Главная Обратная связь

Дисциплины:






Специфика философской культуры Возрождения



Философская мысль эпохи Возрождения охватывает три сто­летия: от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии XVI -нач. XVII вв. Ее нельзя рассматривать только как результат разложения средневековой схоластики, она противостоит всей системе средневековой философии, ибо строится, развивается на принципиально иных основаниях, хотя это и не означает полного разрыва между ними.

Для новой философской культуры были характерны:

1) антисхоластический характер (хотя для государства схо­ластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов);

2) пантеизм как главный принцип мировоззрения;

3) антропоцентризм и гуманизм.

В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышле­ния,который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию. Схоластическая же традиция создания фило­софских сочинений была связана с догматической, «ментор­ской» манерой изложения, построенной на толковании авто­ритетного, религиозно непротиворечивого текста. Философы Возрождения противопоставили этому подходу жанр литера­турно-риторический, рассчитанный на образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную ауди­торию профессиональных богословов.

Иерархическое представление о мироздании они предло­жили заменить на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа трактовалась ими пантеистически, в чем про­явилось влияние неоплатонизма с его учением о Мировой Душе. По мнению одного из выдающихся представителей дан­ного направления, Плотина, Душа, снизойдя в огромную массу природы, пронизывает и освещает ее, как Солнце пронизыва­ет своими лучами и освещает темное облако. Тем самым Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал.

Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу, что было характерно для средневековой культуры. Августин Блаженный считал, что основное содержание человеческой жизни - это стремление к счастью, а счастье - это познание человеком Бога и уяснение своей полнейшей зависимости от него. Без помощи Бога человеку не удастся постигнуть мир. Бог наделяет человека свободой воли, подчиняя его, однако, Божественным заповедям и Божественному руководству. Адам предал эту свободную, но уже отягченную стремлением к греху волю. С тех пор свободная воля человека создала пропасть между ним и Богом. Морально ценные, добрые поступки свойственны меньшинству людей. Своей безупречной моралью они обязаны предвечному Божественному избранию их к спа­сению. Это избрание называется Божественной благодатью. Оно не зависит от человеческих поступков, а ведет избранных прямо в рай. К добру человека ведет сам Бог, а к греху и злу может вывести и свобода воли. Тело человека бренно и тлен­но, подвержено соблазнам и благам чувственного мира. В свя­зи с этим душа имеет превосходство над ним. Чем полнее иг­норирует душа запросы бренного тела, тем это лучше для посмертных судеб человечества.



В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоста­вив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение «стать своим собственным скульптором и твор­цом»1, устремиться к безграничному совершенствованию своей природы.

1 Памятники мировой эстетической мысли. М., 1962, с. 506.

В целом философия Возрождения прошла три периода:1

I период - гуманистический (XIV - сер. XV в.)

Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла

II период - неоплатонический (сер. XV - XVI в.) Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс

III период - натурфилософский (XVI - нач. XVII в.) Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

3. Философия итальянского гуманизма2

Я ставлю тебя в центре мира....

Чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все,

что есть в мире, Я не сделал тебя ни небесным, ни земным,

ни смертным, ни бессмертным, Чтобы ты сам, свободный и славный Мастер,

сформировал себя в образе, который ты

предпочтешь... О высшее и восхитительное счастье человека,

которому дано владеть тем, чем пожелает,

и быть тем, чем хочет!3

(Пико делла Мирандола)

Гуманизм исторически и типологически определил первый период развития философии Возрождения, став ядром нового гуманистического мировоззрения, которое в борьбе со схола­стикой отвоевало право быть философией. Этот подход суще­ственно изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого-теоретика. Сущность новой философии - антропоцентризм. Человек - вот ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мир - потенция Бога, но Им был задан только импульс, а дальше Природа раскрывается, как книга, и человек - венец ее творения. Он сам - Мастер. Античность чтила героев, средние века - святых, эпоха Возро­ждения - Человека. И задача философии - это не противопос-

1 Именами перечисленных философов не ограничиваются указанные периоды. О других его представителях можно прочитать в рекомендо­ванной к этому пособию литературе.

2 Гуманизм - (от лат. humanus) человеческий, стремление к человеч­ности, к созданию условий для достойной человека жизни.

3 Пико делла Мирандола. «О достоинстве человека» - Сб. «Титан», вып. 31, М., 1973, с. 10.

тавление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

Первым, кто наиболее отчетливо и ярко представил эти идеи, был Данте Алигьери (1265 - 1321). Будучи одним из са­мих гениальных поэтов мира, он сумел создать произведение, которое потрясает читателей уже более 650 лет. Жизненность проблем, глубина человеческих страстей делают его не просто литературным, но и философским трактатом. За высокие дос­тоинства Бокаччо назвал «Комедию» Данте «Божественной».

По мнению автора, человек греховен, как и весь человече­ский род, и должен, чтобы достичь рая, пройти через ад и чис­тилище. При этом Данте ратует за торжество Христианской Церкви, символом которой является Беатриче, его возлюблен­ная. Ценность христианских догматов поэт не отрицает, но и не противопоставляет Божественное и природное начало. Именно Божественный свет, пронизывая мир Природы, если не обо­жествляет его, то оправдывает. Тем самым осуществляется взаимное влияние Божественного и Природного в мире. Чело­век причастен к обеим природам, «...он один из всех существ предопределяется к двум конечным целям». Эти цели челове­ческого существования - два вида блаженства, одно из кото­рых достижимо в земной жизни и заключается «в проявлении собственной добродетели», другое же - «блаженство вечной жизни, заключающееся в созерцании Божественного Лика», достижимо лишь посмертно и «при содействии Божественной Воли».1 Первый путь открывается человеку благодаря собст­венному разуму, второй - благодаря Духу Святому. Оригиналь­ность гуманистического учения Данте о человеке заключается в том, что жизнь этого Божественного творения строится «сообразно добродетелям моральным и интеллектуальным». Все человеческое ставится в зависимость и подчинение разуму.

Другим выдающимся представителем гуманизма Возрожде­ния является Франческо Петрарка (1304 - 1374). Идейное на­следие Петрарки огромно. В течение трех столетий шла в рус­ле его традиций лирика Европы. Его «Книга песен» включила 366 стихотворений, сонетов, канцон, баллад. Она разбита на два больших цикла, первый из которых посвящен жизни мадонны Лауры, а второй - ее смерти. Это своего рода лириче­ское введение в новое ренессансное, гуманистическое видение человека и его места в мире. Сколь новым для той эпохи было петрарковское чувство любви, столь сложной была в поэте

1 Данте Алигьери. Малые произведения. М., 1968, с. 139.

внутренняя борьба между средневековыми духовными мотива­ми и земными чувствами, новой нравственностью!

Лейтмотивом цикла о жизни мадонны Лауры может слу­жить первая фраза сонета «Жизнь - это счастье»,а эпигра­фом - «Нам только раз дается жизнь земная».Самое знамени­тое из произведений - «Моя тайна». В нем поэт говорит о том, что многое в жизни делает ее радостной и счастливой, удиви­тельна красота и гармония природы, величайшим творением которой является человек.

Прекрасна жизнь - на вид. Но день единый, Что долгих лет усильем ты воздвиг, Вдруг по ветру развеет паутиной.1

Кратковременна жизнь. Однако, как Петрарка замечает в трактате «О средствах»: «Природа установила неопределенный конец жизни, чтобы всегда человеку верилось в настоящее и в ближайшее будущее».2 Бессмертиеон понимает прежде всего, как славу человека среди других людей. Гуманист пишет: «Истинная слава столь крепка, что беги от нее, она догонит и будет сопровождать: так что заботься о доблести, пока жи­вешь, тогда слава будет идти за тобой и после смерти».3 Ни через род, ни через богатство, ни через знаменитую родину, а лишь «благодаря себе» можно, по мысли Петрарки, сыскать истинную славу. В этом заключается один из истоков ренессансного индивидуализма: только от личных усилий, от индивида зависят его слава и признание в глазах общества. И здесь про­блема любви является одной из важнейших. Любовь как ничто другое требует свободы личности, ведь она дочь свободного выбора, хоть этот выбор не зависит от воли человека; любовь рождает горячее стремление оценить, познать, постичь другого и вместе с тем вызывает потребность самовыражения, подни­мает из глубины души все лучшие силы и качества. Человек совершает открытие любви и через нее узнает себя.

Коль скоро я предвидеть был бы в силе Успех стихов, где я вздыхал о ней, Они росли бы и числом скорей И большим блеском отличались в стиле.4

1 Петрарка Ф. Сонет 269. Поэты Возрождения. М., 1989, с. 56.

2 Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988, с. 86.

3 Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988, с. 86.

4 Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988, с. 88.

Новым словом о любви, внутреннем мире человека, его сложности и богатстве стала лирика Петрарки. Данте возносит возлюбленную на небеса, Петрарка находит небесное совер­шенство на земле. Такова его Лаура. Поэт славит Судьбу, Бога и Природу, которая даровала ей такую красоту:

Ее творя, какой прообраз вечный Природа-Мать взяла за образец в раю идей?1

Презрению к миру в средние века гуманизм противопос­тавляет прославление мира и радостей земного существования; умерщвлению плоти - гимн красоте человеческого тела; жерт­венности - учение о самосохранении; страданиям во имя спа­сения - культ наслаждения и пользы.

К выдающимся гуманистам принадлежит и Лоренцо Валла(1407 - 1457). В своем диалоге «О наслаждении как истинном благе» он последовательно рассматривает три точки зрения на этические ценности:стоическую, эпикурейскую и христиан­скую. Автор диалога пытается примирить между собой эти позиции в некоем синтезе, ограничивая как суровую доброде­тель стоицизма, так и крайний индивидуализм этики наслаж­дения, включая в общую концепцию переработанные христи­анские представления о нравственности. В основе этикиЛоренцо Валлы лежит не отказ от наслаждений земной жизни, ибо он есть непременное условие и залог небесного блаженст­ва, а следование единому принципу наслаждения на небе и на земле. Более того, в его трактовке христианский идеал оказы­вается подчиненным новому пониманию: земное блаженство -предварительная ступень небесного. Правда, Валла понимает блаженство не просто как чувственное наслаждение, а как Достойное человека существование, включающее в себя «честь» и «добродетель».

Антропоцентризм как принцип мировоззрения приобретает У гуманистов особый оттенок. В отличие от средневекового мышления, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему дос­тоинства человека. Истинно человеческое состояние должно быть результатом осуществления заложенных в каждом инди­виде возможностей к совершенствованию, к преодолению «дикого» и «варварского» существования. И хотя они даны Богом, для их проявления нужны собственные усилия лично-

1 Цит. по Девятайкиной Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988, с. 92.

ста, ее творческая деятельность. Истинный человек есть чело­век культурный, цивилизованный, активный. Итак, мы видим, что гуманизм Возрождения:

- совершил глубочайший переворот во всей системе фило­софского знания, выдвинув новый стиль мышления, сменив ориентиры, обновив ценности;

- сформировал новый тип мыслителя, сложившегося во­преки традициям; его представляли ученые, поэты, педагоги, дипломаты, носившие имя «философ»;

- сформировал свое представление о человеке, не отвергая ни творения его Богом, ни бессмертия души. Человек объеди­няет в себе материальное и духовное (природное и идеальное) начала, он осуществляет свое предназначение, не борясь с собственной природой, не преодолевая телесную греховность, а, напротив, следуя природной доброте.

В эпоху Возрождения творческая деятельность человека при­обретает сакральный характер. Он творец, подобный Богу, он созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем - самого себя. Поэтому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса. Не смирение, а гордость обуяла его; он - «универсальный человек», причастный ко всем знаниям и всем видам деятельности. Он не ремесленник, повторяющий природу и выполняющий заказ, а созидатель. Художник Ре­нессанса проникает в святая святых, в запретную зону - в ду­шу человека и открывает в ней красоту и гармонию, добро и истину. Художник равен Тому, по чьему образу и подобию сотворен. Искусство эпохи Возрождения многогранно и уни­версально. Оно дает возможность прочувствовать богатство человеческой натуры, эмоционально его освоить. Не случайно Великие Мастера этого времени творили в разных жанрах, стремясь выразить безбрежность каждой личности и воплотить свое видение мироздания, в котором личность занимает по­четное место (см. табл. на с. 126).

Искусство эпохи Возрождения, как ничто другое, помогло человеку освободиться от религиозного аскетизма, осознать себя личностью, проявить свои духовные интересы.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...