Главная Обратная связь

Дисциплины:






БЕМЕ или Бем (Bohme, Bohm) Якоб (Иаков) (1575—1624) — немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу



БЕМЕили Бем (Bohme, Bohm) Якоб (Иаков) (1575—1624) — немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Чи­тал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, не­мецких мистиков. К этому времени относится его по­священие в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Неоднократно испы­тывал божественные видения. В состоянии особого ду­ховного восхищения Б. пишет свое первое сочинение "Aurora, или Утренняя заря в восхождении, то есть ко­рень или мать философии, астрологии и теологии на истинном основании, или Описание природы, как все было и как стало вначале" (1612). Шесть лет Б. нахо­дился под "домашним арестом" с запретом писать. На­падки и преследования духовенства подняли его авто­ритет среди протестантских модернистов, близких к розенкрейцерству. В последующие годы выходят его книги, послания, молитвы. Главные его сочинения: "О трех принципах божественной сущности" (1619), "О троякой жизни человека", "Пансофское таинство" (1620), "Теоскопия, или Драгоценные врата к божест­венному созерцанию" (1622), "О воплощении Слова", "Christosophia, или Путь ко Христу", "Mysterium mag­num или Комментарий на первую книгу Бытия" и др. Б. создал единую диалектическую мировоззренческую систему, основанную на сочетании натурфилософии и мистики. Источником своего учения Б. называет Боже­ственное откровение. Его теософия содержит толкова­ние библейских мифов, насыщена поэтическими обра­зами, символична. Основа его учения — мистика Абсо­люта, метафизика духа. Ментально-духовная система Б. имеет аналогии с идущими с Востока древнейшими знаниями о космической эволюции Божественных сил и человека. Первоначально, по Б., Бог есть вечный по­кой, все и ничто, единое, содержащее все существа, но Себя не сознающее. Через самосозерцание Бог делает­ся Своим зеркалом и, оставаясь единым, пробуждает желание, которое есть огонь и через него Бог открыва­ет и познает Себя в диалектике развития образов и идей. (По мысли Б., Бог сотворил все вещи из ничего, и это нечтоОн сам.) Человек, первоначально ода­ренный девственной мудростью, с появлением жела­ний, нисходит в земную жизнь. Бог посылает свое соб­ственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть. Завер­шение истории Б. видит в восхождении человеческого духа и в единении его с Богом. Согласно Б., "книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек; он сам есть книга всех сущностей, так как он есть подо-

бие божества, великая тайна заключена в нем". Б. явля­ется фокусом немецкой мистической и философско-ре­лигиозной традиций, идущей от М. Экхарта. Под влия­нием идей Б. находились французский мистик Л.К.С. Мартен, Шлегель, Шеллинг, Гегель. Фейербах изложил теософию Б. в "Истории новой философии" (1833). Энгельс называл Б. "предвестником грядущих философов". В Россию идеи Б. начали проникать с 17 в. через масонов. Н.М. Новиков печатает молитвы Б. Переводы книг Б. широко распространяются среди дворянства, тайных обществ, переписываются, изда­ются. Особую популярность имел "Серафимский цвет­ник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, мо­гущую в рассуждении великого таинства в завете со­единения души с Богом возжигать сердце и ум к молит­ве...". В 19 в. благодарные земляки воздвигли в г. Гер-лиц памятник Б.

В. В. Лобач





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...