Главная Обратная связь

Дисциплины:






Окончание таблицы 88



Событие в других науках и культуре Влияние на науку и культуру Влияние на развитие философии
XX в. — Языкознание    
Гипотеза лингвистической относительности Сепир-Уорфа (связь языка с нацио­нальной ментальностью и картиной мира); развитие сравнительно-исторического языкознания (компаративистики) Подтверждало концепцию историзма, влияли на исследование проблемы искусственного интеллекта Повлияла на развитие языковой проблематики в философии (на феноменологию, герменевтику, психоаналитическую филосо­фию, постструктурализм и постмодернизм)
XX в. — Культурология    
Концепция Шпенглера о развитии культур. Способствовала появлению и развитию культурологии как самостоятельной дисциплины; повлияла на преодоление европоцентризма, характерного для европейской культуры, способствовала росту интереса к другим культурам. Повлияла на преодоление европоцентризма, характерного для европейской философии, способствовала росту интереса к восточной философии
    Вторая половина XX в.
«Игровая теория происхож­дения культуры» Хейзинги Повлияла на развитие культурологии, искусствоведения и языкознания Повлияла на становления игровой теории языка Витгенштейна и лингвистической философии в целом
XX в. — Информатика    
Создание компьютеров Значительные изменения в условиях умственного труда; революционные преобразования в спо­собах связи, хранения, обработки и передачи информации Поставило в философии проблему искус­ственного интеллекта; связи души и интеллекта

Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Глава 19. ОТ НАУК О ПРИРОДЕ - К НАУКАМ О ДУХЕ

Позитивизм

Термин «позитивизм» образован от фр. «positivism», возникшего на базе латинского «positivus» — «положительный».

В широком смысле слова термин «позитивизм» — это общекуль­турная установка западноевропейского сознания, сформировавшаяся в Новое время. Особенностью этой установки является направлен­ность сознания на окружающую нас «позитивную» действитель­ность, земной реальный мир, в котором мы живем, а не на «потусто­ронний», который считался высшей реальностью в предшествующие эпохи (особенно в эпоху Средневековья и в значительной степени еще в эпоху Возрождения). Это «перемещение акцентов» оказало существенное влияние на философию: как на постановку проблем, так и на их решение. Природа, т.е. действительный физический мир, перестает восприниматься как творение и потому как проявление Бога, и познание природы становится средством увеличения могу­щества человека, а не средством познания Бога. На место понятия «души», как самостоятельной субстанции, дарованной человеку Бо­гом, приходит понятие «сознание», как свойство высокоорганизован­ной материи.



В истории философии название «позитивизм»закрепилось как обозначение особого философского направления, которое возникло в 30-е гг. XIX в. и сохранилось до наших дней. Основным предметом исследования в позитивизме является научное познание, его логика и методология.

Предпосылки позитивизма. Возникновение позитивизма было связано с активным развитием науки, и прежде всего естественных наук, в Новое время. Последовательное использование новой мето-

дологии (и в первую очередь — экспериментального метода) приве­ло к многочисленным научным открытиям, что позволило создать технику, принципиально изменившую характер производства, — в XVII—XVIII вв. произошла первая промышленная революция. В XIX в. многочисленные технические изобретения широко вошли в повседневный быт людей, значительно изменив его1. Тезис о без­граничной мощи человеческого разума, возникший еще в эпоху Про­свещения, получил в XIX в. новое подтверждение и обоснование. Причем, если в XVIII в. надежды на улучшения в социальной жизни связывались просто с распространением знаний, с просвещением, то в XIX в. — прежде всего с развитием науки и техники, которые пре­образуют материальную действительность, улучшая условия жизни и деятельности человека. Успехи и достижения в области есте­ственных наук привели к тому, что именно позитивное или факти­ческое знание об окружающем нас мире стало особенно высоко це­ниться.

Позитивизм как философское направление прошел в своем разви­тии три основных стадии, после чего на смену позитивизму пришел постпозитивизм — одно из наиболее авторитетных течений филосо­фии конца ХХ-начала XXI вв.

Таблица 89. Позитивизм: периоды развития

Период Хронологические рамки Философы
Первый — классический 1830 г.— конец XIX в. О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер
Второй — эмпириокритицизм, или махизм конец XIX-начало XX вв. Э. Мах Р. Авенариус
Третий — неопозитивизм, или логический позитивизм 1920 — 1950/1960 гг. Л. Витгенштейн, Б. Рассел, М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, У. ван О. Куайн
Постпозитивизм — лингвистическая философия, аналитическая философия 1960/1970 гг.— до настоящего времени К. Поппер, К. Кун, И. Лакатос, К. Хюбнер, П. Фейерабенд

1 Уже в начале XIX в. территорию Европы и Северной Америки покрыли железные дороги, по морям и океанам поплыли пароходы, в середине века были изобретены фоно­граф и фотография, а в конце века появился электрический свет, радио, телефон, кино, автомобили, самолеты и т.д.

Таблица 90. Позитивизм: объект исследования и задача философии





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...