Главная Обратная связь

Дисциплины:






Бердяев Николай Александрович



1874-1948

 

выдающийся философ, религиозный идеалист, экзистенциалист

 

Сначала был легальным марксистом, затем стал религиозным мыслителем, активным критиком марксизма.

В философии - последователь В.Соловьева.

 

В 1922 году выслан за границу: Берлин, Франция (с 1924). Дзержинский Каменев – лекция в Чека на Лубянке. «Со мной случилась тоска».

Бердяев - философ свободы.

 

Отличие философии от науки

Философия не является наукой, т.к. она есть свободное творчество, а не приспособление.

В то время как наука есть процесс познания действительности и, следовательно, неизбежного приспособления к ней.

 

Антропоцентризм (учение о личности)

Бердяев - сторонник экзистенциализма (в центре его внимания – духовное «Я» человека).

Тема свободы личности, творчества, духовности – одна из центральных

У Бердяева.

Личность есть центр бытия, высшая духовная ценность.

Личностьпервичнее бытия. Личность есть свободное, активное, творческое начало. Она должна противостоять окружающему бытию как воплощению необходимости, причинности, пассивности.

Между личностью и обществом (окружающим миром) всегда конфликт. Общество хочет поглотить, поработить личность. Выход – первенство (примат) личности над безличностным (коллективом, родом, классом, обществом).

Поэтому категорически отвергал марксизм, поставивший на первое место класс и заслонивший им личность. Здесь не может идти речи об активности и свободе личности.

Бердяев выделил два основных типа философии и стоял за тот, которым утверждалось: первенство (начало) свободы над бытием, самостоятельность субъекта над миром, динамизм, дуализм, антропологизм.

Существование дуализма (равноправного начала духовного имматериального) являлось для Бердяева основным и определяющим ( в том числе - дуализм свободы и необходимости, духа и природы, индивидуального и общего).

 

 

Учение о свободе– главное в его творчестве.

Отрицал понятие свободы как познанной необходимости (данное Спинозой)., т.к.она оказывается подчиненной необходимости.

Свобода– есть свобода духа, творчество, внутренняя глубинная энергия человека.

Свобода иррациональна, т.е. непостижима рассудком. Она коренится и возникает в том Ничто, из которого Бог сотворил мирю.

Русская идея

 

Словарь «Русская философия» - М.:Республика, 1995г.

Есть совокупность разнородных концепций русских мыслителей:

В.Соловьев, Е.Трубецкой, Вяч. Иванов, С.Франк, Федотов, И.Ильин, Н.Бердяев и др.

 

Однозначного, «научного» определения русской идеи не существует.

 



Данное понятие используется для:

- понимания русского самосознания, культуры;

- национальной и мировой судьбы России, ее наследия и будущности;

- путей соединения народов и преобразования человечества.

 

Термин введен В.Соловьевым (1888).

 

В.Соловьев (1853-1900).

1. Отошел от первоначальной надежды на русский народ как на носителя будущего религиозно-общественного возрождения (идея близкая к славянофильству).

2. Затем - учение о вселенской теократии (с 1883).

3. В 1888 – доклад «Русская идея» в Париже – о смысле существования России во всемирной истории.

Сущностьего «Русской идеи»:

- органическое единство государства, церкви и общества. Результат – христианское преображение жизни, ее построение на началах истины, добра и красоты;

 

- Для «Русской идеи» несостоятельна (неприемлема) односторонняя этническая ориентация (в отличие от панславизма!). Призыв к восточно-западному единству в рамках учения о вселенской теократии.

Россия должна подчинить власть государства авторитету «вселенской церкви», отведя подобающее место «общественной свободе».

Р.И. сыграла важную роль в развитии русской философии, послужила обоснованием культурного подъема в Росси начала XX века.

 

Бердяев Н.И. (1874-1948)

Работа «Русская идея», 1946

Завершение «русской идеи».

Не согласен с изложением «Русской идеи» В.Соловьевым.

 

Основные идеи:

- У России собственные национальные и духовные интересы. Специфика русского пути цивилизации;

- Западная культура завершила гуманистическую стадию своего развития. Россия не может перенять западный гуманизм с его серединностью (постепенностью), т.к. русские – радикалисты по своей природе. Отсюда - и победа большевизма;

- Большевизм (в свою очередь) можно победить не материально, а только духовно, медленным процессом религиозного покаяния и возрождения. Для этого – движение к новой общественности.

- Русская интеллектуальная история есть целостное явление (Петр I, декабристы, Ленин, Федоров?).

Русский космизм

Учение русских философов, посв. проблеме единства человека, Земли и космоса. Вторая половина 19 века – 1-я половина 20 века.

Возникло под влиянием развития естествознания и усиления внимания к человеку.

Среди космистов: Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, Павел Флоренский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и другие.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...