Главная Обратная связь

Дисциплины:






Натурфилософия Ренессанса: Дж. Бруно, Н. Кузанский



Во 2 пол. XVI и в нач. XVII в. на сцену выходит специфическая философская область — философия природы. Фил. Прир. типичное выражение философии Ренессанса. Ее родиной была Италия.Приход философии природы был подготовлен всем предшествующим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса. В этот поворотный период чел. приходит к убеждению в возможности своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности и достоинства человека, идеалы свободы являются духовным климатом, в котором рождается и новая фил. Прир. К вершинам фил. мысли Ренессанса принадлежит пантеистическая фил.природы Джордано Бруно (1548—1600), в кот. Наиб. полно выражен гуманистический стихийно-диалектический характер философии и науки Ренессанса. Бруно родился в г. Нола, близ Неаполя, и был сожжен на костре на Площади цветов 17 февраля 1600 г. Его главным учителем был Николай Кузанский. В работах Бруно все время встречаются известные неоплатонические термины: «единое», «ум», «душа», «материя». Правда, понимает в духе Кузанского, для которого Бог есть максимум и минимум, высшее единство мира. Для Джордано Бог также является Единым, что является исходным пунктом для понимания мира. Единое есть и причина бытия (ибо Бог есть Единое), и само бытие (ибо все бытие едино). Поэтому Бог и мир есть одно и то же. В мире соединяются все его противоположности — возможность и действительность, дух и материя. Мир не рождается и не уничтожается, поскольку мир и Бог есть одно и то же. Самый радикальный из всех систем итальянской философии природы. Поэтому вступил в конфликт с церковью, схоластической наукой (отрицание загробной жизни, сомнения в непорочном зачатии). Важнейшим положением Бруно, было в утверждении бесконечности природы. Единое, материя – неразвернутая причина всего существующего. Против дуализма схоластки. Мир является единым, которое состоит из множества самостоя тельных единиц. Целое, если оно бесконечное и неподвижное, не нуждается в том, чтобы для него искали источник движения. «Неподвижность» целого понимается как абсолютность движения, поэтому не следует искать некий внешний источник движения (бога как первого двигателя). В человеческой душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи. Цель разума – проникновение в глубину явлений, познание законно мерностей природы, т.е. ее божественности. Чувственное познание само по себе недостаточно. Познание является бесконечным процессом, потому что и предмет его бесконечен. Этические воззрения в утверждении “героического энтузиазма”, безграничной любви к бесконечному. Призывает к борьбе за благородные цели. За добро, которое неограниченно реализуется во вселенной. Истинным мерилом нравственности является деятельность, земные цели человека. Николай Кузанский-философ, богослов и ученый раннего Возрождения; церковный деятель. В 1440 выходит его первая и самая известная философская книга «Об ученом незнании». пишет небольшие сочинения: «О сокрытом боге», «Об искании бога. Основными источниками фил. Н. К. были неоплатонизм, номинализм,философия Фомы Аквинского, а также мистические учения средневековья. Главные проблемы его философии — отношение Бога к миру, место и роль человека в мире, а также природа познания. Н. К. сблизил бесконечного Бога и конечный мир. Бог — «абсолютный» или «бесконечный максимум», актуальная бесконечность, мир — проявление Бога, «ограниченный максимум», «абсолютный минимум» или потенциальная бесконечность. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной вещи. Согласно Н. К., Бог есть одновременно центр и окружность, он пребывает везде и нигде. Мир также имеет свой центр повсюду и нигде. Философ, выдвинув в качестве основного принципа своей философии положение о «совпадении противополож ностей», поставил под сомнение незыблемость закона непротиворечия, установленного Аристотелем, и тем самым расшатал устои средневековой схоластики. он выдвинул принцип ограничения «абсолютного максимума», в силу чего возникает неисчерпаемое многообразие единичных вещей. Н. К. возродил античный взгляд на человека как на микрокосм, подобный макрокосму. Человек – существо, соединяющее в себе божественное и земное. Особенно примечательны гносеологические прин ципы Николая Кузанского, которые предвосхитили многие идеи немецкой классической философии. Познание осуществляется, по Николаю Кузанскому, благодаря взаимодействию чувств, воображения, рассудка и разума. На самой высокой ступени познания расположен разум, который, мысля во всем сущем совпадение противоположностей, преодо левает ограниченность чувственного познания и рассудка. Н. К. диалектично подходил к истине, видя ее неотделимо связанной с заблуждениями. Разум, пребывающий в состоянии «ученого незнания» и противостоящий гордыне рассудка, бесконечно приближается к истине. Центральный герой ряда его диалогов, «простец», противостоящий схоластической «учености», выступал у Н. К. как персонификация разума.





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...