Главная Обратная связь

Дисциплины:






Формы и уровни познания. Гносеологический статус интуиции



Житейское (обыденное) познание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и связан прежде всего с обыденным жизненным опытом. В обыденной жизни “мы размышляем без особой рефлексии, без особенной заботы о том, чтобы получилась истина.. мы размышляем в твердой уверенности, что мысль согласуется с предметом”. Эта информация о единичных объектах и ситуациях. Житейское знание базируется на зравом смысле и обыденном сознании. Эта форма знания развивается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с “языком” человеческой культуры в целом.

Научное познание. Как правило, житейское познание сводится к констатации фактов и описанию. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становиться научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное – это прежде всего объяснительное знание. Сущность научного познания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Задачами научного познания в уразумении сущности объекта, постижение истины, установлении связей, отношений и закономерностей. Ключом в житейском и научном познании является узнавание, т.е. узнавание уже известного.

Практическое знание. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в целевой установки. Если главной фигурой научного познания является ученый, то для практического познания – инженер. Цель ученого – открытие закономерности, общего принципа, “узнавание” новой идеи. Цель же инженера – создание новой вещи на основе уже известных, зафиксированных принципах. Практика состоит в овладении вещами, в господстве над природой. (Было бы проще разделить тогда научное познание на теоретическое и практическое, ?) Художественное познаниеобладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строиться на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в “живые лица” и воспринимается в виде зримых событий. Это и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных проблем, оценочный характер. Это опыт – познавательный, эмоциональный и этический – создает связь поколений в общем потоке всемирной истории. Другой отличительный момент художественного познания – требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью мира. Неповторимость художественных произведений. Уровни познания.В недалеком прошлом считалось, что познание имеет два уровня: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что уровнями познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Чувственное и эмпирическое познание – не одно и то же. Чувственное знание – это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора, информирующего меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Эмпирический уровень познания связан с использованием всевозможных приборов; он предполагает наблюдение, описание наблюдаемого. Ощущение, восприятие, представление. Исходным чувственным образом познавательной деятельности является ощущение – простейший чувственный образ, отражение, копия или своего рода снимок отдельных свойств предметов. Ощущения возникают под влиянием процессов, исходящих из внешней среды по отношению к человеку и действующих на его органы чувств. Внешними раздражителями являются звуковые и световые волны и т.п. Ощущения обладают широким спектром модальности: зрительные, слуховые, кожно-осязательные, болевые, температурные, обонятельные. Любой предмет обладает множеством самых разных сторон и свойств. И мы воспринимаем их не порознь, а как единое целое. Следовательно, объективной основой восприятия образа как целостного является единство и вместе с тем множественность различных свойств предметов. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения, называется восприятием. восприятие включает в себя осознание, осмысливание предметов, их свойств. Ощущения и восприятия осуществляются и развиваются в процессе практического воздействия человека на внешний мир. Положение об ощущении как субъективном образе объективного мира направлено своим острием против механического деления качеств на первичные и вторичные. Первичные (форма, объем) являются отражением объективно существующих особенностей предметов, а вторичные (цвет, звук) носят чисто субъективный характер. Отсюда ложный вывод Маха: “запах, цвет – это не свойства предметов, а наши ощущения. Тот или иной предмет воздействует на органы чувств какое-то определенное время. Затем это воздействие прекращается. Но образ предмета не исчезает, он сохраняется в памяти. Следовательно, мыслить что-то можно и по его исчезновении: ведь о нем остается определенное представление. Представления – это образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека и потом восстанавливаются по сохранившимся в мозгу связям. Ощущения и восприятия являются началом сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. В представлении сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника. Наблюдение, эксперимент и описание. Люди стремятся познать то, чего они еще не знают. “Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем”, - восточное изречение”. Пытаться найти решение поставленной проблемы можно двумя путями: искать нужную информацию в существующей литературе или самостоятельно исследовать проблему с помощью наблюдений, экспериментов и теоретического мышления. Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, например с помощью микроскопа и т.п. Наблюдение – это активная форма деятельности, направленная на определенные объекты и предполагающая формулировку целей и задач. Важнейшее место в подготовке наблюдений является уяснение задач наблюдения, требований, предварительная разработка планов. Человек не ограничивается ролью наблюдателя. Проводя эксперименты, он является и деятельным испытателем. Эксперимент - это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования. Особую роль познания составляет мыслительный эксперимент, который совершается над воображаемой моделью. В ходе и в результате наблюдения и эксперимента осуществляется описание. Основное научное требование к описанию – это достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента. Установление факта является необходимым условием научного исследования. Факт – это явление материального или духовного мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства. По словам Эйнштейна, наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими. От чувственного познания, от установленных фактов, путь познания ведет к абстрактно-логическому мышлению.Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Переход от ощущения к мысли имеет свое объективное основание в раздвоении объекта познания на внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление. Внешние стороны вещей, явления отражаются в форме живого созерцания, эмпирического познания, а сущность, общее в вещах – с помощью понятий, логического мышления. Эмпирическое познание констатирует, как протекает событие. Теоретическое отвечает на вопрос, почему оно протекает. Познание у каждого человека идет от живого созерцания к абстрактному мышлению. Основными формами мышления, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений. В отличие от ощущения, восприятия и представления понятия лишены наглядности, или чувственности. Восприятия отражает деревья, а понятие – дерево вообще. Понятие есть мысленный образ сущности. Сократ: “Точное логическое определение понятий – главнейшее условие истинного знания”. Понятия возникают в голове человека лишь в определенной связи, в виде суждений. Мыслить значит судить о чем-либо. Суждение – это такая форма мысли, в которой посредствам связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо. Например: “Клен – растение”, есть суждение, в котором о клене высказывается мысль, что он есть растение. Суждения имеются там где мы находим утверждение или отрицание. Можно сказать, что суждение – это развернутое понятие, а само понятие – это свернутое суждение. Словесной формой выражения суждения является предложение. Понятия и суждения включены в цепь более сложных умственных действий – в рассуждения. Относительно законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений оно образует новое – вывод. Суждения, из которых выводится заключение, суть посылки. Умозаключение представляет собой операцию мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение. Поскольку любое знание носит ограниченный характер как исторически, так и по содержанию, поскольку существует необходимость в предположительном знании. Гипотеза – это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета, его свойства. Это вид умозаключения, пытающегося проникнуть сущность еще недостаточно изученного объекта. После, в силу своего вероятностного характера гипотеза требует проверки и доказательства, после чего она становиться теорией. Теория – это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение. В каждый момент времени мы осознаем лишь что-нибудь одно. Но и оно имеет множество свойств, связей. И мы можем познавать это “одно” только в преемственном порядке: концентрируя внимание на одних свойствах и связях и отвлекаясь от других. Абстрагирование – это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами. При абстрагировании выделяется какое-либо одно свойство объекта из целого набора свойств. Идеализация – мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически. Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы в действительности, но для них имеются прообразы в реальном мире. Идеализация – определения предела того или иного свойства (абсолют). Пример: понятие “точка”. Введение в процесс исследования идеализированных объектов дает возможность осуществлять построение абстрактных схем реальных процессов. Задачей всякого познания является обобщение – процесс мыслительного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Данный переход есть процесс ограничения. Переход от чувственного уровня познания к логическому производится посредствам операций абстрагирования, обобщения, идеализация. Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям способностью, как и чувства, и абстрактное мышление. Говорят о чувственной и интеллектуальной интуиции. ИИ - мыслительная способность человека, позволяющая проникать в сущности вещей. Важная черта интуиции – ее непосредственность. Она не опирается на логическое доказательство. Если иметь ввиду, что интуиция относится к интеллекту и связана с отражением сущности явлений (т.е. если отграничить ее от чувственно и инстинктивного), то можно сказать, что интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. нтуитивной способности человека свойственны: 1) неожиданность решения задач, 2) неосознанность путей и средств ее решения и 3) непосредственность постижения истины на существенном уровне объектов. По характеру новизны интуиция бывает стандартизированной и эвристической. Первую называют интуицией-редукцией (догадки) Пример – врачебная интуиция Боткина, известно, что пока пациент проходил от двери до стула (7 метров), Боткин мысленно ставил диагноз, который в большинстве оказывался верным. Эвристическая или творческая интуиция связана с формированием принципиально нового знания. Интерес представляет точка зрения, согласно которой сущность творческой интуиции заключается в своеобразном взаимодействии наглядных образов и абстрактных понятий, а сама творческая интуиция выступает в двух формах: эйдетической и концептуальной. Возможны следующие пути формирования чувственных образов и понятий в человеческом сознании: 1) процесс сенсорно-перцептивный, в результате которого появляются чувственные образы; 2) чувственно-ассоциативный процесс перехода от одних образов к другим; 3) от чувственных образов к понятиям; 4) от понятий к чувственным образам; 5) процесс логического умозаключения, от одних понятий к другим. Очевидно, что 1,2,5 не являются интуитивными. Формирование интуитивного знания связано с 3,4, т.е. от чувственных образов к понятиям и наоборот. Примеры эйдетической интуиции – наглядное представление о структуре молекул бензола, возникшее у Кекуле. Они формировались с помощью понятий. Пример концептуальной интуиции – возникновение понятия о кватернионах у Гамельтона, эти понятия возникли не путем логического рассуждения (хотя он предварял открытие), а скачкообразно; большое значение имело комбинирование чувственных образов. (“комбинаторная игра” образными элементами мышления, по Эйнштейну). Творческая интуиция определяется как специфический познавательный процесс, заключающийся во взаимодействии чувственных образов и абстрактных понятий и ведущий к созданию новых образов и понятий, содержание которых не выводится путем простого синтеза предшествующих восприятий или путем только логического оперирования имеющимися понятиями. Творческая интуиция и творческое мышление процесс бессознательны, подсознательной инкубации. К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся следующие: 1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы; 2) поисковая ситуация, состояние проблемности; 3) действие у субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы; 4) наличие “подсказки”. Значительное число открытий, связана с действием “подсказки”, которая служит пусковым механизмом интуиции. Для Ньютона, как известно это было яблоко, вызвавшая идею всемирного тяготения. Успех интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободится от шаблона, убедится в непригодности ранее известных путей и вместе с тем сохранить увлеченность проблемой, не признавать ее нерешаемой. Поскольку интуиции свойственно подсознательное и сверхсознательное, то можно сделать вывод что такое отключение субъекта полезно. Профессор Сакулин ложил листок и ручку у кровати, чтобы при озарении мгновенно записать. Способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия. Вероятностный характер интуиции означает как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное. Логика есть орудие доказательства, а интуиция – орудие изобретения. Интуиции бывает достаточно для усмотрении истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для это необходимо доказательство. Во всяком доказательстве имеются тезис, основания доказательства (аргументы) и способ доказательства. Тезисом называется положение, истинность или ложность которого выясняется посредством доказательства. Доказательство, посредством которого выясняется ложность тезиса, называется опровержением. Все положения на которые опирается доказательство и из которых следует истинность тезиса, называются основаниями или аргументами.



 

 





sdamzavas.net - 2019 год. Все права принадлежат их авторам! В случае нарушение авторского права, обращайтесь по форме обратной связи...