Главная Обратная связь

Дисциплины:






Антропологическое (иррационалистическое) направление: философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм, философская антропология



Антропологические школы противостоят рационализму XIX-XX в.в. и сциентистским направлениям современной философии XIX-XX вв. Определяющей чертой антропологических философских систем является иррационализм (от лат.irrationalis-неразумный), полагающий, что познаватель­ные возможности человека определяются не одним разумом, что здесь важ­ная роль принадлежит бессознательному, чувствам, интуиции, воображению. Видными представителями иррационализма являются А. Шопенгауэр, С. Къеркегор и Ф. Ницше. Они противопоставили тезису рационалистов о разумности мира противоположный - мир неразумен, человеком управляет не разум, а единая воля, инстинкты, страх и отчаяние.

Первым философом, выступившим против философии Гегеля, был А. Шопенгауэр (1788-1860), изложивший свои взгляды в сочинении "Мир как воля и представление". Он оспорил само понятие разума как области осознанной мыслительной деятельности человеческого сознания. Он ввел в сознание бессознательно-иррациональные моменты.

Интеллект, по утверждению Шопенгауэра, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, а по указаниям воли, которая признается единой энергичной основой всех личных воль и самого объективного мира. Интеллект - это лишь орудие воли к жизни. Интеллект утомляется, а воля неутомима. По его утверждению, реальна только одна космически громадная воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной. Мир есть только зеркало этого воления, выступающего как представление.

Метафизическая воля как первопричина мира представляет собой ненасытное сильное влечение, темный глухой порыв. Мир нелеп, а вся история мира - это история бессмысленного колебания волевых искр. Воля есть самодостаточное начало, нечто родственное неисповедимым силам мироздание, поскольку всему сущему свойственны волевые порывы. Воля для А. Шопенгауэра - это абсолютное начало, корень всего сущего.

Воля к жизни бессмысленна, как бессмысленна и сама жизнь, а человеческая жизнь - в особенности. Она бессмысленна потому, что каждый человек обречен на смерть, а многие - на старость, болезни и страдания.

Поэтому оптимизм есть самая безжалостная и бессовестная издевка над человечеством. У человека есть только один выход - погасить всебе волю к жизни, т.е. принять ту истину, которую узрели еще древние индусы, выразившие ее в религиозно-философском учении буддизма о "нирване" - постепенном угасании жизненной воли, свободном выборе небытия.

Страдание, по Шопенгауэру, неотвратимо присуще жизни. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которыми должно последовать новое страдание или томительная скука.



Этот мир есть не что иное, как арена замученных и запуганных существ, которые живут лишь благодаря тому, что одно существо истребляет другое, где, поэтому каждый зверь представляет собой живую собственность тысяч других, а его самосохранение - цепь мучительных смертей. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующим состоянием духа, препятствующим страданию, является состояние полного отсутствия желания, симптомом которого выступает переход к полному аскетизму.

В полном соответствии с глубинной эмоцией восточной культуры А. Шопенгауэр видел разрешение трагедии человеческой жизни в умерщвлении плоти и в угасании рациональных исканий человека. Более того, пессимистический волюнтаризм А. Шопенгауэра в качестве исхода предполагал апологию самоубийства.

Другим крупным представителем иррационализма был датский философ С. Кьеркегор (1813-1855). Свои взгляды он изложил в книге "Страх и трепет". Кьеркегор отрицал единое идеальное начало мира, будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Он выдвинул идею "экзистенциального мышления".

В отличие от научного мышления, абстрактного и безличного, исходящего из теоретических принципов, экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями.

Именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. Объективное мышление безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции; субъективный мыслитель - как экзистенциальный - заинтересован в своем мышлении, он существует в нем. В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, не затронутому человеческой субъективностью.

Вместе с тем Кьеркегор обращал внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть и фиксировал это в понятиях "страх", "сомнение", "трепет". Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом чего является бессилие мысли, подлинный "скандал для рассудка", а отсюда происходит переход к мифу.

Относясь к человеку как к цели и смыслу мировой эволюции, Кьеркегор критиковал предшествующих философов, прежде всего Гегеля за слишком абстрактный подход к человеку. Философы, по его мнению, превыше всего ставя всеобщее, дух, материю, Бога, прогресс, истину и этим всеобщим принципам стремятся подчинить реального человека вне его индивидуального бытия. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями.

Кьеркегор исходил из того, что у каждой эпохи есть свои умозаключения, свои особые моральные принципы и своя безнравственность. Безнравственность своей эпохи он усматривал в том, что всякое индивидуальное забывается в общем. Он призывал к тому, чтобы внимательнее вглядеться и вчувствоваться в реальную человеческую жизнь, в личные страдания.

Индивид, по Кьеркегору, самоценен и возвышен, но он же одинок и беспомощен в этом мире, как узник, обитающий вкамере-одиночке. Каждый имеет свои критерии оценки, поэтому искренне личностное заблуждение может превратить не истину в истину.

В конечном итоге возвышающая идею человека личностная институция приводит у Кьеркегора к аналогии страха, для преодоления которого и для утешения необходимо религиозное общение с Богом. Не приняв межчеловеческое общение за возможную форму выхода из личностного одиночества, Кьеркегор возвращается в лоно христианской религии, в которой Бог также обладает личностной формой. Кьеркегор противопоставил веру разуму как начало полностью иррациональное, коренящееся в воле, которая трактовалась им как предшествующий всякому разуму корень человеческого бытия.

Заметное место в западноевропейской философии второй половины XIX - начала XX века занимает "философия жизни". Она выступила за реабилитацию жизни, против ее ущемления и объединения политическим, экономическим и иными утилитарными подходами.

В связи с этим понятие "жизнь" как центральное понятие этого философского течения призвано заменить понятие "бытие". Бытие - это статичное состояние, жизнь - это движение, становление. Становление - это первооснова, предельное понятие; в его основу нельзя положить что-либо устойчивое. Жизнь - это и человеческая жизнь, и основа бытия, и определенное отношение человека к этой основе бытия. Жизнь как поток неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания (понимания), интуиции, веры, любви.

В "философии жизни" можно выделить три основных школы: академическую "Философию жизни" (В. Дильтей, Г. Зиммель), '' Творческую эволюцию" А. Бергсона и его последователей, "Философию воли" Ф. Ницше и его последователей.

В. Дильтей (1833-1911) и Г. Зиммель (1854-1918) определяют жизнь как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения, действительность есть то, что содержится в опыте самой жизни, это чистое переживание, "жизненный опыт", вне которого действительности не существует. "Жизненный опыт" выступает объектом познания, он иррационален и несводим к разуму.

Жизнь - это поток, изменение, творчество. Знание как отражение закономерного, всеобщего невозможно. Жизнь может быть постигнута только через индивидуальное. Методом "наук о духе" является непосредственно переживание исторических событий. Согласно Дильтею, историк должен не просто воспроизвести истинную картину событий, но и "пережить" ее заново, истолковать и воспроизвести в ее жизненности.

А. Бергсон (1859-1941) в своих работах опирался на естествознание. На основе концепции "жизни" он стремился построить картину мира, которая бы по-новому объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их единство. Центральным понятием философского учения Бергсона является "жизненный порыв". По Бергсону, жизнь - это непрерывное творческое становление. Материя есть косное начало бытия, она хоть и оказывает сопротивление, но все же подчиняется жизни. Благодаря этому эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате мир предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся спонтанный и непредсказуемый. Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного становления.

Согласно Бергсону, человек довольно успешно приспособился к миру материи с помощью интеллекта. Интеллект - это разумное и рассудочное познание, достигшее высших форм в методах физико-математических наук. Он разлагает целостность мира на тела, тела - на элементы, а затем конструирует из них искусственные единые картины мира. Интеллект удерживает сходное, повторяющееся, общее, ценой утраты уникального, неповторимого. Он обретает способность предвидеть аналогичные процессы в будущем. Однако интеллект совсем не создан для того, чтобы осмыслить эволюцию в прямом смысле этого слова, т.е. непрерывность изменения.

Интеллекту принципиально недоступен "жизненный порыв", познание которого возможно только на основе интуиции. Интуицией у Бергсона называется род интеллектуальной симпатии, посредством которой человек переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем есть единственного и невыразимого. Интуиция позволяет проникнуть в самую суть вещей, интуицию Бергсон характеризует как основу Духа, и в некотором смысле, как саму жизнь. Это тождественное с Духом состояние он называет первоначальной интуицией.

С гносеологической точки зрения, эволюция представляет собой процесс, в ходе которого первоначальная интуиция разделяется на инстинкт и интеллект. В первом случае она лишается самосознания, во втором - способности проникать в сущность реальности. У человека интуиция почти целиком принесена в жертву интеллекту. Однако утрата человечеством первоначальной интуиции не была полной.

В "пограничных" ситуациях, когда речь идет о жизненных интересах первостепенной важности, интуиция освещает человеческое "я", его свободу, судьбу и место во Вселенной. К остаткам интуиции Бергсон относит также эстетическую способность, проявляющуюся с наибольшей силой у творцов произведений искусства. Задача философии, на его взгляд, состоит в том, чтобы помочь человеку овладеть рассеиваю­щимися интуициями.

Наиболее сильное влияние "философия жизни" оказала на этику. Создателем этической интерпретации "философии жизни" является немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900). Он развивал концепцию "воли к власти" на основе "воли к жизни".

Жизнь, согласно Ницше, стремится к максимуму чувства власти. "Воля к власти" - это наиболее значимый критерий любого типа поведения любого общественного явления. Она есть основа права сильного. Это право превыше всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким правом должен руководство­ваться подлинный человек по всех сферах своей жизнедеятельности.

Из "воли к власти" как права сильного Ницше выводит все основания морали. По его утверждению, мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших) над рабами (худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались навязать свою мораль господам. Начало этому процессу положили евреи в Ветхом Завете, а наивысшее развитие этот процесс получил в христианстве.

По мнению Ф.Ницше, иудео-христианская мораль препятствует полному самовыражению человека, поэтому необходимо провести переоценку ценностей. Ее смысл состоит в упразднении "восстания рабов в морали" и возрождении "морали господ". В основе "морали господ" должны лежать следующие принципы:

1) "ценность жизни" есть единственная безусловная ценность;

2) существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и уровнем "воли к власти";

3) сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.

Всем этим требованиям, согласно Ф.Ницше, удовлетворяет субъект морали господ- сверхчеловек. Ф.Ницше пропагандировал двойную мораль сверхчеловека. По отношению друг к другу - это снисходи­тельные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди. Но по отношению к "чужим" они немногим лучше диких зверей. Здесь они свободны от моральных "тормозов" и руководствуются в своих действиях инстинктами.

Согласно Ф.Ницше, в действительности сверхчеловека еще не было, цель человечества состоит в том, чтобы его вырастить. Заратустра - это не сверхчеловек, а "мост" к сверхчеловеку. Обычные люди нашего времени - это исходный материал, "навоз", необходимый для того, чтобы создать плодородную почву для выращивания сверхчеловека. Сверхчеловек занимает у Ф. Ницше место Бога. Бог умер, мы его убили,- возвещает Ф. Ницше, и на его место должны прийти сверхчеловеки.

Таким образом, в понятии жизнь у Ницше выражается воля каккумуляции силы, у Дильтея - факты воли, побуждений, и чувств человека, у Бергсона - кос­мическая сила, жизненный порыв. Но при любом понимании жизни общим для всех философов является убеждение в том, что и жизнь, и явления человеческой культуры недоступны рациональному, научному познанию. Они открываются или инстинктам или интуиции, противоположным научному познанию.

Одной из разновидностей философии жизни является фрейдизм. Имя этому философскому направлению дал З.Фрейд (1856-1939) – австрийский врач, психолог, основатель психоанализа. Психоанализ использовался Фрейдом для изучения психических влечений человека, его внутреннего мира, раскрытия смысла человеческого поведения и выяснения влияния социальных и культурных процессов на психическое состояние личности.

Психика человека представлялась Фрейду расчлененной на две про­тивоборствующие стороны: сферы бессознательного и сознательного. Цен­тральным элементом психики, его сутью он считал бессознательное, из которого в процессе развития появляется сознательное. В двадцатые го­ды Фрейд предложил модель структуры личности, которая состоит из трех слоев.

"Оно" ( Ид ) - слой бессознательных влечений, основа деятельнос­ти индивида. Действие "Оно» осуществляется по произвольной программе получения наибольшего удовольствия,

"Я" (Эго) - сфера сознательного, которое выделяется из "Оно" в силу противоречий, возникающих между бессознательными влечениями к удовольствиям и внешней социальной и природной необходимостью, "Я" стремится обуздать бессознательные влечения "Оно" и направить их с русло одобряемого обществом поведения. Фрейд сравнивает "Я" с всад­ником, который должен управлять существом более могущественным, чем он сам -"Оно".

"Сверх - Я" (Супер Эго) - внутриличностная совесть, которая возникает в силу неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и примирить их с действительностью. В "Сверх-Я" находят выражения общест­венные заповеди, запреты, власть авторитетов.

Фрейд считал, что основой бессознательного являются сексуальные влечения и комплексы, которые с детства заложены в человеке. Эту гипо­тезу он стремился обосновать ссылками на древнегреческий миф о царе Эдипе. Согласно фрейдистскому "эдипову" комплексу, мальчик испытывает постоянное влечение к своей матери и видит в отце соперника. При этом к отцу сыновья испытывают амбивалентные (двойственные) чувства. Они восхищаются отцом и одновременно ненавидят его. Позднее понятие “сексуальное влечение” Фрейд заменяет понятием "либидо", которым охватывается вся сфера человеческой любви, включающая любовь родителей, дружбу, об­щечеловеческую любовь и т.д. В конечном счете он выдвигает положение, согласно которому деятельность человека определяется как наличием био­логических, так исоциальных влечений, где определяющую роль играют "Эрос” - инстинкт жизни и "Taнатос" - инстинкт смерти.

Исходя из созданной модели личности, Фрейд обращается к исследо­ванию социальных и культурных процессов. Он считал, что психология личности является также и социальной психологией, поэтому психоанализ может быть использован и при изучении социальной и культурной жизни. Идеи психоанализа развивал Карл Густав Юнг (1875-1961), который в отличие от Фрейда, считал, что инстинкты имеют не биологическую, а символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает формы или идеи, имеющие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека.

Эти формы не имеют внутреннего содержания, а являются формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Эти формальные элементы, неотъемлемо присущие всему человеческому роду, носят название "архетипы". Они представляют собой формальные образцы поведения или символи­ческие образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, в реальной жизни соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека. Архетипы действуют в человеке инстинктивно.

К.Г. Юнг проводил четкое разграничение между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а также дочеловеческое, животное состояние. Оно зафиксировано в мифологии в народном эпосе, в религиозных верованиях и проявляется, выходит на поверхность у современных людей через сновидения.

Основоположники психоаналитической философии 3. Фрейд и К.Г. Юнг ставили перед собой задачу - прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты - А. Адлер (1870-1937), К. Хорни (1885-1952), Э. Фромм (1900-1980) стремились на основе базовых идей этой философии объяснить социальное устройство жизни людей.

Крупнейшим представителем неофрейдизма считается Э. Фромм, который попытался соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма. Он считал, что в личности нет ничего прирожденного, а все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования, имеющего две составляющие - экзистенциальную и теоретическую. К экзистенциальной составляющей он относит два факта:

1) человек изначально находится между жизнью и смерть, он брошен в этом мире в случайном месте и времени и выбирается из него опять же случайно;

2) существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, и тем, что он не может реализовать их в силу кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами сообразно своему характеру и культуре.

Исторические противоречия, coгласно Э.Фромму, имеют совершенно иную природу. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или и последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества.

Психоаналитическое направление в психологии и культурологи возникло как вполне рациональное учение об особенностях психики человека, объясняющее глубины его подсознания, влияние эмоций, чувств, впечатлений на поведение и особенности культуры.

Однако учение основателей психоанализа 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера было истолковано в иррационально-мистической плоскости. Взяв за точку отсчета идеи психоаналитиков о врожденности и наследственности "первичных влечений" человека, сексуальных комплексов, природы бессознательного, как внутреннего и сущностного ядра человека, ряд их последователей (В. Рейх, К. Хорни) заговорили о принципиальной необъяснимости человеческой деятельности, мистической сущности сексуальной свободы и негативном разуме человечества, исключающем рациональность.

Фрейдизм оказал влияние на самые различные направления современ­ной философии, на социальную психологию, этнографию. Особенно сильным оказалось воздействие на теорию и практику модернистских направлений в искусстве.

Однако, наиболее влиятельное направление иррационализма - экзистенциализм(от existentia-существование), возникшее в начале XX века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Известно два направления экзистенциализма - религиозное, представленное такими мыслителями, как К. Ясперс (1883-1969) и Г. Марсель (1889-1973) и атеистическое, выразителями которого стали М. Хайдеггер (1889-1976), Ж.П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960).

Многие экзистенциалисты своим учите­лем считают М. Достоевского.

Экзистенциализм возник после первой мировой войны в Германии. В период фашистской оккупации новая волна экзистенциализма распространи­лась во Франции, а после второй мировой войны он стал известен повсеместно. Возникновение и распространение экзистенциализма связано с тем, что в нем отразились проблемы, волнующие людей. Это проблемы смысла жизни, сущности человеческого существования, выбора линии поведения, ответственности личности.

Нельзя не учитывать, что экзистенциализм явился своеобразной реак­цией на положение науки XX века. В нем отразилось разочарование в спо­собности науки обеспечить процветание общества, ответить на интересу­ющие людей вопросы, стать руководством к действию.

Важнейшей категорией экзистенциализма является категория существования (экзистенция), которая трактуется как уникальное, неповторимое человеческое существование, как переживание личностью своего бытия. Само это существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе.

В атеистическом варианте иное выступает как ничто, это означает, что человек спонтанно самосоздает себя, осуществляя свою свободу. Перед человеком открывается бездна последствий и он вынужден сделать свой выбор. Осуществляя его, человек творит свободу. Он ответственен за свой выбор прежде всего перед собой, совсем нелегко постоянно нести это бремя ответственности, сознавая, что "созидая" себя, ты тем же самым творишь других людей и мир, в целом.

В своем подлинном существовании человек "заброшен" в мир, он постоянно находится перед лицом будущего, в том числе перед лицом смерти, в ситуации ответственности за свои действия. Экзистенция выступает как страх, экзистенциальная тревога, как пограничная экзистенциальная ситуация, в которой основным философским вопросом, по утверждению Камю, является вопрос о самоубийстве.

Согласно экзистенциализму, человек существует вмире, вопрос о самостоятельном существовании природы для него малоинтересен. Природа дана человеку изначально, исходная реальность целостна, она неделима на субъект и объект. И поскольку наука делит мир на объект и субъект, она не способна выразить существование, которое постигается в особом акте экзистенции. Экзистенция - это не просто переживание, а переживание бытия в мире.

Значение общества для личности состоит втом, что в лучшем случае оно может дать предпосылки экономических, политических и иных свобод. Однако, чаще общество ограничивает личность. По Хайдеггеру, общество есть сфера безличного, усредненного. Прорыв этой усредненности совершается в экзистенции, к которой неприменимы содержательные нравственные критерии. Главный призыв экзистенци­ализма: "будь подлинным". Во внешнем мире по отношению к другим это вряд ли вообще возможно, но чем более личностным является отношение к другим, тем оно подлиннее. То же относится и к художественному, религиозному, философскому творчеству, в котором человек разрывает путы внешности и объективности.

Следовательно, за исходное экзистенциализм берет изолированного челове­ка, все интересы которого сосредоточены на нем самом, на его неповтори­мом существовании. Поэтому термин "экзистенция" не применим к вещам, они есть, но они не существуют.

Экзистенциализм различает подлинное и неподлинное бытие. Разгра­ничение осуществляется в зависимости от того, что выдвигается на первый план в существовании человека - направленность в будущее, т.е. к cмерти, или в настоящее, приковывающее человека к его вещам.

Неподлинное бытие - это перевес в существовании настоящего, кото­рое выражается в том, что мир вещей заслоняет от человека его временность, конечность. Согласно экзистенциализму, мир вещей - это не только вещизм в буквальном значении слова, но и социальная среда обитания человека. Неподлинное бытие - это такой способ человеческого существования, при котором человек целиком поглощается средой, которая диктует ему стереотипы поведения, образ мыслей и чувств.

Изображая этот неподлинньй мир, экзистенциализм рисует реаль­ное oбщество с его культом потребления, нивелировкой личности, где каждый боится быть самим собой, выделиться из массы. Общество, коллективы, учреждения представляются экзистенциалистами чем-то нечеловеческими, противостоящим личности как враждебная ей сила.

Важное место в экзистенциализме занимает учение о пограничных ситуациях, в которых человек ближе всего подходит к осознанию своей временности (мгновения перед смертью, болезнь, горе, отчаяние и. т.п.). Существовать - это значит балансировать на грани "жизни и смерти", ощущая хрупкость своего бытия. Оказавшись в пограничных ситуациях, индивид начинает осознавать свою сущность, понимать враждебность окружающего мира, абсурдность своего существования под тяжестью навязанных канонов и норм.

Начав с гуманного тезиса о самоценности и неповторимости личности, экзистенциализм приходит к выводу об абсурдности мира, бессмысленности существования человека и человечества, выводу, который является цент­ральной идеей этой философии.

Близким к экзистенциализму, но и отличающемся от него, является такое направление как философская антропология. В широком смысле - это философское уче­ние о природе и сущности человека; в узком смысле — течение западной филосо­фии XX в., преимущественно немецкой. Его начало было положено М. Шеллероми получило свое развитие у Х. Плесснера, А. Гелена, Ротхакера, Хенгстенберга, А. Портмана, М. Ландмана и др. Они исходили из посылки о том, что "единая идея" человека, то есть наука о человеке в полном смысле этого слова, возможна. Они считали, что такая наука должна опираться на данные частных наук - психологии, морфологии, физиологии чувств и т.д., но она должна выйти за их пределы, то есть иметь философский характер. Эта наука по замыслу А. Гелена не должна стать метафизическим построением, как это было раньше, а опираться на эмпирически-научные данные. В этом случае она будет свободна от спекуляций и примет строгий и доказательный вид. Суть антропо­логического подхода современной западной филосо­фии - определить ос­новы и сферы «собственно человеческо­го» бытия. Собственно человеческое бытие включает в себя человеческую индивидуаль­ность, творческие возможности чело­века. Из него и через него возможно объяснить как собственную природу человека, так и смысл и значение окружающего мира.

Макс Шелер (1874-1928) определял философскую антропологию как базисную науку о сущности и сущностном строении человека. Он считал, что в известном смысле все центральные проблемы фи­лософии можно свести к вопросу: что есть человек? Он разработал программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Согласно этой программе, философская антропология должна соединить кон­кретно-научное, предметное изучение различных сторон и сфер человеческого бы­тия с целостным философским его постиже­нием. Постоянно растущее множество специ­альных наук, занимающихся человеком, по Шелеру, скорее затемняет представ­ление о сущности человека, нежели про­ясняет его. В этих условиях задача философской антропологии состоит в том, чтобы путем объективно­го осмысления и использования нового научного знания восстановить целост­ный философский образ человека. Тема человека и животного, выдвинутая Шелером в поздний период его творчества на передний план философского анализа, при­меняемые им методы сравнения челове­ка с животным, использование конкрет­но-научного биологического и психоло­гического материала были восприняты фактически всеми его последователями. В философской антропологии используется тезис Шелера о принципиальной противоположности человека и животного. Если животное изначально и полностью зависимо от естественных влечений и однозначно привязано к конкретной среде обитания, то человек является свободным существом. Его поведение не предопре­делено жестко природной целесообразностью. Это дает ему возможность дистанцированно относиться к предмету своего творчества. Сущностью человека является «антропологический дуализм духа и жизни». Жизнь является общим для человека и остального органического мира. В ходе эволюции органического мира происходит становление, и эволюция психического начала: ощущения, инстинкты, ассоциативная память, практический интеллект. Поэтому естественный человек при рождении, в принципе, не отличается от животного.

Арнольд Гелен (1904-1976) обращает внимание на биологическую неприспособленность и недостаточность человека. Тело человека не имеет защиты от погоды, от врагов, острота чувств уступает остроте чувств и силе животных. Чтобы выжить, человек вынужден стать «действующим существом» (совершать действия, создавать орудия труда, выращивать себе пищу и др.) Главный принцип существования человека – «принцип освобождения от бремени». Это — процесс преодоления физических ограничений своего тела, создания вспомогательных культурных средств, обеспечивающих выживание и существование человека. Результатом этого процесса является становление человека как культурного существа, а в основе культуры («второй природы человека») лежит духовное начало.

Хельмут Плесснер (1892-1985) указал на такую характеристику человека как эксцентричность его существа. Жизнь животного центрична в том смысле, что оно всецело привязано к природе и не выходит из нее, человек же, не имея возможности разорвать связь с природой, тем не менее покидает пределы природной колыбели и выходит за ее рамки. Там, где у животного в качестве основы имеется окружающий мир, у человека располагается сфера культуры. В этом двуцентричном бытии состоит неустойчивое положение человека, так как имеет место разрыв его бытия на тело и душу, но реально человек живет в психофизическом единстве, объясняющем и то, и другое. Но это единство не есть постоянное равновесие. Важнее то, что оно выглядит динамичным компромиссом тела и души, являясь, в сущности их разрывом. Эксцентрическая позиция проявляется в том, что человек, в отличие от животных, способен отделять свое «Я» от своего физического существования. Он может осознавать свою духовную неповторимость, осознавать себя как личность. Эксцентрическая позиция задает структуру внутреннего мира человека; основные способы реализации человеческого существования; формы отношения человека к бытию, базовые антропологические законы жизни человека. В коне­чном итоге становление философской антропологии привело к возникновению ряда самостоятельных антропологических концепций — биоло­гической (Гелен, Портман), культурной (Ротхакер, Ландман), религиозной (Хенгстенберг), педагогической (Больнов) и др. Представители философской антропологии раз­рабатывают свои учения в полемике с позитивизмом, требуя возврата от формальных проблем к со­держательным, от исследования приро­ды знания — к постижению природы бытия, и прежде всего человеческого бытия. Философия, следова­тельно, должна исходить из целостного жизненного субъекта, с позиции которого только и могут быть верно определены место и значение самого познания. Все­охватывающей жизненной действитель­ностью в философской антропологии, как правило, является пони­маемая в духе «философия жизни», кос­мически-витальная сфера. Антрополо­гическая целостность человека рассма­тривается сторонниками данного направления вне его практических отно­шений с природной и исторической реальностью.

 

sКонтрольные вопросы

1. Что характерно для современной западной философии?

2. Что представляет собой позитивизм? Какова эволюция данного направления?

3. Каковы особенности постпозитивизма?

4. В чем выражается специфика феноменологии и герменевтики?

5. В чем выражается иррационализм А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора?

6. Что представляет собой философия жизни?

7. Что такое психоаналитическая философия?

8. В чем состоит сущность экзистенциализма?

9. Что представляет собой современная философская антропология?


Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Алексеев П.В. История философии. М., 2008. – 240 с.

2. Бессонов Б.Н. История философии. М., 2009. – 278 с.

3. Губин В.Д., Бандуровский К.В. История мировой философии: Учебное пособие для вузов. М., 2008. – 350 с.

4. Гуннар Скибекк, Нилс Гилье История философии. М., 2008. – 799 с.

5. Горбачев В.Г. История философии. Брянск, 2000. – 336 с.

6. Ильин В.В. История философии. СПб.: Питер, 2005. – 732 с.

7. Философия. Учебник для вузов/ Под. ред. В.Н. Лавриненко. М., 2002. – 520 с.

8. Хрусталев Ю.М. Философия. М., 2008. – 352 с.

9. Философия медицины / Под ред. Шевченко Ю.Л. М., 2004. – 480 с.

Справочная литература:

1. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: «Мысль», 2001.

2. Философский энциклопедический словарь. М., 2007. – 576 с.

3. Русская философия: Словарь. / Под. ред. М.А. Маслина. М., 1995. – 655 с.

4. Современная западная философия. Словарь. М., 2000. – 544 с.

5. Общественная мысль России XVIII – нач. ХХ века. Энциклопедия. М., 2005. – 637 с.

Дополнительная литература:

1. Великие мыслители ХХ века. М., 2002. – 511 с.

2. Сербиненко В.В. Русская философия. Курс лекций. М., 2006 – 464 с.

3. Фокина Н.И. Современная западная философия. Учебное пособие. М., 2009. – 336 с.

4. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. М., 2003. – 207 с.

5. Чикин С.Я. Врачи-философы. М., 1990. – 382 с.

Хрестоматии и сборники работ:

1. Антология мировой философии. М., Т. 1-4. 1969-1970.

2. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории русской общественной мысли XIX – ХХ вв. М., 1997. – 752 с.

3. Россия и Европа: Хрестоматия. / Сост. Л.Н. Шишелина. М., 2007. – 613 с.

4. Русская идея: сборник произведений русских мыслителей. М., 2004. – 505 с.

 

Учебное издание

 

История философии. Часть II:





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...