риши, духовных сыновей Брахмы, который почитается отцом Кадру и Винаты. Первая почитается прародительницей змей, вторая — птиц.

[312] Меру — название мифической горы, на которой расположены небо Индры и города богов с их небесными обитателями. По мифологии хинду, Меру находится в Хималаях.

[313] Кальпа — мировой период, составляющий одни сутки Брахмы и равный двум тысячам Махаюг, т. е. 8 640 000 земным годам. См. прим. 1 к «Краткому содержанию» (стр. 620).

[314] Асуры — «не-боги», демоны, противники богов. В ведическую эпоху асуры почитались добрыми божествами.

[315] Мандара — легендарная гора, которою якобы воспользовались боги как мутовкой, когда они вместе с асурами пахтали океан для получения амриты и сокровищ. Она отожествляется с горой Мандарагири, расположенной в районе Бхагальпура, в 56 км южнее Бхагальпура.

[316] Киннара — мифические существа с лошадиными головами из разряда добрых полубогов, по индийской мифологии почитаются небесными музыкантами.

[317] Йоджана — мера длины, равная четырем крошам, или 15 или 17 км.

[318] Потомок Бхригу — обращение к Шаунаке.

[319] Ананта — букв. «бесконечный, безграничный» прозвище мирового змея Шеши.

[320] Варуна — одно из главных ведических божеств, которое олицетворяло собою небесный свод. В позднейшее время Варуна был низведен в разряд второстепенных божеств и занял место простого водяного.

[321] Т. е. патала— преисподняя.

[322] Опора земли, точнее «носительница земли» — гора, которая, по верованиям хийду, поддерживает землю.

[323] Шри — супруга бога Вишну, одно из имен Лакшми, богини красоты и счастья, которая вместе с другими сокровищами появилась при пахтании океана.

[324] Белый конь, т. е. Уччайхшравас, конь Индры, который вышел из глубин при пахтании океана.

[325] Дханвантари — врачеватель богов. Он почитался хинду учителем науки врачевания — Аюрведы.

[326] Майя — божественная иллюзия, творческая сила, якобы создающая мир, который, будучи подвластен ей, имеет призрачное, нереальное существование.

[327] Раху — имя демона-дайтьи. Согласно легендам, Раху почитается одной из планет. Он похищает солнце и луну и проглатывает их, вызывая затмения.

[328] Чакраюдха — букв. «вооруженный диском», прозвище Вишну-Нараяны.

[329] Сударшана — букв. «красивый видом», на звание диска Вишну-Нараяны.

[330] Ачьюта — букв. «нетленный», эпитет Вишну или Кришны.

[331] Дити и Дану — дочери Дакши, одного из Праджапати, и жены мудреца Кашьяпы, которые почитаются матерями дайтьев и данавов.

[332] Ганы — разряд полубогов из свиты Шивы, находящихся под начальством Ганеши, бога мудрости. Гана, букв. «род, раз ряд» — также условное обозначение разряда низших богов, полубогов и прочих существ.

[333] Сокрушитель Балы — эпитет бога Индры, убившего демона Балу.

[334] Под Критином здесь подразумевается прозвище Нары, олицетворяющего изначального и вечного мужа.

[335] Макары — мифические морские чудовища.

[336] Панчаджанья — название раковины-трубы Кришны, сделанной из раковины морского демона Панчаджаны, убитого Кришной.

[337] Говинда — букв. «пастух, глава пастухов», прозвище Вишну-Кришны. При одном из своих воплощений Вишну, приняв вид ветра, разыскивал землю и поднял ее на своих бивнях из глубин океана.

[338] Атри — древний ведический мудрец. Позднее Атри почитался как один из десяти Праджапати, «владык созданий». Согласно индийской мифологии он также почитается одним из духовных сыновей Брахмы.

[339] Божественная кобылица — апсара Ашвини, которая в образе кобылицы родила солнцу двух сыновей, Ашвинов.

[340] Вибхавасу — букв. «богатый блеском», эпитет огня или Агни, бога огня.

[341] Шачи — супруга Индры.

[342] Ваю — ветер, бог ветра.

[343] Пунаргхана — букв. «постоянно дождящий», эпитет бога Индры.

[344] Тысячеглазый бог — прозвище Индры.

[345] Кшана — миг, мгновение, единица времени, равная 4/5 секунды.

[346] Кала - единица времени, равная или минуте, или 48 секундам, или же 8 секундам.

[347] Трути — очень малый промежуток времени, равный 1/4 кшана.

[348] Разъезжающий на светложелтых конях — одно из имен Индры.

[349] Васава — букв. «повелитель (восьмерых) Васу», Индра.

[350] Малая — название горной цепи в южной Индия, которая изобилует сандаловыми деревьями. Ныне — область Мальва.

[351] Нишады - название горных племен, обитавших в горах Виндхья, к которым относятся охотники, рыбаки и прочие. Нишадами называются также чандалы (candala), считающиеся внекастовыми.

[352] Тогда он увидел отца, т. е. мудреца Кашьяпу.

[353] Аламба — одно из мест священных омовений.

[354] Вайдурья — драгоценный камень, ляпислазурь.

[355] Валакхильи — разряд легендарных мудрецов-пигмеев, ростом с большой палец, численностью в 60000. Они почитаются хинду благочестивыми и препровождают колесницу Солнца, сверкая, как его лучи, и питаясь ими.

[356] Муни — отшельник-мудрец.

[357] Химаван — букв. «обладающий снегами, снежный», Хималаи.

[358] Таркша — эпитет легендарного мудреца Кашьяпы, отца Гаруды.

[359] Премудрые — боги.

[360] Палаша — название дерева (Butea frondosa) с круглыми, зубчатыми листьями.

[361] Марича — букв. «сын Маричи» (Marici), одного из десяти Праджапати, Кашьяпа.

[362] Аруна — букв. «красный», имя старшего брата Гаруды, который почитается хинду возницей солнца и олицетворяет собою зарю.

[363] Бхаувана — букв. «сын Бхуваны», прозвище Вишвакармана, зодчего богов.

[364] Тысячеглазый — прозвище Индры.

[365] Здесь перечислены имена могучих полубогов, якшей.

[366] Вооруженный трезубцем — прозвище Шивы, бога-разрушителя.

[367] Супарна — букв. «с красивыми перьями», эпитет Гаруды. Супарны — мифические птицы-великаны.

[368] Вайнатея — букв. «сын Винаты», Гаруда.

[369] Кришна — главное божество вишнуитов.

[370] Я буду почитать риши, т. е. мудреца Дадхичи, который перед смертью завещал свои кости богам. Из костей его зодчий богов сделал ваджру, громовую стрелу, с помощью которой Индра победил демона Вритру.

[371] Ваджра — громовая стрела, перун. Ваджра почитается оружием бога Индры.

[372] Куша — род травы, считающейся священной. Куша составляет необходимую принадлежность различных религиозных обрядов.

[373] Шеша — мифический мировой змей, повелитель подземного мира — Патала. Согласно легендам, он представляется в виде тысячеголового змея, на котором покоится Вишну.

[374] Бадари — или Бадарикашрама — место паломничества, посвященное Вишну, оно известно ныне под названием Бадринатх и находится в Гарвале, в Соединенных Провинциях.

[375] Гокарна — место паломничества, посвященное Шиве, ныне город Гендия (Гокарн), в провинции северной Канары (район Карвар), в 56 км от Гоа, между Карваром и Кумта.

[376] Пушкара — место паломничества, неподалеку от Аджмира, которое славится своим озером.

[377] Полоска мочалы — набедренная повязка у отшельников.

[378] Элапатра — имя одного из змеев.

[379] Обиталище Варуны — эпитет океана, где обитает бог Варуна, владыка вод.

[380] Рудра — букв. «ревун», одно из имей бога Шивы. Во множественном числе (обычно одиннадцать) Рудры — группа божеств, олицетворяющих бурю и находящихся под предводительством Шивы. По одним легендам Рудры почитаются сыновьими Брахмы, по другим — Кашьяпы.

[381] Сын Вивасвана — сын Солнца, Яма, бог смерти и правосудия.

[382] Мантры — священные стихи и формулы из ведических гимнов, имеющие якобы магический смысл и употреблявшиеся как заклинания.

[383] Каши — одно из названий Бенареса, священного города Индии.

[384] Пуруравас — имя царя, который почитается сыном Будхи и Илы и основателем лунной династии царей.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...