Главная Обратная связь

Дисциплины:






Божественное повеление. Выведение израильского народа из египетского плена



В Библии рассказывается, что Моисей иногда впадал в необычные состояния, ему снились пророческие сны и были видения. Однажды, когда он пас овец, его посетил ангел, которого Моисей уви­дел в огне горящего тернового куста. Его устами говорил сам Бог. Он предписывал Моисею отправиться в Египет и вызво­лить израильский народ из плена. Моисей сначала пытается уговорить фараона добровольно отпустить евреев. Фараон, однако, не спешит выполнить

просьбу Моисея и приказывает надзирателям еще строже на­блюдать за евреями. Тогда Бог решает помочь Моисею: проде­монстрировать перед фараоном различные чудеса, чтобы, уст­рашившись, фараон отпустил евреев на свободу (воду превращает в кровь, поражает моровой язвой скот, побивает градом все посевы, насылает саранчу, поражает смертью каж­дого первенца-египтянина). Фараон не выдержал и отпустил евреев на свободу.

По библейским источникам, шестьсот тысяч евреев, кроме детей и женщин, вышли из Египта. Ученые сомневаются, что такое большое число людей вышло из египетского плена. Ис­торики называют даже приблизительное число вышедших из египетской земли: шестьсот семейств.

Моисей вывел израильский народ из Египта и повел своих соплеменников в пустыню, где не было ни воды, ни пищи. Моисей сорок лет водил народ по пустыне, пока подрастающее поко­ление не закалилось в борьбе за существование, а старое поколение постепенно не вымерло. Бог сопровождал скитальцев, помогал Моисею напоить и накормить народ, одолеть врагов. Во время путешествия Моисей проводит ряд реформ, способствующих возникновению элементов государственного устройства. По совету тестя он поделил всех на тысячи, сотни, десятки, на­значил судей. В Синайской пустыне Бог заключает с Моисеем договор, согласно которому израильский народ должен испол­нять Божественные Заповеди. За это Бог дарует Свое покро­вительство. Моисей сорок дней и ночей находился на горе Синай, где Бог дал ему две каменных скрижали, на которых были высечены Десять Заповедей. По богословской традиции считается, что первые пять Книг Библии написаны Моисеем со слов Бога, следовательно, и Заповеди, и законодательство имеют Божественное происхождение. В настоящее время многие исследователи не признают за Моисеем авторство Пя­тикнижия.

По договору еврейский народ должен был принять новую религию, а Бог обещал им «Ханаан» - «землю, где течет моло­ко и мед». В Ветхом Завете отразилась эволюция религиозных представлений древних еврейских племен, которые, как и язычники, поклонялись горам, деревьям, рощам, колодцам, камням. Каждый род имел своих божков - терафимов. Счита­лось, что в домашних или родовых божках воплощался дух предков. Чтобы дух предков покровительствовал роду, следо­вало принести ему в жертву ягненка (агнца). Древние евреи



поклонялись Луне, для чего справляли каждый месяц празд­ник в честь Луны в новолуние. Чтобы дух пустыни не обижал­ся на евреев, ему в жертву приносили козла. Люди переклады­вали на «козла отпущения» свои болезни и бедствия, и он шел в пустыню, избавляя людей таким образом от беды.

К концу II тыс. до н. э. возникает израильское государство во главе с царем Саулом. В это время скотоводами-кочевниками в некоторых родах почитался Бог племени Иуды Яхве. Его изображали в виде льва, затем в виде тельца (быка). Позже он приобретает человеческий вид. Древние евреи счи­тали, что Яхве обитает на горе Синай. По мере распростране­ния веры в Яхве стали считать, что Яхве обитает в ковчеге -ящике, который носили кочевники на носилках. На крышке этого ящика находилось два керуба (херувима). Некоторые исследователи считают, что в ковчеге находились статуи Яхве и его жены. Возможно, в ковчеге носили и камни-метеориты. Вначале Богу Яхве приносились человеческие жертвы, позднее их заменили животными. Возле ковчега всегда находились жрецы, которые обслуживали его. Жрецов называли левитами. Левиты были не только священниками, но и писцами, судья­ми, учителями. Культ Яхве постепенно принимался всем из­раильским народом, который был поделен на двенадцать колен (племен). Была создана регулярная армия. Каждое племя имело своих начальников и во время походов шло под своим знаме­нем. Обычно колонну возглавляли левиты, которые несли ковчег Завета, разобранную на части скинию (своеобразный складывающийся шатер, в котором евреи молились) и свя­щенные сосуды. Затем шли племена, а замыкали колонну ста­да овец и вьючных ослов. Так шли евреи к Земле обетован­ной, терпя лишения, муки, невыносимую жару.

Моисею не суждено было войти в Землю обетованную. От знал, что дни его подходят к концу. Перед смертью он прово­дит перепись населения. Израильтяне насчитывают уже ше­стьсот одну тысячу семьсот тридцать человек. Самому Моисею в это время было сто двадцать лет, но он был еще крепок те­лом. Перед смертью Моисей сложил песню в честь Бога, дал выучить ее своему народу, потом взошел на гору Нево. Три­дцать дней народ оплакивал своего предводителя, затем под руководством Иисуса Навина отправился в Ханаан.

Мы изложили библейское повествование о жизни Моисея. Ученые давно спорят о его личности. Некоторые считают, что его не было, но многие склоняются к мысли, что он - реаль-

ная историческая личность, подлинную биографию которого мы вряд ли будем знать. Для нас не важно, действительно ли существовал Моисей, или это собирательный образ руководи­телей еврейских племен, важно то, что с ним связываются оп­ределенные взгляды, которые получили распространение среди людей, например, Десять заповедей.

Десять Заповедей.

Заповеди, полученные, по Библии, Моисеем на горе Синай от Бога, таковы:

- Да не будет у тебя других Богов перед лицом Моим.

- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, рев­нитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и чет­вертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до ты­сячи родов любящих Меня и соблюдающих заповеди Мои. (Исх. 20: 3 - 6).

- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя напрасно. (Исх. 20: 7).

Четвертая заповедь предписывает почитать день субботний для того, чтобы целиком предаться размышлениям о Боге:

- Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой -суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный день никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабы­ня твоя, ни вол твой, ни пришелец, который в жилищах твоих: ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Гос­подь день субботний и освятил его (Исх. 20: 8 - 11).

Первые четыре заповеди касаются отношений человека и Бога.Как и в любой религии, это - самое важное для верую­щего человека. В любой религии главным персонажем являет­ся Бог, и от взаимоотношения с ним зависит жизнь и смерть обычного человека. Не случайно в первой и второй заповедях предписывается единобожие, отказ от прежних языческих представлений евреев.

Остальные шесть заповедей Моисея - не что иное, как про­стые нормы нравственности,существующие у любого народа:

- Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хо­рошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Гос­подь, Бог твой, дает тебе.

- Не убивай.

- Не прелюбодействуй.

- Не кради.

- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

- Не желай дома ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого ско­та его), ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20: 12 - 17)

Заповеди Моисея отражают все ценное, что было накопле­но человечеством в области нравственных отношений. Они включены в основы религиозных вероучений не только иуда­изма, но и христианства, в преобразованном виде - ислама и оказали большое гуманизирующее влияние на духовное ста­новление человека.

Моисей не только донес нравственные принципы людям, но и ввел законы,которые помогали им ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Эти законы носят историче­ский характер. Изучая их, мы можем постичь истоки традиций восточных народов, их историю, принципы законодательства, которое существовало в те времена. Исследователи указывают на то, что в законах Моисея отразился законодательный опыт не одного еврейского народа. В частности, в законах Моисея присутствуют отголоски кодекса Хаммурапи.

Читая законы Моисея, мы узнаем, что израильтяне допуска­ли рабство. Если рабом был еврей, то по законам Моисея предписывалось отпустить его на свободу после шести лет. На жену раба это правило не распространялось. Рабыню господин должен был отпустить в случае, если он не мог взять ее в же­ны или отдать в жены своему сыну. Женщина по законам Мои­сея должна была быть прежде всего матерью, если же ей это право не обеспечивалось, то ее отпускали на свободу. Мужчина должен был обеспечить женщине «пищу, одежду и супруже­ское сожитие». С рабами хозяин был волен поступать так, как ему заблагорассудится, однако, если он убивал раба, то пред­писывалось наказать хозяина. Если же рабы «день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро» (Исх. 21: 18). Рабство в Ветхом Завете не осуждается, к нему относятся как к данности, оно рассматривается как естествен­ное, само собой разумеющееся.

Взаимоотношения между людьми строились по принципу «око за око». Каждый человек, по законам Моисея, должен был знать, что любое посягательство на жизнь другого чревато ме­стью, ответом по принципу «как ты мне, так и я тебе». В Вет-

хом Завете защищалось право на собственность. Если вора убива­ли на месте преступления, то никто не отвечал за его смерть. Пойманному вору предписывалось отдать украденное вдвое.

Сурово осуждались те, кто не уважал своих родителей, кто проявлял по отношению к ним непочтительность и дерзость. «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21: 15). В законах Моисея предписывалось гос­теприимство: «Пришельца не обижай и не притесняй его: вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» (Исх. 23: 9).

В Библии отражается становление семейных отношений. Вна­чале у евреев практиковалось многоженство. Количество жен не ограничивалось, не было запретов и на брачные отношения между родственниками. Обрученная девушка должна была хранить верность жениху. Если же она ее нарушала, то ее мог­ли убить. Человек, посягнувший на невесту другого, мог рас­считывать только на смерть. Муж имел право развестись с не­любимой женой. В этом случае он давал ей разводное письмо. Муж был не обязан отвечать за причину развода. На развод имела право и жена. По закону Моисея жена имела право на пищу, одежду и «супружеское сожитие». Израильская жена не была рабыней, как это было у многих древних народов. За­мужние женщины и девицы ходили непокрытыми, участвова­ли в празднествах, песнях и плясках по поводу побед или в религиозных обрядах. Женщина участвовала в делах семьи и пользовалась в некотором смысле независимостью. Священ­ники и служители храмов должны были жениться только раз. Даже от женщины, прислуживающей в храмах, требовали, чтобы она была замужем один раз.

Сначала, как мы уже отмечали ранее, у евреев были рас­пространены браки среди родственников. Авраам был женат, например, на единокровной своей сестре Саре (Быт. 20: 12). Иаков был женат на двух сестрах одновременно. Отец Моисея был женат на своей тетке. (Исх. 6:20). Позднее евреи стали запрещать под страхом смертной казни различные кровосме­сительные сожительства - с матерью, сестрой, внучкой, не­весткой, снохой, свояченицей и др. Вначале браки с предста­вителями других народов разрешались, позднее категорически запрещались.

Вызывает удивление и уважение дальновидность демографи­ческой политики законодателей еврейского народа. Законы Моисея предписывали не посылать молодожена на войну, по-

ка не пройдет год. При разделе имущества дети любимых и нелюбимых жен имели равные права. Первенец от нелюбимой жены получал двойную часть наследства. У евреев поощрялось деторождение. Бездетность рассматривалась как большое не­счастье.

Многие положения Моисеева законодательства были по­ложены в основу теократического государства, вошли в тради­цию еврейского и других народов, были усвоены разными по­колениями людей, которые совершенствовали их, преобразо­вывали, дополняли. Отголоски законов и заповедей Моисея можно найти в идеологии и нравственном воспитании, осуще­ствляемом в современном Израильском государстве.

Большое влияние заповеди и законы Моисея оказали на христианское вероучение. Христианство развивает нравствен­ные идеи Ветхого Завета. Эволюцию нравственных идей Вет­хого Завета отражает нравственное учение Иисуса Христа.

Кто Он - Христос?

В истории философии и истории религии не было, пожалуй, такой личности, о которой столько бы спорили его про­тивники и сторонники. О Христе рассказывается в четырех Евангелиях Нового Завета - от Матфея, от Марка, Луки и Ио­анна. Несмотря на то, что Евангелия скупо освещают жизнь основателя христианства, можно восстановить основные вехи жизненного пути Иисуса Христа. В Евангелии от Матфея го­ворится о том, что Иисус Христос родился путем непорочного зачатия от Девы Марии, что Его воспитывал Иосиф-плотник; у Него были братья и сестры.

Согласно Евангелиям, к Деве Марии пришел архангел Гав­риил и сообщил Ей о том, что Она должна стать матерью не­обыкновенного Младенца, который должен спасти все челове­чество. Мария была поражена, ибо не могла и предположить об уготованной Ей судьбе. Но архангел Ее успокоил, сказав, что это воля Бога. После этого архангел Гавриил отправился к плотнику Иосифу, довольно пожилому человеку, и сообщил о его предполагаемой женитьбе на Деве Марии. Богобоязнен­ный Иосиф согласился стать мужем Марии, когда узнал, ка­кого ребенка Она должна родить. В Евангелии от Луки сооб­щается, что «в те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле» (Лк. 2:1). Мария и Иосиф отправились на перепись в Вифлеем - на родину. По пути Богородица подарила миру необычного Младенца, который родился в образе человека, а в Своей сущности был Богом.

История не знает, когда Иисус Христос родился. День Его ро­ждения был произвольно вычислен монахом Дионисием, ко­торый, видимо не учел всех моментов. Богослов Александр Мень считает, что Иисус родился в 7 или 6 г. до н. э. Слово Христосозначает по-гречески «помазанник», то есть избранник Божий. В Иудее в это время правил царь Ирод, о жестокостях которого ходили легенды. Историки рассказывают, что Ирод, боясь измен и попыток захватить власть, убил всех родствен­ников жены, любимую жену Мириам и даже своих сыновей. Узнав, что новый Мессия должен был родиться в Вифлееме, Ирод отдал приказ убить в этом городе всех младенцев муж­ского пола до двух лет. Чтобы переждать бесчинства тирана, Мария и Иосиф с Младенцем отправились в Египет.

В Новом Завете рассказывается о дальнейшей жизни и дея­тельности Иисуса Христа. Родители вернулись из Египта в Назарет, где Иисус окунулся в жизнь обычных людей. Когда Иосиф умер, Христос помогал матери, занимаясь ремеслом каменщика и плотника. Жизнь Его была тесно связана с при­родой. Он знал жизнь рыбаков и пастухов. В речах Христа не­мало изречений и образов, связанных с повседневной жизнью простых людей.

В Новом Завете говорится, что, когда Иисус Христос вы­рос, Он крестился у Иоанна Крестителя, провел сорок дней и ночей в пустыне, где подвергся искушениям дьявола и ус­тоял. Затем Он набрал себе двенадцать учеников из рыбаков, пастухов и стал проповедовать свое учение. Это было, види­мо, необычно для домашних. Они заподозрили Его в умопо­мешательстве и не верили, что Христос - Пророк и Сын Бо­га. В Евангелии от Иоанна говорится, что «и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7.5). Позднее это дало основание не­которым исследователям, например, знаменитому Альберту Швейцеру, говорить, что Иисус Христос страдал манией ве­личия.

Проповедуя Свое учение, Иисус Христос обращался прежде всего к простым людям. Он был окружен несчастными людь­ми, проститутками, блудницами, пропойцами, людьми, поте­рявшими свое достоинство, что вызывало презрение у тех, кто считал себя более нравственным. На упреки таких людей Ии­сус отвечал, что «не здоровым нужен врач, а больным».

Проповедуя новое учение, Христос, согласно Евангелиям, совершал множество чудес. Это и оживление умерших, и на-

сыщение пятью хлебами и двумя рыбами пяти тысяч человек, и превращение воды на свадьбе в Кане Галилейской в вино. Это дало основание некоторым исследователям считать его знахарем и фокусником (Вольтер).

Иисус Христос был глубоко убежден в том, что Бог послал Его на Землю «благовествовать нищим»... «исцелять сокру­шенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, сле­пым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4: 18).

В Евангелии от Луки говорится, что во время Нагорной проповеди Христос призывал к милосердию, осуждал богатых. В речах Христа было много слов в пользу обездоленных, бед­ных, падших, что дало основание позже говорить о том, что Христос был первым коммунистом на Земле, революционе­ром, а христианские общины были прообразами новых ком­мунистических отношений (таково мнение, например, митро­полита А. Введенского, писателя А. Барбюса).

Иисус Христос повсюду проповедовал новое учение, про­возглашая близкий конец света и наказание за грехи людей. Деятельность Христа стала вызывать подозрение у властей. Иисус, если верить евангелистам, знал о готовящейся распра­ве. Когда Он в последний раз встретился с учениками на Тай­ной Вечере, Он сообщил им о том, что среди них есть преда­тель. Каждый ученик, глядя преданно в глаза учителю, спрашивал: «Не я ли, Господи?». Среди учеников был и Иуда, который отвечал за казну. Он тоже спросил Христа: «Не я ли, Господи?». Иуда предал Христа за тридцать Серебреников. Когда стражники привели Христа к Понтию Пилату, прокура­тор долго не мог понять, за что схватили Христа, ибо не видел Его вины. Однако толпа требовала смерти, и Понтий Пилат «умыл руки». Иисус был распят с двумя разбойниками на кре­сте. После распятия Христа сняли и положили в пещеру, зава­лив огромным камнем вход. Однако, когда на следующее утро к пещере подошли Его ученики, то обнаружили, что пещера пуста. В Евангелиях говорится, что Христос воскрес, а затем сошел на Своих учеников в виде Святого Духа на пятидесятый день после Вознесения. Такова официальная христианская история Иисуса Христа, в которой слились и реальные факты, и фантазия.

В XIX в. в Париже вышла книга русского путешественника и литератора Николая Александровича Нотовича: «Неизвестная жизнь Иисуса, его биография и путешествие по Индии». Ав-

тор книги, будучи корреспондентом «Нового времени», в 1883 - 1887 гг. путешествовал по Центральной Азии и Персии. В Индии, в городе Ладаке в самом большом монастыре Хемис Н.А. Нотович обнаружил «следы Христа». Это были копии с древних рукописей, в которых рассказывалось о том, что Хри­стос - «Исса» в возрасте от 18 до 30 лет долго путешествовал по Востоку, хорошо изучил буддийское учение, йогу, освоил основы медитации. Позже это ему пригодилось. На кресте ему удалось впасть в транс, а затем с помощью своих учеников он спасся, побывал в Сирии, Японии, Китае и Индии, где и про­жил оставшееся время. После его пребывании в Индии оста­лась запись на одном из буддийских храмов.1

Эта история была настолько фантастичной, что автора по­сле выхода книги в России царское правительство сразу же заточило в Петропавловскую крепость, а затем отправило в Сибирь. В новое и новейшее время развернулась полемика по вопросу о происхождении Христа.Вырисовываются два направления в исследовательской литературе: мифологиче­ское и историческое. Сторонники мифологической школы счи­тали Иисуса Христа вымыслом, мифом. Д. Штраус, напри­мер, в книге «Жизнь Иисуса» сомневался вообще в том, был ли на самом деле Иисус, а Евангелия считал продуктом ми­фологического творчества. Аргументы мифологической шко­лы основывались на том, что нельзя доверять ссылкам исто­риков на Иисуса Христа (например, утверждения Иосифа Флавия). Сторонники мифологического объяснения обратили внимание также на то, что образ Христа формировался по­степенно. Сначала Спасителя представляли в виде Рыбы, по­том в виде Овна, потом - Бога, а позже Человекобога. В Апокалипсисе Спаситель - Бог, Ангел, приносящий себя в жертву, с семью очами и рогами.

Представители мифологической школы приводят также примеры заимствований из восточных религий, которые яко­бы имеются в Евангелиях. В культе Митры встречаются дета­ли, сходные с евангельскими (рождение в пещере, поклонение пастухов). В иранской религии пророк Заратустра подвергался искушению злого духа так же, как Христос подвергался иску­шению дьявола. Исследователи Нового Завета указывают на сходство евангельской мысли о воскресении Христа с мифом

1 См. Митрохин Л.В. Кашмирские легенды об Иисусе Христе. М., 1990.

об умирающих и воскресающих богах в восточных религиях: Осирисе (Египет), Адонисе (Финикия), Таммузе-Мардуке (Вавилония), Аттисе (Малая Азия), Дионисе (Греция). Все эти божества были связаны с плодородием, олицетворением хлеб­ного зерна, которое, будучи брошено в землю, «воскресает» в виде нового растения. В Финикии, например, верили, что прекрасный бог Адонис - возлюбленный богини Астарты -воскрес после того, как он, раненный на охоте, был оплакан богиней. Во время праздников женщины целую неделю опла­кивали Адониса, а в положенное время после траурных опла­киваний, после исступленного нанесения себе ран, после множества процедур, статуи Адониса обвивались погребаль­ными пеленами (сравните с христианскими плащаницами), осыпались цветами, их хоронили в пещере. На седьмой день все выносили статуи снова, одевались в праздничные одежды, целовались, восклицая: «Адонис воскрес!» (очень похоже: «Христос воскрес!»).1

Представители исторической школы считают, что Иисус Христос был одним из первых христианских проповедников, которого, возможно, казнили (таких случаев было сколько угодно в Римской империи). После смерти его жизнь обросла легендами, и уже в биографии Иисуса Христа эти легенды ста­ли занимать доминирующее место. Когда в XX в. были найде­ны кумранские рукописи, мир узнал о жизни секты ессенов (ессеев) - общины первых христиан. В них говорится об «учителе справедливости», «основателе справедливости». Сен­сационным было сообщение о том, что несколько высказыва­ний этого «Единственного наставника» совпадали с нравст­венными наставлениями Христа. И хотя в рукописях Мертвого моря не упоминается имя Христа, это дало основание некото­рым исследователям считать Иисуса реальной личностью, че­ловеком.

Справедливости ради следует сказать, что и в христианст­ве существовало разное понимание сущности Иисуса Христа. «Арий утверждал, что Он - лицо тварное, только подобное Богу; несториане проводили грань между Иисусом - Челове­ком и Логосом, который, по его мнению, вошел в Христа лишь с момента крещения на Иордане; монофизиты и монофелиты, напротив, отрицали человечность Спасителя. Они

1 См. Ковалев М.И. Основные вопросы происхождения христианст­ва. М.-Л., 1964, cc. 210 - 211.

убеждены, что Божественное начало поглотило в Нем земное. И, наконец, иконоборцы, запретив изображать Богочело­века, фактически отказались от веры в реальность перево­площения».1

Мы кратко остановились только на некоторых трактовках личности Христа. Видимо, споры вокруг этого имени буду продолжаться еще долго. Не сковывая себя никакой точкой зрения, попытаемся взглянуть на Иисуса Христа как мыслите­ля, проповедника нравственности.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...