Главная Обратная связь

Дисциплины:






Философский структурализм



Структурализм – научное направление в гуманитарном знании, возникшее во Франции в первой половине 20 в. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, ивариантных при некоторых преобразованиях. В такой интерпретации структура не просто устойчивый “скелет”, какого либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий, путем перестановки его элементов и некоторых других симметрических преобразований. Структурный метод сначала был разработан в лингвистикеа затем взят на вооружение антропологии (науке о человеке), социологии, психологии. Словом структурализм (Леви-Строс, Лакан, Фуко) как философскому течению присуща абсолютизация структурного метода. Стремление раскрыть универсальные структуры социальной реальности и человеческого мышления перерастает в поиск метафизических сущностей. Начиная с 40 структурный метод использовался в языкознании, а затем в литературе. Так Леви-Строс – французский этнолог-структуралист, создатель концепции структурной антропологии, наибольшее внимание уделил исследованиям мифологического мышления, стремясь показать наличие общей структуры в мифах различных племен и народностей. Его выводы: одни и те же мифы воспроизводятся с буквальной точностью в разных регионах мира. Мифологическое и научное мышление подчинено одной логике. Структурализм одна из форм позитивизма как и критический рационализм. Ж. Лакан. Отождествил бессознательное со структурой языка, означающее слово и означаемое (предмет) образуют отдельные ряды. Этим он раскрепостил слово, и освободил от зависимости от означаемого, ввел понятие “плавающего означающего”, указывающего на наличие отсутствия реального объекта, явления. Идея Лакана, само отсутствие и порождает имя в момент своего происхождения – “знак, слово, текст, есть прежде всего отсутствие. Значит все, что мы говорим о мире, является не его свидетельством присутствия, но всего лишь проекцией нашей точки зрения и нашего собственного бытия. Мишель Фуко, размышляя над задачей философии (“Археология знания”) говорил, “Не в тои ли состоит ее дело, чтобы узнавать – вместо того, чтобы узаконить уже известное – как и до какого предела можно было бы мыслить иначе”. Исходя из концепции языкового характера и сводя деятельность людей к дискурсивным практикам (Дискурс – текст, посвященный определеному сюжету), говорит что для каждой эпохи существует определенная эпистема – “проблемное поле”, достигнутое к данному времени культурному знанию, образующегося из дискурсов различных научных дисциплин. В своей совокупности они образуют единую систему знания – эпистему. Она осуществляется на практике как “языковой код” - свод предписаний и запретов. Эта языковая форма бессознательно определяет поведение и мышление общества. Общество со времен буржуазии стремиться к тоталитарному режиму. “Власть-знание”, т.е. знание, которое определяется целями и задачами власти и ведение своих объектов. Общество входит в эпоху бессконечных экзаменов и принудительной объективизации.

 

 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...