Главная Обратная связь

Дисциплины:






Выполните два логических упражнения и подумайте, на чем основывал свою аргументацию Парменид. Ответ запишите.



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФИЛОСОФИИ

Часть 2

Учебное пособие

 

Новокузнецк

 

 

ББК 87я1

Р 134

 

Рецензент:

Кандидат философских наук, доцент,

заведующий кафедрой социологии, политологии и права СибГИУ

Э.С. Гершгорин

Кандидат политологических наук, доцент,

заведующий кафедрой философии и политологии КузГПА

Ю.И. Головичев

 

Р 134 Рабочая тетрадь по философии: уч. пособие / Сост. Т.Л. Готьятова, С.В. Ковыршина, Л.Б. Подгорных: СибГИУ. – Новокузнецк, 2009. – 237 с.

 

Представлены тексты и разнообразные задания, соответствующие темам учебной программы второго семестра.

Рабочая тетрадь предназначена для студентов 2 курса всех специальностей очного и заочного отделений.

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Предисловие…………………………………………………………..4

2. Тема 1 Проблемы философской онтологии………………………..5

3. Тема 2 Проблема сознания в философии…………………………..32

4. Тема 3 Антропологическая проблематика в философии…………58

5. Тема 4 Бытие человека как философская проблема……………….98

6. Тема 5 Аксиология как учение о ценностях………………………109

7. Тема 6 Философские проблемы познания………………………...121

8. Тема 7 Философия науки…………………………………………...133

9. Тема 8 Философия техники………………………………………...143

10. Тема 9. Социальная философия…………………………………..176

11. Тема 10 Философия истории……………………………………...193

12. Тема 11. Глобальные проблемы современности………………...218

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Авторы второй части «Рабочей тетради по философии» предлагают дидактический материал, содержание которого может стать основой как для аудиторной, так и внеаудиторной, самостоятельной работы студентов.

Разноуровневые по сложности задания распределены соответственно темам учебной программы второго семестра изучения философии. Составители учебного пособия рассчитывают на то, что знание особенностей способа постановки и решения философских проблем, этапов истории философии, как ступеней развития универсального общественного интеллекта и др., полученное в предыдущем семестре, поможет в освоении содержания, объяснительных ресурсов и методологических возможностей основных философских разделов - философской онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии, социальной философии и философии истории.

Дидактическое разнообразие предлагаемых заданий, с одной стороны, дает возможность студенту приобрести и проявить навыки систематического, критического и самостоятельного мышления, с другой – позволяет преподавателю использовать различные формы контроля знаний и компетенций студентов.

Тема 1 ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОЙ ОНТОЛОГИИ



1.1 Будда однажды изрек:

«Задумаемся, что породило все вокруг и где корни самого бытия? Бытие есть лишь извечное волнение дхарм (т.е. перевоплощений, явлений). Что же это? Частицы? И да, и нет. Духи? И да, и нет. Не может человеческий язык дать определение мировым элементам, но из них слагается все, а различаются они только в проявлениях».

 

Вопросы и задания:

 

В чем же заключаются загадки бытия? Основываясь на данном высказывании Будды, сформулируйте 3 загадки бытия.

1.2 М. Хайдеггер, определял бытие следующим образом:

Бытие... Таким именем существительным именуется то, что мы имеем в виду, когда говорим «есть», «было», «будет»... И все же, едва заслышав слово «бытие», мы уверяем, что за ним невозможно ничего себе представить, в нем невозможно ничего помыслить.

 

Вопросы и задания:

Воспользовавшись учебными пособиями и хрестоматиями по философии, выпишите 10 определений категорий бытия. Сравните их с определением понятия бытия М.Хайдеггера. Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее полным и содержательным? Почему?

1.3 Древнегреческий философ Парменид дал бытию следущее определение: «Бытие должно быть едино, непрерывно, цельно, неделимо и сплошь однородно; только таким бытие дано в нашем разуме».

Что это значит? Кажется, что в этом определении речь идет не о многообразном по форме и проявлениям окружающем мире, а о какой-то каменной глыбе. Однако, если мы попытаемся помыслить бытие «само по себе», как нечто объективно существующее, как некое целостное единство, то неизбежно наш разум приведет нас к подобному определению.

Задания:

Выполните два логических упражнения и подумайте, на чем основывал свою аргументацию Парменид. Ответ запишите.

 

ВИД - РОД

Вид Род
Болонка, пудель, бульдог, фокстерьер и т.д. Собака
   
   
   

РАЗЛИЧИЕ И СХОДСТВО

 

Различие   Сходство
  Мыло - пылесос  
  Камень - окно  
  Студент - семинар  
  Ручка - глаз  
  Телефон - ящерица  
  Обувь - песня  

 

Опираясь на философский текст, проанализируйте тезис Платона: «Если существует только единое целое и ничего другого, то не существует и этого единого целого». Дайте свои комментарии по обсуждаемой проблеме.

 

- Разве природа единого та же, что и природа тождественного?

- А разве нет?

- Ведь когда нечто становится тождественным чему-либо, оно не становится единым.

- А чем же оно тогда становится?

- Становясь тождественным многому, оно с неизбежностью становится многим, а не одним.

- Правда.

- Но если бы единое и тождественное ничем не отличались, то всякий раз, как что-либо становилось бы тождественным, оно делалось бы единым и, становясь единым, делалось бы тождественным.

- Совершенно верно.

- Следовательно, если единое будет тождественно самому себе, то оно не будет единым с самим собой и, таким образом, будучи единым, не будет единым. Но это, конечно, невозможно, а следовательно, единое не может быть ни отлично от иного, ни тождественно самому себе.

- Не представляется ли, что слова «было», «стало», «становилось» означают причастность уже прошедшего времени?

- Конечно.

- Далее, слова «будет», «будет становиться», «станет» не указывают ли на причастность времени, которое только должно наступить?

- Да.

- А слова «есть», «становится» - на причастность настоящему времени?

- Именно так.

- Следовательно, если единое никак не причастно никакому времени, то оно не стало, не становилось и не было прежде и не есть теперь и, наконец, оно не будет становиться, не станет и не будет впоследствии.

- Совершенно верно.

- Но возможно ли, чтобы нечто было причастно бытию иначе, нежели одним из этих способов?

- Невозможно.

- Следовательно, единое никак не причастно бытию.

- Оказывается, нет.

- И поэтому единое никоим образом не существует.

- Очевидно, нет.

- Не существует оно, следовательно, и как единое, ибо в таком случае оно было бы уже существующим и причастным бытию. И вот оказывается, единое не существует как единое, да и вообще не существует.

 





sdamzavas.net - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...